{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Александра Орджоникидзе 29 июля 2015г.
Александра Орджоникидзе
Прошлое, настоящее и будущее

Дмитрий Баронов

- Добрый вечер, дорогие радиослушатели. В эфире радио «МедиаМетрикс», программа «Экспертный совет». Меня зовут Дмитрий Баронов. И наша гостья сегодня в программе Александра Орджоникидзе, управляющий директор интернет-проекта «3DNews». Здравствуйте, Саша.

 Александра Орджоникидзе

- Здравствуйте, Дима.

 Дмитрий Баронов

- «3DNews» совсем недавно отметил совершеннолетие – 18 лет со дня своего основания, существования. Вот совершеннолетие, ему предшествует что - детство и отрочество. Давайте об этот поговорим. Сначала о вашем детстве и отрочестве. Я вот читаю тут анамнез – физмат школа. Какая, кстати?

 Александра Орджоникидзе

- Это 672, которая совместно со второй школой создавала довольно интересный физико-математический оазис в городе Москве.

 Дмитрий Баронов

- Вторую школу, кстати, закончил я.

 Александра Орджоникидзе

- Вот видишь, мы рядом учились.

 Дмитрий Баронов

- Музыкальная школа. Это что такое?

 Александра Орджоникидзе

- Так получилось. Я окончила музыкальную школу. Играю на пианино. Последний раз очень давно, правда. Не до этого.

 Дмитрий Баронов

- На пианино. А правда, что музыкальная школа потом от музыки отвращает навсегда, нет?

 Александра Орджоникидзе

- Нет, не обязательно отвращает. Но уже пианино мешало. Была гитара, был институт. И гораздо интереснее бренчать на гитаре, чем искать где-то пианино.

 Дмитрий Баронов

- Хореография.

 Александра Орджоникидзе

- О, ну да, конечно. Хореография – это просто слишком энергии было много, поэтому надо было ее куда-то…

 Дмитрий Баронов

- Классический балет или бальные танцы?

 Александра Орджоникидзе

- Нет-нет. Это было часть гимнастики. Потому что я занималась гимнастикой, заодно и хореографией - всякие прыжки, танцы с лентами…

 Дмитрий Баронов

- Легкая атлетика (КМС). Кандидат в мастера спорта. Это по какому виду-то?

 Александра Орджоникидзе

- Бегала. Очень быстро бегала.

 Дмитрий Баронов

- На какие дистанции?

 Александра Орджоникидзе

- Я бегала сначала спринтером, а потом все больше и больше были дистанции. И в 45 лет я последний раз бежала на приз братьев Знаменских по Садовому кольцу в команде ветеранов. Мне ужасно это нравилось.

 Дмитрий Баронов

- Садовое кольцо. Это что, 15 километров, я правильно понял?

 Александра Орджоникидзе

- Нет. Там по 5 километров.

 Дмитрий Баронов

- Ну что ж, детство было веселым. А потом была, я так понял, Бауманка.

 Александра Орджоникидзе

- Бауманка была еще веселей. Я очень люблю этот институт. Он нестандартный. Когда на 25 мальчиков 3-4 девочки, гораздо веселее.

 Дмитрий Баронов

- А девочек туда не брали в свое время.

 Александра Орджоникидзе

- Брали-брали. Девочек брали, особенно после физмат школы. И достаточно интересно, потому что сразу была работа на кафедре и прочие всякие интересные вещи, типа опер.отрядов, типа целины и прочих…

Дмитрий Баронов

- Опер.отряды – это дружинники с красными повязками?

 Александра Орджоникидзе

- Нет. Мы ловили именно шпионов, мы ловили именно фарцовщиков. Это было более интересно.

 Дмитрий Баронов

- То есть вы изображали клиентов, а потом, значит, - цап!

 Александра Орджоникидзе

- Да, конечно. Как правило, клиентов изображала я, поскольку девочкой в опер.отряде была одна.

 Дмитрий Баронов

- Ну что ж, биография богатая. А после Бауманки был «Почтовый ящик».

 Александра Орджоникидзе

- Да, был «Почтовый ящик». Тоже достаточно интересный «Почтовый ящик», который теперь называется «НИИ-Восход» и он занимается, как вы знаете, ГАС Выборы.

 Дмитрий Баронов

 - «Почтовый ящик» для наших слушателей молодых – это не «Почта России» совсем, а это секретное, закрытое советское учреждение.  

 Александра Орджоникидзе

- Да. Занималась разными интересными вещами, связанными с космосом, подводными лодками и так далее.

 Дмитрий Баронов

- А после? Подводные лодки все, значит, кончились…

 Александра Орджоникидзе

- Нет, они не кончились. Они продолжают плавать. Другой вопрос, что…

 Дмитрий Баронов

- Но под другими флагами.

 Александра Орджоникидзе

- Другой вопрос, что ими занимаются гораздо меньше. А потом в 91-м году, когда нормальные люди, сидящие в этих ящиках, поняли, что нужно уже делать что-то еще, и можно делать что-то еще, то мы с братом организовали большую строительную компанию, которая занималась благородным делом – ремонтировала разные детские сады, школы, интернаты и так далее. Мы работали с московским правительством. И очень быстро выросли. У нас было 150 рабочих, 10 ИДР. Я была начальником над всем этим. Было жутко интересно. Правда, пришлось получить сразу второе образование «Организация работ в строительстве». Но это было очень интересно. К сожалению, это кончилось… Это были бандитские времена и кончилось это достаточно грустно. То есть нас обвинили во всем, в чем только можно, и мы были под следствием и прочее, прочее. Это бы тянулось очень долго, пока не посадили прокурора, как главу преступной группировки на 10 лет.

