{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Евгений Талызин 03 августа 2015г.
Жилищно-коммунальное хозяйство
ЖКХ. Против кого дружим?

Дмитрий Чариков

Добрый день. Добрый день, уважаемые радиослушатели. С вами на радио «МедиаМетрикс» программа «Жилищно-коммунальное хозяйство» и я, её ведущий Дмитрий Чариков. Представляю сегодняшнего нашего гостя. Это Талызин Евгений Юрьевич, эксперт по теме ЖКХ, председатель правления СРО НП УО МО. Я расшифрую, это СРО Управляющих Организаций Московской Области. Добрый день, Евгений.

Евгений Талызин

Здравствуйте. 

Дмитрий Чариков

И прежде, чем мы перейдем непосредственно к теме регулирования, хотелось бы сказать о том, что среди населения сегодня очень много различных домыслов, инсинуаций вокруг всего, что связано с ЖКХ. И у граждан накопилась масса вопросов. И такая ситуация, на мой взгляд - следствие либо некорректной подачи информации, либо отсутствия должного информирования. Вот в этой связи, как Вы считаете, Евгений, насколько важным и актуальным является это направление, связанное с информированием среди населения, среди граждан, среди жителей?

Евгений Талызин

Любое профессиональное информирование является основной темой, которая позволит людям больше разбираться и понимать те процессы, которые сейчас происходят в этой сфере ЖКХ. Саморегулируемая организация, председателем правления которой я являюсь, напрямую с информированием граждан не связана, потому что основной темой взаимодействия у нас является взаимодействие с управляющими организациями. И уже опосредовано, через управляющие организации мы пытаемся, так сказать, преодолеть правовой нигилизм населения в тех сферах, которые на сегодняшний момент социально чувствительны очень. Поэтому информационный поток, который подается, требования к нему должны быть, конечно, ужесточены в том плане, что подача должна быть профессиональной прежде всего. Вот такое мое мнение.

Дмитрий Чариков

Вот на Ваш взгляд, кто должен быть источником, какая организация, на каком уровне источник аккумулирования этой информации и подачи в пространство?

Евгений Талызин

Давайте пойдем от обратного. Когда у собственника жилья что-то случается, куда он идет? Он идет в управляющую организацию – это вариант «А», когда управляющая организация правильно выстраивает отношения. И вариант «Б» – муниципалитет, в администрацию. Поэтому основными интересантами, будем так говорить, информационного потока, правильного информирования граждан является и управляющая организация, и муниципальная власть.

Дмитрий Чариков

Понятно. Ну вот, в этой связи тогда я задам вопрос такой. Сегодня очень много рассуждений на тему стоимости отчислений на капитальный ремонт зданий, в которых граждане проживают. И претензии какого характера? Если посмотреть стоимость отчислений по квадратному метру, например, взять Казань - там 80 копеек, если взять Питер, то 2,5 рубля, Самара, по-моему, 5,40 руб., в Москве – 15 руб. И вот такой вопрос возникает сразу же практически у представителей всех социальных уровней (не только бедные, но и люди, у которых средний, выше среднего уровень достатка): почему такая разбивка? В чем здесь дело? Почему в Питере 2 руб. с половиной, а в Москве 15 это стоит?

Евгений Талызин

Любое решение, которое принимается на уровне региональных властей, оно экономически обосновано. Если в республике Татарстан на условиях софинансирования и помощи региональным бюджетам в реализации программы капитального ремонта может себе позволить вообще денег не собирать, ну, наверное, это их право. Если в Москве экономически обоснованной цифрой стало 15 руб., это, значит, решение властей региона. Поэтому сравнивать на сегодняшний момент стоимость программы капитального ремонта по регионам, наверное, не совсем корректно. Это решение властей региональных, о том какую нагрузку на себя возьмет региональный бюджет в реализации данной программы, не более того.

Дмитрий Чариков

Я правильно понимаю, что стоимость ремонта, если брать по квадратным метрам, она выше намного?

Евгений Талызин

Вы знаете, колебание стоимости капитального ремонта в регионах, оно примерно колеблется около одной цифры – это от 20 до 30 тысяч за квадратный метр. Это включает все виды работ, начиная от фасадов и кончая внутридомовыми сетями. Еще раз повторю: какую часть региональный бюджет готов софинансировать, так и определяется. С принятием, например, бюджетов на следующие года, данная цифра может измениться в регионах. Что мы наблюдаем, например, в Центральном федеральном округе.

Дмитрий Чариков

Хорошо. Возвращаясь к теме СРО непосредственно, если говорить на эту тему, то я, как человек, тоже, в общем-то, имеющий какое-то отношение (в свое время принимал участие в строительном бизнесе, проработал топ-менеджером ряда строительных холдингов и являлся членом правления одного из строительных СРО), скажу честно - институт СРО в строительстве задумывался, как система регулирования, допуска к строительным работам, как инструмент борьбы с недобросовестными участниками рынка, но вот по факту вышло немножко не так. Большинство СРО создается и контролируется, особенно в регионах, наиболее сильными игроками, для которых СРО – это, в общем-то, ресурс влияния, для членов СРО – это своего рода биржа работы тендеров, а для конкурентов – система сдержек и противовесов. А вот с теневыми участниками рынка как раз вышло совсем нехорошо, никакие СРО им не указ, они получают допуск к работам по объявлениям на столбах, где написано «Членство в СРО за 3 рубля за 3 часа» и т.д. Вот какова роль и функции саморегулирования организации по регулированию в сфере ЖКХ?

Евгений Талызин

В сфере управления многоквартирными домами, я хотел бы уточнить.

