{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Непрерывный процесс обучения: за и против
Непрерывное образование помогает сохранить когнитивные функции на оптимальном уровне в любом возрасте. Насколько правильно находиться постоянно в процессе обучения и какие побочные эффекты есть у этого процесса?

Ольга Гиверская:

Добрый вечер, уважаемые слушатели, в эфире проект «Прайм-тайм с коучем» на Медиаметрикс. Все, что вы хотели знать о коучинге, но боялись спросить. В студии для вас работаю я, Ольга Гиверская, и моя соведущая Анна Лебедева, директор Международного Эриксоновского университета коучинга, мастер сертифицированный коуч по стандартам ICF. И сегодня мы говорим о непрерывном процессе обучения у взрослых. Ученые давно говорят, что непрерывный процесс обучения помогает сохранить когнитивные функции, при этом многие стали злоупотреблять, покупают бесконечное количество обучающих программ. И что происходит? 63 процента эти программы не заканчивают.

Анна Лебедева:

Представьте себе, какие сейчас совершенно новые способы организовать для себя зависимость. Если раньше это была иллюзия над калориями, теперь это иллюзия над своим обучением, набить свою жизнь курсами по вечерам.

Ольга Гиверская:

Как не впасть в зависимость от образования, от обучения, сегодня поговорим об этом и сфокусируемся на образовании у взрослых. Анна, Вы много обучаете взрослых людей, чем принципиально отличается образование взрослых от образования детей?

Анна Лебедева:

Я вообще детей не обучаю, кроме своих собственных детей, уже почти 25 лет я нахожусь в области обучения взрослых, даже в университете разбиралась в том, как работает андрагогика, наше образование, когда мы, как взрослые люди, выбираем для себя, чему и как мы будем учиться. Здесь есть три очень важных вопроса. Первый вопрос касается всех прогнозов. Если во времена наших родителей очень ценилась возможность получить высшее образование, и человек потом шел работать по профессии, средний цикл работы по полученной профессии был от 8 лет в одной и то же должности, то на сегодняшний день по своей первой специальности, полученной в высшем учебном заведении, работает не так уж и много людей. Многие воспринимают первое высшее, как расширение кругозора и выработку определенных более широких компетенций, из которых они потом собирают себе набор компетенций на будущее. У огромного количества моих друзей, знакомых есть и второе высшее образование, и большое количество курсов, но не все курсы одинаково полезны.

Ольга Гиверская:

И вот здесь хочется особенно обратить внимание слушателей. Может быть, Вы дадите подсказку – как правильно выбрать для себя курс или образование, на чем сфокусироваться, как расставить приоритеты?

Анна Лебедева:

Высшее образование собрано для человека вузом, для того чтобы создать определенную понятийную базу, в рамках которой ты дальше будешь работать. Сейчас не так уж и много профессий, на которые можно выйти, обучившись в вузе, даже финансовом или математическом, или там, где обучалась я, переводчик-преподаватель, все равно необходима докрутка на рабочем месте. Являясь одним из пионеров краткосрочного образования, скажу, что очень много внимания нужно уделять тому, как и каким образом полученное в рамках краткосрочного дополнительного образования или обучения навыки, компетенции и знания будут дальше интегрироваться в жизнь.

Приведу статистику, с которой вы не сможете ничего сделать, она просто является закономерностью. После обучения – я об этом говорю на курсе обучения тренеров –17 процентов того, что ты изучал, через три недели останется с тобой, все остальное через три недели затрется в памяти, потому что наш мозг занимается самосохранением, он не хранит все то, что вам кажется, когда вы чему-то учитесь, так ярко и четко помните. Для того чтобы люди усвоили и внедрили в жизнь навыки и компетенции, ради которых мы тратим такие большие деньги на обучение, необходимо пройтись по всему циклу, нужно чему-то поучиться, переосмыслить для себя, приложить это к своей жизни, попробовать, дать себе возможность наделать кучу ошибок. Ребенок нормально ошибается, и если мудрый учитель поддерживает в том, чтобы пробовать еще, ребенок не зацикливается на своих ошибках. Взрослый человек зачастую, получив только один раз не очень поддерживающую обратную связь, быстренько бросает это место, потому что зачастую для взрослого человека сделать что-то не очень хорошо подвергает его картину самовосприятия стрессу, лучше уж не делать то, где я буду ошибаться, чем делать это плохо. Но таким образом мы никуда не двигаемся, мы не развиваемся. Если ты хочешь что-то поделать, сначала это надо поделать плохо, потом чуть лучше, и нужны любящие глаза поддерживающего специалиста, который поможет тебе пройти весь цикл, чтобы приложить к себе уже свои собственные принципы, пойти и наприменять их в огромном количестве жизненных контекстов.

