{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Татьяна Крупа 14 декабря 2015г.
В студии Крупа Татьяна
Говорим о настоящем и будущем проникновения информационных технологий в классические отрасли рынка и о там как зарабатывать на этом сегодня и как создать глобальный бизнес завтра

Дмитрий Волков

- Уважаемые друзья, еще раз добрый вечер. С вами программа «Интернет-экономика» с Дмитрием Волковым. В гостях Татьяна Крупа - президент компании «GlobalLab». Мы продолжаем говорить про различные истории, связанные с проникновением интернета в различные сферы экономики, в различные сферы нашей жизни. При этом под интернетом мы понимаем и сети передачи данных, и сервисы, и программное обеспечение, то есть все, что связано с этим, все, что вокруг сетей передачи данных, сервисов и программного обеспечения – для нас это тоже интернет. Интернет просто для краткости. По-другому можно сказать, что это информационные технологии, можно как-то по-другому еще это определить, но мы вот про это. Интересуют нас истории, при которых интернет, просочившись в классическую отрасль экономики, родил что-то новое - новую сущность, новые возможности, новую добавленную стоимость, новые проблемы иногда. И первая просьба, Татьяна, традиционная: расскажите вашу историю, удивите нас.

Татьяна Крупа

- Здравствуйте, уважаемые слушатели, добрый день. Наша история вполне себе традиционная. Мы - молодая компания, которая была создана в 2012 году. Мы – стартап, сколковский стартап, и, скорее, первая образовательная компания, которая стала сколковским стартапом.

Дмитрий Волков

- Да вы что? Первая?

Татьяна Крупа

- Образовательная – да.

Дмитрий Волков

- Это налагает ответственность.

Татьяна Крупа

- Мы стараемся достойно нести свое бремя. О чем мы? Мы, собственно говоря, компания, которая разрабатывает интернет-систему проектно-исследовательской деятельности школьников, их родителей и учителей. Мы используем метод краудсорсинга, потому что мы считаем, что для того, чтобы исследование состоялось, нужно собрать данные. Для этого нужно найти единомышленников, которые хотят тебе передать данные. Куда их занести? Основной единицей «GlobalLab» является проект, в котором можно участвовать - просто прийти и найти свой проект, который тебе интересен, в нем поучаствовать, предоставить свои данные, посмотреть на результаты, сделать выводы и так далее.

Дмитрий Волков

- Одну секундочку. Если можно, я буду прямо по шагам. Будем есть этого слона по частям, с вашего позволения. Иначе говоря, вы создали площадку, на которой одновременно ведется несколько краудсорсинговых проектов?

Татьяна Крупа

- Несколько – это хорошо сказано.

Дмитрий Волков

- Несколько десятков, сотен.

Татьяна Крупа

- Пять тысяч проектов.

Дмитрий Волков

- Тысяч.

Татьяна Крупа

- Из них опубликовано порядка 1000, потому что каждый проект у нас проходит содержательную и техническую модерацию.

Дмитрий Волков

- Фасилитацию так называемую.

Татьяна Крупа

- В том числе.

Дмитрий Волков

- Откуда же вы столько народу-то берете?

Татьяна Крупа

- У нас 120 тысяч участников со всего мира. Они заявляют, что из 61 страны, мы им стараемся верить. Мы существуем на русском, английском и испанском. Большинство наших участников (80%) – это страны СНГ, Россия, и другие страны, которые говорят на языках, отличных от русского.

Дмитрий Волков

- Вы удивили. Это Татьяна Крупа - президент компании «GlobalLab», в программе «Интернет-экономика» с Дмитрием Волковым. Итак, я себе представил масштабы: 5 тысяч краудсорсинговых проектов, 120 тысяч участников, три языка, и все это для русских школьников.

Татьяна Крупа

- Я бы не ограничивалась русскими школьниками. Это для школьников.

Дмитрий Волков

- Вообще по всему миру?

Татьяна Крупа

- Вообще по всему миру. Это для родителей, для учителей. На сегодняшний день, если говорить о нашей аудитории, то порядка 15 тысяч учителей (по большей части российских) участвуют у нас и используют «GlobalLab» на уроках, во внеурочной деятельности, в дополнительном образовании. Остальные – это дети и их родители. Причем предметом исследования может быть все что угодно, начиная от велопарковок, заканчивая сложными краудсорсинговыми экономическими проектами, которые могут дать настоящую сущность, настоящие данные, настоящие исследования.