Дмитрий Чариков

Да-да.

Евгений Талызин

При создании СРО управляющих организаций мы хотели не сделать тех же самых ошибок, которые были сделаны в сфере саморегулирования строительных организаций. Если объяснять на простом языке, достаточно комичная ситуация, когда строительная организация, осуществляющая свою деятельность и побеждающая в тендере в Калининградской области, является членом Хабаровского СРО. Поэтому, проект СРО управляющих организаций еще стартовал в стенах Министерства ЖКХ Московской области, и основной идеей была реализация на уровне региона и потом транслирование этого на федеральный уровень, внедрение в законодательную базу нескольких принципов. Первое - обязательность членства, второе - региональность данного СРО, третье - инвариантность, т.е. в регионе должно быть несколько саморегулируемых организаций, позиционирующих себя как профессиональное сообщество, которое должно объединять в своих рядах тех игроков, которые участвуют в данной экономической сфере. Ведь для того, чтобы нам понимать какой член у нас присутствует по уровню профессионализма, по другим критериям, которые у нас были закреплены в меморандуме с правительством, очень важно страховать их деятельность. Вот кто-то должен отвечать за деятельность управляющих организаций со стороны профессионального сообщества. Есть и другая сторона, с которой мы столкнулись еще до внедрения процесса лицензирования, – это увод денежных средств населения и т.д. Подходить однобоко к наведению порядка в данной сфере невозможно. Поэтому мы подходили системно к этому вопросу. Реализация проекта областного расчетно-кассового центра предполагала объединение биллинга для контроля всех платежей населения и на базе этого областного РКЦ глубокого расщепления всех платежей: каждый рубль, который человек платит, должен расщепляться на все составляющие вплоть до газовой. И идея была не монополизация данной сферы, а внедрение единого унифицированного программного продукта, который позволил бы устранить субъективную и административную составляющую влияния на денежные потоки. Это решило бы массу проблем. Я думаю, что это и будет реализовано на территории Московской области, потому что сейчас идет очень интенсивная работа и губернатора, и правительства в этом направлении. Поэтому сам институт СРО должен быть, повторюсь, региональный для того, чтобы отвечать за деятельность тех субъектов, которые осуществляют свою деятельность на территории области. Обязательное членство, причем это не в качестве инструмента преференции игры на конкурсах и тендерах, а именно для того, чтобы управляющие организации понимали ту степень ответственности, которая на них возлагается и за деньги, и за свою деятельность, которую ведут. 

Дмитрий Чариков

Ну, вот если опять-таки проводить параллели с СРО в строительной отрасли, что получилось? Достаточно большое количество СРО в каждом регионе, начиная с таких вот мощных, звучащих часто, громко и т.д. и таких вот маленьких СРО. Как Вы считаете, в Вашей сфере большое количество саморегулируемых организаций – это благо или это вред?

Евгений Талызин

Большое количество СРО – это вред.

Дмитрий Чариков

Почему?

Евгений Талызин

Дело в том, что мы знаем о том, что в сфере управления жилищным фондом существуют некие строительные холдинги, которые создают аффилированные управляющие организации. Что мешает 25 аффилированным управляющим организациям создать свое СРО со своими стандартами, которые никоим образом не будут коррелироваться с теми видениями, которые предъявляет к деятельности управляющих компаний и Правительство, и само население, прежде всего?

Дмитрий Чариков

То есть, иными словами, чем меньше, тем лучше? Не количеством, а качеством?

Евгений Талызин

Совершенно верно.

Дмитрий Чариков

Понятно. А, вот, Евгений, как Вы прокомментируете ту ситуацию, которая связана с уводом (тоже эти вопросы часто задаются) платежей потребителей в офшоры некоторыми управляющими компаниями в сфере ЖКХ и энергетики. Звучали с самого верха, что называется. Об этом были заявления от лица главы МВД и Президента Российской Федерации, говорили об этой проблеме. Что там сегодня происходит? Какова ситуация?

Евгений Талызин

Частично я этого вопроса коснулся, когда рассказывал Вам о задачах реализации программы областного расчетно-кассового центра. Если на уровне региона будет реализована данная программа и внедрен единый унифицированный программный продукт, который исключит влияние на расщепление платежей административного и человеческого фактора, то работы у прокуратуры убавится значительно. Я думаю, что когда эта программа получила свой старт в рамках и Тульской области, и Московской области, многие вопросы отпали сами собой, очень много вопросов. Нет возможности у управляющих компаний недобросовестных выводить те средства, которые им не принадлежат. В автоматическом режиме все расщепляется вплоть до газовой составляющей, и с каждого рубля, который человек заплатил по совокупному платежу, своя доля ушла, в том числе и ресурсникам.

Дмитрий Чариков

Вот на сегодняшний день для управляющей компании членство в СРО является обязательным?

Евгений Талызин

Нет.

Дмитрий Чариков

Соответственно, рычагов влияния на деятельность управляющей компании на сегодня нет?

Евгений Талызин

Да, на сегодняшний день, к сожалению, рычаги влияния на управляющую компанию у нас существуют только посредством Государственной жилищной инспекции, которая осуществляет жилищный надзор. Это единственный инструмент со стороны государства. Второй инструмент - конечно, жители. Их священное право, это общее собрание, переизбрание управляющей организации, никто не отменял. Это в соответствии с Жилищным кодексом.

