Дмитрий Волков
- Ещё раз добрый вечер, уважаемые друзья! С вами снова программа «Интернет-экономика» с Дмитрием Волковым. У нас в гостях Алексей Бакулин – владелец группы компаний «Volgabus». Группа компаний «Volgabus» делает автобусы.
Алексей Бакулин
- Добрый день, Дмитрий!
Дмитрий Волков
- Но говорить мы будем не только об автобусах. Говорить мы будем о проникновении интернета в широком смысле слова. Сети связи, сервисы и программные обеспечения, всё, что обнимается термином «информационные технологии» – мы это называем интернетом. Это наша новая жизнь. Пример можно привести – «Яндекс.Такси». Появилось «Яндекс.Такси» - родилась новая сущность. Мы говорим о новой сущности, которая рождает интернет-технологии в старой экономике. В хорошем смысле слова «старой». И первый вопрос у нас традиционный: Алексей, расскажите вашу историю?
Алексей Бакулин
- История группы компаний «Volgabus» достаточно интересная, потому что нам больше двадцати лет. Мы первые, кто создали инновационный продукт – автобус, потому что известно, что традиционная советская экономика пользовалась в основном продуктом наших стран-партнеров, в основном «Ikarus».
Дмитрий Волков
- «Ikarus». Да-да, мы все помним это.
Алексей Бакулин
- И фактически первый городской автобус с собственным кузовом, который был разработан отечественными конструкторами, инженерами – это компания «Volgabus».
Дмитрий Волков
- Это уже в российские времена?
Алексей Бакулин
- В российские времена. Дальше мы пошли по инновационному пути развития, создавали тот продукт, который никогда не выпускался на российском рынке. Самый знаковый продукт – это 15-метровый автобус. В простонародье его сразу прозвали «электричкой», потому что он такой нестандартный был. Есть 12-метровые машины стандартные, которые было не видно на наших улицах, а здесь 15-метровый автобус, сдвоенная ось сзади. Для многих это было, конечно, необычно. Мы очень успешно запустили этот продукт, у нас всё хорошо получилось. Я думаю, что именно с внедрением этого продукта в производство началась миниреволюция в автобусостроении.
Дмитрий Волков
- А зачем нам нужны эти три метра и две оси сзади ещё?
Алексей Бакулин
- В чём инновационность?
Дмитрий Волков
- Да.
Алексей Бакулин
- Мы привыкли ещё к сочлененным автобусам, помните?
Дмитрий Волков
- Да, «гармошки».
Алексей Бакулин
- Да, абсолютно верно. Но этот продукт стоит очень дорого. Он стоил гораздо дороже, чем 12-метровые машины, а по вместимости именно 15-метровый автобус гораздо привлекательней.
Дмитрий Волков
- А «гармошка» какой длины?
Алексей Бакулин
- 18 метров.
Дмитрий Волков
- Это некая промежуточная история: это не 12-метровый маленький автобус, но дешевле, чем «гармошка»? Это просто экономика.
Алексей Бакулин
- Да, он фактически выполнял те функции, задачи, которые несёт на себе 18-метровая машина, которая традиционно использовалась в наших советских автобусных парках, а 15-метровая машина показала совершенно другие результаты. Раз мы сегодня говорим об интернете, о новых современных технологиях, я хочу похвалиться тем, что мы фактически первые в стране, кто смогли интегрировать центральный компьютер себе в автобус, потому что эти новые требования по экологическому стандарту, по евростандарту (Евро-4, Евро-5, которые сейчас появляются здесь), их невозможно реализовать без синхронизации работы всех основных узлов и агрегатов (таких, как двигатель, коробка передач, тормозная система). Всеми этими сложными механизмами должна управлять единая программная платформа, единая программная система. У нас раньше в России все автобусы, и сейчас до сих пор некоторые коллеги это используют, всё работает на полупроводниках, это такие параллельные системы.
Дмитрий Волков
- Хорошо не на лампах.
Алексей Бакулин
- То есть я могу сказать, что в одном автобусе, чтобы вы понимали, порядка десяти километров проводов используется для того, чтобы вся система работала. Мы, внедрив этот продукт, фактически сократили втрое все наши затраты на провода, на укладку этих проводов. Мы первые, кто в 2008 году показали этот автобус на выставке в Ганновере - выходили активно на различные рынки, показывали свои возможности. Я никогда не забуду, когда представители компании «Volvo» пришли к нам и увидели мультиплексную систему управления автобусом на российском продукте, мне задали вопрос: «А вы сколько внедряли? Вы сколько работали над этим?» Говорю: «Мы в марте получили, в сентябре у вас на выставке. Всё работает, всё замечательно». Он: «Мы четвёртый год бьемся над этим, я думаю, что в следующем году запустим». Для меня это было очень такое…
Дмитрий Волков
- Мы их обгоняем. Мы их сейчас пока догоняем, я так понимаю, всё-таки?
