Дмитрий Волков
— Уважаемые друзья, добрый вечер. С вами программа «Интернет-экономика» с Дмитрием Волковым. И у нас в гостях Анна Шайхутдинова - сооснователь проекта «Profilum». Мы продолжаем говорить о проникновении Интернета в различные сферы экономики, даже несмотря на то, что московское время — 22 часа 17 минут.
Анна Шайхутдинова
— Это нам не помеха, абсолютно.
Дмитрий Волков
— Добрый вечер еще раз. При этом я не устаю говорить, что под Интернетом мы, в отличие от «Википедии», понимаем всю совокупность сетей передачи данных, сервисов, программного обеспечения и всего, что с этим связано, и интересует нас проникновение Интернета, который для нас — почти прогресс (эти слова почти синонимы, если прогресс связан с информационными технологиями). Интересуют нас те ситуации, когда появляются не только дополнительные возможности, но и дополнительная возможность зарабатывать деньги. И первая просьба традиционная: расскажите нам, Анна, Вашу историю, удивите нас.
Анна Шайхутдинова
— С удовольствием. Любое начинание, любой проект начинается с проблемы, и предприниматель — тот человек, который эту проблему воспринимает не как проблему, а как некую возможность. Та проблема, в которой мы увидели возможность — это выход (попадание) людей на рынок труда. На сегодняшний день есть активная динамика развития рынка: профессии приходят, профессии уходят, ежегодно появляется около десяти новых профессий. Например, профессия, столь популярная сегодня, SMM-специалист - пять лет назад её еще не было.
Дмитрий Волков
— Секундочку. Мне уже стало любопытно. А Вы по какому списку считаете? Вот я в своё время открыл для себя, что у нас есть специальный классификатор в стране, и там 42 000 профессий. Что для 42 000 десяток? Десяток пришел, десяток ушел…
Анна Шайхутдинова
— Нет. Если брать наукоемкие, высокотехнологичные отрасли, то это где-то плюс десять в год, но при этом понятно, что тут тоже встает вопрос: что считать профессией? Если брать специальность, то она разветвляется на миллионы разных профессий...
Дмитрий Волков
— А Вы что для себя считаете профессией?
Анна Шайхутдинова
— Для нас профессия — это набор компетенций, которые позволяют реализовывать пул задач, востребованных в той или иной отрасли. Очень сложно (смеется)…
Дмитрий Волков
— Ничего-ничего, мы сейчас освоим...
Анна Шайхутдинова
— …Но это более обширное понимание профессии, нежели чем считать профессию и специальность одним и тем же. Если возвращаться к той проблематике, с которой мы работаем, то получается, что у работодателей постоянно видоизменяются запросы, постоянно возникает запрос на новые компетенции, навыки. Понятие той или иной профессии на рынке постоянно видоизменяется, и, естественно, образовательные учреждения — и общеобразовательные, и учреждения высшего образования — зачастую не способны достаточно гибко реагировать на эти видоизменения. Человек, когда находится на стадии выбора, чем же ему заняться по жизни и что ему делать, находится в ситуации моря различного контента, огромного количества вводных данных. Если раньше мы находились в ситуации каких-то заготовленных паттернов, когда в советское время тебя спрашивали: «Кем ты хочешь стать?».
Дмитрий Волков
— Космонавтом.
Анна Шайхутдинова
— Космонавтом, например, да. У тебя есть очень понятный паттерн, которому ты следуешь. Ты идешь в университет (если тебя взяли в космонавты, то вообще шикарно), осуществляешь ряд действий, дальше становишься космонавтом, и, в общем-то, с тобой всё понятно. Слесарем — то же самое: слесарь первого разряда, второго и так далее. А сейчас всё стало очень, очень и очень неочевидно. Одна специальность, которую ты получаешь, может тебя привести к сотням различных траекторий, и ты, по сути, сам должен формировать свою траекторию. Более того, мы понимаем, что около 50% студентов не работают по своей специальности, и это тоже проблема, которая не позволяет государству и работодателям прогнозировать приток тех или иных кадров на рынок труда. Соответственно, вообще вся схема попадания человека на рынок труда крайне непрозрачна. Система принятия решений очень сложная, хаотичная и несистемная. Она отсутствует.
