- Уважаемые друзья, добрый вечер! С вами программа «Интернет-экономика» с Дмитрием Волковым. И у нас сегодня в гостях Инна Бельтюкова - основатель компании «Инна Тур». Мы продолжаем говорить об интернете в экономике, при этом нас интересует не весь интернет и не вся экономика, а нас интересует только такое их соединение, которое открывает новые возможности в бизнесе, открывает новые возможности для людей и даёт возможность дополнительно зарабатывать деньги, то есть рождает новую добавленную стоимость. Иногда это превращается в отдельный самостоятельный бизнес, иногда это сосуществует. Инна, первый вопрос у нас традиционный. Собственно, это не вопрос, это просьба: расскажите нам свою историю, удивите нас.
Инна Бельтюкова
- У меня очень непростая история в бизнесе. Удивительно то, что сегодняшняя встреча совпала с выходом большой статьи в журнале «Forbes» о нашей карьере с моим мужем, партнёром. Я туризмом занимаюсь больше тридцати лет. Ещё будучи студенткой экономфака МГУ, я писала курсовые, посвященные экономике туризма, диплом защищала, кандидатскую диссертацию, стажировку проходила за рубежом. Словом, я туризмом занимаюсь всю жизнь, и наша компания «Инна Тур» в 1992 году была одним из пионеров российского туристического рынка. Мы вместе с отраслью прошли все стадии её развития, испытав подъёмы, крушения. Если об этом говорить детально, это предмет отдельной встречи.
Дмитрий Волков
- Я надеюсь, что мы прочитаем это когда-то потом в книге, которая будет называться «мемуары».
Инна Бельтюкова
- Знаете, уже есть предложения.
Дмитрий Волков
- Естественно, конечно, с вашей-то биографией. Вы – лицо Forbes. Между прочим, знаете, есть просто люди, а есть люди из «Википедии». Вот вы - человек из «Википедии», в некотором смысле. Если мы попробуем эту историю с интернетом, у вас шикарный продукт, который вы создали. Может, об этом?
Инна Бельтюкова
- Да, причём, как я уже сказала, это результат нелёгкого пути использования классических технологий, которые мы в туризме с коллегами строили, и, без ложной скромности, наша команда всегда была на острие новых трендов. Мы приводили решения самые прогрессивные из европейских стран, за которыми мы всегда внимательно наблюдали, и в очередной раз (чем мы очень гордимся) нам довелось привести, на мой взгляд, одну из самых перспективных технологий в туризм – это технология динамического пакетирования. Нас иногда называют «русская экспедия», потому что год назад, когда ресурс появился на рынке, причём в обоих форматах («В2В» и «В2С»), мы сначала чувствовали, что надо сделать большую разъяснительную работу, чтобы коллеги восприняли те конкретные преимущества, которые стоят за этим продуктом.
Дмитрий Волков
- Коллеги – это клиенты?
Инна Бельтюкова
- Коллеги – это агенты. И, учитывая, что сегодня дистрибутивная сеть проекта значительно шире, чем участники классического туристического рынка, то мы продвигали эту историю и для них - это «Яндекс.Путешествия», это сетевые проекты «Евросеть» и «Связной», это, как не странно прозвучит, Российский государственный социальный университет.
Дмитрий Волков
- Столько всего интересного. Давайте попробуем шаг за шагом. Динамическое пакетирование – уже одна эта фраза…
Инна Бельтюкова
- Требует разъяснений.
Дмитрий Волков
- Да, за этим что-то интересное.
Инна Бельтюкова
- Чем принципиально классический турпродукт отличается от динамических пакетов? Классический туроператор – это производитель оптового турпродукта, который строится на базе контрактов с компаниями, отелями, предполагает чартерные, блок-чартерные договора или гарантированные квоты в гостиницах. На сезон создаётся турпродукт в так называемой инвенторной базе, базе данных туроператора, откуда и происходят продажи в течение сезона через дилеров или напрямую соответствующих туров. Это очень трудоёмкая и сегодня уже, можно сказать, неэффективная работа, потому что она сопряжена с большими затратами и с огромными рисками. Одна из причин системного кризиса не только в российской туротрасли, но и за рубежом, заключается в том, что по мере глобализации рынка, по мере концентрации его, сближения поставщиков с потребителями, значимость классического оператора, в общем-то, снижается, и в этом, кстати, не последнюю роль играют сами технологии. Они отчасти и катализатор этого процесса, и инструмент этих изменений.
