Сия Адерес:
Всем привет, с вами Сия Адерес и «Кофе-брейк со звездой». Яркие люди как солнце, они освещают не только шоу-бизнес, но и весь мир вокруг нас. Но часто наше представление об этих людях расходится с реальностью. За тенью юмора — так звучит тема сегодня. В гостях у нас артистка, певица, заслуженная артистка Российской Федерации, пародистка, юмористка, победительница проекта «Три аккорда» Елена Воробей. Почему Вы редко ходите на видеоинтервью?
Елена Воробей:
Я хожу, может быть, была какая-то пауза, и всегда спрашиваю, если меня приглашают на радио, возьмут ли мои песни в эфир. Просто не вижу особого смысла, я не чувствую аудиторию, не вижу людей, я верю на слово, сколько слушателей присутствует в моменте, может быть, я чересчур рациональная, но мне хочется думать, что, вернувшись к своему собственному голосу, я обретаю аудиторию, что меня слышат в этой огромной исполнительской массе.
Сия Адерес:
Живые концерты, мероприятия с залом Вам больше нравятся, когда Вы видите их глаза, ощущаете их энергетику.
Елена Воробей:
Вот эта обязаловка, которая есть сейчас, тренды, невидимыми нитями обмотала нас гаджетами, это вообще не про меня, я себя заставляю, честно говоря, но я сама веду свой запрещенный Instagram, так что все смешные комменты, которые там есть, это все от первого лица, нет посредников между мной и моими поклонниками.
Сия Адерес:
У нас очень плохая погода, с каждым днем только холоднее становится, сыро, темно, люди не высыпаются, при Вашем графике активности вообще сложно представить, как Вы все успеваете. Вы с утра просыпаетесь, понимаете, что нет настроения, сил, а надо выдавать энергетику, как Вы заряжаетесь?
Елена Воробей:
Вы как будто считали каждое мое утро: просыпаюсь — нет настроения, потому что смотрю за окно, а там отсутствие солнца, серое небо, кто-то проклял небо над Москвой, и когда вдруг появляется солнце, я выглядываю и говорю: «Расколдовали!» — и сразу настроение появляется. Включаю музыку, жгу электричество, искусственное солнце в виде 12 лампочек в квартире. Зиму я не люблю, для меня это такой период, когда охота спать, хочется, чтобы она скорее прошла, видимо, из-за того, что солнца мало. Поэтому когда уезжаешь на гастроли пусть в суровый край, но солнечный, это быстрее пролетает.
Сия Адерес:
Хотя по статистике самые счастливые люди в мире живут в Скандинавии, максимально лишенных солнца странах.
Елена Воробей:
Самые депрессивные люди в Скандинавии, самый большой уровень суицида в Финляндии, поэтому у Вас неточная статистика.
Сия Адерес:
Это статистика ООН. Если бы Вас попросили представить себя одним словом, как бы Вы себя позиционировали?
Елена Воробей:
Артистка или многоликая, чудная, компанейская.
Сия Адерес:
Коллеги Вас называют Воробышком, до сих пор так?
Елена Воробей:
Это после того, как я похудела, а так была Воробьиха. Леночек, Ленусик, по-разному обращаются, лучше, чем в театральном институте, меня звали Липа, чтобы быстрее выговорить мою фамилию, которую я очень люблю, фамилию в документах я не меняла, я же Воробей не настоящий. Моя родная фамилия Лебенбаум, дерево жизни, выговаривать сложно, об эту фамилию ломали языки и Александр Яковлевич Розенбаум, и Геннадий Викторович Хазанов, и Алла Борисовна Пугачева, все пытались придумать мне псевдоним. Прижился Воробышек, которого поставил на крыло Владимир Натанович Винокур.
Сия Адерес:
Как Вы считаете, псевдоним накладывает отпечаток, определенную энергетику на человека и заставляет потом поддерживать ее, насколько верите в мистику, в карму, как корабль будет назван, так он и будет плыть?
