{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Татьяна Резер врач, юрист, преподаватель высшей школы, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель высшей школы 25 марта 2024г.
ШАНС наставника
Быть наставником - это почетно или невыгодно? Что такое наставничество в современном понимании и зачем оно нужно в сфере науки и высшего образования? Академическое наставничество как феномен институт развития. Термины, люди, личные кейсы успешных практик наставничества.

Юлия Белозерова:

Добрый день, в эфире программа «Интеллектуальный капитал» Лиги преподавателей Высшей школы, и это одна из первых программ специального цикла «Школа академического наставничества и сотворчества». С вами в студии сегодня Юлия Белозерова, генеральный продюсер проекта, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедры продюсерского мастерства Института кино и телевидения и руководитель проекта «Школа академического наставничества и сотворчества», доктор технических наук, профессор МГТУ имени Баумана, лидер Лиги преподавателей Высшей школы, руководитель практически всех проектов нашей межрегиональной общественной организации Елена Вячеславовна Ляпунцова.

Елена Ляпунцова:

Здравствуйте, думаю, что без продюсерского мастерства и без Вашего креативного мышления, творчества не было бы многих наших проектов, каждый вносит свой вклад в наше профессиональное сообщество. Мы очень трепетно относимся к программе «Интеллектуальный капитал», но в этом году «Школа академического наставничества и сотворчества» говорит о том, что мы будем привлекать и приглашать самых лучших, самых уникальных и покажем, что очень важно сотворчество. Лига преподавателей Высшей школы нацелена на все актуальные, значимые и необходимые задачи, проекты, которые существуют в риторике, в повестке национальной безопасности, экономической безопасности, образовательного суверенитета, многих важных вопросов, в том числе наставничества.

Юлия Белозерова:

С нами на связи эксперт из Екатеринбурга Татьяна Михайловна Резер, врач, юрист, преподаватель Высшей школы, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель, профессор кафедры теории, методологии и правового обеспечения государственного муниципального управления Уральского федерального университета имени первого Президента Бориса Николаевича Ельцина. Татьяна Михайловна является победителем Всероссийского конкурса «Золотые имена Высшей школы» 2018 года, а дальше ее путь в Лиге продолжился, она возглавила региональное отделение по Свердловской области и работает с нами уже много лет. И если вы следите за деятельностью Лиги, то можете увидеть в наших выложенных материалах, видеолекциях, в проекте «Открытый лекторий» прекрасные лекции Татьяны Михайловны, это и «Русская мечта уральской глубинки», и «Психологический аспект», и «Гендерное воспитание», очень много интересных моментов, которые идут на стыке психологии, медицины, юриспруденции. Татьяна Михайловна наш добрый друг, и я надеюсь, что мы сегодня откроем еще новые грани Татьяны Михайловны как наставника.

Но прежде чем дам слово Татьяне Михайловне, я хочу спросить Вас, Елена Вячеславовна. Цикл программ о наставничестве, почему в этом году Лига занимается этим вопросом, ведь всем известно, что 2023-й год был провозглашен Президентом Годом педагога и наставника, очень много говорилось о наставничестве, очень много было сделано, проходили форумы, конференции, разрабатывались различные документы. Насколько актуален в повестке Лиги данный вопрос, есть ли уже заделы, в чем состоит опыт работы?

Елена Ляпунцова:

Год наставника, педагога завершен, Лига преподавателей Высшей школы выходила в конце года со своими наставлениями, для того чтобы видеть, что мы сделали за 2023-й год, собирали большой пул вопросов и предложений. Мы выходили с этими предложениями в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство просвещения, потому что Министерство просвещения является оператором национального проекта образования, и Министерство науки и высшего образования с нами сотрудничает, мы очень признательны министру Валерию Николаевичу Фалькову за тот отклик и за то понимание, что профессиональное сообщество Лига преподавателей Высшей школы — это действительно интеграция огромного количества уникальных преподавателей, таких как победители «Золотых имен», и как производное выросло направление наставничества.

В подтверждение тому, что это очень актуально, в конце года прошел госсовет, на котором была выстроена большая интересная задача, это можно посмотреть на портале официального сайта Кремля, были поставлены моменты с точки зрения наставничества, в чем же суть. И самое главное подтверждение тому, что это очень актуально, 13 февраля вышли поручения Президента после госсовета, 18 поручений, 12 из них точно созвучны с нашими направлениями, которые мы в Лиге преподавателей Высшей школы благодаря региональной сетке, а региональных отделений уже 54, огромное количество представительств открыто в вузах, университетах и так далее, и эти предложения созвучны с нашей работой.