Дмитрий Чариков

Опять-таки, возвращаясь к строительной отрасли, членство в СРО – это, в общем-то, единственная возможность для строительной компании, осуществляющей те или иные виды работ, получить допуск к этим работам. Все-таки есть и хорошие какие-то моменты, безусловно, связанные с тем, что компания просто не получит допуск. Но опять-таки в связи с тем, что существуют, к сожалению, случаи, и мы их видим достаточно часто и в печатных изданиях, в информационных газетах, и вплоть до столбов уличных, вот эти вот все объявления: «Членство в СРО за 3 рубля…». Я так утрирую, конечно, но тем не менее. Если вводить обязательное членство управляющей компании в СРО, как Вы считаете, эта проблема может также появиться в этой сфере?

Евгений Талызин

Нет, мы как раз и уходим от этих ошибок, которые были в сфере строительных СРО. О саморегулировании в сфере управления домами - мы подошли ответственно к этому моменту. У нас есть вся юридическая обвязка со всеми структурами: с Госжилинспекцией, с правительством Московской области. Структура публичная, и она региональная. Мы сверяем наши требования к деятельности организации с исполнительными органами власти региона, а посему включить в члены нашего СРО компанию «Рога и копыта» за три рубля… Ну, имиджевая потеря несоизмерима с теми финансовыми выгодами, которые можно приобрести. Да мы на это и не пойдем. Вот именно поэтому невозможно получить компании без соответствующей подготовки кадров, без соответствующего оборудования, с неким опытом работы, членство в СРО. Невозможно.

Дмитрий Чариков

Хорошо. На сегодняшний день ценз количественный каков для создания СРО?

Евгений Талызин

25 компаний, соответствует Гражданскому кодексу.

Дмитрий Чариков

А вот не может возникнуть такая проблема, что некая СРО, свежеиспеченная, наберет-таки эти 25 компаний где-то, таким образом, появится дополнительный регулятор? 25 компаний – это много или мало, скажем так?

Евгений Талызин

Это достаточно много. Нужно вернуться к результатам лицензирования на территории, например, Московской области. Если у нас до периода лицензирования было 734 управляющих компаний, то сейчас их больше 1000 стало. Это потому что появились новые управляющие компании, которые на сегодняшний момент будут участвовать в конкурсах (в соответствии с 131-ФЗ) и участвовать в голосовании жителей и т.д. Давайте возьмем пример. Создалось СРО, к примеру, которое по своим задачам не ставит улучшение количественной деятельности, а только финансовые выгоды некие. Для этого и нужен жилищный надзор, который Госжилинспекция осуществляет. Завтра 2-3 компании из этого СРО будут лишены лицензии, соответственно встанет вопрос о дееспособности данного СРО, и что за критерии декларируются данным профессиональным сообществом, и насколько оно профессионально. А посему нужно прорабатывать механизмы ликвидации таких СРО, которые по профессиональному признаку не отвечают тем стандартам, которые предъявляет исполнительная власть и прежде всего люди на местах.

Дмитрий Чариков

Более того, хочу сказать, в строительной отрасли есть такие факты, когда недобросовестные застройщики исключались из СРО, что называется, задним числом, буквально за день до факта возбуждения уголовного дела или возникновения каких-то проблем с дольщиками, которые являлись уже обманутыми, пострадавшими. Более того, существуют случаи, когда во главе СРО… Скажем так, контролирующая организация строительная являлась компанией, которая в свою очередь сама проходила по уголовному делу. И это все дискредитировало в результате сам институт СРО, если не окончательно, но, тем не менее. В общем-то, ничего хорошего в этом нет. И есть такой вот накопленный опыт, в том числе негативный, который, на мой взгляд, поможет избежать вот этих вот различных проблем, которые были при введении института СРО в строительной отрасли. Вот у меня еще такой вопрос, Евгений. Вот бытует такое мнение, что в регионах в частности, приходит новый мэр, ставит начальником, скажем так, водоканала или теплосети своего лояльного к нему человека. Там не исключается, что он хороший, возможно, менеджер, управленец и человек хороший, но он не является специалистом в данной области, а воду видел лишь, скажем, в кране или из окна отеля в море. Я, конечно, утрирую, но, тем не менее, как он будет этим всем управлять, если возникнет какая-то аварийная ситуация, возникнет форс-мажорная ситуация? Есть ли рычаги у СРО в этой ситуации, и как вообще решать вот эту проблему? В первую очередь на плечи кого лягут вот эти последствия?

Евгений Талызин

Давайте немножко разделим, потому что СРО достаточно специфично. Это управление эксплуатация жилым фондом. То, о чем Вы говорите, имеет немножко другой характер. Здесь оно переплетается с политикой, потому что, что транспорт, что сфера ЖКХ – это достаточно социально чувствительные сферы, где, будем так говорить, присутствует политический аспект. Давайте гипотетическую ситуацию возьмем, когда прошли выборы, и руководство того или иного водоканала или транспортного предприятия по своим политическим убеждениям не согласны, да? Ведь можно создать коллапс на территории муниципального округа и создать негативный имидж вновь избранному руководителю. Поэтому здесь нужно либо полностью деполитизировать данную сферу, и тогда основным критерием назначения на должность будет только подбор по профессиональным качествам и опыту работы, либо подходить с другой стороны. Если талантливый администратор, то специалисты в той или иной сфере будут составлять, будем так говорить, некую технологическую основу на том или ином предприятии. Подходов несколько. Но на сегодняшний момент, Вы абсолютно правы, любой глава муниципалитета ищет не только профессионала, но и политически лояльного администратора в ту или иную сферу, социально чувствительную для него.

