{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Наталья Суслова мастер сертифицированный коуч и тренер, автор книги о коучинге для родителей 17 апреля 2024г.
Особенности семейного и детско-родительского коучинга
Кто такой семейный коуч и как он может помочь в конфликтных ситуациях в паре. Нужно ли родителям обращаться к коучу и на что обращать внимание в воспитании детей.

Ольга Гиверская:

Добрый вечер, уважаемые слушатели, в эфире проект «Прайм-тайм с коучем» на Медиаметриксе, все, что вы хотели знать о коучинге, но боялись спросить. В студии для вас работаю я, Ольга Гиверская, и моя соведущая Анна Лебедева, директор Международного Эриксоновского университета коучинга, мастер сертифицированный коуч по стандартам ICF. И у нас сегодня потрясающий гость, Наталья Суслова, мастер сертифицированный коуч и тренер, Наталья обучила более 5000 коучей и родителей коучингу, автор книги о коучинге для родителей. Мы будем говорить о семейном коучинге, о коучинге для родителей, детей, подростков, все, что связано с темой семьи. Наталья, чем принципиально отличается семейный коучинг от просто коучинга?

Наталья Суслова:

Это действительно интересная тема, семейного коучинга и того, в чем же разница между работой коуча с семьей или с парой и индивидуально. Главное отличие в том, что клиентом семейного коучинга является не просто он и она, а отношения между ними, и мы, коучи, фактически связь, мы говорим о том, что коучинг пары — это коучинг отношений, и для этого коучу важно обладать дополнительными компетенциями, чтобы уметь сделать это очень искусно.

Ольга Гиверская:

Когда пара приходит к семейному коучу, как понять, что пора, когда хорошо или когда в паре плохо?

Наталья Суслова:

Чаще всего пары приходят, когда уже есть определенные сложности, и это закономерно. Жизнь семьи меняется, сначала это молодожены, потом появляются дети, потом меняется место жительства, еще какие-то важные моменты, и тогда возникает вопрос — он не понимает ее, она критикует его и так далее, и это то самое время, когда есть смысл обратиться к семейному коучу. При этом есть еще моменты, когда в паре нет конфликта, нет внутреннего противоречия, но есть желание свериться с нашими общими целями: как нам воспитать детей, потому что у нее могут быть одни представления, у него другие, как нам вести вместе семейный бюджет, как нам планировать отпуск, то есть все вопросы, где требуется совместное решение, это вопросы к коучу. И коуч поможет их из ценности и невероятной любви друг к другу решить, обходя те сложные моменты, которые могут вызывать конфликты и противоречия.

Ольга Гиверская:

Это все очень красиво звучит, когда оба приняли решение пойти к коучу, подумать над этим, но мы же знаем, что когда острая фаза конфликта, даже может быть не очень острой, женщина чаще всего говорит — да, я готова пойти к психологу или к коучу, но как мужчину сподвигнуть на то, чтобы вместе прийти и проработать, тем более проблемные зоны?

Анна Лебедева:

В этом и есть основная особенность коучинга семей, пар, что мы можем пойти по двум траекториям. С одной стороны, дамам более привычно разбирать свои вопросы с кем-то вроде психолога или коуча, и у них всегда в большей степени есть и доверие такого рода профессионалам, и понимание, с чем они будут работать, и у них есть запросы. Мужчина в семье больше скрывает свои чувства, и даже снаружи незаметно, а, может, он не переживает и не видит никакой сложности, с которой надо работать, он говорит, что ты все преувеличиваешь, это тебе все кажется. Только единицы из мужчин открыты к современным методам, чаще всего они или работали с психологом, или учились на коуча, или у них в дружеском коллективе есть примеры, почему это может сработать, и тогда они идут без всяких сомнений, но тут путь может пойти в две стороны.

Ольга Гиверская:

Женщина начинает ходить даже после первой встречи, на которой присутствует муж, к семейному коучу, она все свои проблемы высказывает, а дальше говорит о том, что теперь, пожалуйста, давайте-ка эти проблемы попробуйте решить с моим мужем. Как построить такие отношения, чтобы ни один, ни второй человек в паре не боялся транслировать свои проблемы, не боялся того, что коуч примет одну или другую сторону и будет одного партнера подтягивать к другому партнеру?