Наставничеством мы занимаемся с 2012 года, в 2014 году мы с Юлией Михайловной были в проекте наставничества Агентства стратегических инициатив, был огромный форум, агентство сделало для нас большой стенд, и целевая аудитория, в которой мы тогда были очень сильным акцентом, это дети в сложной жизненной ситуации и детки в детских домах. Обратите внимание, сколько лет прошло, наши детки выросли, и они стали не только наставляемыми, но они уже стали наставниками. Здесь очень важный момент, что такое академическое наставничество, но мы об этом поговорим чуть позже.

Юлия Белозерова:

Этот цикл программ непростой, мы позиционируем их как образовательные программы, они являются частью курса повышения квалификации для преподавателей, в текущем 2024 году на этом курсе будут обучены за бюджетный счет, бесплатно, более 200 преподавателей. Набор мы будем делать больше, но плановые показатели — это 200 преподавателей со всей России.

Елена Ляпунцова:

Нас поддерживают Министерство науки и высшего образования, наш куратор заместитель министра Ольга Викторовна Петрова согласилась еще в прошлом году стать нашим академическим наставником, в июне у нас прошел анонс того, что очень важно интегрировать во все важные значимые федеральные площадки, и именно сейчас мы хотели бы поблагодарить Фонд президентских грантов, который нас услышал, 5 лет нас поддерживали в конкурсе «Золотые имена Высшей школы», это дорогого стоит, 2 года мы работаем по госзаказу с министерством. С наставничеством, сотворчеством нас в этом году поддержал Фонд президентских грантов, это дало нам возможность расширять и развивать. Кто такие наставники, имеем ли мы право ими стать, мы будем выяснять на повышении квалификации, которое мы с Вами задумали, концепция наставничества.

Юлия Белозерова:

Причем, когда мы стали анализировать, каким образом можно научить человека быть наставником или какие аспекты можно поднять для обучения, научения, мы пришли к выводу, что здесь более важен обмен опытом, очень важно собирать базу успешных практик наставничества. Поэтому сегодня мы всех желающих приглашаем присоединиться к этой работе, каждая программа будет сопровождаться каким-то интерактивом, это будут либо опросы, либо предложение поработать над кейсами, либо предложение оставить свои комментарии по кейсам, в описании этой программы на сайте Медиаметрикс вы увидите ссылку на наш профиль ВКонтакте или можете в поисковике набрать «Школа академического наставничества и сотворчества», и все дополнительные материалы мы будем там выкладывать.

Сегодня нашим слушателям мы предлагаем пройти опрос, который позволит позиционировать вас как наставника. Опрос небольшой, стартовый, и он позволит скомпилировать те компетенции, успехи, тот опыт, который вы уже накопили. Одно из направлений работы Лиги — это научные исследования, мы потом поделимся с вами результатами, мы всегда в открытом доступе выкладываем все результаты опросов, и нам в этом помогает в том числе информационное агентство «Образование.Пресс», наши партнеры, с которыми мы реализуем большинство наших проектов. Мы благодарны за партнерство, и мы обязательно выложим результат этого опроса, который позволит увидеть, какими видами наставнической работы занимаются наши преподаватели, какой накоплен опыт, и будем делиться, с разрешения наших участников, в информационных ресурсах этим опытом, этими кейсами, которые вы пожелаете выложить.

Елена Ляпунцова:

Я сегодня прошла опрос, и одно дело, составить опрос, другое дело, на него ответить. Совершенно правильно говорите, понять кто есть кто, потому что наставничество имеет многогранное понимание. Это научное руководство, кураторство, есть такие словеса, немножко не русскоязычные, как коуч, ментор, все, что связано с тьюторством, но тем не менее имеет место быть. И если задуматься глубоко, то каждый преподаватель имеет в совокупности все эти моменты, потому что они отличаются друг от друга. Здесь наша задача понять, что же все-таки мы хотим вложить в понятие академический наставник. Наш опыт и опыт других проектов, где мы сами были с наставниками, дает возможность, но нам очень хочется услышать обратную связь от наших преподавателей, от регионов, лучшие практики, особенно когда мы говорим о лучших практиках, методиках, методологиях, это же все для качества образования, это все для того, чтобы повысить статус самой профессии, престиж, интеграцию, объединение молодого поколения с наставничеством более почтенного возраста, но наставничество — это не про возраст, наставничество — это про профессиональный бэкграунд и то, что даже молодое поколение может чем-то нам помочь. У Лиги преподавателей есть девиз — с традициями к инновациям. И тут сочетается традиция, академизм наставничества, а инновация — это молодые наставники, и мы хотим, чтобы они тоже себя проявляли и не боялись этого, но научить — это очень важно, и мы открыты, для того чтобы учиться самим.