Дмитрий Волков
- Попросту говоря, мне, как туристу потенциальному, вы не нужны, я могу и сам всё сделать?
Инна Бельтюкова
- Пока нужны, мы как раз и стараемся.
Дмитрий Волков
- Я имею в виду, что вот эта тема, прежде всего, потихонечку подтачивает бизнес.
Инна Бельтюкова
- Мы делаем всё, чтобы сохранять, забелить востребованность со стороны клиентов.
Дмитрий Волков
- Нет-нет. Я сейчас не про ваш бизнес, я гипотетически.
Инна Бельтюкова
- Про тенденцию?
Дмитрий Волков
- Я про тенденцию рассуждаю.
Инна Бельтюкова
- Вы правы. Нужно бороться за интерес потребителя на всех стадиях развития…
Дмитрий Волков
- Раньше было сложно. Безумная заграница – как это далеко. Билет на самолёт – ещё куда ни шло, а вот забронировать отель - это всё было сложно. А сейчас – две кнопки и всё.
Инна Бельтюкова
- Совершенно верно. И, тем более, принимая во внимание активный интерес к российскому рынку со стороны зарубежных онлайн-ресурсов, которые очень активно, если не сказать, агрессивно идут к нашим соотечественникам, этому надо что-то противопоставить. Я считаю, нам это удалось, потому что сегодня у нас не только очень серьёзная агентская сеть, которая, не побоюсь сказать, растёт сама, потому что очень конкурентоспособный продукт, но и, как я сказала, нетрадиционные каналы сбыта. Даже сетевые банки заинтересованы в таком ресурсе, то есть очень актуальна тема «B2B» и «В2С», когда наши партнёры, юрлица повышают монетизацию своей «В2С»-аудитории за счёт включения такого нового и удобного сервиса. В чём суть динамического пакета? По сути, это конструктор индивидуальных туров, когда запрос клиента или агентства отправляется единовременно в ресурсные базы поставщиков к отелям и к авиакомпаниям, и мгновенно клиент получает ответ по всем абсолютно опциям, которые есть под данный запрос.
Дмитрий Волков
- Можно я так себе представлю. Вы глубоко в теме, а я не очень. То есть, если я пользуюсь каким-нибудь вражеским «Вooking», то я захожу и начинаю мучительно выбирать, читать отзывы, выбирать эти звёздочки, смотреть на фотографии, читать вот эту историю, как это всё выглядит, но выглядит почему-то всегда по-другому. Потом то же самое у меня происходит с самолётами: я пытаюсь понять, чем одно отличается от другого, почему здесь на десять копеек дешевле, чем там, и кто меня обманул, и в итоге на что-то решаюсь, уже отчаявшись. А тут происходит всё то же самое, только весь процесс вот этого мучительного выбора, насколько я вас понял, делаете вы, закладывая туда свои компетенции, свой профессионализм. Верно?
Инна Бельтюкова
- Всё правильно. И если кратко, то мучиться точно придётся в два раза меньше, потому что одним запросом вы получаете сразу два ресурса: и отель, и перевозку. Причём мы делаем выдачу самую, на наш взгляд, оптимальную или саму дешёвую, что актуально для поисковиков - там критерий цены основной. Как мы шутим, мы постарались сделать интерфейс очень удобным, лёгким, для блондинок, чтобы даже самый начинающий интернет-клиент мог легко сориентироваться и выбрать нужную ему опцию. Система фильтров очень простая, наглядная, и именно поэтому у нас много репитеров на сайте.
Дмитрий Волков
- То есть я хочу в Вену на выходные, и мне – бух, оптимальный рейс по моим параметрам, и отель в том ценовом диапазоне, и место расположения, которое я хочу, и это будет гарантированно более или менее оптимальный выбор. Всегда, наверное, есть какие-то отклонения.
Инна Бельтюкова
- Система в настройках предусматривает 30 критериев, поэтому мы их меняем в зависимости от ситуации на рынке, маркетинговых задач. То есть ходили мы с ресурсом, давая именно оптимальный выбор с точки зрения отзывов, с точки зрения логики клиента. Если это пара с маленьким ребёнком, то мы автоматом отсекали ночные рейсы и так далее.
Дмитрий Волков
- То есть вы ещё предлагаете некоторые вещи, до которых человек ещё догадаться должен?
