О. Аульченкова
- Добрый день. В эфире программа «Народы и традиции», Оксана Аульченкова, радио «Медиаметрикс». У нас в гостях веселый, жизнерадостный, замечательный и самый интересный человек – Игорь Николаевич Федоров. Игорь Николаевич работал в администрации Президента России, руководил аппаратом Общественной Палаты страны, следил за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций, охранял культурное наследие Отечества и даже был членом Центральной Избирательной Комиссии. Но сегодня Игорь Николаевич у нас в гостях совершенно по другому поводу –пять лет он прожил в Мексике, представляя Россотрудничество в этой замечательной стране, а в настоящее время отвечает за внешние связи Экспоцентра. И мы говорим о традициях и об интересных вещах, которые существуют в Мексике. Итак, я кроме начос, сомбреро мало что знаю про Мексику. О чем будем говорить? Начнем с чего?
И.Федоров
- Во-первых, Оксана, спасибо большое за такое сверхпопулярное представление. Столько сказали – такой веселый, жизнерадостный – это, кстати, не стыковалось с теми постами и должностями, которые я занимал, но, тем не менее, старался всегда не грустить. И вот судьба так распорядилась, что в сентябре 2009 года я попал в Мексику. Попал не в первый раз. Много лет назад (в начале 90-х) я уже работал в Перу, у меня был опыт работы корреспондентом ТАСС. Тогда совершенно случайно в июле 2009 года один мой хороший друг, Боря Гнатюк, который в то время работал в Россотрудничестве, на одном мероприятии между делом спросил: «А ты не хочешь в Латинскую Америку поехать»? Прошло уже 15 лет, как я вернулся оттуда, забыл испанский язык, и я всерьез не воспринял эти слова. «Конечно, хочу в Латинскую Америку, а какие страны?» - спросил я. «Знаешь, сейчас у нас проблемы в Россотрудничестве с испаноговорящими специалистами. Выбирай – Перу, Никарагуа, Мексика». Сразу сделав экспресс-оценку, выбрал Мексику. Меня Латинская Америка всегда интересовала. Там я видел для себя два интересных полюса культуры: это полюс – Аргентина, как страна культуры новой, пришлой, которую привезли, в частности, итальянцы в начале прошлого века. В ней прошла трансформация всего культурного дерева страны, включая и фонетику испанского языка, которая тотально отличается от языка испанского, мексиканского и других стран. И Мексика, которая представляет второй культурный полюс. Это сохранение традиций, которые берут свое начало далеко до 16 века, до того, как конкистадоры вступили на ее территорию в 1521 году. Эта преемственность поколений живет в Мексике и процветает по сегодняшний день, и в этой связи – это очень интересная страна.
Что касается стереотипов восприятия Мексики, могу продолжить ряд, но на первом месте конечно же текила – это святое. Потому что как нас, русских, воспринимают в Латинской Америке – водка, медведь (конечно, это стереотипы достаточно угловатые и совершенно не отражающие современное положение дел), так и мексиканцев воспринимают в мире по текиле.
О.Аульченкова
- А мексиканцы действительно пьют текилу так же, как мы себе представляем?
И.Федоров
- Да. Пьют.
О.Аульченкова
- Как они ее пьют, кстати? Так же насыпают соль на руку? Лайм?
И.Федоров
- Вообще-то, про текилу можно говорить долго и в подробностях, но я сразу хотел бы отсечь здесь эти церемониальные вещи: насыпание соли, лимон – в том виде, в котором у нас подается это все в барах. Здесь очень много наносного. Промоушном текилы занималась Америка, потом Испания. И они создали эти стереотипы, которые не соответствуют действительности.
О.Аульченкова
- То есть это созданный ритуал для того, чтобы продать текилу?
И.Федоров
- Да. Текилу пьют с лимоном, лаймом только белую, только молодую.
О.Аульченкова
- То есть ту, которая у нас «Сильвер» называется?