 Дмитрий Баронов

- Господи Боже мой. И так все это шло до 1997 года?

 Александра Орджоникидзе

- Да. Для меня даже до 99-го. Я приступила к работе в «3DNews» 10 мая 1999 года.

 Дмитрий Баронов

- Я вот помню первый этот сайт. Он назывался, по-моему, «3DFX.ru». Такой нахальный был дизайн. Там был человек в шляпе, занимал практически весь экран.

 Александра Орджоникидзе

- Да-да, именно так оно и было. Но это младенческое имя «3DNews», и он в таком виде был меньше года. В 98-м году он уже превратился в «3DNews». Андрей Кузин – родоначальник, отец-основатель, он сделал сайт на коленке. Это был его так называемый хомячок, домашняя страничка. Она была на «Карбине», все это было очень просто, очень элементарно. Но тогда начиналось все. Одновременно с нами, буквально в те же дни образовался «Яндекс», образовалась лаборатория «Касперских». Мы - ровесники и празднуем все свои юбилеи практически одновременно в том же июле.

 Дмитрий Баронов

- То есть вся интернет-отрасль, особенно интернет-СМИ сейчас празднуют совершеннолетие.

 Александра Орджоникидзе

- Очень много кто празднует.

 Дмитрий Баронов

- Итак, «3DFX», «3DNews». Вы так постепенно росли-росли…

 Александра Орджоникидзе

- Да, это было очень забавно. Потому что, когда я пришла, в общем, не было ничего - был Андрей, был у него один помощник. В общем, ни денег, ни рекламы, никаких вложений, ничего не было. Было что-то сделано на коленке, и надо было добиваться, чтобы кто-то нам давал рекламу и главное – за нее платил. Потому что как всегда в нашей стране     все стараются не платить. И даже если деньги должны, то их тянут как можно дольше. Я называлась прокси-менеджер.

 Дмитрий Баронов

- Это кто ж такой?

 Александра Орджоникидзе

- Прокси-менеджер… Вся связь с внешним миром у моего любимого Андрея Кузина шла только через меня. Тогда только начинали появляться мобильные телефоны, поэтому пейджер был у меня, мобильный телефон был у меня, и даже свидания с его девушками организовывались через меня, потому что он отказывался общаться лишне - он лучше сидел за компьютером.

  Дмитрий Баронов

- То есть ты, одновременно была пресс-секретарь и охрана.

 Александра Орджоникидзе

- Все сразу. Нас было трое, и никаких вариантов не было. Было очень интересно. Мы все это строили. Постепенно мы росли, постепенно появлялись рекламодатели, мы находили людей, которые были достаточными профессионалами. А я, как инженер, люблю, чтобы все было организовано нормально, четко. И так оно развивалось где-то до 2003-го года. А в 2003 году мы уже были довольно большие. У нас посещаемость была, не знаю, 25 тысяч в сутки уникальных посетителей - мы страшно гордились. И в это время к проекту привлекли Германа.

Дмитрий Баронов

- И как раз в это время и я писал обзоры на «3DNews».

 Александра Орджоникидзе

- Было такое.

 Дмитрий Баронов

- Да, и я тоже. Я себя ругал потом, но я тоже не мог обойти вот эту фразу «Открыв коробку, я обнаружил в ней ноутбук».

 Александра Орджоникидзе

- Да-да-да.

 Дмитрий Баронов

- Ее пишут все до сих пор.

 Александра Орджоникидзе

- Да. У нас был такой замечательный автор с ником «Стартер». Помнишь, тогда у всех были ники.

 Дмитрий Баронов

- Митрофанов, что ли?

 Александра Орджоникидзе

- Да. Саша Митрофанов.

 Дмитрий Баронов

- Как же, помню.

 Александра Орджоникидзе

- Его статья всегда делилась на несколько частей. Первая называлась так «Бери оплату в руки». Это было очень смешно. Я долго боролась с этим названием. Но оно всем очень нравилось. «Бери оплату в руки»… И он рассказывал, что он увидел, открывая коробку.

 Дмитрий Баронов

- Что ж, времена были веселые, интересные. А скажи, когда у вас появился главный редактор?

 Александра Орджоникидзе

- Главный редактор у нас был с 2000-го года, наверное. Мы понимали, что такая должность нужна, потому что тот, кто отвечает за контент, обязательно должен быть. То есть авторов можно находить разных, могут быть разные новостники онлайн, удаленно, разные, а редактор должен быть, который отвечает.

  Дмитрий Баронов

- А технический директор появился когда?

 Александра Орджоникидзе

- Технический директор, наверное, в 2005 году, не раньше. Потому что у нас Юля Судакова, - это четвертый человек в нашей компании, она была сразу коммерческим директором, техническим директором, веб-мастером и так далее. Назвать ее техническим директором было нельзя. Каждый из нас выполнял все должности, которые нужны.

 Дмитрий Баронов

- Вообще, я знаю интернет-проекты, где технического директора и вовсе нет. Некоторые считают, что это такая должность излишняя, когда все работает.

 Александра Орджоникидзе

- Когда все работает. А когда не работает, тут выясняется, что он нужен. Можно назвать техническим директором, можно назвать веб-мастером, как у нас называлось долгое время. Я придумала так, что люди в таких небольших компаниях, как у нас, все равно должны иметь какой-то карьерный рост. Поэтому, когда приходит новый мальчик, он сначала бывает веб-мастером, а потом со временем становится техническим директором, соответственно, с повышением зарплаты и с занесением чего-нибудь в личное дело, в трудовую книжку.

