{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Анна Лебедева директор Международного Эриксоновского университета коучинга, сертифицированный коуч MCC 10 октября 2024г.
Бизнес-тренер: стандарты и требования времени
Какими компетенциями должен обладать бизнес-тренер, какие тренинги сегодня востребованы и как создать уникальный бизнес-тренинг - об этом и многом другом поговорим в эфире.

Ольга Гиверская:

Здравствуйте, уважаемые слушатели, в эфире проект «Прайм-тайм с коучем» на Медиметриксе. Все, что вы хотели знать о коучинге, но боялись спросить. Сегодня будем говорить о том, как бизнес-тренеру доносить свои идеи и быть услышанным, все про тренинги и причем тут коучинг. В студии для вас работаю я, Ольга Гиверская, и со мной по традиции Анна Лебедева, директор Международного Эриксоновского университета коучинга, мастер сертифицированный коуч по стандартам ICF.

Бизнес-тренеров становится все больше и больше с каждым днем, и это очевидно. Почему? Это потребность рынка или больше желание людей развиваться и создавать новые программы, совершенствоваться?

Анна Лебедева:

Сейчас как никогда огромное пространство возможностей. У нас с начала пандемии образовалась новая тренинговая волна, теперь ты не обязан физически собирать людей в одном пространстве, ты можешь свои образовательные продукты, свою идею упаковывать в несколько разных форм: и предзаписанные онлайн-уроки, и обучение малыми группами, теперь у нас есть очень много разных возможностей собрать людей в онлайн-формате, но там есть свои аспекты, то есть следующая глава сложностей, или можно протестировать на маленькой группе. Сейчас многие люди все лучше и лучше понимают то, что нам необходимо вычленять навыки, которые лично нам нужны, и именно эти навыки нам необходимо быстрее прокачивать и внедрять их в жизнь, тренироваться каждый день.

Ольга Гиверская:

Сейчас востребованы разные форматы. На что больше спрос — на онлайн, офлайн, тренинги, которые идут час-два, или на тренинги, которые длятся несколько дней, иногда недель, сейчас такое разнообразие тренингов?

Анна Лебедева:

Я заметила такую историю: последние пару лет люди расценивают для себя физическую встречу, как новый формат люкса, то есть это становится эксклюзивно, особенно, необязательно VIP, потому что мы не говорим обязательно о дорогих тренингах, это могут быть доступные по цене мероприятия, когда ты можешь физически куда-то подъехать, и стало гораздо шире возможностей, много разных выездных площадок предлагают уютные, классные, не очень дорогие помещения, куда можно отъехать, или в разных городах.

Первая тенденция такая, что офлайн стал своего рода особенным, эксклюзивным, праздничным мероприятием, и тема, которой я занимаюсь в 1998 года, тренинг с продолжением, с посттренингом, теперь обретает для себя определенную платформу. Вы можете с погружением провести обучение и докручивать навыки на протяжении 1, 2, 3 месяцев, это соотносится с методологической философией того, как человек выстраивает новые длинные нейронные связи, для того чтобы какую-то тему у себя уложить. В нее не только необходимо погрузиться, нырнуть, в этой теме необходимо определенное количество раз пожить, поведенческие психологи говорят — от 21 до 60 повторений необходимо обеспечить, чтобы выработать у себя устойчивую привычку, навык. Поэтому вторая тенденция — это смесь продуктов с погружением, докручиванием в онлайн-формате, через чаты в Telegram, через физические встречи, но уже на онлайн-платформах дают возможность более целостно и менее стрессово, более удобно осваивать навык. То есть первая тенденция — это то, что люди очень хотят погрузиться и почувствовать друг друга физически, готовы за это приплачивать, это может быть дороже, но люди рассматривают для себя именно очный формат, чтобы отгрузить все свои телефонные звонки, выделить это время в календаре и в одну тему профессионально, хорошо, качественно вникнуть.

Плюс к этому второй формат — всегда позитивно воспринимается продолжение беседы с автором, с тренером, с экспертом, для того чтобы дозадать свои вопросы. И если говорить о методологическом обучении в Международном Эриксоновском университете, все, кто у нас учился, видели, как мы расширяем это пространство, где навык потом повторяется в присутствии старших менеджеров, старших наставников, и человек может попробовать получить обратную связь уже по ходу пьесы на стадии применения, для того чтобы выстроить для себя арку.

