Дмитрий Волков
– Снова программа «Интернет-экономика» с Дмитрием Волковым. У нас в гостях Лехатинов Чингис - генеральный директор компании «Мобайл Девайс». Добрый вечер!
Чингис Лехатинов
– Здравствуйте!
Дмитрий Волков
– Мы по-прежнему говорим о проникновении интернета в экономику и о том, что при этом происходит, имея в виду под интернетом всю совокупность сетей передачи данных, сервисов и программного обеспечения, то есть всё, что входит в эти вещи. Первый вопрос у нас традиционный: Чингис, расскажите вашу историю. Удивите нас, если возможно.
Чингис Лехатинов
– Постараюсь. Изначально история начиналась с того, что я услышал от заинтересованных людей о том, что было бы здорово, если бы можно было как-то… Главное – это вначале услышать идею, а потом попытаться каким-то образом её реализовать. Когда я услышал первую идею о том, что было бы интересно следить за тем, что происходит с головой спортсмена во время тренировки, а то бывает так, что просто недоглядел, что с ним произошло, и этот человек получил сотрясение мозга. Как раз таки проблема в том, что когда начал изучать вопрос и начал очень глубоко и интересно в это дело погружаться… Кстати говоря, первый положительный аспект интернета в экономике − это то, что интернет позволяет очень быстро получить информацию о предмете, который ты собираешься реализовать. Например…
Дмитрий Волков
– Зашел в поисковик…
Чингис Лехатинов
– Зашел в поисковики, даже в какие-то открытые базы данных, закрытые базы данных - это всё достаточно легко сейчас найти в интернете. Я исследовал и узнал, что, на самом деле, сотрясение мозга – это очень страшная вещь. Во-первых, самое проблемное в нем то, что он сложно диагностируется. Второе – это то, что его симптомы могут проявляться спустя два-три дня. На частном примере боксеров, они узнают о том, что у них было сотрясение мозга, на четвертый или пятый бой только.
Дмитрий Волков
– Некоторые даже до конца жизни не в курсе, Вы знаете?
Чингис Лехатинов
– Да. Некоторые даже могут привести к смертельным случаям. Достаточно известный случай про футболиста, когда он получил девять сотрясений мозга и умер прямо на поле во время игры от совершенно легкого удара, который в обычной ситуации человек бы просто не заметил. Собственно говоря, я сам увлекаюсь сноубордом, до этого занимался также каратэ, футболом.
Дмитрий Волков
– Есть опыт.
Чингис Лехатинов
– Да, есть опыт получения хороших ударов, когда ты чувствуешь себя нормально в течение практически двух дней, а потом на третий день просто ничего не можешь делать. Тебе хочется все время спать, ты даже думать не можешь, сформулировать нормально мысль. Ты понимаешь, что тогда, скорее всего, произошло что-то нехорошее, надо лечиться, а как раз в вопросах, связанных с черепом и с мозгами, главное время, когда начинается лечение. Хорошо, если ты можешь просто отлежаться, а если нет? Если ты продолжаешь заниматься? Тогда это очень сильно сказывается. Дальше, когда мы развивали проекты, я (второй хороший аспект) узнал про то, что есть куча площадок, где можно пытаться сделать собственную разработку в данном направлении. У меня уже на тот момент была команда из людей, но мы, в основном, все были инженеры, которые занимаются корпусами. Мы можем делать практически любой корпус подо что угодно, но у нас было мало электронщиков, и мы пошли на места, где собирается куча разных видов разработчиков, так называемые хакатоны. Мы ходили на один из хакатонов буквально этим летом.
Дмитрий Волков
– Расскажите про это поподробнее. Огромное количество бизнесов начинается с этой истории: «Я услышал, погуглил или пояндексил, наверно, более правильно нам говорить, мы собрались, и пошло-поехало», но про хакатон я слышу первый раз. Что это такое?
Чингис Лехатинов
– Видите. Как раз в том-то и дело, что я тоже практически случайно на него наткнулся. Это еще одна прелесть интернета - он огромный, в нем 99% того, что тебе не нужно, и на один процент ты натыкаешься абсолютно случайно.
Дмитрий Волков
– Что это за зверь такой?
Чингис Лехатинов
– Хакатон – это собрание людей, которые интересуются различными разработками каких-нибудь, так называемых, «железячных» проектов, именно проектов, которые не в чистом виде, как программирование (софт), а…
Дмитрий Волков
– Это некая коммуникационная площадка, которая существует в интернете же, да?
Чингис Лехатинов
– Она существует в интернете и самое главное, что сам хакатон - это когда собирается порядка 200–300 человек на одной территории - такая, знаете, тусовка инженеров и программистов.
