{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Алексей Митрущенков 04 декабря 2015г.
В студии Митрущенков Алексей
Говорим о настоящем и будущем проникновения информационных технологий в классические отрасли рынка и о там как зарабатывать на этом сегодня и как создать глобальный бизнес завтра

Дмитрий Волков

- Уважаемые друзья, ещё раз добрый вечер! В Москве 22:08, и с вами программа «Интернет-экономика» с Дмитрием Волковым. У нас в гостях Алексей Митрущенков – создатель сервиса «Документовед».

Алексей Митрущенков

- Здравствуйте, Дмитрий.

Дмитрий Волков

- Пятница, вечер. Но мы будем говорить про проникновение интернета в экономику, про то, какие это дополнительные возможности нам даёт, какие риски несёт вместе с собой, и что бы нам такое сделать, чтобы дело двигалось побыстрее и получше. И первый вопрос традиционный: Алексей, расскажите вашу историю? Что такое «Документовед», и как там всё это произошло (интернет, экономика)?

Алексей Митрущенков

- Давайте мысленно с вами перенесёмся в 2008 год и вспомним Походный проезд, 46 Налоговая. Парень, которому 23 года, создаёт свой первый бизнес на тот момент. Идёт к регистратору, просит ему за 10 000 рублей подготовить комплект документов и помочь с регистрацией компании. Регистратор в течение полутора недель готовит документы, что-то выдаёт, этого парня отправляют к нотариусу. Парень проводит день у нотариуса, после чего едет в эту 46 Налоговую. Там, чтобы подъехать с одного места на машине, нужно проехать через маленький мостик, где висит «кирпич». Там всегда стоит гаишник, который ждёт, чтобы кто-то под этот «кирпич» поехал. Утро, много-много людей, огромные очереди, окошки…

Дмитрий Волков

- Вы впечатлились бардаком?

Алексей Митрущенков

- Даже более того. Я подал эти документы, и мало того, меня даже успешно с первого раза зарегистрировали, но вот беда – забыли улицу. Дело в том, что у нас в Зеленограде на тот момент не было улиц, но я регистрировался по адресу с улицей. А у меня (так получилось) в выписке улицы не оказалось, и месяц я ещё в 46-й после этого провёл для того, чтобы исправить эту ошибку. Была очень веселая история. Увидев то, что тогда происходило, что традиционное средство в виде компаний, которые занимаются регистрацией, не всегда эффективно в этом деле помогает, на тот момент мне пришла идея сделать что-то такое новое, инновационное, что ещё не делал никто на тот момент, и с помощью интернета решить эту проблему регистрации компаний. Это был 2010 год, когда я начал работать над этим.

Дмитрий Волков

- И?

Алексей Митрущенков

- В 2010 году мы начали работать над этим, сделали первый релиз (первая версия). Первый комплект документов для регистрации ООО наш сервис готовил автоматически, очень быстро, и мы брали за это всего 450 рублей на тот момент. Мне уже потом, через много лет многие говорили: «Ты знаешь, мы не стали тобой пользоваться, потому что мы посчитали, что 450 рублей…»

Дмитрий Волков

- Халтура какая-то. Обманщик.

Алексей Митрущенков

- Да. «Что-то там не то, и мы тогда не воспользовались».

Дмитрий Волков

- Вы недооценили себя, надо было продавать по 5 000, дорого.

Алексей Митрущенков

- Да. На тот момент мы действительно не очень хорошо в экономике разбирались, только начинали. И мы с моим партнёром Сашей Селищевым начали постепенно, шаг за шагом, развивать этот сервис.

Дмитрий Волков

- А в чём там была суть? И почему налоговая сама это не сделала?

Алексей Митрущенков

- Смотрите, налоговая на тот момент, когда мы начинали… Ещё не было такого большого разговора, чтобы двигаться вверх в бизнесе, чтобы облегчать регистрации. Только-только начинались эти разговоры.

Дмитрий Волков

- Пусть сами там как-то копаются?