Юлия Белозерова:

По QR коду вы попадете в рамку опроса, сможете его пройти и принять участие в нашем проекте. Елена Вячеславовна, где можно ознакомиться с монографией, что она содержит, потому что эта монография является основой нашего курса повышения квалификации?

Елена Ляпунцова:

У нас есть монография, огромное спасибо всем авторам, мы трепетно относимся к каждому кирпичику нашей публикационной деятельности. Говорят, что сейчас все можно вывести в в электронном виде, но когда ты держишь в руках такой продукт, а это продукт межрегионального взаимоотношения и взаимодействия в развитии института академического наставничества, в системе высшего образования и дополнительного профессионального образования. Это монография под редакцией Ляпунцовой, Белозеровой, «Образование.Пресс» и межвузовский образовательный кластер. Если вы смотрели наши прошлые передачи, вы уже знаете аббревиатуры ШИК и МОК, и как раз межвузовский образовательный кластер — это та площадка, на которой мы интегрируем все, что связано со взаимоотношениями, а ШИК — это школа интеллектуального капитала, сюда входит наша передача «Интеллектуальный капитал», наш курс, мастер-класс «Я — академический наставник», мы будем продолжать и дискутировать, и найдем правильное решение. Это большой уникальный труд и это наша основа в первом приближении, для того чтобы сделать наше повышение квалификации.

Юлия Белозерова:

Монография издана при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, она издана информационным агентством «Образование.Пресс», выложена в публичном доступе бесплатно, можно ее прочитать на сайте информационного агентства «Образование.Пресс», там есть разделы «Публикации» и «Библиотека».

Елена Ляпунцова:

Еще Южный федеральный университет был для нас площадкой, она для нас очень важна, и мы призываем все университеты и федерального значения, и регионального значения, и опорные вузы, и те, которые вошли в «2030», и передовые инженерные школы, и все, что связано с креативной индустрией, быть активными слушателями, и мы очень хотели бы услышать не только обратную связь, но и ваши предложения.

Юлия Белозерова:

А мы возвращаемся к нашему гостю. Татьяна Михайловна, Вы такая многогранная личность, очень многого добились даже в нескольких профессиях, как Вы считаете, почему такое повышенное внимание наставничеству последние годы, какое значение оно имеет в жизни и в том числе в Высшей школе? В чем суть этого понятия?

Татьяна Резер:

Хочу поблагодарить Елену Вячеславовну и Юлию Михайловну за приглашение участвовать в этом проекте. Когда я вас слушала, пришла к выводу, что проект Лига преподавателей — это проект о наставничестве. 5 лет шли «Золотые имена Высшей школы», там же была встреча разных поколений, и там заводили знакомства, устанавливали связи.

Юлия Белозерова:

Уже седьмой год, и напоминаем, что сейчас идет прием документов, до 31 мая прием заявок на конкурс 2024-го года, приглашаем всех к участию, «Золотые имена Высшей школы».

Татьяна Резер:

Начну с того, почему сейчас наставничество стало тем вопросом, к которому так обращено не только академическое внимание, но и внимание, связанное с государственной политикой, а потом постепенно перейду на определение наставничества. Есть четыре аспекта, и первый аспект — мы начали отходить от компетентностного подхода, и если мы смотрим диссертации, которые защищаются по педагогике, о компетентностном подходе говорится мало. Мы начали уходить от Болонского процесса, не будем сейчас обсуждать минусы, плюсы всего, что у нас было, но педагогическое сообщество получило ориентир на практикоориентированное обучение.

Юлия Белозерова:

Вы ведь возглавляете диссертационный совет, просматриваете огромное количество работ, диссертаций и можете делать такие выводы.

