{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Майя Богданова руководитель «Школы контента», спикер, международный бизнес-тренер, автор трех книг-бестселлеров, райтер 27 февраля 2025г.
Архетипы и Личный бренд
Кому и как строить свой личный бренд? Как архетипы влияют на продвижение и почему одним удается легко заявить о себе, а другие остаются в тени.

Ольга Гиверская:

Добрый вечер, уважаемые слушатели, в эфире проект «Прайм-тайм с коучем» на Медиаметриксе. Все, что вы хотели знать о коучинге, но боялись спросить. В студии для вас работаю я, Ольга Гиверская, моя соведущая Анна Лебедева, директор Международного Эриксоновского университета коучинга, мастер сертифицированный коуч по стандартам ICF.
И сегодня у нас для вас сюрприз. У нас в студии Майя Богданова, руководитель «Школы контента», райтер, международный бизнес-тренер и...

Майя Богданова:

Руководитель проекта «Видимо-невидимо» про русские архетипы.

Ольга Гиверская:

Про них сегодня тоже будем говорить, но основная тема нашего сегодняшнего эфира – как продвигаться коучам, специалистам помогающих профессий, причем тут архетипы, какие ошибки совершают люди, вышедшие на рынки, закрепившиеся на рынке. Давайте начнем с того, с чего начать.

Майя Богданова:

Большое спасибо за приглашение, тема продвижения коучей – моя любимая, тема продвижения психологов, помогающих практиков – моя любимая. Я работала с Сашей Ройтманом, с Наташей Маркович, с Александром Левитасом, с Александром Свияшем, я много лет на этом рынке, причем есть звездные имена – Свияш. Левитас, Маркович, ну круто, а что их продвигать? Ройтман написал один пост, и марафон собрали. И это правда, но при этом есть «Школа контента», где учатся люди, у которых только начало бизнеса, люди только пришли в коучинг, только пришли в психологию. Есть мои личные клиенты, которые из юриспруденции переходят в психологию или из бухгалтерии в коучинг, сами знаете, как быстро сейчас меняются карьеры и как люди приходят, и что психология и коучинг – профессии второй половины жизни, обычно есть какая-то предыстория. С такими проектами я тоже работаю, и там есть много интересного, про что хочется поговорить. Поэтому моя любимая тема, предвкушаю наш разговор.

Ольга Гиверская:

Анна, как Вы считаете, насколько специалистам помогающих профессий, конкретно коучам, надо продвигаться?

Анна Лебедева:

Очень интересный вопрос в том, как продвигаться коучам после обучения. Многие у меня спрашивают: «Я не публичный человек, я не веду соцсети, как мне находить клиентов? Я ухожу из одной профессии в профессию коуча», – и часто люди делают неправильный, как мне кажется, шаг. После того, как они научились коучингу, еще в нем не разобрались до конца, им надо дотренироваться, набирать клиентов, они погружаются по стоимости в примерно такое же очень дорогое обучение системному продвижению и попадают в школу для создания онлайн-школ. И полностью потерявшись в том, что они не закрепились в коучинге, а здесь еще нужны продюсеры и куча других софитов на много-много миллионов, они понимают, что это все для них сложно. Походив по рынку год и не создав себе практику, уходят в корпоративный мир. Уходят с новым навыком, с опытом, за одного битого двух небитых дают, но для меня это боль, что они ходили немножко не по той траектории, которая приведет их к успеху.

Майя Богданова:

И они периодически либо возвращаются в найм, либо идут учиться еще, еще и еще, наращивая количество профессиональных обучений и одновременно наращивая количество обучений по соцсетям, и это огромные слитые деньги. Ко мне приходили люди, у которых кредитов на миллион, на полтора, на два, нужно их срочно отдавать, а нечем, потому что никакой реальной практики нет. Им просто объясняли, что нужно продвигаться рекламой, вкладывать в рекламу, фотосессии, сайты.

Анна Лебедева:

Совершенно не каждый должен стать блогером-миллионником, далеко не каждый может выдерживать это, и талантов, жизненного предназначения у людей нет. У меня есть коучи, которые работают коучами всю свою жизнь, у них полная запись, и эти люди не имеют миллиона подписчиков, даже ста тысяч не имеют, вообще не знаю, сколько они пишут в своих соцсетях.