Дмитрий Волков
– Жуткое зрелище.
Чингис Лехатинов
– Да. Они все 48 часов практически не спят (может быть, часа четыре поспать можно из этих 48) и занимаются тем, что делают прототипы один за другим, причем практически с нуля. Ты можешь прийти с идеей, у них есть некоторая база и на основе этой базы ты можешь собрать буквально из ничего что-то, чтобы проверить концепт. Относительно недавно запустился очень классный проект, когда уже есть прототип, а как сделать из него MVP, а из MVP сделать серийную модель....
Дмитрий Волков
– Что такое MVP?
Чингис Лехатинов
– MVP – это минимально жизнеспособный продукт («minimum viable product» на английском). Собственно, это тот продукт, который уже можно продавать, он выполняет все основные функции, которые нужны потребителю.
Дмитрий Волков
– То есть генезис, развитие такое: идея, прототип… Прототип − это штука, которая не работает?
Чингис Лехатинов
– Она работает, но она очень неудобная, большая, то есть из нее торчит куча проводов, и она…
Дмитрий Волков
– И она с двумя ручками. Портативная.
Чингис Лехатинов
– Да, и она вообще никак не упакована.
Дмитрий Волков
– Потом MVP?
Чингис Лехатинов
– Да.
Дмитрий Волков
– Это уже работающий прототип, который, в принципе, даже можно продавать, да?
Чингис Лехатинов
– Да. Уже можно его продавать, и даже есть…
Дмитрий Волков
– Промышленный образец?
Чингис Лехатинов
– Скажем так, весьма топорный промышленный образец, а может быть, уже готовый, а может быть так, что MVP уже сразу становится серийной моделью. Если очень хорошо поработать над MVP, то последующий переход будет очень легкий и дешевый. Этот переход зависит уже от опыта…
Дмитрий Волков
– Хакатонщиков.
Чингис Лехатинов
– Да. Работы…
Дмитрий Волков
– С хакатоном я не понял. Это коммуникационная площадка или такое место, где…
Чингис Лехатинов
– Вначале коммуникационная, в первый день. Потом, на второй день она уже превращается в мастерскую.
Дмитрий Волков
– В оффлайновую площадку.
Чингис Лехатинов
– Да, в оффлайновую мастерскую площадку.
Дмитрий Волков
– Это в Москве?
Чингис Лехатинов
– Да, в Москве.
Дмитрий Волков
– А где в Москве хакатоны водятся?
Чингис Лехатинов
– Технополис «Москва». Метро «Текстильщики». Бывший завод «Renault».
Дмитрий Волков
– В тех самых индустриальных парках, которые сейчас создает московское правительство для развития бизнеса? Технополис «Москва» – один из индустриальных парков?
Чингис Лехатинов
– Да.
Дмитрий Волков
– Как это выглядит? Вы как-то общаетесь, потом собираетесь там, да?
Чингис Лехатинов
– Да, мы общаемся, и там, собственно, за первый день формируем какую-то команду. Чем хорошо? Ты можешь вначале просто гулять из проекта в проект и смотреть, какой тебе больше интересен, какой из них лучше развивается и где команда, которая тебе всё-таки ближе, чем остальные. Можешь одновременно присутствовать во всех проектах, каких захочешь. Особо нужные люди участвуют минимум в двух-трех проектах. Есть люди, которые там впервые, поэтому они в одном проекте потихонечку варятся и что-то пытаются сделать, и они работают именно на благо одного проекта. Когда уже сформировали команду, там начинается такая смешанная оффлайн-онлайн структура, когда несколько людей уходит домой (например, программисты) и дома спокойненько, в уютном для себя состоянии…
Дмитрий Волков
– И пишут письма.
Чингис Лехатинов
– Да, пишут письма, коды и прошивки для того, чтобы все это работало и хоть как-то жило в реальности.
Дмитрий Волков
– Безумно интересно. А зачем все эти люди собираются? Это такой коллективный разум, который сам по себе собирается на этой площадке. Зачем? Кто их собирает? Как это все…
Чингис Лехатинов
– У людей абсолютно разная мотивация. Я изначально пришел туда для того, чтобы именно развивать идею. Мне было интересно, чтобы эта штука из идеи стала чем-то, что бы превратилось в какое-то нарицательное.
Дмитрий Волков
– MVP для начала.
Чингис Лехатинов
– Да, хотя бы для начала MVP, а потом, может, распространить его по спортивным клубам и стать, как минимум, нарицательным, чтобы как все говорят «гуглим», а нас бы называли «шок-треким», например.
