{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Людмила Семенова кандидат экономических наук, доцент, директор высшей школы пространственного развития и гостеприимства БФУ им. Иммануила Канта 22 апреля 2024г.
ШАНС для решений
О поддержке наставничества как социальной инициативе, гранты Фонда президентских грантов для проектов в сфере наставничества. Мастерская наставников: опыт БФУ им. И. Канта.

Елена Ляпунцова:

Добрый день, наши слушатели, начинаем цикл передач «Школа академического наставничества и сотворчества» благодаря нашему проекту «Интеллектуальный капитал», который уже является брендовым, знаковым, который нас поддерживает. В этом году ШАНС, Школу академического наставничества и сотворчества, поддерживает Фонд президентских грантов и Министерство науки и высшего образования. Сегодня очень интересная тема – ШАНС для решений. В студии у нас представитель Фонда президентских грантов Наталья Алиева, руководитель Департамента регионального развития Фонда президентских грантов. Лига преподавателей Высшей школы, которая проводит данное мероприятия, «Золотые имена Высшей школы», ШАНС поддержаны Фондом президентских грантов, 7 лет мы уже сотрудничаем. Наши гости онлайн – региональное отделение, Калининград, и я хочу поприветствовать Людмилу Валерьевну Семенову, кандидата экономических наук, доцента, директора Высшей школы пространственного развития и гостеприимства Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта, председателя Координационного совета Калининградского отделения региональной Лиги преподавателей Высшей школы. И еще одна гостья – Людмила Викторовна Пурыжова, кандидат экономических наук, доцент образовательного научного кластера «Институт управления и территориального развития», руководитель образовательных программ «Менеджмент», Балтийский федеральный университет Иммануила Канта.

Наталья Алиева:

Мы давно сотрудничаем, но в публичное поле в рамках одного мероприятия еще ни разу не выходили. И мне очень приятно видеть, как динамично развивается ваше детище, потому что результаты потрясающие, вы в прямом смысле творите историю, и я надеюсь, что мы продолжим сотрудничество, и 7 годами все не ограничится, а будет продолжаться еще долгие годы.

Елена Ляпунцова:

Лига преподавателей Высшей школы – это сообщество профессионалов, преподавателей Высшей школы. Прошедший год был Годом наставничества, но у нас есть серьезная производная и серьезная задумка, и не только наша, но и Правительства и Президента Российской Федерации, был Госсовет по этому поводу, 13 февраля вышли постановления и серьезные поручения в этом направлении. Ретроспектива этого направления Школа академического наставничества, в 2014 год было первое такое направление, мы были номинантами в таком большом проекте, как Агентство стратегических инициатив. И мы говорим, что преподаватель Высшей школы – это наставник.

Людмила Валерьевна, мы все вместе выпустили монографию, и в Вашем разделе 4.1 Вы пишете о том, что все, что связано с академическим наставничеством в высших учебных заведениях, очень важно не только для высшего образования, но и для развития гражданского общества, а Фонд президентских грантов – это всегда про то, чтобы развивать гражданское общество. Есть пул проектов с точки зрения наставничества, с разными целевыми аудиториями. Это ценно для гражданского общества?

Наталья Алиева:

Тема наставничества часто звучит, и многие уже понимают важность этой темы и реализации таких проектов. Не всегда и не у всех получается качественно подойти к этой истории, потому что в вопросе наставничества очень важна история с мотивацией, с системностью, именно эти два фактора позволяют идти вдолгую, а в наставничестве это очень важно, и видеть в конечном счете результат, который нужен всем, потому что мы говорим не про разовые акции, мероприятия, а про воспитательную функцию, про пример для подражания, и это все про время, внимание. Нужно понимать, чем удерживать тех людей, которые делятся своим опытом, которые вкладывают много времени в то, чтобы помогать развиваться другим. Сейчас, к сожалению, не так много крупных системных проектов на эту тему, но те, кто могут это делать, кто делают это грамотно, осознанно, там мы видим результаты. И это очень важная составляющая развития гражданского общества, потому что это в первую очередь про становление личности, и для меня наставничество – это в первую очередь про молодых людей, когда важен пример, у многих такого примера нет. Лично мне хотелось бы, чтобы таких проектов становилось больше.