Татьяна Резер:

У нас на кафедре есть молодая преподаватель, она кандидат юридических наук, но она педагог по призванию, и мы с ней просматриваем, какие работы были защищены за последние 15 лет по практикоориентированному обучению. Практикоориентированное обучение в России всегда построено на идеях и принципах наставничества, и это позволяло формировать настоящие академические научные школы, с одной стороны, а с другой стороны, были сформированы профессиональные школы, которые передавали свой опыт на предприятиях, организациях и так далее. В проекте «Золотые имена Высшей школы» была номинация «Профессиональные династии», и мы подтверждаем этим проектом, сколько династий у нас, какие там были материалы.

Второе, когда мы устремили взор на сохранение и признание этих традиций профессионального обучения, а профессиональное обучение — это в основном профессии рабочие, и когда мы говорим о нем, оно включает систему среднего профессионального и высшего образования, то мы стали вспоминать формы наставничества, которые существовали у нас в педагогической практике традиционно. Может быть, мы даже еще и не заметили, но уже начиная с 2012, 2013 года произошли такие изменения в направлении федеральной образовательной политики, и я сейчас вам это докажу.

Если мы вспомним о национальных целях и стратегиях, которые были до 2014 года в сфере социально-экономического развития, то там был очень интересный документ. Речь шла о том, что необходимо создать 25 млн рабочих профессий, чтобы обеспечить социально-экономическое развитие. Тогда же впервые на государственном уровне начали приниматься решения и задумываться о том, как сократить дефицит инженерных и медицинских кадров в стране. Может быть, это робко или вслух не говорилось, но в профессиональных кругах уже понималось, что в стране произошел дефицит и отток этих кадров в результате многочисленных реформ и нововведений не только в системе образования, но и в системе трудовых отношений, но это уже другой момент.

Третье, с декабря одним из приоритетов федеральной образовательной политики, и в 2013 наш Президент Владимир Владимирович на совместном заседании Государственного комитета и Комиссии при Президенте Российской Федерации по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития подчеркнул, что считает необходимым подумать, как нам возвратить институт наставничества. Многие из тех, кто сегодня трудится на производстве, уже проходили эту школу, и сегодня нам нужны современные формы передачи опыта на предприятиях, позволяющие решить эту задачу. Обратите внимание, акцент был сделан на предприятия, и в 2018 году был проведен очень интересный Всероссийский форум «Наставник», организованный Агентством стратегических инициатив, а уже 23 февраля 2018 года был сформирован перечень поручений Президента, где говорилось, что именно институт наставничества должен быть проанализирован и раскрытые формы в разных сферах деятельности, в том числе и в высших учебных заведениях, в Высшей школе.

Немножко отойду в сторону, 9 ноября 2022 года выходит Указ Президента Российской Федерации № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Указ очень интересный, мы уже много проектов сделали с нашими студентами. Там говорится о том, что у нас распространяется деструктивная идеология, и четко указано, что могут быть два сценария развития: или мы противостоим этой деструктивной идеологии, или начинаем соблюдать традиционные ценности, а их 16, в которые и входит соблюдение традиций и наставничества.

Еще один пример из истории, вы все знаете, кто такие братья Ален и Алекс Даллес, это американцы, один возглавлял Госдеп, а Ален Даллес в 1945 году в Берлине после войны, где была западная зона, впервые организовал Центральное разведывательное управление. Эти два брата были великолепными математиками, шахматистами, были великолепно образованы, имели университетское образование, но они страшно не любили Советский Союз. И в качестве идеи выбрали внедрять деструктивные идеологии, начиная с 1945 года, но это еще не все. У них был друг, врач Чисхольм, первый президент Всемирной организации здравоохранения, и я сейчас зачитаю, что он писал в 1948 году: «Чтобы прийти к мировому правительству, необходимо изгнать из сознания людей их индивидуальность, привязанность к семейным традициям, национальный патриотизм и религиозные догмы. Уничтожение понятий истины и лжи, которые являются основой воспитания ребенка, замена веры в опыт старших рациональным мышлением — вот запоздалые цели, потребные для человеческого поведения». А спонсором Всемирной организации здравоохранения был Рокфеллер, 6 раз ему пересаживали сердце, но все равно в 96 лет он умер, и сейчас мы понимаем, насколько они играли вдолгую и чем были обусловлены эти самые реформы, которые у нас были в образовании.