Майя Богданова:

Не поверите, но ровно с этого вопроса «а что делать и как делать, почему не для всех работает выход на миллионную аудиторию» началось формирование системы архетипов «Видимо-невидимо». Короткая и быстрая предыстория. Я писала книжку по особенностям русского копирайтинга, по тому, как мы пишем тексты, как мы говорим, в чем особенность нашего вербального нарратива, как мы проявляемся, почему продавать по американским моделям, когда боль, больше боли, не работает. Поняла, что как будто бы тема копирайтинга мне узковата, и хочется в маркетинг, поговорить о том, как строится продвижение, в каких каналах, нужно ли быть блогером-миллионником, вышла на этот вопрос. Маркетинга тоже оказалось мало, пошла в психологию разбираться, как устроена наша психика, почему продавать для нас – это про стыд, вину, сопротивление, покупать для нас – это про страх, что обманут, и как работать с состояниями. Там подтянулась социология, уголовное право, спекуляция до 1993-го года. Любое коммерческое зарабатывание денег у нас в менталитете, мы люди, которые в 1993-м уже вполне себе были, кто-то подростком, кто-то взрослым, но мы помним, что это стыдное дело, и будешь плохо учиться, в торгаши пойдешь.

Со всем этим багажом мы выходим в социальные сети и пытаемся начать себя продавать, делать стыдное, запрещенное, вытесняемое и то, что мы не умеем. Очень важно – у нас нет навыка, нас нигде этому не учили, и «я» в русской культуре – последняя буква в алфавите. Это я описала проблему. Но поскольку я так устроена, что я результатник, я думаю: хорошо, ты описала проблему, а где решение, что людям делать? И тогда стала наблюдать за своими клиентами, которые успешны.

Часть из них оказались блогерами-миллионниками. Это определенная модель поведения, определенный способ зарабатывания денег. А часть из них оказались те самые, у которых нет вообще никаких социальных сетей, нет никакого продвижения, и при этом они абсолютно загружены клиентами. И первое, что я сформулировала, еще не было никакой системы «Видимо-невидимо», не было ничего – я в шутку свою подружку назвала Ягой: ты сидишь в лесу, избушка к лесу отвернута, ты черепами все утыкала: «У меня тут дорого, ко мне не подходить, ко мне запись на три года вперед», – а к тебе при этом все ломятся. И потом я думаю: «Ой, смотри-ка, а еще эта такая же». Яга – это что? Она же легенда, о ней рассказывают на ушко: «Я к бабке ходила, за деревней живет, она мне такое сделала», – и следующий пошел. И неважно, что там черепа, но когда Василисе огня не хватило, она идет за огоньком к бабке. Это один формат продвижения и одни инструменты.

А есть Василиса Прекрасная, у которой цветочки, все красиво, легко и радостно, нарядно, с нами вам будет хорошо, эстетично, и там стадионы, популяризация, и она девчонка по соседству, каждому кажется, что он так сможет. Это другая крайность и другая модель самопрезентации. А есть Иваны Царевичи, как я, которые создают системы, описывают, как что-то работает, которые приносят пользу, и у них другая стратегия продвижения. И первое, что надо сделать человеку – надо понять: а он кто?

Ольга Гиверская:

А как это понять?

Майя Богданова:

Можно перечитать русские сказки, это хорошая история, и понять, какая там стратегия успеха, какая тебе ближе. Вспомнить, кто любимый герой русской сказки. Можно почитать наш Телеграм-канал «Видимо-невидимо», у нас много информации. Я показываю, как все устроено внутри, как ведет себя этот архетип, как он продвигается, какие у него инструменты. У нас есть подкасты «Видимо-невидимо», на Rutube можно смотреть, где я типирую людей, и можно задать себе те же вопросы, которые я задаю людям, и понять, кто ты по архетипу. Наконец, можно прийти на типирование либо ко мне, либо к мастерам, которых мы обучили, и узнать свой архетип. Но дальше будет все самое интересное, потому что это первая часть, ты понимаешь, кто ты, а дальше надо что-то делать.

Анна Лебедева:

Архетипы есть у Юнга, греческие архетипы, боги и богини, императоры и императрицы Таро, разные большие фигуры, обобщающие образы, в которые вкладываются отличия, как один человек от другого очень сильно отличается. Этих архетипов обычно больше, чем 4-5, хотя по 4 тоже бывает, и мы можем понять себя и понять свои методы, когда мы прикладываем к себе стратегию одного или другого архетипа, и есть огромные битвы между людьми, которые говорят родился или пригодился. Валентина говорит из серии родился, что врожденные архетипы, которые есть, в тебе навсегда. Другие специалисты говорят, что ты проходишь через условные архетипы, проживая свою жизнь: девочка, царица, старуха, есть у Демчога прекрасный спектакль «БезДна», где они показывают коловорот разных ролей, через которые мы проходим. И это суперзавлекательное занятие, всем понятное. А у вас еще и русские сказки, на чем мы с детства росли.