Дмитрий Волков

- Продолжаем этого слона есть по частям. Предположим, что я школьник, который хочет участвовать в краудсорсинговом проекте, который как-то совпадает с его проектной деятельностью. Условно, в школе задали какой-то проект (сейчас же они там какие-то проекты делают), я, недолго думая, иду к вам на площадку, нахожу что-то, мне подходящее, и начинаю участвовать в этом проекте, как участник.

Татьяна Крупа

- Прежде всего, вам нужно зарегистрироваться.

Дмитрий Волков

- Понятное дело. А еще может быть ситуация, при которой я инициирую краудсорсинговый проект.

Татьяна Крупа

- Да. У нас есть достаточно простой, последовательный инструмент, в который заложена некоторая методика. Кроме того, что мы говорим, что мы интернет-компания, мы говорим, что мы компания, которая продвигает метод развивающего обучения, который направлен не только на то, чтобы дети получали определенные знания и знали, что такое физика, чем физика отличается от химии, но мы говорим о том, что сейчас не век знания, а век компетенций и так называемых метакомпетенций.

Дмитрий Волков

- Вы нас путаете. А чем отличается знание и компетенция?

Татьяна Крупа

- Знание – это когда ты знаешь, в каком году было Бородинское сражение, а компетенция – это умение собрать данные, проанализировать данные, умение работать в команде, умение творчески, креативно и проблемно мыслить. Тебе не всегда нужно владеть информацией, тебе нужно владеть навыками и умениями, компетенциями для успешной социализации и взаимодействия с обществом.

Дмитрий Волков

- То есть знание, что такое Бородинское сражение, знание того куска истории, с которым это связано, и знание, где прочитать про это Бородинское сражение поподробнее (если к Бородинскому сражению привязались).

Татьяна Крупа

- Да. А компетенция – это умение сравнить, кто победил, на основании чего он победил, что им дало преимущество, и какие выводы на будущее можно сделать, чтобы преуспеть в той или иной войне.

Дмитрий Волков

- Например, в русско-французской 1812 года. Хорошо. Это Татьяна Крупа - президент компании «GlobalLab». Итак, я школьник, я выбрал, инициировал свой краудсорсинговый проект. Это так выглядит? Зарегистрировался, понятно.

Татьяна Крупа

- Да. Ты зарегистрировался, ты приходишь, открываешь конструктор, начинаешь создавать проект. У тебя есть четкая методика. Во-первых, тебе нужно определить цель:  что ты хочешь узнать? Второе – тебе нужно выдвинуть гипотезу. Например, «весной цветы цветут, потому что много солнца» – это уже гипотеза. Дальше можно ее подтверждать либо опровергать. Под цель и задачи тебе нужно подобрать вопросы, ответы на которые дадут тебе знания или понимание того процесса, явления, о котором идет речь. После этого ты конструируешь вопросы, ты публикуешь свой проект, проходишь модерацию обязательно, потому что он может не соответствовать научно-исследовательской методике.

Дмитрий Волков

- Модерацию осуществляете вы?

Татьяна Крупа

- Мы осуществляем модерацию, да. После этого следующий этап. Тебе нужно собрать свою команду. В твой проект могут приходить люди стихийно и раздавать свои данные. Для того чтобы просто раздать свои данные, ты должен заполнить анкету, которую создал тот человек, который является автором проекта – это первое. Ты можешь пригласить своих друзей, одноклассников, кого угодно в этот проект, которые интересуются твоей темой. После того как они подают свои данные, и данных становится некоторое количество…Технологической компанией мы стали в тот момент, когда мы изобрели некоторый протокол, который позволяет в одном месте (собственно говоря, в «GlobalLab») собирать, представлять данные в разных видах. Например, мы можем использовать графики, пайчарт, диаграммы и так далее. Все социологические способы, которые есть, мы стараемся в «GlobalLab» использовать. Более того, нашей технологической основой явился протокол, который позволяет снимать данные с различных датчиков, например, с мобильного телефона или с микроскопов, или с цифровых лабораторий и так далее. Они передаются прямо в проект, ты их видишь, и это является уже предметом анализа. В дальнейшем, если ты собираешь достаточное количество данных, ты можешь делать выводы. Я всегда говорю: неважно, сделает ребенок выводы, открытие мировое, или сделает свое личное открытие. Личное открытие с точки зрения развития ребенка (это я говорю, как психолог) более важно, чем то открытие, которое совершит когда-то, когда станет нобелевским лауреатом или перед этим.