Инна Бельтюкова
- Да. Чтобы вам не испугаться обилия выбора, который обычно дают поисковые системы, мы сразу предлагаем, на наш взгляд, самый выгодный на сегодня вариант. Если всё-таки цена – не основной критерий для вас, вы через систему фильтров уже можете сами определить, что непосредственно вам хотелось бы, в том числе руководствуясь скидкой, которую обеспечивает система. Я хотела сказать о самом главном преимуществе динамических пакетов по сравнению с выбором в интернете на отдельных ресурсах, будь то «booking.com», «AviaSales», которая, как поисковая система, очень востребованная. Мы имеем очень хорошие скидки от авиакомпаний и отелей при бронировании их услуг в динамическом пакете. Почему?
Дмитрий Волков
- Вы их дарите людям.
Инна Бельтюкова
- Мы стараемся, чтобы к нам был максимальный интерес. И, если я скажу, что эти скидки достигают 50% и более, особенно…
Дмитрий Волков
- От «Вooking»?
Инна Бельтюкова
- Нет. Вooking в некотором смысле не конкурент, потому что это другая логика продаж. Это, по сути, витрина без участия в расчётах, это глобальный маркетинговый партнёр отелей. А мы – туроператор. По закону о туризме две услуги вместе может продавать только туроператор, и мы агрегируем самые крупные компании на рынке, такие как «Expedia» или российский ресурс «Oktogo», то есть, по сути, мы агрегатор агрегаторов. Мы обобщаем лучший контрактинг, сделанный за последние двадцать лет во всем мире, и это действительно ресурс, который даст вам возможность уехать в 200 стран, по любому из направлений, куда летают регулярные рейсы. Мы принципиально не работаем с чартерной перевозкой, и преимущество ресурса (помимо ассортимента, конкурентоспособных цен) - это ещё его надёжность, потому что за тридцать секунд вы получаете ответ от системы, оплачиваете, оформляете свой тур и получаете на руки билет на регулярный рейс и ваучер, например, «Expedia». Это означает, что независимо от того, как сложится судьба у самой «Инна Тур», вы точно улетите, если забронировали тур на полгода вперёд, потому что у вас на руках билет на регулярный рейс, а это есть договор пассажира с авиакомпанией; у вас ваучер в отель от самого крупного и надёжного, будем говорить, агрегатора туристических, гостиничных услуг с мировым именем, а это и есть залог надёжности, которая столь важна сегодня для клиентов, которые иногда руководствуются не ценой, а просто хотят гарантированно улететь.
Дмитрий Волков
- Ещё один уточняющий вопрос. Очень интересно, поэтому очень внимательно слушаю и стараюсь не перебивать, но, тем не менее, уточняющий вопрос. Чем, с моей точки зрения, хорош именно агент? Агент – это такой приятный человек на той стороне телефонной линии, особенно если он знакомый, и ты с ним уже сколько-то времени работаешь, который мало того, что быстро всё сделает за тебя, он ещё, как правило, и порекомендует что-то такое, до чего сам не додумаешься никогда. Чем плох агент? Просто цена выше, как правило, получается, как ни крути.
Инна Бельтюкова
- Экспертиза стоит денег.
Дмитрий Волков
- Нет, я не к тому, что это ничего не стоит, но, тем не менее, вот этот выбор. Плюс к тому, если я всё это делаю сам, риски все, конечно, на мне. Если что-то случилось, то я должен понимать, что я сам буду по этим рискам отвечать, оказавшись уже за рубежом или где-то ещё. Я так понимаю, ваша система совмещает все три вещи. Во-первых, это приятность агента, только в виде компьютерной программы, которая подсказывает, может быть, неприятным голосом, но приятные вещи. Во-вторых, это те дополнительные гарантии, которые мы чаще всего всё-таки получаем, когда занимаемся организованным туризмом. Я не беру эти жуткие истории с обрушением операторов. Это печальные вещи, они на слуху, но всё же разовые случаи.
Инна Бельтюкова
- К сожалению, не разовые, но диалектика развития рынка, через эти этапы проходят все рынки, и мы это наблюдали ранее в Европе.
Дмитрий Волков
- В какой-то степени вы всё-таки гарантируете мне, что в любом случае я могу хотя бы кому-то пожаловаться, даже если что-то случилось. Я верно понимаю?