Алексей Митрущенков

- Да. Даже в передовой 46 Налоговой всё было не очень хорошо, что уж говорить, что там было в регионах - там много чего было не очень хорошо. И многие люди обращаются к регистраторам, там куча ошибок, проблемы. Что мы сделали? Вводишь данные о себе, вводишь данные о компании, получаешь комплект документов, идёшь сразу с этим комплектом документов в налоговую инспекцию и подаёшь его. И постепенно развивая сервис…

Дмитрий Волков

- Это было то, что сейчас в этой же 46 Налоговой – сервис интерактивной регистрации?

Алексей Митрущенков

- В том числе. Да, очень похоже на то, что сегодня сделано в налоговой.

Дмитрий Волков

- Вы догадались до этого на семь лет раньше?

Алексей Митрущенков

- Мы начали это делать в 2010 году.

Дмитрий Волков

- На пять лет раньше.

Алексей Митрущенков

- С тех пор там сделали регистрацию, сделали внесение изменений. Потом посчитали, что этого недостаточно и сделали сервис, который делает различные документы: договоры (гражданско-правовые, трудовые), акты, приказы.

Дмитрий Волков

- В автоматическом режиме?

Алексей Митрущенков

- Да. Начали автоматизировать различные отрасли. Например, если компания занимается IT-бизнесом, у них есть достаточно большой набор типовых договоров: договор услуг, договор на разработку сайта, защита персональных данных, защита коммерческой тайны и так далее. И все эти документы мы постепенно в сервис внедряли.

Дмитрий Волков

- И как это сейчас выглядит?

Алексей Митрущенков

- Сегодня это такой сервис, который позволяет вам подготовить большое количество различных юридических документов.

Дмитрий Волков

- В автоматическом режиме?

Алексей Митрущенков

- В автоматическом режиме.

Дмитрий Волков

- Экономит время персонала и затраты?

Алексей Митрущенков

- Да. Экономит время в первую очередь юристов, чтобы быстро подготовить всё, что необходимо.

Дмитрий Волков

- А если взять какую-нибудь среднюю компанию с оборотом миллиард рублей. Там два, три, четыре, пять юристов…

Алексей Митрущенков

- Очень средняя компания.

Дмитрий Волков

- Средняя в прямом смысле этого слова. У нас средняя компания, если память мне не изменяет, до двух миллиардов сейчас, да?

Алексей Митрущенков

- До 500 сотрудников.

Дмитрий Волков

- Да. То сколько это экономит?

Алексей Митрущенков

- Сколько такая компания может сэкономить времени зависит от того, сколько она делает документов и насколько там существенный документооборот, потому что есть компании, у которых не очень много...

Дмитрий Волков

- В процентах?

Алексей Митрущенков

- Мы можем сделать так, чтобы из четырех юристов один справлялся с этой работой.

Дмитрий Волков

- То есть 25% экономит?

Алексей Митрущенков

- Даже более того. То, что может занять час в нормальном режиме, у нас может занять минуты.

Дмитрий Волков

- И это всё делается при помощи простой программы?

Алексей Митрущенков

- Да.

Дмитрий Волков

- Но её, тем не менее, не все покупают, внедряют, некоторые продолжают упорно проводить планерки среди юристов?

Алексей Митрущенков

- Не знаю, как там проводят планёрки среди юристов, но люди смотрят на свою экономику, кто-то не очень доверяет. Многие юристы говорят: «У нас есть свои бланки, свои договоры. Мы их не будем менять». Ну, что делать. Кто-то говорит, наоборот: «Какие вы молодцы. Спасибо, что вы у нас есть. Вы нам очень серьёзно помогаете в этой работе». Мы ищем таких клиентов, которые хотят, чтобы мы им помогали.

Дмитрий Волков

- Отлично. Это Алексей Митрущенков – создатель сервиса «Документовед», в программе «Интернет-экономика» с Дмитрием Волковым. А теперь вопрос статистического характера: Алексей, если взять область документооборота (это не отрасль экономики, конечно, это некая область управления, но зато всем очень понятная), как вы думаете, сейчас на практике какой процент проникновения интернет-технологий в том смысле, о котором мы говорили, в эту область?

Алексей Митрущенков

- Давайте так скажем: в области документооборота и вообще юридического, я думаю, половина юристов, даже большая часть, уже пользуется различными интернет-сервисами.

Дмитрий Волков

- Например, программой «Word»?