Дмитрий Волков
— Вы какой-то ужас обрисовали, безнадега какая-то просто…
Анна Шайхутдинова
— Нет, мы, предприниматели, видим возможности.
Дмитрий Волков
— И как вы спасли мир, Анна?
Анна Шайхутдинова
— Мы спасаем. Мы в процессе, мы еще не спасли. Тем не менее, если отбросить лирику, которая очень, кстати, часто присутствует в профориентации (нам очень многие говорят, что профориентация — как выбор партнера, как брак), и посмотреть на профориентацию, как на набор данных (по сути, то, как мы к этому относимся), то система работает следующим образом: это две базы данных, которые мы, по сути, сопоставляем друг с другом. У нас есть база данных, где хранятся данные о пользователях, и наша задача — создать максимально обширный инструментарий для того, чтобы выявить, раскрыть их потенциал - это выявление навыков, компетенций, оценка того опыта, который уже есть, и так далее. Другой блок данных, с которым мы сопоставляем пользовательские данные — это актуальные данные по рынку труда: востребованность тех или иных профессий в разрезе отраслей, субъектов Российской Федерации и прогнозы. Грубо говоря, если ты школьник, то ты выходишь на рынок труда через энное количество лет (около семи лет), а наша задача — дать максимально актуальную информацию о том, как будет выглядеть рынок труда (приблизительно хотя бы) на момент выхода в него этого человека, что ему ожидать, к чему готовиться. Это достаточно сложная работа с большими данными, но в нашем понимании на сегодняшний день, в ситуации колоссальных объемов данных и постоянной динамике, которая происходит на рынке труда — это единственное, как можно принять решение.
Дмитрий Волков
— Секундочку. Сначала вы меня запутали, потом сказали: «Две базы». У меня сразу как-то всё прояснилось. Две базы — это просто. Всего две. А потом опять запутали. Можно как-то на примере, как эта штука работает? Что вам конкретно про меня нужно знать для того, чтобы максимально подробно заполнить мой профиль в первой базе данных, которая меня касается, как пользователя? Там же индивидуальные истории, в том числе?
Анна Шайхутдинова
— Да-да, безусловно.
Дмитрий Волков
— И с чем это будет сравниваться в другой базе данных, где содержится информация о компетенциях (наверное, о компетенциях, ведь Вы больше не о профессиях мыслите, у вас профили гибкие, судя по всему)?
Анна Шайхутдинова
— Да, безусловно.
Дмитрий Волков
— Вот как это, на примере?
Анна Шайхутдинова
— Ну, смотрите. Например, Вы вводите информацию о…
Дмитрий Волков
— Например, про космонавта. Давайте, попробуем.
Анна Шайхутдинова
— Давайте. Космонавт. Вы вводите информацию… Вы уже действующий космонавт или вы только хотите стать им?
Дмитрий Волков
— Собираюсь.
Анна Шайхутдинова
— Если Вы собираетесь стать космонавтом, есть определенные предпосылки, безусловно, которые ведут к тому, чтобы Вы стали им. Если же Вы уже понимаете, что Вы стали космонавтом, то Вас уже не нужно профориентировать…
Дмитрий Волков
— Нет-нет, я только собираюсь.
Анна Шайхутдинова
— Вы собираетесь, и Вы уже приняли решение, что Вы хотите?
Дмитрий Волков
— Твердое, абсолютно.
Анна Шайхутдинова
— Соответственно, мы проводим вас через ряд психометрических тестов, которые выявляют ваши текущие навыки и компетенции, если они есть. Если мы говорим о школьниках, то там могут быть вариации на тему.