И.Федоров
- Да. Там называется «Бланко», «Репосадо» и «Анехо». Есть еще промежуточные текильные вариации. Текила «Бланко» - это невыдержанная, двойной очистки брага, которая без всякой выдержки идет в разлив, совершенно прозрачная. Перепробовав огромное количество текилы за 5 лет, могу сказать, что я не стал приверженцем текилы «Анехо», хотя это считается супер классом. Она выдерживается в бочках из-под виски или бренди 1,5-3 года и на выходе получается красивый, качественный напиток. Он имеет специфический аромат, но когда его пьешь, не понимаешь, что ты пьешь: то ли хороший коньяк, то ли виски? Просто хороший напиток. А вот белая текила и в какой-то степени «Репосадо» (текила, которая выдерживается до года) – это текила, которая имеет собственное лицо, точно так же, как и пиво. Мексиканцы пьют очень много пива.
О.Аульченкова
- У нас принято считать «Корону» мексиканским пивом. Насколько это так?
И.Федоров
- Да, «Корона» прошла тот же самый путь, что и текила – с помощью американцев и изобретения маленькой, специально отработанной до мелочей, бутылочки. Все это сделано с подачи промоутеров-американцев. Пьют «Корону» в Мексике, но это не самое любимое для мексиканцев пиво, потому что есть огромное количество этого напитка. Если ты пьешь пиво такого порядка, как «Богемия», - ты видишь лицо напитка.
О.Аульченкова
- В чем это лицо?
И.Федоров
- В вариации вкусов, мягкости или жесткости.
О.Аульченкова
- А из чего готовят мексиканское пиво?
И.Федоров
- Мексиканское – точно так же – из солода. Технология та же самая.
О.Аульченкова
- А чем отличается? Вода, какие-то климатические условия, температура?
И.Федоров
- Вы имеете в виду «Корону»?
О.Аульченкова
- Нет, вообще пиво мексиканское.
И.Федоров
- По-моему, ничего особенного нет. Пиво базируется на воде, помимо солода, ячменя и всего прочего. Вода – одна из тех составляющих пивного напитка, с теми качествами, которые она имеет по минералам, по качеству очистки и т.д., создает лицо напитка. Из советского прошлого можно привести пример: пиво «Жигулевское» производилось на огромном количестве заводов, даже в одной области, но было совершенно разным, даже исходя из того, что технологии соблюдались.
О.Аульченкова
- Игорь Николаевич, мы в самом начале затронули тему культуры. Мне кажется, что культура не может быть отделена от истории. И, может быть, поговорим чуть-чуть об истории Мексики? Чего мы здесь не знаем? У нас есть какие-то шаблонные представления, а что важно для мексиканцев с точки зрения их истории? Что они сохраняют, что они свято чтят?
И.Федоров
- Я бы начал ответ на этот вопрос не с фактуры, а с принципиального подхода мексиканцев к своей истории и культуре. Это та базовая платформа, которая стоит в основе всего воспитания мексиканского подрастающего поколения, и она проходит через всю жизнь мексиканца от рождения до смерти. То есть – это почитание своей истории, прежде всего. Это история, которая берет начало с 1810 года – приобретение независимости от Франции. Мексиканцы ценят свою доколониальную историю, потому что это реальная история: была цивилизация майя, цивилизация ольмеков – это все было и составляет гордость мексиканского народа, но наиболее яркие примеры, которые служат образцом для подрастающего поколения, - это история, которая идет с 1810 года. И здесь я хотел бы подчеркнуть одну очень важную вещь – отношение мексиканцев к своей культуре и истории.
О.Аульченкова
- В чем это выражается? Они сохраняют объекты культуры? Они преподают историю детям? У них сохраняются ритуалы, церемониалы и т.д. в ежедневном укладе?
И.Федоров
- Во-первых, система воспитания и образования построена таким образом, что со всех начальных и прочих ступеней образования история является одним из важнейших предметов. Во-вторых, если проехать по Мексике в воскресенье, очень интересно посмотреть: все исторические объекты, культурно-исторические, (те же пирамиды, музеи) – все переполнены школьниками. Воскресенье – день бесплатного входа, и каждый мексиканец в воскресенье может бесплатно пойти в любой объект, имеющий историческое значение. У меня текли слезы умиления, когда я видел, как идут отряды школьников, они идут и что-то записывают, рассказывают и прочее. Студенты также с удовольствием посещают исторические музеи.