Ольга Гиверская:

17 процентов человек уносит с собой, а у каждого свои 17 процентов?

Анна Лебедева:

Дальше начинается волшебная игра. Я, как представитель эриксоновского подхода, скажу, что мы очень хорошо знаем, каким образом на нейроуровне происходит усваивание информации и ее переработка в навыки, каким образом лично ты можешь повлиять на то, какие 17 процентов ты с собой унесешь.

Если доверять на самотек специалисту, контексту, или просто я пошел на онлайн-обучение, марафоны, и пусть оно как-то само уложится – уложится то, что уложится, то есть это все равно, что ты идешь и понимаешь, что из того, что ты наберешь в корзину и оплатишь, из магазина тебе дадут вынести просто 17 процентов. Бездумно набираешь, оплачиваешь, выходишь, от тебя отгружают, и выходишь из магазина с 17 процентами чего угодно. Если нет списка пожеланий и четкого понимания для чего ты учишься, то так будет происходить. Если курс классный, то за тебя подумали об этом люди, которые его создавали, но есть огромное количество курсов, и ты, как пользователь, не очень и знаешь, насколько этот курс классный, даже не все отзывы друзей могут подсказать тебе, что этот курс тебе лично подойдет, потому что огромное количество экспертного образования, а сейчас растет и еще будет расти количество курсов. Если три года назад, до пандемии, на всем GetCourse было примерно 47 миллиардов рублей, в этом году 95 миллиардов, а прогноз на следующий год – рост на 30 процентов, 143 миллиарда рублей. Это не совсем показатель по всему онлайн-образованию, потому что кроме GetCourse еще на многих платформах оно идет, но это все равно тренд на рост. Наша задача – всегда самому заниматься списком пожеланий того, чему бы мы хотели научиться, и стать самому себе бухгалтером: чему по факту научился и как ты это применяешь, как это окупается в твоей жизни или повышает ее качество.

Ольга Гиверская:

Раз уж Вы затронули тему особенностей образования в Эриксоновском университете коучинга, хотелось бы спросить – в чем эта самая особенность, даже принципиальное отличие от других образовательных программ?

Анна Лебедева:

Мы упоминали марафоны. Марафоны подходят не всем, мы очень разные люди. И для того чтобы каждый человек набрал компетенции и провел сам себя по циклу из этих четырех вопросов, понять какую-то тему, приложить к своим собственным стратегиям, попробовать это на практике, сформулировать для себя определенные навыки, компетенции и пойти их применять в свою жизнь, то здесь нужно, чтобы каждый конкретный человек через свои собственные способы, стратегии обучения набрал то, что ему нужно, и прошел этот путь. И мы здесь выступаем как поддерживающая среда, помогаем тем, что каждый может попробовать на себе из роли клиента коучинговые технологии, каждый может попробовать на себе из роли специалиста эти технологии. Каждый может попробовать на себе роль наблюдателя за процессом и увидеть то, чего ты не видишь, когда ты в запале, на адреналине что-то тренируешь со стороны, а потом можешь поработать в очень малых группах с коллегами под наблюдением более умного, более мудрого, уже прошедшего эти курсы ментора.

Также ты можешь выйти на сессии вопросов-ответов, некоторые из тем углубить, и потом ты постепенно имеешь для себя мерило развития собственных навыков по прописанной шкале развития компетенций. Плюс к этому, специально обученные мудрые люди еще и послушают твою работу и дадут письменную обратную связь, которую ты можешь несколько раз переслушать сам, перечитать и таким образом закрыть для себя все вопросы, которые есть в освоении этого навыка, а также выйти в мир и посмотреть, куда конкретно прикладываются и применяются твои навыки, как это ведет к повышению твоей стоимости на рынке.