Дмитрий Волков
— Ну, почему только о школьниках? У нас и на Марс сейчас записывают…
Анна Шайхутдинова
— Нет, если вы хотите сменить карьерную траекторию, то тоже, вполне.
Дмитрий Волков
— Да.
Анна Шайхутдинова
— И, соответственно, некие склонности - ростки, которые могут в какой-то момент дать грандиозные плоды. На другой стороне у нас есть карьерная траектория…
Дмитрий Волков
— И это как-то формализовано? Это же будет анализироваться потом, да?
Анна Шайхутдинова
— Да-да, безусловно.
Дмитрий Волков
— Есть какой-то перечень?
Анна Шайхутдинова
— Да, есть матрица компетенций, с которой мы работаем.
Дмитрий Волков
— А Вы ее откуда взяли?
Анна Шайхутдинова
— Это наша разработка. Автор — сооснователь нашего проекта Виталий Алтухов, он является директором по R&D, десять лет отработал в сфере профориентации и оценки потенциала. Собственно, это такое, можно сказать, ноу-хау.
Дмитрий Волков
— Расшифруем R&D?
Анна Шайхутдинова
— Да. Разработка и исследование (Research and Development). И всё-таки, не отходя от темы космонавта - у нас есть профиль космонавта.
Дмитрий Волков
— Профессии?
Анна Шайхутдинова
— Да, профиль профессии.
Дмитрий Волков
— Небольшого роста, улыбчивый…
Анна Шайхутдинова
— Да, небольшого роста, улыбчивый, такой вот герой.
Дмитрий Волков
— Здоровый абсолютно герой...
Анна Шайхутдинова
— Да, абсолютно здоровый, безусловно, но, помимо этого, есть некая типовая карьерная траектория. И вот тоже в некоем роде наше ноу-хау: одна профессия может давать ряд карьерных траекторий. Если взять, например, профессию биолога (или любую другую профессию, особенно естественнонаучного и физико-математического характера), зачастую есть стереотип, что если ты на это учишься, получаешь специальность, осваиваешь эту профессию, то ты станешь «рабом лаборатории». При этом наша задача, в том числе, развеивать эти мифы, давать разные варианты того, как человек может развиваться в данной профессии.
Дмитрий Волков
— То есть, если уж мы про космонавта: космонавт может стать потом, например, ученым или каким-то руководителем. Вы зачатки руководителя на этом тестировании выявляете и говорите: в принципе, полетал-полетал в космосе, получил «Звезду героя», а дальше…
Анна Шайхутдинова
— Да, говорим: у тебя есть дальше такой вариант, и ты можешь не заканчивать героически на своем третьем полете, но уйти, например, в управленческую позицию или в исследовательскую деятельность.
Дмитрий Волков
— И Вы эту траекторию, как потенциальную, человеку рисуете?
Анна Шайхутдинова
— Да.
Дмитрий Волков
— Но ведь это же программирование человека…
Анна Шайхутдинова
— Я не соглашусь с вами…
Дмитрий Волков
— Или Вы это научно обоснованно проводите?
Анна Шайхутдинова
— У нас нет задачи запрограммировать и дать какой-то лейбл человеку: всё, ты — космонавт, и ты только в этой траектории, иди по ней, иначе всё будет совсем плохо. У нас скорее задача развернуть карту возможностей, которая у человека есть. Та профориентационная модель, которую мы используем - это «хочу, могу, актуально». Зачастую то, что сейчас представлено на рынке, - это «могу», то есть дают понять твой потенциал. Ты получаешь какую-то «развертку» того, что из себя представляешь (с чем-то можешь согласиться, с чем-то — нет), но не очень понятно, куда с этим идти без актуальных знаний о рынке. Либо ты можешь вступить в длительные отношения с поисковиком и долго выяснять, что же актуально, либо ты можешь пройти какую-нибудь «лайт-версию» теста, и понять, что же ты хочешь.