Дмитрий Волков
– Почему к вам люди присоединяются? Им тоже это интересно?
Чингис Лехатинов
– Да.
Дмитрий Волков
– Просто интересно?
Чингис Лехатинов
– Как правило, вначале именно чисто из интереса люди заходят. Раньше это было в чистом виде, как работа одиночек Кулибиных. Я где-нибудь сижу, возможно, у меня есть в гараже какое-то оборудование, и я, скажем так, что-то в одиночку там делаю, потому что просто умею. Обычно, не торопясь, у меня на это уходит, например, полгода. Я сделал что-нибудь прикольное, выкладываю в интернет, мне поставили кучу лайков − и всё, на этом всё заканчивается. Такие собрания людей дают маленький импульс, который позволяет перейти на следующий этап. Когда ты делаешь проект один и закончил, ты можешь вообще про него забыть, заняться своей работой дальше, а здесь у тебя начинается частичная коллективная ответственность, и, наверняка, найдется хотя бы один человек в команде, который будет всех просто толкать, толкать, толкать.
Дмитрий Волков
– Такая социальная группа образуется?
Чингис Лехатинов
– Да. Социальная группа.
Дмитрий Волков
– Хакатон – это постоянно действующее место или время от времени собирающееся?
Чингис Лехатинов
– Достаточно периодично, то есть где-то раз в три месяца, раз в два месяца.
Дмитрий Волков
– Их специально устраивают, выделяют для этого площадку и…давайте, ребята!
Чингис Лехатинов
– Устраивают. Если ты, например, уже изначально туда идешь с идеей, то ты можешь прийти туда подготовленным, можешь прийти с голой идеей, а можешь прийти с какими-то исходными материалами (если ты знаешь). Собственно, от этого зависит то, как быстро ты выступишь дальше на хакатоне. Кстати, еще об одном, где происходит снижение входящего порога - когда подходит финал хакатона, выбирают три самых лучших проекта…
Дмитрий Волков
– То есть это соревнование?
Чингис Лехатинов
– Да, все-таки это соревнование, но это дополнительный, скорее, процесс. Победители становятся резидентами хакспейса технополиса «Москва» и могут пользоваться…
Дмитрий Волков
– Давайте и «хакспейс» тоже расшифруем. Это что такое?
Чингис Лехатинов
– Хакспейс – это то место, где есть оборудование. Помните, я говорил, что есть Кулибин, и у него есть гараж. Там этот гараж огромный, и в нем станков полно, просто навалено для любой задачи, какой хочешь. Есть готовые разработчики, которые уже не первый год занимаются в своем деле, например.
Дмитрий Волков
– И тебя допускают ко всем станкам, если ты победитель, да?
Чингис Лехатинов
– Да.
Дмитрий Волков
– Бесплатно?
Чингис Лехатинов
– Да.
Дмитрий Волков
– Бесплатно пользуйся, пожалуйста, изобретай, варись…
Чингис Лехатинов
– Тебе дают примерно один месяц. Один месяц ты можешь делать, что хочешь, развивать проект настолько, насколько можешь. Как раз это и позволяет очень сильно экономить и силы, и время, а главное, когда все люди периодически собираются вместе, идея очень быстро перерабатывается. Издержки, которые бывали раньше, когда ты банально не знаешь, где собраться... Хорошо, если можно собраться, например, на квартире, но в квартире станков нет, а там станки есть - ты можешь практически сразу сделать, потрогать руками и понять: оно это или не оно. Это позволяет очень быстро сокращать необходимое время. Если раньше вопрос шел на месяцы, сейчас вопрос идет на дни, а иногда даже на часы.
Дмитрий Волков
– Это Лехатинов Чингис - генеральный директор компании «Мобайл Девайс», в программе «Интернет-экономика» с Дмитрием Волковым. Итак, идея, нашел в поисковике, хакатон − шикарная история. Слушайте, это всё делает правительство Москвы для нас?
Чингис Лехатинов
– Да.
Дмитрий Волков
– С ума сойти! И у вас появился… Мы начали говорить про штуку, которая…
Чингис Лехатинов
– Датчик сотрясения мозга.
Дмитрий Волков
– Да, про датчик сотрясения мозга. И вы ее сделали таким образом?
Чингис Лехатинов
– Да, мы ее сделали таким образом, и сейчас мы уже получили MVP. Собственно, мы хотим уже начинать испытывать его, чтобы получить хотя бы первые нормальные данные, проверку того, как мы хорошо делаем алгоритмы. Мы даже делали опрос, и уже есть клубы, которые готовы его закупить. То есть они сказали: «Давайте быстрее!». Это была еще одна сильная мотивация, потому что людям нужно, они прямо хотят этого.