Промышленность у нас получила развитие, как Soft skills, это интересный проект, и там были представители разных предприятий. Понятие наставник законодательно у нас не определено ни в одном нормативно-правовом акте. Эти четыре основания и являются доказательством тому, что институт наставничества мы должны поддерживать.

Елена Ляпунцова:

Совершенно правильная ретроспектива и историческая справка, любой врач — это психолог, и никто не отменял психологию души. Когда говорим о том, что поколение должно быть здоровым телом и здоровым духом, здесь Вы полностью покрываете все аспекты человеческого бытия. Энное количество последних десятилетий было поколение потребления, и здорово, что этом год — Год семьи, и наша задача — дать понять, что семья — это основа, фундамент всего, это все обязательно нужно пояснять, воспитывать. Наставник — это тот человек, который должен нести эту риторику. Обличие форм наставничества — это уже структура, а какой дух нести и какую ценность — это очень важный аспект самого наставника. Поэтому нужна школа академического наставничества и сотворчества. Сотворчество — очень важное словосочетание, которым мы говорим о том, что мы хотим объединить и понимаем, что Россия — это душа всего человечества, которая должна сказать правильные слова о наставничестве, о семье, о воспитании, о патриотизме, и наше будущее поколение — это те, кто нас будут лечить, воспитывать, управлять, и им нужно дать все возможные аспекты, для того чтобы все это получилось, а мы, наставники, должны этому поспособствовать.

Юлия Белозерова:

Напоминаем, это программа «Интеллектуальный капитал» и специальный цикл «Школа академического наставничества и сотворчества», мы говорим сегодня о самом наставничестве, о сути и проявлении в системе высшего образования. Татьяна Михайловна, Вы правильно затронули, что наставничество пошло из производственных профессий. На производстве приходит ученик, это было традиционно в ремеслах, он становится подмастерьем, у него есть мастер. А что в Высшей школе, что в сфере науки, образования, какие формы принимает наставничество?

Татьяна Резер:

Думаю, все будут согласны, что педагогические кадры — это основа всех желаемых изменений в жизни общества и развития государства, а точнее, я здесь соглашусь с Еленой Вячеславовной, сохранение внутреннего и внешнего суверенитета страны. Виды суверенитетов бывают разные: и национальные, и экономические, и технологические, но две большие градации — внешние и внутренние. Ужасное событие, которое произошло, это как раз о внутреннем суверенитете, это как раз о нас, о нашем сознании, и это слова наших реалий. Мы говорим, что наставничество является кадровой технологией, которая обеспечивает планомерную передачу и планомерную работу знаний, навыков и установок от более опытных сотрудников к менее опытным сотрудникам по профессии, а профессии бывают разные. Эта проблема, исходя из федеральной образовательной политики, у нас в двух направлениях.

Например, создание учебных и образовательных центров, недалеко Первоуральск, и там новотрубный завод, он классно работает, там целая школа наставничества. Нижнетагильский завод, тоже интересная школа наставничества, предприятие ассоциации Уралпищепром, а в Верхней Пышме в Свердловской области Уральская горнометаллургическая компания впервые в России создала частный технический университет. Они пытались решить свои проблемы, не будем сейчас говорить, как там было с кафедрами, с практиками, мы говорим факты, которые сейчас есть. Они полностью обеспечивают свою кадровую потребность, и институт наставничества у них один из главных приоритетных институтов.

Что же касается науки, то мне кажется, там тоже не обошлось без реформ, и могу выделить два момента, которые наложились на то, о чем мы сейчас говорим, академическое наставничество. В 2012 году вышел новый закон об образовании, до этого было два закона: был закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании. В этом законе у нас появилось два уровня образования — начальное профессиональное у нас исчезло, но взамен появился уровень дошкольного образования, которое мы до конца не понимаем и до сих пор федерального образовательного стандарта нет, и уровень, связанный с подготовкой научно-педагогических кадров. Тогда мы впервые услышали, что вводится ФГОС высшего образования по направлениям подготовки научно-педагогических кадров.