Дмитрий Волков
— А вы рисуете несколько возможных траекторий на выбор, да?
Анна Шайхутдинова
— Да. Сейчас то, что реализовано на ресурсе (мы запустились только в сентябре) — это ограниченная версия того функционала, который предполагается.
Дмитрий Волков
— В сентябре этого года?
Анна Шайхутдинова
— Да, этого года. Мы совсем юные, молодые, но у нас грандиозные амбиции. То, что есть на ресурсе на сегодняшний день — это база профессий. У нас сейчас около ста профилей профессий, причем тот контент, который мы представляем, достаточно обширен. Это не только описание того, чем человек будет заниматься, но и необходимые навыки, знания, потенциальные места работы, это истории успеха (что для детей и для студентов немаловажно - посмотреть, кто этим делом занимался), и небольшой тест, который позволяет как раз ответить на вопрос, чего человек хочет в потенциале.
Дмитрий Волков
— Какой замечательный тест!
Анна Шайхутдинова
— В конце января мы как раз запускаем уже базу типовых карьерных траекторий. Мы еще работаем над визуализацией (это очень креативный, интересный процесс) и над типологизацией траекторий (понятно, что в каких-то профессиях они более очевидны, в каких-то — менее). То, что появляется на сегодняшний день, достаточно интересно, потому что, по сути, это большая карта профессий. Мы хотим прийти к тому, чтобы выдавать пошаговый план действий человеку: как добраться из точки А в точку B. Не только профориентировать, но еще, если вы, допустим, со своей нынешней профессии хотите уйти в космонавты, сказать, что же вам нужно сделать. Возможно, мы придем к выводу, что ваша нынешняя профессия не так и отличается от космонавта.
Дмитрий Волков
— Да-да. «Таких не берут в космонавты...». Это Анна Шайхутдинова - сооснователь проекта «Profilum», в программе «Интернет-экономика» с Дмитрием Волковым. Скажите, а денежки-то вы как планируете зарабатывать? Схему монетизации можете раскрыть?
Анна Шайхутдинова
— Да, можем раскрыть. Это очень тонкий всегда вопрос, потому что понятно, что в нашей деятельности…
Дмитрий Волков
— Если не секрет.
Анна Шайхутдинова
— Нет, это не секрет. У нас есть две модели. Есть модель В2C - это бизнес к покупателю.
Дмитрий Волков
— To-customers.
Анна Шайхутдинова
— Да. Заключается она в продаже доступа к тестированию - это платные тесты и платный контент. Вообще, весь продукт (мы прямо любим такие «тройки»: «хочу, могу, актуально», и в том же направлении мы по нарастающей идем), делится на три блока: «определяйся» (определение с профессией, с траекториями), «планируй» (непосредственно карьерное планирование, то есть уже построение каких-то планов) и «действуй». Момент «действуй» связан с размещением таргетированного онлайн-образовательного контента. То есть, грубо говоря, если вы хотите стать космонавтом, вы приняли такое волевое решение, понимаете, что «Роскосмос» ждет вас, мы вам предоставляем необходимый онлайн-образовательный контент, который мы берем из различных открытых источников, которые есть на сегодняшний день, и даем вам для того, чтобы вы могли получить необходимые навыки, компетенции, которые вам понадобятся на этом пути. Соответственно, это будет подписка на образовательный контент.
Дмитрий Волков
— И это несколько продуктов в рамках В2C.
Анна Шайхутдинова
— Да.
Дмитрий Волков
— Чует мое сердце, есть и B2B?
Анна Шайхутдинова
— Да, B2B есть. Мы, на самом деле, крайне молоды, и сейчас определяемся с тем, собственно, какой формат B2B это будет, и предвосхищаем некую развилку. В какой-то момент, когда надо будет делать pivot, как это называется у стартаперов, мы, возможно, уйдем в рекрутинг. Мы такой вариант сейчас активно рассматриваем. После изучения рынка HR-аналитики, HR-продуктов и HR-технологий на Западе, мы пришли к выводу, что, возможно, нужно будет взять вызов на себя и стать первооткрывателями, по сути, рынка HR-аналитики в России.
