Даная Марковская:
Здравствуйте, это программа «Кофе-брейк со звездой», сегодня у нас в гостях DJ Slon, это пионер рэйв-движения и диджеинга в стране, основатель промокомпании Underground Experience.
DJ Slon:
Дорогие друзья, все, что мы сейчас читаем, принадлежит моему очень хорошему другу, коллеге, его зовут Олег Азелицкий.
Даная Марковская:
Почему Вас называют DJ Slon?
DJ Slon:
Все предельно просто, я точно такой же DJ Slon, как и он, даже родились оба в 1970-е годы, и внешне похожи, только я Сашка, он Олежка.
Даная Марковская:
Как получилось, что у нас два DJ Slon и постоянно идет путаница?
DJ Slon:
Я выходил на рынок из Германии, играл в Петербурге в достаточно серьезных заведениях, просто Олег всегда играл андеграунд, а я поп-музыку, мейнстрим, что было популярно, модно. Я свинтил в Германию в 1991 году, когда у нас еще ничего не было, и привозил народу макси CD, все ставили, все играли и говорили: «Вау, как клево». Но был еще Олег в своей нише, который написал книжку. И когда я, уже будучи человеком популярным с «Финской полькой», решил застолбить брэнд, пришел, а мне говорят: «Поздновато, дружище, тут уже парень написал книгу».
Я поехал к Олегу, попросил переговорить, мы с ним достаточно дружно побеседовали, и впоследствии, чтобы эту тему раз и навсегда педалировать, он DJ Slon, безусловно, талантливый человек, он может играть, он хочет играть и играет, но когда приглашают на мероприятие на День города, говорят: «Что за наркоманская музыка?» Олег, извини, не я так говорю, просто передаю слова: «Мы бы хотели алкотрэш послушать». А где разница, тут наркоманская, тут алкотрэш?
Даная Марковская:
По поводу «Финской польки», как тебя судьба завела в эту стезю?
DJ Slon:
Я расскажу так, как должен понять меня слушатель. Когда ты выпускник ленинградского института культуры по джазовому отделению, я играл и играю, всегда находился в тусовке. В 1988-1989 году у меня была группа «Невский проспект», я там был клавишником, много писал, учились мы вместе с Лешей Лебединским, я постоянно был рядом с музыкой. Полгода выступал с 15-м составом «Ласкового мая», покатался и посмотрел, что это такое — большая сцена. А когда уезжал в Германию в 1991 году, у меня случился перерыв на 10 лет, и я не знал, что есть такое слово музыка. Адаптировался там, занялся бизнесом, и в 2001 году выпустил свой первый трек, а к «Финской польке» пришел в 2005 году, потому что группа Loituma пела что-то, и это что-то было мемом. Думаю, вот она, дорожка к славе, бери и делай, и я написал тогда песню «Привет, медвед», мне сказали, что получилась ерунда.
Даная Марковская:
Как случилось, что джаз отошел от твоей деятельности, джаз – это кардинально другое направление
DJ Slon:
Джаз можно любить и играть, а популяризировать себя можно совершенно в другом жанре. Когда ты играешь мейнстрим и понимаешь, что люди любят тебя за то, что ты создаешь настроение, настроение нужно создавать бодрым, но будучи в том возрасте, хочется бодряка, а на джазе особо не сделаешь того, что можно сделать на мейнстриме, то есть в популярной музыке. И ты берешь что-то, чего доселе не было, анализируешь рынок и понимаешь, что мемной музыки нет. Берешь «Привет, медвед», и делаешь песню, берешь Loituma — тут же можно написать русские слова про «вкусный, сладкий пирожок». Добавляешь прекрасный вокал, запускаешь песню, сидишь в Германии, и через полгода говорят: «Твою песню играют», — а ты смеешься и говоришь: «Да нет, не может быть».
Даная Марковская:
В перерывах я буду вставлять вопросы от наших радиослушателей, их пришло достаточно много. Какую музыку ты предпочитаешь слушать, когда не находишься за пультом?