Анна Лебедева:

Я раскрою очень большую тайну, которая помогает этим отношениям сработать. Если кто-то из пары уже ходит к коучу (мужчина, который инициировал свою работу, или женщина, которая хочет порешать сложные вопросы, выйти на новый уровень), тот же самый коуч не будет работать с этой же парой, потому что ты уже с этим человеком заключил соглашение, у тебя уже есть договоренность. Я или Наташа, мы обе достаточно давно в этой теме, могли бы выстроить контакты, отношения, но если ко мне придет такая ситуация, а такие бывают, я буду отправлять к коллеге, пусть как семья они ходят к другому специалисту. В современной культуре это не очень очевидно, если я кому-то уже доверился, я всех своих знакомых и друзей к нему поведу, но в данной ситуации, приведя второго партнера, мы его априори ставим в совершенно невыигрышную позицию, что о чем-то говорили, возможно, говорили о нем, возможно, непозитивно, и ему будет супернекомфортно присутствовать на подобной встрече, мы в такую сторону просто не пойдем.

Ольга Гиверская:

Наталья, Вы обучили более 5000 человек. В чем отличие обучения семейному коучингу, надо ли иметь базовое образование, психологическое или коучинговое, или просто любой человек решил стать семейным коучем и идти спасать семьи? Что нужно человеку для того, чтобы стать семейным коучем?

Наталья Суслова:

Семейный коучинг — это в первую очередь специализация для коуча или углубление той темы, в которую важно зайти, потому что есть клиенты. Мы знаем, что даже бизнес-запросы рано или поздно выходят на тему отношений, поэтому это может быть для коуча некое расширение, поэтому в первую очередь требование — быть коучем. И если говорить про коучинг для родителей, то там не нужно быть коучем, туда мы можем прийти как родители, не имеющие никаких представлений о коучинге, и познакомиться с этой философией, мировосприятием, для того чтобы быть эффективными в воспитании.

Ольга Гиверская:

Для того чтобы быть семейным коучем, сначала нужно получить базовое коучинговое образование, и потом куда надо идти, сколько надо обучаться, сколько нужно практиковаться?

Анна Лебедева:

Для того чтобы хорошо сопровождать семью, сначала необходимо поучиться сопровождать одного человека, и навыки командного коуча тоже помогут в семейных отношениях. Но если у коуча есть порыв делать семьи счастливыми, сопровождать людей к большей культуре договариваться, то он приходит обычно к нам на двухмодульную программу семейного коучинга и идет работать с семьями, а мы его сопровождаем, как менторы, страхуем за спиной, потому что может произойти все что угодно, показываем варианты, у нас собралась за наши годы работы Википедия разных сессий, мы делимся нашими сессиями, показываем, как мы работали с одной или другой сложной ситуацией на протяжении какого-то периода времени.

Ольга Гиверская:

Наталья, поделитесь кейсами из практики, с какими запросами приходят и чего достигают семьи в процессе работы с семейным коучем.

Наталья Суслова:

У нас есть много разных кейсов, и одна часть кейсов — это стадия букетно-конфетная, когда пара еще молодая, они живут первые 7 лет, и был кейс про то, что она много лет находится в декретном отпуске, устает, а он работает, но при этом не осознает, что большая работа возлагается на его супругу. И получается, что пара как будто находится в некой изоляции, потому что она скучает по отношениям, потому что все время дома с детьми, он появляется только поздно вечером и то сразу спать или в гаджеты. Казалось бы, тривиальный сюжет, но он подошел к тому, что супруга находилась буквально на грани нервного истощения, и коуч помог им договориться, создать новую друг с другом соединенность по поводу того, как мы будем понимать, что нам нужно внимание друг друга, как мы будем создавать дополнительный отдых, причем не по отдельности, а вместе. И они стали ходить на романтические свидания, представьте, как это бывает, когда между парой создается договоренность, раз в 3 недели каждый из них создавал друг для друга сюрприз: он ее приглашал сначала в невероятно красивое и романтическое место, потом она создавала для него сюрприз, и это добавило очень много энергии и соединенности для этой пары и помогло дальше выстраивать счастливую семейную жизнь. Это пример того, как случается на разных циклах стадии семьи, и в первом модуле программы «Коучинг семей и пар» мы об этом говорим, этому и учим коучей.