Дмитрий Волков
— Там вроде есть кто-то - какие-то «Superjob», если можно, конечно, с ними сравнивать.
Анна Шайхутдинова
— Ну, это понятно. Мы пока, конечно, не доросли до этого, но именно в плане HR-аналитики — это как раз задействование технологий с обработкой больших данных.
Дмитрий Волков
— Большие данные как раз будут получаться от большого количества пользователей системы? И обработка из открытых источников?....
Анна Шайхутдинова
— Да. И то, что мы получаем с рынка непосредственно. Вторая история с B2B — это то, что связано с производителями онлайн-образовательного и оффлайн-образовательного контента, размещением их услуг…
Дмитрий Волков
— То есть, «прикручивая» его…
Анна Шайхутдинова
— Да. Рынок дополнительного образовательного контента и вообще доп.образовательных услуг сейчас, в волю государственных крупных инициатив, о которых мы с вами знаем - «Национальная технологическая инициатива», то, что делает Минкомсвязь, что связано с развитием IT-отрасли, IT-кадров - активно развивается. Особенно с тем, что связано с научно-техническим творчеством молодежи и так далее.
Дмитрий Волков
— Да, это получится прямо настоящая профориентация такая, классная. Скажите, а у Вас уже история успеха-то есть? Кого-то уже взяли в космонавты?
Анна Шайхутдинова
— То, что мы существуем — это уже, наверное, история успеха. У нас интересно всё получилось: еще даже не было официального крупного запуска, но при этом каким-то образом мы попали в топ профориентационных ресурсов на известном информационном портале «AdMe» недавно. У нас очень высокая конверсия по зарегистрированным пользователям, что достаточно неплохо. Мы собрали уже неплохую базу по контенту и по профессиям.
Дмитрий Волков
— То есть люди вас «держатся»?
Анна Шайхутдинова
— Да.
Дмитрий Волков
— Тогда у меня как раз к Вам и вопрос. Если посмотреть на всю сферу образования целиком, как вы думаете, какой процент проникновения Интернета в эту сферу? Сколько образования Интернет уже «переварил»?
Анна Шайхутдинова
— Это достаточно, конечно, сложный вопрос, но, я думаю, что…
Дмитрий Волков
— Я прошу вас о «безответственной» оценке. Ответственность я беру на себя. Просто оценка, на Ваш взгляд.
Анна Шайхутдинова
— На самом деле, мы это обсуждали, когда подготовились и изучили ваши вопросы. Мы обсуждали это с моим коллегой в рамках профориентационного рынка. Профориентационный рынок у нас…
Дмитрий Волков
— Давайте возьмем так, если вам так будет проще и интересней.
Анна Шайхутдинова
— Да. В профориентационном рынке это преимущественно, конечно, тестирование. То есть, наверное, около 20%.
Дмитрий Волков
— 20%. Скажите, а для вас есть авторитет в управлении, как в области науки, человеческой деятельности? Хороший управленец. Стив Джобс, например.
Анна Шайхутдинова
— Стив Джобс? Макиавелли — вот, мне кажется, отличный управленец.
Дмитрий Волков
— Да!
Анна Шайхутдинова
— Стратег.
Дмитрий Волков
— Это изумительно. Вот представьте, что десять лет назад наше государство (вам это несложно будет представить, кстати) стало Макиавелли. Всё государство, целиком — Макиавелли: компетенции, качество принятия решений, стратегическое мышление (в данном случае прагматизм) ровно такие же. И люди соответствующие подобрались (это гипотетическая ситуация) десять лет назад с одной только целью: чтобы в сфере профобразования у нас был максимум. Сколько могло бы быть?