Дмитрий Волков

- Слушайте, краудсорсинг - это же сложная штука, это же не просто какая-то работа в группе, тут же надо понимать, как обрабатывать эти данные. В краудсорсинговой  информации много мусора, надо одно от другого отделять. Как это все организовано? Кто, например, фасилитатор в его проекте?

Татьяна Крупа

- Смотрите, какая штука. Наша задача, как мы себе видим, – заставить ребенка мыслить. То есть наш девиз, о котором мы обычно говорим: здесь любопытство рулит. Мы учим думать. Это те две вещи, которым мы хотим научить. Ребенку на нашем этапе важно привить некоторую культуру исследования и научиться задавать себе цель, научиться в правильной методике и, скажем так, научной или полунаучной культуре действовать. Это та методика, которая задает некоторый порядок, который в дальнейшем может пригодиться в любой специальности. Как обрабатываются данные? Это вопрос к тем математикам, которые работали вместе со мной и работают в команде, но пока они обрабатываются более-менее достоверно.

Дмитрий Волков

- Как обрабатываются данные? Хорошо обрабатываются данные. То есть они обрабатываются автоматически, я так понимаю. То есть там не сидит человек, который вычитывает, распределяет, баллы ставит. Есть определенная система лайков, так назовем, что-нибудь в этом духе.

Татьяна Крупа

- Нет. Математическая обработка – это когда у тебя просто есть некоторые зависимости (уровень шума и пять чего-то там), надо посчитать, кто как ответил, составить график. Это делает математика и движок «GlobalLab». А система лайков – это другая история, о которой мы тоже говорим в «GlobalLab». Мы действительно используем все признаки геймификации (модное такое направление), когда ребенок может двигаться по уровням, по рейтингу, набирая очки. Надо сказать, что дети очень хотят бороться за эти уровни, им интересно это делать. В тот момент, когда у нас появились конкурсы типа «Научные старты» и так далее, количество детей, которые стали к нам приходить и которые пишут письма: «Кто победил? Нет, я. Почему он?», возросло прямо значительно.

Дмитрий Волков

- Краудсорсинг – это же соревнование, да? Когда социальный элемент совпадает с мотивационным (они одновременно существуют), игра становится игрой.

Татьяна Крупа

- Отчасти.

Дмитрий Волков

- Вы, может быть, назовете какой-то проект, который запал вам в душу?

Татьяна Крупа

- Мне в душу западает много проектов. Я даже пытаюсь найти время отвечать тем участникам, которые пишут мне лично: «Приходите в мой проект. Я хочу это сделать». Я сразу скажу, что у нас есть несколько типов проектов. Первый тип проектов – это те, которые сделаны нашей редакцией, которыми мы гордимся. Мы привлекаем туда ученых, чтобы они задавали тон, чтобы все видели, что такое проект. Вторые проекты наиболее отрадны для меня, потому что их создали пользователи, но мы их оценили не то что как хорошие, а как перспективные, у них есть статус «одобрено редакцией». Это как раз тот потенциал, на котором мы можем расти. И третьи – это проекты, которые дети делают в качестве домашнего задания, потому что учителя поняли, что нужна не очень дорогая история, в которой можно научить детей не просто решать задачи, что-то пересказывать, а попытаться научить их думать. Из проектов, которые мне нравятся… мне очень нравится проект для маленьких детей. Сейчас я точно не скажу, как он называется, но суть его заключается в том, что дети пытаются выучить буквы, найти эти буквы в разных проектах и нарисовать эти буквы. Есть такая методика: они для себя окрашивают в некоторые цвета буквы, они понимают, что буква «к» – это не просто буква какая-то абстрактная, а «к» – это кровать. Она может выглядеть по-разному, но она для них имеет уже смысл. У нас значительное количество результатов: маленькие дети уже начинают сравнивать себя и другого, букву с буквой и так далее. Это очень интересно с точки зрения развития ребенка. Проект, о котором мы любим рассказывать, – это «шум вокруг нас». Когда люди пытаются померить уровень шума, определить источник шума, сфотографировать источник шума, они сравнивают данные и возникает очень много вопросов. Во-первых, почему мои данные соответствуют твоим данным, у нас же разные датчики. Во-вторых, почему уровень шума, который тебе субъективно кажется тихим, для меня громкий, ведь у нас данные одинаковые? И здесь мы выходим: а) на физику, б) на гигиену и так далее. На основании каких-то простых данных (несложно придумать такой проект), дети сравнивают себя друг с другом, дети понимают, что есть гигиена, дети понимают, что есть наука, и после этого они мотивируются на то, чтобы изучать те или иные предметы.

