{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Дмитрий Иванов Генеральный директор ООО "Тайтэн Пауэр Солюшн" г. Москва 14 декабря 2015г.
В студии Иванов Дмитрий
Говорим о настоящем и будущем проникновения информационных технологий в классические отрасли рынка и о там как зарабатывать на этом сегодня и как создать глобальный бизнес завтра

Дмитрий Волков

– Добрый вечер, уважаемые друзья. С вами снова программа «Интернет-экономика» с Дмитрием Волковым. У нас в гостях Дмитрий Иванов - генеральный директор компании «TPS» (Tython Power Solution). Мы продолжаем говорить о проникновении интернета в экономику, при этом максимально широко понимаем слово «интернет» - это и сети передачи данных, и сервисы, и программное обеспечение, и всё, что вокруг, и всё, что с этим связано. Мы обсуждаем ситуации, при которых, хочет того какая-то классическая отрасль экономики или не хочет, интернет постепенно в нее просачивается, меняет бизнес-процессы и позволяет в связи с этим дополнительно зарабатывать деньги. Под самыми разными личинами он туда просачивается. Бывает, что это непосредственное проникновение – мы получаем новый сервис, новый бизнес, новую сущность. Бывает, что это какие-то обслуживающие процессы, которые помогают ускорить основные. Бывает, что это несет дополнительные риски и, наоборот, мы боимся этой ситуации – в этом случае мы расцениваем прогресс, как опасность, и должны поискать способы, каким образом эту опасность устранить и эти риски купировать. Вот такое вступление, Дмитрий. И вначале традиционная просьба: расскажите вашу историю, удивите нас.

Дмитрий Иванов

– Постараюсь удивить вас. Я думаю, вряд ли к вам заходили еще посетители, ваши гости, которые занимались производством накопителей энергии. Мы занимаемся разработкой и производством систем на базе суперконденсаторов, ионистров – это накопители энергии достаточно новые. То есть вообще на рынке они активно применяются не более 20 лет и находятся в промежуточной нише между традиционными конденсаторами, к которым мы все привыкли, и аккумуляторными батареями. Они имеют достаточно большой ресурс, высокую мощность и накапливают энергию значительно больше, чем традиционные конденсаторы. Применение у этого продукта очень широкое, то есть это базовый элемент, он применяется почти во всех отраслях производства, начиная от микроэлектроники на платах, различных микросхемах до гибридного транспорта, где применяется в качестве большого накопителя энергии для систем рекуперации при торможении.

Дмитрий Волков

– Дмитрий, сейчас просветительскую окажите нам услугу - может быть, вы сможете на пальцах рассказать, в чем физика этого процесса, как эта штука устроена? Аккумулятор мы понимаем, все в школе изучали: пластинки, жидкость какая-то, или даже жидкости нет, сухой он, но все равно пластинки. Конденсатор тоже знаем – это штука, которой коснешься сразу за два кончика – она тебя больно ущипнет.

Дмитрий Иванов

– На самом деле, это похоже на традиционный конденсатор за исключением того, что внутри него находится фольга с активированным углем очень большой плотности. За счет того, что уголь имеет очень большую пористость, достигается эта большая энергия, которую может запасти этот источник тока.

Дмитрий Волков

– И он быстро его может отдать?

Дмитрий Иванов

– И он может отдать его так же быстро, как и традиционный конденсатор, на что не способны батареи.

Дмитрий Волков

– Не разрушаясь.

Дмитрий Иванов

– Не разрушаясь. Миллион циклов заряда-разряда – для него это нормальный режим работы.

Дмитрий Волков

– И заряжается тоже быстро?

Дмитрий Иванов

– Заряжается тоже быстро.

Дмитрий Волков

– То есть это аккумулятор, который мгновенно заряжается и мгновенно разряжается?

Дмитрий Иванов

– Это не мгновенно. Если мы говорим о конденсаторе, то это доли секунды. Здесь мы говорим о секундах, десятках секунд (до минуты). Если мы говорим об аккумуляторе – это часы, конденсатор – доли секунды, суперконденсатор – это секунды, десятки секунд.