Также есть второй модуль программы, где мы разбираем те самые случаи, кризисные. Кризис — это некий рубеж, переход пары, и зачастую он может быть очень существенный, например, пара расстается. У нас был случай, когда пара рассталась, ребенок жил с мамой, папа редко виделся с ним, и у них было жилье, которое требовало совместного решения. Уже примерно год с небольшим этот вопрос был повисшим в воздухе, и буквально за одну-две коучинговые сессии паре удалось договориться. Папа стал встречаться с сыном, мама была рада, они решили вопрос с жильем и продолжали коммуникацию уже как родители, потому что даже если пара расстается, то папа и мама все равно остаются навсегда для своего ребенка, это тоже повод обратиться к коучу.

Ольга Гиверская:

Курс называется «Коучинг семей и пар», а есть ли разница — семья приходит к коучу или пара приходит к коучу? Насколько зрелыми, в том числе и в возрасте должны быть эти люди, которые обращаются к семейному коучу?

Анна Лебедева:

К семейному коучу обращаются люди на разных стадиях. Когда у пары нет детей, они даже не женаты, только начинают находить совместные рутины, совместные привычки, то на этой стадии коуч помогает наработать мы как единица, мы как идентичность, мы вдвоем, чем мы отличаемся от других пар и что у нас особенного как у пары, что мы хотим сохранить и развивать вместе, не ты из твоей семьи и я из моей семьи, а мы вдвоем. И здесь очень много ярких, красивых, романтичных идей, большого видения будущего.

Когда пара жената, у них маленькие дети, то здесь вопрос приоритизации, времени, баланса, потому что расстановка сил меняется. Жена уходит в декретный отпуск, она не зарабатывает деньги, меняется то, у кого есть карьера, у кого нет карьеры, кто выходит из декрета, кто не выходит, это как вторая работа, и если бы кого-то нанимали, кто бы все эти дела делал, то была бы достаточно серьезная сумма денег, а кто-то берет это на себя, и получается, что то, ради чего эти люди соединились, ради той большой яркой любви, стирается за бытовухой. Вернуть в отношения интересы, страсть, дать время этой паре как паре развиваться дальше, говорить о смыслах — это большая работа с коучем.

У нас был кейс взрослая семья, построили вместе дом, растят подростков, и для многих других семей они являются такой парой, к которой можно прийти за щедрый большой стол, примером, и для них, как для взрослой семьи, очень важно, какой пример мы оставляем нашим детям, когда они вырастут и пойдут в свою собственную жизнь, почему мы до сих пор вместе, чем на таком невербальном уровне мы едины, как мы поддерживаем друг друга с полуслова, в чем мы, как команда, хороши, какова моя роль, что я вкладываю в зрелую семью, где совсем другие вызовы. Там не стоит вопрос остаться или расстаться, там стоит вопрос о том, как дальше развиваться, потому что у людей разная скорость, кто-то любит потреблять науку, развиваться, читая книжки, кто-то через то, что наблюдает за другими людьми и становится мудрее, смотря, как можно решить сложные вопросы.

Приходят пары и на стадии пустого гнезда, когда дети уже покинули нас, и мы друг для друга кем остаемся? Были наставники, хранители и помощники, а теперь некому готовить ужин. Важно находить смыслы — зачем тогда мы вообще вместе, искать возможность диалога (что с ней разговаривать, я ее 25 лет знаю), перевлюбиться в свою собственную пару, вернуть смыслы нового уровня, и здесь тоже поискать большие вызовы вместе с ними, о чем это теперь. У нас была очень трогательная взрослая пара, дети выросли, они сидят на даче и с полуслова друг друга понимают, для коуча даже сложно следить за их речью, потому что есть много намеков на совместную большую историю, которую эта пара уже прожила вместе, а мы же снаружи пришли, и так приятно было смотреть, как они проявляются, поддерживают друг друга новыми освободившимися гранями.

Ольга Гиверская:

Наталья, Вы затронули тему родительского коучинга.

Наталья Суслова:

Чаще всего родители приходят к коучу, чтобы с ребенком что-то сделать, и коуч знает, что ребенок — это как лакмусовая бумажка, он проявляет все отношения родителей между собой в семье и то, как родитель сам к себе относится. Поэтому неочевидно для самого клиента, который придет к коучу, но коуч точно знает, что будет поворот на 180° от ребенка к родителю.

Ольга Гиверская:

Родитель чаще всего заведен плохим поведением ребенка, ребенок не слушается, сначала у него кризис трех лет, потом пяти, потом семи и так до бесконечности. Чем здесь может помочь коуч, работая с родителем?