Елена Ляпунцова:

Этот год объявлен Годом семьи, детства, любви, любовь в семье обязательна, без этого ничего не возникает, без любви и детей мы не можем воспитывать. Целевую аудиторию, проекты, социально значимые моменты как оценивает Фонд президентских грантов, особенно по регионам? Нам очень интересно, потому что мы пока межрегиональная общественная организация, хотя у нас есть все основания стать всероссийской, мы уже этим занимаемся и считаем, что регионы – это очень важная составляющая.

Наталья Алиева:

Говоря про регионы и поддержку региональных проектов, важно отметить, что с появлением Фонда президентских грантов в 2017 году средств, которые уходят в регионы на поддержку местных инициатив, стало гораздо больше. Если раньше некоммерческие организации сетовали на то, что грантодающие организации и президентская поддержка далеко в Москве и получить ее крайне сложно, были вопросы к прозрачности системы поддержки, в целом к итоговым цифрам распределения ресурсов, я имею в виду то, что достаточно много средств оставалось в Москве, то с появлением Фонда, с появлением большого количества экспертов, которые принимают решение по поддержке проектов, ситуация кардинальным образом изменилась, и не московских проектов, которые сегодня представлены, стало гораздо больше. Мы видим, что рост некоммерческого сектора, качество инициатив, которые приходят в связи с этим из регионов, значительно возросло.

Но здесь еще такой эффект дал переход на электронную систему поддержки, важно отметить, что мы с 2017 года, с первого конкурса, полностью перешли на цифру, заявки принимаются полностью в электронном виде, и те издержки, которые несли некоммерческие организации на стартовом этапе, с появлением желания поучаствовать в конкурсе президентских грантов, мы свели к нулю. Отчетность тоже полностью в электронном виде, и это дало рост инициатив из регионов, и больше, чем в 10 раз у нас увеличилось количество населенных пунктов, где есть поддержанные Президентом Российской Федерации социальные проекты.

Тема семьи и детства тоже актуальна, мы видим рост числа проектов и по этой тематике, но если говорить про наставничество в этом грантовом направлении, то здесь сложно сказать, что наставничество только в направлении поддержки семьи, потому что есть проекты по направлению образования, поддержка молодежных проектов, и там тоже много наставничества. Где-то это наставничество как цель, где-то наставничество как средство, но мы тоже видим, что это про наставничество, про систему, про помощь в становлении личности. Поэтому эта тема все чаще появляется в разных грантовых направлениях, что тоже о многом говорит.

Елена Ляпунцова:

Зрелость от того, что мы видим, какой большой опыт у регионов в направлении наставничества. Людмила Валерьевна, расскажите примеры, которые существуют у вас, мы будем очень Вам признательны, если Вы раскроете опыт и большой результат, потому что он есть.

Людмила Семенова:

Большое спасибо за то, что дали возможность нам выступить, тем более в такой значимый день, сегодня в Калининградской области большой праздник, 300 лет великому философу Канту, имени которого наш университет. И если говорить про процессы наставничества, которые есть в нашем университете, то они затрагивают все направления: это и общеуниверситетские процессы, связанные с наставниками первого курса обучения, это потом транслируется и на образовательные программы высших школ и кластеров. Я директор Высшей школы пространственного развития и гостеприимства, это все, что связано с туризмом, гостиничным бизнесом, у нас еще география, сервис и землеустройство и кадастры. В прошлом году мы создали и успешно реализуем до сих пор Мастерскую наставников. Основная идея, когда приходят представители профессионального сообщества сферы гостеприимства, туризма, сервиса, бывшие выпускники, которые работают в этой сфере и организуют мастер-классы, открытые лекции, открытые дискуссии, для того чтобы поделиться собственным опытом, одновременно с этим у нашей индустрии гостеприимства есть свой корыстный интерес, потому что последнее время жесткая нехватка кадров. Они выбирают себе лучших студентов, мотивированных, заинтересованных, и агитируют пойти на практику и потом на работу, и сфера сервиса, все сервисные специальности характеризуются тем, что помимо теоретического обучения основное знакомство, основная передача мастерства, опыта происходит из уст в уста, из рук в руки, поэтому для сферы сервиса, сферы гостеприимства наша Мастерская наставников и те процессы, которые в рамках нее происходят, это достаточно важный момент.