Дмитрий Волков

– Квазимгновенно, сказал бы педант. Хорошо. А какой диапазон мощности этого устройства?

Дмитрий Иванов

– Вы знаете, вопрос мощности – это вопрос конкретной системы, которую мы будем проектировать.

Дмитрий Волков

– Я имею в виду – техническая возможность. Вот вы сказали: в микроэлектронике это какие-то маленькие мощности, а в автомобильной промышленности – какие-то большие мощности. Они что, любых могут быть?

Дмитрий Иванов

– Да. Фактически это система модульная, она собирается из ячеек, ячейки в модули, модули в систему. Соответственно, почти под любые решения, под любую мощность мы можем собрать токи в тысячу ампер, две тысячи, три тысячи – это не проблема для суперконденсаторов. Там, где большие токи – как раз это область работы суперконденсатора.

Дмитрий Волков

– А их цена в сравнении с аккумуляторами обычными?

Дмитрий Иванов

– Тут, понимаете…

Дмитрий Волков

– Я вас веду к области применения.

Дмитрий Иванов

– Тут важно понять, что суперконденсатор – это в первую очередь источник мощности, это не источник энергии. Если мерить запасенную энергию в киловатт-часах, то, конечно, суперконденсаторы не конкурируют с батареями. Но если мерить энергию именно в мощности, в киловаттах, то тут суперконденсатор намного дешевле батарей оказывается. Там, где нужно построить систему именно мощную, непродолжительное время высокой мощности,  тут именно суперконденсаторы оказываются намного выгоднее и по ценовым, и по массагабаритным параметрам.

Дмитрий Волков

– Например?

Дмитрий Иванов

– Например? Просто сложно так сравнить с ходу.

Дмитрий Волков

– Вы же куда-то их продаете.

Дмитрий Иванов

– Конечно. Мы делаем модули для автомобилей – модуль суперконденсаторный для легкового автомобиля стоит сейчас 11 000 рублей у нас, батарея стоит 6 000.

Дмитрий Волков

– Это нужно, чтобы быстро разогнаться со светофора?

Дмитрий Иванов

– Нет, это нужно для того, чтобы запустить двигатель в суровых арктических условиях при температуре до минус сорока градусов Цельсия, где батарея не работает вообще – то есть люди их снимают, несут домой, греют и как-то еще выходят из ситуации.

Дмитрий Волков

– Льют горячую воду на выхлопную трубу.

Дмитрий Иванов

– Соответственно, здесь мы ставим эту батарейку и, по крайней мере, пусковой ток вы всегда получите с батареи. Дополнительный суперконденсатор всегда выдаст пусковой ток для того, чтобы вы могли запустить свой автомобиль даже при таких низких температурах. Этим продуктом сейчас заинтересовались в МВД, в МЧС, мы с ними активно работаем.

Дмитрий Волков

– Они много работают в Арктике? МВД, например.

Дмитрий Иванов

– У нас сейчас МЧС в первую очередь в Арктике. Активно осваиваются северные территории, все туда прямо побежали. Освоение Арктики – это новый тренд, так скажем.

Дмитрий Волков

– Это правда. Там много чего интересного, оказывается, есть, чего нет в других местах.

Дмитрий Иванов

– Поэтому интерес есть, конечно. И северные регионы тоже - Омск, Томск, Новосибирск.

Дмитрий Волков

– Это звучит очень классно: суперконденсатор. Очень вкусно звучит. Это большой бизнес, сложное производство?

Дмитрий Иванов

– Это производство не сказать что очень сложное, конечно, но всё-таки полноценное производство, то есть это не так просто. Соответственно, здесь в России те технологии, которые применяем мы – у нас новый партнер, корейский завод, мы работаем с ними сейчас. Есть мысли по локализации, по углублению производства на территории России, но на территории России сейчас никто не производит аналогичных изделий.