Дмитрий Волков
– А что это такое? Датчик, который как-то крепится?
Чингис Лехатинов
– Да, датчик, который крепится либо на шею, либо непосредственно на голову через какой-нибудь бандаж, и он измеряет ускорение черепной коробки. Если мы знаем, как ведет себя черепная коробка, мы, скорее всего, сможем сказать, как ведет себя мозг внутри черепной коробки.
Дмитрий Волков
– Датчик фиксирует факт, одно событие?
Чингис Лехатинов
– Да.
Дмитрий Волков
– Неблагоприятное в данном случае, да?
Чингис Лехатинов
– Да.
Дмитрий Волков
– И сигнализирует об этом неблагоприятном событии доктору, и доктор лечит?
Чингис Лехатинов
– Да. Главное, что всё происходит вовремя. Последствия от этого практически сводятся к нулю, если только не было проламливания головы совсем, но это отдельный случай уже, хотя даже такие случаи можно регистрировать. В данном случае главное все-таки то, что уменьшается риск пропуска самого события. К сожалению, именно это основная причина того, почему люди уходят из спорта. Три сотрясения получил – всё, уже дальше ты становишься очень медленно думающим человеком, у тебя снижается вообще какая-то логика, запоминаешь хуже, реакция хуже.
Дмитрий Волков
– Скажите, этот датчик три раза зафиксировал, и ты свободен? Или как? Или как-то можно предотвращать, что ли?
Чингис Лехатинов
– Как раз для предотвращения такого события есть спецоборудование типа касок. В общем-то, шлемы позволяют снизить удар, однако удары, которые проходят сквозь тело, например, через позвоночник, достаточно сложно зарегистрировать обычными способами. Перед тобой человек, он получил, грубо говоря, очень хороший удар в ногу, но так как у него все мышцы были напряжены, удар прямиком передался в голову. Со стороны это вообще никак не регистрируется.
Дмитрий Волков
– А вы регистрируете?
Чингис Лехатинов
– Датчик может зарегистрировать даже такие изменения.
Дмитрий Волков
– Понятно. Эта штука тренерам нужна, спортсменам нужна, да? На самом деле, очень неплохо и обычным людям, которые ходят в фитнес-центры и занимаются любительским спортом, да?
Чингис Лехатинов
– Да, и им тоже. Занимаюсь я, например, боксом, именно любительским для постановки ударов. Датчик можно использовать не только для измерения ускорения именно головы. В принципе, с небольшими изменениями можно сделать так, чтобы узнать, насколько хорошо ты ставишь удар, при том, что с точки зрения железа, это одно и то же.
Дмитрий Волков
– То есть если у него сотрясение мозга, то ты молодец? Нет сотрясения мозга, то как-то тренируйся иди.
Чингис Лехатинов
– Да, грубо говоря, парень ты…
Дмитрий Волков
– Еще не совсем.
Чингис Лехатинов
– Защищать ты вряд ли кого-то сможешь.
Дмитрий Волков
– Очень интересные вещи Вы рассказываете, особенно про хакатон. Я прямо впечатлился, я бы сказал, уж не знаю, как наши радиослушатели. Скажите, пожалуйста, статистический вопрос (мы по нему быстренько пройдемся). Скажите, если брать, например, спорт, с вашей точки зрения… Пока датчиков нет же, да? Это еще только прототип, я так понимаю?
Чингис Лехатинов
– Нет, это уже MVP. Нам до серийного производства, в принципе, недалеко.
Дмитрий Волков
– Один шаг, но еще их нет в массовом количестве, да?
Чингис Лехатинов
– В массовом – это вопрос, наверно, где-то месяцев двух.
Дмитрий Волков
– Я вам желаю как можно быстрее достичь успеха здесь. Вопрос-то у меня такой. Как Вы оцениваете процент проникновения интернета в этот самый спорт сейчас?
Чингис Лехатинов
– Интернет (именно в таком виде, как сейчас) является больше средством передачи информации о событиях в спорте.
Дмитрий Волков
– Я имею в виду в тренерский процесс, в игровой процесс, в сервисы, как раз датчики типа вашего, которые…
Чингис Лехатинов
– В настоящий момент проникновение интернета, именно с точки зрения отношений «спортсмен – тренер», в лучшем случае где-то процентов на десять-пятнадцать идет. Может быть, если еще прибавить сюда как раз именно медиа-составляющую, то 25%.