О.Аульченкова
- Мексиканцы гордятся своей страной?
И.Федоров
- Да, конечно. Здесь я хотел бы провести некую параллель – каждая страна имеет свою историю, свою культуру, и она может быть чуть меньшей, чуть большей, чуть насыщеннее и т.д. Я, как патриот своей страны, хочу сказать, что редко какая из стран мира может сравниться с российской историей и культурой. В этой связи, при всем уважении к мексиканской культуре и истории, - у них – беднее. Но отношение каждого мексиканца к каждому историческому событию в хронологии жизни их страны остается вне комментариев.
О.Аульченкова
- То есть – это самый высочайший уровень патриотизма.
И.Федоров
- Да. Маленький пример: есть одна памятная дата в истории Мексики – 5 мая 1863 года -битва при Пуэбло, когда мексиканцы разгромили французский экспедиционный отряд. Она занесена в списки военных успехов под номером один: небольшой экспедиционный отряд французов зашел в болото, их окружили полупартизаны полурегулярные войска; половина французов утонула в болоте, половину перестреляли, в результате, битва была выиграна. И сейчас в каждом городе Мексики есть улица 5-го Мая.
О.Аульченкова
- Программа «Народы и традиции», Оксана Аульченкова, радио «Медиаметрикс», и у нас в гостях Игорь Николаевич Федоров. Мы говорим о Мексике. Мексика – очень многонациональная страна, но принято считать, что там живут исключительно мексиканцы. На самом деле это не так? Огромное количество языков существует внутри страны.
И.Федоров
- 60% из мексиканского народа – это метисы, 30% - индейцы, 9% - белые, остальные – афроамериканцы и т.д. По разным источникам процент может различаться, но пропорция примерно такая. Что касается народов и народностей: в Мексике порядка 50 народов – те, которые составляют базу индейского крыла. В 16 веке, когда пришел экспедиционный корпус Кортеса, женщинам запрещено было бывать на испанских кораблях, и бравые ребята-солдаты были одни, без женского пола – так пошел процесс ассимиляции, и получились креолы.
О.Аульченкова
- То есть это смесь индейца и европейца. А по сути, мексиканец это кто?
И.Федоров
- Мексиканцы сами про себя говорят, что они очень многокровны. Например, народ майя, о котором мы много знаем, и о котором много говорилось, включает в себя порядка 30 наречий. Мы говорим о культуре майя, о древней культуре, конце света и прочем, но сейчас порядка 6 млн. майя проживают в Мексике, Гватемале, и их язык, порой, делится.
О.Аульченкова
- Смешение кровей должно было послужить основой здорового, полноценного организма человека, который любит жизнь, любит любить.
И.Федоров
- Я ни в коей степени не хочу опровергнуть этот тезис. Да, действительно, мексиканцы живут жизнеутверждающе, любвеобильно, причем, по нашим российским меркам, это чересчур сильно проявляется.
О.Аульченкова
- Что они такого делают? Как это проявляется?
И.Федоров
- Они могут просто остановиться, лечь на тротуаре и обниматься. Если они любят – так любят. Например, стоит молодая парочка (неважно где – в метро, в парке, на узком пешеходном переходе или рядом с общественным туалетом) и надо видеть их глаза, как они смотрят друг на друга, они не шевелятся – это песня.
О.Аульченкова
- То есть это полное взаимопроникновение.
И.Федоров
- Да. Кстати, Мексика – серьезная католическая страна; она серьезно относится к институту брака, и мексиканские семьи все многочисленные: в каждой семье минимум 2-3 ребенка.
О.Аульченкова
- Они крепкие? А то, что мы видим в сериалах: страдания, трагедии?