Майя Богданова:

В этом и была идея – создать некоторую систему, которая нам интуитивно знакома. И у нас правда бессознательное подтягивает из того культурного кода, в котором мы выросли, потому что это же не только сказки. Ты приходишь сегодня в чайхану Васильчуков, у тебя меню, и там «Царевна Лебедь», картинки из русских сказок. Ты приходишь смотреть современный мультик, а там тоже идет наследование истории, и там какой-то персонаж из Бабы-Яги, то есть это все с нами остается. Мне говорят: «Майя, вырастет же поколение, которое сказок не читало». Не читало, но смотрели фильмы, как Баба-Яга спасет мир, видели это в современном мультике про трех богатырей. Моим младшим детям 16, они все прекрасно знают, им это знакомо, культурные коды, мы в этой культуре живем.

Наше бессознательное эти стратегии подтягивает, и мы их начинаем в своей жизни так или иначе воплощать. И что важно – мы про каждый архетип четко говорим, какие инструменты ему нужны. Если история про школы, про миллионников, про блогеров подходит Василисе Прекрасной, и она чувствует себя в органике, она в пятом классе косичку заплела, и к ней все девочки подошли и сказали: «Ой, а как ты так заплела? Я тоже хочу». И она на перемене всем косички такие же заплетает, всем надо, как у нее. Или картинку нарисовала, и всем надо такую же картинку, как она нарисовала. Она видит красивое, видит изящно, она умеет этим делиться. А еще она умеет легко объяснить сложные вещи.

Юлия Родочинская – Василиса Прекрасная, она про маркетинг объясняет на пальцах, ты ее слушаешь и понимаешь, что маркетинг – это не суперконструкт, а что-то понятное. Тома Суворова, школа «Томат», объясняет про ВКонтакте, как создавать сообщество ВКонтакте так легко, так обаятельно, так влюбленно и так понятно, что ты понимаешь, что конкретно тебе делать. Это архетип Василисы Прекрасной.

Есть Яги, которые вообще другие, они ничего не объясняют, у них медленная речь, довольно размеренная, ощущение, что они в голове переводят перед тем, как сказать.

Анна Лебедева:

На своем языке сказать: ты такой маленький и не все особо понимаешь.

Майя Богданова:

Как тебе объяснить, что ты уже готов услышать, что не готов услышать. Очень часто телесные помогающие практики: массаж, банька, пеленание, интуитивные, природные, и их передают из рук в руки. У них другие инструменты, им не нужен блог, но им нужен сильный партнер, который их порекомендует и который вокруг них создаст легенду. Им нужна книга, чтобы издательство вокруг них пошуршало и создало легенду. Им нужен сайт, на котором будет написано, в какую дверь стучать и какую фразу произносить, чтобы избушка лицом повернулась. У них совершенно другая стратегия. А Царевичу нужно нанять команду, и чем быстрее он делегирует это продвижение, тем быстрее он будет зарабатывать достойные деньги, потому что ему не надо ручками это делать, ему надо придумывать, креативить, создавать системы, обобщать, систематизировать, а команда пусть это все приземляет и в полезные смыслы доносит, транслирует, рассказывает. Ему надо в коллаборации ходить, причем если Яге можно просто проконсультировать кого-то сильного и выйти, Вы как раз Демчогу упомянули, есть такая Яга, которая работает в проекте у Тани Мужицкой, Варя Сазонова. Вот она Яга, легендированная Демчогом, она работала у него в проекте, и оттуда пошла легенда, что есть та самая Сазонова, к которой надо прийти, другая стратегия с продвижением. И это очень круто про себя понимать – надо тебе в блоги, надо в книги, надо в партнерку заходить разово или надо строить коллаборацию, как строят Царевичи. И это разные сообщения.

Ольга Гиверская:

А сколько всего у Вас архетипов?

Майя Богданова:

Всего семь архетипов: Баба Яга, Иван Царевич, Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая – это формат Курпатова, Петрановской, Черниговской.

Анна Лебедева:

Причем обе Василисы, но почему одна Прекрасная, а другая Премудрая?