Алексей Бакулин
- Надо заканчивать с этими всеми играми в обгонялки-догонялки, нужно фактически строить новую систему. Понятно, что для машиностроителей… я сегодня произвожу автобусы, для меня главный продукт – это производство транспортных средств, но нужно переходить от производства транспортных средств к производству транспортных систем, на самом деле, потому что сегодня потребители ждут от нас не просто готового законченного продукта, они хотят получить некую работающую систему, которая существенно экономит им затраты, которые сокращают операционные затраты…
Дмитрий Волков
- А в чём разница, если по-простому?
Алексей Бакулин
- Давайте опять вернемся к теме нашего разговора - мы говорим сегодня об интернете. Вы начали с «Яндекс.Такси», но мне больше нравится система, которая называется «Uber». Я не знаю, почему она именно так называется, мне кажется, там есть какая-то этимология слова. Они сначала убирают из этой всей цепочки посредника в виде диспетчера, и принимается такой огромный массив и огромные затраты. Я боюсь, что в следующий этап юберизации они уберут однозначно водителя, и мы с вами будем пользоваться беспилотными средствами. Главное, чтобы они не убрали пассажиров…
Дмитрий Волков
- И саму машину.
Алексей Бакулин
- Да, само средство…
Дмитрий Волков
- Система – это тогда, когда есть механическая повозка и некое программное обеспечение, которое и управляет, и уже совершенно необязательно, чтобы баранку кто-то крутил? И в автобусах то же самое?
Алексей Бакулин
- Да. Я хочу сказать, что первыми беспилотными транспортными средствами, которые реально будут эксплуатироваться масштабно и системно, - это будет пассажирский транспорт, потому что он более ясен, он более четок в своем администрировании, в организации, потому что он работает по маршруту, он работает в жесткой сети, у него есть четкая интервальная система. Я думаю, что внедрение именно пассажирского транспорта не за горами.
Дмитрий Волков
- Алексей, вы как-то говорите про беспилотный пассажирский транспорт, про беспилотные автобусы, по моим ощущениям, не как про далекое будущее, а как про почти настоящее. Это что, уже что-то есть?
Алексей Бакулин
- Уже сегодняшнее, я бы так это назвал. Понимаете, мы сильно отстаем. Конечно, для того чтобы получить беспилотное транспортное средство, именно пассажирский автобус, нужно было сделать ряд революционных технологических изменений в самом продукте. Мы однозначно все уходим от дизеля к электроприводу, серьёзно сокращаются затраты по закупке литий-ионных батарей (там, правда, есть разные технологии). Мы двигаемся к созданию собственного компактного, но очень эффективного привода, поэтому я думаю, что уже мы имеем электротранспорт, который через какой-то совершенно небольшой шаг позволит использовать его с точки зрения беспилотности. Вопрос здесь комплексный, понимаете? Не только зависит от меня, как от производителя.
Дмитрий Волков
- Простой вопрос: когда по улицам Москвы поедут беспилотные автобусы с вашей точки зрения?
Алексей Бакулин
- Я понимаю, что мы сейчас с вами находимся в Москве…
Дмитрий Волков
- Хорошо, по улицам Волгограда, по улицам Владимира, по улицам какого-нибудь нашего города российского…?
Алексей Бакулин
- Это не только зависит от нас. Это зависит в первую очередь от государства, от политической воли тех людей, которые сегодня отвечают, в том числе и за развитие общественного транспорта, за машиностроение…
Дмитрий Волков
- Какой-нибудь прогноз дадите?
Алексей Бакулин
- Я вам сейчас отвечу, подождите. Я хочу показать вам яркий пример. Совсем недавно была поставлена задача по газомоторному транспорту. В принципе, мы работаем в стране, которая имеет мощнейшую газовую отрасль…
Дмитрий Волков
- Да с газом у нас всё хорошо.
Алексей Бакулин
- Да, всё хорошо, но не было газомоторных автобусов, не было газомоторной инфраструктуры, не было самого продукта, который бы производился. Понимания эксплуатационщиков, что такие автобусы возможно эксплуатировать, тоже не было. Буквально за два года с небольшой поддержкой «Газпрома», с небольшой поддержкой Правительства, субсидирования закупки этих автобусов сегодня фактически создали новую инфраструктуру, новую отрасль. Когда сегодня весь коммерческий транспорт в достаточно серьёзном экономическом кризисе показывает нам гигантские проценты падения, то автобусная отрасль сегодня держится неплохо за счёт этой газомоторной программы. Я хочу сказать, что те муниципальные убыточные предприятия, которые получили газомоторные автобусы, сегодня показывают очень интересные результаты - они становятся эффективными, они выходят в безубыток.