Дмитрий Волков

– Кроме вас?

Дмитрий Иванов

– Да. Мы собираем модули из элементарных ячеек.

Дмитрий Волков

– А элементарные ячейки собираются в Корее?

Дмитрий Иванов

– Да. Собираются в Корее, но в связи с тем, что у нас сейчас тренд тоже на локализацию производства, очень надеемся, что в ближайшее время полный цикл будем здесь делать, в России.

Дмитрий Волков

– А вы - российская компания?

Дмитрий Иванов

– Российская. Мы российская компания.

Дмитрий Волков

– То есть ваш бизнес заключается в следующем: вы берете эти элементарные ячейки в Корее, собираете их в модули, добавляете какую-то обвязку (модули же сами по себе не работают)...

Дмитрий Иванов

– Мы, в первую очередь, инжиниринговая компания. То есть суперконденсатор, батарейку, прежде чем применить, нужно как следует просчитать, как это сделать правильно. К нам приходит заказчик и говорит: «Есть задача, решите». Мы ее решаем, просчитываем, производим то, что нужно заказчику по его техническому заданию. У нас есть проекты совместно с Институтом имени Ленина энергетическим, сейчас мы делаем большой накопитель для медицинского оборудования, для сглаживания пиков. Соответственно, мы полный-полный цикл разработки изделия проводим здесь. Ячейка применяется как основной, но элементарный элемент в системе. Дальше идут платы, корпусирование, системы управления, системы охлаждения – целая история, скажем так.

Дмитрий Волков

– Всё, во что это надо воткнуть.

Дмитрий Иванов

– Всё, во что это надо воткнуть, именно так.

Дмитрий Волков

– Скажите, Дмитрий, из вашего опыта исходя: может быть, какой-то из проектов вас больше всего поразил, остался в памяти, удивил?

Дмитрий Иванов

– Есть такой проект. Я про него не очень могу рассказывать, поскольку это для Росатома делалось...

Дмитрий Волков

– Слава богу, что что-то вас поразило, о чем вы не можете рассказывать. Расскажите, о чем можете.

Дмитрий Иванов

– На самом деле то, что мы производим сейчас для автомобилей, тот продукт, который мы делаем – это В2С уже, мы делаем для конкретного клиента: можно прийти и купить. Мы его полностью сами делаем, сами продаем. Иногда люди буквально в офис к нам приезжают, хотя у нас есть большая партнерская сеть – они просто приезжают, хотят посмотреть, купить прямо из печки.

Дмитрий Волков

– Что-то такое, народу нужное, я чувствую.

Дмитрий Иванов

– Нужное, да. В основном, конечно, это северные регионы, но и в центральных тоже берут активно те, кто, видимо, несколько раз столкнулся с тем, что машина заглохла, не смог завести машину, и это целая проблема для некоторых людей – вопрос цены времени. Продукт новый по сравнению с теми аналогами, которые производились здесь, на территории России – он просто на голову выше стоит всего, что было, потому что наш модуль весом один килограмм. То, что мы сейчас делаем - маленький блочок, похожий на пенал, весит всего один килограмм. Аналог, который производился по старым технологиям, весит 30 килограммов, по габаритам – два аккумулятора. Установить такое устройство под капот было очень сложно. Сейчас мы это спокойно делаем, интегрировали полностью, и, соответственно, даем полный сервис - от производства до установки.

Дмитрий Волков

– Что это такое?

Дмитрий Иванов

– Модуль, позволяющий запустить двигатель в любую погоду, даже с разряженным аккумулятором.

Дмитрий Волков

– Добавочка к аккумулятору.