Дмитрий Чариков

А, вот глядите, еще такая информация. Застройщик создал объект, ну предположим... я не знаю... «Каскад», условно говоря, «Марс»… не знаю, как называется компания строительная. Вот, реализацией, точнее, привлечением денежных средств граждан в долевое строительство занимается какая-то компания, предположим «Марс-Инвест». После того, когда объект создан, на передний план выходит управляющая компания «Марс... скажем... Управление». Т.е. управляющая компания аффилированная и подотчетная самой строительной компании. Вот это порочная практика, на Ваш взгляд, или все-таки в этом есть некий смысл?

 Евгений Талызин

Я считаю, что это практика достаточно, с одной стороны, порочная, если говорить о недобросовестности самого застройщика. Т.е. на период управления жилым фондом и периода заселения застройщик начинает устранять недоделки, которые связаны со строительством, и тогда, конечно, ему необходима аффилированная управляющая компания. Если застройщик уверен в качестве выполняемых работ и после ввода объекта в эксплуатацию все инженерные, строительные узлы в должном состоянии, то нет ничего страшного, что будет приходить совершенно другая управляющая компания, победившая на тендере в соответствии с законом 131-ФЗ.

Дмитрий Чариков

Ну, ничего такого страшного, крамольного, в том, что строительные компании, как смежный вид деятельности, извлечение доходов, связанный с обслуживанием того объекта, который ей же создан…

Евгений Талызин

Страшного ничего нет.

Дмитрий Чариков

Абсолютно. Потому что вокруг этой темы тоже достаточно много разговоров: плохо это или хорошо. По умолчанию такая установка, что это скорее плохо, чем хорошо.

Евгений Талызин

Это все зависит от добросовестности застройщика. Прежде всего.

Дмитрий Чариков

Понятно. Ну, что ж, уважаемые радиослушатели, я хочу сообщить вам о том, что мы не прощаемся с вами. Мы, к сожалению, вынуждены прерваться на небольшую музыкальную паузу, после чего продолжим обсуждать те вопросы, которые сегодня волнуют, наверное, каждого россиянина. Оставайтесь вместе с нами на радио «МедиаМетрикс». Мы вернемся к вам через несколько минут.

(играет музыка)

Дмитрий Чариков

Итак, уважаемые радиослушатели, мы снова вместе с вами на радио «МедиаМетрикс», программа «Жилищно-коммунальное хозяйство» и я, ее ведущий Дмитрий Чариков продолжаю беседовать с нашим гостем в студии. Напоминаю, сегодня с нами эксперт по теме ЖКХ Талызин Евгений Юрьевич, председатель правления СРО НП УО Московской области, СРО Управляющих Организаций Московской Области (я расшифровываю вот эту аббревиатуру). Евгений, и сегодня мы обсуждаем все проблемные зоны, связанные с этой сферой, и в том числе разговариваем о СРО, о регулировании. Вот какой... какие, точнее даже, приоритетные задачи стоят сегодня перед СРО? Вот какие проблемы сегодня существуют и пути возможные уже решения этих проблем?

Евгений Талызин

Ну, проблем, конечно, очень много, но мы поэтапно их решаем. Я уже сказал о том, что наша задача все-таки донести до исполнительной власти необходимость обязательного членства и региональности данных профессиональных сообществ. Это первое. Второе: я говорил о том, что мы заключили соглашение с правящей партией «Единая Россия» об информационном обмене, сотрудничестве для того, чтобы полностью посвятить часть своей деятельности просвещению населения в сфере ЖКХ. Для того чтобы люди понимали, за что они платят, кому они платят, каким образом формируется совокупный платеж, кто отвечает за те или иные вопросы, связанные с их благоприятным проживанием в своем доме. Поэтому проблем достаточно много, но мы их решаем поэтапно. У нас есть план реализации своих идей, поэтому мы движемся своим путем.

Дмитрий Чариков

Я со своей стороны как бы сформулировал вот эти основные проблемы, которые существуют? Это, естественно, в первую очередь – обязательность, да? Т.е., если нет обязательного членства...

Евгений Талызин

Нет, я Вас поправлю. Первое – это региональность.

Дмитрий Чариков

Все-таки региональность?

Евгений Талызин

Все-таки региональность, да. Потому что на уровне региона и исполнительная власть, и законодательная власть, и профильное сообщество в определенной сфере должны знать друг друга в лицо, так называемое, для того, чтобы можно было… Была ответственная структура, которая отвечает за профессиональный подбор кадров в сфере управления недвижимостью. И отвечала за их деятельность, в том числе и при наступлении страховых случаев, чего нет в строительной сфере, к сожалению.

Дмитрий Чариков

Т.е. исключить такие случаи, что управляющая компания, состоящая в СРО какого-то Новосибирска, предположим, она…

Евгений Талызин

Безусловно.

Дмитрий Чариков

Вот, хорошо...

Евгений Талызин

И исполнительная, и законодательная власть, и профессиональное сообщество должны вместе работать в одном и том же направлении, формировать и уточнять те стандарты, которые интересуют, прежде всего, людей.

Дмитрий Чариков

Иными словами, порядок в доме должна обеспечивать та компания, которая знает этот дом, сама живет (ну, образно) в этом доме и, соответственно, разбирается во всех вопросах. Но вот вопрос обязательности здесь также является очень важным с точки зрения именно регулирования и неких рычагов, потому что без обязательности, увы...