Анна Шайхутдинова
— Ну, с Макиавелли и с его подходом, я думаю, что да…
Дмитрий Волков
— Я думал, вы скажете число. Пожалуйста, продолжайте Вашу историю.
Анна Шайхутдинова
— С точки зрения профориентации, я думаю, что показатели будут немного ниже, чем если брать весь рынок образования в целом. Я думаю, что около 40–45%. Объясню, почему. Всё равно есть, безусловно, вопрос персонального подхода. Есть вопрос и рынок, связанный с коучами и с системой наставничества. Более того, когда мы оценивали тех конкурентов, которые вообще у нас есть на рынке, оказалось, что самым активным конкурентом для нас являются астрологи и гадалки.
Дмитрий Волков
— Кстати, да. Они тоже профили и траектории рисуют.
Анна Шайхутдинова
— Если посмотреть на то, что мы по сути продаем… Взять аналогию с дрелью: когда вы покупаете дрель, что вы покупаете? Вы покупаете инструмент.
Дмитрий Волков
— Устройство, которое сверлит дырку.
Анна Шайхутдинова
— Да, но в итоге вы покупаете дырку, как результат. Если взять наш продукт, то мы по сути, продаем чувство определенности.
Дмитрий Волков
— Да. Это миссия.
Анна Шайхутдинова
— Это миссия, да. Это тот продукт, к чему мы стремимся. Соответственно, те, кто торгует определенностью — это в том числе и различные хироманты, которые, я думаю, останутся всё-таки в оффлайне.
Дмитрий Волков
— Да, я надеюсь. Очень надеюсь. Итак, 20% и 40%. Довольно большая разница. Ну, или 45% (еще больше разница). Не имеют значения абсолютные числа, мне эта разница нужна для того, чтобы вас спросить: если такая большая разница, чего же государство, которое не Макиавелли, как ни крути (я надеюсь, я не обидел наше государство), не додумало? Где мы упустили эти самые возможности, которые у нас были последние десять лет? Что бы такого нужно сделать, чтобы в будущем все эти возможности наверстать?
Анна Шайхутдинова
— То есть я сейчас даю рекомендации за государство?
Дмитрий Волков
— Этот вопрос я иногда задаю по-другому. Представьте, что вы — министр образования. Нормально? Или премьер-министр. Или президент. Как комфортнее?
Анна Шайхутдинова
— Давайте, министр образования.
Дмитрий Волков
— С точки зрения как раз уровня принятия решений, потому что, может быть, министра недостаточно.
Анна Шайхутдинова
— Я думаю, что тут многослойная система, потому что с точки зрения профориентации и, вообще, инвестиций в человеческий капитал, создание некого рынка для инвестиций, обозначение этого рынка, конечно, делается, в моем понимании, на уровне некой государственной масштабной повестки…
Дмитрий Волков
— Значит, как президент.
Анна Шайхутдинова
— Ну, да, я туда метила (смеется).
Дмитрий Волков
— Да, я понял, что вы плавно выдвигаетесь (смеется).
Анна Шайхутдинова
— Я просто не рискнула сама туда войти.
Дмитрий Волков
— Ненадолго президент. Ненадолго.
Анна Шайхутдинова
— Я запомню этот момент.
Дмитрий Волков
— Только вы понимаете, что у президента, с одной стороны, возможности неслыханные, с другой стороны, шапка Мономаха - она же тяжелая, ответственность. Итак, Вы как президент…
Анна Шайхутдинова
— Государь.
Дмитрий Волков
— Еще лучше.
Анна Шайхутдинова
— Да.
Дмитрий Волков
— Абсолютная легитимность. Второй человек в этой студии, который эту тему вот ровно так «ковырнул», я бы сказал.
Анна Шайхутдинова
— А первый кто был до этого?
Дмитрий Волков
— Дмитрий Мариничев. Интернет-омбудсмен.