Инна Бельтюкова
- Конечно.
Дмитрий Волков
- И я получаю ту цену, которая примерно соответствует тому, что бы я сам на рынке нашёл, если бы очень-очень щепетильно искал наиболее экономичный вариант. Я верно понимаю?
Инна Бельтюкова
- Всё правильно.
Дмитрий Волков
- Всё три в одном.
Инна Бельтюкова
- Всё правильно. К тому же мы рекомендуем своих B2B-партнёров, агентов, которых, как я говорила, больше двух тысяч. Если всё-таки клиент нашёл на нашем ресурсе интересную для него опцию, но он хочет проконсультироваться в офлайн-режиме, он может прийти в одну из компаний, с кем мы сотрудничаем, и получить консультацию эксперта. Вы правы, двойная защита: как и единовременно оформленный пакет документов, так и туроператорская ответственность, подтверждённая соответствующим договором и теми гарантиями, которые предусматривает «Закон о туризме».
Дмитрий Волков
- Которые постоянно увеличиваются, кстати, попутно обрушивая рынок. Тут у меня вопрос. Как эта программа работает, я себе представил. Я себе живо всё это вообразил, мне нравится. Но вот «В2В». Как вы делаете бизнес с вашим агентом в данном случае? То есть они вроде бы и не нужны.
Инна Бельтюкова
- Даже в Америке, где технологии, о которых мы говорим, уже имеют место быть много лет, офлайн-бизнес не ушёл. 50% туров бронируется в офлайн-режиме. Это и желание клиента пообщаться с экспертом, и, вообще, в Америке модно говорить: «У меня есть my travel agent», как адвокат или семейный доктор. Это такая статусная позиция.
Дмитрий Волков
- Это приятный человек по ту сторону телефонной линии.
Инна Бельтюкова
- Да. Мы надеемся, что такое же отношение будет к нашим коллегам со временем. Они заслужили за много лет такой востребованности именно как постоянное партнёрство, сопровождающее лучшие дни в жизни каждого человека.
Дмитрий Волков
- Да, те, кто выдержат конкурентную борьбу. То есть, иначе говоря, я вашей системой могу воспользоваться, как клиент, и тогда это в чистом виде «В2С»? Или этим сервисом может воспользоваться агент, и в этом случае он ваш «customer», да?
Инна Бельтюкова
- Да.
Дмитрий Волков
- По сути, он пользуется этим сервисом.
Инна Бельтюкова
- Или наш клиент, найдя нужную опцию у нас на ресурсе, под рубрикой «где купить?» может выбрать удобный «location», где он найдёт агента, который владеет этой же информацией, и проконсультироваться.
Дмитрий Волков
- Просто, да. А верно ли подобрали? Верно – не верно. Отлично. Следующий мой вопрос как раз вытекает из нашего разговора. Вы, пожалуй, один из самых опытных, видных представителей туристического рынка. Самое интересное, что вы (если вы позволите мне так выразиться) дожили до сегодняшнего момента, и у вас успешный бизнес. Мы знаем, что туристический рынок – непростой рынок, и многие, к сожалению, не выдержали конкуренции. Поэтому вам этот вопрос задавать приятно. Если мы посмотрим на туристическую отрасль целиком, какая часть этой отрасли, если посчитать в процентах (это условная оценка, понятно, что считать, наверное, трудно или невозможно, долго надо договариваться о методике, мы просто вот так на взгляд), какая уже онлайн, а какая ещё офлайн? Какая часть примерно - это такой сервис или подобные сервисы, а какая - ещё агент, приятный человек по ту сторону?
Инна Бельтюкова
- Прежде чем я отвечу на ваш вопрос, я не имею права не среагировать на вступление к данному вопросу. Мы с командой пережили очень тяжелый момент – предыдущий проект, который мы строили (были лидером рынка, именно лидером чартерного рынка, туроператорского рынка), он первым остановил свою деятельность из-за системного кризиса, о котором мы говорим. Поэтому для меня успех сегодня (это то, о чем я говорю часто) - это как раз «два раза упал, три раза поднялся». Именно те ошибки и те проблемы, с которыми мы сталкивались…
Дмитрий Волков
- Два раза падали и три раза поднимались?
Инна Бельтюкова
- Нет, первый раз не был экономической проблемой, это была проблема конфликта интересов с нашими партнёрами.
