{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Геворк Саркисян 28 июля 2015г.
Индустрия детских развлечений
Индустрия детских развлечений

Оксана Аульченкова

Добрый день. В эфире программа «Бизнес Механика». Оксана Аульченкова. Радио «МедиаМетрикс». У нас в гостях Геворк Саркисян, генеральный директор, один из основателей компании «Innova», талантливый предприниматель. И компания «Innova» стала ведущим игроком в сфере многопользовательских онлайн-игр, создала онлай-кинотеатр. И, тем не менее, в ближайшее время запускает совершенно уникальный и самый большой в Европе проект «Парк игрового обучения», который называется «Кидзания», проект, который стал самым дорогим по объемам инвестиций в России проектом.

Геворк Саркисян

- Добрый день.

Оксана Аульченкова

- Добрый день. Геворк, как получилось так, что компания, которая изначально специализирована в области IT, занялась бизнесом для детей.

Геворк Саркисян

- Это, отчасти, было моей мечтой. Поскольку, когда я впервые увидел «Кидзанию», это, насколько я помню, был 2009-й год, я был полностью поглощен этой идеей и желанием привезти ее в Россию. Поскольку так случилось, что я увидел ее впервые в Японии, уже она была запущена. И когда ты видишь огромное количество детей с улыбками, энергичных, бегающих и пытающихся работать для того, чтобы заработать деньги, и быть взрослыми, собственно, то, о чем мечтает, наверное, каждый ребенок в том возрасте, в котором обычно дети посещают «Кидзанию», начиная с четырех лет,  4-14 - наша возрастная категория. И я, признаться, в тот момент не рефлексировал на тему того, что меня больше всего зацепило. Но, когда я после этого думал, что же на самом деле воодушевляет, и трепет вызывает сам этот проект, особенно на фоне азиатских стран, это, конечно, одна из причин, первая - в России сильно девальвировано отношение к профессиям. И мы можем очень высокомерно относиться к некоторым… быть высокомерными в отношении некоторых профессий.

Оксана Аульченкова

- Каких, например?

Геворк Саркисян

- Ну, например, к профессии таксиста или официанта, всех тех профессий, которые мы не считаем элитными, условно говоря. И когда ты видишь в Японии таксистов в белых перчатках, к которым очень уважительно относятся, с ними разговаривают и никто, я не замечал, по крайней мере, чтобы к ним как-то пренебрежительно относились. На фоне этого, естественно, мы чувствуем контраст, когда это касается России. Не только России, но, поскольку я…

Оксана Аульченкова

- То есть я правильно понимаю, вас зацепила идея, в том числе, и такая социальная, в каком-то смысле.

Геворк Саркисян

- Я объясню. Мне кажется, что, если дать возможность детям попробовать себя в разных профессиях, они, становясь взрослыми, не будут так относиться к этим профессиям, которые сами пробовали. В частности, например, меня удивляет, как некоторые родители в арабских странах воспитывают своих детей. Например, в «Кидзании» в Кувейте родители очень против, когда дети работают заправщиками на станциях заправки.

Оксана Аульченкова

- С чем связано?

Геворк Саркисян

- Потому что они считают, что только пакистанские или индусские дети должны работать на заправках. И ты можешь видеть, например, находясь там, специфичные взгляды родителей. А детям-то все равно, их это забавляет. Поэтому мне кажется, что, если воспитывать в другом ключе, скорее всего это… То есть я не хочу казаться сумасшедшим романтиком. Есть, скорее всего, доля реализма, то есть это не только «Кидзанией» решается, а еще тем, как другие процессы выстроены как в семье, так и в школе, и так далее. Но, тем не менее, это была одна из причин.

Оксана Аульченкова

- Но, тем не менее, это бизнес все-таки и 25 миллионов инвестиций.

Геворк Саркисян

- Вторая причина. Я просто быстро закончу, дополню. Это то, что мы все как родители комплексы свои, которые нам не удалось реализовать, реализовать в своих детях. То есть попробовать воспитать в какой-то профессии, в которой хотели стать, но не получилось.

Оксана Аульченкова

- Сделать великим футболистом, например.

Геворк Саркисян

- Да. При этом, если ребенок, например, попробовал себя в разных профессиях, и он уже может лучше отстаивать свои интересы, поскольку он знает и чувствовал уже. Так же как и родители, которые видят, что ребенку нравится. Возможно, они станут менее требовательными к тому, чтобы ребенок выбрал ту или иную профессию, а все-таки руководствовался своим собственным зовом.

Оксана Аульченкова

- А этот проект рассчитан на конкретных, отдельных людей, семьи, или вы планируете как-то работать со школами с точки зрения профориентации?

Геворк Саркисян

- Планируем. Большая часть как раз связана со школами и с профориентацией. И дети могут очень глубоко погружаться в те или иные профессии. И те предметы ОБЖ и ОПК, которые нам фактически в школе, по крайней мене, в мое время, мы проходили, это собственно и есть все, что связано с «Кидзанией».