Дмитрий Волков

- Очень интересно. Скажите, а на какой возрастной промежуток это рассчитано? У вас детишки какого возраста?

Татьяна Крупа

- Мы изначально для себя ставили задачу – заниматься со школьниками от 6 до 19 лет, потому что многие заканчивают в 18-19 лет, но сейчас практика показывает, что у нас очень много малышей. Малыши создают команду со своими родителями. Очень много родителей, которые думают о том, что делать с их детьми.

Дмитрий Волков

- Присоединяются к своим детям.

Татьяна Крупа

- Абсолютно.

Дмитрий Волков

- Да, безумно интересно. Не очень дорогая история, если прилично об этом говорить. А как вообще этот бизнес устроен, как бизнес?

Татьяна Крупа

- Мы работаем по системе «Freemium». У нас основные сервисы бесплатные. У нас есть премиальные канты, в которые входят дополнительные сервисы: создание некоторого большего количества проектов, хранение собственного портфолио (это для индивидуалов). Для школ, которые хотят это использовать в своей деятельности, есть некоторые дополнительные сервисы, связанные с закрытой виртуальной площадкой. На самом деле это огромная проблема, в частности психологическая, когда школы не готовы говорить всему миру о своих достижениях, когда они хотят быть закрытыми. Для этого мы предоставляем отдельный сервис – такой миниклуб. И есть система мониторинга, которая сейчас нужна в связи с внедрением новых федеральных государственных образовательных стандартов. Мы позволяем узнать школе, кто из детей участвовал в проектах, в каких проектах, то есть рисуем некоторую карту знаний, которая нужна для ребенка, для его будущего продвижения по предметам.

Дмитрий Волков

- Пользуются? Я так понимаю, у вас можно эту площадку купить, то есть купить возможность организовать свой проект на этой площадке.

Татьяна Крупа

- Свой проект можно организовать и бесплатно.

Дмитрий Волков

- С привлечением, со всеми возможными сервисами, которые есть в нормальном, большом краудсорсинговом проекте, в котором решается какая-то более-менее серьезная задача, большое количество людей задействовано, требуется задействовать все инструменты, проанализировать разные аспекты, разные возможности, вот эту воронку потихонечку образовать и вычленить из всего набора предложений то единственное, которое перевернет мир - вот это вот может стоить денег.

Татьяна Крупа

- Может стоить.

Дмитрий Волков

- Отлично. Знаете, мой следующий вопрос статистического характера, и он уже связан даже не с проектом, а с образованием в целом. Мы же можем об этом поговорить?

Татьяна Крупа

- Абсолютно.

Дмитрий Волков

- Скажите, с вашей точки зрения, какое проникновение интернета в том самом широком определении, которое я в самом начале дал, у нас здесь, в России, сейчас, в процентах? С вашей точки зрения.

Татьяна Крупа

- Знаете, если мы говорим конкретно об образовании…

Дмитрий Волков

- Я бы даже сказал, о школьном образовании.

Татьяна Крупа

- Я бы ссылалась на статистику. У нас есть заявление, что в 2007 году наши школы обеспечены интернетом на 100%, но поскольку мне приходится очень много путешествовать по нашим регионам, перед ними выступать, в том числе и как научный сотрудник, я понимаю, что этого интернета недостаточно даже для того, чтобы посмотреть Википедию. Хороший интернет есть в больших городах. Подключение к интернету – задача у госорганов сейчас, но не всегда хватает финансирования, чтобы это обеспечить. Я точно могу сказать, что в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Астрахани, во многих больших городах оно есть. Если в регионах, то нет. Например, мы можем говорить о проблеме Якутии, в которой интернет очень нужен, но на сегодняшний день качественного интернета там нет. Поэтому, если оценивать качество хорошего интернета, мне кажется это 30%, не больше. Это примерно совпадает с мировой статистикой.