Елена Ляпунцова:

Самое главное – мотивация по той причине, что все можно насаждать, директивным образом делать, но если не будет мотивации, если не будет обратной связи, теплоты, ничего не возникнет. Ваша школа бизнеса и предпринимательства, интеграция с индустрией, а мы хотим, чтобы у нас был хороший сервис, хорошее гостеприимство, и мы говорим о региональном туризме нашей большой страны, и для нас очень важно, как будет выстроено, Калининград – это очень важный, интересный регион.

Людмила Валерьевна, Ваше отношение к такому направлению, как наставничество с точки зрения того, что Вы делаете в Балтийском государственном федеральном университете. Мая альма-матер Южный федеральный университет, ранее Таганрогский радиотехнический университет, я сама региональщик, безумно люблю регионы и этим горжусь.

Людмила Семенова:

В нашей школе это реализуется в нескольких моментах. Первое – это Мастерская наставников, практикоориентированное обучение, потому у нас выстроены образовательные программы таким образом, что студенты после первой сессии проходят учебную практику и дальше совмещают теоретическое обучение и практическое обучение. Такой формат для нашей сферы, несмотря на возможные проблемы, сложности и не всегда корректную оценку наших студентов, потому что они говорят: «Зачем нам практику поставили, мы и работаем, и учимся, все сложно». Но я считаю, что в нашем случае это достаточно правильно выстроенная образовательная траектория, потому что в рамках образования, в рамках практических тенденций (практика сначала учебная, потом учебно-ознакомительная, потом производственная, потом организационно-управленческая, преддипломная практика) они помимо того, что из рук в руки получают навыки у профессионалов, у своих наставников, наши представители профсообщества успешно и с большим удовольствием выступают в роли наставников и обучают наших студентов, одновременно с этим у них есть возможность подтвердить свою квалификацию, сдать профессиональный экзамен на определенный уровень квалификации в рамках профстандарта и получить документы с советами по профессиональным квалификациям, то есть здесь корреляция между практическим обучением, теоретическим обучением, процессами наставничества и оценкой их компетенций с тем же самым профсообществом, то есть не только обучение как наставничество, но еще и оценка профсообществом.

Елена Ляпунцова:

Напоминаю, что в эфире «Интеллектуальный капитал», «Школа академического наставничества и сотворчества», данный проект поддержан Фондом президентских грантов и Министерством науки и высшего образования. Людмила Викторовна, какие дефиниции с точки зрения научного подхода? Наставничество всегда было заметно в рабочих профессиях в годы Советского Союза, а как сейчас понимают наставничество коллеги, что нужно сделать для преподавателей, как их сделать наставниками, ведь не каждый преподаватель может быть наставником, это и мотивация, и любовь? Мы всех вас ждем на повышение квалификации в мае, и мы будем говорить о концепции, мы будем думать, что же такое академическое наставничество, чем оно отличается от других.

Людмила Пурыжова:

Может возникнуть ситуация, что не каждому педагогу должно быть дано право быть наставником. Но мне кажется, что те люди, которые приходят в высшее образование, посвящают ему свою жизнь, по-другому не могут, это уже в душе, у каждого из нас в генетическом коде, потому что преподаватель – это в большей степени не только человек, который дает знания, который продвигает профессионализм в своих студентах, но и тот человек, который не только своим личным примером, но и своими действиями и способностями позволяет быть тем наставником, который и научит, как в жизни правильно сориентироваться, и как получать эту профессию, и как эту профессию дальше использовать.