Оксана Аульченкова

- Понятно. Тем не менее, вернемся все-таки к инвестициям.

Геворк Саркисян

- Давайте.

Оксана Аульченкова

- Меня интересует этот вопрос. У нас, в общем, текущая ситуация такая достаточно не очень оптимистичная… Откуда берете средства, как инвестируете? Как планируете, в принципе, возвращать?

Геворк Саркисян

- Дело в том, что мы затеяли проект еще до того, как начался кризис. И благо, нам удалось какую-то часть средств, которые мы планировали как раз на инвестиции, до кризиса успеть обеспечить. Остальную часть мы обеспечиваем за счет кредитов, заемных средств и за счет средств партнеров, которые фактически представляют ту или иную профессию на территории «Кидзании». Мы рассчитывали, конечно, на не такую экономическую ситуацию, которая у нас сейчас складывается в стране. Но, тем не менее, «Кидзания» относится к такому виду проектов, когда ты в любом случае сделаешь все для того, чтобы его реализовать и реализовать как можно быстрее.

Оксана Аульченкова

- Насколько я понимаю, вы запускаетесь в октябре в этом году?

Геворк Саркисян

- Да, у нас план – как раз запуститься в конце октября в начале ноября. Такая у нас цель стоит и пока мы…

Оксана Аульченкова

- То есть парк запустится целиком, и абсолютно все площадки будут работать?

Геворк Саркисян

- Нет. Это, в принципе, невозможно, даже если бы у нас было еще больше времени. Потому что есть некоторые профессии, которые технологически очень сложно реализовать, и даже полгода может не хватить для того, чтобы сделать в окончательном виде ту или иную профессию. Мы будем постепенно все открывать. То есть большая часть, 70% будет запущено, но остальные 30%, вероятно, будут запускаться постепенно, но это не будет долго. То есть это может плюс три месяца.

Оксана Аульченкова

- То есть общая длительность проекта, какова?

Геворк Саркисян

- С точки зрения строительства?

Оксана Аульченкова

- С точки зрения, вообще, старта, да и когда все площадки будут работать?

Геворк Саркисян

- Наши мексиканские коллеги говорят, что это минимум 24 месяца. Но в нашем случае, мы, если откроемся в октябре, это будет 16 месяцев.

Оксана Аульченкова

- То есть вы даже опережаете план?

Геворк Саркисян

- Да.

Оксана Аульченкова

- Но при этом московский парк будет являться самым крупным парком в Европе.

Геворк Саркисян

- Именно.

Оксана Аульченкова

- А почему такой большой масштаб?

Геворк Саркисян

- Масштаб большой, потому что Москва – город немаленький. И мы считали, что мы исходим не из того, сколько мы хотим потратить денег, а из того, какие точно профессии мы хотим реализовать.

Оксана Аульченкова

- То есть масштаб, он за счет количества профессий, а не за счет, например, размеров площадок, размера территории?

Геворк Саркисян

- Количество профессий определяет, какое количество квадратных метров тебе необходимо.

Оксана Аульченкова

- То есть размер не меняется в зависимости от проходимости.

Геворк Саркисян

- Тоже меняется, конечно. Но мы считаем, что одной «Кидзании» для Москвы, может быть, и мало будет, потому что…

Оксана Аульченкова

- Какая проходимость в день?

Геворк Саркисян

- Максимально… Скорее всего разделим день на две части, либо будет временной билет. То есть у тебя будет пять часов, но начиная с какого-то момента времени, чтобы не создавать толпу и чтобы очередей больших не было, чтобы люди приходили к конкретному времени. И фактически в «Кидзании» одновременно может находиться около 2 тысяч человек, но не более.

Оксана Аульченкова

- То есть если это два временных слота, то это 4 тысячи человек в день?

Геворк Саркисян

- Да. В выходные, мы убеждены, что так и будет, в будни – посмотрим.

Оксана Аульченкова

- Понятно. То есть, скорее всего, это будет по кривой. По практике мировой, какой процент детей, в принципе, справляется с заданиями, то есть проходят и зарабатывают?

Геворк Саркисян

- 98%.

Оксана Аульченкова

- То есть практически все.

Геворк Саркисян

- Ну, кончено. Потому что с ними работают наши супервайзеры, те люди, которые находятся как раз на территории каждой профессии. И они, естественно, их обучают и рассказывают, пытаются с ними работать.

Оксана Аульченкова

- Тогда с точки зрения экономической выгоды. Стоимость билета – 1200 рублей. Сколько может ребенок заработать, если он купил билет за 1200 рублей. Это в пределах 5 часов, я так понимаю. Сколько он может заработать?