Дмитрий Волков
- Я понимаю, что вашим основным клиентам (тем, кто покупает городские автобусы), наверное, автобус, который ездит на газовом топливе (более экономичный существенно, более эффективный), конечно важен гораздо больше, чем далекая беспилотная история, но насколько она далекая? Три года, пять лет, десять лет, по-хорошему?
Алексей Бакулин
- Дмитрий, я с вами не соглашусь. Понятно, что меняя серьёзно свой образ мышления, даже переходя с дизельного автобуса на газомоторный… Для него это серьёзные инвестиции. Он фактически вкладывает достаточные средства, но он на это идёт. Он идёт на этот революционный шаг для себя, потому что он существенно сокращает свои расходы.
Дмитрий Волков
- Да-да.
Алексей Бакулин
- Вы понимаете, что сегодня в себестоимости перевозок почти 40% - это водитель. Я думаю, что как только он получит сегодня ту возможность сократить эти расходы, он с удовольствием к этому перейдёт. Но ещё раз повторюсь, это серьёзная, комплексная задача на уровне законодательства, на уровне обеспечения общей системы. Мы ратуем сегодня за что? Вы сказали «когда?», я умышленно не отвечаю, Дмитрий, на ваш вопрос, потому что здесь нужно сделать очень хорошую показательную историю. Показательная история должна быть в развитии нескольких пилотных регионов. В своё время Калифорния подписалась на историю с электромобилями и субсидирование закупки электромобилей, а теперь идёт в авангарде беспилотности, где разрешает беспилотным автомобилям бороздить свои улицы. Я считаю, что сейчас нам нужно сделать абсолютно такой же решительный шаг. Мы сегодня видим, что происходит на улицах Европы.
Дмитрий Волков
- Где будет у нас Калифорния?
Алексей Бакулин
- А сейчас есть очень интересная инициатива, вы, наверно, тоже про неё знаете, потому что мы с вами общаемся в рамках самой перспективной, самой мощной и прогрессивной площадки «АСИ» (Агентство стратегических инициатив), и в недрах этого агентства сегодня родилась очень интересная инициатива – «Интей» - научно…
Дмитрий Волков
- Национально-технологическая инициатива.
Алексей Бакулин
- Да, национально-технологическая инициатива. Там как раз сегодня обсуждаются вопросы беспилотности. Но, к сожалению, хорошие идеи все потом находят какие-то либо чиновничьи рамки, либо какие-то рамки огромных машиностроительных компаний…
Дмитрий Волков
- Мы и не такие дела заваливали.
Алексей Бакулин
- Да. Смотришь, в итоге результатом внедрения беспилотности, лет через десять у нас должны быть не беспилотные автомобили, которые должны создать определенный рынок, и мы с этим рынком должны выйти на экспортные рынки, а мы говорим о том, что мы должны создать какой-то полигон, где мы будем когда-то, наверно, испытывать. В данном случае, если мы пойдем с таким видением, то мы будем на своём полигоне, который построим, испытывать, скорее всего, уже иностранную технику.
Дмитрий Волков
- Побыстрее надо двигаться.
Алексей Бакулин
- Надо просто менять саму идеологию развития. Мы должны действительно выбрать 2-3 региона, где сегодня располагаются базовые производители. Опять же, не делать ставку на производство именно транспортного средства, а делать ставку на внедрение всей системы беспилотности в рамках одного города. Я абсолютно уверен, что к чемпионату мира по футболу, если мы сейчас дадим старт, то, по крайней мере, в трех городах мы сможем показать работу беспилотного пассажирского транспорта.
Дмитрий Волков
- Отлично. Иначе говоря, если всё будет окей, то через пару лет, через три… 2018 год – у нас чемпионат мира по футболу?
Алексей Бакулин
- Угу.
Дмитрий Волков
- Мы в паре, тройке городов можем действительно наблюдать беспилотный наземный автомобильный пассажирский транспорт, я верно понял вас?
Алексей Бакулин
- Абсолютно.
Дмитрий Волков
- Отлично. Давайте мы тогда эту тему чуть разовьём вот с какой стороны. Давайте посмотрим на тему, скажем, машиностроения целиком. Вы же машиностроением занимаетесь? Вы сколько автобусов производите примерно в год?