Дмитрий Волков
– Отлично, давайте 25% подарим, нам не жалко. Скажите, пожалуйста, если бы государство какое-то время назад озаботилось… Вы знаете, я обычно говорю так: «Если бы государство стало Стивом Джобсом?», но учитывая то, что я от вас услышал, по-моему, оно уже стало Стивом Джобсом (у меня такое ощущение). Если бы оно еще раньше стало Стивом Джобсом, то сколько могло бы быть сейчас? Где технологический предел?
Чингис Лехатинов
– Я бы сказал, что технологический предел – где-то на 75%.
Дмитрий Волков
– У нас еще очень много того, что мы не успели сделать, а могли бы, да?
Чингис Лехатинов
– Да. Здесь скорее больше вопрос подготовленности именно людей, которые занимаются разработками, и потребителя.
Дмитрий Волков
– Хорошо. Если смотреть на то, что зависит в этом вопросе от государства, что оно упустило, с вашей точки зрения? Что оно могло бы сделать, но не сделало?
Чингис Лехатинов
– Я всё-таки по большей части об этом деле узнал именно по случаю, а надо, чтобы это было не по случаю, а как-то систематично. Примерно как то, что все мы в школе знаем: «Ты должен поступить в универ». Когда мы будем знать примерно на таком же уровне о том, что ты можешь сделать разработку чего угодно, пойдя туда, тогда это будет практически максимальный уровень информатизации.
Дмитрий Волков
– Информирования.
Чингис Лехатинов
– Да, информирования. Я имею в виду проникновение интернет-технологии в умы, в общество, в экономику.
Дмитрий Волков
– А сколько таких людей, как Вы?
Чингис Лехатинов
– Учитывая, что на хакатоне я вижу минимум по триста человек, то я думаю, что… Опять же, учитывая всю удачу, которая мне выпала, думаю, что таких людей, например, в лучшем случае…
Дмитрий Волков
– Тысячи?
Чингис Лехатинов
– Да, тысячи на всё население России.
Дмитрий Волков
– Наверное, всё-таки на население Москвы в данном случае?
Чингис Лехатинов
– Да.
Дмитрий Волков
– Или это только московская история? Нигде больше нет такого коллективного сервиса, который предоставляет государство, как Вы рассказали? Государство предоставляет шикарную площадку для того, чтобы люди могли развивать свои творческие способности, изобретать и что-то такое делать, причем коллективно. Где-то еще есть это, кроме как в технополисе «Москва»? Или Вы слышали об этом?
Чингис Лехатинов
– Я слышал о том, что есть эти самые хакспейсы или по-другому ЦМИТы.
Дмитрий Волков
– ЦМИТ – это тоже московская история?
Чингис Лехатинов
– Да. Они занимаются примерно тем же самым, но это не производится в формате общей встречи, то есть нет эффекта «Вау!» и флешмоба. Туда просто приходишь, там примерно точно такой же гараж с оборудованием, в котором ты можешь начать развивать свой проект.
Дмитрий Волков
– Вот тебе станочек, точи.
Чингис Лехатинов
– Да, и причем чаще всего такие ЦМИТы - туда надо прийти либо с очень крутой идеей изначально, чтобы начать там работать бесплатно, либо же пойти туда с деньгами, чтобы хотя бы с каким-то минимальным набором…
Дмитрий Волков
– Арендовать помещение?
Чингис Лехатинов
– Да.
Дмитрий Волков
– Тогда по-другому вопрос поставлю. Что нужно было, чтобы таких людей, как Вы, было не пара-тройка сотен, а несколько тысяч, например, в десять раз больше?
Чингис Лехатинов
– Конечно, все-таки распространенность такого рода мероприятий. Конечно, здорово, если люди в одном месте собираются, но понятное дело, воронка входящих людей должна быть достаточно большая. Если об этом информированы практически все инженеры, начиная от студентов и заканчивая выпускниками, то, как ни странно, больше более компетентных людей будет приходить на такие мероприятия.
Дмитрий Волков
– То есть опять информирование нам нужно.
Чингис Лехатинов
– Да.
Дмитрий Волков
– Информирование и, может быть, немножечко рекламы. Не просто информирование типа: «Ребята, айда…».
Чингис Лехатинов
– Реклама и, самое главное, что в конце после этого должен быть именно низкий входящий последующий порог. То есть, грубо говоря, тебе дается некоторое время, и ты можешь пользоваться всем бесплатно.
Дмитрий Волков
– Инфраструктура?
Чингис Лехатинов
– Инфраструктура. Бесплатность и дедлайн творят чудеса с человеком.