Елена Воробей:
Согласна, не без этого.
Сия Адерес:
Изначально Эдит Пиаф в переводе Воробей, плюс сложилось, что Вас так называли коллеги и друзья, и Вы решили это соединить?
Елена Воробей:
Воробышком меня не называли, просто когда Винокур меня увидел, сказал, что ты птичку мне напоминаешь, давай придумывать псевдоним, он должен быть простой, как у Пиаф. Я говорю: «Пиаф переводится Воробышек. — Может, и ты будешь Воробышек? — Какой я Воробышек, у меня характер боевой птички. — Тогда Воробей».
Сия Адерес:
Есть люди, которые не знают, что Вы поете, а больше ассоциируют с театральной сценой, как драматическую артистку либо с юмором. Чувству юмора можно научить или научиться или это качество, приобретенное вследствие каких-то событий, переживаний, потому что есть люди, которые абсолютно не умеют шутить, не понимают элементарных вещей, а спустя 10 лет у них это открывается?
Елена Воробей:
Это, конечно, не ОРЗ, воздушно-капельным путем не передается, но мне кажется, что если оно заложено, даже пусть дремлет, все равно найдет выход, это жизненный родник, который дает невероятную силу справляться с проблемами, с испытаниями, которые возникают на жизненном пути, и тебя сложнее сломать, если у тебя сильная защитная реакция в форме самоиронии или чувства юмора, который ты еще и способен транслировать в этот мир.
Сия Адерес:
То есть Вы признаете, что это некая форма защитной реакции от внешних воздействий, негатива, стресса.
Елена Воробей:
Что касается стендапа, это однозначно сеансы бесплатной или легко доступной психотерапии. Почему этот формат оказался столь востребован — это здорово, что он появился, потому что там озвучиваются самые разные проблемы, реально проблемы от первого лица: тебе нахамили, в любви ты потерпел фиаско, пришел к стоматологу и там оказались сумасшедшие деньги. Это то, с чем мы все сталкиваемся 24/7, и поэтому люди, которые слушают стендап, слышат, что говорят о них, это все можно примерить на себя. И вдруг ты понимаешь, что перед тобой точно такой же человек, как ты, просто он научился эту проблему высмеивать, а озвучив это, он дает тебе волшебную целебную пилюлю, как тебе самому справиться с этим стрессом на будущее. Поэтому мы немножко психотерапевты.
Елена Воробей:
Насколько сложнее шутить от первого лица, заявляя, что это мои проблемы, я конкретно столкнулась с ними в личной жизни, пойдя к стоматологу, ибо высмеивать третье лицо, будь то артист, звезда, это же как роль, артист играет, и вроде бы это не я?
Елена Воробей:
И то, и другое настолько прекрасно, как говорят мои коллеги, а когда совсем хандра нас настигает, достаем говномет, и патроны у него нескончаемые. Если Вы сейчас говорите про пародию, это не совсем про высмеять, это немножко другое. Бывает просто зарисовка, может быть точная характеристика, пластическая или голосовая, могут быть варианты. И то, и другое увлекательно, ты втягиваешься в этот вид спорта.
Сия Адерес:
Но морально же проще, когда это третье лицо, ко мне не относится, а когда говорю, что у меня такая проблема, начинаю шутить на эту тему, это же открыться, выйти а-ля голым на сцену и сказать — да, у меня такие проблемы, я их принимаю.
Елена Воробей:
Сделать этот шаг к аудитории, когда ты начинаешь говорить от первого лица, наверняка непросто, тем ценнее каждый новый шаг, потому что ты приобретаешь это раскрепощение. Я сейчас не про себя говорю, а про девчонок, которые занимаются стендапом, умнички, красавицы, остроумные, я слушаю их с наслаждением. Мне не все темы нравятся, тем более, что они уже все проговорены миллион раз, и территория каждой темы, каждой проблемы исхожена, даже тяжело что-то свое придумать, но в любом случае там есть креативность индивидуального подхода и своя интонация. Найти свою интонацию, с которой ты становишься любимым, узнаваемым, желанным и даже объектом для пародии — вот это невероятно сложно. Как говорят в театральном институте, актеров много, каждый год выпускаются тысячи из театральных вузов, но актеры со своим тембром голоса — это как драгоценные камни, один из залогов успеха.
