Дмитрий Волков
- Уважаемые друзья, добрый вечер! С вами программа «Интернет-экономика». И в гостях у нас Плосконосов Максим – совладелец компании «LPgenerator». Мы по-прежнему говорим о проникновении интернета в классические отрасли экономики. И давайте я сразу без долгих прелюдий начну с просьбы: расскажите вашу историю, удивите нас.
Максим Плосконосов
- Наша история в том, что в какой-то момент мы посмотрели на рынок американский, посмотрели на рынок российский и увидели, что в России нет такого эффективного бизнес-инструмента для малого бизнеса, который решал бы ряд задач, проблем и помогал бы малому бизнесу привлекать клиентов. Интернет-технологии развиваются, мы с каждым днем всё больше и больше видим новые механизмы привлечения клиентов, новые технологии (RTB, Big Data), но это всё очень сильно отвлечено от малого бизнеса, в основном это для крупных рекламодателей. Если взять эквивалент в ресторанной сфере, то в России достаточно много хороших ресторанов. По сути, это агентства, которые выполняют задачи заказчика, работают с его бюджетами, формируют рекламные компании. Нет таких столовых или «Макдоналдса», который мог бы конвейерно обеспечивать потребности малого бизнеса, потому что у малого бизнеса бюджеты небольшие и их задачи…
Дмитрий Волков
- И денег на рестораны не хватает?
Максим Плосконосов
- Да, но кушать хочется.
Дмитрий Волков
- Но кушать хочется, да.
Максим Плосконосов
- И наша задача была создать компанию, которая за счет автоматизации, за счет ряда технологий позволит взаимодействовать с малым бизнесом, давать ему инструментарий и поддерживать его в привлечении клиентов. Спустя четыре года мы точно можем сказать, что это удалось, потому что цифры проекта говорят о том, что это очень востребовано…
Дмитрий Волков
- А какие цифры?
Максим Плосконосов
- Более 250 тысяч регистраций в сервисе, около 4 000 платящих клиентов ежемесячно.
Дмитрий Волков
- Это нормально так.
Максим Плосконосов
- Это сделало компанию лидером того направления, в котором мы работаем.
Дмитрий Волков
- А в чём технология-то сама?
Максим Плосконосов
- Мы по максимуму стараемся упростить создание за счет ряда шаблонов и за счет визуального редактора, где человек без навыков программирования, без навыков дизайна, может сам самостоятельно собрать страницу, буквально переместить по экрану элементы, сохранить и в несколько кнопок опубликовать. То есть подготовка и публикация сайта может занимать от нескольких минут до нескольких часов, если большое количество информации надо менять. Для малого бизнеса, у которого нет бюджетов, проще пойти и сделать сайт самостоятельно, потратить на это несколько часов и оплатить несколько тысяч рублей для того, чтобы он у него уже фактически функционировал.
Дмитрий Волков
- А вы у конкурентов как выигрываете? По-моему, таких достаточно много?
Максим Плосконосов
- Их объективно не так много. Да, была целая эпоха сайтбилдеров, которые по типу «Wix». Эти компании до сих пор существуют, но они больше ориентированы на любительский сегмент сайтов. Мы перед собой поставили задачу бизнес-инструментария, то есть это возможность…
Дмитрий Волков
- Эдакие шашлычные?
Максим Плосконосов
- Да, да. Возможность именно увидеть эффективность, понять, насколько тот или иной рекламный канал хорошо или плохо работает, получать заявки, обрабатывать их, то есть там встроенная CRM. Мы сделали такой комплексный бизнес-ланч, который включает в себя все необходимые ингредиенты, элементы и позволяет бизнесу недорого и эффективно питаться.
Дмитрий Волков
- А недорого это…?
Максим Плосконосов
- Это несколько тысяч в месяц.
Дмитрий Волков
- Абонентская плата идёт постоянно? Мы пользуемся этим продуктом и платим небольшую абонентскую плату, а вы поддерживаете этот продукт?
Максим Плосконосов
- Да, тут ещё немаловажный фактор, что помимо технологий, - это огромная инфраструктура специалистов, которая вокруг этого выстроена. У нас в компании более 100 человек работает, и в большинстве случаев это сервисные отделы, где техническая поддержка, call-центры. Надо понимать, что человек из региона плохо разбирается ещё в технологиях, и у него действительно есть возможность позвонить нам.
Дмитрий Волков
- У вас такая просветительская миссия - вы интернеторизируете мир?
Максим Плосконосов
- Да.
Дмитрий Волков
- Россию в данный момент?