Дмитрий Волков
- Тоже, в общем, болезнь роста, достаточно типичная.
Инна Бельтюкова
- Вы знаете, да. Как раз мы говорили о книге, одно издание предложило назвать её «Мой тур: «Инна» – капитал, «Инна» – всё включено». Всё включено – это действительно все сложности и проблемы, я бы сказала, системные, которые испытывает российский турбизнес, частный бизнес. Мы достаточно характерный пример, но, наверное, не пережив все эти очень тяжёлые стадии, мы не смогли быть сегодня настолько точными в своём понимании и рынка, и путей, как правильно строить бизнес в нынешних условиях.
Дмитрий Волков
- За одного битого двух небитых дают.
Инна Бельтюкова
- Да. Так вот, возвращаясь к вашему вопросу. Онлайн-проникновение в туризм сегодня, если брать в расчёт непосредственно сделки в интернете по продаже билетов, гостиниц, то порядка 20%. Нам есть куда расти. Более того, на фоне того снижения спроса, который мы наблюдаем в классическом турбизнесе, онлайн-туризм растёт, и я бы сказала, что гипертрофированный прогноз на ближайшие пять лет, я думаю, как минимум…
Дмитрий Волков
- Погодите секундочку, не торопитесь, мы сейчас даже и дальше заглянем. Но мы сейчас за отрасль. Скажите, если бы государство 5-10 лет назад, когда проникновение информационных технологий в бизнес стало уже совершенно очевидным, поняв позитивные вещи, которые из этого вытекают, стало бы очень креативным, стало бы Стивом Джобсом. Кто для вас креативен с русской фамилией?
Инна Бельтюкова
- Чичваркин.
Дмитрий Волков
- Например, оно стало бы Чичваркиным. А почему нет? Он точно великолепный бизнесмен. Вот государство стало бы таким, то есть креативным, видящим, стратегическим, очень творческим. Оно бы положило все те ресурсы, которые оно имеет, не денежные ресурсы, имеется в виду, а возможность регулирования нормативно-правовое, образовательные программы, информирование, перераспределение бюджетных потоков, меры поддержки бизнеса для того, чтобы в туристической отрасли проникновение интернет-технологий было максимальным, то, сколько могло бы быть сейчас?
Инна Бельтюкова
- Если не 50%, то в два раза больше, чем то, что мы обсуждаем сейчас.
Дмитрий Волков
- 40%.
Инна Бельтюкова
- Опять-таки, когда мы говорим о 20%, это всё же больше отдельно реализуемые услуги, как отели, билеты, а не турпродукт. По сути, мы с туристическими коллегами, чисто туристическими, делаем только первые шаги, и удельный вес продаж туров значительно ниже – на уровне 3% в силу того, что пока ещё не реализовано положение об электронном ваучере, об электронной путёвке. Мы к этому только идём, это основной ответ на ваш вопрос.
Дмитрий Волков
- Да, не задан ещё. Вы прямо опережаете мою мысль. Тем не менее, что действительно мы упустили? Какие моменты мы могли бы подрегулировать в прошлом, чтобы вместо 20% было 40%.
Инна Бельтюкова
- Как минимум, электронный документооборот должен быть более цивилизованным, что, в принципе, сделало бы более цивилизованным весь рынок. Это повысит его прозрачность, наладит понимание статистических каких-то параметров развития туризма.
Дмитрий Волков
- Хоть сделает возможность технологии осуществления, когда нет электронного ваучера и нет, собственно, и половины технологий.
Инна Бельтюкова
- Как минимум. Это важный элемент, об этом говорим давно, и я очень рада, что именно сегодня руководство отраслей это тоже ставит, как одну из основных задач, которую необходимо в ближайшее время решить.
Дмитрий Волков
- Становится потихоньку Чичваркиным.
Инна Бельтюкова
- Да. Второе – это единые стандарты использования информационных систем, которые позволят построить работу в туриндустрии в режиме «агрегатор агрегаторов». Соответственно, стандартизация протоколов по обмену данными, некая унификация выдачи информации – это та задача, которая существенно облегчит появление новых онлайн-игроков и их эффективное развитие, потому что каждый, по сути, изобретает велосипед. Я не говорю о креативном наполнении тех или иных решений, а именно о формате выдачи данных в общие поисковые системы или какие-то такие агрегирующие структуры. В этой связи я очень рада тем инициативам, которые сегодня проявляет Ростуризм. Во-первых, впервые в России появилось информационное окно, точнее национальный туристический портал, который достойно представляет ресурсы России, как для внутреннего пользования, так и на международном рынке.