Третий тип — мы никуда уже не уйдем от онлайн-обучения, от стопроцентного онлайна в двух форматах: предзаписанный онлайн и онлайн-лайф. Я, как преподаватель, которому важно видеть людей и, отвечая на их вопросы, докручивать свой контент, я не люблю вести шаблонные курсы. Даже если говорить о том, что я больше 20 лет обучаю тренеров, и многие приходят повторно учиться, третий раз учиться, для того чтобы зачистить новый слой навыков, никогда не повторяю по одной и той же теории, примеры, упражнения, стараюсь всегда добавлять, расширять, переуточнять. Онлайн, в котором ты физически присутствуешь вместе с мастером и выделяешь это время, откладываешь в сторону щи, борщи и свои чаты в телефоне, погружаешься в эту тему, можешь распределяться на малые группы, теперь прочно вошел в нашу жизнь и дает возможность погрузиться, войти и гармонично распределить свое время таким образом, чтобы сэкономить время на дорогу.

И четвертый формат — предзаписанные уроки, эта тема не для всех. Я вижу, какие проекты успешно стартуют в формате предзаписанных уроков, выложенных на GetCourse или на другой образовательной платформе, там, где эксперт хорошо знает свою публику и пробелы в компетенции. Наша задача в обучении взрослых — выбрать тот навык, в котором необходимо сделать 3-4 шага вперед, чтобы твой материал максимально изоморфно подходил под то место, где твой участник спотыкается, и ты мог его сопровождать 3-4 шага вперед, не в далекое будущее, а буквально на расширение того навыка, за которым к тебе приходят, той компетенции, которая у тебя есть, а у участника нет, на несколько шагов вперед. И здесь учиться по предзаписанным урокам хорошо у тех экспертов, которые стопроцентно уверенно себя чувствуют в той теме, которую преподают, а это часто не все люди, приходящие даже к нам учиться на тренеров.

Ольга Гиверская:

Какими навыками, компетенциями должен обладать бизнес-тренер, потому что зачастую то, что сейчас предлагается на рынке, это либо лекционный формат, насколько это можно считать тренингом, и второе — это что-то веселое, на 2-3 часа, вау-эффект, а потом пустота?

Анна Лебедева:

Это две противоположности по одной и той же шкале. С одной стороны, лекция, где идет коммуникация в одностороннем порядке с небольшими вкраплениями вопросов, которые можно задать в чате, а как понял автор, так и ответит, что с точки зрения определения тренинга тренингом вообще не является, это хорошая экспертная лекция типа синхронизации, где прекрасные профессионалы тебе что-то рассказывают, ты из этого образовываешься. Но тренинг всегда фокусирует человека на том, чтобы он вышел в формирование устойчивого навыка, а это требует определенного периода времени. Вы же не ожидаете, что пройдя одну лекцию по вождению машины, вы научитесь ее водить, или пройдя одну лекцию по плаванию, вы научитесь плавать. Но почему-то у людей в бизнесе размывается понятие, что я пройду одну лекцию и смогу инвестировать — далеко нет.

С другой стороны, есть тенденция путешествия, бизнес-ивента в сторону рок-концерта, где шоумен создает edutainment. Это правильно, мы создаем эмоции, люди радуются, им интересно, это не только образовывает, но и развлекает, держит фокус их внимания, так как у нас все больше и больше дофаминовая гонка, мы хотим все больше и больше привлечь внимания нашей аудитории, чтобы она не отвлекалась ни на что, столько разных стимулов. Но уходя в сторону edutainment, развлекательного формата, не очень понятно, когда много эмоций, весело и приятно, что конкретно в твоей жизни поменяется завтра, это очень деликатный баланс, который необходимо выстраивать, и здесь нужна мощная, сильная, глубокая методология.

Ольга Гиверская:

Что такое методология, то есть каждый тренинг разрабатывается отдельно? Сейчас же есть целый кластер методологов, который разрабатывает тренинги. Как это все сочетать? Вы сами давно ведете тренинги, преподаете тренинг для тренеров. Хороший бизнес-тренер — это тот, кто взял себе методолога и с его помощью разработал программу, или кто уже по накатанной ведет тренинги, или хороший бизнес-тренер — это тот, кто сам под себя разработал и дальше понес в массы?