Дмитрий Иванов

– Добавочка к аккумулятору, которая является источником мощности, и вместе с аккумулятором они создают идеальную пару, которая на 100% работоспособна. Мощность обеспечивает суперконденсатор, энергоаккумулятор. Когда происходит пуск, замерзший аккумулятор не может отдать пусковой ток - это дает суперконденсатор, и вы гарантированно имеете прокрутку двигателя, потом суперконденсатор набирает энергию от аккумулятора тем током, какой аккумулятор может выдать. Мы знаем, что ток снижается при падении температуры, причем в десятки раз, за счет роста внутреннего сопротивления аккумуляторной батареи. Суперконденсатор подзаряжается, снова готов пускать двигатель.

Дмитрий Волков

– И он постоянно в установке? Это не та история, когда надо тащить штуку, провода, оно искрит все?

Дмитрий Иванов

– Нет, это постоянная установка на борту автомобиля, стационарная, всегда работает. Вы ее там поставили и забыли.

Дмитрий Волков

– Это Дмитрий Иванов - генеральный директор компании «TPS», в программе «Интернет-экономика» с Дмитрием Волковым. Дмитрий, давайте добавим интернет в наш суп.

Дмитрий Иванов

– Давайте добавим. Мы, как производство, с интернетом связаны в меньшей степени, наверное, чем ваши другие гости, которые занимаются интернет-сервисами какими-то (это уже непосредственно интернет). Мы с точки зрения интернета завязаны в первую очередь на документооборот и на распределение мощностей производственных, интеграцию их в единую сеть – это обмен информацией между подразделениями, находящимися удаленно друг от друга. Вот это то, что, наверное, нас связывает с интернетом.

Дмитрий Волков

– То есть вы, как промышленность, пока еще не обращены в нашу веру, но как система управленческая уже обращены.

Дмитрий Иванов

– Тут я еще добавлю, что сейчас все обращены в веру интернета. Я не знаю ни одного предприятия или завода, который не имеет свой интернет-ресурс, своей страницы в «Facebook», «ВКонтакте».

Дмитрий Волков

– В смысле продаж?

Дмитрий Иванов

– Да, в смысле продаж, в смысле пиара даже какого-то. Вообще, сайт в интернете – это лицо компании, все сразу на сайт. Нет сайта – нет компании, поэтому с интернетом мы все интегрированы.

Дмитрий Волков

– Замечательная фраза: «Нет сайта – нет компании». Давайте поговорим про систему управления, по крайней мере (вы же смотрите и на рынок, и на конкурентов смотрите наверняка).  Если мы берем нашу промышленность и попробуем оценить, насколько она продвинута в этой области, насколько эти современные управленческие технологии, когда мы собираем информацию быстро, обрабатываем быстро (в некотором смысле история тоже про мощность, но в системе управления), если попробовать оценить, насколько интернет проник уже в эту сферу, то сколько получится процентов?

Дмитрий Иванов

– По глубине проникновения?

Дмитрий Волков

– Или по ширине.

Дмитрий Иванов

– Думаю, процентов, может быть, 25-30.

Дмитрий Волков

– 30% - ничего, нормально? Хорошо. Скажите, пожалуйста, если бы десять лет назад, когда мы уже понимали, что эти информационные технологии дают дополнительные возможности совершенно точно в построении систем управления (от бухгалтерских программ мы начали переходить к ERP, CRM в продажах – ко всем этим системам, которые почему-то принято обозначать трехбуквенным таким сочетанием), и в этот момент наше государство стало бы… У вас есть какой-нибудь авторитет в области промышленности? Персона в науке, в управлении – собственник, может быть?

Дмитрий Иванов

– Собственник, да – авторитет в плане продаж.

Дмитрий Волков

– У него же есть имя? Не секрет?

Дмитрий Иванов

– Владимир.

Дмитрий Волков

– Владимир. Вот наше государство стало в области управления, как Владимир в области продаж – такое же креативное, умное, толковое, изобретательное, и оно использовало бы все свои ресурсы для того, чтобы этот процент увеличить, потому что дело-то хорошее: всё ведь прозрачнее становится, быстрее и, кстати, подконтрольнее, и статистику можно собирать не этими дедовскими способами. В общем, одни плюсы, минусов не наблюдается, кроме того, что денег стоит. Сколько могло бы быть, с вашей точки зрения?