Я, как педагог, как руководитель образовательных программ, могу сказать, что у нас в университете делается много, для того чтобы это наставничество было неотъемлемой частью работы любого преподавателя. Все начинается с того, что наши студенты приходят в вуз, для них очень много всего нового, интересного, и мы можем разделить это наставничество на две составляющие: когда наставники, студенты и преподаватели между собой взаимодействуют, и второе – когда преподаватели, которые уже преподают дисциплину, используя опыт работодателя и их способности, помогают ребятам сориентироваться в профессии.

Поэтому говоря о том, как это происходит у нас в образовательных программах, я бы хотела остановиться на втором взаимодействии, это программы, которые мы реализуем с помощью работодателей и наших преподавателей-практиков, когда ребята через проектное обучение, через возможность реализовать себя в профессии при помощи педагогов-наставников реализуют эти способности, получают опыт не только в профессиональной деятельности, но через учебные планы, дисциплины, которые у них есть, они дают возможность реализоваться и понять, что же ты хочешь в конечном итоге получить от своей профессии. Поэтому каждый педагог в какой-то части все равно наставник, надо к этому стремиться, и для этого есть все возможности.

Елена Ляпунцова:

Вы сейчас сказали про преподавателя-наставника и преподавателя-практика. Лига преподавателей Высшей школы выходит с диалогом с Национальным советом при Президенте по профессиональным квалификациям, я имею честь быть членом этого совета, и мы уже несколько раз говорили о том, что этот статус нужно как-то закрепить, сделать нормативно-правовое поле, кто такой преподаватель-наставник и кто такой преподаватель-практик, потому что даже в нашем проекте «Золотые имена Высшей школы» одна из номинаций практикоориентированная. Мои коллеги всегда участвуют активнейшим образом, мы всегда благодарим региональные отделения, которые поддерживают наши проекты, мне очень приятно, что вы, наши победители в прошлом, сейчас эксперты, продвигаете наши идеи в Калининграде, в региональных отделениях. У нас даже был диалог с большими корпорациями, как привлечь тех работодателей, тех специалистов, которые должны войти в высшее учебное заведение, потому что приходит спикер – предприниматель или бизнесмен, топ-менеджмент госкорпорации, но он может побыть только полчаса или час, а ведь наша задача – это как минимум 72 часа, как минимум 17 лекций, и упаковать эти вещи тоже очень важно по той причине, что одно дело – рассказать, а другое дело – выстроить как методологию. У нас есть мечта, мы уже несколько лет говорим про национальный институт развития Высшей школы, мы получили поддержку от Фонда президентских грантов, услышали нашу мотивацию с точки зрения Школы академического наставничества, это дорогого стоит. Вы нас выстраиваете, учите, и мы учимся тому, что надо понять потребности целевой аудитории и узнать, как мы можем помочь этой целевой аудитории. Кто является больше всего целевой аудиторией ваших проектов? Преподаватели Высшей школы бывают?

Наталья Алиева:

Целевой аудиторией являются социально уязвленные категории граждан, а если мы говорим о наставничестве, то это молодые люди, и мы сейчас весь разговор развернули вокруг молодых людей. Здесь есть небольшие ловушки. Первая – я услышала от коллег из Калининграда, обожаю этот город, несколько раз там была в командировках, про агитационную составляющую, и это не позиция Фонда президентских грантов, а мое частное мнение, что здесь нужно разделять. Агитация – это то, что делает компания в своих интересах, наставничество для меня лично – это про человека, которому мы помогаем, которого мы наставляем, и не всегда работодатель, решая свои задачи, думает о том, что важно конкретно этому человеку. И здесь довольно часто происходит ситуация, когда мы его сагитировали, но удержать не можем, потому что не учли его пожелания, особенности личности, таланты. Ожидаемо, что разговор повернулся в сторону работодателей, и здесь для меня было открытием пару лет назад, что мы очень часто смотрим на работодателей, как на аудиторию, которая не нуждается в поддержке, в ликбезе, то есть они все знают. На самом деле это не так, и когда мы говорим про работодателей, здесь тоже важно сегментировать.