Анна Лебедева:

Здесь мы говорим о большом наборе навыков, состоящих из двух больших подгрупп навыков. Одна подгруппа касается вовлеченности аудитории, насколько этот преподаватель может разложить для себя, как вовлекать людей, как сделать этот курс максимально эффективным, и сюда вплетается коучинг. Как, ведя образовательное мероприятие, сделать его максимально включающим, как под кожу залезть людям, дать им возможность погрузиться в эту тему, и это необходимо разложить из комбинации разного количества коротких и длинных упражнений, коротких и длинных кусков теоретического материала, чтобы каждый человек мог пройти по всему образовательному циклу, так называемый цикл Джеймса Колба, от попробовать, от переосмыслить, от теоретического блока к тому, чтобы вывести некую тему на уровень навыка, который он будет тренировать в будущем. Все, что происходит в контакте между людьми, очень важно в этом прокачиваться, и здесь вечно зеленая тема.

Я знаю, что Вы, Ольга, тоже ведете курсы по публичному спикерству, и здесь очень много разных аспектов и нюансов того, каким образом вовлекать аудиторию, держать аудиторию, считывать ее настрой и тренироваться в том, чтобы классно выступать. И этот блок навыков приводит к тому, что мы становимся гораздо увереннее в публичных выступлениях, в сторителлинге, в написании постов, потому что ты по одной и той же технологии что тренинг ведешь, что пост написать, сформулировать свое выступление, выйти лицом в сторис, не смущаться публичности. Огромный страх у большинства людей выступать публично, вы себе не представляете, сколько разнообразных модификаций этого страха я вижу, и как он влияет на то, что яркие, красивые, мощные эксперты сливают аудиторию за счет того, что им необходимо наработать навык преодоления своих страхов и методологически правильно выстроить свои выступления. Есть технологии, есть определенные параметры.

Вторая часть касается внутрянки: как учатся взрослые люди, как разложить дизайн, которого будет достаточно, как бы ресторанный метод — как насобирать продукты, как их правильно приготовить, как выложить в балансе салаты, супы, горячее, десерты и напитки, чтобы человек мог прийти и из этого всего собрать свой обед или заказать свой обед, напитаться и пойти. И здесь совершенно другие навыки: одни публичные, перед людьми, а другие навыки абсолютно противоположные — тишина твоего кабинета и балансировка (соль, сахар и другие специи), балансировка аспектов и блоков учебного курса, для того чтобы создать продукт, в котором людям будет сначала достаточно, они не переедят, ты их не перенасытишь информацией, не переутомишь, а с другой стороны, необходимое и достаточное количество тех аспектов, которые нужны, для того чтобы человек пошел и решил свою задачу.

Ольга Гиверская:

Мы в наших эфирах очень часто говорим о том, что коучу, когда он работает с клиентом, не всегда надо быть экспертом в той или иной теме. А что касается тренера? Я сейчас вижу очень много рекламы, когда достаточно молодые люди заявляют о своих тренингах и учат зарабатывать миллионы, миллиарды, при этом сами они, как выясняется очень часто, не умеют этого делать. Бизнес-тренер должен быть специалистом в той области, на тему которой он ведет тренинг?

Анна Лебедева:

То, что сейчас происходит в мире социальных сетей, мало имеет отношения к тому месту, где происходят настоящие бизнес-тренинги. Есть такой аспект, что те спикеры, которые ведут курсы в соцсетях, фокусируются в большей степени на продвижении своего продукта и зачастую хорошо умеют продвигать. Я сама многократно попадала, пока не научилась, то есть это новенькое, ты думаешь: возможно, люди говорят о своей экспертности так уверенно, как обычно не говорят настоящие эксперты, есть кривая Даннинга-Крюгера, где мы можем заметить, что человек, который мало соображает в какой-то теме, гораздо более уверен, чем тот эксперт, который в этой теме провел 10-15 лет.