Ольга Гиверская:

Получается многосторонняя связь ото всех, кто поддерживает и создает процесс обучения. Я готовилась к эфиру и нашла отчет Международного экономического форума, где сказано, что к 2025 году 40 процентов трудящихся будут вынуждены обучаться новым навыкам. Как Вы думаете, какие навыки будут востребованы? Мы видим, как из одной профессии вытекают еще 10 подпрофессий. Чему надо учиться?

Анна Лебедева:

То, что мы теперь живем в двух мирах одновременно, очень сильно будет влиять на то, как уже традиционные профессии и навыки, сложенные годами, меняются под воздействием новых технологий. Приведу маленький пример. Когда я на заре своей карьеры пришла работать в Билайн, у всех были кнопочные Nokia. Когда я уходила из этой компании, большинство инженеров, с которыми я работала как коуч, тренер, обучала их, работали над созданием приложений.

Почему случилась такая революция в онлайн-обучении? Потому что у нас с собой университет в кармане, мы можем учиться в собственном наладоннике. Если в США растет онлайн-обучение на фитнес, здоровый образ жизни, то у нас растут IT-навыки, навыки взаимодействия, создаются не продукты, а услуги, и эти услуги выходят из face to face в режим интернета, все больше и больше растет количество профессий, которые можно осуществлять, не находясь в одном конкретном месте. Эта новая норма, и пандемия тоже сильно нас к этому толкнула, закрепилась, и от нас ожидаются навыки взаимодействия, планирования в онлайн-форматах.

Наш руководитель рассказывала, как она работала с IT-интеграторами, они все сидели в панорамном зале, на одну доску писали разные идеи, для нас это было вау, science fiction пришла в нашу жизнь. На сегодняшний день каждый из нас открывает Miro, и мы все совместные мозговые штурмы делаем в режиме онлайн. Кто-то в зале сидит рядом друг с другом, кто-то далеко-далеко, за много-много километров, на другой стороне глобуса, и новые технологии дают взрывной рост возможностям, которых не было раньше. Конечно, 40 процентов людей должны будут осваивать навыки. То, из чего состоит моя рабочая жизнь как коуча, тренера и руководителя, это совсем не то, что я делала 4 года назад. То количество времени, которое мы посвящаем тому, чтобы освещать свою деятельность, беседовать в сетях интернет, рассказывать о том, что ты делаешь, раньше было посвящено в работе с клиентами, документами, отчетами, а все те профессии, которые касались технической части нашей работы, начинают уходить в искусственный интеллект, и это замечательно.

Ольга Гиверская:

Есть люди, которые впадают в некую зависимость от обучения, они не закончили один курс, покупают другой. Среди моих знакомых масса людей, которые закупились под Новый год всем чем только могли, и что же с этим делать дальше? По статистике, 65 процентов не заканчивают купленные образовательные пакеты.

Анна Лебедева:

В Эриксоне мы следим за KPI, у нас совсем не 65 процентов не заканчивают, а больше 90 процентов заканчивают и довольны этим обучением. Но у нас другое обучение, это не массовый продукт, а продукт, в котором ты все равно вживую взаимодействуешь с большим количеством поддерживающих специалистов, это обстановка навыков. Сейчас стерлась грань между тем, в чем раньше мы очень сильно проводили грань.

Раньше мы проводили грань между тем, что есть тренинг, где ты осваиваешь навык, и тебе нужно пройти весь путь, и есть лекция, где ты послушал и вдохновился, то есть огромное количество онлайн-обучения касается «послушал и вдохновился», а как ты будешь осваивать навык – не купил пакет с ментором, который тебя тюкает (оставим за скобками любящие или не любящие глаза, квалифицированный или неквалифицированный специалист дает тебе обратную связь, где найти столько квалифицированных специалистов в профессиях, которые рождаются только сейчас).