Алексей Митрущенков

- «Word» - это не интернет-сервис. Разумеется, IT-решениями пользуются все 100%. Вопрос, сколько из них переносят свои работы в интернет? Я думаю, уже ближе к половине.

Дмитрий Волков

- Ближе к половине.

Алексей Митрущенков

- Да. Если мы говорим о регистрации и прочее, здесь, конечно, цифра значительно меньше, но уже нарастает, и кто-то уже регистрирует, вносит изменения онлайн. Процентов десять по моим оценкам, может, чуть поменьше, людей, которые пользуются этими услугами.

Дмитрий Волков

- Понятно. Давайте возьмём область документооборота, где 50%, и представим себе такую гипотетическую ситуацию, что примерно тогда, когда вы сходили в 46-ю, переехали через этот горбатый мостик и заплатили штраф (или не заплатили), государство тоже пошло в 46-ю само, сообразило, что что-то идёт не так (не сейчас, а тогда), и употребило все свои ресурсы, привлекло самых квалифицированных людей, самых опытных, продумало всё детально и наперёд, проанализировало лучший мировой опыт и употребило все свои ресурсы, которое имеет государство (нормативно-правовые регулирования, информирование, образование, меры поддержки, финансовые инструменты, бюджетные меры) для того, чтобы максимизировать внедрение интернет-технологий в эту отрасль. Сколько мы бы могли иметь сейчас?

Алексей Митрущенков

- Дмитрий, если речь идёт о 46-й, мы не говорим о гипотетической отрасли документооборота. 46-я – это моя налоговая, которая регистрирует компании. Если государство тогда, в 2010 году, идёт в 46-ю, то с тех 10% сегодня, я думаю, до 50% компаний, которые через интернет создавали свой бизнес и вносили изменения, как раз бы дошло.

Дмитрий Волков

- Понятно. Давайте поговорим про 46-ю. 46 Налоговая – это единственная налоговая в Москве, которая занимается регистрацией, перерегистрацией и ликвидацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. А что государство упустило? Где упущенные возможности?

Алексей Митрущенков

- Пока, мне кажется, не хватает у государства каналов донесения возможностей онлайн-регистрации до предпринимателей. Государству просто стоит развивать эти различные каналы, в том числе это должны быть…

Дмитрий Волков

- Информирование?

Алексей Митрущенков

- Информирование. Но это должны быть и другие интернет-сервисы, интернет-банки, всё что угодно. Там, где предприниматель находится, туда должно государство давать возможность через эти…

Дмитрий Волков

- Вы хотите сказать, что государство всё это делает нормально и отлично, только не успевает рассказать о том, как оно быстро двигается, а предприниматели - они такие ребята отсталые, не в курсе?

Алексей Митрущенков

- Никто же не говорит слово «отсталые».

Дмитрий Волков

- Это я говорю, это моё слово.

Алексей Митрущенков

- Самое главное, мне кажется, государство в этом направлении действительно работает хорошо. Честно говорю, более чем хорошо. Где можно сделать лучше?

Дмитрий Волков

- Да.

Алексей Митрущенков

- Сделать лучше можно всегда, и лучше нужно просто доносить эти каналы. Часто предпринимателю удобней доехать до самой 46 Налоговой, кому-то удобней доехать до нотариуса, кто-то не знает. На самом деле людей, которые не знают, что сейчас при личной подаче документов не нужно ехать к нотариусу, на моё удивление, очень много. Действительно много, хотя уже достаточно давно не нужно ехать, с сентября 2014 года.

Дмитрий Волков

- Понятно.

Алексей Митрущенков

- Просто это нужно доносить разными каналами, в том числе через каналы других интернет-сервисов.

Дмитрий Волков

- Сделало, но не рассказало достаточно громко и широко. Информирование. Давайте посмотрим тогда в будущее: есть же ещё куда развиваться? 50% - это же ещё не 100%. На десять лет в этой области как-то страшно, давайте посмотрим хотя бы года на три. Через три года, сколько будет, если всё идёт, как идёт?

Алексей Митрущенков

- А я бы, наоборот, посмотрел, может, на десять лет.

Дмитрий Волков

- Давайте на десять.