Максим Плосконосов
- По крайней мере, приходится этим заниматься. Конечно, хотелось бы иметь развитый рынок, и чтобы все понимали то, чем ты занимаешься, и технологию, но действительно в России мы столкнулись с тем, что мы являемся просветителями. Мы двигаем эту отрасль, и шаг за шагом нам это удается.
Дмитрий Волков
- А соц. сети не ваш конкурент?
Максим Плосконосов
- Нет, соц. сеть – это источник рекламы, и мы как раз очень хорошо взаимодействуем. И со всеми ведущими компаниями, начиная с «Mail.ru», «Яндекс»…
Дмитрий Волков
- Вы их просто интегрировали? Часть людей, которые пользуются сайтами в интернете, как способом продаж, по-прежнему высока, а соц. сети туда просто интегрируются, как отдельный инструмент?
Максим Плосконосов
- Да, соц. сеть является источником трафика, но в соц. сетях человеку очень сложно оставить заявку. На уровне бизнес-процесса человеку проще сделать это на сайте, компания эту заявку переводит сразу в CRM-систему и начинает уже взаимодействие (продажу). В большинстве случаев мы видим, что это даже не интернет-магазины, речь идёт не про продажи товаров, а скорее это услуги: банковские заявки либо поставка щебня, цемента. То есть там, где мы не имеем большого количества ассортиментного ряда, делается простейшая страница, где написано: «Мы поставляем щебень. Вот наши контактные данные. Хотите, чтобы мы с вами связались? Оставьте заявку». Для большинства малого бизнеса этого более чем достаточно. Простейшая страница. Раньше это называли сайт-визитка, это немножко модифицировалось и сейчас это landing page - она выполняет более конкретную бизнес-задачу.
Дмитрий Волков
- Landing page гораздо лучше звучит, чем сайт-визитка. Давайте генезис посмотрим, на развитие всей этой истории. Когда-то были сайты в интернете, дороже стоит наверняка, кстати. И сайты-визитки в том числе. А теперь такой landing page, соединенный с соц. Сетями для того, чтобы по-прежнему коммуницировать…
Максим Плосконосов
- С рекламными каналами.
Дмитрий Волков
- С рекламными каналами, коммуницировать, как это будет по-русски, с кастомерами, с потенциальными клиентами. А что дальше - соц. сети такие? Соц. сеть для продажи? Какие следующие шаги будут в смысле организации?
Максим Плосконосов
- Сложно сказать, потому что если говорить про landing – это всего лишь некая эволюция. Сам формат себя ещё не изжил, и, я считаю, в ближайшие пять-десять лет вряд ли изживет.
Дмитрий Волков
- А через пять-десять лет что будет? Или пока не видно, в тумане?
Максим Плосконосов
- Пока не видно.
Дмитрий Волков
- Горизонт в тумане?
Максим Плосконосов
- Да. Но, может, в более отдаленном будущем, не через пять-десять лет, а лет через 15-20, я думаю, что мы перейдем больше к некой плановой экономике, когда будет интерфейс того, что нам необходимо. Мы просто будем нажимать какие-то кнопки, либо на основе той же Big Data…
Дмитрий Волков
- Всероссийская 1С?
Максим Плосконосов
- По сути, да. Если сейчас уже маркетинговые технологии позволяют с очень большой вероятностью, за счет большого анализа данных предсказывать, что нам необходимо и в какой момент времени нам это необходимо, то чем больше этих данных будет накапливаться, то (скорей всего) мы будем получать необходимые нам продукты, которые мы захотим, уже утром - просто будем открывать дверь и видеть корзину.
Дмитрий Волков
- Ты только проснулся, ещё даже не подумал, а чашечка кофе к тебе идёт сама? Интернет вещей?
Максим Плосконосов
- Да, выезжает уже.
Дмитрий Волков
- Выезжает. Хорошо, интересно. У меня такой статистический вопрос. Если мы посмотрим на сферу рекламы (в данном случае это реклама), то сколько сейчас в России, не фантазируя ничего, проникновения интернета в эту сферу?
Максим Плосконосов
- По моим оценкам, проникновение составляет не более 10-15%.
Дмитрий Волков
- Если 15% напишу - окей?
Максим Плосконосов
- Да. Потому что если брать за основу семь миллионов действующих зарегистрированных юр. лиц в России, то объективно по нашим подсчётам (и это подтверждают цифры «Яндекс» рекламодателей и больших сервисов, которые, так или иначе, большую часть рынка у себя агрегируют), то действительно не более 500-700 тысяч используют активно каналы интернет-рекламы и сайты.