Мы взаимодействуем с компанией «Балтийский завод», у меня есть собственный опыт в части реализации профориентационного проекта, они у себя развернули потрясающую систему наставничества. Когда они берут человека, сначала это общие встречи в школах (речь про школьников во взаимодействии с ними), они понимают, кому интересна компания, это крупная судостроительная компания, и дальше с девятиклассниками простраивают карьерную траекторию и постоянно находятся рядом: дорогой девятиклассник, ты можешь пойти в 10-11 класс, сдать ЕГЭ, поступить, и через 3 года мы тебя ждем на такую позицию. Если ты вдруг не поступил в вуз, пожалуйста, СПО, через такое-то время мы тебя ждем на такую позицию, через год пробуем еще раз поступить в вуз. Либо же если ты никуда не поступаешь, мы тебя ждем на такую позицию, то есть они постоянно рядом, и это уже история вдолгую, история про то, что если есть контакт в телефонной книжке, я в первую очередь наберу, а потом уже буду искать что-то новое.

В этом смысле работодатели – это тоже целевая аудитория, и чем больше мы будем показывать примеров эффективности работы вдолгую, тем больше будет сторонников у института наставничества в том виде, в котором это задумано, не в агитационном, не в удовлетворении сиюминутной потребности работодателя, хотя их тоже можно понять, кадры нужны уже здесь и сейчас, но если мы говорим про развитие института наставничества, про человека, становление личности и интересы компании в том числе, то нам важно как можно больше говорить с компаниями, с работодателями о том, что это дает. Да, вы несете издержки, да, вы ждете, вам нужно запастись терпением, но в итоге вы получаете результат, который удовлетворяет всех, и это совсем другое качество.

Елена Ляпунцова:

Такую концепцию мы и закладываем в Школе академического наставничества и сотворчества, все слова в аббревиатуре ШАНС получились выверенными, и мы хотим с преподавателей снять небольшую корону и поучительно учиться, потому что у нас есть опыт, и мы будем этим опытом делиться, и мы уже делимся, вместе пытаемся сделать с учетом регионов и с учетом того, что есть особенности в регионах, в университетах. Для нас наставничество – это возможность передать ресурсы и человеческие, и духовные, и душевные. Мы вспоминаем, кто наши наставники, как мы шли по жизни, кто нам помог, мы чтим тех людей, которые с нами, и вся эта история у нас делится на несколько направлений. И самих преподавателей подготовить к этому, это не дань моде, а создать институт, и иногда мы даже приходим к мысли, что наставничество – это не про возраст, это про профессию, профессионализм, возможность. Как учитель и врач, наставник – это круглосуточно, бывают такие ситуации, а у нас есть свои примеры наставляемых, которые уже сейчас сами могут быть наставниками, что круглосуточно приходилось им помогать и выводить из каких-то моментов.

У работодателей тоже очень много задач, и стратегия и тактика, видение стратегического развития – это очень важно. У нас еще была задумка, и она была подтверждена в поручении после Госсовета создать реестр наставников. Коллеги, есть ли у вас такое желание, какие ваши мысли с этой точки зрения? Мы уже сейчас пытаемся создать такой реестр и смотреть, какие важные моменты должны быть там отражены. Что вы можете нам посоветовать?

Людмила Семенова:

Если говорить про реестр наставников, без сомнения, это дело очень нужное, но, продолжая предыдущий спич, скажу, что отдельные отрасли предполагают разные механизмы наставничества и взаимодействия. Мы разговаривали с коллегами из РЖД, там совершенно другой подход к наставничеству, практически тот, про который рассказывали. Если мы говорим про нашу сферу сервиса, в славном регионе Калининградской области достаточно узкий рынок и трудовых ресурсов, и студенческих возможностей, и преподаватели нашей Высшей школы, которые участвуют в Мастерской

наставников, с удовольствием приходят и работают с нашими студентами.