Евгений Талызин

Вы знаете, к теме обязательности всё должно само собой прийти. Допустим некую гипотетическую ситуацию, когда на общем собрании люди выбирают управляющую организацию, не являющуюся членом СРО регионального, они должны понимать, что есть определенный риск в том, что данная управляющая компания не будет соответствовать тем требованиям или не исполнит те обещания, которые были задекларированы во время общего собрания. Люди это должны понимать. Я думаю, что мало найдется товариществ собственников жилья с активной позицией и самих собственников, которые выберут такую управляющую организацию.

Дмитрий Чариков

Вот здесь мы можем столкнуться с какой проблемой... Именно проблемой, которая… как бы это сказать корректней... Борьба за лояльность населения. Если этим не будет заниматься саморегулирующая организация, то этим может теоретически заниматься управляющая компания, которая придет, соберет жителей, внушит, что она замечательная компания. Вот подобное что-то происходит сегодня на рынке недвижимости среди игроков риэлтерских услуг. Существует до сих пор такая система – добровольная сертификация риэлтерских услуг. Она была введена российской гильдией риелторов, и вот вроде бы на этом все поставили точку, но так до сих пор этот институт сертифицирования не пошел. Почему? Потому что он носит именно добровольный характер. Соответственно, кто-то сертифицировался, а недобросовестные игроки и участники рынка просто проигнорировали. То, что не является обязательным, можно смело игнорировать. И вот эта обязательность, в общем-то, она является, на мой взгляд, серьезным, в общем-то, условием.

Евгений Талызин

Вы сейчас говорите о той части собственников жилья, которая достаточно пассивно реализует свою позицию.

Дмитрий Чариков

Она зависима. Она зависима от мнения. Вот есть такое мнение, бытует.

Евгений Талызин

Мне хотелось бы, конечно, уточнить, что Вы понимаете под словом «лояльность»? Мне не совсем понятно, что такое лояльность.

Дмитрий Чариков

Что такое лояльность? Хорошо, я опять же возвращаюсь к теме стоимости отчисляемых средств на капремонт. Вот беседовал с различными категориями граждан, и вот это непонимание, то, что эту информацию, которую люди получили от соседей, от знакомых, от приятелей, друзей и т.д., она не совсем может быть верная, но у людей уже сложилось мнение. И вот с этим мнением очень сложно и трудно бороться. Гораздо проще это мнение формировать. Почему? Потому что если оно уже сформировано, переделать, переспорить, переубедить, точнее, скажу правильнее, переубедить человека гораздо сложнее.

Евгений Талызин

Я Вас услышал. Мы начинали нашу передачу именно с этого - об информировании населения. Если столкнемся с гипотетической ситуацией «Что-то случилось», куда идут люди? Либо в управляющую компанию, либо в руководство исполнительной власти. Кто заинтересован в участии в данных собраниях для того, чтобы жители получали проверенную, достоверную информацию? Это муниципалитет, это добросовестная управляющая организация и, наверное, отчасти, это руководство СРО.

Дмитрий Чариков

Но ведь дело в том, что у чиновников вообще не стоит такая задача «Выявлять проблемы» и тем более громко о них трубить, да? Т.е. чиновнику выгодней сказать, что у него нет проблем.

Евгений Талызин

Гораздо хуже, когда эта проблема потом возвращается через возбуждение уголовных дел и какие-то медиа-всплески на уровне социального недовольства. Это гораздо хуже. Проще предупредить эту ситуацию, чем потом героически ее преодолевать.

Дмитрий Чариков

Совершенно верно. Опять-таки источник жалоб и обращений граждан к управляющей компании, лично мне кажется, сомнительным. Почему? Потому что у меня это ассоциируется с теми компаниями застройщиков (я опять же скатываюсь все время по аналогии вот в эту сферу), когда дольщики, обозленные пробуксовкой сроков строительства, идут к застройщику, задают ему вопросы и слышат какие угодно ответы, но это совершенно ответы несоответствующие… Ну, я еще ни одного не знаю застройщика, который бы сказал дольщикам: «У меня проблемы, действительно, у меня перебой с финансированием, у меня то-то, то-то, то-то». Всегда ответ один: «Все хорошо, все под контролем, все замечательно, и нервничать причин никаких нет». Вот только, к сожалению, откуда-то берутся вот эти самые обманутые дольщики, которые потом выходят на улицы с плакатами «Где наши деньги? Где наши квартиры?». Здесь СРО может быть именно той структурой, которая более объективно сможет выступить своего рода таким третейским судьей. Вот как Вы считаете?

Евгений Талызин

Третейским судьей, наверное, СРО может выступить. Но, прежде всего, назначение СРО – являться гарантом добросовестности профессиональных участников рынка.

Дмитрий Чариков

Но в чем-то эта гарантийность должна выражаться, да? Т.е. человек должен знать, что я прихожу в СРО, пишу жалобу, предположим, на управляющую компанию, которая вот безобразничает. И у меня, как у гражданина, должна быть твердая уверенность, что этого паршивца, управляющую компанию, накажут. И как это сделают?

Евгений Талызин

На самом деле Вы все правильно говорите за исключением одного. У нас жилищный надзор осуществляет Госжилинспекция, поэтому жалоба, которую собственник по своим внутренним причинам может написать, она будет обращена в Госжилинспекцию. Другое дело – взаимодействие Госжилинспекции, как органа исполнительной власти, с профессиональным сообществом на сегодняшний момент находится в стадии обсуждения и проработки. Общая договоренность о совместных действиях у нас есть.

Дмитрий Чариков

То есть этот функционал, точнее, компетенции каждого из участников, они должны твердо быть прописаны?

Евгений Талызин

Безусловно. Вся компетенция, она заключается в чем? В исполнении тех критериев деятельности управляющих организаций, которые... Мы вот сели с исполнительной властью и договорились, что в соответствии с законодательством российским требования к управляющим организациям у нас вот такие.