Геворк Саркисян

- Он, во-первых, когда приходит в «Кидзанию» получает вместе с этим чек на 50 «Кидзоус. И в зависимости, конечно, от активности ребенка, я думаю, что он в течение 5 часов может заработать еще 100 «Кидзоус».

Оксана Аульченкова

- То есть порядка 150. И это где-то 10%, чуть-чуть больше, чем 10%? Это то, что вы готовы отдавать, как кэшбэк, так называемый, в виде товаров, нет?

Геворк Саркисян

- Нет, там другая, на самом деле, логика измерения именно стоимости «Кидзоус» и тех или иных товаров, потому что все зависит тоже от того, например, сколько денег в банке у детей на счетах хранится и сколько процентов мы им платим. Потому что некоторые дети могут, например, тратить деньги, а некоторые могут хранить в банке и получать проценты. Там экономическая система довольно глубокая, не так тривиально, что я сейчас в двух словах могу объяснить все, как работает.

Оксана Аульченкова

- Понятно. Это интересно. В эфире программа «Бизнес Механика». И у нас в гостях глава интересного проекта под название «Кидзания», которая стартует в октябре этого года, Геворк Саркисян. Мы говорим о проекте, и мы говорим, в принципе, об индустрии детских развлечений и детских образовательных программ, образовательных проектов. Насколько «Кидзания», в принципе, уникальна по отношению к тому, что существует на сегодняшний день в России и в мире, в том числе? Есть ли аналоги, есть ли что-то близкое, похожее? Конкуренты?

Геворк Саркисян

- «Кидзании» уже 16 лет. И это самый быстро развивающийся парк детских развлечений в мире. Сейчас (с учетом того, что сегодня 28 число) открылась двадцатая «Кидзания» в мире в Филиппинах, в Маниле. И, конечно, многие хотят повторить этот успех. И многие попытались и пытаются делать подделки «Кидзании».

Оксана Аульченкова

- Безусловно.

Геворк Саркисян

- Их довольно много. Сходу могу назвать несколько - «Кидзмондо», «Минополис», «Кидзмания»…

Оксана Аульченкова

- Это все зарубежные проекты?

Геворк Саркисян

- Да, зарубежные. Есть в России аналоги, такие как «Кидбург», «Мастерславль». Это российские аналоги. Но в целом повторить… То есть я был во многих копиях и могу сказать смело, что, к сожалению, они не могут повторить аналогично то, что они видят, когда приходят в «Кидзанию». Потому что опыт, потому что детальность и принципы, с которыми работает команда «Кидзании», - они заслуживают большого уважения. Поэтому повторить успех пока что никому не удалось. И там, где открываются копии, и следом приходит «Кидзания», обычно самый основной, скажем, индикатор успеха – это насколько сильно ребенок хочет после того, как он посетил «Кидзанию» пойти в копии, где он был до этого. Обычно они сводятся к нулю.

Оксана Аульченкова

- А сам рынок, я имею в виду потребительский рынок, насколько способен дать возможность вести бизнес и копиям, и «Кидзании»?

Геворк Саркисян

- Я думаю, что способен. С учетом того, что города большие, Москва большая. И основной вопрос – это логистика, то есть как добираться до того или иного места. Естественно, если тебе ближе к дому копия, то, скорее всего, ты примешь решение пойти туда. Но борьба идет, в принципе, конечно, за желание ребенка пойти в копию или пойти в «Кидзанию» уже.

Оксана Аульченкова

- Как-то разделяете аудиторию с точки зрения платежеспособности?

Геворк Саркисян

- Стоимость приблизительна, то есть она не сильно отличается друг от друга. Она в одном сегменте приблизительно находится.

Оксана Аульченкова

- А с точки зрения среднего чека, вообще.

Геворк Саркисян

- С точки зрения среднего чека?

Оксана Аульченкова

- То есть мы понимаем, что ребенок приходит туда. Ему родители покупают билет. Он занимается, играет, участвует в проектах. Дальше он ест, пьет, возможно, что-то, покупает. Вот как?..

Геворк Саркисян

- Незначительные затраты именно с точки зрения еды и всего остального. Это может быть еще плюс 300 рублей.

Оксана Аульченкова

- То есть питание будет организовано таким образом, чтобы это было доступно?

Геворк Саркисян

- Более того, они некоторую часть вещей, которые сами делают, могут потреблять. Например, если они сделали пиццу, они могут ее съесть.

Оксана Аульченкова

- Интересно. Все-таки кто будет… будет ли фоткорд или как это будет организовано?

Геворк Саркисян

- У нас есть кафетерий, у нас есть кондитерская. У нас есть отдельное помещение, где дети будут справлять дни рождения. Да, есть, конечно. Все должно быть, потому что ребенок приходит, может быть с родителями, и проводит 5 часов внутри помещения.

 Оксана Аульченкова

- А что, в принципе, за 1200 рублей получает ребенок? Только участие, непосредственно, в производственном процессе?