Анна Лебедева:

Ребенок бросает вызов, ждет внимания, заботы, ласки, разные потребности есть у ребенка, которые он выражает, сигналя родителю, и чем больше родитель увлечен чем-то своим, тем сильнее будут эти сигналы: обрати на меня внимание. Можно ходить к терапевту с тем, что тебя твой ребенок выводит из состояния равновесия. Можно приходить к коучу и заметить, в чем твои ожидания от него, в чем ты сам сейчас в своей жизни не даешь себе место. То, что происходит в семье, является зеркалом того, что происходит в твоей собственной жизни, и дойдя до очень простых вещей, таких как простые привычки в семье, дисциплина, быть примером чего-то такого. Ты хочешь, чтобы твой ребенок развивался творчески — а где ты в своей жизни творчески развиваешься? Ты хочешь, чтобы твой ребенок изучал иностранные языки, а что ты сам за последнее время изучаешь нового, чтобы был некий контекст? Дети учатся в свете лампы из кабинета отца, что там в кабинете отец делает — скролит Telegram-канал до 2 ночи или головой думает и что-то для себя осознает? Дети — наше большое зеркало.

Наталья Суслова:

То, что я думаю о своем ребенке как мама или папа, транслируется и ребенку тоже, то есть если я верю, что что бы там ни было он справится, что он успешный и я его поддерживаю в этом, я формирую адекватную самооценку, помогаю справиться со стрессом, потому что любой экзамен, особенно выпускной, это невероятный стресс для ребенка. Поэтому здесь родительская поддержка просто необходима, самому родителю войти в это ресурсное состояние и помочь подростку войти в ресурсное состояние и оказать всяческую поддержку в этом непростом жизненном периоде.

Ольга Гиверская:

А как родителю самому себя поддержать, ведь зачастую экзамены — это даже больший стресс для мамы и иногда для папы, нежели для самого ребенка?

Анна Лебедева:

Здесь важно поработать самому с собой, замечать, что у тебя поднимается. Действительно ли у нас сейчас речь идет об экзамене твоего ребенка? Было бы очень круто, снизив важность, расслабиться по этому поводу. К 40-50 годам большинство из нас уже куда-то поступило, и дав больше пространства ребенку, мы даем ему возможность выбрать то, что ему нравится. Юные взрослые должны выбрать себе профессию на всю жизнь. Да вы сами не выбрали на всю жизнь, огромное количество людей переучивалось потом, пойдя в первый вуз неосознанно, а потом разобравшись, что вам нравится, дать ему возможность понять, что эта возможность выбора появится еще раз, ты можешь посмотреть, насколько тебе это отзывается. Пока не попробуешь на вкус, не поймешь, и заметить — а что, если наши тревога и трепыхания не связаны с нашими детьми, а с нашим опытом из прошлого, когда у нас самих были сложные экзамены, не было никаких ресурсов, и эта энергия, эмоция не относится к нему и к его сдаче сейчас, а, скорее, может относиться к тому, что нам когда-то было очень некомфортно, не было ресурсов, а наши взрослые не знали такого слова психолог, коуч. И когда ты начинаешь это все разделять на части, этот стресс может стать классным поводом для того, чтобы обнаружить глубинные вопросы, которые ты с собой проработаешь, и это сильно повлияет на ваши отношения с человеком, который из твоей жизни уже выходит, что ты такого можешь делать, чтобы оставить эти двери открытыми, чтобы твой ребенок захотел к тебе во взрослом возрасте по собственной воле, без манипулятивного давления вернуться и поговорить, спросить у тебя совета.

Ольга Гиверская:

Как долго длится обучение коуча, который хочет работать с подростками и детьми?

Наталья Суслова:

Анна озвучила про ресурсное состояние родителей, потому что есть еще один неочевидный момент, очень простой. У меня было много таких кейсов, когда родители приходили и говорили: «Мой ребенок сдает экзамены, он не усидчив, не сконцентрирован, что делать?» В первую очередь нормализовать режим сна, причем для всей семьи, это неочевидный факт для родителей, но у подростков мелатонин вырабатывается только полтора часа спустя в отличие от взрослых, поэтому подростки не могут заснуть вовремя, как взрослые, и они могут до 12, до 2 ночи бодрствовать, это очень сильно влияет на концентрацию. Родителям очень важно самим вовремя ложиться спать и своих подростков вдохновлять на это. Такие нюансы коуч, который работает с родителями, может подсветить, потому что не всегда это только проблема осознания, иногда это и проблема буквально физического существования.

Отвечая на вопрос про то, сколько коуч учится работать с родителями, это тоже как некая специализация, 2-3 месяца достаточно, для того чтобы работать с родителями и поддерживать и родителей, и подростка.