Дмитрий Волков
- А вы помогаете коллегам?
Инна Бельтюкова
- Вы знаете, нам довелось в прошедшие выходные занять первое место в рамках так называемого катона – это некий марафон IT-идей по использованию национального портала, который проводил Ростуризм и фонд ФРИИ (на мой взгляд, самый прогрессивный с точки зрения развития IT-технологий сегодня). Я, как член рабочей группы, которая призвана сближать IT-технологии и сегодняшние задачи, которые диктует практика и деловой документооборот туризма, очень рада, что этот процесс имеет место быть, и он очень активно развивается (сближение вот этих прогрессивных инициатив и власти), потому что это впервые за двадцать лет развития отрасли происходит.
Дмитрий Волков
- Очень хорошо. И мы радуемся этому вместе с вами. У нас осталось примерно пять минут, а мне ещё есть к вам два важных вопроса. Первый такой: я хотел спросить, что будет через десять лет? Бог с ним, что будет, то будет. Я по-другому задам вопрос, провокационным образом, неожиданно для вас. Представьте, что вы стали… У нас кто туризмом управляет? Ростуризм. Вот вы стали руководителем Ростуризма. Нормально или премьер-министром вас лучше назначить? С какой позиции лучше поменять?
Инна Бельтюкова
- Я бы согласилась со статусом советника, мне так комфортней.
Дмитрий Волков
- Вы стали советником премьер-министра. Посоветуйте, пожалуйста, что сделать ещё дополнительно к тому, что мы уже обсудили, для того, чтобы через 10 лет был максимум? Что заложить сейчас, что сыграет не завтра, а послезавтра, через десять лет?
Инна Бельтюкова
- Мы говорим о развитии именно интернет-технологии в туризме или задаче российской туротрасли в целом?
Дмитрий Волков
- Конечно, о российской туротрасли. Мы имеем в виду, что прогресс и интернет-технологии – это вещи, как-то связанные сейчас, по ощущениям.
Инна Бельтюкова
- Если глобально, от общего к частному, - это создание принципиально новых методов государственного регулирования, которые бы опирались на самые современные, мирового уровня технологии. И частично мы уже затронули конкретные задачи реализации единых информационных стандартов – повышение прозрачности отрасли за счёт внедрения соответствующего документооборота.
Дмитрий Волков
- Сквозные интернет-технологии, поддерживаемые государством. А что, может быть, ещё? Что не видим мы сейчас? О чём боимся сказать?
Инна Бельтюкова
- Мы боимся признать необходимость развития внутрироссийского туризма не с точки зрения той активности, которую сегодня государство проявляет, агитируя соотечественников отдыхать в России. Это совершенно правильные и логичные во всех отношениях инициативы с точки зрения макроэкономических задач, чтобы деньги в России оставались.
Дмитрий Волков
- Регионы развивались, бизнес.
Инна Бельтюкова
- Подъём инфраструктуры, потому что ресурсы точно не хуже, чем в Америке. Мы знаем насколько большой удельный вес именно поездок внутри Америки для американских граждан. Но без сближения этого стандарта качества отдыха и этих пропагандистских мер не будет понимания среди наших потребителей, и поэтому очень радует то, что сейчас, буквально в эти дни, происходит в отраслевом руководстве и даже выше. И инициативы, с которыми выходят и потребители, и рынок, государство, они очень радуют. Я, как искушённый путешественник (в силу того, чем 20 с лишним лет занималась, была в очень многих странах), в какой-то момент поймала себя на мысли, что мы с мужем фотографировались у разных чудес света, но у нас нет ни одной фотографии на фоне Кремля. Или когда мы были в Японии, посетив сад камней, о котором я столько слышала, я в очередной раз удивилась, как мы радуемся встрече с русалочкой в Копенгагене, при этом ни разу не побывали на Дальнем Востоке или не посмотрели то, ради чего многие иностранцы приезжают в Россию.
Дмитрий Волков
- Хотелось бы, чтобы там и гостиницы были хорошие, и логистика была замечательная, и сервис, который оказывают на месте. Не только говорить, но и делать.
Инна Бельтюкова
- С учётом ситуации, в том числе и геополитической обстановки, наверное, самое время поднимать всю эту историю и инвестировать именно в сервис, чтобы он соответствовал качеству.