Зачастую подобного рода образовательные продукты имеют внутри себя очень много воды и технологий из пары тройки книг, которые любой человек, который думает и получил высшее образование, в состоянии прочесть сам. Пустота внутри продукта и прекрасное продвижение. Обычный бизнес-тренинг наоборот, классный внутренний продукт и сложности продвижения, которые тоже нужно решать. Для того чтобы стать экспертом в какой-то теме, необязательно преподавать только то, что ты делаешь каждый день на работе. Как бизнес-тренеру, работая в корпорациях, мне поручалось разработать тренинг, потому что я, как методолог, умею это делать, на определенную тему, в которой я слабо соображала. И тогда нам подходит немецкий стиль проведения тренингов, немецкая модель, где мы погружаемся в теорию, вникаем, но когда ты прочитаешь в 6 раз больше книг по этой теме, чем твоя аудитория, то теоретически ты реально бываешь подкован.

В чем проблема бизнес-тренинга? Туда приходят люди, у которых нет желания, времени вникать, прочесть 6х литературы. Конечно, когда готовишься по теме, ты начитываешься, насматриваешься, набираешься материала, вникаешь, ты в этой теме разбираешься, если это не тема по твоему высшему образованию. Когда ты работаешь в компании, у тебя, возможно, нет опыта из прошлого, на базе которого ты приходишь, и ты берешь теорию, а практику делаешь за счет того, что ты делаешь сочные, яркие, классные, вовлекающие упражнения для участников, и практическим опытом, по немецкой модели, они сами насыщают, то есть они сами принесут дополнительные и кейсы из своей личной практики и что конкретно из навыков у этой группы болит.

Когда я провожу один и тот же курс, допустим, внутренний тренинг тренеров, или обучение коучингу на предприятии, или командный коучинг в одной и той же компании, мне присылают 5 групп каждые 3 месяца, 4 месяца, я смотрю, что их комбинация не повторяется. Люди приносят живые кейсы сегодняшнего дня и насыщают этими кейсами обучающий процесс таким образом, что это становится релевантно и актуально им на сегодня. А другая группа приходит с непохожими кейсами, у них совсем другой опыт, и они насыщают твой же образовательный продукт, другие акценты тренинга для них становятся до костей актуальными, и другие акценты тренинга они поднимают на первый план, мы больше времени уделяем другой части курса, а они своим практическим опытом наполняют. И тут нам помогает искусственный интеллект.

Ольга Гиверская:

Каким образом? Можно попросить ИИ, главное правильно сформировать задание: «ИИ, разработай курс»?

Анна Лебедева:

Я пробовала так делать, меня пока не вдохновляет. Промо мы пишем, ИИ помогает, раньше я просто собирала 10 программ одного и того же курса у разных провайдеров, смотрела, что люди вставляют в этот курс, чтобы понять, какие стандарты индустрии. Сейчас мы можем попросить это сделать ИИ, первую итерацию, даже не в этом смысле искусственный интеллект может нам помочь, первичный список можно сделать, который все равно потом тебе самой придется проживать и разрабатывать. Я имею в виду кейсы, когда необходимо проиллюстрировать свою теорию кейсами, то можно из своего опыта и из опыта своих предыдущих групп собирать проблематику и просить ИИ сделать кейсы под какой-то уровень развития навыков аудитории и потом эти кейсы доработать для себя, чтобы под эту группу вечером посмотреть их запрос, сформулировать несколько кейсов, на утреннем дать порешать, чтобы им было весело, интересно, свежо и именно под их запрос. Если раньше мы это все пальцами от начала до конца писали, то теперь цикл формулирования гораздо быстрее, легче проходит, и можно это давать.

Также нам помогает интерактивность. После пандемии наш вкус к образовательным продуктам изменился, мы в пандемию смотрели очень много фильмов, сериалов, и сейчас к картинке образовательного продукта другие требования. Поэтому отрезки из разных фильмов, разные иллюстрации и из мира электронных средств коммуникации очень здорово оживляют наши презентации, можно в чат-группы выложить отрывки фильма, мемы, метафорические карты…

Ольга Гиверская:

Геймификация, а еще люди очень любят баллы собирать во время тренингов.

Анна Лебедева:

Есть разные элементы геймификации, которыми можно оживить свой образовательный продукт. Сбор баллов, скорее, относится не к живому тренингу, а к предзаписанному, где ты собираешь все аспекты, для того чтобы выиграть какой-то приз, подключается азарт, живость и игровой формат, и в нем ты можешь дополнительно черпать мотивацию, когда накапливается усталость, становится скучно. Разные элементы от небольшой геймификации, шкалирование, игры всегда хороши, но мы всегда имеем в виду конечную цель: уйти совсем в edutainment или добавить интересного интерактива, для того чтобы ответить на запрос современной аудитории.