И.Федоров
- Безусловно, те мексиканцы, которых я знал и знаю, - нормальные латиносы, нормальные мачо, которые исповедуют принцип: «Каждый мужчина имеет право …». Но для них институт семьи – это святое. И как бы он ни гулял на стороне, когда речь заходит о его семье (решение семейных проблем, рассказ о своей семье) – это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Семья – это святое.
О.Аульченкова
- Игорь Николаевич, у нас вопрос слушателей: «Какой мексиканский ресторан в Москве посоветуете»?
И.Федоров
- Честно говоря, ни в одном мексиканском ресторане не был. Мы можем поговорить о мексиканской кухне и о моем к ней отношении.
О.Аульченкова
- Это тоже, видимо, определенные мифы – то, что мы здесь едим, не всегда едят в Мексике.
И.Федоров
- С моей точки зрения, мексиканская кухня – такой же промоушн, как и текила, и пиво «Корона». Почему? Я, например, очень люблю рыбу, иногда можно и хорошее мясо поесть, но в городе Мехико, чтобы поесть рыбу, я ходил в перуанский ресторан, а чтобы поесть хорошего мяса – в аргентинский или уругвайский ресторан.
О.Аульченкова
- Почему так?
И.Федоров
- Потому что я вижу удовольствие в потреблении натурального продукта. Если есть мясо – оно целое, или хорошая рыба, лангуст – все лежит целиком. В мексиканской кухне (что мне не нравится) большое количество смешений из разных продуктов, и в результате, когда ешь – не понимаешь, что ты ешь, но это все красиво оформлено. Что касается тако (элементарная пища бедняка, которая продается на улицах Мексики) – это лепешка, в которую вкладывается все, что угодно (мясо, курица, все что есть), потом это обильно поливается сальсой – и готово, - так на улице и кушаешь. Но надо отметить – мексиканцы очень чистоплотны и в передвижном мангале, будке всегда стоит жидкость для мытья рук. В московских ресторанах тако – наиболее распространенное и наиболее подающееся блюдо.
Могу перечислить то, что из мексиканской кухни мне нравилось. Во-первых, (здесь этого, к сожалению, нет) барбакуа – баранина, которая готовится следующим образом: в земле вырывается углубление типа чана (в большинстве случаев он оформлен глиной), в него кладут камни, которые сильно прокаливаются, потом в эту яму опускается конструкция из полочек с пальмовыми листьями, внизу ставится чан. Разные части баранины складываются на эти полки, закрываются пальмовыми листьями. Вся конструкция засыпается землей и томится всю ночь. И процесс открытия этого чана – это песня, это надо видеть! В восемь часов утра это все достается, сортируется...
О.Аульченкова
- В эти куски мяса специи какие-то добавляются, когда томится? Или все потом?
И.Федоров
- Только немного соли. Пальмовые листья дают аромат.
О.Аульченкова
- У нас вопрос. Как мексиканцы относятся к северному соседу? Насколько я понимаю, речь идет о США.
И.Федоров
- На этот вопрос можно ответить вопросом: «А как Вы думаете»?
О.Аульченкова
- Я думаю, что все ответ знают.
И.Федоров
- Хочу сказать, как я вижу – это гнет с севера, который формировал генетический тип мексиканца. С позиции мексиканца я называю это «фига в кармане». Объясняю: в диалоге, который ведут простые жители с северным соседом – это игра в одни ворота: 70-80% товарооборота завязаны на США.
О.Аульченкова
- Зависимость тотальная.
И.Федоров
- Но как только мы переходим на кухню и говорим с другой аудиторией – все меняется на 180 градусов. Мексиканцы недолюбливают северного соседа, начиная с 1847 года, когда была реальная агрессия на Мексику, когда шли все аннексии.
О.Аульченкова
- Мне кажется, есть очень спорный памятник истории в Америке, в городе Сан-Антонио, где произошло столкновение, после чего американцы победили - это некая Мекка, куда приезжают американцы и отмечают там большое событие.