Геворк Саркисян

- Да.

Оксана Аульченкова

- Сколько тогда таких процессов может он пройти в течение дня?

Геворк Саркисян

- В среднем профессия – это 25-30 минут. Поэтому, если постараться по максимуму пройти, то это 10 профессий, что, в принципе, тоже не очень просто. Потому что ребенок не может 5 часов без остановки заниматься исключительно работой.

Оксана Аульченкова

- Да, безусловно. Что в промежутках он может делать? Чем занимается?

Геворк Саркисян

- Он может пойти поесть. По сути, мы называем «Кидзанию» проектом, который не просто обучает, но он еще развлекает. Поэтому некоторые профессии могут быть более направлены на развлечение, нежели на обучение. Хотя везде элементы обучения присутствуют. Поэтому он может развлекаться и обучаться. В зависимости от той профессии, которую он выбирает, естественно, зависит, на что больше ставит ударение.

Оксана Аульченкова

- Вы планируете в 17-м году открыть еще три парка в других городах. Что это за города?

Геворк Саркисян

- Мы думаем об этом, это наша цель, естественно, про миллионники – Новосибирск, Екатеринбург, Петербург.

Оксана Аульченкова

- То есть все-таки вы ориентируетесь на какие-то наиболее крупные конгломераты, населенные пункты?

Геворк Саркисян

- Да. Иначе сложно очень действовать.

Оксана Аульченкова

- То есть проект не может быть меньше определенного размера, я так понимаю, да?

Геворк Саркисян

- Не может.

Оксана Аульченкова

- А какой самый минимальный?

Геворк Саркисян

- Четыре тысячи квадратных метров, 4-5 тысяч.

Оксана Аульченкова

- И какая проходимость должна быть?

Геворк Саркисян

- Давайте по году рассуждать. Потому что по дням сложно.

Оксана Аульченкова

- В текущем проекте миллион детей в городе…

Геворк Саркисян

- Да, мы хотим восемьсот-миллион детей, посетителей в год. Но в маленьких городах мы хотя бы должны иметь от 350 до 450 тысяч.

Оксана Аульченкова

- Это направлено на расчет окупаемости, безусловно, да?

Геворк Саркисян

- Само собой.

Оксана Аульченкова

- Какой период окупаемости проекта?

Геворк Саркисян

- Пять лет. Ну, около пяти лет, даже больше.

Оксана Аульченкова

- Пять лет – это очень хороший такой, короткий период.

Геворк Саркисян

- Вы знаете, это сложно сказать. С учетом тех ставок, которые есть в банках на сегодняшний день…

Оксана Аульченкова

- Вы кредитуетесь в России?

Геворк Саркисян

- Конечно. И с учетом того, какие риски могут ждать экономику, это очень долгий срок в России.

Оксана Аульченкова

- Ну, да. Очень хотелось бы пожелать удачи и вам, и, собственно, нашим детям, которые будут посещать замечательный центр.

Геворк Саркисян

- Спасибо.

Оксана Аульченкова

- Одним из участников вашего проекта, послом доброй воли, так называемым, является Наталья Водянова. На сегодняшний день Наталья, достаточно известная личность, известная женщина, занимается благотворительностью. С какой точки зрения она участвует в вашем проекте?

Геворк Саркисян

- Ну, она посол доброй воли. Она культивирует проект так же, как и мы. Но основной упор, который мы хотели вместе сделать и подчеркнуть, – это инклюзивность. Мы очень хотели бы, чтобы проект был доступен всем детям, в независимости от каких-то ограничений. И поэтому мы декларировали, что мы сделаем инклюзивную «Кидзанию», первую инклюзивную «Кедзанию» в мире. И помимо этого построим еще истеблишмент для фонда «Обнаженные сердца», где детей будем учить рассказывать про профессию тех людей, которые занимаются благотворительностью, как поднимать фонды для того, чтобы помогать детям, которые имеют какие-то ограничения. И, собственно, вот в этом наша общая с Натальей была цель.

Оксана Аульченкова

- А будет ли Фонд непосредственно спонсировать, например, оплату билетов входных для детей-инвалидов, для детей-сирот.

Геворк Саркисян

- Нет. Мы это делаем сами.

Оксана Аульченкова

- То есть это просто часть программы.

Геворк Саркисян

- Фонд не участвует, но, конечно, мы для детей Фонда предусматриваем такую возможность.

Оксана Аульченкова

- Для детей Фонда? А если это просто дети Детского дома?

Геворк Саркисян

- Не только для детей Фонда. Для всех категорий, я бы сказал.

Оксана Аульченкова

- Каким образом они, собственно, могут прийти и получить эти билеты? Или это льготы?

Геворк Саркисян

- Скорее всего, мы будем работать через фонды разные, которые объединяют детские дома. И у нас есть квота, которую мы выделяем всем.