Дмитрий Волков
– Имеется в виду бесплатность до определенного момента?
Чингис Лехатинов
– Бесплатность для человека самого, да.
Дмитрий Волков
– Но до определённого момента? Он понимает, что после этого момента придется денежки платить, да?
Чингис Лехатинов
– Да. Четкие сроки творят чудеса.
Дмитрий Волков
– «Бесплатность и дедлайн творят с человеком чудеса» − я это запомню. Теперь давайте посмотрим в будущее. Если сейчас 25%, а могло бы быть 75%, то что будет через десять лет при нормальном течении событий? Все идет, как идет - у нас один хакатон, хакспейс тоже один, а гаражей много.
Чингис Лехатинов
– В любом случае, он становится популярным, потому что за один год количество людей там вырастает в логарифмической зависимости пока.
Дмитрий Волков
– Логарифмическая зависимость?
Чингис Лехатинов
– Назовем это по-другому – геометрическая зависимость, когда увеличивается в разы с каждым приходом. Если раньше в лучшем случае собиралось человек 70-100, то сейчас − человек 300, притом, что это все произошло, грубо говоря, меньше чем за год. Если через десять лет такая вещь будет продолжаться, то придется это делать на огромной площадке. Это будет уже очень большое, крутое мероприятие. Я думаю, что именно проникновение интернета в данном случае будет не меньше половины. 50% уже точно можно освоить.
Дмитрий Волков
– 50%. Я даже боюсь спрашивать, что будет, если государство будет так пушить тему, как делает это правительство Москвы, устраивая такие классные истории. Может быть, Вы дадите пару советов государству? Что оно могло бы сейчас сделать, но не делает еще? Информирование мы проговорили, мобилизацию проговорили. Что ещё Вы бы посоветовали коллегам?
Чингис Лехатинов
– Делать практически все то же самое, что они делают сейчас, но в бо́льших, наверно, масштабах, может быть, как-то более интенсивно. Что хорошо? Сейчас они работают практически индивидуально с каждым человеком, с каждой идеей, с каждым проектом. Это очень классно. Что сделать лучше? Это если каким-то образом сделать так, чтобы все барьеры, которые обычно возникают на пути человека, перед ним опускались.
Дмитрий Волков
– Какие барьеры обычно возникают на пути?
Чингис Лехатинов
– Изначально, когда вы начинаете, как команда, вы − просто набор физических лиц, которые между собой просто договорились: «Давайте вместе что-нибудь сделаем», но рано или поздно всё равно приходит к тому, что надо каким-то образом оформлять свои отношения, и отношения не только между собой, но и с теми же ЦМИТами. Сейчас ЦМИТы предоставляют очень хорошие условия.
Дмитрий Волков
– Давайте расшифруем ЦМИТ, если Вы знаете как.
Чингис Лехатинов
– Центр инновационного молодежного творчества. Очень кратенько и хорошо. То, что не платим за один месяц - это уже здорово. Дальше, например, то же самое создание фирмы. Почему бы, например, государству людям, которые сделали такие проекты, получили прототипы или даже МVP, не проложить рельсы для создания своих компаний с какими-то облегченными условиями вначале. Когда ты уже легко зашел на это дело, в тех же ЦМИТах можно продолжать уже дополнять свои юридические, какие-то бухгалтерские знания, то есть именно по ведению фирмы.
Дмитрий Волков
– Государство должно учить не только изобретать, но и помогать учиться? Оно же не учит, оно помогает учиться самим людям, да? Не только изобретать, но и учить вести бизнес? Скажите, а люди, которые занимаются бизнесом, и изобретатели - это одни и те же люди или все-таки разные? Может хакатон для «бизнесона»…
Чингис Лехатинов
– Они между собой пересекаются. Есть люди, которые чисто разработчики и изобретатели, есть люди, которые чисто бизнесмены. А есть такое промежуточное состояние, когда они вроде бы и то, и то могут делать.
Дмитрий Волков
– Или ни то, ни то не могут.
Чингис Лехатинов
– Да.
Дмитрий Волков
– Эти роли во время этих хакатонов как-то…
Чингис Лехатинов
– Проявляются.
Дмитрий Волков
– Проявляются, да?
Чингис Лехатинов
– Да, они проявляются. Практически в любой команде сразу наступает дифференциация по свойствам: лидер, чистый руководитель, помощник руководителя, разработчик, эксперт, человек-зажигалка, который везде ходит, всех поддерживает и звенит.
Дмитрий Волков
– А вы кто?
Чингис Лехатинов
– Я сейчас лидер и руководитель.