И.Федоров
- Я не знаю, как у них, там, в Америке, но у нас, в Мексике, наиболее почитаемым памятником является монумент Детям-героям – это мексиканские кадеты, которые героически пошли на оборону объекта в борьбе с американскими захватчиками и погибли.
О.Аульченкова
- Это дети возраста 15-16 лет?
И.Федоров
- Совершенно верно, подростки.
Кстати говоря, завершая тему отношения к американцам. Я очень много ездил по Мексике (у меня на спидометре 70000 км), был примерно в 2/3 штатов, и куда бы я ни заезжал, первоначально в диалоге всегда возникал вопрос: «Американец»? - «Нет, я русский». Я всегда говорил, что я из России, и ситуация кардинально менялась – ни разу не было никакого негатива. Отношение было совершенно очевидным – доброжелательное и дружелюбное.
О.Аульченкова
- Знают ли они о нас что-то? И если знают, то где – в каких-то крупных городах? Учат ли русский язык?
И.Федоров
- Реально знают. Мне, как представителю Россотрудничества, было приятно это чувствовать, слышать, видеть, как они интересуются русской культурой, причем, даже в самом далеком населенном пункте из уст местного населения звучали фамилии Пушкина, Достоевского, Чайковского. Они знают нашу всю классику – и музыку и литературу. Я не говорю об университетских центрах, где русский язык изучается более чем в 20 местах, хотя российского центра науки и культуры до сих пор нет. В университетских центрах на кафедрах лингвистики образуются факультативные группы и с огромным интересом изучают русский язык. Когда я работал, делали большое количество запросов, посвященных памятным датам, а мой друг, Луис Флорес, доктор филологических наук (выпускник МГУ) - крупнейший исследователь Достоевского в Латинской Америке. Мы с ним проводили раз в неделю все пять лет дни русской культуры, посвященные нашим поэтам, композиторам (Образцов, Радонежский, Суворов и др.). Диапазон был очень широк. Всегда присутствовало огромное количество людей, задавалось большое количество вопросов. Каждый год в мае в Мехико проводится фестиваль дружеских культур (вот уже шестой год), и там формируется российский павильон. Я там всегда выступал с лекциями на различные темы. Когда был юбилей Чехова, мы делали чеховскую неделю на базе одного из культурных центров в Мехико.
О.Аульченкова
- Кстати, один из наших радиослушателей, мексиканец, передает Вам привет из Воронежа. Он там проживает.
И.Федоров
- Зовут его Арон Гардунио – это наша гордость. Он три года собирался учиться в России. Это потрясающий, интереснейший человек, студент, который посещал все наши культурные вечера. Сейчас он в Воронеже, окончил подготовительные курсы, а будет учиться в МАИ. Вы бы посмотрели его станицу в фейсбуке – сколько он выкладывает фотографий, где он с гордостью стоит на Красной площади или в Воронеже! Не всякий русский является таким патриотом, как некоторые мексиканцы, к сожалению.
О.Аульченкова
- Программа «Народные традиции» и у нас в гостях настоящий мексиканец – Игорь Николаевич Федоров. Как много мексиканских студентов хотели бы учиться в Москве? И существует ли система отбора?
И.Федоров
- Много студентов желает обучаться в России, но я могу говорить только о периоде до прошлого сентября (когда я уехал) и Россотрудничество получило право быть главным координатором подготовки студентов. До этого времени (до 2009 года), к сожалению, все наши системы подготовки кадров (из числа зарубежных студентов) сильно «хромали» в силу разных причин. Было огромное количество бюрократических препятствий, совершенно не ориентировались на менталитет, поэтому и потеряли огромное количество патриотично настроенных к России людей, но хочется верить, что ситуация выправляется. Сами ВУЗы начинают вести работу с кандидатами, потому что они заинтересованы в этом. Из всех категорий, с кем приходилось работать по линии Россотрудничество (студенты, любители русской культуры и языка, выпускники наших ВУЗов, наши соотечественники), я с самым большим уважением отношусь к нашим выпускникам, тем, которые закончили наши учебные заведения. Большая часть закончила еще в советское время, огромное количество училось в университете Дружбы народов, и это костяк, это люди, которые безгранично любят Россию, при этом остаются мексиканцами и делают все возможное, чтобы предварять шаги мягкой дипломатии. Студенческие годы – самые лучшие годы, и когда жизнь прошла в такой бесшабашной стране, как наша (ни в одной европейской стране студент не может прожить время так весело, как у нас), невозможно не любить Россию.