Дмитрий Волков
- А это хорошо - использовать каналы интернет-рекламы и сайты? Для общества имеется в виду, не для бизнеса?
Максим Плосконосов
- Я думаю, что да.
Дмитрий Волков
- Что это даёт обществу?
Максим Плосконосов
- Это даёт обществу удобство, потому что мне достаточно набрать поисковый запрос либо увидеть тот товар или услугу, я перехожу на сайт или на landing, делаю заказ, получаю. Как минимум, я экономлю время.
Дмитрий Волков
- И не надо копаться. Скажите, а если бы государство лет десять назад стало бы очень продвинутым государством, оно бы уловило эти тенденции и употребило все свои ресурсы (регулирование, бюджетные инструменты, инструменты поддержки бизнеса, образование, информирование), всё для того, чтобы этот процент был больше, сколько могло бы сейчас быть?
Максим Плосконосов
- Я думаю, что более 50% бизнеса могло бы уже оказаться в интернете.
Дмитрий Волков
- 50%. А при нормальном течении событий, что будет через десять лет? Неправильно я сказал: что может быть через десять лет?
Максим Плосконосов
- Есть такая фраза: «Мы очень сильно переоцениваем то, что случится в ближайшие два-три года, и сильно недооцениваем то, что случится в ближайшие десять лет».
Дмитрий Волков
- Может быть, кстати.
Максим Плосконосов
- По моим расчетам, будет порядка 35-40%. Это будет достаточно естественный прирост происходить.
Дмитрий Волков
- 40%. Мы прибавляем.
Максим Плосконосов
- Да. Потому что сейчас идёт принципиальный сдвиг поколений и то, что мы наблюдаем - всё больше с каждым годом той аудитории появляется, которая действительно живет в интернете.
Дмитрий Волков
- Которая это естественным путем потребляет?
Максим Плосконосов
- Да. По крайней мере, эта аудитория становится платежеспособной. Мы уже видим большую часть этой аудитории, она в большей своей части представлена в интернете, но она не является пока платежеспособной. Люди 20-25 лет, которые сейчас абсолютно интернеторизированы, пока только-только входят в этот активный потребительский сегмент. 25+ – это люди уже с более высоким уровнем потребления.
Дмитрий Волков
- Да, я вас понял. А для вас кто авторитет в управлении, в бизнесе?
Максим Плосконосов
- Авторитет в бизнесе?
Дмитрий Волков
- Да. Мировой авторитет, чтобы посмотрел на него и сказал: «Да, это…»?
Максим Плосконосов
- Элон Маск.
Дмитрий Волков
- Маск. Давайте представим, что наше государство каким-то чудесным образом целиком стало, как Маск. Люди немножко другие пришли, технологии управленческие поменяли, структуру перестроили, как-то все мобилизовались, цели себе поставили адекватные, слово стали держать (это тоже немаловажно).
Максим Плосконосов
- Это очень важно.
Дмитрий Волков
- Да. Сколько может быть через десять лет в этом случае? Опять берем все инструменты на это, говорим: «Это наш приоритет. Мы считаем, что интернет - равно прогресс и конкурентоспособность».
Максим Плосконосов
- Может быть 100%.
Дмитрий Волков
- Может быть 100%. То есть все?
Максим Плосконосов
- Да.
Дмитрий Волков
- Скажите, а если я вас сейчас ненадолго назначу премьер-министром. Вот вы - премьер-министр…
Максим Плосконосов
- А при этом кто президент?
Дмитрий Волков
- Хотите, вы - президент. То есть вы - человек, принимающий решения. Дело не в должности, дело в том, что вы принимаете решения, несете ответственность этой команды, которая в совокупности воспринимается, как Элон Маск, и им является по компетенциям, по настрою, по драйву бизнесовому. Пара самых важных решений?
Максим Плосконосов
- Если мы говорим про проникновение и технологическую вещь?
Дмитрий Волков
- Да-да. Мы это пушим.
Максим Плосконосов
- Я бы на уровне контролирующих регистрационных органов создал бы единую площадку, которая при регистрации… Те ОКВЭДы, которые сейчас компания вносит, компания их более подробно заполняла бы, создавала некий свой внутренний каталог тех продуктов и услуг, которые она поставляет. Таким образом, у нас бы сформировался 100% перечень продуктов, товаров и услуг, которые мы на данный момент имеем.
Дмитрий Волков
- Оцифровать все продукты и услуги?
Максим Плосконосов
- Да.
Дмитрий Волков
- Например, ОКВЭДом?