Алексей Митрущенков

- Потому что легко переоценить следующий год и недооценить десять лет.

Дмитрий Волков

- Действительно.

Алексей Митрущенков

- Мне кажется, все 100% любых регистрационных действий…

Дмитрий Волков

- Какой вы хитренький.

Алексей Митрущенков

- Как регистрация, как внесение изменений.

Дмитрий Волков

- Если нормально всё идёт?

Алексей Митрущенков

- Да, будет делаться.

Дмитрий Волков

- По-другому задам вопрос: через сколько лет будет 100% при нормальном течении событий?

Алексей Митрущенков

- Думаю, пять лет вполне хватит.

Дмитрий Волков

- Через пять лет?

Алексей Митрущенков

- Скажем так, 100% не будет никогда. Будут люди, которым будет удобней…

Дмитрий Волков

- Условно 100%. А есть что государству сделать сейчас? Лучше оно может быть, чем сейчас?

Алексей Митрущенков

- Лучше, чем сейчас?

Дмитрий Волков

- Есть ему, что посоветовать вам, как человеку, который в этом варится уже?

Алексей Митрущенков

- В этом направлении, в чём стоит улучшить свою работу? Вообще, стоит улучшить работу с раздачей электронно-цифровых подписей для того, чтобы человек легче их получал. Сегодня это тоже делается. Ничего нового я тут не привнесу, это сегодня делается. А также упрощение механизмов ввода данных и сообщение налоговой о себе или о своей компании. Сегодня эти механизмы пока тяжеловаты для предпринимателей.

Дмитрий Волков

- А что такое за ввод данных?

Алексей Митрущенков

- Программа налоговой по регистрации компаний онлайн - её нужно ещё суметь осилить сегодня, но я думаю, со временем это будет сделано.

Дмитрий Волков

- Тут по-простому: программа онлайн-регистрации налоговой не работает?

Алексей Митрущенков

- Работает, но не настолько удобно, чтобы ей воспользоваться.

Дмитрий Волков

- Она неудобно работает?

Алексей Митрущенков

- Да.

Дмитрий Волков

- А можно сделать так, чтобы она удобно работала?

Алексей Митрущенков

- Можно, конечно.

Дмитрий Волков

- А для этого что нужно?

Алексей Митрущенков

- Для этого нужны разработчики.

Дмитрий Волков

- Просто взять и сделать?

Алексей Митрущенков

- Да, просто взять и сделать.

Дмитрий Волков

- То есть разработчики, которые это разрабатывают, они то ли не те разработчики, то ли у них опыта не хватает, и в итоге получается не особенно удобно?

Алексей Митрущенков

- Я думаю, работа над этим ведётся и, в конце концов, она будет сделана. Это делается, уверен в этом. Следующее, что ещё можно сделать, - это просто подключать другие интернет-сервисы для того, чтобы они тоже могли это сделать.

Дмитрий Волков

- Вот это интересно. Это что такое?

Алексей Митрущенков

- Сегодня существует достаточно большое количество интернет-банков. Каждый банк предоставляет свой интернет-банк. Мало того, если это интернет-банк для предпринимателя, туда внутри уже запихивается куча сервисов для того, чтобы предпринимателям было удобно. Система типа «СПАРК», которая позволяет оценить надёжность контрагента, те же системы документооборота, системы электронной подписи, всё там подписывается. Почему не дать банку возможность туда добавить интернет-сервис подачи документов в налоговую инспекцию?

Дмитрий Волков

- Мы идём регистрировать компанию не в 46-ю, а в банк?

Алексей Митрущенков

- Да. Потом в этом же банке откроем расчётный счёт, или идём в интернет-бухгалтерию, либо в другую бухгалтерию, которой мы будем пользоваться, и с помощью этой же интернет-бухгалтерии готовим документы для регистрации или внесения изменений, пожалуйста.

Дмитрий Волков

- И это будет удобнее, чем обращаться даже в одно окно или онлайн-регистрация, потому что с определенным ещё консалтингом идёт услуга?

Алексей Митрущенков

- Да. Несомненно, это будет более комплексное предложение и понятное для предпринимателя. Это в целом, я создаю бизнес…

Дмитрий Волков

- Вы сейчас фактически интегрировали посредников, которые сейчас существуют в этой сфере, в процесс регистрации органичным образом?