Алексей Бакулин
- Сейчас наша площадка в Волгограде производит порядка 500 автобусов в год.
Дмитрий Волков
- Это пассажирских автобусов, этих огромных?
Алексей Бакулин
- Да, пассажирских автобусов. А во Владимире мы сегодня строим новый завод, где будет производиться порядка 5 000 шасси.
Дмитрий Волков
- Не только об автобусах речь.
Алексей Бакулин
- Не только об автобусах. А почему? Потому что наше родное государство, тоже мы ему должны сегодня сказать спасибо, наконец-то, обратило внимание на экспорт. Автобусы просто так экспортировать невозможно.
Дмитрий Волков
- Скажем ему спасибо и разовьем эту тему чуть позже. Речь идёт на самом деле не о штучном товаре, а об огромном серийном производстве, которое ещё и увеличивается в десять раз прямо сейчас на наших глазах?
Алексей Бакулин
- Да, да.
Дмитрий Волков
- Отлично. Так вот, если мы посмотрим на вас, как эксперта, как одного из достаточно крупных производителей высокотехнологичного оборудования на машиностроении, сколько там интернета в процентах? Не очень корректный вопрос. Оценка безответственная.
Алексей Бакулин
- Я ответственно заявлю - 25%.
Дмитрий Волков
- 25%. Скажите, а сколько было бы процентов, если бы государство десять лет назад начало национальную технологическую инициативу, стало бы одновременно Стивом Джобсом и Королёвым и положило бы все свои силы, умение и профессионализм (сказало бы и сделало бы, слово и дело), на то, чтобы в машиностроении интернета стало больше со всех точек зрения (проводов, без проводов, центральных компьютеров)? Уже теперь не просто машина, а система. Вот всё, всё, всё самое новое, самые новые люди, образование, деньги, кредитные ресурсы тем производителям, которые это делают, сколько могло бы быть? Где технологический предел?
Алексей Бакулин
- У меня к вам встречный вопрос: «А зачем это государству?» Не, я отвечу на вопрос, я скажу, что это будет порядка 80%, но у меня, Дмитрий, к вам вопрос: «А зачем это государству? Для чего бы ему это делать?» Понимаете, я в 2008 году изобрел автобус, которым фактически управлял компьютер, но, к сожалению, этот компьютер был производства немецкой компании «Siemens» и для того, чтобы дальше внедрять и воплощать эту технологию, мне нужны были здесь уже российские разработки. Мы понимали, что это стоит почти в два раза, в три раза дешевле, и можно было бы сделать очень интересный проект, но никакого интереса мы не почувствовали.
Дмитрий Волков
- Окей. «Зачем это государству?» - это хороший вопрос. Я его принял и, естественно, вернул назад вам, как эксперту. Скажите, а для общества, не для государства, этот прогресс - синтез интернета, информационных технологий и классической отрасли – это благо для общества, для нас с вами, для людей или зло? Есть риски или это окей? Беспилотный автобус – это хорошо для общества или это баловство такое?
Алексей Бакулин
- Я боюсь, что этот вопрос сейчас попахивает анахронизмом. То же самое, когда вы меня спросите: «Алексей, вообще хорошо пить воду или плохо?» Я не знаю, как мне ответить на этот вопрос.
Дмитрий Волков
- У нас нет выбора, вы считаете?
Алексей Бакулин
- Конечно, понятно, что это благо. Понятно, что всё, что сегодня делается на интернет-платформе, делается только с одной целью – сократить человеку определенные затраты, упростить в данном случае его жизнь. Мы же сегодня с вами, как бизнесмены, на эту ситуацию смотрим по-другому. Мы: а) Хотим на этом заработать максимально; б) Мы должны сегодня иметь определенные конкурентные преимущества. Поэтому, когда я сегодня говорю об экспорте, о том, что мы строим завод шасси, которые мы будем экспортировать, то я бы хотел сейчас экспортировать шасси, а через пять лет, приезжая в прекрасный современный город Дубай, или начиная работать в хорошем, красивом городе Вене, не просто привезти русский автобус, а привезти систему беспилотности, где мы бы системно показали и доказали, как это работает, на чём город может сэкономить, внедряя прогрессивную российскую технологию.
Дмитрий Волков
- Это Алексей Бакулин – владелец группы компаний «Volgabus», в программе «Интернет-экономика» с Дмитрием Волковым. Мы, похоже, и разобрались, зачем это государству. Вот для этого самого, чтобы вы, русский бизнесмен, приехали в Вену и привезли туда систему и продали им эту систему. В конце концов, не боги горшки обжигают. Итак, 25%/ 80%. А чего вам не хватало эти десять лет от государства? Чего оно такого не делало? Может быть, пара основных моментов или наиболее важных для вас? Где наши упущенные возможности, Алексей?