Дмитрий Волков

- Между прочим, Россия – одна из лидеров в этой области.

Татьяна Крупа

- Это прекрасно.

Дмитрий Волков

- Кстати, несмотря на такие проблемы в Якутии, еще в Магаданской области тоже есть проблемы. Давайте уточню. С проводной и беспроводной связью понятно – где-то она пришла, где-то еще не пришла. Придет. Я имею ввиду проникновение в смысле сервисов, в смысле примерно той истории, как у вас. Когда люди начинают уже использовать краудсорсинговые технологии, довольно сложные технологии, но интересные, в образовательном процессе, значит, проникло. А если по-прежнему «прочитайте учебник на странице с 15 по 18, ответьте на вопросы, которые после параграфа 6», то не проникло. Вот в этом смысле тоже 30%?

Татьяна Крупа

- Знаете, я здесь предлагаю делить на 2 части. Первая часть связана с образованием и родителями. Все-таки родители, особенно в больших городах… Хотя статистика «GlobalLab» говорит немножко другое. Я сейчас поясню, о чем речь. Речь идет о том, что «GlobalLab» чаще используется в маленьких городах. Есть истории, когда «GlobalLab» используется в деревнях, как событие, когда они деревней собираются, собирают какие-то данные, нам их присылают. Это правда. Но родители все чаще используют…

Дмитрий Волков

- Татьяна, простите, ради бога, я вас перебью. Что они там, в деревнях, решают?

Татьяна Крупа

- Они что-то меряют. Если есть проект про культуру (например, ты исследуешь свой край), то они описывают свой опытный участок, они фотографируют облака (им это доступно), они меряют температуру в разные периоды времени. Мы знаем, что есть такая наука, как фенология – зависимость температуры от цветения и так далее. Они находят такие вещи, которые им доступны, и целым поселком, группой присылают в«GlobalLab» свои данные.

Дмитрий Волков

- Это у нас, в России, такое происходит в деревнях?

Татьяна Крупа

- Пока есть один известный нам пример, но он есть. И это радует.

Дмитрий Волков

- Все равно, даже если есть один. Просто вы меня сейчас второй раз удивили. Вы меня просто потрясли, честно говоря. Хорошо, вернемся к процентам.

Татьяна Крупа

- Если возвращаться к моей мысли о родителях, которые сейчас стараются развивать своих детей, я бы сказала, что таких родителей уже 40-50%, и они стремятся к тому…

Дмитрий Волков

- Родителей больше, чем проводов.

Татьяна Крупа

- Родителей больше, чем учителей.

Дмитрий Волков

- Проникновение в смысле сетей передачи данных вы оценили примерно в 30%. Если померить в родителях, то получается 40%. В родителях интернета больше.

Татьяна Крупа

- Мы же изначально говорили о школьном интернете, а я вам говорю про домашний интернет, потому что дома есть тоже возможность подключить к интернету. И таких родителей, которые используют интернет в образовании, больше, чем образовательных учреждений, которые готовы сейчас уже использовать онлайн для образования. Хотите приведу пример? Может быть, он смешной и некорректный, но я в прошлом году участвовала в некоторых конференциях с достаточно известными издательствами, и мы спорили с ними на тему того, какой учебник должен быть в будущем. Там был долгий-долгий спор. Там утверждали, что есть уже готовые бумажные учебники, они замечательные. С другой стороны, я рассказываю про развивающее обучение, говорю: «Ребята, давайте сразу определимся, чему мы будем учить, и после этого будем подбирать технологии – учебник или интернет». В Финляндии вообще отказались от учебников. Была долгая дискуссия, в конце встала учительница физики и задала вопрос: «Скажите, пожалуйста, а по какому учебнику мне физику-то преподавать?». И это, в принципе, один из ответов на тот вопрос, который вы задавали. Учителя все еще думают, что им нужен учебник для того, чтобы учить. Они еще до сих пор думают о том, что знание – сила. Отчасти, это так.