Сия Адерес:
Вокалистов тоже выпускается тьма, а артистов очень мало. Раз уж мы заговорили про музыку, хотелось бы показать клип Елены «Небо в алмазах».
КЛИП
Сия Адерес:
Мне очень нравится и хотелось бы, чтобы больше людей узнали о том, как Вы поете, может быть, Вы споете сейчас что-то вживую?
Елена Воробей:
Это родится в процессе общения, расскажу, как записывала песню «Часики», клип на которую совсем недавно вышел, как хотела сочинить песню, которая подошла бы для девушек абсолютно всех возрастов: 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45... А потом подумала — так перечислять долго придется. Однажды я вывела характеристику возраста, на вопрос сколько вам лет я говорила: «Мне 20 лет и 30 зим». Я поняла, что эта формула работает ровно год, когда тебе полтос, а что потом говорить? На помощь мне пришла новая комбинация цифр, невероятно вкусная, остроумная — мне всего лишь 18, все остальное стаж. Я подумала, что именно про это надо написать песню, и со своим соавтором Юлией Лебедой родился текст: «Чу, я вся на стиле, модный лифтолук, пати замутила, собрала подруг. Каблы, красная помада, я ловлю кураж, мне всего лишь 18, остальное стаж. Часики тик-так, но что-то в них не так, сломала стрелочки, нет возраста у девочки».
Сия Адерес:
В конце программы мы обязательно поставим эту песню в полной версии.
Елена Воробей:
Я там вообще целое дело затеяла, впервые выступила сценаристом собственного клипа. Была идея встречи одноклассников, а закончила я среднюю школу в лохматом году, скажу так, в 2004 году я впервые встретилась со своими одноклассниками, которые на тот момент закончили школу 15 или 20 лет назад. Зашла в кафе или ресторан, где была назначена встреча, это было в Бресте, и увидела каких-то возрастных дядь и теть и подумала: «Ой, я, наверное, не туда попала». В 19 лет я уехала из Бреста, поступила в театральный институт Ленинграда, и все мои одноклассники остались у меня в памяти теми пацанами и молодыми девчонками, а тут... И я слышу: «Лена! Воробей тут, можем начинать!» И я это зафиксировала на свою карту эмоциональной памяти, и когда родилась идея сделать клип на тему встречи одноклассников, таких погасших, быт на лице, груз проблем, и праздник не тот, и музыка не та, и тут врывается тройка, которая в школе зажигала, и устраивает пати. Я, городская сумасшедшая, привезла своих реальных одноклассников из Бреста, кто мог приехать, потому что у всех семьи, проблемы бытовые, семейные, финансовые. Несмотря на то, что я оплачивала дорогу всем, немногие могли приехать, и мои однокурсники из Театральной академии. Поэтому для меня и для тех, кто участвовал в съемках, эта песня точно станет любимой, это память, это больше, чем фотография.
Сия Адерес:
Не было сравнений с Валерией, песня «Часики»?
Елена Воробей:
Это вообще другое, я хотела назвать песню иначе, но название «Нет возраста у девочки» не прижилось, люди зовут ее «Часики», так оно и пошло.
Сия Адерес:
Вы сами пишете текст и частично музыку, организовываете самостоятельно съемки, то есть больше берете на себя обязательств.
Сия Адерес:
Может поэтому и спина надорвалась, сегодня была у специалиста, который говорит: «Вы на себя слишком много взваливаете, поэтому ваш каркас не выдерживает, распределяйте обязанности». Но закон жизни такой: хочешь сделать хорошо — сделай сам.
Сия Адерес:
Если взять все Ваше время и разделить его на части, что занимает максимальный процент, на что Вы больше всего тратите времени?