Дмитрий Чариков

Чтобы не получалась та ситуация, как опять-таки с пострадавшими участниками строительства. Они идут, пишут заявления в следственные органы, их признают потерпевшими по уголовному делу, но это не приближает тот долгожданный момент новоселья. Им можно, вот как вы говорите, написать заявления в инспекцию, пожаловаться. Но последствия? Меня интересуют последствия. Что будет?

Евгений Талызин

Вы знаете, однобоко к этой ситуации, если уж мы коснулись обманутых дольщиков, подходить нельзя. Проблемы есть. Но есть и та категория граждан, которая может спекулировать на этой теме, когда инвестируют в строительство дома, а потом за счет судебных тяжб уменьшают стоимость квадратного метра в свою пользу. Вот в качестве вложения капитала, часть людей, которая этой деятельностью занимается, они будоражат на самом деле общественное мнение в этой сфере. Именно они. Люди, которые заключили договор ипотеки, скопили деньги и заплатили, они ждут и с пониманием относятся к застройщику, когда тот внятно и честно рассказывает о проблемах и с чем они связаны. Вопрос открытости и добросовестности подрядчика – это основная…

Дмитрий Чариков

Понятно. А вот с точки зрения альтернативности? Понятно, что СРО, дабы избежать конфликта с ФАС, Антимонопольной службой, не может существовать в единственном числе. Альтернативность с Вашей точки зрения, если взять какой-то регион, количество этих СРО, которое целесообразно?

Евгений Талызин

В соответствии с законом, СРО региональное может начать свою деятельность при количестве членов не меньше, чем 25. Если взять общее количество управляющих организаций, которые осуществляют свою деятельность на территории отдельно взятого региона, оно колеблется от 100 до 700 примерно.

Дмитрий Чариков

- Это цифры членов СРО?

Евгений Талызин

Это всего игроков на данном рынке услуг. Я говорю по разным регионам. В какой-то области их больше, в какой-то области - меньше.

Дмитрий Чариков

Т.е. на территории Российской Федерации?

Евгений Талызин

Конечно.

Дмитрий Чариков

Т.е. всего? И 25 – это вот тот ценз количественный...

Евгений Талызин

Ниже которого СРО прекращает свою деятельность в соответствии с постановлением Минюста.

Дмитрий Чариков

Я сейчас говорю именно о количестве самих саморегулирующих организаций.

Евгений Талызин

Если будет востребовано, например, 100 этих саморегулируемых организаций…

Дмитрий Чариков

А зачем?

Евгений Талызин

Я с Вами согласен, что незачем совершенно. По моему виденью, количество СРО должно быть до 10 на территории крупных областей. До 10. Оптимальный вариант – это где-то 4-5 саморегулируемых организаций, которые объединяют в себе своих членов от 100, от 200. Дальше будет управляющими организациями приниматься решение: какое профессиональное сообщество им ближе по духу, по новациям, по решению вопросов самих управляющих организаций. Те, которые слышат, что говорят им управляющие организации, выходят с законодательной инициативной на региональный уровень. Вот от чего зависит количество членов в том или другом СРО. А самих СРО должно быть не более 10.

Дмитрий Чариков

Хорошо, а вот теоретически может быть такая ситуация? Предположим, обязательность уже случилась, и некую управляющую компанию, как недобросовестную или по каким-то другим критериям, исключают из СРО, предположим, «А». Эта компания идет в СРО «Б», вступает в это СРО и продолжает, собственно, свою деятельность.

Евгений Талызин

Мы возвращаемся к принципу обязательности, который на сегодняшний день не реализован. Вы понимаете, если компания исключается из членов СРО, она прекращает свою деятельность на территории данного региона.

Дмитрий Чариков

Но теоретически может всплыть на территории другого региона? И в этом случае пункт первый, на котором вы настояли, это региональность.

Евгений Талызин

Безусловно.

Дмитрий Чариков

Т.е. в этом регионе она уже осуществлять свою деятельность не сможет, а в другой регион, скажем так, не сможет сунуться. Почему? Потому что есть принцип региональности. Все логично.

Евгений Талызин

Да.

Дмитрий Чариков

Вот таким образом, недобросовестная управляющая компания будет отлучена от деятельности...

Евгений Талызин

И вынуждена уйти с рынка.

Дмитрий Чариков

И вынуждена уйти с рынка. Это достаточно простое и, в общем-то, лежащее на поверхности решение. И осталось только дело за малым: критерии региональности и обязательности, чтобы начали работать, точнее, были приняты уже на законодательном уровне. А вот с точки зрения законодательного уровня насколько можно надеяться, ожидать, собственно, принятия этих решений? Ведется ли работа?

Евгений Талызин

Работа ведется. Я Вам просто могу сказать о том, что председателем наблюдательного совета в нашем СРО является председатель комитета Областной Думы Московской области по вопросам ЖКХ, это Владимир Владимирович Дупак. Поэтому законодательная власть нас слышит. И те вопросы, которые поднимаем мы в рамках наших членов управляющих компаний, они доводятся. Как быстро это будет реализовано? Ну, форсировать мы не будем, потому что на сегодняшний момент нужно до конца завершить и разобраться с процессом лицензирования, с теми участниками рынка, которые на данный момент присутствуют: закреплением за ними домов, качеством и оснащенностью техникой, профессиональным подходом к своей деятельности. Следующим этапом будет как раз региональность и обязательность, то, что мы будем объяснять, просить исполнительную власть услышать нас. Именно поэтому у нас соглашение, я повторюсь, и с правительством Московской области есть, диалог выстроен у нас и с органами жилищной инспекции, которая осуществляет жилищный надзор. Мы коррелированны с партийными проектами, которые призваны работать с населением. Проекты такие, которые напрямую связаны с преодолением, будем так говорить, проблем неграмотности населения в том подходе о том, что все понимают, что они имеют право.