 Дмитрий Баронов

- Скажи, как получилось, что ты из этого прокси-менеджера и личного охранника господина Кузина превратилась в управляющего директора?

 Александра Орджоникидзе

- Собственно говоря, это и с самого начала так и было б, просто некем было управлять. Когда нас было 3 человека, управляющий директор – это смешно звучит. И потом, звания, должности мне не особо важны, я к этому отношусь весьма несерьезно. Когда надо было общаться, ходить на переговоры, например, ездить на Тайвань, договариваться с IT-компаниями, то, естественно, понадобилась визитка, и написали на ней красивые слова. Это была такая игра вначале. Но сейчас все это, конечно, серьезно. Прошло столько лет.

 Дмитрий Баронов

- И теперь главная на этом проекте – это ты?

 Александра Орджоникидзе

- Да, конечно, я главная на этом проекте уже семнадцатый год.

 Дмитрий Баронов

- А твои партнеры, совладельцы…

 Александра Орджоникидзе

- У меня замечательные партнеры, у меня замечательные совладельцы. Эта история достойна рассказа. Она короткая, но очень забавная. И не каждому так повезет с партнерами, как мне. В 2003 году Андрей решил продать «3DNews». Сказал, что он устал, что ему больше не интересно. И я обратилась к Герману, с которым я к тому времени очень сильно дружила. Говорю: «Герман, помоги продать».

 Дмитрий Баронов

- Герман – это Клименко?

 Александра Орджоникидзе

- Герман Клименко начал продавать наш «3DNews».

 Дмитрий Баронов

- Кому ж он его продал?

 Александра Орджоникидзе

- Три или четыре человека пришли его покупать. Герман послушал и решил: «такая корова нужна самому». И сказал: «Андрей, я у тебя покупаю половину проекта». Герман купил половину проекта у Андрея. Позвал Андрея, меня и сказал: «Значит, так. Андрей, мы по 8% отдаем Саше с тем, чтобы она по-прежнему рулила «3DNews». Я развеселилась, сказала: «Хорошо. Я беру на себя это, но условие одно – единоначалие. Все, как я делала, так и буду делать. У вас голоса только совещательные. Ничего не скрою, но никакого вмешательства в оперативную деятельность не потерплю». Я не верю в коллективное руководство. Его нет и быть не может.

Дмитрий Баронов

- Насчет операционной деятельности понятно. А вот что касается стратегии. Дают тебе партнеры, какие-то советы?

 Александра Орджоникидзе

- Нет. Только когда я очень долго их прошу. Я приезжаю к Герману, рассказываю сложности, неприятности или, наоборот, что-то веселое, и он может дать какой-то совет. Но Андрей, вообще, творческий человек. Ему чисто оперативные вещи глубоко неинтересны. Так что у меня замечательные партнеры. Меня они как нельзя больше устраивают.

 Дмитрий Баронов

- С партнерами понятно. А сотрудники твои столь же замечательные?

 Александра Орджоникидзе

- Сотрудники у меня изумительные, таких сотрудников, вообще, больше не бывает. У нас оазис. У нас очень умные и креативные ребята. Совещания оперативные у нас бывают, когда кому-нибудь понадобится поговорить. Они бывают не более получаса и идут в стиле КВН - мы все время хохочем. К нам приходят соседи и спрашивают, что случилось. Потому что идет хохот. За полчаса мы успеваем обсудить то, что нужно обсудить голосом. А так мы очень быстро… У нас есть понятие «мозговой штурм» - мы по внутренней почте отправляем требующие обсуждения вопросы, и в течение часа отвечают все по несколько раз. И кто-то пишет итог. Это очень быстро, очень четко. Мы уже научились… Просто я не верю, что где-то еще может быть такая команда.

 Дмитрий Баронов

- И сколько человек на сегодня у тебя в офисе?

 Александра Орджоникидзе

- В офисе всегда не более 10 человек. В таких компаниях, как наша, более 10 человек быть не может. Потому что начинаются празднования дней рождений, детей, свадьбы, еще чего-то. Уже из работы получается какая-то ерунда. Люди работают в основном дома, на удаленке. И только главный редактор, зам. главного редактора, начальник тех.лаба, секретарь, корректор, верстальщик в офисе, остальные все удаленно.

 Дмитрий Баронов

- Удаленно, это только в Москве или же есть?..

 Александра Орджоникидзе

- Нет, где угодно. От Владивостока, не знаю, до любого другого места.

 Дмитрий Баронов

- И всего получается?..

 Александра Орджоникидзе

- Как сказать… 15 человек новостников, примерно 60 авторов, и человек 25 по трудовой книжке.

 Дмитрий Баронов

- Новостники, ты им как платишь? С выработки или же..

 Александра Орджоникидзе

- У каждого свой сложный договор, очень сложный. Они все на творческих договорах. Одни получают за количество новостей, другие получают за объем, третьи получают премии за то, что их новость больше всего читают. У авторов свои системы. У кого-то нужно не менее четырех обзоров в месяц. А у кого-то два обзора и 20 новостей. То есть вариантов масса. Каждый выбирает себе приложение к договору трудовому, у каждого свое.

Дмитрий Баронов

- С новостниками понятно. С авторами понятно. А как работает тестовая лаборатория?

 Александра Орджоникидзе

- Тестовая лаборатория – это начальник тест.лаба Валера Касихин, умница и креатор. Он придумывает вместе с Денисом, главным редактором, и Сашей, зам.главного редактора, очередные, необходимые тестирования. Либо это проводится прямо в тест.лабе Валерой или приходящим каким-то автором. Либо мы рассылаем авторам, а они делают это дома.