Дмитрий Волков
– И зажигалка?
Чингис Лехатинов
– И зажигалка.
Дмитрий Волков
– Это Лехатинов Чингис - генеральный директор компании «Мобайл Девайс», в программе «Интернет-экономика» с Дмитрием Волковым. Понятно. Государство должно, кроме того, что оно помогает учиться изобретать, помогает учиться общаться, выстраивать команду, еще неплохо бы, чтобы помогало прямо тут же, не отходя от кассы, учиться вести бизнес, коммерциализировать эти продукты и продавать их, да? Там тоже приемы свои есть?
Чингис Лехатинов
– Да. Любая команда получает после этого начальный капитал, а уже с начальным капиталом второй проект можно начать гораздо проще. Все пороги в дальнейшем можно, в принципе, проходить, имея свой личный капитал, не обращаясь к помощи ЦМИТа, даже, возможно, благодарить его за это постфактум каким-то образом.
Дмитрий Волков
– Чингис, мне просто стыдно задавать вам следующий вопрос, но я его все-таки задам. Стыдно потому, что как мне кажется, Вы этим обладаете. Может быть, Вы нам совет дадите, в конце концов. Я сейчас заявляю такую гипотезу. Я говорю, что российскому бизнесу в значительной части присуща местечковость, ориентированность на внутренний рынок. Мы более или менее понимаем, как у нас всё устроено, и понимаем, как в этой жизни вести бизнес, но очень редко бизнес сразу ориентируется на мировой рынок, имеет глобальные амбиции, думает об экспансии. Вы изобрели шикарный датчик. Такие датчики есть в мире еще?
Чингис Лехатинов
– Конечно.
Дмитрий Волков
– Есть? То есть у вас есть конкуренты?
Чингис Лехатинов
– Конечно, есть конкуренты. Если бы конкурентов не было, это значило бы, что мы сделали очень инновационный продукт, либо мы сделали никому ненужный продукт.
Дмитрий Волков
– Да. Вы ориентируетесь на то, чтобы победить этих конкурентов?
Чингис Лехатинов
– Да.
Дмитрий Волков
– Вы про российский рынок думаете или про…
Чингис Лехатинов
– Про мир.
Дмитрий Волков
– Про мир.
Чингис Лехатинов
– В самом начале пути при проработке идеи, собственно говоря, когда я исследовал вопрос, я сразу сделал оценку конкурентов. Я посмотрел, с технической точки зрения, что могут их датчики, подумал: «А что бы сделать такого, чтобы у меня датчик был хоть чем-то лучше, чтобы вначале это было какое-то неявное преимущество, а потом по ходу развития проекта оно проявилось бы?». Собственно говоря, мы как раз именно в алгоритме обработки сигнала пока что лучшие, и еще в таких мелочах типа дальности действия - мы нашли способы передачи информации.
Дмитрий Волков
– В общем, вы нашли конкурентные преимущества своего продукта. Когда вы победите конкурентов? Когда вы выйдете на мировой рынок?
Чингис Лехатинов
– Очень хотелось бы хотя бы в ближайшие два-три года.
Дмитрий Волков
– У вас есть уже конкретные реальные планы?
Чингис Лехатинов
– Да.
Дмитрий Волков
– Скажите, а что надо иметь нам внутри себя, чтобы сразу мыслить так, как мыслите Вы? Что Вам позволяет так широко мыслить и не позволяет мыслить другим людям, которые, в соответствии с моей гипотезой, местечково размышляют?
Чингис Лехатинов
– Это больше вопрос умения применять дедуктивный и индуктивный способы мышления, то есть умение приходить от общего к частному. Грубо говоря, я начинаю: вот телефон, и выхожу как-то на общее понятие телефона в рамках мира. Потом обратно делать несколько таких заходов и уметь лавировать между этими двумя состояниями, и в итоге тыкаться в разные направления в моменте мышления и отмечать те, которые вроде бы положительны, потом собрать их всех вместе в какую-то систему, и уже из всех этих систем сделать какую-то классификацию.
Дмитрий Волков
– Искать, не упираясь в искусственные барьеры, которые ты сам себе создаешь, да?
Чингис Лехатинов
– Да. Главное – постоянно искать. Большинство людей (я замечал), которые пытаются разрабатывать идею, совершают самую главную ошибку в своей жизни − они пытаются от всех прятать информацию о том, что они придумали. Проблема в том, что нужно (в таких вещах это самое главное) получить обратную связь.
