Ольга Гиверская:
Добрый вечер, уважаемые слушатели, в эфире проект «Прайм-тайм с коучем» на Медиаметрикс. Все, что вы хотели знать о коучинге, но боялись спросить. Сегодня говорим о том, как спешка и быстрый ритм жизни влияют на качество жизни, зависит ли качество жизни от ритма, в котором живет человек. В студии для вас работаю я, Ольга Гиверская, и моя соведущая Анна Лебедева, директор Международного Эриксоновского университета коучинга, мастер сертифицированный коуч по стандартам ICF. Анна, в спешке ли была дорога в студию?
Анна Лебедева:
Нет, наоборот, для того чтобы подготовиться к эфиру, необходимо собрать все мысли в один список, и это создает возможность поговорить об очень важных вещах. И это как раз противоположность спешке, это осознанный подход к распределению своего времени и ресурсов.
Ольга Гиверская:
Спешка влияет на качество жизни?
Анна Лебедева:
Тут, конечно, очень большой вопрос. В современном мире масса разных новостных каналов, которые мы отслеживаем, поменялось наше взаимодействие, мы теперь в мессенджерах постоянно общаемся друг с другом, и это также дает дополнительный фон и шум, которые сопровождают человека каждый день в городской среде. И мы сами даже не замечаем, сколько разнообразных мелких дел делаем параллельно в течение дня, и даже в некоторых компаниях клиентов, с которыми я работаю как коуч, сначала был введен режим многозадачности, все должны быть многозадачными и эффективными в управлении целым портфолио проектов. Но в 2023 году после выхода из пандемии тренд меняется, выйдя из оков наших маленьких кабинетиков, мы взяли с собой обратно в постпандемийную жизнь очень много разнообразных привычек, которые, возможно, сильно снижают нашу эффективность.
Ольга Гиверская:
Как правильно и эффективно принимать решения?
Анна Лебедева:
Большая тема с принятием решений, потому что люди приходят учиться на коуча, для того чтобы повысить качество принимаемых решений, и люди нанимают коуча на 10-12 сессий, для того чтобы проработать качество принимаемых решений. Если мы в спешке что-то делаем, то мы обычно принимаем решение быстро. Здесь есть свой плюс, это быстрота, нам не нужно долго обдумывать что-то, мы не откладываем, не прокрастинируем, быстро принимаем решение. Но приведу пример с холодильником: вам нужно быстро что-то съесть и побежать дальше, вы подбегаете к холодильнику или, если на работе, подбегаете туда, где есть какая-то еда, быстро и неосознанно, нестратегично что-то едите, вне зависимости от того, эта еда вам поможет или не поможет быть эффективными дальше, но просто нужно очень быстро решить задачу – удовлетворить потребность. Получается одноуровневый способ решения задачи, однозначно быстро. Если ты едешь в школу забирать своего ребенка, 5 минут до закрытия продленки, у тебя нет времени подумать о своих стратегических целях на 5-10 лет, тебе нужно действительно закрыть задачу, чтобы ребенок не мерз на улице, ожидая тебя последним. Ты быстро подъезжаешь, быстро паркуешься, быстро бежишь, быстро забираешь – фу, сделано.
Но насколько это все соответствует тем важным стратегическим целям, которые человек для себя ставит? Во-первых, ставите ли вы цели, есть ли у вас хотя бы какие-то ориентиры, цели на 5 лет, на 10 лет, на 2 года, на год, и как по пирамиде Франклина соотносятся те вещи, которые вписаны в ваше недельное расписание, с теми вещами, которые вы хотите.
У многих людей, которых я лично знаю, которые приходят к коучу, на начальной стадии работы с коучем есть большие важные цели, они как морковка перед осликом передвигаются вместе с человеком по линии времени. Допустим, хотелось бы гармоничные отношения, зарабатывать много денег, занимать важную позицию, но при этом много дел, суеты каждый день, и эти все желания вместе с ним переходят как вечные желания из года в год. А проверочный вопрос вот в чем – если мы говорим о чем-то очень важном, то как это важное раскладывается в план на месяц, план на неделю, план на сегодня. Эта связка в спешке полностью теряется, в спешке мы перебегаем зигзагом от одной задачи к следующей задаче, ставим галочки. Естественно, вырабатывается его величество дофамин – мы поставили галочку, вопрос решен, еще поставили галочку, еще вопрос решен, 10 галочек поставили, и все, счастливый человек, я много-много чего сделал. А проверочный вопрос – насколько то, что ты делал и сделал, соотносится с какой-то более важной стратегической целью. Этот проверочный вопрос должен пронизывать нашу жизнь, работу, для того чтобы у нас была не спешка, а конгломерат целенаправленных действий, который ведет нас из точки А в четкую, конкретную, желаемую и радостную для нас точку Б.