DJ Slon:
Сложную музыку. Я не большой любитель классики, но, например, Jamiroquai, он клевый, потому что а) настроение, б) когда ты включаешь Jamiroquai, ты понимаешь, что вот они, аранжировки, вот чувак поет, а здесь играет, и все в совокупе превращается в интересную коллаборацию профессионально голоса и профессиональных музыкантов. Это вроде бы поп, но он такой отджазенный, отмастеренный, это очень клево.
Второй момент по музыке, я люблю сложную музыку, но она выражается в эмоциональных. Когда ты слушаешь диджей-сет новых исполнителей, органик-хаус, психологи эту музыку сочинили, они врубают туда инструменты, которые влияют.
Даная Марковская:
Я слышала, что они делают какой-то другой герц, который как 25 кадр влияет на подкорку головного мозга.
DJ Slon:
Нет, это, скорее всего, в медитативной музыке применяется, только там, а здесь нужен бит, и этот биточек создается из колокольчиков, банч-бонге играют, и все это ни к чему не обязывает.
Даная Марковская:
Это же не герц, который вокально нудный, просто как одна из форм выражения. Представь, что ты создаешь саундтрек для фильма «Приключения Саши Slona», какой жанр ты бы выбрал?
DJ Slon:
Система недоработанная, потому что когда в 16 лет уходишь из дома, с чем ты сталкиваешься?
Даная Марковская:
Ты в 16 лет ушел из дома? Расскажи эту историю.
DJ Slon:
Не в смысле, что поругался и ушел. Просто закончил школу и уехал поступать в Московский энергетический институт на метро Авиамоторная, но не смог поступить, потому что я немец: «Ты чего лезешь сюда? Ты видел каких-нибудь Штраусов-инженеров метро? Были когда-то, но они же были евреями, а не немцами». И я поехал в Томск, потому что надо было поступить, там брали немцев, пошел в политехнический институт, я же не знал, что есть еще институт культуры в Петербурге.
Даная Марковская:
Закончил?
DJ Slon:
Да, в политех приехал, мне говорят: «Ты будешь учиться. — Где? — Вот здесь, лампочки вкручивать. — Ну, хорошо». А дальше в 16 лет первая любовь.
Даная Марковская:
Только в 16? А в школе?
Даная Марковская:
Я был толстым, непризнанным гением, как говорила моя мама: «Успокойся, ты всегда болеешь, и с тобой никто никогда не будет, все будет хорошо, но, к сожалению, ты будешь толстый слоненочек, слонушечка». Я уехал от опеки, и сразу девчонки сказали: «Не такой ты и толстый, просто мягкий, тобой можно манипулировать, а еще у тебя уши, мы тебе будем говорить, ты это все будешь съедать, в итоге что-то будешь выдавать, и у тебя мягкие руки». Слон же когда наступает, мышку не раздавливает.
Мне тогда казалось, что я вырвался из капкана женской ненависти и маминой вечной опеки, и начал трахаться, как собака, и я стал худеть, самооценка пошла наверх за счет этих юношеских побед. Вышла такая история — ага, ты же можешь болеть и трахаться, то есть осень болеешь, зимой трахаешься. Я когда поступал в институт культуры, приехал уже с багажом опыта. Поэтому все похождения мы сделаем с первой буквы С, потому что если секс убрать из жизни, получится жизнь такая себе. Все занимаются сексом, но все молчат, один я тут на всю страну говорю, что да, ребята, трахаться — это хорошо. Нынешние исполнители четко говорят, поют то, что думают, а мы не могли этого сделать.
Даная Марковская:
Время было другое, это было не очень культурно. Саундтрек о твоей жизни какой?