Анна Шайхутдинова
— Я в отличной компании! (смеется)
Дмитрий Волков
— Да-да. Так вот, как государь-император: какое-нибудь одно действие или два в этом направлении основных. Обозначьте тренд.
Анна Шайхутдинова
— Я думаю, что тренд уже потихоньку обозначается.
Дмитрий Волков
— Нет. Вот возьмите на себя это. Сейчас Вы начнете говорить: «Да, государство уже немало делает…». Это мы всё слышали. Возьмите на себя ответственность, обозначьте тренд так же, как вы лихо назначили себя только что государем-императором (из министра-то образования!). Это же гипотетическая ситуация, нам же ничего не мешает это посоветовать.
Анна Шайхутдинова
— Я думаю, что как минимум это обозначение человеческого капитала, как объекта инвестиций, и развитие человеческого капитала, как ключевого приоритета для страны, и удержание этого человеческого капитала. Это некая рамочная повестка.
Дмитрий Волков
— Это три очень серьезных направления. Мы не рассматриваем, действительно, человеческий капитал, как объект инвестиций в прямом смысле этого слова. Что нужно сделать для его удержания?
Анна Шайхутдинова
— Создать возможности. Более того, что меня больше всего удивляет и, наверное, что во многом привело нас к «Profilum», - это то, что возможностей достаточно много, они существуют, причем в абсолютно разных отраслях. У нас действительно страна, в которой очень много всего можно создать, сделать, но при этом, это вопрос грамотной коммуникации и трансляции этих возможностей и стратегических задач, которые стоят перед страной, на целевую аудиторию. То есть, например, «Национальная технологическая инициатива», инновационное развитие города Москвы. Как коммуницировать населению? К чему, по сути, должны готовиться старшеклассники, студенты? Частью чего они должны являться? Мотивировать их каким образом? Например, у Минкомсвязи в рамках программы «Стратегии развития IT-отрасли» есть такая чудная цифра: к 2020 году они должны создать 700 000 высокотехнологичных рабочих мест, но при этом, когда ты начинаешь разговаривать с ребятами, которые учатся на IT-факультетах или в спецшколах, они, общем-то, об этом не знают. Они не знают о тех больших программах, которые существуют.
Дмитрий Волков
— По-русски: надо просто объяснить. Да?
Анна Шайхутдинова
— Надо просто объяснить.
Дмитрий Волков
— Вы способны сейчас за одну минуту объяснить? Нас слушает чуть больше 3 000 человек, если верить счетчику. Вы можете за минуту объяснить людям: чем там занимается Песков с НТИ? Так, по-простому.
Анна Шайхутдинова
— Я постараюсь. «Национальная технологическая инициатива».
Дмитрий Волков
— Угу. За минуту.
Анна Шайхутдинова
— Это создание новых, перспективных отраслей экономики, которые будут являться драйвером прогресса нашей страны. Там нужны кадры очень сильно, потому что к 2020 (или к какому-то году) должны появиться шесть абсолютно новых отраслей экономики. Там нужны инженеры, которых у нас абсолютно нет в стране, нужны люди со сквозными компетенциями сложными, и если ты учишься в школе, и ты нас сейчас слушаешь, то готовься к НТИ.
Дмитрий Волков
— Мне понятно. Не знаю, как остальным...
Анна Шайхутдинова
— Мне, в принципе, тоже.
Дмитрий Волков
— Хорошо. Это уже неплохо. Человеческий капитал, как объект инвестиций, удержание человеческого капитала и, может быть, даже и привлечение (нам же нужен обратный градиент, нам нужно, чтобы приезжали те люди, которые уехали)?
Анна Шайхутдинова
— Да, конечно.
Дмитрий Волков
— Окей. С этой ситуацией разобрались. Теперь давайте дадим совет людям. Вы же мыслите свой проект, наверняка, как глобальный?