Алексей Бакулин
- Любые изменения, тем более революционные изменения, помните, по классике, когда…
Дмитрий Волков
- Ленина вспомним.
Алексей Бакулин
- Не знаю, о ком мы будем вспоминать, у нас очень много классиков было, но в данной ситуации мы чётко должны работать все вместе. С одной стороны, государство должно стимулировать, а общество должно воспринимать эти изменения и максимально их внедрять. Самая прогрессивная часть этого общества – это мы с вами, предприниматели и бизнесмены, на которых лежит этот груз ответственности. Не только получение прибыли, к сожалению, но и великих рисков, потому что мы с вами рискуем и рискуем всем: своим бизнесом, благополучием своих семей для того, чтобы получить этот результат. Естественно, мы должны получать сигналы, что то, куда мы сегодня вкладываемся или тот рынок, куда мы сегодня приходим, он должен быть максимально прозрачно открытым. По крайней мере, если мы туда придём, сделаем и получим этот результат, он будет максимально масштабирован по все стране.
Дмитрий Волков
- То есть вам не хватало рынка?
Алексей Бакулин
- Абсолютно.
Дмитрий Волков
- Государство не думало над тем, чтобы сформировать рынок для отечественных компаний, в том числе и машиностроительных (может быть, в первую очередь машиностроительных)?
Алексей Бакулин
- Смотрите, я занимаюсь производством транспортных средств. Они в основном используются в городах, регионах, и государство имеет на это прямое влияние. Плюс второй сегмент рынка – это корпоративные перевозки, где частные и государственные компании перевозят своих людей на работу, доставляют своих людей до точки работы. Конечно, им тоже было бы выгодно сегодня максимально сокращать свои расходы. Без определенных законодательных элементов, без определенного стимулирования, изменения, замены транспортных средств – это невозможно.
Дмитрий Волков
- А кто ваши основные конкуренты, я имею в виду иностранные на нашем рынке? Они у вас есть, вообще?
Алексей Бакулин
- На самом деле битва сейчас идёт между тремя отечественными производителями – это группа «ГАЗ», «КАМАЗ, «Volgabus» и немного «МАЗ». То есть вы понимаете, я в очень интересной компании оказался государственных структур. С точки зрения импортных компаний - да, есть такой Big Five – это «Volvo», «MAN», «Mercedes», «Scania», но это будут мои конкуренты в экспортном режиме. Сейчас мы уже с ними пересекаемся и бьемся, но в основном там, за рубежом.
Дмитрий Волков
- Окей. Давайте попробуем на эту тему переключиться. Действительно, вот внутренний рынок, бьются три компании друг с другом, но при этом не факт, что все три компании думают о том, что побеждать-то надо не здесь. Здесь рынок всё равно ограничен, как бы его государство ни увеличивало, всё равно есть определенный ограничения, биться надо с противником по ту сторону границы. Теперь уже вопрос не про государство, может быть, а про самих себя: что нам, как бизнесменам надо иметь или, может быть, изменить внутри себя, чтобы иметь глобальные амбиции? Чтобы сразу ставить себе задачу бороться не с «КАМАЗ» (чего с ним бороться?), а бороться с Большой Пятеркой («Volvo», «Scania», «Mercedes») на их рынке?
Алексей Бакулин
- Я начал наш с вами разговор с 2008 года и с выставки в Ганновере.
Дмитрий Волков
- С того, как вы показывали «Volvo» и утерли нос - они четыре года, а вы шесть месяцев?
Алексей Бакулин
- Да. Для того чтобы получить такие прекрасные результаты в России…
Дмитрий Волков
- Алексей, я сейчас не про вас лично. Это, может быть, совет другим бизнесменам: что нашему бизнесу надо менять внутри себя? Я так понял, вы, похоже, имеете глобальные амбиции, строя завод, который должен производить 5 000 шасси, и явно продаваться за границу. Что вы посоветуете людям?