DJ Slon:
Я в промежутке написал песню, и там есть припев: все танцуют, веселятся, а потом идут купаться. Ситуация в том, что когда ты поешь под влиянием чувств, а я в 16 лет поймал себя на мысли, что секс — это хорошо, его надо достигать, это все осталось, я несу это по жизни, всегда восхищаюсь женщиной, это мегаважно — восхищаться женщиной, потому что эта мотивация и женская энергия, которую ты впоследствии получаешь, не поверхностная, а глубокая история, всегда выводит тебя в интересные промежутки времени. Поэтому в «Приключениях DJ Slon» слово секс оставляем, а второе, как мне сказала одна женщина на рынке, которая продавала масло: «Ага, вы любите есть самое вкусное». Вот тогда я понял, что я капиталист. Я считаю, что в России всего лишь 25 лет капитализм, а я тогда уже был капиталистом.
Даная Марковская:
Кем ты хотел стать?
DJ Slon:
Да не было такого, я музыкант всю жизнь, у меня мама директор музыкальной школы.
Даная Марковская:
Это повлияло на твою жизнь, бывает же протест, когда родители говорят: «Иди туда. — Я не хочу», — но все равно жизнь приводит?
DJ Slon:
Я же не девочка, у меня не было сил протестовать, от меня ничего не зависело.
Даная Марковская:
Было пианино?
DJ Slon:
Да, пианино, общий инструмент. Помню свою первую группу, мне было лет 6-7, там была моя маленькая сестра, мы пели песню «Пропала собака». Я не понимал, что пою, я никогда не въезжал в слова, но мне было так мотивационно приятно. Когда поешь «Пусть бегут неуклюже...», а что такое неуклюже, не понимаешь.
Даная Марковская:
Когда дочка маленькая была, спрашивала — что такое опять.
DJ Slon:
Покойный Шатунов пел «А я хочу, а я хочу опять», а ему говорили: «Юра, ну нету А5», — на тот момент были А3, А4.
Даная Марковская:
Вопрос от наших радиослушателей — если бы ты был супергероем, какая музыка была бы на фоне, когда ты спасаешь мир? Какую музыку ты поставил на звонок?
DJ Slon:
Вообще никакую музыку на телефон не ставлю, звонок, как сверчок, мягкие пальцы и мягкое звучание отражает человека. Ехал с женщиной в лифте, у нее заорал телефон, и она громко: «Да, алё», — я другого и не ожидал, а у меня просто тыр-тыр-тыр.
Даная Марковская:
Если бы у тебя было предложение или возможность создать общий фестиваль с какой-нибудь легендарной группой, какую бы ты выбрал?
DJ Slon:
Я делаю такие фестивали, а мечта — Илон, привет, если ты нас смотришь, я бы пригласил тебя, чтобы ты под нейросети спел что-нибудь из Metallica. Думаю, твои кожаные сапоги были бы настолько гармоничны, что просто вау, потому что талантливые люди талантливы во всем.
Даная Марковская:
Вопрос от искусственного интеллекта — какое животное было бы лучшим диджеем?
DJ Slon:
Кролик, он быстро сводил бы, быстро реагировал и никогда бы не пел «Кайфуем, сегодня мы с тобой кайфуем», он просто не взял бы эту песню в ротацию.
Даная Марковская:
В 1990-х годах была популярна Акула, «Кислотный диджей», «Поставь мой компакт-диск». У тебя бывали такие ситуации?
DJ Slon:
Есть уважаемые люди, они так не говорят. Они сидели за столиком, и ты понимал — вот же он, смотришь по мимике лица. Это касаемо диджейской работы, а так любое большое мероприятие, если мы начали в 21:00, значит неформат пойдет в 23:30, он раньше назывался карась, потому что заносили по 3 рубля и говорили, можно ли поставить песню, до сих пор так. Если ты начинаешь прислушиваться к мнению публики: «Поставь армянскую, поставь грузинскую, а почему нет вот этой песни, она же такая хорошая?» — когда именно для этого человека ты начинаешь что-то делать, считайте, весь танцпол уходит за столик.
Даная Марковская:
Самое странное место, в котором ты играл?