Оксана Аульченкова

- То есть это будет квота, которая будет распределяться каким-то определенным образом, и можно будет, условно говоря, занимать очередь для того, чтобы получить билеты?

Геворк Саркисян

- Да.

Оксана Аульченкова

- Планируете ли вы привлекать, может быть, каких-то спонсоров, которые будут заниматься благотворительностью, в том числе, например, в рамках вот этой части? Дополнительно, помимо Фонда.

Геворк Саркисян

- Нет. Я думаю, мы сможем это взять все сами на свои плечи. И это часть философии «Кидзании», когда определенный объем денег, средств, которые мы зарабатываем, тратится на детские дома и на малоимущие слои населения, которые не могут себе позволить привести туда детей.

Оксана Аульченкова

- Замечательная инициатива. У нас в эфире программа «Бизнес Механика». И мы говорим о проекте «Кидзания». Проект на сегодняшний день поддержали 16 крупнейших компаний. Российские компании в этом списке есть?

Геворк Саркисян

- Российских компаний очень много.

Оксана Аульченкова

- Какие-то примеры, может быть.

Геворк Саркисян

- «Альфабанк», банк «Независимость»..

Оксана Аульченкова

- По сути, это брендовые площадки. Когда мы говорим о поддержке, речь идет о том, что компании будут делать свои профессиональные профильные площадки, спонсировать.

Геворк Саркисян

- Ну да. «СТС Медиа», например, это студия, которая… Студия «СТС», где дети снимают ситкомы, выходят в эфир, делают новости, не смотря на то, что «СТС» не новостной канал, но у нас должны быть новости, поэтому мы немного подкорректировали формат. «Альфабанк», он, естественно, владеет банком – хранит деньги, начисляет проценты для детей.

Оксана Аульченкова

- То есть, по сути, там будут храниться деньги, которые дети будут зарабатывать? У них будут открываться счета в «Альфабанке» в «Кидзании».

Геворк Саркисян

- Да-да.

Оксана Аульченкова

- Расскажите немного, в принципе, вот 70 профессий – это много.

Геворк Саркисян

- Не 70, больше.

Оксана Аульченкова

- Больше семидесяти?

Геворк Саркисян

- Да, более 100 профессий.

Оксана Аульченкова

- Более 100 профессий. Что это? Ну, просто перечислите. Просто навскидку приходит 20-30, но 100… Что это?

Геворк Саркисян

- Нет, конечно, профессий очень много. Ну, например, если говорим о студии «СТС», то это продюсер, это операторы, это суфлеры, это звукорежиссеры, это ведущие. То есть одна площадка выдает тебе как минимум 5-6 профессий.

Оксана Аульченкова

- Вот в чем секрет. То есть, приходя, например, на линию по производству, не знаю, булок, быстрого питания, там тоже есть несколько разных профессий.

Геворк Саркисян

- Конечно, само собой.

Оксана Аульченкова

- А сколько тогда площадок?

Геворк Саркисян

- Сейчас у нас будет порядка 55-ти.

Оксана Аульченкова

- 55-ти. То есть где-то будет какая-то моно-профессия, то есть там одна профессия, а где-то пять?

Геворк Саркисян

- Везде практически больше одной профессии. Но в целом именно так, как вы говорите.

Оксана Аульченкова

- Это очень интересно. Если мы говорим о родителях, то чем занимаются родители в то время, пока дети в течение пяти часов заняты освоением профессии?

Геворк Саркисян

- Поскольку принцип «Кидзании» определяет, что он должен находиться в «Моллах». То родители, конечно, если ребенку больше 6 лет, он может оставить ребенка и пойти гулять по «Моллу». Если же ребенку меньше 6 лет, мы не разрешаем родителям уходить. И в этом случае они могут ходить по городу, по улицам и смотреть, наблюдать за своими детьми, как они работают. Либо пойти в специально отведенное место для родителей, которое мы тоже делаем для того, чтобы родители могли там отдохнуть. Там планируем… Еще концепция окончательно не зафиксирована, но это будет спокойное место, тихое, шумоизолированное, возможно, с массажными креслами, где родители могут посидеть, почитать, посмотреть телевизор и так далее.

Оксана Аульченкова

- Всемирно известный гуру маркетинга Филипп Котлер назвал «Кидзанию» лучшим примером маркетинга 3.0, за которым будущее. Что это означает, вообще, что подразумевает? Как работает это?

Геворк Саркисян

- Я объясню. Дело в том, что, поскольку дети соприкасаются с брендами, с компаниями с этими очень тесно, они фактически производят ту или иную продукцию, или представляют ту или иную компанию. Конечно, они начинают эту компанию любить еще больше. То есть они становятся сильно лояльными к тем брендам, которые находятся в «Кидзании». И именно это Филипп Котлер называет маркетингом 3.0, эмоциональным маркетингом.

Оксана Аульченкова

- То есть по сути, это альтернативный канал продвижения, построения приверженности к брендам?