О.Аульченкова
- Игорь Николаевич, еще один вопрос на историческую тему. Есть ли в обществе консенсус по отношению к мексиканской революции и гражданской войне начала 20 века? И нет ли разделения на красных и белых?
И.Федоров
- Я такого не встречал. Есть, по-прежнему, неадекватное отношение к Христофору Колумбу – это немножко не то…
О.Аульченкова
- То есть, они его не считают героем?
И.Федоров
- Нет. Например, в Мексике, на центральной улице города Мехико стоит памятник Колумбу. Раз в год, в ноябре месяце, выстраивается колонна нетерпимых товарищей, которые забрасывают этот памятник чем угодно. Они публично заявляют, что единодушной позиции по вопросу открытия Америки Колумбом не существует. А вот что касается неоднозначного отношения к независимости и революции… Страна получила независимость в 1810 году, хотя, формально, недолго продержалась (были разного рода интервенции). Но то, как миллионы мексиканцев в День независимости, в ночь с 15 на 16 сентября, выходят на площадь у Президентского дворца, чтобы услышать, как президент, выйдя на балкон, провозгласит: «Независимость!» (они это называют «крик независимости»), - это просто впечатляет.
О.Аульченкова
- Игорь Николаевич, а как с юмором у них обстоит? Они похожи на нас?
И.Федоров
- Самые большие шутки у мексиканцев – на дороге у водителей, когда из правого ряда можно перестроиться в левый через три полосы, не показывая никаких поворотов, подрезая В этом мы с ними очень похожи.
Они любят юмор, с большим интересом относятся к выступлениям различных паяцев, уличных клоунов во многих городах. Интересно наблюдать за реакцией публики, когда большинство шуток ориентировано на детей, отчасти, и на взрослых. Они так откровенно и искренне отдаются веселью, что просто восхищаешься.
О.Аульченкова
- Они сами радуются и поддерживают тех, кто это делает? Не критичный взгляд?
И.Федоров
- Да, к юмору относятся нормально, но я думаю, что у нас с юмором лучше.
О.Аульченкова
- Сейчас мы подходим к завершению нашей передачи, и предлагаю зачитать самое интересное.
И.Федоров
- Давайте. Я нашел в социальных сетях много диалогов среди наших соотечественников, в том числе с призывом найти что-нибудь юмористическое. По крупинкам я собрал в социальных сетях. Это то, что родилось, как плод умственных усилий наших соотечественников.
Итак, можно даже устроить викторину – о чем идет речь.
Ума – сомбреро (ума - палата). Бешеному кактусу отсутствие колючек – не помеха. Ласковый койот на двух помойках питается. Скунса в мешке не утаишь. Сколько Педро ни корми, а он все смотрит на американскую границу. Купить крокодила в мешке. Счастливчик – родился в пончо. Смотрит, как койот на новую таверну. Крокодила баснями не кормят. На каждую нестриженую лужайку найдется свой Хуан с сенокосилкой. Ить твою сомбреро за ногу. Тамбовский койот тебе товарищ. Хуан Хуану глаз не выклюет. Койотов бояться – по кактусы не ходить. Нечего на Луну пенять, коли в темноте на кактус присел.
О.Аульченкова
- На этом я предлагаю завершить наше замечательное общение. У нас в гостях был настоящий мексиканец, Игорь Николаевич Федоров. Игорь Николаевич, огромное Вам спасибо! Это была интереснейшая беседа.
И.Федоров
- Надеюсь, нашим слушателям тоже было интересно. Готов к новым встречам.
О.Аульченкова
- Всем до свидания.