 Дмитрий Баронов

- А кто привозит вам все эти гаджеты?

 Александра Орджоникидзе

- Те компании, которые нуждаются в тестировании. Дело в том, что в нашей стране не верят компаниям-производителям и магазинам, когда они тестируют сами, как бы они не убеждали, что они делают это честно. Верят уже проверенным таким IT-сайтам, которые точно знают, что они не должны ронять свой имидж и тестирование честное. Мы никогда не подделываем результаты. Единственный вариант, когда у нас есть старинные партнеры, друзья, и они выпускают не очень удачный продукт, мы все равно пишем все отрицательные стороны, но им позволено написать фразу «но зато». Либо это очень дешево, либо это очень красиво, либо что-нибудь еще.

 Дмитрий Баронов

- Хорошо. Скажи, Саша, как ты представляешь себе сейчас своего читателя? Кто сейчас читатель интернет-проекта «3DNews»?

 Александра Орджоникидзе

- Мы очень любим исследовать наших читателей. Читатели у нас замечательные. К 18-летию мы (как правило, всегда ко дню рождения, особенно к юбилеям, вот к 15-летию, теперь к 18-летию) получаем огромное количество поздравительных писем, огромное количество на нашей страничке в «Facebook», в «Вконтакте», получаем поздравилки. И, как правило, пишут: «Я читаю вас с момента вашего образования. Сейчас вас читает мой сын или моя дочь». И это совершенно замечательно.

 Дмитрий Баронов

- Я заметил, что, например, обзоров материнских плат стало как бы поменьше, зато появилась «Девушка месяца «3DNews»». Это для кого?

 Александра Орджоникидзе

- Это появилось в последнее время. Читатель стал ленив насчет чтения. Очень многие любят прочесть только RSS-ленту, где абзац на каждую новость, на каждый обзор. И редко, на что кликнуть и прочитать до конца. Ленивые. Их нужно чем-то развлекать. И картинки идут на «ура». Если удачная картинка девушки ли, железки ли, материнской платы даже или красивого телефончика, то их рассматривают с удовольствием. И вместе с картинкой, может быть, какой-то и текст. Поскольку нас 85% мужчин читает, то картинки с девушками замечательные, они идут на «ура». Скачивание календаря с нашей сотрудницей Верой Кожухарь… на настоящий момент 30 тысяч скачиваний.

 Дмитрий Баронов

- Вы ее специально для этого взяли?

 Александра Орджоникидзе

- Не совсем… Мы ее взяли секретарем. Так что 30 тысяч скачиваний за 2 недели.

 Дмитрий Баронов

- Чудесно. А с видео-контентом вы пробуете работать?

Александра Орджоникидзе

- Да. У нас хороший канал на «YouTube», большой. Две видеопередачи в неделю - это новости, видео-дайджест, игровой дайджест каждую неделю. Очень хорошо их смотрят – 10-15 тысяч человек, что, в общем, очень здорово. Они длинные. Обычно любят только коротенькие ролики. И ко многим новостям и обзорам у нас тоже есть ролики.

 Дмитрий Баронов

- А что-нибудь типа тестирования железа на видео вы…

 Александра Орджоникидзе

- А это неинтересно, это совершенно неинтересно. На самом деле люди ленивые. Ролик три минуты смотрят 10 тысяч человек. Ролик 5 минут смотрят 5 тысяч человек. Ролик 15 – не больше трех. Зачем нам три тысячи человек, у нас одну новость читают 5-10 тысяч человек.

 Дмитрий Баронов

- Ты знаешь, я, конечно, не совсем обычный пользователь. Но я иногда стал ходить за технической информацией на «YouTube». Как разобрать какой-нибудь ноутбук, чтобы не сломать его? Как работает какой-нибудь квадрокоптер с камерой, что он снимает, какое качество у этих съемок? Там, на «YouTube» все это можно посмотреть.

 Александра Орджоникидзе

- Можно посмотреть. Но если люди занимаются только ноутбуками (допустим, ремонтом ноутбуков), то имеет смысл рассказывать, как они эти ноутбуки разбирают. Но тестирование ноутбука – это скучно, это долгое и скучное дело. Гораздо проще на это написать коротко, дать картинки, дать графики, примеры тестов. Это просто несравнимо большее количество людей могут это прочитать.

 Дмитрий Баронов

- Все-таки, как ты, работая со своими пользователями, представляя их, ты хочешь сохранить старых или привлечь новых?

 Александра Орджоникидзе

- У нас сейчас… Мы очень часто проводим хитрые опросы, опять же зная, что читатель ленив, и, допустим, на два вопроса ему отвечать лень, а на один так и быть, мы проводим опросы: кто вы, что вы. И знаем, что 30% читателей у нас – это очень молодой состав, это от 14 до 19 лет, 30% - это от 19 до 35, и 30% - свыше 35. Соответственно, свыше 35 любят аналитику или что-то такое более-менее серьезное. Младшие любят игры, гаджеты, достаточно простые. Средние, они действующие, - те люди, которые сейчас, собственно говоря, все движут. Им нужно про все. Поэтому каждый день бывает 3-4 обзора: для игровиков, для тех, кому простой анонс какой-нибудь игры, или что-то серьезное, типа ноутбука нового, новой программы какой-то интересной, и, желательно, чтобы какая-то была аналитика. То есть для всех трех групп наших читателей.

 Дмитрий Баронов

- Деньги к вам приходят на проект откуда?