Геворк Саркисян

- Ну да, можно и так сказать. Но дело в том, что это может сразу проявить обратную монету того, что «Кидзания» направлена на то, чтобы развивать бренды в умах детей. Дело в том, что мы…

Оксана Аульченкова

- Мой вопрос не только в этом. А в том, что насколько для брендов это, действительно, важный, такой мотивирующий фактор или что-то еще?

Геворк Саркисян

- Для брендов это точно мотивирующий фактор. Потому что все бренды, которые были в других «Кидзаниях», они обычно стремятся попасть в те «Кидзании», где их еще нет. Но поскольку у нас есть право принимать самостоятельные решения, и я за это очень благодарен головной компании. Поскольку ставить здесь какие-то бренды, которые ассоциативно не вызывают у детей того же ряда, которые вызывают те бренды, которые мы принимаем, решение ставить, - неправильно. Почему я это говорю. Потому что ребенок, когда заходит в «Кидзанию» видит «Альфабанк», который он видит на улицах Москвы очень часто и ходит туда с родителями, или видит на бигбордах, он начинает говорить: «Вау! Я работаю в том самом банке, куда мы ходим с родителями».

Оксана Аульченкова

- А как вы принимаете решение? Все-таки существует, наверное, какая-то конкуренция. Почему «Альфбанк», почему не «Сбербанк», который видит гораздо чаще и гораздо больше?

Геворк Саркисян

- Я не хочу прямо сейчас в детали этого вопроса погружаться. Это, в частности, мой собственный выбор был. Потому что «Альфабанк», я считаю…

Оксана Аульченкова

- То есть, есть какие-то собственные предпочтения, которые вы допускаете, в том числе, и в бизнес.

Геворк Саркисян

- Конечно, да.

Оксана Аульченкова

- Любовь к тем или иным брендам, может быть, операционным моделям, которые нравятся…

Геворк Саркисян

- Да, именно так и есть.

Оксана Аульченкова

- Правильно ли я понимаю, могу предположить из этого ответа, что вы, как человек, живущий в области, где инновации являются основой бизнеса, вы стремитесь, и бизнес таким образом подбирать, чтобы были более современные, более продвинутые модели.

Геворк Саркисян

- Да, конечно. Я верю в то, что нужно воспитывать вкус. И лучше это делать с детства. Поэтому мы хотим иметь лучшие компании. И даже в работе с ними будем просить их какие-то вещи, возможно, поменять или улучшить в своей операционной работе для того, чтобы детям она казалась еще более привлекательной.

Оксана Аульченкова

- То есть наши дети получат в любом случае самое лучшее в «Кидзании»?

Геворк Саркисян

- Мы, по крайней мере, приложим к этому максимальное количество сил.

Оксана Аульченкова

- У нас за окном пошел ливень. Да, и такое ощущение, что это барабанные палочки. В эфире программа «Бизнес Механика». И мы говорим о «Кидзании», новом проекте, который стартует в октябре. Мы говорим с генеральным директором Геворком  Саркисяном о том, в чем же отличие этого прекрасного проекта от того, что существует в России, в мире, и что получат наши дети. Задаю все-таки бизнес-вопросы. Во всем мире такими франшизами, как правило, владеют, в смысле покупают, приобретают, развивают такие франшизы очень крупные компании. Как так получилось, что, в общем, «Иннова», во-первых, специализированная в сфере IT и, может быть, менее крупная компания, все-таки получила возможность развивать франшизу в России?

Геворк Саркисян

- Вам не стоит осторожничать. Конечно, сильно меньшая компания по сравнению с теми гигантами, которые обладают франшизами на территории других стран. Это скорее связано с тем желанием и с теми принципами, которые мы демонстрировали каждый раз, когда мы сталкивались с головной компанией и рассказывали о том, как мы реализуем «Кидзанию» здесь. Насколько мы могли показать это не в самой работе, но начиная от первой презентации, которую мы сделали. Снимали видеопрезентацию, два дня делали съемки в нашем офисе для того, чтобы им отправить и впервые рассказать им о том, почему мы, как мы хотим ее получить.

Оксана Аульченкова

- Что их поразило?

Геворк Саркисян

- Вероятно, вот этот нестандартный подход. То есть то, что вы называете, наши корни приходят из инновационной компании и, естественно, мы всегда мыслим, на английском есть выражение «out of the box», то есть вне классической модели мышления или коробки. Я полагаю, что именно это, плюс философия новая, она довольно глубокая. И у нас очень идеологическая компания. У нас очень много принципов, которых мы придерживаемся. И причем объясняем, почему придерживаемся тех или иных принципов. Я думаю, что, в частности, это.

Оксана Аульченкова

- Какие это принципы?

Геворк Саркисян

- Это отдельный разговор, минимум на час.