Дмитрий Волков
- И таким образом развивать внутренний туризм. А теперь, знаете, ещё один провокационный вопрос, он короткий. И может быть короткий ответ. Хорошо, внутренний туризм. Но вы всё-таки компания глобальная, вы видите мир и, в принципе, вы можете быть глобальной компанией в том смысле, что вы можете продавать свой продукт действительно по всему миру, вы можете конкурировать на мировом уровне, в принципе, а не только с российскими коллегами. У меня к вам, как к очень опытному человеку, как к великому в своей отрасли человеку, вопрос.
Инна Бельтюкова
- Вы меня смущаете.
Дмитрий Волков
- Давайте уже не будем, это правда так. Что нужно поменять нам в самих себе для того, чтобы мыслить глобальными категориями, смотреть не на то, как развивать туризм внутри страны (на это, конечно, тоже), но смотреть на то, как выстроить глобальную компанию, которая будет конкурировать на мировом рынке? Речь об экономической экспансии, естественно.
Инна Бельтюкова
- Не моя мысль. Иногда забывать о том, что делать нельзя, потому что чёткое понимание правил игры – это тот ограничитель, который мешает мыслить шире и реализовывать те ноу-хау, которые переворачивают рынки и двигают не только технологически новые решения. В принципе, если говорить о нашем конкретном проекте, то мы понимаем, что он может быть востребован не только в пределах России, быть неким комплементарным решением для глобальных конкурентов мирового уровня, которые ушли недосягаемо, но у них, как у всех крупных игроков, есть минус.
Дмитрий Волков
- Вот сейчас давайте, может быть, коротко. Что нужно поменять в самих себе, чтобы достичь?
Инна Бельтюкова
- Я договорю очень важную мысль.
Дмитрий Волков
- Хорошо.
Инна Бельтюкова
- «Google» - это основной потенциальный конкурент всех сегодняшних посредников между авиакомпаниями и потребителями. «Яндекс» в России. Если бы мы всё-таки говорили о прогнозе на 10 лет вперед, то мой прогноз таков, что весь ресурс поставщиков будет представлен вот этими глобальными витринами. А задача посредников, тем не менее, выживших, – создать удобства как для потребителей, так и для «В2В»-партнёров, чтобы даже при наличии таких глобальных витрин была необходимость обращаться к этим ресурсам, которые максимально учитывают локальную бизнес-логику. Я уже не говорю про языковые и продуктовые какие-то моменты, которые требуют сопровождения клиента. Если идти в ширину, в географическую какую-то экспансию, это находить своё место с точки зрения потребностей клиента, которые очень сложно удовлетворить монстру с его гиперзадачами.
Дмитрий Волков
- Всё-таки качество сервиса.
Инна Бельтюкова
- Качество сервиса и те маленькие нюансы, из которых складываются большие, глобальные...
Дмитрий Волков
- Работа с целевой аудиторией, понимание, кому продаёшь. Хорошо. И совсем в заключение нашей программы короткая мысль, месседж, вопрос, обращение (обращение – это очень хорошая история), то, что вы считаете очень важным сейчас, что-то такое настоящее в отношении рынка, интернета, естественно.
Инна Бельтюкова
- Вы знаете, как ни странно, это уже издержки такого длинного пути. Это обращение к тем, кто туризм будет делать завтра. Я уже упомянула о нашем партнёрстве с Российским социальным государственным университетом: мы сегодня учим студентов работать в системе динамического пакетирования. Для них это не только школа новых, современных, последних технологий, но это первые шаги в собственный бизнес, и если те, кто придут после нас, будут настолько вооружены этими знаниями, этим опытом, то рынок будет более успешным, эффективным. И я уверена, что одна из таких государственных задач - это как раз вносить изменения в систему образования в сфере туризма, а мы с таким непростым опытом готовы помогать этому.
Дмитрий Волков
- Опыт, знания, традиции и качество сервиса. Верно?
Инна Бельтюкова
- Да, вы всё правильно обобщили.
Дмитрий Волков
- Опыт, знания, традиции, качество сервиса. Это Инна Бельтюкова, основатель компании «Инна Тур», в программе «Интернет-экономика» с Дмитрием Волковым. Всего доброго. Хорошего настроения.
Инна Бельтюкова
- Спасибо.