Ольга Гиверская:

В Международном Эриксоновском университете можно стать бизнес-тренером. Сколько длится программа, что получает на выходе человек, который заходит в эту программу, это сертификат, диплом, дает ли это право проводить свои тренинги или разрабатывать тренинги для других специалистов?

Анна Лебедева:

Тут есть уникальнейшая возможность, этот курс всегда был нашим флагманом и за все эти годы развивался вместе с развитием человеческой мысли, это курс для обучения тренеров, тренинг для тренеров. Ты можешь прийти с набранным материалом: чат GPT, книжки, статьи, свои мысли, свои наработки по своей экспертности, по той теме, которой ты горишь. Ты можешь войти в начало пути с несобранным количеством того, что ты знаешь по этой теме, большая корзинка, и из этого всего мы покажем, как учатся взрослые люди, какие элементы учебной активности должны быть в каждом курсе.

С одной стороны, мы очень серьезно разовьем навыки публичных выступлений, потому что у нас колоссальное количество разнообразных заданий о том, как люди воспринимают информацию, как ее подавать, как перепиливать, как перерабатывать свой материал. А с другой стороны, у нас есть огромное количество возможностей выложить свой материал, вытянуть самое важное, ключевое на первый план, убрать на задний план экспертную часть, которая, возможно, понадобится только в некоторых кейсах или для некоторых подгрупп, и сделать очень сбалансированный тренинговый продукт. То есть человек приходит, и через 3 месяца в нашем сопровождении, мы от него не отключаемся, он выходит с образовательным продуктом, с которым он может пойти преподавать, либо был он тренером, либо не был до начала, любой человек выходит с образовательным продуктом. Тот, у кого уже есть образовательный продукт, может собрать либо новый, либо сделать переборку своего курса под современные реалии. Тот человек, у которого не было, это будет его первый тренинг, который он пойдет проводить, и проведет его 10 раз, на 15-й раз поймет сам, как это будет самым лучшим образом.

Ольга Гиверская:

Страшно ли бывает тем, кто это делает в первый раз, и есть ли в течение курса поддерживающая история, чтобы коленки не тряслись?

Анна Лебедева:

Коленки будут трястись всегда, это один из самых страшных страхов, выступление перед аудиторией. Фрэнк Синатра сказал: «Тот день, когда я не буду волноваться перед выходом на сцену, это будет мой финальный день». Нам нужно немножко адреналина, нам нужно, чтобы счетчики горели, чтобы глаза сияли. Мы включаемся, ведем аудиторию, фокусируем энергию группы на себе, чтобы провести их из точки А в точку Б. Мне будет сложнее, потому что я буду сопровождать группу в онлайне, для меня это определенная нагрузка, как всю эту красоту, мощь передать через онлайн-формат. Мы проделали большую работу вместе с Мерилин Аткинсон, во всем мире только мы вдвоем ведем эту программу, никто пока не освоил.

Лично для меня тренинг для тренеров и наслаждение, и это не так уж сложно, но у многих других коучинговых тренеров не получается проводить обучение тренеров. Я сопровождаю всех от начала до конца и никому не гарантирую, что он совсем избавится от страха публичных выступлений. Чуть-чуть страха нам нужно, чтобы щеки зарозовели, но многократное повторение упражнений даст возможность выйти из состояния, когда уровень кортизола переливается через стакан, человек зависает на публичном выступлении и не может дальше вести или в тренинге теряет свою мысль. Огромное количество помогающих фишек, лайфхаков, собранных теоретических кусков мы выложим таким образом, чтобы никто не зависал в процессе своего преподавания, чтобы каждый человек знал, куда он идет дальше, сбалансировав свой продукт, чтобы это был не пустой, а наполненный внутренний продукт, с другой стороны, чтобы сама технология ведения мероприятия давала возможность сбалансировать курс и вести его хорошо, классно, сочно, ярко.