Ольга Гиверская:
Анна, Вы не раз упомянули о том, что приходят обучаться коучингу либо приходят к коучу в том числе для того, чтобы принять решение. Но для меня здесь звучит некая история про то, чтобы переложить ответственность за принятие решения на специалистов помогающей профессии. Так ли это, или как коуч работает с человеком, который пришел с запросом на принятие важного решения, и кто несет ответственность за это?
Анна Лебедева:
Однозначно проблема есть. Когда люди обращаются к специалистам поддерживающих профессий, по исследованиям, сделанным PricewaterhouseCoopers, коучей путают с менторами и наставниками. Ответственность за принятие решений – это, с одной стороны, ответственность за те решения, которые мы не приняли, и дороги, которыми мы не пошли, и за те решения, которые мы приняли. Покупая кота в мешке, мы вместе с ним покупаем лоток, корм, прививки и все остальное, то есть делая шаг в сторону того, что ты хочешь, вместе с этим получаешь и все последствия этого выбора. И не только те позитивные, о которых мы мечтаем, но и те, которые будут являться частью твоей жизни. Появляется более ответственный пост с сотрудниками большего уровня, это значит, что ты будешь отвечать за большее количество людей, большее количество процессов.
К коучу могут прийти люди, которые готовы замахнуться помечтать, а вот следовать своей мечте, двигаться целенаправленно к тому, чтобы действительно получить, это уже следующая стадия зрелости. Просто себе намечтать – с этим прекрасно справляется марафон желаний, просто размечтаться, подумать, чего я вообще хочу, какие у меня внутри хотелки, как они вместе в одну картинку могут скомпоноваться. А после этого необходимо все-таки что-то делать. Допустим, хочешь ты кататься на водных лыжах, визуализируешь, как это будет классно, радостно, музычка играет, ты катаешься. Но для этого надо приехать, научиться кататься на лыжах, необходимо собрать денег, чтобы была возможность туда поехать, значит необходимо забронировать эти даты в календаре, согласовать со всеми близкими и на работе, чтобы именно в это время у тебя был отпуск, поехать и тогда, пожалуйста, катайся. Вот эта часть картинки зачастую, пока коуч не позадает вопросов, совсем уходит у людей из точки зрения.
Когда мы смотрим за миллионерами в блоге и видим, как они летают на частном джете, мы видим только то, где они победили, сели в частный джет и куда-то полетели, но мы не видим то, как они ответственно вставали в 6:00 утра, пахали, им же не дедушка принес на тарелочке стопочку миллионов: пожалуйста, трать. Эта часть тоже является жизнью здорового взрослого человека, как делая что-то, что тебе действительно важно, что тебе хочется, что тебе приносит радость и счастье, при этом также понимать, что вместе с этим пойдут и ответственность, и твоя надежность, и ежедневные маленькие действия, которые тебя туда ведут.
Ольга Гиверская:
Вы сказали, что коуча часто путают с ментором. Ментор – это тот человек, который в том числе разделяет ответственность со своим менси, со своим клиентом, то есть ментор показывает путь, как из точки А прийти в точку Б и определенный набор инструментов. А про коуча Вы сказали – позадает вопросы. И тогда что?
Анна Лебедева:
Тогда человек начинает исследовать свои собственные стратегии. Чем отличается одна профессия от другой? Ментор может поделиться опытом, выстроить путешествие из точки А в точку Б. Вопрос насколько менти будет следовать рекомендациям этого ментора не всегда в кадре, он может легко остаться и за кадром, а коуч будет задавать вопросы из серии чего ты хочешь, как сделать раскадровку путешествия к тому, чего ты хочешь, как встретиться со своими слабыми и сильными сторонами. Преодолевая свое сопротивление и учась новым привычкам, мы не очень-то хорошо понимаем, что будет встречаться. Ты, может быть, сам себе удивишься, какие вещи начнут всплывать, разные отвлекаторы, мы уже позанимались этой целью, стало немножко сложновато, мотивация начинает падать, и коуч помогает держаться выбранного курса, для того чтобы в момент спешки, когда наступит день Х, у тебя уже в голове были модели и под рукой были инструменты, чтобы путешествовать из точки А в точку Б, чтобы делать то, что по-настоящему важно.