Оксана Аульченкова

- О принципах…

Геворк Саркисян

- Да, это довольно глубокая история. Одна из частей наших принципов, что мы не декларируем их, как            обычно это делают большие компании. И считаем это сакральными знаниями. Мы их передаем обычно…

Оксана Аульченкова

- Это часть корпоративной культуры, некой среды?

Геворк Саркисян

- Да. То есть мы не берем и не пишем на бумажке десять принципов. Не вешаем их по…

Оксана Аульченкова

- Миссия, цели, ценности…

Геворк Саркисян

- Да. Мы считаем, что это сакральные знания, которые могут… Причем у нас даже нет цели, чтобы наши принципы знали все, кто у нас работает в компании. Нам важно, чтобы это знали самые ключевые люди. И знали настолько глубоко для того, чтобы они могли отстаивать, в случае если…

Оксана Аульченкова

- И управляются…

Геворк Саркисян

- Напротив них сидит, например, кто-то, « адвокат дьявола», и он с ними дебатирует, нам важно, чтобы человек, который сидит и знает наши принципы смог их максимально точно отстоять и аргументированным быть в случае этих дебатов. Любой новый человек, который приходит в компанию, он, естественно, не может знать этой информации, настолько глубоко обладать ею и оперировать. Поэтому для нас важно, чтобы именно знания распространялись из уст в уста.

Оксана Аульченкова

- Были ли другие претенденты на франшизу, когда вы вели переговоры?

Геворк Саркисян

- Их было очень много, бесчисленное количество, и компании во многом сильнее нас.

Оксана Аульченкова

- Как долго длились переговоры? Сколько, вообще, усилий потребовалось?

Геворк Саркисян

- С момента, когда я увидел впервые проект, и момент, когда мы его получили, прошло порядка 4-5 лет.

Оксана Аульченкова

- Это серьезный срок.

Геворк Саркисян

- Не потерять энтузиазм было сложно.

Оксана Аульченкова

- Да. Не потерять энтузиазм. И я думаю, что вы приобрели, наверное, в процессе переговоров, в том числе, и большой, богатый опыт, новый какой-то, совершенно другой.

Геворк Саркисян

- Абсолютно. Да, так и есть, конечно. Безусловно, вы правы.

Оксана Аульченкова

- Что самое такое уникальное и полезное вы вынесли за эти 4-5 лет?

Геворк Саркисян

- Самое уникальное, самое полезное – это, не смотря на то, что ты можешь сталкиваться с неудачей, нельзя обрывать все концы. Это самое главное. То есть, даже если ты понимаешь, что тебе что-то не получилось сделать, не удалось, нельзя на этом останавливаться и портить, самое главное, отношения          с теми людьми, которых ты в тот момент можешь считать эмоционально своими врагами.

Оксана Аульченкова

- То есть не останавливаться на достигнутом, и, в принципе, идти вперед…

Геворк Саркисян

- Нет, не совсем так. Даже в случае каких-то локальных неудач в работе с оппонентами, они случаются, не эмоционировать и не закрывать на этом дверь. Я бы так сказал.

Оксана Аульченкова

- То есть переговоры были сложные, в принципе?

Геворк Саркисян

- Да, непростые.

Оксана Аульченкова

- Непростые. Во многих странах «Кидзания» официально признана Министерством образования. И в некоторых странах является обязательным для посещения. Это возвращает нас немного к тому вопросу, который прозвучал вначале. Насколько вы собираетесь интегрироваться с системой образования, со школами?

Геворк Саркисян

- Мы хотим, мы активно будем этим заниматься и занимаемся уже. Действительно, так и есть. Вообще, «Кидзания», помимо этого, меняет правила игры во многих странах. И даже ради нее законы принимаются локальные.

Оксана Аульченкова

- Может быть, расскажете какие-то примеры?

Геворк Саркисян

- Да, с удовольствием. Например, в Саудовской Аравии было принято два закона государственных. Первый из них о том, что «Кидзания» - это единственное место, где мальчики и девочки могут находиться друг с другом на одной территории. И второй закон о том, что это единственное место в Саудовской Аравии, где девушки, где женский пол может водить машины.

Оксана Аульченкова

- Это, наверное, очень серьезное достижение.

Геворк Саркисян

- Да, это серьезное достижение. В общем-то, есть третья незаконная вещь, которая тоже была в Саудовской Аравии. Это фактически единственное место, где рабочий персонал – девушки, то есть женский пол работает. И поскольку до этого женский пол, те люди, которые работают в «Кидзании», они нигде не нанимались до этого, это их первая работа, очень сложно пришлось команде основной. Потому что они фактически нанимали людей, которые еще никогда до этого нигде не работали.

Оксана Аульченкова

- Как вы планируете обучать людей в российской проекте?