Дмитрий Иванов

– Я думаю, раза в два больше - процентов 60.

Дмитрий Волков

– Скажите, для вас, как для директора крупного промышленного предприятия, что могло бы сделать государство? Я задам, если вы позволите, двойной вопрос. Можете ответить на обе части, можете на любую, какая вам понравится. Что оно упустило, и что оно сейчас может сделать, если оно станет по уровню, по квалификации таким же, как Владимир в продажах? Если вы можете себе представить такое государство, конечно (это тоже не все могут).

Дмитрий Иванов

– Смотрите, если мы говорим не только об интернете…

Дмитрий Волков

– Дмитрий, я обращаю внимание (то есть без дураков) - вот государство стало (мы иногда понимаем, что государство – такой большой механизм медленный, не всегда поворотливый) бизнесовее бизнеса.

Дмитрий Иванов

– Бизнесовее бизнеса? Государство?

Дмитрий Волков

– Наше родное российское государство. Люди другие пришли, консультировать их стали другие люди, динамика другая, KPI поменялась, всё направило на то, чтобы родной российский бизнес стал конкурентоспособным на мировом рынке, экспортоориентированным стал (ни слова про импортозамещение, только экспортоориентированность). Мы – лучшие.

Дмитрий Иванов

– В первую очередь, снижение административной и налоговой нагрузки. Если мы хотим развивать свое производство, нужно снижать налоговое бремя.

Дмитрий Волков

– Во сколько?

Дмитрий Иванов

– Я думаю, что в разы, наверное, на производство (если мы говорим именно о производстве). Можно оставить на какой-то сервис, можно оставить на добывающие отрасли, но именно для того, чтобы дать ускорение производственным процессам, нужно дать какие-то налоговые каникулы в любом случае.

Дмитрий Волков

– Хорошо. Снижать налоговую нагрузку на производство.

Дмитрий Иванов

– Чтобы быть конкурентоспособным на мировом рынке.

Дмитрий Волков

– Чтобы быть конкурентоспособным на мировом рынке. В порядке оппонирования от себя могу сказать, что для того, чтобы снизить налоговую нагрузку на производство, ума много не надо. Ума в этом случае обычно много надо, чтобы понять, где же увеличить налоговую нагрузку, чтобы снизить здесь. Может быть, мы что-то немонетарного характера посоветуем? Что вам мешает?

Дмитрий Иванов

– Сейчас довольно много государство делает для поддержки инновационных и производственных предприятий, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов. В частности, Москва очень много программ различных интересных проводит, помогает.

Дмитрий Волков

– Например, чем вам помогают?

Дмитрий Иванов

– Мы, как резиденты технопарка «Слава», имеем возможность участвовать в ряде выставок. Например, выставлять свою продукцию на стендах Правительства Москвы, нас приглашают на различные конференции, мы выступаем, участвуем. Есть некие такие процессы, которые начались, может быть, года три-четыре назад, которые действительно помогают начинающим предприятиям.

Дмитрий Волков

– Реально помогают?

Дмитрий Иванов

– Они помогают реально. Я бы не сказал, что это какая-то такая глобальная суперпомощь, но все-таки эффект от этого есть. В то же время субсидии, которые есть сейчас для производственных предприятий – их можно получить, но потом, чтобы за них отчитаться, надо просто сажать человека, который будет писать отчеты. Вот это администрирование – в ряде случаев оно делает субсидию даже, может быть, невыгодной, то есть взять ее невыгодно, потому что потом за нее нужно будет отчитаться, больше потратить, чем будет толк от этой субсидии. Если бы государство помогало с вопросом администрирования… У меня такие мысли были, что если предприятие признано интересным, если оно имеет потенциал какой-то, который будет оценён либо субъектом, либо на федеральном уровне, за ним бы закреплялся некий куратор, который помогал бы.

Дмитрий Волков

– Куратор в какой службе должен быть?