Почему 65 процентов людей не проходят обучение? Когда ты покупаешь обучение, было бы круто, если бы у тебя был годовой бюджет, из него бюджет на несколько курсов, прописанные цели, что ты конкретно получишь, чему ты хочешь научиться, как это повысит твои компетенции, в какой конкретно области. Коуч помогает человеку оцифровать свои хотелки в конкретный измеримый план, который будет тебе подконтрольным, и исходя из этого ты думаешь: «Окей, какие средства я готов потратить». Но чаще всего получается не так, люди неосознанно на базе своей долгосрочной стратегии выкупают обучающие курсы, и очень много сейчас людей, которые следуют за любимыми экспертами или блогерами, на которых подписаны, и те начинают создавать триггеры ажиотажа, триггеры привлечения, работают очень профессионально в сфере продаж услуг, образовательных в том числе. И получается, что вдруг человек сам не заметил, как на импульсе уже оформил рассрочку в банке и закупил себе курс из иллюзии.

Есть очень большая разница между тем, что ты чему-то поучился, допустим, искусствоведению или приготовлению пищи, какому-то радующему тебя предмету, который никак не связан с твоим рабочим местом, он тебя развлекает, и я тоже сама покупаю такие курсы, чтобы мне было приятно, чтобы я знала немножко о тех областях, в которых я, как человек, развиваюсь, для своих собственных потребностей в новизне, развитии, радости. И это одна история, такие курсы, где от тебя не ждут, что ты потом будешь повышать свою стоимость на рынке за счет тех вещей, которые ты развиваешь, это расширяющие кругозор лекции. Люди же не проводят разницу между тренингом, который обучает тебя навыку, и лекционным материалом, который ты можешь просто послушать, чтобы быть в курсе чего-то. Даже если есть какие-то упражнения, пока ты сам себя не заставишь ими заниматься, если ты не супердисциплинированный, суперзамотивированный человек, без поддерживающей среды ты будешь выпадать. Сами по себе купленные курсы в режиме, где нет дедлайна и какой-то группы, с которой ты встречаешься, досматривают единицы. 65 процентов выпавших людей – это не вся статистика, а если посмотреть от начала до конца, то единицы.

Поэтому туда включается геймификация, чтобы ты зарабатывал баллы, не затягивал, потому что у многих людей есть идея: я выйду на субботу и залпом, как сериал, посмотрю это обучение. Сериалы мы залпом смотрим, мы можем и обучающий курс залпом посмотреть, но это не выйдет ни в знания, ни в навыки. Из всего, что ты целый день догонял, все равно 17 процентов. Но если ты переборешь ту стадию, на которой начинаешь забывать, и добавишь новое обучения, это как в английском языке, пока ты еще не забыл, добавляешь что-то еще, и меняется качество того, что в голове остается. Подхватывая себя, прежде чем материал начинает стираться из головы, ты добиваешь и получается, что важнее регулярность, вписанная в твой график, нежели наскоком что-то за один раз пройти. Как и кубики на животе не вырастают, если ты все занятия месяца в спортзале пройдешь за один день, так и навыки не вырастают. Как почки и листочки до дерева, растет в голове нейронная связь между одним предметом и другим, для этого нужно время, чтобы ты время от времени туда погружался, и когда начинается забывание, опять базовые вещи прошел и научился. Конечно, когда у людей нет поддерживающей среды, они просто купили консервный курс, записанный, то на своей собственной внутренней мотивации только суперзамотивированный человек может до конца это пройти, или человек, для которого это важное ремесло, которым он собирается зарабатывать.

На чем люди берут эти рассрочки – что ты в процессе обучения отобьешь свое обучение. Ребята, это вообще другой вопрос, кто-то, возможно, и отобьет свое обучение, и обычно эти кейсы очень ярко показываются: 3 человека из 300 отбили свое обучение за курс. Гауссова кривая распределения, кто-то еле открыл, у кого-то что-то получилось, что-то не получилось, кто-то отбил свое обучение, и уже в рамках обучения он молодец. Но почему? Потому что он до этого этой темой занимался, он пришел 100 процентов не на нуле, не новичок, и он поставил на паузу все свои дела и во время курса вышел в первую сотню.