Елена Воробей:
Засыпая, я думаю о работе, просто меня это укачивает, вместо снотворного я думаю: о чем будет клип, или сейчас я переписываю один монолог, он будет посвящен тому-то. Мой день складывается следующим образом: утро, кофе, беглый просмотр новостей, почта и доделываю то, что не доделала со вчера, это наведение порядка, но чаще связано с творчеством. Днем спортзал, если нет спорта, это может быть массаж, косметические процедуры, потому что нужно хорошо выглядеть. Приятно, когда тебя встречают люди разных возрастов и говорят: «Мы выросли на вашем творчестве», — а потом так удивляются: «Хотя такое ощущение, что вы только молодеете».
После этого у меня либо театр, я бегу, еду, лечу на спектакль, либо интервью. В промежутках, если у меня обед, ланч, я что-то читаю, иногда рисую, пишу картины, но крайне редко, должно быть очень специальное состояние души. А вечером (я поздно ложусь) смотрю интересное кино по рекомендациям друзей, должна быть обязательная характеристика, что кино многоразовое, чтобы я впустую время не тратила, либо читаю. Еще я втянулась в слушание аудиокниг.
Сия Адерес:
День у Вас настолько активный, а бывает, что Вы просто ничего не делаете, лежите, думаете? Новый год скоро, нет такого, что 1 января меня не трогайте, я заворачиваюсь в плед, чашка какао и сериальчики весь день?
Елена Воробей:
Нет, я не могу целый день просидеть дома. У меня ноги втянуты — иди, посмотри, что происходит, выставка какая-то, театр, сегодня в театр бегу, мечтала посмотреть «Войну и мир» Туминаса, и сегодня моя мечта сбудется.
Сия Адерес:
Ваш идеальный день, не нужно зарабатывать деньги, нет никаких обязательств, не нужно сдавать дедлайны, Вы абсолютно свободны, никому ничего не должны? Вы проведете его в активности либо будете лежать на пляжике под пальмой с коктейлем?
Елена Воробей:
День лежа — это проклятие, даже если это курорты, то я с утра обязательно пойду на дистанцию, мне надо выходить мои 10 000, 15 000 шагов, почувствовать приятную физическую усталость, что-нибудь обязательно посмотреть. Шопинг не очень люблю, а блошиные рынки, антикварные лавки люблю, запах старины, и модерн нравится. Люблю хороший балет, сейчас язык тела достиг невероятных красот, это новые уровни раскрепощенности, на грани человеческих возможностей, многочисленные танцевальные проекты делают нашу жизнь яркой, вкусной. Вообще не представляю, как жить без творчества, просто я такая. Со мной рядом очень тяжело, потому что я живу на большой скорости, как сейчас говорят, практически никто не вывозит. Молодые люди точно не выдерживают и падают на дистанции. Читала на днях о красивых отношениях Марлен Дитрих и Ремарка, подумала — настоящая встреча, эксклюзивная, с огромной эмоциональной волной, с захлестом, может произойти в самое неожиданное мгновение, как у них, в ресторане, и пусть это продлилось недолго, зато как: «Мы ждали друг друга до боли». Здорово, значит где-то однажды я скажу своей половинке, или он мне скажет такие же прекрасные слова.
Сия Адерес:
Что посоветовали бы молодым артистам, актерам, певцам?
Елена Воробей:
Не идти в это дело.
Сия Адерес:
Как преодолеть страхи, барьеры, поступать или не поступать, сейчас же тренд, что каждому нужно идти своим путем, не нужны дипломы и образование, многие развиваются через блогинг?