Алексей Бакулин
- Советовать легко, нужно показывать пример. Я сейчас повторю, когда я говорил о Ганновере, я показываю пример, что мы вступили на самый сложнейший рынок именно автобусов в Германии, где главенствуют «Mercedes» и «MAN». Я помню, в 2000 году я впервые привез конструкторов на выставку «BusWorld» в Кортрике (Бельгия). Они вообще впервые увидели русских, а тем более русских инженеров. Они были в шоке. Это о чём говорит? О том, что нужно просто не бояться, нужно двигаться, нужно идти. Сейчас я хочу сказать и обратиться к нашим бизнесменам (особенно к малым и средним предпринимателям). Им нужно четко понимать, что, наконец-то… Если я в 2000 году был один на один, никто мне не финансировал выставочную деятельность, никто мне не помогал в сертификации, даже о каком-то одном едином экспортном окне, я думаю, вообще, речи не было, то сейчас у них есть возможности. Пожалуйста, можешь идти со своим продуктом, но продукт должен быть максимально инновационным. Продукт должен быть таким, чтобы клиент там понял, что ты приходишь не только с деньгами помочь ему профинансировать, закупить свой продукт, но ты должен сегодня прийти ещё и с тем, чтобы помочь ему там у себя со своим бизнесом победить с твоим продуктом. Это очень важно, если у нас это всё получится. Я хочу сказать, что у нас масса примеров. «Volgabus» - он тоже только пионер в экспорте, мы только начинаем эту работу, но мы её начинаем достаточно масштабно. Вы правы, с амбициями у меня всегда было хорошо, в этом всё неплохо. Есть много прекрасных примеров наших российских компаний, которые добились отличных результатов, и я хочу, чтобы мы на них смотрели и двигались дальше.
Дмитрий Волков
- Например? Кого назовете?
Алексей Бакулин
- Это «Аргус-Спектр». Мне очень нравится, как они работают.
Дмитрий Волков
- Чем занимается компания «Аргус»?
Алексей Бакулин
- Они занимаются охранными системами. В Букингемском дворце стоит сегодня их охранная сигнализация, поэтому я считаю, что то, что сделали ребята - они молодцы. У нас много примеров.
Дмитрий Волков
- Это Алексей Бакулин – владелец группы компаний «Volgabus», в программе «Интернет-экономика» с Дмитрием Волковым. Примеров много, глобальные амбиции есть, может быть, от государства всё-таки что-то надо, чтобы в будущее посмотреть? У нас сегодня могло быть 80%, сейчас 25%, через десять лет, наверное, будет 100%? Чего-то хотим или всё в себе?
Алексей Бакулин
- От государства мы хотим только одно – мы все должны, наконец-то, осознать, что мы одна команда. Мы должны быть все в одной команде, но при этом мы должны четко понимать, что сегодня есть рынок, и мы должны сформировать новый и будущий рынок. Мы должны все вместе сесть за один стол и посмотреть, как этот рынок будет формироваться, какие сегодня есть ограничения для его формирования, какой сегодня есть, и финансовый в том числе, барьер для таких масштабных обновлений.
Дмитрий Волков
- А где мы должны сесть за этот стол? Где стол-то должен стоять?
Алексей Бакулин
- Я хотел как раз выйти с идеей сесть за стол, а вам, Дмитрий, задать вопрос, где найти этот стол?
Дмитрий Волков
- Смотрите, мы должны быть одной командой. Но мы и так одна команда - мы в одной стране живем, у нас цели одни, ценности, наверно, тоже один. А как это должно быть организовано? Этого не хватает или это уже есть для вас, как для бизнесмена, который уже вообще-то нацеливается?
Алексей Бакулин
- Я не совсем понял: не хватает чего?
Дмитрий Волков
- Этого стола, за которым можно сесть вместе с государством.
Алексей Бакулин
- При всех прочих обстоятельствах, есть этот стол или нет этого стола, мы работаем, мы двигаемся.
Дмитрий Волков
- Да, никуда не денешься.
Алексей Бакулин
- Да. Если бы мы остановились и постоянно бы жаловались на отсутствие стола или на отсутствие возможностей, у нас…
Дмитрий Волков
- Я не про это…
Алексей Бакулин
- Я понимаю. Я хочу сказать, что это понятно, но мы-то хотим добиться несколько иных результатов, мы хотим двинуться гораздо дальше. Вы мне задаете вопрос про проценты: «Сколько сейчас есть?», «Куда мы двинемся дальше?», «Что мы получим через определенное время?» Сейчас мы все заинтересованы… В данном случае для меня сегодня площадка – это «НТИ», где мы сегодня обсуждаем, где за этим столом как бы все сидят, но там, понимаете, мы все в виртуальном режиме сегодня оказываемся. Вроде бы все есть, но никто не нацелен на конечный результат. В итоге получается, все об этом заявляют, но как только кому-то переходит «шапка Мономаха», сразу получается, что вместо нормального понимания, что будет рынок беспилотности, у нас рождается какая-то однобокая задача построить полигон. Мы все задаем вопрос: «А зачем?» Люди, которые занимаются технологическими системами, которые разрабатывают то оборудование, благодаря которому мой автобус будет беспилотный, они говорят: «Слушайте, а зачем нам этот полигон? Сегодня есть прекрасные условия, зачем нам тратить пять миллиардов рублей на постройку полигона, если эти деньги можно вложить в совершенно другие правильные, ясные и четко осязаемые вещи».