Анна Шайхутдинова
— Безусловно.
Дмитрий Волков
— То есть, иначе говоря, вы хотите выходить на международную арену?
Анна Шайхутдинова
— Да. Планируем.
Дмитрий Волков
— Тем более, если планируете. Хотя вы еще молодой достаточно проект, что надо поменять российским бизнесменам внутри себя для того, чтобы уметь так мыслить - мыслить глобальными категориями? Не бояться думать о глобальной экспансии (экономической, конечно), не захватить кого-то, а продвинуть свою идею и свой проект.
Анна Шайхутдинова
— Я думаю, что тут вопрос с лидерским потенциалом, вообще с культурой лидерства и лидерского мышления. Многие отмахиваются - это как некий такой американизм дурацкий, который там никому не нужен, но я считаю, что это те навыки, та компетенция, которую, наверно, нужно воспитывать и взращивать еще с юного возраста. Даже если вы упустили момент и мечтаете стать космонавтом всю жизнь, то, мне кажется, самое важное — это выходить за рамки, исследовать потенциальные рынки и не останавливаться на достигнутом, потому что возможности есть не только в залатывании дыр или пробелов рынка, которые есть у нас в стране. На самом деле, есть такое поверье, что мы пойдем со своими технологиями - это уже как бы другой уровень…
Дмитрий Волков
— «Куда мне мужику, лапотнику…» Помните? Наша сказка.
Анна Шайхутдинова
— Тем не менее, мне кажется, интересный феномен — это то, что быстроразвивающиеся страны и те, которые какие-то элементы, возможно, упустили, сейчас занимаются так называемым leapfrogging’ом - «прыжки лягушки», грубо говоря: ты перескакиваешь, учась на ошибках.
Дмитрий Волков
— Большой скачок. Это первый проект в Китае был.
Анна Шайхутдинова
— Да. Это такие большие скачки и игра на опережение, и мы уже, я думаю, можем мыслить в таких категориях.
Дмитрий Волков
— Хорошо. Два очень коротких вопроса, и, если можно, два коротких ответа. Что в человеке дает возможность выходить за рамки? Что самое важное? Какое самое важное качество дает возможность выходить за рамки? В хорошем смысле этого слова.
Анна Шайхутдинова
— Я думаю, что это, безусловно, вера в себя, а главное, в свой продукт.
Дмитрий Волков
— Вера в себя? Мы на одно определение договаривались. Я понимаю, что у вас их цепочка еще…
Анна Шайхутдинова
— Все-таки в продукт - это сначала…
Дмитрий Волков
— Вера в себя и в продукт.
Анна Шайхутдинова
— Да!
Дмитрий Волков
— И, в завершение, короткий месседж в любой форме.
Анна Шайхутдинова
— К кому именно?
Дмитрий Волков
— К кому угодно - к Господу Богу, Президенту, ко мне, слушателям, своему партнеру.
Анна Шайхутдинова
— Мы все-таки сейчас мыслим себя, как B2C-продукт, который помогает людям решать достаточно важные задачи и проблемы, поэтому я бы хотела призвать всех ответственно относиться к выбору профессии и к построению своей траектории, находиться в постоянном процессе профориентации и профессионального самоопределения, потому что на сегодняшний день недостаточно один раз получить ответ: «Кто ты?». Человек, чтобы оставаться конкурентоспособным на рынке труда, должен постоянно находиться в процессе профессионального самоопределения и самосовершенствования. И «Profilum» вам в помощь.
Дмитрий Волков
— Ответственно относиться к выбору профессии и постоянно совершенствоваться.
Анна Шайхутдинова
— Да.
Дмитрий Волков
— Это Анна Шайхутдинова - сооснователь проекта «Profilum», в программе «Интернет-экономика» с Дмитрием Волковым. Всего доброго, спокойной ночи, хорошего настроения.
Анна Шайхутдинова
— Спасибо большое, Дмитрий.