Геворк Саркисян

- У нас богатый опыт в этом смысле. Потому что до этого несколько лет назад мы запустили нашу программу по найму и обучению студентов. Мы лучшие практики оттуда собираемся применить для работы с командой «Кидзании», то есть часть людей, которых будут нанимать, естественно, тоже будут, скорее всего, студенты, лучшие студенты из разных вузов. И в первую очередь люди, у которых эмоциональный интеллект в отношении детей очень развит. И будем их обучать согласно тем правилам, принципам, которые до этого мы апробировали в «Иннове». В основе команды «Кидзании», это люди – выходцы из «Иннова». То есть, естественно, у них тоже была определенная планка, и мы для них составили новую возможность. Если я, как руководитель, и самые главные люди в «Иннове» не будут создавать каждый раз новые возможности, то естественно у них не будет точек роста. Но это не о нас. Мы каждый раз стремимся к тому, чтобы создать новые, амбициозные возможности для людей, чтобы они каждый раз хотели попасть именно туда. Естественно, в «Кидзанию» будут приезжать причастные к той или иной профессии очень известные, знаковые люди для нас.

Оксана Аульченкова

- Российского бизнеса или международного, в том числе?

Геворк Саркисян

- Дело не в бизнесе. Если это большой театр, конечно, хотелось бы известных балерин или людей, которые связаны с театром. Если это профессия, которая связана с астронавтами, с космосом, конечно, это должны быть известные космонавты и так далее. Поэтому ребенку прикоснуться к ним и даже почувствовать, что он их видел, - это придает много уверенности в себе, это, в каком-то смысле, придает какие-то романтические чувства. Поэтому я думаю, что весь набор положительных эмоций, которые нужны детям, «Кидзания» воспитывает.

Оксана Аульченкова

- Для того, чтобы создать такую атмосферу, все-таки требуется определенная атмосфера в коллективе. Планируете ли вы фактически внедрять стандарты того, как формируется микроклимат, как строится общение с детьми в соответствии с франшизой или все-таки здесь тоже есть некая локализация, есть адаптация к нашей культуре?

Геворк Саркисян

- Конечно, есть адаптация к культуре в любой стране. И франшиза не диктует конкретно какое-то поведение…

Оксана Аульченкова

- Каким методом, и каким образом работать, да?

Геворк Саркисян

- Более того, мы сами прописываем весь алгоритм, что ребенок говорит, как мы ему отвечаем и так далее. Это наши сотрудники делают.

Оксана Аульченкова

- Как планируете контролировать, что, в общем-то, это соответствует требованиям, что это рабочая модель?

Геворк Саркисян

- Ну, контролировать можно только теми отзывами и обратной связью, которую мы будем получать от наших пользователей, от тех людей, кто будет туда приходить. Контролировать будет статистика. Мы будем смотреть, сколько один и тот же человек пришел, почему. Если кто-то не приходит больше, почему. Будем стараться выяснять это. Опять же мы IT-компания, для нас вот эти вещи имеют большое значение.

Оксана Аульченкова

- Я хотела уточнить. Здесь как раз уже начинается слияние двух опытов, когда вы что-то вкладываете свое, расширяете, скажем так, проект за счет этого. То есть в мировой практике такую работу с СRM, которую вы планируете, нет?

Геворк Саркисян

- Нет, конечно, того уровня и тех ожиданий, которые у нас есть, нет в «Кидзании», безусловно. Будем менять…

Оксана Аульченкова

- А рассматривали вы такую возможность, чтобы потом делиться опытом, может быть, продавать технологии?

Геворк Саркисян

- Конечно, это цель наша такая. Не то, что продавать, мы хотим глобально, чтобы «Кидзания» становилась все круче и круче. И поэтому, конечно, мы будем делиться. Более того, я очень настойчиво стараюсь это внедрить в головном офисе. Поскольку у нас влияние очень большое сейчас в центральном офисе, я всячески это делаю. И каждый раз пытаюсь…

Оксана Аульченкова

- То есть скоро российская CRM-система появится во всем мире?

Геворк Саркисян

- Ну, посмотрим.

Оксана Аульченкова

- Это важно для обмена данными. Из того, что вы рассказали , я так понимаю, что поскольку любой ребенок в любом месте планеты, попав в «Кидзанию», должен быть опознан и должна быть предложена программа, то это, собственно, результат глобализации, я так понимаю.

Геворк Саркисян

- Хотим, хотим.

Оксана Аульченкова

- Здорово! Я бы хотела пожелать вам удачи.

Геворк Саркисян

- Спасибо.

Оксана Аульченкова

- И с нетерпением мы все ждем, когда проект стартует, когда мы все придем и тоже сможем увидеть и поучаствовать в этом. У нас в гостях был Геворк Саркисян, руководитель компании «Иннова», руководитель проекта «Кидзания». И мы говорили про бизнес, направленный на развитие детей, про парк «Кидзания». Спасибо, Геворк.

Геворк Саркисян

- До свидания.

Оксана Аульченкова

- До свидания.