Мы-то фокусируемся на том, что происходит в средней части людей. И эта средняя часть, набравшая рассрочек, начинает учиться и вдруг обнаруживает в середине: «Так, я вот это все на себя набрал, а как это соотносится с тем маяком, который на высокой горе мне мигает, показывая путь моему кораблю? Все, что я сейчас изучаю, лично к моей жизни как применимо? Как выловить крупицы золота из огромного количества классной, возможно, выбранной кем-то другим, прочитанной, переваренной и выданной мне информации? Лично мне-то что с этого?» Без коучинга это обучение так и ложится: ты и до этого ходил с кучей проблем, а теперь еще с пятью сумками курсов. Проблемы не ушли, ты думал, что если я это все пройду и стану мастером, то проблемы уйдут, но ты далеко не мастер, ты новичок, но теперь еще и с сумками обязывающего тебя обучения и с рассрочкой.

Ольга Гиверская:

В этом случае человек сам сделал выбор, неважно, осознанный или неосознанный, но есть и другая история, когда сейчас работодатели начали своих сотрудников массово отправлять на курсы повышения квалификации, переобучение, обучение дополнительным навыкам. И топ-менеджеры, руководители сталкиваются с тем, что сотрудники не хотят получать новые знания. Как можно замотивировать людей, для того чтобы все-таки пошли и обучились, ведь чаще всего за эту историю платит работодатель?

Анна Лебедева:

Согнанное стадо людей, которые не хотели учиться, но теперь пришлось, это тоже большая проблема. Вернемся к маяку, в каких случаях легко и на вдохновении получается что-то освоить, когда ты четко для себя прописал, что вначале, что в конце, что я хочу получить от этого курса, как это лично мне поможет решать мои жизненные задачи. Это чисто коучинговые вопросы, коуч может в разы повысить качество обучения, что важно лично для тебя, почему это отзывается тебе, как этот курс повысит твою компетенцию и снимет твои риски, когда ты что-то не докручиваешь в профессии, и даст тебе возможность то, что ты делаешь сейчас, делать лучше и легче, насколько практично это обучение.

И плюс к этому подращивать свои навыки на следующую стадию, получив этот курс сейчас и поработав с этим здесь, какова та цель за целью, к которой ты стремишься, что это – следующий уровень менеджмента или возможность перейти в более интересное для себя направление, которое ты пока не знаешь, как делать, тебя никто не возьмет, если ты в этом не очень разбираешься, а только хочешь. Может, кто-то возьмет, но небольшое количество руководителей. И вот это внутренняя сила приверженности: да, я понимаю, зачем сейчас в этом разбираюсь, я понимаю, зачем я включен – управление фокусом своего внимания очень помогает.

Есть такая формула 10-20-70, ученые выявили, что для того чтобы освоить новый навык и быть в нем эффективным, нам необходимо 10-20-70. 10 – это наши тренинги, обучения, нам необходимо почерпнуть 10 процентов из каких-то учебных курсов, 20 процентов – это коучинговое сопровождение. Для того чтобы мы освоили какой-то навык, нам нужно, чтобы кто-то был рядом с нами, позадавал коучинговые вопросы из серии «почему, для чего, что у тебя хорошо уже получается, что еще не очень, на чем держать фокус внимания, где твой прогресс, в чем ты уже молодец, какая твоя следующая цель», и постоянно выгружать, вентилировать, продумывать этот ответ.

70 – это применимость и применение получаемого растущего навыка в жизни, на своем рабочем месте. Если это курс, не связанный с рабочим местом, а с более широкой рамочкой, с жизнью, в твоей конкретной жизни в течение 72 часов необходимо применить то, что ты изучал в рамках учебного курса. Разрыв между тем, пока ты этому учишься, и как ты на рабочем месте это применяешь, должен быть минимальным. И очень важно осознанно смотреть: окей, сейчас я попробую это делать по-другому, в первый раз получится не очень, потом получше.

Я, как коуч, сопровождаю своих клиентов, даже топ-менеджеры пишут чек-листы поведенческих вещей. Допустим, small talk перед началом беседы, задать вопрос – кто с какой целью пришел на это совещание, в середине совещания поблагодарить каждого, в конце совещания поблагодарить всех, подвести итог, выстроить это совещание по алгоритму, и каждый раз мы отслеживаем, удалось или не удалось. Пока навык встраивается, он как маленькое растение, подвержен любой болячке, подул ветер, не выспался – уже нет ресурсов, чтобы чем-то новым заниматься, нужны силы. И уж точно совмещать освоение новых навыков супертяжело с большими изменениями в жизни: беременность, свадьбы, переезды, переходы на новую работу. Параллельно с этим осваивать серьезный онлайн-курс достаточно сложно. Если человек берется осваивать что-то новое, то очень важно, чтобы в остальных областях жизни была хотя бы какая-то стабильность, в современных условиях это суперсложно, но нужно минимизировать сложности в других областях. Хочешь чему-то хорошо научиться – не смешивай это с кучей других событий. Обычно же как: человек и переезжает, и женится, и кучу онлайн-курсов одновременно берет, но тогда ты не успеваешь зарабатывать, что-нибудь все равно из твоей большой корзиночки вывалится.