Ольга Гиверская:
Мы же все разные, и каждый из нас по-разному принимает решение. Кому-то надо большое количество времени на подумать, а кому-то чем быстрее, тем лучше. Значит ли это, что кто-то принимает правильное решение, а кто-то неправильное? Как понять, к какому типу относится человек?
Анна Лебедева:
Тут есть две части вопроса. Мы посмотрели наши стратегические цели, как их разобрать на части, на ежемесячные ориентиры, чтобы видеть, как мы туда двигаемся. Я могу честно сказать, что пятилетние цели зачастую с коучем люди сбывают за год или за два, потому что мы очень сильно недооцениваем, с какой скоростью будет меняться у нас жизнь, когда мы идем к тому, что для нас важно, и нам кажется что это долгосрочная цель, а когда она разбивается на подчасти, оказывается под контролем. Шла речь о долгосрочных вещах и о каких-то краткосрочных вещах в режиме этой недели, в режиме этого дня, потому что наступает день, когда уже надо заканчивать думать и нужно вставать и что-то делать. И если ты подготовлен, ты это делаешь быстро и четко, если не подготовлен, ты делаешь что-то, потому что время – это неизменная константа, 24 часа все равно закончатся, делаешь ты что-то или какой-то хаос, при этом в спешке немножко не то.
Второй вопрос тоже важный, он касается нашей нервной системы. Тут мы разные, нет единого рецепта для всех. Я наблюдаю за клиентами, за людьми, и часто это не изменится. У кого-то очень классно получается мобилизоваться. Вспомните, пожалуйста, как вы сдавали экзамены в институте, получалось ли у вас мобилизоваться на время экзамена и сдать это лучше, чем вы от себя ожидали, как, допустим, у меня. У адреналинщиков получается собраться, выложиться, включиться, включить гиперфокус и в этом режиме сделать что-то лучше, чем они от себя ожидали. У другой части людей, в том числе у моих клиентов, которых я готовлю к публичным выступлениям или стратегическим сессиям, бывает так, что дома в спокойной, нестрессовой атмосфере, в режиме размышления или планомерного ежедневного действия этот человек суперэффективен, у него высокие показатели, он легко противостоит хаосу и спешке. Но как только начинается давление, он теряет свой фокус внимания и начинает делать то, чего от себя не ожидал в сторону хуже, то есть на самом деле без давления, не в спешке, планомерно и пошагово этому человеку удается показывать больше результатов.
Приведу пример, мы с детьми смотрим шоу поваров, и там повара делятся на команды, им нужно нахватать продуктов и быстро приготовить шедевр, чтобы выйти на следующий уровень. Я смотрю как коуч – профессиональное искривление, даже фильм не могу спокойно смотреть, ты все время смотришь с точки зрения клиентов, у кого какой запрос к коучу. Началась спешка, давление, и я вижу, как некоторые люди включают тоннельное мышление, отсекают все ненужные стимулы, гиперфокус, и они в нем суперэффективны. И вижу других, даже в интервью этот человек описывает: «Когда я готовлю дома на видеокамеру, на YouTube, я вообще не спешу, у меня получается классное блюдо, я это делаю в своем медленном темпе, а здесь не могу собраться, потому что это быстрее, чем для меня удобно». Получается, его результаты хуже, чем просто в спокойной атмосфере. Позадавайте себе вопросы – лично для вас это как, и насколько стресс присутствует в вашей работе, насколько вам нужно включаться, быть в гиперфокусе, собраться и что-то сделать. Сравнимо как дельфин под водой плавает, набирает скорость и потом высоко прыгает над водой и обратно на уходит на глубину, показательное выступление. Либо вам необходимо каждый день планомерно что-то делать, и если вдруг вы выбиваетесь из своего ритма и делаете что-то экстра, на три часа задерживаетесь, то следующий день у вас уже с плохой эффективностью. Значит вам важен твердый график, спокойная планомерная работа, и тогда нужно четко и стратегично продумывать, прорисовывать для себя точки, где будет очень много всяких вещей, слепленных в кучу, и тебе надо свои дела в стороночку убрать, чтобы не было спешки.