Максим Плосконосов
- Да. И можно было бы уже смотреть, с чем мы имеем дело.
Дмитрий Волков
- А это возможно?
Максим Плосконосов
- Если поставить это в обязательную…
Дмитрий Волков
- Для Элона Маска возможно?
Максим Плосконосов
- Да.
Дмитрий Волков
- Понятно. Хорошо.
Максим Плосконосов
- В целом, с одной стороны…
Дмитрий Волков
- Оцифровать продукты и услуги.
Максим Плосконосов
- Да. А с другой стороны, дать людям возможность выбирать среди этих продуктов и услуг. Это такая глобальная площадка, на уровне которой могло бы происходить рейтингование по качеству продуктов и услуг. Буквально несколько лет назад, по-моему, Вассерман произносил интересную вещь по поводу того, что рано или поздно мы все всё равно вернемся к плановой экономике, потому что плановая экономика с точки зрения экономии и производства ресурсов наиболее правильная. То есть производить ровно столько и ровно там, где это необходимо. Вопрос в том, что на уровне Советского Союза у нас не было такого количества вычислительных мощностей и производств…
Дмитрий Волков
- Предполагаешь, что наши информационные возможности и методики будут адекватными?
Максим Плосконосов
- Да.
Дмитрий Волков
- Модели будут соответствующими, они будут достаточно подробные, потому что информационные возможности у нас таковы, что мы можем это всё делать?
Максим Плосконосов
- Тут бы получилась очень интересная модель, в которой предприниматели, бизнесмены видели бы реальные сектора, в которых есть сейчас повышенный спрос. Там, где предложений недостаточно, они могли бы начинать бизнес без риска быть не актуальными, остаться без продаж.
Дмитрий Волков
- А что ещё?
Максим Плосконосов
- Все бы от этого выигрывали в том плане, что большое количество времени, сил и усилий на самом деле сейчас уходит в рекламные технологии. Так или иначе, рекламодатели бьются бюджетами, большое количество рекламной продукции выпускается, это действительно расход ресурсов. Как минимум на стоимость рекламных бюджетов все бы смогли уменьшить стоимость своих товаров.
Дмитрий Волков
- Вы бы их развели по разным секторам рынка? Это же убило бы конкуренцию!
Максим Плосконосов
- Это конкуренцию перевело бы в другое русло.
Дмитрий Волков
- В какое?
Максим Плосконосов
- Качество товаров и услуг, а не их маркетинговая оболочка.
Дмитрий Волков
- Но про качество тоже же надо рассказать. Реклама – это же рассказ впрок.
Максим Плосконосов
- Если взять в целом то, что творится в России, есть рекламная история, но по большей части хорошие товары и услуги рекламируются с помощью сарафанного радио. Если товар или услуга по качеству является выше, чем все остальные, то, как правило, ему реклама уже в меньшей степени необходима. В этом отношении тот же «Яндекс.Маркет» - это некий прототип того, что могло бы быть.
Дмитрий Волков
- Глобальный агрегатор?
Максим Плосконосов
- Да. Если посмотреть даже китайскую историю, то «Alibaba» и «Taobao» – это площадки, которые действительно агрегируют различных поставщиков, производителей и рейтингуют их между собой. Там это работает, и «Alibaba» - одна из самых дорогих компаний в мире, это уже состоявшаяся история.
Дмитрий Волков
- Предтеча плановой экономики?
Максим Плосконосов
- Да.
Дмитрий Волков
- Понятно. Что-то может быть ещё или хватит уже?
Максим Плосконосов
- Я думаю, что достаточно.
Дмитрий Волков
- Для начала.
Максим Плосконосов
- Да. Это может произвести большие сдвиги, потому что мы очень большое количество времени, в том числе собственного, тратим на выбор тех или иных вещей. Сейчас очень много технологий, в частности в IT, они соединяются воедино. Если взять то же питание, мы питаемся, я бы не сказал, что рационально, скорее более хаотично. Мало сейчас людей (но этот тренд растет) именно используют какую-то осознанную программу питания. Сейчас с помощью датчиков (то, что делает «Apple», что делают сейчас практически все западные компании - это замер постоянных показателей тела)…
Дмитрий Волков
- Фитнес-трекеры так называемые.