Майя Богданова:

Потому что Прекрасная про красоту и доступность, легкость и настроение, а Премудрая про умняк, про все сложно, про то, что она сидит в высокой башне, не каждого к ней подпустишь. И еще три – Серый Волк, Кот Баюн и Иван Третий Сын – политкорректное название Ивана Дурака.

Анна Лебедева:

Мы же как коучи очень много работаем в этой семейной системе. Третий сын по семейным системам – это сын, который пошел не за папиным путем, не за маминым путем, а третьим путем, нехоженой тропой. Ребенок, который не идет ни за папой, ни за мамой, он идет в свою сторону.

Майя Богданова:

Если мы вспомним сказки, тот, у которого стрела улетает в Лягушку-Царевну, тот, у которого конь не конь, а Конек-Горбунок, тот, у которого Кот в сапогах, тот, у которого что-то пойдет не банальным способом, не обычным, не так, как у всех. И он из этого необычного получит потрясающие результаты. Его до и после невероятно круты, он начинает с самого низа, заканчивает самым верхом, и он постоянно в движении. Я говорю в шутку, что у нас время Иванов Третьих Сынов, потому что все так быстро меняется, что только люди с такой мобильностью могут к нему адаптироваться.

Анна Лебедева:

Это обязательно должен быть третий ребенок в семье?

Майя Богданова:

Нет, конечно, это просто архетипы и модели, которые мы берем.

Ольга Гиверская:

Сначала первый шаг – определить архетип. Можно подписаться на ваш Телеграм-канал, посмотреть, почитать. Второе – понять, какая стратегия уже выработана, либо с помощью аналитики, Вашей помощью либо самостоятельно. Дальше что делать?

Майя Богданова:

А дальше надо начинать делать. В первый момент может быть сопротивление, потому что у Ивана Третьего Сына очень классно залетают рилсы, короткие видео, это его формат. Он живой, харизматичный, говорящий, ему классно быть в видео. Но это же не факт, что он их умеет снимать. Если он до этого никогда их не снимал, до этого у человека не было такого опыта, то он в первых рилсах будет выглядеть нелепо, он будет себя чувствовать скованно, у него будет сопротивление. И тут важно через это сопротивление пройти и понять, что это нормально, новый навык, какое-то время примерять, кафтанчик сажать по себе, прилаживать, но ты быстро научишься, потому что у тебя есть внутренние качества, которые тебя отлично в этом будут продвигать.

Или Василиса Прекрасная, она не умеет вести блоги, не было до этого повода, она и так в компании работала, и к ней все приходили сами, потому что она все понятно объясняла и была миленькая, обаятельная. А тут она вышла в коучинг, и как люди узнают о том, что она миленькая, обаятельная и все понятно объясняет? Придется сделать этот первый шаг в блоге, но дальше шерстяной клубочек, который дает Яга, который нас ведет, дальше покатится, но придется сделать первое усилие. И на этом этапе человек говорит: «Мне неправильно архетип определили, и система какая-то дурацкая». Если этот момент перейти, то дальше начинается очень классное.

Анна Лебедева:

А кот? Все же любят котиков.

Майя Богданова:

Говорун, Баюн, это Костя Харский, Света Лаврентьева, Иван Ургант. Это такие персонажи, которые очень хорошо звучат, очень хорошо говорят, очень хорошо пишут. Это люди, которые умеют из глубины темы достать смысл и протранслировать его остальным. Это люди, которые классно создают сообщество, вокруг них быстро собираются группки, и люди, которые ведомы собственным интересом. Для того, чтобы они что-то делали, им должно быть очень интересно. Пока им интересно, они мурчат, как классический котик, пока ему хочется, он пришел, помурчал. Как только вы ему надоели, он развернулся попой, хвост поднял, и только вы его и видели. И в соцсети котик приходит так же: нашел что-то интересное, пришел, поделился, ушел. Поскольку они приносят довольно глубокие вещи, то эти паузы и перерывы в блогинге аудитория воспринимает нормально: «Машенька эта ушла наконец-то, мы хоть переварим все, что она тут понаписала, понарассказала, понатащила». А они себя гнобят: «Надо вести блог регулярно». Не нужно Ивану Третьему Сыну вести блог регулярно, ему нужно появляться спорадически. Коту-Баюну не нужно вести блог регулярно, нужно приходить иногда из глубины. Серому Волку вообще блоги не нужны. Бабе-Яге вообще блоги не нужны.