Дмитрий Волков
– Так, так, так. Это интересно ужасно. Мне тоже всегда казалось, что если ты придумал что-то такое классное, то надо это, безусловно, от всех скрыть до той поры, пока ты не оторвался от конкурента на достаточное расстояние.
Чингис Лехатинов
– Дело в том, что пока это всё идея, идея не стоит ничего. Самое главное – это последующая реализация. Когда ты распространяешь идею, во-первых, подготавливаешь рынок таким образом. Во-вторых, ты эту идею развиваешь. Когда ты развиваешь идею сам в себе, ты часто поддаешься галлюцинациям. Очень часто. Можно придумать что угодно, абсолютно любую гипотезу на любую тему. Главное - проверить, сколько людей думает так же, как и ты. Самая главная польза от того, что ты общаешься с другими людьми, - это то, что ты получаешь всегда кучу новой информации. Просто что-то ты не знаешь. Здесь как раз именно эта связь. Пользуясь интернетом, пользуясь непосредственно живым общением, ты узнаешь какие-то факты, которые никогда не знал, либо же, если ты их знал, то не обращал на них вообще внимания, а оказывается, что они очень сильно важны. И самое главное, что ты находишь связи с другими людьми. Когда мы попали на «Открытую инновацию», на выступление на конференции…
Дмитрий Волков
– «Открытая инновация» – это форум, который в Москве проходил, да?
Чингис Лехатинов
– Да. После них мы сразу же смогли попасть в финал розыгрыша гранта «Высшей школы экономики» на развитие проекта. Там я за счет того, что постоянно общался с разными людьми, познакомился с командой разработчиков (парней из МИЭМа), которые просто, скажем так, гении своего дела. До этого у меня, конечно, была тоже неплохая, классная команда, но они всё-таки по уровню проработанности всех вопросов чуть больше...
Дмитрий Волков
– И Вы переметнулись?
Чингис Лехатинов
– Нет, мы их вместе взяли.
Дмитрий Волков
– Интегрировали?
Чингис Лехатинов
– Мы соединили их вместе для того, чтобы люди из старой команды обучались, то есть быстро повышали свой уровень, а старые весь свой потенциал могли реализовать в конкретный проект. Тем самым получалась такая синергия за счет того, что мы на таком взаимном соединении сэкономили реально месяцев шесть разработки.
Дмитрий Волков
– Не бояться распространять идею даже в тот момент, когда это еще только идея. Не бояться, что эту идею украдут, - всё равно они с ней потом ничего не сделают, без Вас не обойдутся.
Чингис Лехатинов
– Как правило, у таких людей, которые могут что-то сделать, уже есть проект, которым они заняты, и им не до этого. Грубо говоря, даже если вы общаетесь с таким человеком, который может развить идею, и ему эту идею рассказали, то у него самого полно внутренних барьеров.
Дмитрий Волков
– Понятно. Это Чингис Лехатинов - генеральный директор компании «Мобайл Девайс». Скажите, а как Вы относитесь к моей гипотезе про местечковость. Я буду учиться у Вас прямо на ходу. Вы считаете, что это правильная гипотеза, или я наговариваю?
Чингис Лехатинов
– Любая гипотеза основана на какой-то личной статистике, так что для…
Дмитрий Волков
– Нет. Ваше мнение?
Чингис Лехатинов
– Мое мнение, что всегда найдется случай, который выходит за пределы любой гипотезы. Ваша гипотеза правильна для тех случаев, которые Вы видели.
Дмитрий Волков
– Ага. Это мое представление.
Чингис Лехатинов
– Сразу возникает следующий вопрос, следующего уровня: а есть ли другие ракурсы на этот вопрос?
Дмитрий Волков
– Да-а. Отлично. Хорошо. Тогда у меня последний вопрос, и я попрошу на него по возможности коротко ответить. Хотя Вы тут уже подарочков нам надарили: и про дедлайны, и не бояться распространять идею, но подарите нам, пожалуйста, еще один, если Вам не жалко. Короткий меседж, сообщение, вопрос, самую суть.
Чингис Лехатинов
– На каждое действие нужно как можно меньше бумаги.
Дмитрий Волков
– Это Вы, я так понимаю, государству сейчас?
Чингис Лехатинов
– Да, это скорее государству. Людям, скорее, как раз внутри проекта лучше, наоборот − вначале потратить больше бумаги.
Дмитрий Волков
– Да, да, да. На каждое действие – как можно меньше бумаги. Долой барьеры! Долой барьеры! Это Чингис Лехатинов - генеральный директор компании «Мобайл Девайс», в программе «Интернет-экономика» с Дмитрием Волковым. Всего доброго, уважаемые друзья! Хорошего настроения!