Дмитрий Иванов

– Это вопрос к тому, что если государство стало бизнесовее бизнеса, то пусть создадут.

Дмитрий Волков

– В Департаменте науки, промышленной политики и предпринимательства. А вы что подумали?

Дмитрий Иванов

– И этот человек помогал бы предприятиям более широко использовать возможности, которые предоставляет государство и снижал бы административную нагрузку на предприятие.

Дмитрий Волков

– Хорошо. Куратор – это действительно персональная помощь, человек, который советует, ведет и так далее.

Дмитрий Иванов

– Во многих моментах он мог бы вникнуть в работу предприятия, то есть быть не сторонним чиновником на стороне, а человеком, за которым закреплено 3-4-5 предприятий, и он должен их вести. Если предприятие признано потенциально интересным для субъекта или для государства, то есть его надо развивать, то приходит человек, который помогает это делать - он следит за этим предприятием, контролирует процессы.

Дмитрий Волков

– То есть вместо отчетов мы опираемся иногда и на мнение этого человека, что заметно быстрее и заметно лучше. Он отвечает за процесс вместо того, чтобы бумажки в папочку бессмысленные сшивать.

Дмитрий Иванов

– Он не сторонний наблюдатель, а независимый участник процесса, мнение которого будет рассмотрено в кредитных комитетах, при выдаче субсидии, он может оказывать помощь в подготовке документов, информировать об имеющихся госпрограммах поддержки. Было бы здорово, если бы такая история была реализована.

Дмитрий Волков

– Куратор. Хорошо. Позвольте еще вас немножечко помучить в этом направлении. А теперь представьте: вы – мэр Москвы. Мэр Москвы – нормально?

Дмитрий Иванов

– Пойдет.

Дмитрий Волков

– Но ненадолго. Вы – мэр Москвы, и вот вы думаете: что сделать? Может быть, одно что-то самое важное для того, чтобы такие предприятия, как ваши, подобные вашим, в Москве развивать. Куратора вы уже назначили, налоговую нагрузку уже снизили. Как мэр Москвы, на что вы обратите внимание в первую очередь, кроме этого? Только не забудьте об ответственности. Одно дело, когда мы здесь советуем мэру, другое дело, когда вы там сидите – Тверская,13 - и у вас на плечах висит вот это.

Дмитрий Иванов

– Я бы создавал (в принципе, сейчас кластеры эти создаются) технопарки, технополисы. Надо создавать где-то, может быть, в Троицком районе, где будут суперльготные арендные ставки, где предприятие сможет в течение какого-то времени выкупить в собственность производственные помещения.

Дмитрий Волков

– Почему именно в Троицком?

Дмитрий Иванов

– Я не знаю, но в центре Москвы смысл делать производство?

Дмитрий Волков

– В Новой Москве?

Дмитрий Иванов

– Да, в Новой Москве, развивать промышленное производство, может быть, где-то там. Там можно сделать дешевую аренду, но чтобы была транспортная доступность, потому что всё равно кадровый потенциал весь находится в центре Москвы, у нас народ ездит со всей Москвы на работу. Слишком далеко выносить нельзя, потому что если не будет транспортной доступности – не будет работать. Опять, аренда – основное сейчас.

Дмитрий Волков

– То есть выстраивать производственные кластеры, в том числе и такой промышленности серьезной, которой нужна энергетика, какие-то системы очистки, вода специальная – все эти достаточно тяжелые вещи выстраивать в оптимальном с градостроительной точки зрения месте?

Дмитрий Иванов

– Да.

Дмитрий Волков

– Нашел я формулу универсальную. Понятно. Как вы думаете, какой должна быть площадь? Это сколько будет?

Дмитрий Иванов

– Слушайте, так я затрудняюсь сказать.

Дмитрий Волков

– А вас много таких?