Дмитрий Волков

- В буквальном смысле этого слова. Знание, конечно,– сила. Вот буквально знание – это сила, равно, тождество, если я вас правильно понял.

Татьяна Крупа

- Да, абсолютно. Поэтому родители более мобильны, они скорее больше хотят счастья своим детям и счастья в образовании.

Дмитрий Волков

- Согласитесь, это же нормально.

Татьяна Крупа

- Абсолютно.

Дмитрий Волков

- Родители, как драйвер проникновения интернета в образование. А если мы все проинтегрируем (если вы позволите употребить это слово) сети передачи данных, вот это все, сколько в школьном образовании интернета? Какой некорректный вопрос я вам задал, но вы все-таки психолог.

Татьяна Крупа

- Давайте как-то статистически – 30-40%. Давайте остановимся на 35%.

Дмитрий Волков

- Давайте. Скажите, а сколько могло бы быть, если бы 10 лет назад… Кто самый авторитетный для вас педагог, ученый, человек?

Татьяна Крупа

- Я бы говорила… Об ученом?

Дмитрий Волков

- Кто для вас наиболее авторитетен с профессиональной точки зрения?

Татьяна Крупа

- Здесь несколько людей. С точки зрения психологии развития я, конечно же, всегда счастлива от того, что у меня был научный руководитель Виктор Панов. С точки зрения психологии образования это, конечно же, Александр Адамский.

Дмитрий Волков

- Вот теперь я прошу внимания. Представьте, что наше государство 10 лет назад с точки зрения подходов к управлению стало таким же, как Панов и Адамский, с точки зрения подхода к своим профессиональным обязанностям, вот все государство. Если бы люди другие пришли, все инструменты заточили на то, чтобы интернета и сервисов, в смысле сетей передачи данных (в рамках возможностей, которые есть у государства, - они не беспредельные, понятное дело) было бы как можно больше везде (в деревнях, в больших городах, в небольших городах), то сколько у нас сейчас могло бы быть?

Татьяна Крупа

- Мне хочется с вами поспорить. Даже если бы все уважаемые люди мира 10 лет назад решили исправить эту ситуацию, то интернета как такового в той степени, в котором он сейчас, 10 лет назад еще не было.

Дмитрий Волков

- Не было. Нет, они 10 лет назад решили и все 10 лет работали над этой проблемой до сегодняшнего дня.

Татьяна Крупа

- Мне сложно сказать, потому что, когда я начинала работать в сфере образования, впервые там были некоторые программы, которые поставляли компьютеры в образовательные учреждения и первые мультимедиа-ресурсы. До сих пор степень использования тех мультимедиа-ресурсов, которые есть в школах, компьютеров достаточно низка. Давайте желаемое и действительное. Хотелось бы, чтобы хотя бы процентов 80, а то и 100 это использовали, потому что это и равные возможности. В больших городах есть много кружков, в больших городах есть лучшие учителя - как поделиться лучшими практиками? Это сейчас может сделать интернет, поэтому я как раз выступаю за то, чтобы улучшить качество образования. Для меня качество образования связано с интернетом, поэтому наша деятельность – это есть ответ на этот вопрос. Мне кажется, 80% было бы достаточно для того, чтобы шагнуть вперед.

Дмитрий Волков

- 80%?

Татьяна Крупа

- Да.

Дмитрий Волков

- Вопрос, который я вам задал, на который вы так замысловато, на мой взгляд, ответили, еще по-другому можно задать. Может, я его плохо задал. А где технологический предел? Понятно, что все образование не станет интернет-образованием. Все равно останется человек, учитель, глазки останутся, голос - это неизбежно, но все больше и больше таких технологий,как удаленное образование, использование краудсорсинга, использование других всяких технологий похожих. Понятно, что 100% не будет. Офлайн останется, и слава Богу. Где-то есть технологический предел. Где он сегодня? Если мы дошли до 35% так, как шли, то куда бы мы дошли, если бы мы были максимально толковы в этом отношении, все бы возможности использовали?

Татьяна Крупа

- Хороший очень вопрос, на самом деле.

Дмитрий Волков

- На него можно ответить просто цифрой, даже не объясняя ничего.