Ольга Гиверская:

Причем же тут коучинг, где он внедряется? Это подход Ваш, как преподавателя, подход тренеров, которые приходят обучаться, все-таки это Международный Эриксоновский университет коучинга?

Анна Лебедева:

Это сейчас он университет коучинга, но так было не всегда. Тысячи людей во всем мире проходили тренинги для тренеров, в январе этого года я была вместе с Мерилин в Китае, я была сотренер, и там был всего лишь один русский человек, все остальные были из Китая. Мы сейчас говорим о том, что коучинг в двух местах ложится под капотом, в одном месте это самокоучинг, коучинг самого тренера, коучинговый подход в том, что через разные вопросы мы выводим на первый план психотип, архетип, стиль этого тренера и его соотношение с его собственным образовательным продуктом, кто этот человек, какой его опыт, каким образом он может этот опыт максимально выигрышно подать в своем образовательном продукте, чтобы это был не продукт, как у инфобизнеса «делай как я», а был продукт «делай как ты». Разные взрослые люди приходят на тренинг, и бездумное повторение за преподавателем, который одним образом прошел свой путь, далеко не всех приведет к такому же результату, только 5-7% людей. Нужно создавать продукт, который подойдет большинству, а тогда это не только «делай как я». Мы помогаем нашему тренеру сформулировать, вытащить из себя и сложить вместе этот продукт, это с одной стороны.

С другой стороны, есть много тайных закономерностей в том, как круто открывается энергия людей, фокус внимания, когда они через коучинговые вопросы сами себе отвечают на вопрос, что конкретно я хочу здесь изучить, какие у меня конкретные запросы, что из того, чему я сейчас обучаюсь, вбираю в себя, ложится к моим запросам, что еще мне нужно докрутить. Коучинг ложится во взаимодействие нашего преподавателя и его аудитории, чтобы тренер мог подкручивать конфорку под горячим блюдом своих студентов, через то, что он коучинговыми вопросами подогревает и фокусирует, возвращает фокус внимания.

У современного человек фокус внимания в 15 местах одновременно, он беседует с вами, и у него еще 10 открытых чатов, где любой может ворваться в его пространство и что-то срочное задать, ожидая ответа в течение 1-2 часов. А нам нужно 15 минут, прежде чем мы опять глубоко войдем в ту тему, которой мы занимаемся, каждое отвлечение стоит нам 15 минут. И задача тренера так фокусировать людей в аудитории, чтобы их фокус внимания не размазывался во все стороны, чтобы они могли выделить это заявленное и оплаченное время в то, чтобы не просто поучиться и побыть на тренинге. Мы привыкли смотреть сериалы, наша мысль ушла, но мы же всегда можем отмотать, а тренинг — это неповторимое мероприятие, он здесь и сейчас. Ты можешь пересмотреть лекционную часть, но ты не можешь вернуть людей и еще раз перепройти свой опыт.

Ольга Гиверская:

Вы были в Китае и хотите сказать, что китайцы ведут тренинги так же, как и у нас, в России, модель тренинга, архитектура, дизайн? Где место России на тренинговом рынке? Можно сказать, что мы классные?

Анна Лебедева:

Мы в авангарде, я бы не сказала, что мы меряемся, кто из нас лучше ведет образовательные продукты, мы или китайцы. Я бы сказала, что это совершенно по-разному. Мы достаточно впереди, не очень сильно отстаем от других стран, тем более в современном мире можно автоматически делать перевод, и онлайн дает доступ, препятствие в виде языка снимается тем, что можешь все, что хочешь, перевести. Или ты можешь свой образовательный продукт, как многие мои коллеги, перевести на другие языки, теперь это становится проще.

Но разные национальные привычки в обучении накладывают свой отпечаток на то, как люди учатся. Чем западнее мы идем, тем больше люди задают тренеру вопросы, им нужно объяснить — зачем, почему, для чего мы делаем это упражнение, и тогда они готовы включиться. Мы более западная система, не совсем как в Европе, но мы задаем эти вопросы, прежде чем пойдем в какое-нибудь упражнение. Если мы идем восточнее, то в Китае учитель — это великий человек, тот, кто перед тобой преподает, знает, что он делает, это накладывает отпечаток, и ответственности больше. Китайский бизнес-тренер будет готовиться досконально, днями и ночами, наш не настолько. Любое задание, которое ему будет дано, он будет делать досконально, и несколько раз не нужно уговаривать сделать упражнения, они встают и идут делать.