Дмитрий Чариков

Вот, кстати, о неграмотности населения. Ну, я бы не сказал неграмотности, а о недостаточном информировании. Вот как Вы относитесь к такому институту: подключить, как общественный контроль, некие общественные организации, которые, кстати, могут помогать в направлении именно с точки зрения информирования населения, которое, на мой взгляд, несколько пассивно относится к проблеме. Т.е. оно сколь угодно может об этом возмущаться о каких-то там, с их точки зрения, непорядках, но, тем не менее, шагов каких-то, предваряющих этот бунт, беспощадный и бессмысленный, не предпринимать. И опять-таки по аналогии с действиями тех самых пострадавших дольщиков, которые в конечном итоге выходят на улицы, а могли бы в составе инициативных групп, института инициативных групп, которые направлены не на разрушительные какие-то действия, а именно на созидательные и связанные с выстраиванием диалога.

Евгений Талызин

Вы знаете, любой диалог может быть выстроен только в одном случае, когда люди хотят этого диалога и когда готовы слушать друг друга. Вот, например, в рамках партийных проектов «Единой России», это «Школа грамотного потребителя», как раз задача довести до населения те или иные инициативы, которые осуществляет региональное правительство или реализуется на уровне федерации. Ведь когда люди начинают задавать вопросы? Когда они не понимают, за что они платят и кому они платят. Поэтому возникает просто протестное такое внутреннее ощущение: «Просто не плачу и все!»

Дмитрий Чариков

Да, «Просто не будем платить!». Как в том случае: «Что такое? Почему Москва 15, Питер – 2? Нас обдирают. Платить не будем категорически». Все, дальше идет волна неплатежей. И что у нас получается? Как бы предваряя эту волну неплатежей (как в воду глядели), тут же появляется информация, которую я не могу назвать корректной и своевременной. Почему? Потому что это грозная информация о том «Ах! Платить не будете? Тогда мы у вас отключим воду, отключим газ, электричество, канализацию обрубим и вообще из квартиры выселим, и пойдете на улицу жить в коробке». Что после этого будет испытывать обычный человек, которому вместо ответов выложили такую волну, точнее, перечень санкций? У него этот протест становится еще больше и никакой конструктивный диалог здесь просто уже невозможен. Хотя, в общем-то, любому гражданину можно объяснить: «Гляди», - сказать ему, - «20-30 руб. стоимость ремонта, вот эти деньги, которые ты платишь, – это деньги за минусом тех субсидий», ну, назовем их условно так. Это, собственно, вопрос не к самому факту «платить или не платить». Это, собственно, вопрос к городским властям: «Почему так, а не иначе?». Вот куда надо задавать вопрос.

Евгений Талызин

Вы знаете, сейчас мы коснемся вопроса капитального ремонта. Ведь законодатель предложил некую альтернативу: либо это фонд капитального ремонта регионального оператора, либо это специализированный счет. На специализированный счет, когда люди платят некую сумму, которая утверждена не ниже регионального тарифа, они понимают, что они аккумулируют некую сумму на свой дом. Когда платежи идут к региональному оператору, возникает вопрос: «У меня дом в 35-ом году стоит в региональной программе. За что я плачу сейчас?».

Дмитрий Чариков

Я скажу больше, многие люди говорят: «Мы не доживем до этого счастливого дня, когда нам отремонтируют фасад, соответственно, зачем я буду платить за то, чем я не попользуюсь в этой жизни? Может, в другой, но в этой точно не попользуюсь». Вот, человеку 70 лет, 60, ладно. В плане ремонта фасада выяснилось, что работа будет произведена в 44-ом году каком-нибудь, через 29 лет. В общем-то, с человеческой точки зрения этого гражданина понять можно. Зачем сейчас с него собирать деньги за то, что будет через 29 лет? Вообще, зачем такая программа, растянутая во времени?

Евгений Талызин

Дело в том, что за один год восстановить изношенный жилой фонд невозможно. Ни один региональный оператор, ни один бюджет ни одного региона такую программу просто не вытянет.

Дмитрий Чариков

Ну, хорошо. Можно было бы поступить каким образом? Вот опять-таки с точки зрения информирования и вообще работы с населением, мне кажется, существует такая проблема: граждане не очень доверяют сейчас всевозможным программам. Их понять можно. Вот, ситуация с пенсией, с пенсионным фондом. Ну, здание построили, все замечательно. Недоверие – раз. Еще какие-то фонды - другие сборы. В том же строительстве вот это страхование: куда уходят деньги и не растворятся ли они, и не уйдут ли они в песок? И справедливый вопрос сегодня есть: эти деньги, где они находятся? Где они аккумулируются? Где они хранятся? И каким способом они тратятся и будут тратиться? Мне кажется, вот этой вот отчетности… Я в информированность вкладываю еще понятие отчетности за расходование. Мне почему-то кажется, что люди не хотят этого делать в том числе, не только потому, что не могут найти или услышать ответа на свои вопросы, но еще и не доверяют. С индексом доверия тоже необходимо работать как-то.