Ольга Гиверская:

Вы же много обучаете взрослых, есть ли разница в обучении людей, которые заплатили свои деньги, и тех, за кого заплатили?

Анна Лебедева:

Конечно, человек, который заплатил сам за себя, способен и может учиться гораздо дольше. Если взять нашу программу, она длится почти полгода, но ты осваиваешь новую профессию и сертификат. Тех людей, за которых заплатила компания, гораздо меньше доходит до конца. Чаще всего получается дойти до конца обучения и пройти его эффективно у тех, кто вместе с командой практикует микрокоучинг друг друга, когда целая команда от одной компании.

У нас есть корпоративные клиенты, которые знают наше высочайшее качество, нашу требовательность, наш формат им подходит, они знают, чего от нас ожидать, какие потребности в компетенциях закрывает коучинговое обучение. И приходит несколько людей от одной компании, приходит следующая группа, и получается такой бонус, что не все одновременно покинули рабочее место и работать некому, а распределились, кто когда учится. Но возвращаясь на свое рабочее место, они создают общую среду, в которой контекст этого птичьего языка, сленга, который они понимают, реализуется. Не кто-то один из компании пришел, которого куда-то послали, а группа людей поддерживает друг друга.

Обращусь к статье Маршалла Голдсмита, лет 10 назад написанной, где говорится, что лидерство – это контактный спорт. Маршалл Голдсмит – один из 10 самых известных коучей на планете, и я очень уважаю его работу, он проводил исследования, какие корпоративные программы обучения разваливаются, и компания не получает того, чего ждала, а какие корпоративные программы процветают. И там, где есть коучинговое сопровождение друг друга, лидерство – контактный спорт, люди задают друг другу вопросы, помогают интегрировать эти знания, есть взаимовыручка в области освоения этих навыков, именно там результаты программ превосходят ожидания. А где такого нет, то оно проходит формальным образом, и все.

Ольга Гиверская:

Получается, если человек сам за себя платит, то он и знаний забирает больше.

Анна Лебедева:

Можно так сказать, но у меня есть статистика немножко шире, глубже, то есть это не так черно-бело, однозначно. Когда есть поддерживающая среда в компании тех людей, которые объединены общей целью и понимают, что сейчас стоит такой вызов, нужно удержать людей, необходимо внедрить другую культуру. Они понимают, ради чего учатся, тогда выхлоп и для людей, и для компании, там же человек и компания вместе ответственны за результат, и этот результат тоже красив, но результат в другом – повышается приверженность людей в компании, повышается их мотивация делать свою работу.

Ольга Гиверская:

Что же делать тем людям, которые хотят научиться чему-то для души, но современность требует от них определенных навыков? Как найти баланс в обучении между тем, чему хочется научиться и чему надо научиться?

Анна Лебедева:

Предполагается, что надо научиться чему-то скучному, противному. Ребенок не учится вещам, которые его бесят, раздражают, он находит для себя веселье и радость в познании просто так. Он познает что-то новое, и ему от этого радостно, весело, и он познает что-то еще, у него такая мотивация познания. У взрослого человека немножко по-другому, можно подключать сюда и детскую радость от того, что у тебя что-то получается, и самонаграды, геймификацию, если ее нет в рамках учебного курса. Но также у взрослого человека есть еще и вторая осознанная мотивация – когда ты что-то осваиваешь, как это помогает тебе эффективнее и радостнее выгружать и разгружать жизненные сложности, с которыми ты сталкиваешься. Как навык, полученный в одном месте, меняет твое мировоззрение, смотреть, где еще я могу применить то, чему я учусь здесь. Как алгоритмы, которые я осваиваю здесь, могут влиять и на мою работу, и на мою востребованность, на повышение ценности меня как рабочей единицы или как привлекательного специалиста.