Ольга Гиверская:
Вы сказали про тоннельное мышление, что же это такое? Я когда готовилась к нашей программе, нашла интересный эксперимент: в 1973 году в Принстонском богословском университете в семинарии обучающимся было дано задание дойти из одного корпуса в другой корпус, и надо было сделать это как можно скорее. Но на пути у этих семинаристов лежал актер, который изображал больного, раненого человека. И что же? В спешке люди практически не останавливались, для того чтобы оказать помощь этому человеку, и всего лишь 10 процентов остановились, чтобы помочь. Потом психологи говорили о том, что включилось тоннельное мышление, которое было сфокусировано на том, чтобы из точки А перебежать в точку Б, и 63 человека, несмотря на то, что это люди духовные, даже не остановились для оказания помощи. Что такое тоннельное мышление и почему оно так срабатывает?
Анна Лебедева:
Представьте себе, насколько ценностные люди при этом показателе эксперимента противоречат своим духовным стремлениям. Тоннельное мышление – это когда мы отсекаем все стимулы, отсекаем всю информацию, все, что вокруг, и уходим в фокусировке на что-то одно. Можно сравнить со взглядом через бинокль, мы направлены на что-то одно, на некую цель, и все, что нас отвлекает, отсекается. Это взгляд охотника, который охотится в лесу на дичь, и весь его фокус внимания стягивается на движение далеко в лесу. Эволюция в нас заложила гиперфокус, тоннельное мышление, отсечь все остальное, сфокусироваться только на том, что тебе важно, на цели, мы оставляем за скобками – это стратегически важно или просто человеку захотелось чего-то добиться. Бывает так, что я сижу, как коуч, на переговорах и вижу, что у некоторых из переговорщиков включается тоннельное мышление не в тот момент, и они начинают добиваться своего результата вопреки отношениям, вопреки стратегическим целям, чисто для того, чтобы просто победить и переспорить друг друга. И потом, выйдя из этого спора, им бывает жалко: зачем же я так много аргументов на стол выложил, которые нужно было придержать, зачем же я так много людей примял, которых можно было не обижать, и теперь нужно выстраивать порушенные отношения.
Но в тоннельном мышлении есть и сила, и слабость. Человек включается во что-то одно, и у него отключается все остальное. Когда я занимаюсь финансами как руководитель, это не моя сильная сторона, но я могу включить свое тоннельное мышление, обо всем на свете забыть, не пить, не есть, заниматься финансовой моделью, взгляд охотника. Противоположным является взгляд перспективы, расширенного сознания, когда ты не в тоннельном мышлении, а соотносишь то, что происходит, со своими целями, можешь на минуточку отойти, посмотреть со стороны, более гибко смотришь на ситуацию, чуть с более высокого обзора, сопоставляя то, что сейчас делаешь, с тем, насколько это относится с твоими важными целями. И в ширине приглядываешь за всеми остальными областями своей жизни и всеми остальными жизненными приоритетами. Возможно, эффективность этого отдельного дела будет ниже, потому что мы за всем остальным тоже приглядываем, но при этом отслеживание всех остальных важных областей своей жизни при этом присутствует, человек не забывает об остальном, что есть у него и тоже важно.
Ольга Гиверская:
Я еще заметила, что топ-менеджеры, руководители, владельцы бизнеса быстрее принимают решение. Вы много работаете как коуч, как тренер с руководящими единицами. Почему они так быстро могут принимать решения, а линейным сотрудникам требуется больше времени на это?
Анна Лебедева:
Так это же тоже навык, и хозяйке на заметку – количество решений, которые ты можешь быстро принимать в течение дня, для каждого человека может быть конечно, и навык принятия правильных решений – это навык, который нарабатывается, и он нарабатывается не за день. Он как английский язык или как другой сложносочиненный навык, состоящий из многих маленьких поднавыков, он нарабатывается через какое-то количество повторений. Именно поэтому руководители и ответственность несут за последствия принятых решений, и решения принимают быстрее, потому что постоянно тренируются в алгоритмах принятия решений. Даже есть рекомендация людям, которым предстоит в течение дня принять много важных решений, сокращать количество других решений, которые дестабилизируют мозг, отвлекают, из серии что одеть, что приготовить на ужин, что купить в магазине, чтобы были списки, чтобы голову не включать и не думать, стратегическую мышцу не трогать в тот момент, когда есть простецкие задачи, которые можно просто организовать для себя и не тратить на это силы.