Ольга Гиверская:

У многих есть такое опасение, как бы коуч не натворил дел в наших семейных отношениях или в моих отношениях с ребенком. Как мне, как клиенту, понять, насколько профессионален тот самый коуч, с которым я или я со своим партнером захожу в работу?

Анна Лебедева:

Здесь есть два ответа. С одной стороны, есть формальные признаки, по которым можно отсекать коучей от людей, которые напитались духом свободы и просто назвались таким образом. Профессиональные коучи имеют как минимум полгода образования в коучинге, подтвержденное дипломами, у них есть менторы, супервизоры, которые помогают им делать свою работу качественно. Спросите — где вы учились в течение последнего года. Профессиональный коуч — это человек, который постоянно развивается, он обязательно где-то по своей профессии учился, он вкладывается в свою эволюцию.

С другой стороны, даже суперпрофессиональный человек может вам подойти или не подойти по личностным характеристикам, здесь надо понимать для себя — мы, как пара, какую ответственность на себя берем, лично мы чего хотим достичь с любым специалистом, или лично я в своих отношениях куда хочу продвинуться? В обществе сейчас большой запрос на старшего, доброго, понимающего, могущего подсказать старшего друга, старшего брата, и так приятно свалить на него свою ответственность, расслабиться, что кто-то другой знает, как тебе лучше с твоим ребенком, можно сходить к психологу, он тебе посоветует. Но после того, как он уйдет, ты со своим ребенком вечером остаешься сам, и это касается ваших отношений, семейных стандартов. Можно по-разному решать семейные вопросы и брать на себя ответственность, это твоя семья, твои отношения, как сделать так, чтобы это срабатывало для тебя.

Ольга Гиверская:

Многие хотят, чтобы им посоветовали, чтобы за них что-то решили. Давайте нашим слушателям приоткроем завесу тайны — как работает семейный коуч, коуч семей и пар, коуч для родителей, что он такого делает, если от него, по большому счету, ожидают советов?

Наталья Суслова:

Коуч советов не дает, и тогда возникает вопрос — в чем его поддержка для пары? Даже когда пара просит совета, мы точно знаем, что у них внутри уже есть решение, поэтому коуч помогает паре договариваться, потому что обычно в паре бывает кто-то, кто лидирует, кто берет слово, инициативу, даже не дослушав другого, приходит к какому-то решению, и коуч в этом смысле помогает паре научиться слушать друг друга, принимать точку зрения другого, искать компромиссы, формировать новые привычки, как именно мы будем договариваться. Иногда это может быть небольшое домашнее задание, фокус внимания, допустим, для того партнера, который всегда говорил первым, инициировал какие-то решения, это может быть вызовом, но он отходит на второй план и дает инициативу партнеру. Здесь коуч работает не только с локальной проблемой, но и в целом помогает паре осознавать привычные, но неработающие паттерны мышления или привычки поведения в паре, менять их, и тогда у пары, вне зависимости от того, с какой следующей, возможно, сложной ситуацией сталкивается, есть ключ к решению этой задачи, потому что они поменялись изнутри. И это основная задача коуча.

Ольга Гиверская:

Анна, немножко провокационный вопрос — ребенок не слушается или не хочет ходить на тот кружок, на который его записала мама. Можно ли мне привести ребенка к вам, как коучу, и сказать: «Сделайте с ним с вашими технологиями, коучинговыми вопросами что-нибудь, чтобы мне, как маме, стало легче»?

Анна Лебедева:

Достаточно сложная ситуация, когда отправленный на курсы ребенок явно говорит, что он туда не хочет, а родители настаивают, и ситуация дошла до края, его не слушают, не считают полноценным собеседником. Ребенку до 14 лет не подходит коучинг как таковой, коучинговое родительство, то, что Наташа развивает на протяжении многих лет, это более широкое понятие. Коуч не будет брать в работу ребенка в отличие от некоторых направлений психологии, где это имеет смысл, но даже там смотрят чаще всего на семью, что происходит вокруг этого ребенка, почему у него нет ресурса идти в эти занятия или, возможно, его неправильно продиагностировали, что ему подходит. Коуч будет все равно спрашивать родителя в первую очередь и к этому ребенку не пойдет. И когда родитель сам с собой разберется, это не значит, что чудесным образом ваш ребенок вдруг захочет ходить на занятия, придется временами даже принять, что ему это больше неактуально и нужно подбирать что-то другое, и учить своих детей выбирать, что нравится тебе.