 Александра Орджоникидзе

- Деньги у нас только за рекламу. У нас за спиной нет никаких инвесторов. Мы все зарабатываем сами. Мы 17 лет всегда окупаемы. Бывали случаи, когда мы работали в ноль. Бывали месяцы, когда мы работали в минус. Но, в принципе, мы окупаемы, мы платим за все сами. Все люди у нас на «белой» зарплате, платят налоги. Мы очень хорошие, честные, белые, пушистые.

 Дмитрий Баронов

- Молодцы! А вот рекламная модель ваша, какая? Обвешаться баннерами, например.

 Александра Орджоникидзе

- Нет. Мы отбиваемся очень часто, потому что всякие кликандеры и прочие все закрывающие контент-баннеры… мы от них отказываемся, исключительно. Очень-очень редко соглашаемся, и чтобы это был один показ в неделю на одного человека по уникальному айпишнику, никак иначе. Читателя нельзя обижать. Он обидится, уйдет в другое место. Интернет большой – уйти есть куда. Поэтому, нет. Баннеров мы используем много, но они не нагрузочные для читателя и они, как правило, анонсируют какую-то интересную статью, интересную новость, обзор, конкурс. То есть конкурсы, обзоры могут быть платные. Вот такие вещи.

 Дмитрий Баронов

- Вячеслав Квирикашвили, наш пользователь, спрашивает: «А «Windows 10» Александра себе уже установила?»

 Александра Орджоникидзе

- Да у меня сегодня как раз на всех моих трех компьютерах сообщило, что надо сегодня к вечеру согласиться на это. Обязательно соглашусь.

 Дмитрий Баронов

- Ну что ж, согласись. Посмотрим. Напиши потом на «3DNews», как это было.

 Александра Орджоникидзе

- Хорошо, напишу. Я только что, идя сюда, выложила на «Facebook» картинку: нам от «Microsoft» пришли печеньки с изображением «Windows 10» и окошечко.

 Дмитрий Баронов

- Печеньки от «Microsoft» - это очень актуально. Скажи, Александра, если говоришь, не баннеры, то, что тогда, говоря о рекламе?

 Александра Орджоникидзе

- Это могут быть, например, конкурсы. Это сейчас очень здорово, потому что люди, вообще, любят соревноваться, играть. Обычно конкурс – это что-то такое интересное. Там 5-6 вопросов. И каждый вопрос требует захода на сайт рекламодателя, чтобы найти ответ. Это достаточно распространенная вещь. Может быть какой-то платный материал, на котором обязательно пометка «На правах рекламы». Мы отказываемся публиковать платные вещи без этой пометки.

 Дмитрий Баронов

- Какие-то спецпроекты, например…

 Александра Орджоникидзе

- Да. Большие спецпроекты – это очень часто. Большие фирмы. Но, к сожалению, сейчас достаточно мало таких больших фирм, которые готовы делать спецпроекты. Спецпроекты – это замечательная вещь. Потому что тем самым охватываются обе части: и продуктовая реклама, и брендовая реклама. То есть бренд усваивается читателем, что он хороший, что он положительный, что он обеспечивает ремонт и замену плохих продуктов и так далее. Если это все делать правильно и хорошо, то… мы многим фирмам помогли выйти на российский рынок.

 Дмитрий Баронов

- Скажи, Александра, какие у «3DNews» отношения с соц.сетями?

 Александра Орджоникидзе

- С соц.сетями прекрасные отношения. Мы есть в «Вконтакте», мы есть на «Facebook», мы есть в «Ж-плюсике», в «ЖЖ» и так далее. «Вконтакте» - он наиболее большой, поэтому, наверное, самые большие цифры, порядка 25-30 тысяч, 17-18 тысяч – это «Facebook». Остальные - чуть меньше. Но мы не работаем усиленно с соц.сетями. У нас все это автоматизировано, и лучшие новости, обзоры автоматически выбираются читателями, и соответственно, они публикуются на «Facebook» и в «Вконтакте».

 Дмитрий Баронов

- Специалистов по СММ у вас в штате нет?

 Александра Орджоникидзе

- Нет.

 Дмитрий Баронов

- Почему? Плохая отдача от соц.сетей?

 Александра Орджоникидзе

- А, вообще, такие проекты, как наш, чего его раскручивать? Наше дело – делать хорошие контенты. Если у нас будет хороший контент, нас будут хорошо читать. Если очень интересные новости попадают на «Facebook» или «Вконтакте», то оттуда переходов достаточно много и все читают.

 Дмитрий Баронов

- А есть ли у вас мобильные приложения?

 Александра Орджоникидзе

- У нас есть мобильные приложения, поскольку наши читатели очень умные и развиты гораздо больше, чем читатели какого-либо другого ресурса. Они очень быстро завели в смартфоны, завели во всякие мобильные штуки и читают и наше, и приложения таких же, как мы, IT-сайтов, естественно, RSS-ленты или мобильные приложения.

 Дмитрий Баронов

- У вас для всех платформа: и для «Андроид», и для…

 Александра Орджоникидзе

- У нас пока что общая. Нет смысла. Мы не нашли смысла делать отдельное. Дело в том, что все мобильные версии пока что не монетизируются. Никак. То есть с мобильных версий мы денег не получаем. Это чисто имиджевые вещи.

 Дмитрий Баронов

- Какие у вас принципы работы с поисковыми системами? Оптимизацией занимаетесь?