Татьяна Крупа

- Вот как раз хочется объяснить.

Дмитрий Волков

- Если хочется,то объясните.

Татьяна Крупа

- Смотрите, интернет – это технология. Когда-то мы говорили, как проникнет книжка. Вот книжка проникла, ее используют, и она сейчас наравне с учителем выполняет свою функцию. Интернет тоже выполняет свою функцию, поэтому дать как средство интернет 100% – это важно. Будут использовать или не будут использовать, и в какой мере будут использовать – это другой вопрос, и, собственно говоря, не он, наверное, прозвучал сейчас. Как выбор средства, эта возможность должна быть у всех.

Дмитрий Волков

- Предположим, она есть у всех, но использовать будут не на 100%. Насколько будут использовать сейчас?

Татьяна Крупа

- Я думаю,также будут использовать процентов 35-40, не больше.

Дмитрий Волков

- То есть, в общем, нормально у нас все, более-менее, неплохо.

Татьяна Крупа

- У нас неплохо.

Дмитрий Волков

- Технических возможностей не хватает, а с точки зрения работы родителей над пушением интернета… родители достаточно пушат интернет, почти настолько, насколько могут, если я вас правильно понял. Тогда у меня не получилось. Если бы была разница, если бы вы сказали, что было 35% а будет 50%, то я бы тогда спросил, что мы упустили. Получается, что мы особо ничего не упустили. Поэтому следующий вопрос такой. Скажите, чтобы вы сейчас сделали, как, например, министр образования, для того, чтобы степень проникновения интернета со всех точек зрения, с технической и нетехнической, росла?

Татьяна Крупа

- Во-первых, я бы обеспечила всех хорошим доступом к интернету.

Дмитрий Волков

- Сделано.

Татьяна Крупа

- Второе, о чем нужно говорить, - это об изменении нормативно-правовой базы.

Дмитрий Волков

- Вот, интересно.

Татьяна Крупа

- На сегодняшний день интернет-технологии не наравне с оффлайновым обучением. Для того чтобы получить аттестат, в законе об образовании есть некоторые ограничения: экзамен должен сдаваться очный и так далее. Это мы сейчас говорим об общем образовании. Простая история, казалось бы, могла бы быть с дополнительным образованием, о котором у нас сейчас говорят, которое бурно развивается, но там тоже не все так просто. Школа не готова отдавать те средства, которые поступают на дополнительное образование школьников.

Дмитрий Волков

- А что такое общее, что такое дополнительное?

Татьяна Крупа

- Урочная деятельность в рамках уроков, чтобы совсем просто, – это школьное. Кружки, повышение квалификации – это все дополнительное образование.Поскольку существует такое понятие, как нормативно-подушевое финансирование, учителя и учреждения образования стараются максимально оставить эти деньги в школах.Учителя умеют преподавать биологию, они умеют преподавать биологию более интересно, если это кружок по биологии. Бизнес все-таки более современен, и он предоставляет другие возможности, в том числе направленные на развитие и так далее. Поэтому изменить законодательство в сторону бизнеса, чтобы бизнес и не бизнес (условно, любые другие организации) имели равные права, при этом регулируя норму посещения интернета, регулируя, что должно быть, чтобы это было законодательно и правильно для ребенка, но возможности для бизнеса и не бизнеса были равными. Тогда, мне кажется, образование будет более перспективным.

Дмитрий Волков

- А кто такой «не бизнес»?

Татьяна Крупа

- Не бизнес – это образовательное учреждение, школа.

Дмитрий Волков

- То есть вы хотите сказать, что с использованием инструментов интернета такие бизнес-проекты, как ваш, имели бы такие же возможности, такие же права, как, например, обучение школьника в кружке школьным учителем?

Татьяна Крупа

- Я за рейтинг.

Дмитрий Волков

- И они бы соревновались?

Татьяна Крупа

- Да.

Дмитрий Волков

- Отлично, очень хорошо. Теперь у меня вопрос к вам, как к бизнесмену, причем вам на него легко будет ответить. Это даже не вопрос, это просьба опять: дайте совет. У вас же глобальный бизнес, на самом деле, то есть вы ориентированы, по меньшей мере, на три страны.