Максим Плосконосов
- Да, фитнес-трекеры. Формирование некого индивидуального рациона. Я сам недавно проходил гемотест, когда анализируют реакцию твоей крови на те или иные продукты, и тебе составляют твой персональный рацион тех продуктов, который тебе непосредственно рекомендуется. Там есть определенная диетология, комбинаторика этих продуктов. То есть то, что было бы удобно лично мне. Это как в том же «Такси» - ты привязал карточку и за тебя, условно говоря, система формирует тебе меню, формирует заказ продуктов, тебе их привозят уже в виде готовых…
Дмитрий Волков
- У нас с вами параллели все гастрономического характера, но зато очень понятно и вкусно звучит. Ещё один вопрос про глобальные амбиции. Такая гипотеза: многие наши российские компании имеют местечковый характер, они думают о локальном рынке, не думают о том, чтобы стать номером один в мире. Что нам, российским бизнесменам надо поменять внутри себя (если надо) для того, чтобы рождаться с этими глобальными амбициями, рождаться с мыслями о мировой экспансии (экономической, конечно), конкурентной. Не захватить кого-то, а именно выиграть мировую конкуренцию или достойно хотя бы там смотреться?
Максим Плосконосов
- Есть несколько моментов… У нас в компании эта дилемма происходила и происходит по сей день, и мы действительно сейчас в шаге от того, чтобы пойти на западные рынки, потому что продукт на мировой арене будет смотреться конкурентоспособно. Мы понимаем, что мы как минимум какой-то свой определенный сегмент займем. В принципе, по анализу западных компаний (я достаточно много сравнивал «за» и «против»), наш ближайший конкурент в Америке имеет количество клиентов всего лишь в два раза больше, притом, что объективно размер рынка в 50 раз больше минимум.
Дмитрий Волков
- Законная добыча?
Максим Плосконосов
- Да. Я вижу, что в России достаточно хорошие компании, мы много прилагаем усилий, но результаты получаются меньше за счет того, что экономика в 50 раз меньше, чем англоговорящая. Если бы мы эти же усилия прилагали на мировом рынке, то российские компании имели бы более высокие позиции. Мне кажется, тут несколько моментов есть. Первый, загородительный – это всё-таки языковая база. Конечно, нам сложнее в этом плане, чем тем же американцам…
Дмитрий Волков
- Выучить язык?
Максим Плосконосов
- Выучить язык. Для многих это является сильным препятствием, с одной стороны. С другой стороны, прежде чем завоевывать мир, мне кажется, надо начать с того, чтобы навести порядок дома. Российский рынок на данный момент очень сильно недооценен и его проникновение невысокое. Если мы сейчас смотрим, 15% проникновения IT в целом. Самая проникающая технология, которая в первую очередь должна доходить до бизнеса, она невысокая. Получается, что идти на мировые рынки – это упустить локальный рынок, поэтому многие компании пока концентрируются на внутреннем рынке.
Дмитрий Волков
- Навести порядок дома, отработать локальный рынок. Что ещё? Вопрос был: что поменять в себе?
Максим Плосконосов
- Мне кажется, надо больше путешествовать и общаться именно с заграничными предпринимателями и компаниями. Для меня очень большим открытием было, когда я приехал в «Кремниевую долину». Я ожидал увидеть людей с пятью руками и с двумя головами, которые создают гиперкомпании, но я увидел, что люди там не умнее нас, не сильнее нас, работают проще как-то. Они просто концентрируются на правильных вещах и экономика больше. Для меня большим открытием было то, что не боги горшки обжигают, и ничего страшного нет, мы вполне конкурентоспособны.
Дмитрий Волков
- Главное - не бояться. Хорошо. Наше время подходит к концу, у нас буквально минута осталась. Последний вопрос по сути сказанного: короткий месседж, вопрос, сообщение, восклицание, обращение к кому угодно, философская мысль? Какой-то месседж? Мы уже начинаем пропитываться этим языком, но говорить лучше по-русски.
Максим Плосконосов
- Мне бы хотелось всё-таки призвать людей больше времени посвящать технологиям и собственному обучению, потому что сейчас такое время, когда технологии меняются очень стремительно, но те, что есть и вокруг нас находятся, уже позволяют делать парадоксальные вещи. Люди пока мало внимания этому уделяют. Скажем, есть небольшая группа людей, ранние последователи этого всего, и то, что сейчас можно делать вместе с технологиями, нам показывают мировые компании, такие как «Uber», «Booking.com», «Airbnb», когда компании, не являясь компаниями реального сектора, оцениваются гораздо больше и генерируют прибыль гораздо больше, чем сырьевые компании.
Дмитрий Волков
- Больше времени технологиям и собственному обучению. Это Максим Плосконосов – совладелец компании «LPgenerator», в программе «Интернет-экономика» с Дмитрием Волковым. Всего доброго! Хорошего настроения!