Алексей Митрущенков

- Да, и выгода от этого всем: и налоговой, потому что больше предпринимателей начинает этим сервисом пользоваться, и предпринимателю, потому что он получает более комплексную услугу, а не только регистрацию.

Дмитрий Волков

- А как вы думаете, почему это не делается сейчас и даже разговора об этом не ведётся? Не догадались или в чём-то другом причина?

Алексей Митрущенков

- Мне тяжело сказать, почему так. Я не могу залезть в голову налоговикам, которые решают.

Дмитрий Волков

- Нет. Как вы думаете?

Алексей Митрущенков

- Может быть, налоговики хотят больше свой сервис пока продвинуть (их сайт «nalog.ru»), а может быть какие-то другие причины. Мне действительно на сегодняшний день тяжело сказать, почему так происходит.

Дмитрий Волков

- Понятно. Хорошо, давайте теперь посмотрим на этот вопрос с другой стороны. Ведь вас налоговая из вашего бизнеса регистраций потихонечку вытеснила, я так понимаю? Она создала достаточно конкурентоспособные сервисы, и теперь та история, которая у вас была, она уже не так хороша, как в 2010 году, верно?

Алексей Митрущенков

- Мы всё равно продолжаем расти, но при этом да, налоговая делает что-то действительно хорошее. Смотрим, как это всё меняется, и где мы тут можем быть полезны.

Дмитрий Волков

- Но у вас много других ещё всяких дополнительных сервисов. Один из них – это подготовка договоров в автоматическом режиме. И много чего вы придумываете. У вас есть идеи с этим интернет-банкингом, который включает в себя дополнительные услуги, что иногда невозможно реализовать в силу особенностей нашего законодательства, но если это потихонечку менять, то будет можно.

Алексей Митрущенков

- Да.

Дмитрий Волков

- И вы таким образом развиваете свой бизнес. Вопрос у меня вот какой: а что нужно вам поменять в самом себе, чтобы думать не в масштабах 46 Налоговой или ещё какой-нибудь 30-й, 50-й, сколько их там есть, а придумывать сервисы, которые продаются в мире? Обладать таким глобальным взглядом на вещи, думать о выходе на мировые рынки, обладать глобальными амбициями в этом смысле?

Алексей Митрущенков

- Самое главное, что нужно делать - это слушать клиента. Очень часто я вижу и у нас такую ошибку, и у многих других – это неумение слышать клиента, когда, собственно, идея затмевает то, что нужно клиенту здесь и сейчас.

Дмитрий Волков

- Это очень интересно.

Алексей Митрущенков

- Умение слышать даёт серьёзный прирост к бизнесу.

Дмитрий Волков

- А если мы думаем о мировом развитии, как мы будем слушать клиента? Что бы вы тут посоветовали практическое? Вы же сейчас представляете своих клиентов, а они тут все недоучки.

Алексей Митрущенков

- Если говорить о странах СНГ, здесь очень схожие проблемы в плане документов, подготовки юридических… Это всё остатки Советского Союза, и реально процессы очень схожи везде.

Дмитрий Волков

- Не совсем так. Есть, например, в странах СНГ, правда она сейчас не страна СНГ, но всё равно ещё наша родная Грузия, где всё изменилось.

Алексей Митрущенков

- В некоторых странах бывшего СССР.

Дмитрий Волков

- Да-да.

Алексей Митрущенков

- Согласен с вами здесь. Здесь процесс очень схожий, можно таким образом масштабировать бизнес. А что касается других, - там очень серьезно завязано, что касается именно нашего сервиса…

Дмитрий Волков

- На локальное законодательство.

Алексей Митрущенков

- На локальное законодательство, конечно. Мы, допустим, разговаривали, что можно сделать подобного в Испании (там очень много завязано на нотариусах). Они говорят: «У нас в принципе все эти вещи делает нотариус», и поэтому там свои…

Дмитрий Волков

- Но вы же думали о том, как в Испанию выйти. Вам же мысль про Испанию как-то пришла в голову?