Дмитрий Иванов

– Конечно много, просто разные области. Мы-то в своей области уникальны. В России таких компаний… Мы одни, кто имеет хороший опыт работы и производит суперконденсаторы и DLC-ячейки, кроме нас таких нет. Но таких предприятий, как мы – небольших производственных, которые в своей области преуспевают – их достаточно много. Но это надо проводить анализ опять же.

Дмитрий Волков

– Я не в смысле – сколько штук, я в смысле, что с вашей точки зрения, по впечатлению вашему от общения с правительством Москвы, от общения с себе подобными в технопарке – это серьезный, большой проект будет?

Дмитрий Иванов

– Да, конечно.

Дмитрий Волков

– Вот я про это. То есть не то, что две-три компании.

Дмитрий Иванов

– Нет, конечно. Ну, смысл? Это, понимаете, как в Китае – есть прямо чуть ли не города,  вот именно город, который занимается производством какой-то продукции. У них там вообще кластерная система.

Дмитрий Волков

– То есть они цепочку креационную создают.

Дмитрий Иванов

– Если вы занимаетесь суперконденсаторами, то вам дадут технопарк или технополис, где много компаний, которые занимаются этим.

Дмитрий Волков

– Где одни делают химию, связанную с активированным углем, другие фольгу.

Дмитрий Иванов

– Все там вращаются, общаются, это как-то помогает дополнительно интегрироваться.

Дмитрий Волков

– Обогащаться. Хорошо, еще один вопрос. Скажите, вы все-таки глобальная компания, то есть вы совершенно точно смотрите не только на внутренний рынок, но и на внешний – это так?

Дмитрий Иванов

– Да, смотрим. Мы поставляем сейчас продукцию в Казахстан, планируем поставки в Белоруссию. То есть Россия и страны СНГ. Но в связи с ростом курса доллара наша продукция становится все лучше и лучше, дешевле и дешевле в долларах, поэтому кое-что и в Америку мы умудрились продать, небольшие партии.

Дмитрий Волков

– Если наши коллеги будут продолжать в том же духе, то вы завоюете мир, я понимаю. Скажите, кроме курса доллара, не беря эти внешние особенности, которые сегодня одни, а завтра другие, не беря конъюнктуру, если брать вещи более личностные (если мы говорим о глобальных амбициях компании, то они ведь не связаны с курсом доллара, они связаны с тем, что в душе у человека),  скажите, что российскому бизнесмену дает возможность жить с глобальными амбициями, думать об экспансии? Что внутри него, что людям надо менять в себе, чтобы вот так думать?

Дмитрий Иванов

– Во-первых, должно быть желание, прежде всего, сделать хороший качественный продукт здесь, в России, то есть полная локализация. Обидно, что большинство каких-то элементарных вещей мы завозим. Конечно, хочется и можно выходить спокойно и на рынки Европы, может, даже и Азии где-то, если это делать хорошо. Вот и все.

Дмитрий Волков

– Вы так поставили: Европы и даже где-то Азии.

Дмитрий Иванов

– В Азию сложнее просто будет. Мы понимаем, что производство у нас в Азии находится, но хочется, конечно, чтобы это производилось здесь. Если делать этот продукт качественно здесь....

Дмитрий Волков

– То есть вы, как производственник, считаете Азию более сильным конкурентом, чем Европу?

Дмитрий Иванов

– Да. Потому что стоимость труда там несоизмеримо меньше.

Дмитрий Волков

– Хорошо. Наше время подходит к концу, и в заключение скажите какой-то короткий тезис, месседж, как говорят, вопрос, призыв. Что-то, что вам кажется важным.

Дмитрий Иванов

– Призыв? Если рассматривать интернет и высокие технологии, хотелось бы, чтобы в нашей стране добавленная стоимость генерировалась в первую очередь за счет интеллектуальной составляющей. Вот так.

Дмитрий Волков

– Пусть в нашей стране добавленная стоимость генерируется в первую очередь за счет интеллектуальной составляющей. Это Дмитрий Иванов - генеральный директор компании «TPS». С вами была программа «Интернет-экономика» с Дмитрием Волковым. До свидания.