Евгений Талызин

Ну, индекс доверия к исполнительной власти – это тема, наверное, не нашей передачи. Что касается правительства Московской области, на прошлой неделе состоялась пресс-конференция в стенах «Интерфакса», и на вопросы по капитальному ремонту отвечал и министр строительного комплекса Марина Евгеньевна Гоблина, и ее зам. профильный Алексей Борисович Смирнов, и директор был этого фонда. Поэтому те вопросы, которые задавались корреспондентами тех или иных СМИ, они в общем-то носили общий характер, которые говорят люди на улице, в домах, в подъездах, на скамеечках. Частично эти вопросы были отвечены, частично – будут в будущем. Как формируются? Мы же идем сейчас в неком направлении, и не до конца мы понимаем, чем оно закончится. Но идти в этом направлении надо, безусловно. Дома ветшают, ремонтировать их надо. Общий ремонт состоит из неких наборов операций, начиная от реконструкции внутридомовых сетей, кончая кровельными работами и реконструкцией фасада. Все начинается с проверки, с мониторинга. Сначала нужно сделать техническую экспертизу домов, определить очередность. Мы же этого не делали очень долгие годы.

Дмитрий Чариков

Более того, хочу сказать, мне кажется, что буквально через несколько лет мы столкнемся с серьезной проблемой. И проблема связана с тем, что типовое жилье, застройка которых осуществлялась в городах-миллионниках, в средних городах (это те самые спальные районы, микрорайоны, это крупнопанельные домостроения), ведь все это ветшает, ветшает стремительно. И поездив по регионам... Ну, это уже... Это гетто, да? Лет 10-15 назад это были вполне приличные дома, в общем-то, там было приятно на них смотреть. Но сейчас стоят серые, какие-то страшные, даже не знаю, как их назвать, как после вторжения инопланетян. И вот это вот все...

Евгений Талызин

Вы сейчас имеете в виду внешний вид или внутренний?

Дмитрий Чариков

Ну, внешнее отражение на лице – это внутреннее состояние. Это справедливо, как и по отношению к человеку, так и к зданиям, сооружениям.

Евгений Талызин

Пока люди все-таки не поймут, что статус собственника предполагает не только права, но и обязанности следить за своей недвижимостью и о том, что эта недвижимость – их собственность, которую нужно содержать должным образом, а не разрисовывать лифты, к примеру, либо плевать в подъездных группах, бить стекла в подъездах, которые потом будут отапливать улицу зимой. Понимаете, вот без этого нельзя. Поэтому информационная подача со стороны и общественных организаций, и в рамках партийных проектов, со стороны СРО, исполнительной власти – это очень важные составляющие успеха общего.

Дмитрий Чариков

Ну, что ж, понятно. И вот у меня еще такой вопрос: в связи с достаточно сложной экономической ситуацией, понятно, что многих людей сейчас сокращают с рабочих мест, урезается зарплата, что-то не так идет с бизнесом. Вот эта проблема неплатежей по коммунальным услугам насколько велика вообще на сегодняшний день?

Евгений Талызин

Вы знаете, это очень сложная проблема, и в рамках одной передачи мы не сможем обсудить. Если в двух словах говорить, то правительство на сегодняшний момент определило индекс чувствительности по совокупному платежу за услуги ЖКХ. Он находится на уровне 20-22% от дохода семьи. По исследованиям других ученых и социологов – этот уровень находится на уровне 12-8%, что, в общем-то, мне ближе. Например, когда из 20 000 совокупного дохода семьи платится 2-3 тысячи - это одна история, когда 5-6 – это совсем другая. Тогда собственники начинают задавать вопросы. За что они платят? Кому они платят? По каким тарифам? Как они сформировались? На каком основании и исходя из чего они были утверждены федеральной службой по тарифам, комитетом по тарифам (кстати, он сейчас прекратил свою деятельность и перешел в ведение Федеральной Антимонопольной Службы). Поэтому, вопрос неплатежей очень важен. Мы пытаемся объяснить. Даже при идеальном варианте, когда мы говорим за что платят, есть приборы учета общедомовые, мы показываем управляющей компании, что дом потратил столько-то, надо заплатить, исходя из принципа справедливости распределения тепла по квадратным метрам. Все понятно. Теперь мы можем посмотреть на социальные группы, которые проживают. Если это пенсионеры, это значит, у них есть социальная поддержка, компенсация, компенсационные меры, которые через службы соцзащиты проходят. Если это люди, которые потеряли работу и находятся в трудной ситуации, значит, нужно адресную поддержку опять же по линии Министерства защиты предусматривать. Если есть маргинальные группы, которые в принципе не платят, значит, нужно предлагать санкционную политику некую. ограничения прав собственности. Значит, эта собственность, которая досталась по законам приватизации, – это не его, значит, нужно вводить институт договора социального найма с таким расчетом, что приватизация по данным договорам не предполагается.

Дмитрий Чариков

То есть, чтобы не получилось так, что добросовестные граждане, которые столкнулись с временными сложностями, не были зачислены в ту самую маргинальную составляющую. Ну, что ж, многие проблемы, обычно начинаются тогда, когда отсутствует профессиональное информирование и экспертное участие в медиапространстве, ведь, как известно, информация правит миром и влияет на успех, ну, наверное, любого проекта. Евгений, спасибо Вам за то, что Вы нашли время принять участие в сегодняшнем разговоре. Программа «Жилищно-коммунальное хозяйство» на радио «МедиаМетрикс» подходит к концу, и с вами был я Дмитрий Чариков. До новых встреч в понедельник на радио «МедиаМетрикс». И помните, господа, именно среда, в которой мы все живем и определяет наше сознание. Всего вам доброго.