Мы хотим двух вещей в обучении: с одной стороны, нам хотелось бы удовольствия в процессе, это важно, чтобы в процессе обучения было удовольствие. Если вы учите английский язык, у вас не получается, есть вероятность, что вам нужен более симпатичный и энергичный преподаватель, рядом с которым вам будет просто невозможно не сделать домашку, то есть нужно удовольствие в процессе обучения, чтобы это не было слишком мучительно, потому что чем более мучительно нам приходится преодолевать свое сопротивление, тем больше риск того, что при наличии огромного количества других приоритетов этот фрукт мы выкинем из корзиночки.

Второе – очень важен маяк, который светит, важна осознанность, для чего, к чему большому и важному я сейчас осваиваю что-то новое для себя, потому что взрослому человеку всегда немножко неудобно признаться, что ты чего-то не знаешь, мы же взрослые, мы должны все знать. Поэтому важное, что я сейчас осваиваю для большого будущего, тоже помогает поднимать мотивацию, но уже более взрослую, ментальную, зацепиться за ценности. Идти, чтобы тебе было не очень тяжело, зацепиться и, как на веревке, подтягиваться к тому, как ты достигаешь чего-то ценного для себя.

Ольга Гиверская:

Наша постоянная рубрика чек-лист от коуча, три коротких вопроса и три коротких ответа. Есть ли смысл непрерывного обучения?

Анна Лебедева:

Я, как человек, который учится всю жизнь, не вижу других вариантов. Мне кажется, что важно постоянно что-то узнавать, учиться, не давать себе закостенеть, и это дает нам возможность подкормить нашу внутреннюю мотивацию, нам хочется отличий, и не ждать долго, то есть сокращать разрыв между собой и уходящим вперед рынком труда.

Ольга Гиверская:

В процессе непрерывного обучения больше плюсов или минусов?

Анна Лебедева:

В процессе непрерывного обучения необходимо расставить свои приоритеты как бюджет своего времени. Оно займет время, займет твои усилия, это значит, что под это нужно выделить определенные ресурсы. Также очень важно фокусироваться для чего, потому что наслаждение в процессе приходит, а вот фокусироваться зачем и для чего дает тебе возможность не уходить в дебри и использовать все современные методы усвоения информации, для того чтобы все мои разного рода подытоживающие вещи, выписывание в тетрадке, все, что для вас работает и работает для других людей, для того чтобы 17 процентов, которые останутся с вами через год, были те самые, которые важны, а не те, которые лежали сбоку.

Ольга Гиверская:

Три коротких совета тем, кто постоянно обучается.

Анна Лебедева:

Первое – заведите бюджет времени и денег, пишите список пожеланий, как Деду Морозу. Сначала включите безбашенного мечтателя – а что, если мне освоить одно, другое, третье? Выгружайте свои хотелки по максимуму, потом из этих хотелок выбирайте по приоритетам, как взрослый, что важного, что ценного в этом. Потом под это берите бюджет времени и денег, чтобы от детского желания усвоить что-то новое вы дошли до стадии внедрил в жизнь и вижу результаты.

Ольга Гиверская:

Второй совет – сфокусироваться и четко понимать, для чего и зачем.

Анна Лебедева:

И третий совет – выберите то время дня и недели, когда вам максимально эффективно учиться. Кому-то очень здорово по утрам, кому-то днем для разнообразия, кому-то в субботу утром. Если это онлайн-обучение, и курс не диктует для вас ритм, выработайте свой собственный ритм познания, никогда не затягивайте огромным мешком пройти 10 вебинаров за один день. Старайтесь лучше это делать ежедневно или раз в два дня, но более коротенькими отрезочками, коротенькими перебежками, запойное обучение не приводит к тому, что вы получаете от этого очень большой результат, скорее, оно все забудется.

Ольга Гиверская:

Мы завершаем нашу программу «Прайм-тайм с коучем», напомню, что в студии для вас работала я, Ольга Гиверская, и Анна Лебедева, директор Международного Эриксоновского университета коучинга, мастер сертифицированный коуч по стандартам ICF. Всего доброго, дорогие друзья, до встречи в эфире.