Что же произошло? У меня была аспирантка, она закончила с отличием магистратуру и тут с отличием закончила, но по семейным обстоятельствам не защитила, потому что требовались большие деньги на защиту кандидатской диссертации, она получила диплом исследователя. Мы ушли однобоко на науку, а образовательная деятельность, которая в Высшей школе, она не может быть отделена, осталась в стороне. И поэтому выдавался диплом какого-либо преподавателя предметной области. Сейчас ситуация изменилась, но в итоге что мы получили? У нас в течение нескольких лет было создано бюрократическое препятствие по созданию новых научных школ отдельными учеными, коллективами, именно высшего образования. А теперь давайте будем честными — сколько у нас возрастных коллег ушло на пенсию, и мое глубокое убеждение, что наставничество — это тот механизм, тот путь, который необходим в воспитании будущего ученого. Кто такой ученый? Это творческий человек, ведь есть же понятие научное творчество, и это научное творчество. У студента, у аспиранта его может рассмотреть научный руководитель, то есть человек, который обладает талантом наставника и который готов к научному сотрудничеству в целях выявления научного потенциала, научного творчества у студентов Высшей школы.

Юлия Белозерова:

У Вас был наставник в Вашей профессиональной жизни? Можете поделиться опытом, может быть, какие-то приемы использовал, которые Вам запомнились, и Вы их тоже применяете?

Татьяна Резер:

В процессе наставничества у меня было несколько наставников, первый мой наставник — это учительница русского языка и литературы, я училась в пятом классе, это была удивительная учительница. У нее на всю правую половину лица было единое родимое пятно, ее внешний вид был немножко страшноватый, но она очень любила цветы, и я любила цветы, с пятого по десятый класс вела русский язык и литературу, она меня вела как репетитор бесплатно, мне было с ней интересно, а ей, видимо, со мной было интересно. И она хотела, чтобы я была журналисткой, она уже была на пенсии, мы выращивали георгины из семян и читали.

Второй наставник у меня был, когда я уже училась по специальности лечебное дело, хирургия. Я посмотрела свою трудовую книжку: после окончания мединститута меня приняли в хирургию в качестве интерна. И когда я прошла интернатуру, я еще один экзамен сдавала, и только тогда меня приняли в качестве травматолога в травматологическое отделение, то есть целый год за меня отвечал другой человек. Был очень интересный человек, хирург, он прошел всю войну, и оказалось, что я у него была последняя, как он говорил, интернша. Он применял со мной иезуитские методы, как мне тогда казалось, иногда я его ненавидела, потому что он меня заставил сначала выучить наизусть ход всех операций, которые выполняются на человеке, по учебнику топографической анатомии и оперативной хирургии, формат А4, 700 страниц. Каждую пятницу я рассказывала и виртуально показывала, что я буду делать. И сейчас я вспоминаю, как у него хватило терпения.

Потом 4 месяца он мне передавал свою виртуозную хирургическую технику, я 4 месяца с ним не выходила из операционной. Во время ночного дежурства, я работала третий год, я самостоятельно ушивала ножевое ранение сердца, а оперировал у меня интерн, этот раненый выжил. И когда была линейка, он вызывает меня и при всех целует мне руку, снимает белый колпак, говорит: «Шляпы нет». И меня поразила черта его характера — радоваться успехам своих учеников. Я благодарна судьбе, что она свела меня с таким человеком, сколько эмпатии и профессионализма он передал мне, его ученице.

Елена Ляпунцова:

Создай себе ученика, для того чтобы потом у него учиться, V век до новой эры. Как здорово, когда учителя искренне радуются успеху, высшему пилотажу своего ученика, это дорогого стоит, потому что не каждому дано. Мы будем очень Вам признательны, если наш разговор о наставниках и наставничестве продолжится в следующих наших беседах.

Юлия Белозерова:

В мае у нас будут вебинары, мы хотели бы рассказать о разных форматах, должностях, которые отражают те или иные аспекты наставничества в Высшей школе, но, с одной стороны, это есть в материалах, в главах нашей монографии, и она в открытом доступе, а с другой стороны, Татьяна Михайловна не откажется, и на вебинарах, может быть, мы коснемся этого вопроса. А сейчас наша программа завершается, мы благодарим за внимание. С вами был «Интеллектуальный капитал», проект Лиги преподавателей Высшей школы, специальные выпуски «Школа академического наставничества и сотворчества».

Елена Ляпунцова:

Спасибо большое, Татьяна Михайловна, за такое потрясающее интервью. Ляпунцова Елена Вячеславовна, Белозерова Юлия Михайловна, Резер Татьяна Михайловна.

Татьяна Резер:

Вы делаете большой проект, общественно полезное дело, институт наставничества в России должен быть, у меня есть конкретные предложения, и я думаю, мы добьемся, так же, как добились Дня преподавателя Высшей школы.