Анна Лебедева:

Мы наконец получили разрешение, потому что от Майи всегда веет разрешением здравого смысла. Получили разрешение, дорогие коллеги, успокойтесь. Я вам тоже это говорила, не всем нужно вести блоги, не всем нужно ходить в соцсети.

Майя Богданова:

И есть огромное количество внеблогерских инструментов продвижения, за которые я топлю. У Премудрых есть статьи и сотрудничество с журналами. У Царевичей есть выступления на конференциях, приходы на интервью, коллаборации, совместные эфиры с партнерами. У Котов есть возможность записывать подкасты, говорить, записывать войсы в Телеграм-канале, то есть мурчать, АСМР делать. У Ивана Третьего Сына есть возможность заводить тусовки, самые разные, и продавать на отдыхе, пока коктейль пьешь, рассказывая соседу, чем ты занимаешься. У каждого есть свои внеблогерские каналы, и это потрясающе, когда мы начинаем про это думать. У Бабы-Яги книги, партнерство, у каждого есть свое. Серого Волка будет рекомендовать его первый, тот, за кого он встал, будет по транзитивности передавать ему клиентов, возможности, навыки и знания, и он будет этим дальше пользоваться. Это очень круто.

Что бы я предложила, возвращаясь к началу разговора? Человек закончил обучение на коуча. Я бы предложила на первое время сознательно забить на блог, не тянуться туда и не пытаться срочно набрать 10 тысяч подписчиков.

Анна Лебедева:

Я столько лет веду блог, у меня нет 10 тысяч подписчиков.

Майя Богданова:

А людям говорят, что это минимум, с которого надо продавать, до этого вообще ничего не продадите. На какое-то время выдать себе индульгенцию: Майя сказала, что можно не идти в блоги, и сказать – а что тогда я делал бы с удовольствием? И это еще один вопрос, который промаркирует нам архетип.

Анна Лебедева:

Если ты хочешь идти в марафонский забег, надо понимать, что ты будешь делать с удовольствием много лет, потому что ты же не на один год пришел набрать клиентов, ты создаешь себе базу.

Майя Богданова:

Я все время говорю: ребята, отношения с продвижением – это отношения на всю жизнь, вы за это продвижение замуж выходите.

Ольга Гиверская:

Это святая мысль, потому что многим кажется: сейчас ты быстренько сделаешь что-нибудь...

Анна Лебедева:

И автоворонки будут тебе тащить клиентов всю жизнь.

Майя Богданова:

У Царевича может так работать, у него вообще хорошо работает делегирование чему угодно – искусственному интеллекту, автоворонкам, команде, ему можно это все отдавать. Но опять-таки, он должен постоянно генерировать смыслы. Не генерируешь смыслы, не производишь пользу – никаких автоворонок не будет.

Ольга Гиверская:

Итак, у нас был шаг номер один, шаг номер два – разрешить себе какое-то время не заниматься блогом, шаг номер три – задать себе вопрос, что мне нравится.

Майя Богданова:

И начать это делать, начать оценивать результаты. Причем то, что я вижу, поскольку мы уже больше года типируем людей и видим, как они проявляются, довольно много людей через нас прошло, в тесте у нас в боте больше 8 тысяч человек, через курс, через моих мастеров прошло больше 200 человек, я лично протипировала около 200, то есть много народа. Так вот, очень важно наблюдать результаты, потому что результаты приходят очень быстро. Как только ты начинаешь использовать свой канал продвижения своим способом, условно, ты Премудрая, ты пошла писать статьи, или ты Царевич, пошел в коллаборации, ты получаешь очень быструю отдачу, мгновенную, то, что я видела. Человек открывает бизнес за месяц в Дубае или клинику в центре Питера, тут же находя команду, помещение. Очень быстрые результаты признак того, что ты на своем месте и все делаешь правильно.

Анна Лебедева:

То есть коучи найдут клиентов, им не нужно переживать после обучения, где мои платные клиенты.

Майя Богданова:

Когда я обучала своих мастеров типирования, я им сказала, что у нас не будет никакого бесплатного типирования, мы будем с самого начала брать деньги за то, что вы делаете. Я против бесплатной индивидуальной работы, категорически. И я рассказывала про них у себя в канале, и у меня люди за 2 месяца обучения полностью отбили стоимость обучения, еще заработали сверху. Я этим была очень довольна и считаю, что это правильно, что это здоровая история про обучение, что если уж ты получаешь профессию, ты должен в ней работать, она должна приносить тебе деньги.