 Александра Орджоникидзе

- Оптимизацией занимаемся, но, как правило, это когда «Яндекс» или «Google» пишут, что у них изменились какие-то правила. И мы изменяем в соответствии с ними. С «Google» получается все очень хорошо. «Яндекс» гораздо хуже, медленнее. И, в общем, бывают смешные вещи до такой степени, что мы переходили на новый движок 4 года назад. Естественно, новый вариант сайта лежал на другом сервере. И там, пока все отлаживали, было написано в конце «No index», то есть не индексировать. И когда сделали переключение, то «No index» не убрали. Как только мы спохватились и убрали, то «Google» тут же нас нашел, а «Яндекс» нас еще не находил неделю. Был огромный провал. И с «Яндексом» все так, к сожалению.

 Дмитрий Баронов

- Кстати, о движке. Ваш движок вы с нуля разрабатывали, или взяли что-то за основу…

 Александра Орджоникидзе

- Такие большие проекты как наш, они всегда все свои, абсолютно. Потому то, когда берешь чей-то движок, приспособить его при двухстах тысячах уников в сутки нереально. У нас бывают какие-то интерактивные вещи, когда на сайте одновременно 3-5 тысяч человек. Не держат движки таких вещей.

 Дмитрий Баронов

- А вирусные материалы, Саша, вы пишете?

 Александра Орджоникидзе

- Вирусных материалов мы принципиально не пишем. А зачем?

 Дмитрий Баронов

- Чтобы люди кликали, лайкали.

 Александра Орджоникидзе

- Вот мы и сделали прекрасный календарь с нашей Верой. Я считаю, что это вирусное.

 Дмитрий Баронов

- Это и есть ваш вирусный календарь.

 Александра Орджоникидзе

- Просто раньше мы делали такие же календари. Мы закончили их делать в 2006 году. У нас не было там девушек, у нас были красивые железки. И ребята скачивали, ставили на экран красивые картинки во всех разрешениях. Сейчас мы решили, что все-таки железка должна быть вместе с девушкой. И, действительно, мы не прогадали. Это правильное решение.

 Дмитрий Баронов

- Еще вопрос. Были у меня в гостях здесь создатели проекта «BigPicture». Они сейчас ведут экспансию языковую. Они делают английскую версию и собираются где-то даже китайскую. В этом направлении у вас есть какие-то…

 Александра Орджоникидзе

- У нас долгие годы была английская версия «DailyDigital». Она была английская. И мы переводили туда обзоры, сделанные нами. Дело в том, что у нас на сайте каждые сутки 40-60 новостей и 3-4 обзора. Обзоры наши, абсолютно. А новости по-разному. Очень часто новости – это сводная новость из новостей, допустим, опубликованных на японском, китайском, поскольку они раньше встают, у них солнце раньше приходит, и американском сайте.

  Дмитрий Баронов

- Но там-то солнце позже заходит.

 Александра Орджоникидзе

- Да. То есть мы собираем, за это время происходит еще что-то, и собирается такая аналитическая новость. Но переводить ее на английский и публиковать уже не очень разумно. Потому что она, собственно, оттуда и пришла. Поэтому постепенно… И «Google»-переводчик стал таким сильным, что те, кто хочет читать нас (по статистике видно, что достаточно большое количество нас читает из разных стран), то видно, что они переводят в «Google»-переводчике, им достаточно этого.

 Дмитрий Баронов

- Сила «Google»-переводчика меня пока не очень радует. Но, наверное, для технических текстов он уже вполне…

 Александра Орджоникидзе

- Конечно, для технических текстов вполне достаточно.

 Дмитрий Баронов

- Скажи, Александра, а кто ваши конкуренты?

 Александра Орджоникидзе

- Конкуренты у нас как были, так и есть одни конкуренты, мы считаем. Это «iXBT», которому тоже будет 18 лет.

 Дмитрий Баронов

- Это вот этот хобот пресловутый?

 Александра Орджоникидзе

- Да-да, хобот, в просторечье. Они будут праздновать восемнадцатилетие через несколько месяцев. Но, собственно, как нас было двое, так нас двое и осталось. Другие проекты меньшие, мельче. Последние годы, конечно, появились такие, как «Hi-tech Mail.Ru». Это часть mail.ru. Это совершенно другое дело, совершенно другие проекты. Читатели таких проектов не могут быть нашими читателями. Просто те, кто пользуется, допустим, почтовыми ящиками на mail.ru, они в своем почтовом ящике получают рекламу, новости или еще что-нибудь. Соответственно, там у нас 200 тысяч, мы считаем очень много уников. А у них 500 тысяч совершенно свободно. Из нескольких миллионов получивших письма, конечно, 500 тысяч зайдет.

 Дмитрий Баронов

- Я посмотрел сегодня на главную страницу «3DNews», потом посмотрел на главную страницу «iXBT». Это вот как супруги, которые вместе прожили 50 лет. Похожи друг на друга.

 Александра Орджоникидзе

- Неправда, неправда. Мы совершенно разные. Но «OldSchool», это лучше, чем совершенно одинаковые картинки такие, не отличишь один сайт от другого.

 Дмитрий Баронов

- Не чувствуете ли вы, что какие-то узкоспециализированные ресурсы, кто-то гаджетами занимается, кто-то видео… Они с боку вас атакуют и кусают…

 Александра Орджоникидзе

- Конечно. Так и должно быть. Мы, вообще, удивляемся, что давно не появились такие же, как мы. Вернее, они появлялись, но почему-то умерли большие ресурсы. Но все равно до сих пор мы, получая поздравление с нашим восемнадцатилетием, наши читатели так и пишут: «Ребята, вы только работайте. Потому что, зайдя к вам, мы прочитаем и про новую комету, которую обнаружили астрономы, прочитаем про новый гаджет, про новую программу и прочитаем интересный обзор с интересным тестированием». Мы стараемся держаться. Мы стараемся охватить максимально не всё, а максимально затронуть волнующие темы.