Дмитрий Волков
- И в этом месте простой вопрос: что нам надо такое подкрутить, чтобы вместо пустых мечтаний, мы дело начали делать? Я имею в виду во взаимоотношениях с государством тоже. Вот сели за стол (НТИ – прекрасный формат), поговорили, а как-то на пальчиках ничего не остаётся.
Алексей Бакулин
- А ведь всё просто. Мы же с вами, Дмитрий, бизнесмены, и у нас есть всегда бизнес-планы. Нас же заставляют заниматься бизнес-планированием. Вы видели, чтобы хоть один чиновник, садясь за какой-то стол, подписывает договор залога, что если он не выполнит эту задачу, он лишится квартиры? А я подписываю, потому что я отвечаю за этот результат, я подписываюсь везде. Я понимаю, что у них другая мера ответственности, более, может быть, серьезная, но в данном случае, мне кажется, что этим всем документам не хватает конкретного результата. А конкретным результатом, мне кажется, должен быть всегда рынок. Должен быть четкий, ясный, сформированный рынок, который будет потреблять именно тот продукт, который мы здесь с вами изобретаем и фантазируем.
Дмитрий Волков
- Иначе говоря, надо поставить вопрос так: «Алексей, вот вам европейский рынок, вот вам меры поддержки, отожмите, пожалуйста, 10%…»
Алексей Бакулин
- Абсолютно правильно.
Дмитрий Волков
- «И вот вы все (имеется в виду Минтранс, ФСБ) на этого парня будете работать для того, чтобы он отожрал 10%». Так примерно мы ставим вопрос?
Алексей Бакулин
- Может быть другие ведомства…
Дмитрий Волков
- Может быть.
Алексей Бакулин
- Да-да, конечно.
Дмитрий Волков
- Я просто ткнул пальцем в того, кто мне пришел в голову.
Я не построил план и не нарисовал «дорожную карту» сейчас, это просто как идея. Хорошо, мы поговорили про то, что мы должны поменять в себе. Поменять в себе мы должны… Собственно, мы готовы к этому, я так понимаю, многие из нас - мы уже готовы выходить на эти глобальные рынки, мы достаточно открыты, многие успешны, у многих есть технологии, многие готовы туда идти, есть идеи и даже люди есть, я так понимаю? Вы же изготавливаете эти 500 автобусов и продаёте их каждый год, и строите завод. Он уже на выходе? Когда завод открывается?
Алексей Бакулин
- Я вас приглашаю. В сентябре месяце будет открытие первого этапа.
Дмитрий Волков
- 2016 года?
Алексей Бакулин
- 2016 года.
Дмитрий Волков
- То есть осталось совсем немного времени, это же огромный завод.
Алексей Бакулин
- Всего лишь за полтора года мы делаем такие проекты.
Дмитрий Волков
- Да, огромное дело. Это, в общем-то, достойно наших предков с первыми пятилетками, по большому счету. От государства нам нужна конкретика, да? Давайте оставим эти пустые мечтания, нам нужно конкретно. Ставим себе задачу, вы нас поддерживаете – мы пошли, мы всех порвем, верно? Отлично, тут мы разобрались. Что касается процентов проникновения интернета в экономику, нам тоже всё понятно. Мы близки к этим 100% уже. Дальше технология будет как-то развиваться, а для того, чтобы это шло быстрее, те вещи, которые я перечислил, надо делать. С образованием помогите, пожалуйста, всё-таки, с финансовой поддержкой… Или нет проблем у нас с финансами? Имеется в виду, не денег дайте, а чтобы нормально кредитоваться можно было на уровне конкурентов или хоть как-то.
Алексей Бакулин
- По крайне мере то, что касается внутреннего рынка – это, конечно, огромная беда. То, что касается экспортного рынка, то сегодня наши ставки, которые декларируются, которые даются нашим новым «Российским экспортным центром», они на уровне. Мы бьёмся сегодня с китайцами, с индийцами, то есть, в принципе, мы здесь конкуренты.
Дмитрий Волков
- Тут уже окей?
Алексей Бакулин
- Я могу сказать, что здесь мы этого добились. Ну, как мы… В данном случае те люди, которые за это отвечают.