DJ Slon:
Простите меня, господа олигархи, дом 1, столик буквой П, за ним 6 мужиков и 24 не мужичка, одни сильно любят Юрия Антонова, а не мужички любят что-то посвежее. А присутствует еще небольшой мандраж, и ты должен сделать так, чтобы не мужики вели себя достойно на танцполе, но зная, что Антонова любят все. Вы не представляете, какой у меня багаж миксов, сейчас это есть везде, а раньше это было знатно. Почему андеграунд, техно — это хорошо, а миксовать для работы, для жизни Юрия Антонова с мейнстримом — это прибыльно. Было необычно, никто не танцевал, но все слушали.
Даная Марковская:
Что вдохновляет и какие цели? Есть глобальная цель, а есть маленькие шажочки, которые к чему-то должны привести?
DJ Slon:
Конечно же, есть цель, это жизнь, и когда просыпаешься, понимаешь, что у тебя есть ноги, руки, башка…
Даная Марковская:
Не только, раз секс вдохновляет, значит есть все части тела.
DJ Slon:
Но почему-то все женщины говорят, что мозг — это сексуально. Если завязать возбуждение на мозгу, выйти босиком на речку, вот это и будет создавать настроение, ты захочешь писать. Зачем ставить себе мелкие цели, когда ты берешь одну цель и просто к ней идешь, а потом падаешь и думаешь — какое приятное приключение. Из этого и состоит жизнь. Я 5 лет назад отказался от алкоголя.
Даная Марковская:
А как ты расслабляешься?
DJ Slon:
Я просто не напрягаюсь.
Даная Марковская:
Если описать твою жизнь тремя словами?
DJ Slon:
Все будет хорошо.
Даная Марковская:
Какая глобальная цель, чтобы упасть с кайфом в бассейн с шариками?
DJ Slon:
Не буду лукавить, у меня нет ответа на этот вопрос, у меня нет цели, потому что просыпаться ежедневно — это цель, я не говорю, как прокачанные ребята, кто делает коучинг. Я очень большой пессимист, большой перестраховщик, но это позволяет мне выжить в экстремальных условиях, это делает более устойчивым, нет разочарования от ожидания и реальности, ты просто идешь и заведомо знаешь, что все будет плохо, а тут раз — и подарок.
Даная Марковская:
Есть ли какой-нибудь музыкальный инструмент, кроме нервов, на котором ты бы хотел научиться играть?
DJ Slon:
Кроме нервов, есть еще музыкальный инструмент домбра, там всего две струны, и, наверное, я смог бы на ней прямо сейчас сыграть «Финскую польку».
Даная Марковская:
Были ситуации, когда твое выступление, твой микс или трек сконфузил танцпол?
DJ Slon:
Да, в 2012 году я делал ремикс на «Бурановских бабушек», это вполне реальная история, она есть в интернете. Объявили в прямой ротации, что человек сделал ремикс на песню «Party foreverybody dance», и я наградился путевкой на Евровидение в 2012 году. Мне подарили сингл CD, и с Андреем Хаустовым поехали в Баку. Мы прибухнули и не попали на Евровидение, а тогда Баку только отстроился, очень красиво, и я почему-то понял, что раз играет на DFM «Party foreverybody dance», наверное, поиграю я этот ремикс. И у меня было выступление в Ирландии, работаю с публикой, есть обратная связь, включаю «Party foreverybody dance». И вот здесь были большие глаза, народ сначала начал делать какие-то телодвижения, а потом как будто батарейка села. Но я-то был уверен, что вот она, звезда с DFM.
Даная Марковская:
В Ирландии не знали?
DJ Slon:
Я исходил из того, что были местные, и они плохо знали, кто занял второе место. Только наши соотечественники из Прибалтики, очень своеобразные. Но если бы я поставил «Ах, вернисаж», вот это зашло бы. Так что был конфуз, и тут надо сообразить, должна быть включалка в любой ситуации, а тут думаешь — как, я же готовился. Тогда полторы минуты я просто думал, что же делать.
Даная Марковская:
Как ты относишься к такому стилю музыки, как шансон?