Анна Лебедева:

Если ты получаешь профессию, потому что у нас многие люди учатся, берут коучинговые навыки, и прекраснейшим образом они у них всасываются, как крем, в управленческую деятельность, и у них прекрасно все растет, не нужно чувствовать вину, что я не продаю коучинг по субботам утром, потому что с понедельника по пятницу ты весь коучинг применил, тебе не нужно дополнительно делать.

Майя Богданова:

Когда я пошла изучать психологию, нас активно спрашивали: когда вы уже пойдете продавать, когда вы будете отбивать стоимость нашего курса? Вот вся моя психология, книга «Новый нейрокопирайтинг», это основы NLP, положенные на копирайтинг. Здесь 99 приемов NLP, зашитые в конкретные тексты. Отбила ли я учебу? Да, полностью, в три конца, тем, что я заработала на этой книге, потому что мне ее заказало издательство, оплатило, и сейчас еще книга продается.

Анна Лебедева:

Бывает, что издательства книги оплачивают?

Майя Богданова:

Да, договор авторского заказа с издательством, когда издательство заинтересовано получить определенную книгу, это вполне платная история, когда ты пишешь за деньги.

Ольга Гиверская:

Сейчас еще одна очень важная тема поднялась, что отбить, заработать – это не только про деньги, а про еще умственный результат.

Майя Богданова:

Мне было очень важно, что благодаря NLP я смогла написать эту книгу, я смогла ее сформулировать, что нейрокопирайтинг – это про то, как наш мозг воспринимает информацию, обрабатывает ее, и как разговаривать с человеком напрямую в мозг, задействуя эмоции и так далее.

Анна Лебедева:

Технология влияния, и Роберт Чалдини написал книжку давным-давно, люди ее до сих пор читают. Мы на первых бизнес-тренингах показывали из фильма Гленгарри Глен Росс про Аиду, как он объяснял риэлторам-неудачникам – attention, interest, desire, action: послать всех людей по стреле внимания, через привлечение внимания.

Майя Богданова:

Но здесь не совсем Аида, в основе книги лежит Аит. Там появилась еще одна волшебная буква Т, которая специфична именно для русского рынка, потому что это буква из слова trust – доверие. Ключевая проблема в продажах в русском менталитете, что мы друг другу не доверяем. Эта предыстория, о которой мы говорили, про стыд, страх, вину, с одной стороны, и страх, что обманут, и вину, с другой стороны, очень важна. У нас сделка начинается не в той точке, в которой она начинается у американца или европейца, у которых нет такого комплекса перед продажами. У нас сделка начинается в тот момент, когда мы друг другу поверили, когда ты нормальный и ты нормальный, и мы с тобой договоримся, как в Кеттари у Макса Фрая, хорошие люди всегда смогут договориться. Тут такая же история, протранслировать другому человеку, что мы хорошие люди, и мы сможем договориться. Поскольку у нас нет этого волшебного жеста, нам нужно что-то внутри текста, что объяснит человеку, что нам можно доверять. И в этой книге Аит говорит, что сначала мы захватим внимание, оно краткосрочное, длится долю секунды, потом мы превратим его в интерес, он чуть более долгосрочный, сразу после этого мы сформируем доверие и только потом желание и действие, потому что желание не возникает, если человек нам не доверяет. И это специфика русского копирайтинга.

Анна Лебедева:

Так здорово, что это все еще сохраняется в том количестве онлайн-контента, который льется из всех ВК-шортсов, из Rutube и чего угодно постоянно на человека, даже Телеграм-каналы топят все время в количестве размывающегося контента, дефокуса. Все равно это доверие остается внутри.

Майя Богданова:

И даже если ты прочел текст по диагонали, а мы все сейчас читаем по принципам диагонального чтения, это фактически заголовок, картинка, подзаголовок, картинка, подзаголовок, насквозь по первым-последним словам абзаца мы читаем тексты. Если текст написан по этому принципу, у нас финальное ощущение доверия, контакта все равно остается, и мы хотим вернуться к этому автору.

Анна Лебедева:

Ощущение того, что этот автор с добром написал.

Ольга Гиверская:

И поскольку мы говорим про продвижение коучей, специалистов разных практик, какие самые страшные ошибки, которые совершает человек? Понятно, что ничего не делать – это ошибка номер один.