Каждый раз, когда смотрела, как Мерилин дает задание: «Идите сделайте», — я думала — а где же блок уговорить, где эти 10 минут, где мы их уговариваем и продаем им продающий спич про то, как классно изменится их жизнь, когда они пойдут и сделают простое упражнение. Этого блока в Китае нет, люди встают и делают упражнения, но это накладывает огромный отпечаток на образ самого тренера, от него ждут гораздо большей блестящей подготовки, чем у нас, и он сам от себя тоже очень много ждет, он сам к себе относится нетолерантно, очень требовательно.

Но в общем и целом это чисто национальные особенности, я преподавала и в Турции, и в Индии, и в Китае, везде есть свои национальные особенности, но везде карбоновые люди, млекопитающие, человек определенным образом учится, взрослый человек учится определенным образом, его мозг работает определенным образом независимо от того, какой он нации. И очень важно отслеживать, что для взрослого человека навык всегда должен прочно ложиться на фундамент его жизненного опыта и соединяться. Если навык, который он сейчас изучает, не соединился с тем, чем он экспертен в своей жизни, навык очень сложно будет прирастать, нужно подцепить, соединить, приклеить, чтобы он держался, как родной, и тогда будет имплантология нового навыка, он натренируется и будет в этом мастер.

Ольга Гиверская:

Когда же будет этот курс?

Анна Лебедева:

Во второй половине ноября мы собираемся на первый эпизод, потом расходимся тренироваться в разных навыках и опять встретимся в 2025 году с собранным материалом по тренингам, чтобы это все разложить и выйти с образовательным продуктом, получается, через рубикон уходящего года, в ноябре погружение, много тренировок в публичных выступлениях. В первом блоке больше акцент на публичных выступлениях, и можно из любой точки проходить, езжай куда хочешь, если тебе подходит временной диапазон, ты можешь пройти этот курс.

Ольга Гиверская:

А теперь наша постоянная рубрика чек-лист от коуча, три коротких вопроса, три коротких ответа. Три ключевых навыка, которыми должен обладать хороший бизнес-тренер.

Анна Лебедева:

Первый — это четкая, понятная формулировка, с примерами на языке взрослого человека. Второй — прояснение, запросы твоей аудитории и адаптация любого курса, свой ты приносишь или другой методолог разработал, быстрая адаптация, моментальная адаптация, считывая потребности аудитории. Третий — свое собственное внутреннее состояние уверенности, включенности. Мы приходим в профессию бизнес-тренера не для того, чтобы красоваться за счет других людей, а чтобы обучить других людей, чтобы у них это получилось. И когда акцент с себя уходит на людей, то сразу же открывается очень много энергии в том, чтобы им помочь.

Ольга Гиверская:

На этапе поиска руководителя компании или HR-директора, который часто подбирает бизнес-тренеров, на что заказчику обратить внимание при поиске бизнес-тренера?

Анна Лебедева:

Насколько этот человек готов услышать ваш запрос и быстро и легко адаптировать любые свои наработки под то, чтобы вы решили запрос в той аудитории, которую вы туда приводите, насколько он готов к вашим людям уважительно и дружелюбно относиться и работать не для себя, а для них, а бывают кейсы противоположные. Нам нужны люди, которые включаются и исходят не из «я», а из «мы».

Ольга Гиверская:

Что в 2025 году поменяется в профессии бизнес-тренера или ничего не поменяется?

Анна Лебедева:

Нам необходимо прокачать техническую компетентность в том, чтобы опять вернулись слайды, которые мы отставляли в сторону, нам необходимо включить техническую компетентность легко и непринужденно, не уделяя этому слишком много времени, готовить технически красиво, чтобы это было эстетично. Люди тонут в потоке входящей информации. Структурирование, выделение ключевого и главного для людей, сегодняшнего главного — это вторая история, которая сильно изменится в 2025-м.

Ольга Гиверская:

Спасибо большое, я благодарю Анну Лебедеву, директора Международного Эриксоновского университета коучинга. До встречи в эфире.

Анна Лебедева:

Дорогие друзья, задавайте свои вопросы, и они будут для нас создавать новые темы.