 Дмитрий Баронов

- А не пытались ли вы как-то использовать то, что Герман Клименко, одни из ваших совладельцев, называет хабр-эффектом?

 Александра Орджоникидзе

- Тут большая проблема. Потому что сейчас на «Хабре» тоже завели редакцию, и у них тоже есть авторы. Они тоже платные. И они тоже пишут, и их тоже редактируют. Беда в том, что люди начинают писать матом, начинаются свары. И со всеми этими социалками и прочим главная проблема - это модераторы. А держать то количество модераторов, которые убирают ругань и прочие всякие вещи, которые необходимо убирать, просто нереально. У нас, допустим, 1000 комментов в сутки. Это хорошо. А бывает - 5000, а бывает, когда что-то интересное пошло – 6000, 7000. Кто это все прочтет, кто это все отредактирует? Это очень трудно.

 Дмитрий Баронов

- А вот, скажем, сайты такого рода, как, например, «Цукерберг позвонит», у них принципиальное отличие от вас в чем?

 Александра Орджоникидзе

- Это все-таки блогги. Все эти хабраобразные сайты – они другие. Мы отвечаем за свой контент. А там никто не отвечает.

 Дмитрий Баронов

- Хорошо. А «CNews». Там тоже отвечают за контент вроде бы, когда его читаешь.

 Александра Орджоникидзе

- «CNews». Ничего не хочу сказать плохого, но это часть «РБК». И судя по тому, что «РБК» за наши 18 лет нас пытался купить раз 10, говоря, что «CNews» не совсем то, что они хотели, что он больше промо-сайт, чем IT-сайт. Они немного другие.

 Дмитрий Баронов

- Каких-то индустриальных новостей, слухов, сплетен иногда мне не хватает. И за ними как раз иду на «CNews».

 Александра Орджоникидзе

- Понимаешь, мы не можем написать то, что мы слышали. Мы обидим наших партнеров. Мы отвечаем. Мы очень часто подписываем идею, подписку о неразглашении. И даже, если мы что-то знаем, мы не имеем права написать. Поэтому слухов у нас не дождешься. Нельзя, просто нельзя.

 Дмитрий Баронов

- Ну что ж, нельзя, значит, нельзя. Недавно у меня был на эфире Иван Засульский, он сказал, что мы, вообще-то, уже живем во время ноосферы. Как в этой ноосфере, вообще, меняется понятие СМИ, как ты думаешь?

 Александра Орджоникидзе

- Вообще, не очень понятно, что будет со СМИ, допустим, лет через 10. А мое ощущение, что они никуда не денутся именно потому, что кто-то должен отвечать за слова. Это законодательно сделать невозможно, с одной стороны. А с другой стороны, можно назначить любого блоггера СМИ. Ну, не будет он отвечать за каждое свое слово. А судиться с ним, собственно говоря, тоже никто не будет. А СМИ, они дают информацию, что называется, проверенную. Не будет никогда человек вместо СМИ. И нельзя это заменить. Слава Богу, информация доходит быстро с помощью социалок, и мгновенно становится известна любая проблема в любой точке мира. Но все равно, если это какая-то аналитика, если это какое-то социальное исследование или еще что-то, - это должно быть СМИ, где редактор, где корректор, где нет ошибок, где грамматика проверена, где убраны лишние слова, где убраны лишние обидные сравнения, где кто-то отвечает за подачу материала.

 Дмитрий Баронов

- С этой точки зрения понятно. А именно с точки зрения представления информации.

 Александра Орджоникидзе

- Я говорю, сейчас мы видим, что очень многим хватает RSS-ленты. RSS-лента – это один абзац практически. И люди уже поняли, о чем там дальше, могут не читать. Боюсь, что это будет еще короче. Будет картинка и на ней будет написано две строчки. Каким образом она будет подаваться - на электронном браслете, на телефоне, как-то так будет. Я даже по себе знаю, я, вообще, читатель, я читаю очень много, в доме дичайшее количество книг, накопленных моими родителями, родителями моего мужа, но уже я, конечно, с айпадом. В айпаде 500 книг. И, собственно говоря, наверное, этого мне достаточно. Редко-редко я какую-то книгу услышу, что нужно тоже прочитать. В основном скачиваю фантастику. То есть, соответственно, это уже другое чтение. Это чтение на ходу, это чтение, где угодно, это не процесс чтения, когда сел на диван, взял книжку в руки… Это читаешь, где угодно. Так и будет все.

 Дмитрий Баронов

- К этому процессу «3DNews» готов?

 Александра Орджоникидзе

- Вполне готов, конечно. Я говорю, наши читатели… Мы здесь как раз насчет нашего дизайна старинного, который практически не изменился за 18 лет (мало изменился, видно, что там есть изменения, но они незначительные), мы опросы проводим. В общем, 50% наших читателей говорят: «Вообще, не меняйтесь». 20% говорят, что, если только будет сильно лучше, тогда меняйтесь. «Удобно ли вам читать?». «Да, сделайте, пожалуйста, чтобы страничка вмещалась на смартфоне». Да, это будет легко.

 Дмитрий Баронов

- То есть дизайн менять не собираетесь?

 Александра Орджоникидзе

- Нет, не собираемся. Хотя меня со всех сторон толкают, но я пока держусь.

 Дмитрий Баронов

- Ну что ж, держись. Александра, у нас, как ты знаешь, есть такой Институт развития Интернета.