Майя Богданова:

Я бы начала с другого. Первое – это заход сверху. Он происходит из того самого стыда, страха и вины. Мне очень понятно, откуда он происходит, но это очень важная история, что люди пытаются самоутвердиться, пытаются себя как-то поддержать, возбудить, и происходит этот текст – сейчас я вам расскажу, как правильно, сейчас я вас научу, у вас просто коучинга нормального не было.

Анна Лебедева:

Баба-Яга такое пишет обычно?

Майя Богданова:

Нет, в здоровом состоянии даже она такого не пишет. Это именно из страха и стыда. Человек, который не умеет писать, но ему надо, ему сказали, что надо писать, он пытается это сделать из учительской позиции, как правильно. Не работает. Вторая вещь, которая не работает, подстройка снизу: «Я три раза пыталась написать этот пост, удалила, мне очень сложно, я не люблю себя рекламировать». Есть еще один вариант захода: «Я обещала вам написать и поэтому пишу». Да, конечно, а если бы не обещала, то не писала бы, а мне это вообще не надо. Подстройка снизу, что у меня плохо идут дела, но мне так нужны клиенты, пожалуйста, кто-нибудь, приходите ко мне в клиенты. Сиротушка, бедусечка с подстройкой снизу. Это вторая история, не работает.

Третья история, которая не работает, когда мы пытаемся одновременно себя терапировать об текст и одновременно продавать, то есть мы рассказываем про свои внутренние переживания, про свою рефлексию, про осознание чего-то, а потом – приходи ко мне на сеновал. Я всегда прошу это разделять.


Ольга Гиверская:

А может ли это быть в одном блоге?

Майя Богданова:

В одном блоге может, но нужно разделять. У меня есть такое понятие, как тексты для внутренней работы. Текст – прекрасный источник рефлексии, инструмент рефлексии, прекрасная история для самоанализа, вопросов нет. Только не все эти тексты надо публиковать. Когда ты публикуешь текст, когда ты приносишь его в блог, ты должен ответить себе четко на два вопроса: что человек узнает благодаря этому тексту, что человек почувствует благодаря этому тексту. Если ты не генеришь никакого полезного знания и никакой конструктивной эмоции, не надо это публиковать, оставь это себе.

Анна Лебедева:

У Ольги Нечаевой есть женская группа, я читаю, люди делятся.

Майя Богданова:

Да, но это группа, и мы не воспринимаем это как экспертный блог. Более того, есть еще важное разделение: экспертный блог и лайфстайл-блог. Лайфстайл-блог – это как у Ксюши Собчак, и мы зарабатываем просто на количестве прочтений, или как у Алины Фаркаш про Сашу и Лею. И тогда все, что человек напишет, все его внутренние чувствования – это прекрасно, и чем больше мы читаем про чувства, тем интереснее.

Анна Лебедева:

Если он что-то будет продавать, мы это нормально воспринимаем в отдельном блоге.

Майя Богданова:

Потому что это тоже часть его опыта, часть его жизни, в лайфстайл-блоге это окей. В экспертном блоге, если мы выходим в рефлексию об читателя в разобранном состоянии, то это не очень конструктивно, это не работает. Поэтому очень думаем о том, что и зачем мы приносим в блог. И, возможно, какие-то вещи носим в специальные группы, организованные, или не носим вообще.

Ольга Гиверская:

Правильно ли я услышала, что уже не меряются количеством подписчиков, лайков?

Майя Богданова:

Люди меряются, но это не имеет никакого смысла. И в блоге на 250 человек можно прекрасно продавать.

Анна Лебедева:

Я знаю людей, у которых до 500 человек в блоге и полная запись, приличный гонорар, который многим коучам даже еще пока не освоить. И люди читают, переписываются, этот человек регулярно продает.

Ольга Гиверская:

Сейчас очень модная и раскрученная тема воронок. Какую стратегию правильно выбрать в самом начале своего нового карьерного пути, поскольку мы говорим про коучинг, в который люди приходят из другой профессии? Есть три пути: ничего не делать не берем, второй – взять себе фею, которая тебе по вороночкам все простроит, и третий путь – это путь с помощью аналитики, обучения, внедрения.

Майя Богданова:

Я за третий путь, даже если мы не идем в архетипы, я за то, чтобы идти разбираться самой. Почему? Потому что когда мы делегируем задачу, не очень понимая, из чего она состоит и что можно, что нельзя получить в результате, мы получаем крайне прискорбные результаты. Такого я на рынке, к сожалению, вижу много. Я нанял копирайтера, не очень понимая, что от него ждать и как ему ставить задачу, получил плохого копирайтера. Я нанял специалиста по воронкам, не очень понимая, как ему ставить задачу и что от него ждать, получил плохого специалиста по воронкам. Не в специалисте проблема. Проблема в твоих ожиданиях и в том, что ты не умеешь руководить этим специалистом. Соответственно, надо хоть в первом приближении понять, как это работает. Понимаешь? Пожалуйста, тогда нанимай и делегируй.