Родитель, разобравшись сам с собой, обнаруживает у себя больше психологической емкости, чтобы контейнировать, вбирать, показывать ребенку пример того, как справляться с эмоциями, быть более широким родителем, что это не просто плоская тарелочка — первое возражение ребенка, первое его недовольство собой, проживание эмоций, которые он в школе накопил, и все, родитель взрывается. Это должна быть большая многолитровая кастрюля, чтобы поддерживать ребенка, принимать его эмоции и, поддерживая его, справляться с ними, выходить в конструктивный ключ.

Наталья Суслова:

Опасно родителю снимать ответственность с себя, передавая ее другим специалистам, потому что в этот самый момент авторитет родителя падает, и он фактически признается, что не в силах справиться со своим ребенком, мне нужен другой специалист. Но мы, как коучи, знаем, что каждый родитель — это самый лучший эксперт в жизни своего ребенка, и поэтому коуч может помочь такому родителю вернуть родительский авторитет, потому что в 3, в 5, в 7 лет это еще возможно сделать, но даже и в подростковом возрасте, когда родители, казалось бы, от безысходности не знают что делать, и там можно вернуть родительский авторитет, чтобы ребенок слушал, следовал и уважительно относился к родителю, это главная задача коуча, который работает с родителями.

Ольга Гиверская:

Наша постоянная рубрика чек-лист от коуча, три коротких вопроса и три коротких ответа. Первый вопрос — назовите два-три момента, когда семье или паре уже необходимо пойти к коучу.

Наталья Суслова:

Родился ребнок, переехали или есть проблемы или задачи, связанные с жильем. Семейный совместный бюджет, как его создавать или как его тратить, как обеспечивать подушку безопасности в семье или планировать семейные деньги.

Анна Лебедева:

Когда в семье возникают разные изменения, или когда семья стала рутиной и хочется следующую стадию развития, что-то новенького запустить в наши отношения.

Ольга Гиверская:

Когда родителю пора идти к коучу, для того чтобы поддержать своего ребенка?

Наталья Суслова:

Когда уже нет сил и терпения все это видеть, когда родитель взрывается, эмоционирует и считает, что ребенок недостаточно хорош, нужно с ним что-то делать.

Анна Лебедева:

Когда родитель замечает, что его отношения меняются и нужно перепрограммировать свой мозг, принять, что твой ребенок старше и у него другие новые потребности, чтобы поднять себя на следующий уровень и искать новые инструменты того, как ты будешь жить и поддерживать свое чадо.

Ольга Гиверская:

Семейный коучинг — это специализация в такой большой истории, как коучинг. Когда наступает тот самый момент или как он должен наступить, когда человек примет решение, что я хочу специализироваться именно в семейной истории или в работе с родителями?

Наталья Суслова:

Каждый коуч — это человек с большим сердцем, у него всегда есть ценности семьи, любви вне зависимости от того, с какой целевой аудиторией он работает. Я считаю, что для каждого коуча это может быть прекрасный шанс быть поддержкой не только для семьи, но и индивидуально человека, когда он работает с клиентом, и у этого клиента точно есть запрос на успешное родительство или успешные отношения в семье. Поэтому здесь узкого критерия я бы даже не назвала, это очень широкое поле. Коуч, который этому учится, в своей семье создает эти невероятные изменения. Поэтому независимо от того, какие отношения у самого коуча, он может поддерживать семьи, родителей и пары.

Анна Лебедева:

Это классная специализация, где ты, узнав, как происходит семейная динамика, сможешь применять ее с собой, со своей семьей, в корпоративном формате, в формате своих бизнес-клиентов, которые начинают проявлять семейную динамику или семейные подходы, в бизнесе с партнерами, с коллегами, а также когда к тебе начинают обращаться люди, с которыми ты видишь возможность предложить им поработать как семье.

Ольга Гиверская:

Я благодарю Наталью Суслову, мастера сертифицированного коуча, Наталья, большое спасибо за Ваши советы, за расширение возможностей как для профессиональных коучей, так и для тех пар и семей, которые столкнулись с вызовами. И я благодарю Анну Лебедеву, директора Международного Эриксоновского университета коучинга.

Анна Лебедева:

Спасибо большое, пишите ваши вопросы, мы с удовольствием найдем на них ответы или позовем в студию экспертов, с которыми проведем интересный диалог.

Ольга Гиверская:

До встречи в эфире.