Татьяна Крупа

- На три языка. Это намного больше стран.

Дмитрий Волков

- Справедливо. На 3 языка, причем это огромное количество стран, то есть вы ориентированы больше чем на полмира, по большому счету. Что вам, как бизнесмену, дало возможность так посмотреть на эту бизнес-модель? Почему вы не ориентировались, например, на локальный рынок? Как вы стали глобальной с точки зрения бизнеса именно?

Татьяна Крупа

- Мы изначально задумывались, как глобальная лаборатория. Сама идея родилась в Терке, это центр MIT, и она была транслирована в России.

Дмитрий Волков

- Что такое MIT?

Татьяна Крупа

- Это Массачусетский технологический институт. Она просто трансформировалась в те сущности, которые больше подходят для российской действительности. Она была апробирована, как бизнес-гипотеза, впервые в России, и потом мы начали распространяться по всему миру. Мне кажется, нужна какая-то определенная смелость, потому что осознание того, что мир сейчас глобален, приходит постепенно ко всем, поэтому надо не бояться.

Дмитрий Волков

- Как она к вам пришла? Знаете, ко всем не приходит. Я вас обрадую или огорчу.

Татьяна Крупа

- Когда эта идея была принесена… У нас есть Борис Беренфельд - основатель, научный руководитель «GlobalLab». Он сам работал в Терке, он работал под руководством Боба Тинкера, и они говорили о том, каким образом естественно-научное образование и интернет могут быть связаны. Он принес эту идею, поэтому оставаться только в рамках России, когда сама идея рождалась где-то в США, для нас было непонятно. Потом мы начали рассматривать, какие есть языки. Собственно говоря, следующий по распространению язык – испанский и английский. Вот таким образом она к нам пришла. Мы заранее никогда не думали, что мы будем ограничиваться Россией. Просто возможность и желание ретранслировать русскую психологическую школу за рубеж – это, наверное, мечта многих из нас, мы вокруг этого объединялись. Команда, которая есть сейчас, которая развивает эту идею, изначально думала глобально, то есть мы пришли с такими идеями.

Дмитрий Волков

- То есть вы были изначально уверены, что русская психологическая школа конкурентоспособна, и надо только найти форму, в которой ее можно продавать.

Татьяна Крупа

- Скорее, да. Нам очень так хотелось. Собственно говоря, у нас есть много примеров, которые перенесли наши продукты за рубеж. Известный Степан Пачиков, который создал «Evernote» и так далее. Амбиции же никогда не отменяются, вот мы тоже так хотели.

Дмитрий Волков

- Нет, нет, наоборот, амбиции – это прекрасно. А вы, как психолог, что посоветовали бы людям, у которых проект не родился в Массачусетском технологическом институте, а он здесь родился?

Татьяна Крупа

- Идея. Я говорю: не бояться найти партнера, ему верить. Мне кажется, что это слагаемые успеха, потому что страх сковывает, а ненадежность партнера разрушает.

Дмитрий Волков

- А что дает возможность не бояться? Я задаю сложные вопросы, я понимаю.

Татьяна Крупа

- Знаете, мы иногда играем в интеллектуальные игры. Самая популярная команда, которая у нас есть, называется «Безумие и отвага». Наличие некоторых внутренних качеств (у кого-то они должны быть), этот кто-то должен уметь зарядить или передать этот оптимизм, энтузиазм или безумие и отвагу тем, кто тебя окружает.

Дмитрий Волков

- Безумие в хорошем смысле этого слова. Безумие, то есть неудержимость - в этом смысле?

Татьяна Крупа

- Скорее, да.

Дмитрий Волков

- Не отсутствие ума, да? Неудержимость, скорее. Отвага – это смелость, о которой вы сказали. Очень интересно, безумно интересно. К сожалению, наше время подходит концу. И в завершение по традиции – короткий месседж, вопрос, просьба, обращение к кому угодно, резюме.

Татьяна Крупа

- Скорее, хочется сказать: не мешайте нам, и мы все сделаем.

Дмитрий Волков

- Кому хочется это сказать?

Татьяна Крупа

- Всем, кто услышит.

Дмитрий Волков

- Не мешайте нам, и мы все сделаем. Это Татьяна Крупа - президент компании «GlobalLab», в программе «Интернет-экономика».