DJ Slon:
Все гораздо прозаичнее. Я сажусь в такси, и таксист всегда спрашивает: «Вам музычку поставить? — Да, погромче». Ставит сначала радио «Шансон», а я говорю: «Можно радио «Монте-Карло»?» Шансон в 1980-е не был шансоном, это был свежачок, у меня была кассета «Иностранцы», где были Шуфутинский, Новиков.
Даная Марковская:
Некоторые считают, что интеллект определяет человека. Есть профессор Черниговская Татьяна…
DJ Slon:
Моя любимая женщина, обожаю ее, это офигенная женщина.
Даная Марковская:
Это мой педагог, и она говорит: чтобы мозг развивался, нам нужно слушать сложную музыку, нам нужно читать сложные книги, нам нужно смотреть сложные фильмы, не детективы, желтую прессу, а сложные книги. Какие у тебя отношения с бульварщиной?
DJ Slon:
Когда ты начинаешь играть на фортепиано, всегда была такая тема — когда ты маленький садишься за что-то и начинаешь играть, играя правой рукой, у тебя работает левое полушарие, и мы развиваем все полушария, абсолютно не задумывась, что мы делаем. В конце, когда мы доводим до автоматизма несложное произведение, начинаем понимать, что изначально мы сложные люди, потому что мы реагируем на все жизненные процессы по-другому, мы думаем по-другому. Поэтому когда мы берем почитать кроссворд и отвлечься на что-то, то мы просто отвлекаемся, не читать «Войну и мир» и пересказывать, что мы все не любим, сложная пресса не имеет такого влияния, как игра на каком-то инструменте, что ты отвлекаешься и уходишь в процесс. Играть на инструменте — это выше, нежели читать что-то очень мудреное. В последнем, что я читал из футурологии, забыл название, очень красиво и очень грамотно на основе научных фактов, плюс выводов из последних анализов искусственного интеллекта были образованы какие-то вещи. И мне кажется, что словосочетания были завуалированы, то есть когда ты читаешь и додумываешь, для меня это больше, нежели берешь сложно написанную книгу.
Даная Марковская:
Не продолжай, я дофантазирую сам.
DJ Slon:
Мне кажется, любая девушка знает такую фразу — ты уже давай сам.
Даная Марковская:
Как ты относишься к инструментам, которые больше присущи американским племенам? Просто сейчас очень модно вставлять в композиции, в сеты афроамериканские инструменты, а кто-то говорит: «Что это за бубен, почему я должен это делать?»
DJ Slon:
Помнишь, ты меня спросила про стиль музыки, который мне интересен — органик-хаус органичен, потому что там были синтезированы акустические звуки, те, которые мы ловим на сэмплер, то есть стук, ах, плюс акустика, плюс синтетика и ямка. Обязательно нужно подумать, потому что она 7 минут, уйти и постучать. И тут не обойтись без перкашна точно. Я считаю, что это клево, есть даже целое движение, называется афрохаус.
Даная Марковская:
Но не все добавляют в свое творчество.
DJ Slon:
Yota играет это на вечеринках, на Burning man играли очень много афрохауса, Карл Кокс шпарил.
Даная Марковская:
Используешь ли ты искусственный интеллект в своих треках? Сейчас очень модные GPT-чаты, где вводишь какой-то запрос, и тебе сразу полотно выдается. Допустим, пишешь трек и говоришь: «Искусственный интеллект, скажи мне, какие инструменты лучше совместить в таком стиле?»
DJ Slon:
У меня же песни не несут никакой физиологической нагрузки.
Даная Марковская:
Но переходы же ты делаешь. Когда создаешь миксы, можно добавлять различные инструменты.
DJ Slon:
Нет априори, потому что это дольше, самое приятное — это джаз, это банч, оно пришло, и ты его сделал, если не пришло, смысла нет его искать. Все, чем ты занимаешься долго, не имеет эффекта, как свежесть рыбы, ты привез ее, и нужно сразу приготовить.
Даная Марковская:
Расскажи про свою личную жизнь.