Елена Воробей:
Я в этом плане скептик, я верю в силу образования, и никогда это никому не мешало, а только помогало. А те, кто вырвался на поверхность, всплыл, как вареный пельмень в результате хайпа или удачного блогинга, я слышу много такого ничего, я не хочу обзывать никакими словами, говорю — это ничего, просто чих в вечность, как говорила Фаина Раневская. Эти быстрые взлеты, быстрые обогащения вскружат им голову, и они так же быстро забудутся. Я желаю вам долгой славы, но, к сожалению, жизнь показывает совершенно иное. Многие артисты, мои коллеги заметили, что путь к славе, если ты трудишься целенаправленно, вкладываешь в прокачку собственных знаний, образование — 7 лет. Если ты готов на такую дистанцию, после этого наступает твой звездный час, и имя начинает работать на тебя. Тогда и головушка готова, и ментально ты готов. Я не могу давать советы, потому что у каждого своя прямая или кривая, ведущая к успеху, на вершину или наоборот, к ровной поверхности, к тому, что ты будешь как все, и ничего страшного в этом нет. Когда я смотрю на семейные пары, на людей других профессий, думаю: они счастливы, правда, просто круг их интересов другой, и счастье их в другом.
Сия Адерес:
Мир не состоит только из творческих людей.
Елена Воробей:
Я понимаю, почему многие хотят пойти в артисты, есть ощущение, что ничего не нужно делать, живи себе другую жизнь, роль тебе раздали, а это большое заблуждение. Так же, как я думала, что блогеры —это умение трепаться, говорить ни о чем, для меня это самое загадочное.
Сия Адерес:
Есть и хорошие блогеры, интересные, которые выросли, много сделали. Есть роль мечты, которую Вы еще хотите сыграть?
Елена Воробей:
Без мечты заканчивается жизненная энергия, поэтому я мечтаю постоянно. Про роль не скажу, я не совсем реалист, больше мечтатель, что толку, что я проговаривала — я хочу себе кинороль…
Сия Адерес:
Какую конкретно?
Елена Воробей:
Да какую угодно, интересный режиссер, интересный сценарий — все. Если актер талантливый и режиссер хороший, а сценарий г...но, то считай, что фильм провалился. То, что ты получишь роль, еще совершенно не значит, что ты станешь любимым киноактером у страны. Я в этом году вытащила счастливый лотерейный билет, прошла кастинг, и не единожды, многоуровневый, меня пригласили в очень симпатичный сериал «Полярный», он шел на канале ТНТ, я играю тещу Михаила Пореченкова. Было очень комфортно, мы заканчивали один театральный вуз и очень давно не виделись, поэтому оказаться в кадре было двойное счастье. Для меня он актер с большой буквы, и Иван Охлобыстин, и Катя Шпица, это все крепкие профессионалы в киноиндустрии. Я в этом деле на тоненьких ножках, но, судя по фидбэку, который есть, мой образ мне удался, спасибо и съемочной группе, и режиссеру Илье Аксенову, и сценаристу Диме Малине, который с чутким ухом, с тонкой душевной организацией следил за всеми импровизациями, которые появлялись на съемочной площадке, и самые лучшие оставлял. Поэтому у нас все получилось.
Я могла бы продолжать озвучивать и дальше, просто так сошлись звезды, и именно в 2023 году этому было суждено произойти, киноангажемент состоялся. Надеюсь, что мы продолжим дальше вальсировать.
Сия Адерес:
Даже в выходной день Вы занимаетесь творчеством, а если бы так вышло, что это не приносило бы Вам монетизацию, деньги, Вы бы все равно им занимались?
Елена Воробей:
То, что я делаю какие-то наброски, рисунки, я же не продаю, это эмоциональное самовыражение, образ жизни в первую очередь. Так же, как меня тянет на рыбалку время от времени, хочу постоять у воды, позабрасывать удочку, и Бог с ним, что не клюет (лучше, конечно, чтобы клевало), но желание перехитрить рыбку изнутри тебя треморит.
Сия Адерес:
Спасибо большое, наша программа подошла к концу, в гостях у нас была актриса, певица, заслуженная артистка Российской Федерации, пародистка, юмористка и победительница проекта «Три аккорда» Елена Воробей. Также с вами была Сия Адерес и проект «Кофе-брейк со звездой», до новых встреч.
КЛИП «Часики»