Дмитрий Волков
- Мы все вместе с государством?
Алексей Бакулин
- Да. А всё, что касается внутреннего рынка, тоже очень сложная и большая история, потому что, в принципе, здесь нужно денег дать… Опять же, слово «дать», наверно, неправильное, - занять один раз одному потребителю под очень минимальные проценты с хорошей системой стимулирования за счёт субсидирования.
Дмитрий Волков
- Это называется проектное финансирование?
Алексей Бакулин
- Да. И в данном случае, я вот со своим рынком, когда ко мне сегодня приходит частная компания, частный оператор в том же Волгограде и говорит: «Слушайте, я сегодня хочу купить 100 автобусов, работать честно, серьёзно и сильно на маршруте, но у меня сегодня нет таких возможностей, таких средств». Здесь не нужно давать в данном случае деньги ни мне, как производителю, здесь не нужно давать деньги малому среднему бизнесу, которые сегодня… Так, на минуточку, у меня почти 87 компаний, которые поставляют стекла, сидения, двери - это как раз те небольшие компании, где работают от 50 до 100 человек, но которым нужны мои заказы. И когда этот человек (предприниматель), который работает на общественный транспорт, получит эту копеечку от государства, сразу вся система заработает.
Дмитрий Волков
- То есть деньги нужны даже не вам, а деньги нужны в систему, в кооперационную цепочку, да? Вот это важно?
Алексей Бакулин
- Да. Абсолютно верно. Это ключевой момент. Когда мы начинаем: «Давайте дадим деньги производителю дверей», и тут же мы к нему придём и скажем: «Слушай, а где у тебя сбыт дверей?» - «Вон Бакулин сидит. Бакулин обязательно у меня их купит». Он придёт к Бакулину, скажет: «Бакулин, где?» Я скажу: «Слушай, подожди, у меня есть клиент - у него то ли 100 автобусов, то ли один, то ли 20, то ли 30. Что у него будет через пять лет - тоже непонятно». Здесь правила игры размыты, денег у этих товарищей толком нет, и то ли газомотор, то ли электро, или вообще ничего не будем делать на этом рынке. Поэтому я считаю, что здесь нужно один раз одному человеку дать, и тогда у нас будет всё хорошо. Дальше просто потом факторинговые работы, разные механизмы будут работать.
Дмитрий Волков
- Хозяин должен быть.
Алексей Бакулин
- Дальше уже всё экономично и красиво.
Дмитрий Волков
- Хорошо. Это Алексей Бакулин – владелец группы компаний «Volgabus». Алексей, и в завершение нашей программы, время подходит к концу, одна мысль, месседж, вопрос, обращение, что по сути вашего разговора, вы считаете самым важным, для вас важным, для отрасли важным?
Алексей Бакулин
- Для меня важно, чтобы мы сейчас, сегодня, задумали образ рынка будущего и смогли его сформировать на десятилетия вперёд уже сейчас с ясными, четкими правилами, с правильными институтами поддержки этого рынка, со стимулированием и финансированием этого будущего современного рынка, где мы четко должны понять какой должен быть общественный транспорт, какая должна быть общественная система. И мы тогда все по этой кооперационной цепочке выстроимся. Если мы хотим делать отсталые продукты, отсталую систему, которая сейчас у нас функционирует, значит, мы будем именно таким образом видеть рынок. Если мы сегодня будем говорить с вами о рынке беспилотных транспортных средств, современных систем, которые будут работать в городах, экономить городам и муниципалитетам деньги реально, мы будем получать отличный результат, и с этой системой, которую мы первые революционно в России именно сделаем, мы пойдём потом по всему миру и будем масштабировать эти результаты. Мы должны быть первые, мы должны здесь набраться реально наглости и сделать это. Но мы об этом начинаем говорить, мы говорим, говорим, говорим. Мне нравятся всякие круглые столы. Может быть, не круглый стол, но хоть барную стойку, где быстро пересечемся, обсудим и побежим дальше, а то слишком много мы сидим за столами, мне кажется.
Дмитрий Волков
- Да-да. Если я правильно понял, команда (государство и бизнес), которая задумывает образ будущего и ответственна за результат (вся команда), чтобы победить в глобальной конкуренции?
Алексей Бакулин
- Естественно. Мы все должны отвечать.
Дмитрий Волков
- Это Алексей Бакулин – владелец группы компаний «Volgabus», в программе «Интернет-экономика» с Дмитрием Волковым. Уважаемые друзья, я надеюсь, мы все в ближайшие три года проедем на беспилотном автобусе. Всего доброго! Хорошего настроения!
Алексей Бакулин
- Спасибо.