DJ Slon:
Все хорошо, состоятельный мужчина должен быть состоятельным мужчиной. Есть очень славное выражение: люди, рожденные в СССР, пережившие 25 лет российского капитализма.
Даная Марковская:
Zuko, вафли Кукурука, жвачка Turbo.
DJ Slon:
Я с 19991 года жил в Германии, приезжая сюда, я смотрел на эти вещи, мне было приятно. Ты же пойми, что там в это время все это было в величайшем ассортименте. Не было бы этого, не было бы эпохи.
Даная Марковская:
Ты за достаточно короткий период времени, когда только начинал свою карьеру, очень быстро взлетел вверх.
DJ Slon:
Это все мемчики и алкотрэш. Я когда писал, у меня было четкое понимание того, что я хотел моментально что-то получить, так по жизни идет. Ты хочешь получить моментальное подтверждение, не нужно ждать, потому что музыка — очень скоропортящийся продукт, но в то же время понимал, что надо выбрать нишу, чтобы этот продукт где-то постоянно имел свою актуальность. Я когда мемчик увидел с полькой, мы ее зарядили. Я был в Турции, и там играла «Финская полька», мне было приятно, хотелось сказать: «Это я». Вторая песня «Ты меня любишь? Ага».
Даная Марковская:
Это же просто вирус, моя дочь до сих пор мне это говорит на ночь.
DJ Slon:
В 2012 году я на спор написал песню, мы с моим знакомым сидели и говорили: «А давай сделаем песню одной фразой». В Германии очень много выходцев из России, они же все из Казахстана: «Давай подколем все это население, люди не говорят нормально по-немецки и не говорят нормально по-русски, и они все из Казахстана. Давай споем так — ты здеся, я тама, моя любовь из Казахстана». Я мочканул музыку, мы сделали это часов за 8, я этот трек выкинул на площадки, тогда интернет только начинался, и буквально через 2 месяца меня позвали в клуб и сказали, что эта песня должна быть обязательно. Там больше ничего нет, никаких припевов, читок, вообще ничего. Три минуты шпарит фраза и идет очевидный ритм. Ты не поверишь, третья по популярности в программе.
Даная Марковская:
Искусственный интеллект пишет, что слоны слышат музыку на большом расстоянии. Ты можешь на большой вечеринке дослушивать, что происходит, что люди говорят о тебе за кулисами?
DJ Slon:
Говорят, что люди теряют слух после чрезмерной нагрузки на уши. Нет, это все разнашивается. У меня есть загородный дом, я в одной комнате, где-то в другой комнате что-то происходит, и я слышу. Это наказание. Все люди любят дискотеки, веселиться. Что происходит внутри диджея? Здесь у тебя шпарит одна музыка, здесь стоит мониторчик, он выдает ту же музыку, но с задержкой на секундочку, в ухе третья, а в мыслях уже четвертая, ты еще смотришь на всех и говоришь: «Так, что-то у нас происходит». Такая какофония, мама спрашивает: «Люди устают? — Конечно, устают. — Но ты же свои любимые песни слушаешь».
Даная Марковская:
Лайфхак для начинающих диджеев, как сделать себя продуктом постоянного приглашения в ночные клубы.
DJ Slon:
Молодые и не очень девчонки и мальчишки, я вам скажу так: для того, чтобы понимать, что вы делаете за диджеингом, вы должны прежде всего понимать, для кого вы это делаете. Если вы приходите с компьютером и открываете его, ваше творчество закончилось, как бы ни парадоксально это звучало. Если вы закроете компьютер, поставите и будете иногда в него заглядывать, смотреть на то, что вы делаете, ваше творчество будет любимым, и вас явно будут приглашать, потому что задача диджея — не сделать технически красивую музыку, а насладить своей музыкой окружающее вас пространство. Тогда, дорогие мои, вы будете востребованы всегда.
Даная Марковская:
Спасибо большое, это была программа «Кофе-брейк со звездой», с вами были Даная Марковская и DJ Slon. Всего доброго.