Работодатели, по крайней мере в моей сфере, выступают трехглавым змеем: они и преподаватели, которые формируют компетенции, а так как они профессионалы сферы, это актуальные жизненные компетенции, которые предполагают стратегическое развитие, они мотивируют студентов и работают со студентами, оценивают их потенциал в той или иной сфере. Кто-то может работать в туризме, кто-то не может работать в туризме, кто-то работает в гостиничном бизнесе с гостями, а у кого-то не очень хорошо развиты коммуникативные навыки, но есть хорошие аналитические навыки, то есть они выступают и оценочными мотиваторами, делятся своими студентами со своими партнерами по бизнесу, дальше сопровождают, выступают как наставники. Поэтому когда мы говорим про академическое наставничество, про пул наставников, здесь необходимо учитывать и специфику отрасли, потому что в одной отрасли будут одни подходы, в другой отрасли другие подходы, в одной отрасли будет один перечень компетенций для наставников, в другой сфере совершенно другие механизмы.

Людмила Пурыжова:

В большинстве вопросов я согласна, потому что невозможно составить реестр, наверняка будут общие базовые критерии у наставников, но применительно к каждой отрасли, связанной с управлением, туризмом, должно быть понимание, что этот наставник готов дать. Если есть концепция наставничества, сопровождение человека по профессиональному, жизненному маршруту, какому угодно, первым критерием всегда должно быть то, что человек хочет быть наставником, потому что иначе очень сложно через не могу. Быть суперпрофессионалом в своей деятельности, уметь организовать бизнес, но не уметь научить другого человека, это будет очень сложно. У нас очень многие работодатели не такие корыстные, как хотелось бы представить, большинство из них участники образовательного процесса, они с нами, они нас никогда не бросают и нацелены на воспитание смены профессионалов, которые у них уже есть, и никогда такого не было, чтобы они сказали, что мы не будем заниматься со студентами, потому что нам это в рамках бизнеса не интересно. Те работодатели, которые с нами, они до конца и как раз те самые наставники. Поэтому первым критерием было бы здорово, если бы было большое желание людей быть этими наставниками и уметь помочь, а уже вопрос компетенций, квалификаций, всего прочего – это более длительная проработка, которая требует нормативной базы и, возможно, участия большого количества преподавательского сообщества, управленческих ресурсов нашей большой России, и мы придем к чему-то более интересному.

Елена Ляпунцова:

Вы совершенно точно подтверждаете наши мысли, и когда мы создавали «Золотые имена Высшей школы», мы смотрели на те проекты, которые существуют. Есть «Учитель года», и мы не могли найти те критерии для положения, чтобы сделать одного преподавателя года. Мы решили, что у нас должно быть как минимум 10 номинаций. А когда у нас уже пул экспертов, соединились наши регионы, и наши победители стали нашей семьей, я всегда говорю – добро пожаловать в нашу семью, к нам приходят и никогда уже не уходят, это очень здорово. И у нас получилось сделать 12 экспертных сообществ по направлениям: преподаватель как профессия и наставник, а с другой стороны, это профессиональный рост и профессиональные моменты. То, что Вы сейчас сказали о том, что должны быть критерии в этом реестре, может быть, это сделать по критериям лучших практик. Можно раздуть количество этих наставников, а они будут бессмысленны: я хочу быть экспертом в этом сообществе, есть у меня такая галочка, а на самом деле бесполезность этого наставника либо его амбиции. И мы будем думать о реестре лучших наставнических проектов.

Фонд президентских грантов – это про проекты, проект, который имеет время, то есть тот процесс, который завершается. Нужно ли давать проектную деятельность именно как наставник для наставляемого?