Алексей Митрущенков

- Разумеется, смотрели что, где есть.

Дмитрий Волков

- То есть вы начали об этом думать. Вы ещё, может быть, не знаете, как вам проникнуть в Испанию, но уже начали об этом думать. А что вам позволяет об этом думать? У меня знаете, в чём в действительности вопрос? Это вопрос философский, это не прагматичный вопрос, с одной стороны. Я высказываю такую гипотезу, что у нас есть некая местечковость. Когда мы рождаем свой бизнес, мы думаем о местном рынке, может быть межрегиональном. И у многих из нас нет сразу задачи думать в масштабе планеты. Но я не о фантазиях сейчас.

Алексей Митрущенков

- Я понимаю ваш вопрос.

Дмитрий Волков

- С фантазией у нас, слава богу. А вот прагматичные бизнес-истории. Что нам надо делать с самими собой, что нам надо менять в самих себе для того, чтобы сразу рождаться с идеей экспансии в Испанию?

Алексей Митрущенков

- Сейчас я вам отвечу, наверно, так, как вы не ожидаете. Ничего не нужно делать. Мало того, я считаю, такое сознание, как «сделай сегодня на сегодняшнем рынке, потом подумаешь о глобальном» - оно более правильное, чем сразу думать о масштабах бизнеса на весь мир, победив Стива Джобса. Я считаю, что это болезнь, которой нужно переболеть нам всем, потому что особенно в молодой среде: «Сейчас я порву всех. Сейчас я весь мир положу». Мне не кажется, что так нужно думать. Я считаю, что нам нужно начать со своей страны и внутри своей страны сделать жизнь лучше, как предпринимателям. А потом уже, следуя за тем, как развивается сама страна, выходить на международные рынки. Мало того, я понимаю прекрасно, что в Соединенных Штатах примерно такая же структура, потому что всё-таки там внутренний рынок первичен, и только потом все думают о том, как выйти в Китай.

Дмитрий Волков

- Понятно. Сначала мы завоёвываем локальные рынки, а потом, следуя за тем, как развивается страна… А что вы под этим подразумеваете «следуя за тем, как развивается страна»? Это что такое?

Алексей Митрущенков

- Мне кажется, невозможно родить сегодня бизнес уровня «Apple» в России по той причине, что уровень влияния самой страны на международной арене значительно ниже, к сожалению, чем в Соединенных Штатах Америки.

Дмитрий Волков

- Вы связываете успех частного бизнеса с успехом страны, как конкурента в мировом разделении труда?

Алексей Митрущенков

- Несомненно.

Дмитрий Волков

- Очень интересно. А почему вы так думаете?

Алексей Митрущенков

- Я просто пример хочу привести масштабов. «Apple» отчиталось, в отчетности в этом году - 53 миллиарда долларов. Просто если русские деньги перевести и посмотреть объём Пенсионного фонда, «Apple» с одной годовой прибыли может пять лет всех наших пенсионеров кормить. Просто масштабы сейчас очень разные, и влияние самого государства (Соединенных Штатов Америки) значительно серьёзней, чем влияние России. Именно поэтому американские компании имеют гораздо больше выходов на международные рынки, а у российских компаний таких выходов в большинстве случаев нет именно потому, что влияние меньше. Влияние, конечно, надо расширять, но думать, что за щелчок пальца возможно такие масштабные бизнесы строить, я бы не стал. Именно поэтому я не люблю, когда говорят: «Почему мы такие местечковые?». Это хорошо, что мы местечковые, мы делаем жизнь здесь лучше, здесь и сейчас. Когда мы увидим спрос на наши услуги и на наши продукты за рубежом, мы должны не щелкать и бежать туда наши услуги и наши продукты там продавать, но спрос так просто за рубежом на наши товары не будет рождаться сам по себе.

Дмитрий Волков

- Да. А может быть, и мы что-то можем сделать для этого?

Алексей Митрущенков

- Конечно, мы можем что-то сделать.

Дмитрий Волков

- А что?

Алексей Митрущенков

- На международном рынке?

Дмитрий Волков

- Ну, вот вы поставили такой барьер, сказали: «Наш дядька-то послабже будет того, и поэтому нам нечего тут особо думать». Может быть, что-то зависит и от нас? Есть же примеры вообще-то успешных частных компаний?