 Александра Орджоникидзе

- Замечательный.

 Дмитрий Баронов

- Они готовят президентскую программу. Там есть, там должен быть некий раздел об интернет-СМИ. Посоветуй что-нибудь в эту программу от СМИ.

 Александра Орджоникидзе

- Это надо подумать. Поддержка СМИ, собственно говоря, ту, которую просит бумажное СМИ, нашим СМИ не нужна. Единственное, что, наверное, мне бы очень хотелось – это  смягчения этих жестких условий, что, если что-то опубликовано в комментариях (в комментариях, подчеркиваю) на сайте (какая-нибудь гадость), и мы в течение суток не убрали, то сайт блокируется. Варианты могут быть любые. Просто кто-то не получил почту, мало ли что. Не должно быть такой быстрой блокировки. Должно быть, не знаю, двойное, тройное оповещение. Очень это вредно, когда закрывают информационные сайты, которые не занимаются, тем более, политикой. Я бы вот на эту тему говорила. Поговорю с Германом, как это сформулировать.

 Дмитрий Баронов

- Я думаю, он нас услышит.

 Александра Орджоникидзе

- Я уверена.

 Дмитрий Баронов

- А что, уже были какие-то претенденты? «3DNews» - Роскомнадзор.

 Александра Орджоникидзе

- «3DNews» несколько раз писали из налоговой с жалобами. Такие достаточно угрожающие тексты. Но мы знаем, что налоговая просто всегда так пишет. Совершенно удивительное, что «на вашем сайте была реклама, в которой был рекламный баннер, в которой обещали скидки, а скидки не 15%, а лишь 10. Вы должны за это ответить».

 Дмитрий Баронов

- И именно налоговая служба у нас за этим следит?

 Александра Орджоникидзе

- Да.

 Дмитрий Баронов

- Удивительно.

 Александра Орджоникидзе

- Вот такие удивительные вещи… Мы обращались к рекламодателям, выясняли, в каком магазине нарушили их условия, что нам прислали, и так далее. То есть это бывает. Обращения бывают странные.

 Дмитрий Баронов

- То есть пока интернет-СМИ хотят только смягчения на какую-то реакцию со стороны Роскомрадзора?

 Александра Орджоникидзе

- Да. Нас не надо сильно ограничивать. Мы сами знаем, что мы должны следить и за контентом, и не должны нарушать законы. Собственно, все, кто получал лицензии в Министерстве печати, знают, что нужно отвечать. Закон есть закон.

 Дмитрий Баронов

- Скажи, Александра, такую вещь. Ты 18 лет каждый день читаешь IT-новости. Пожалуй, лучшего IT-эксперта найти, чем ты, - надо еще в России поискать. Скажи, чтобы IT в России развивалось, что нужно? Чтобы развивалось сильнее, не так, как сейчас?

 Александра Орджоникидзе

- Это очень длинная тема. Могу сказать, что нужно менять систему образования.

 Дмитрий Баронов

- Систему образования, какого, школьного, вузовского?

 Александра Орджоникидзе

- Начиная со школьного. Поскольку я училась в физмат школе, я знаю, что школа должна начинаться прямо с первого класса, вернее даже с подготовительного класса. Детей нельзя объединять: детей средних с детьми отсталыми и с детьми очень сильно развитыми. Детей развитых нужно учить отдельно, давать им гораздо большую нагрузку, давать им гораздо большее развитие. Это те, кто будет делать IT для нашей страны и не только IT, - любые изобретения от этих одаренных детей. Сейчас система объединения специализированных школ, даже вот я слышу, что вторую школу пока держат, но, возможно, к ней присоединят какую-то соседнюю школу с невероятными…

 Дмитрий Баронов

- Руки прочь от второй школы! Это я как выпускник говорю. Отстаньте, не лезьте.

 Александра Орджоникидзе

- Правильно. Я тоже люблю.

 Дмитрий Баронов

- Да уж. Значит, образование. А еще?

 Александра Орджоникидзе

- Образование и гранты. Гранты хорошим молодым ученым - они просто необходимы. Я знаю людей, которые придумали много интересного, но, к сожалению, развивать это невозможно, потому что просто нет денег. А на зарплате 25 тысяч - нереально.

 Дмитрий Баронов

- Последний вопрос. Наш шеф-редактор Андрей Кашуба уже размахивает руками, надо заканчивать. Скажи, ты «Sunday Times» зачем забросила?

 Александра Орджоникидзе

Слишком хорош «Facebook» для меня. На «Sunday Times» меня читало 150-300 человек в сутки, а на «Facebook» меня читает не менее 1000 человек. Да и то, потому что я ограничила. Я принципиально ограничила количество френдов – 1000 человек, поэтому их там 998. И мне этого достаточно вполне.

 Дмитрий Баронов

- Но те материалы, которые хранятся у тебя на «Sunday Times», они же уникальные.

 Александра Орджоникидзе

- Они уникальные. Это история «3DNews», это история того же Андрея Кузина и Германа Клименко. Они одаренные люди. И рассказы про них, я думаю, когда-нибудь я сделаю в виде книги. Будет интересно, как история развития рунета и жизни этих самых зубров рунета.

 Дмитрий Баронов

- Александра, большое тебе спасибо за увлекательную беседу.

 Александра Орджоникидзе

- На здоровье.

 Дмитрий Баронов

- У нас в программе «Экспертный совет» была Александра Орджоникидзе, управляющий директор интернет-проекта «3DNews». С вами был Дмитрий Баронов. С вами радио «МедиаМетрикс». До свидания. 

 Александра Орджоникидзе

- До свидания.