Наталья Алиева:

Опять же вопрос мотивации ключевой, и нужно исходить от мотивации человека, который пришел, который является наставником, потому что для кого-то оценка результата может оказаться отталкивающим моментом, хотя для меня, как сотрудника фонда, это часть пути, потому что мы должны понимать, что меняется, то есть мы работаем с человеком, с группой людей – что меняется в их жизни. И если смотреть с этой точки зрения, тогда это временные отрезки, это про то, чтобы остановиться, посмотреть, чего мы достигли за год, к чему мы хотим прийти через год. Я вижу, как работает социальное проектирование в этом плане с временными отсечками, это очень эффективно, потому что есть возможность обернуться в бесконечной гонке, многие в ней живут, и понять, каких результатов мы достигли, к этому ли мы стремились, и откорректировать свою деятельность, что-то новое в нее привнести.

Часто получается так, что проекты перерождаются, с новыми названиями, сохраняя стержень, из-за которого все начиналось, и получаются еще более эффективными, поэтому с точки зрения фонда, с моей личной точки зрения это важно. Но, повторюсь, для кого-то это может оказаться сложным моментом, и здесь уже про мотивацию, про личность, и это же очень интересный, важный процесс, институт наставничества, но в то же время он очень сложный, потому что здесь люди, здесь сложнее договориться, очень много факторов нужно учитывать, но это очень интересно и важно.

Елена Ляпунцова:

Мастерская наставничества предусматривает короткие сеты с точки зрения проектной деятельности, потому что одно дело быть в процессе, другое – в результате, мне результат всегда интересен. Понятно, что процесс очень важен, созерцание, понимание, но есть время разбрасывать камни, есть время их собирать. У вас есть такое направление, проектная деятельность?

Людмила Семенова:

В рамках Мастерской наставников сейчас Балтийский федеральный университет в нескольких высших школах на нескольких направлениях в рамках федерального проекта реализует такой проект, как «Обучение служением», это тоже про наставничество. В нашей Высшей школе студенты первого курса под наставничеством, под помощью нашего преподавателя, который является наставником в этом проекте, это дисциплина, не связанная с дисциплинами учебного образовательного плана, и по заказу наших социальных некоммерческих организаций реализует различные проекты, которые в дальнейшем воплощаются в реальную жизнь. Студенты института направления «Сервис» оценивают городскую среду с точки зрения социальной адаптации, социальных возможностей и доступности для маломобильных групп, наносят все это на карту. Сложный проект, но этот проект будет на протяжении года, и в дальнейшем он будет раскрываться уже на втором-третьем курсе и, мы надеемся, выльется в стартап, в выпускную квалификационную работу, а так как у нас сейчас в университете стараются реализовывать, это приветствуется, межфакультетские, межпредметные выпускные квалификационные работы, не просто ВКР, а стартапы, которые в дальнейшем могут быть воплощены в жизнь, то как раз Людмила Викторовна, как руководитель программы, связанной с управлением, экономикой, интегрирует туда же в дальнейшем студентов. С одной стороны, это проект наставничества, с другой стороны, социальный проект по заказу в рамках федерального проекта, и в дальнейшем это может воплотиться в то, чем будут заниматься наши выпускники и будут это развивать. Поэтому здесь можно говорить о том, что проекты наставничества, которые реализуются в нашей Высшей школе, в университете, имеют синергетический эффект и подтягивают в дальнейшем смежные отрасли, дают возможность развиваться студентам в будущем уже после получения диплома.

Елена Ляпунцова:

Спасибо большое. «Интеллектуальный капитал», «Школа академического наставничества и сотворчества» при поддержке Фонда президентских грантов и Министерства науки и высшего образования. У меня в гостях Наталья Алиева, руководитель Департамента региона развития Фонда президентских грантов, Людмила Валерьевна Семенова, Людмила Викторовна Пурыжова, мои коллеги из Балтийского федерального университета. Мы говорили о том, что такое ШАНС для решения тех проблем, которые ставят нам естественным образом, и мы хотим эти задачи и проблемы решать вместе, для того чтобы развивалось наше гражданское общество. Спасибо большое, с вами в студии была Елена Вячеславовна Ляпунцова, руководитель проекта и председатель Координационного совета Лиги преподавателей Высшей школы.