Алексей Митрущенков

- Да…

Дмитрий Волков

- Они, может быть, не такие масштабные, как «Apple».

Алексей Митрущенков

- Скорее нет, чем да. Тот же «Яндекс» из Турции уходит.

Дмитрий Волков

- «Яндекс» из Турции уходит по другим причинам. Почему «Apple» не может родиться в нынешней России? По каким таким причинам?

Алексей Митрущенков

- Возьмём наш мегауспешный пример - «YotaPhone». Я очень доволен, мне действительно нравится, что происходит. Такие бизнесы могут рождаться и такие бизнесы могут выходить на международный уровень, но давайте скажем, что сегодня «YotaPhone» - это не совсем российская компания. С российскими корнями, с российским основанием, но я так понимаю, сейчас же их фонд купил какой-то?

Дмитрий Волков

- Они продали значительный пакет акций Китаю.

Алексей Митрущенков

- Да. Расширяет ли это влияние России?

Дмитрий Волков

- Это их способ. Он, конечно, расширяет.

Алексей Митрущенков

- Да. Несомненно расширяет.

Дмитрий Волков

- Это их способ экспансии такой.

Алексей Митрущенков

- Не буду с этим спорить. Но возьмём этот пример, что мы могли бы сделать. Следующий пример – «Parallels», известный наш, любимый, но тоже по-хорошему, если смотреть на акционерную структуру, это не столько российская компания, а больше зарубежная компания с российскими корнями. Продукт есть, хороший продукт, аналог «VMware» только для других операционных систем, тоже расширяет.

Дмитрий Волков

- А может это и ничего? Может, на каком-то этапе грани-то стираются?

Алексей Митрущенков

- Может быть. Я не могу сейчас говорить. По факту, наверно, да.

Дмитрий Волков

- Но тут же вопрос: где компания платит налоги, где она создаёт точки роста интеллекта, где она создаёт дополнительные возможности для страны, а не кто там акциями владеет. По большому счету, если я российская компания, но веду бизнес весь за рубежом, и там у меня люди, деньги, а здесь просто голова, то в чём прелесть? Ни в чём. И наоборот.

Алексей Митрущенков

- Что позволило этим компаниям занять такую неплохую позицию на международном рынке, мне, конечно, тяжело сказать. Я рядом не стоял, к большому для меня сожалению, высказать не могу. Такие примеры есть, но, к сожалению, пока это исключения. Я здесь не пессимизмом занимаюсь, я здесь говорю просто своё мнение на тему того, как…

Дмитрий Волков

- Что надо заниматься своими, то, что рядом лежит.

Алексей Митрущенков

- Да. И, если честно, всё-таки мне кажется, эти компании в первую очередь были рассчитаны на то, чтобы удовлетворять какой-то конкретный спрос какого-то клиента, пусть даже международного клиента, но спрос. Людям нужны «iPhone» и предложили «iPhone».

Дмитрий Волков

- Надо идти от клиента?

Алексей Митрущенков

- Да.

Дмитрий Волков

- Это Алексей Митрущенков – создатель сервиса «Документовед». У меня последний вопрос сегодня. Кратко, может быть, в отношении того, что мы проговорили (а мы много разных вещей проговорили про проникновение интернета в экономику). Сейчас речь уже не про нас, не про государство, не про глобальные рынки, а то, что вас волнует в этой сфере вообще - кратко в виде какого-то месседжа, сообщения, вопроса, призыва?

Алексей Митрущенков

- Я считаю, что сейчас интернет в экономику будет гораздо лучше проникать, если мы, интернетчики, особенно на начале своей карьеры, будем больше смотреть на клиента. Я призываю всех в первую очередь смотреть на потребность клиента, а только потом смотреть на свои глобальные, локальные и любые другие идеи.

Дмитрий Волков

- Смотреть на потребность клиента в самую первую очередь. Это Алексей Митрущенков – создатель сервиса «Документовед», в программе «Интернет-экономика» с Дмитрием Волковым.

Алексей Митрущенков

- Спасибо.

Дмитрий Волков

- Всего доброго! Хорошего настроения!