Анна Лебедева:

Когда мы говорим о юном коуче, только выпустившемся из коучинговой школы, ему надо набирать своих клиентов. У него проблема не в воронках, в которые он лезет, и не в том, чтобы за 500 тысяч получить еще одно образование. У него проблема после выпускного – повесить что-то нормальное о себе, своим языком написанное, с нормальной фотографией в каком-то блоге, просто нормально первый раз о себе рассказать, услуги с определенными ценами и понятным местом, где эти услуги заказать. Простая, хотя бы А4, что я могу вам помочь сделать, где это можно у меня взять, сколько это стоит. Вот этого у большинства нет на начальной стадии. Они сразу идут в следующую стадию, у них нет даже простой брошюрки А4, что я вообще, мой жизненный опыт.

Майя Богданова:

А это самое сложное на практике. Люди, которые приходят ко мне делать сайты, первичное описание, кто я и что я делаю, переживают экзистенциальный кризис, трансформационные ломки, потому что заявить публично кто я и что я делаю – это самое сложное, что людям предстоит, и по факту почти никто с этого не начинает. Начинают с постов в группах, с комментов в чужих сообществах, с попыток заявиться на чужой территории, в тех же чатиках обучения, что я коуч. До листовки А4 люди дойдут через год. Это сложно, это супервызов для людей.

Ольга Гиверская:

Майя, расскажите про воронки.

Майя Богданова:

Дешево, доступно, дорого. Три уровня продуктов должно быть. Ошибка большинства помогающих практиков в том, что они делают один продукт – консультация. Им кажется, что этого достаточно, для того чтобы людей конвертить. Это не так, потому что консультация находится на уровне «доступно». Кроме этого, должны быть сеты консультаций в режиме «дорого», чтобы было с чем сравнить и чтобы было куда расти. И должно быть что-то в режиме «дешево», это может быть групповая работа, чек-лист, электронная книжка из основных идей. Неважно, там надо разработать продукт, который человек может потрогать с меньшим контактом, еще не идя в индивидуальную работу. Либо группа, либо что-то отчуждаемое, отдаваемое как книга, как чек-лист, как брошюра. Все. Если у нас закрыто дешево, доступно и дорого, у нас есть работающая воронка и можно спокойно жить.

Ольга Гиверская:

За 40 минут сегодняшнего эфира не только тонны пользы, а еще схем, мыслей. И в завершение нашего сегодняшнего эфира мне хочется, чтобы вы вдохновили наших слушателей, которые встают на путь продвижения, тех, кто уже идут по этому пути, но чувствуют внутренний дискомфорт.

Анна Лебедева:

В нашем обществе сильно обесценена идентичность независимого профессионала. У нас все любят большие компании, высокие и большие имена. И я тоже с большим уважением отношусь к руководителям, которые держат это все на своих плечах. Но то, что человек, который выходит на рынок и свободно начинает, независимо ни от кого, продвигаться, в нашем обществе сильно недооценено, и то количество усилий, которое ему нужно применять, и тот уровень свободы, кем мы становимся. Ты сам становишься даже не менеджером, но ты же теперь собственник своего маленького, но ты уже другая идентичность, ты хозяин.

Майя Богданова:

И эта идентичность хозяина тоже должна прорасти. Самое главное, что я хотела бы сказать – дайте этому время, дайте себе время войти в новую профессию, войти в новую идентичность, научиться по-новому звучать, по-новому говорить о себе. Просто дайте себе время, потому что время очень скоростное, мы хотим от себя быстрых результатов. Быстро не будет, но будет так кайфово, так классно, что вы даже еще не представляете.

Ольга Гиверская:

Подписываемся на Телеграм-канал и на все возможные сайты Международного Эриксоновского университета коучинга.

Майя Богданова:

Телеграм-канал «Видимо-невидимо», Rutube «Видимо-невидимо», мы везде под этим брендом.

Ольга Гиверская:

Я благодарю Майю Богданову, благодарю Анну Лебедеву.
Продвигайтесь с легкостью, думайте и воплощайте в жизнь свои мечты. Всего доброго.