Вы заметили, у многих топ-менеджеров достаточно монотонный стиль одежды, не сильно украшают себя, потому что экономят силы на то, чтобы принимать решение в те моменты, когда это действительно стратегически значимо, и руководство доверяет им принятие решений от его лица, потому что они могут поставить точку зрения интересов этой компании, этих собственников и принять решение от их лица, полномочия сделегированы. И что там важно? Там есть много разных микронавыков, сопоставлять принятое решение на какой-то линии развития, и что будет после того, как это решение принято, какие последствия, с какими последствиями можно смириться, то есть что-то мы потеряем, но при этом что приобретем, насколько перевешивает то, что приобретем, и то, что потеряем, как это будет влиять на других людей, семьи сотрудников и так далее.
Принятие решения – это определенный навык, который вы тоже можете натренировать на более важных вопросах из серии: если я принял это решение, то какие важные последствия это решение мне приносит через три года. У многих сейчас принятие решения из серии какой курс мне сейчас купить, для того чтобы подрастить свои навыки, какая может быть любимая профессия, в которой ты будешь развиваться через три года. И так очень много людей приходит учиться коучингу у нас, потому что они задаются этим вопросом, потом думают: ну да, это повысит качество моей жизни и даст мне возможность повысить эффективность в разных областях. Чем придется поступиться, какие преимущества того, что сейчас есть, они исчезнут, когда ты примешь это решение. Допустим, ты собираешься переехать в другое место, а здесь до школы ребенок идет через двор пешком, а там его нужно будет либо возить, либо приучить к тому, чтобы он добирался немножко сложнее. Это преимущество при принятом решении переезда точно потеряется, и нет никакой возможности это взять с собой, это уже уйдет. Тогда каким образом ты это уравновесишь. Сколько это решение будет тебе стоить сил, времени, денег, усилий, насколько это соотносится с тем, какой ты человек, или соотносится с человеческими ресурсами, есть ли в компании люди, есть ли у них компетенции, чтобы за этим решением последовать, довести дело до конца.
Ольга Гиверская:
Мы все время куда-то спешим, куда-то опаздываем, особенно те, кто живут в больших городах, мегаполисах, мы гонимся за возможностями. Как замедлиться, чтобы не упустить важное в жизни?
Анна Лебедева:
Когда мы смотрим на всех окружающих, видим результаты, и хочется так же, как он, потому что когда человек становится заметным, и его результаты нам уже заметны, человек собирает корзину яблок – а я тоже так хочу. А яблони поливать хочу, подрезать ветки, укрывать на зиму, так же, как он, в этот сад ходить каждый раз хочу или только собирать хочу? В мегаполисе вокруг нас очень много других людей, которые долго-долго шли к какому-то уровню, который мы сейчас видим. Мы этот путь не видели, мы видим только ту стадию, на которой они сейчас, и тоже начинаем спешить, хотим успеть одно, второе, третье. И в этой спешке мы не успеваем насладиться тем, что уже есть. Я когда с детьми бегу куда-нибудь, нужно быстренько забежать в кафе, что-то перекусить и потом пойти в кино. И специально приучаю детей не спешить, меня уже дочка сама возвращает: «Зачем мы на полчаса забежали в кафе, мы даже поесть спокойно не успели, прежде чем идти в кино». Вот плоды моего труда, и я, как коуч, тоже не идеальный человек, иногда спешу и вижу, как близкие возвращают – зачем мы это сделали, зачем поспешили, потому что когда ты очень много дел пытаешься сделать в течение дня, в этой спешке бежишь из точки А в точку Б, как волк с яйцами в нашей детской игре, он с корзинкой носился, насобирал много яиц к концу дня, но сильно-сильно утомился при этом, побывал там, побывал здесь. А прочувствовать он успел, а поймать радость и счастье он успел, а насладиться полученным результатом успел? Это все равно, что если бы олимпийский чемпион сначала пробежал стометровку, потом 3 километра, потом побежал пострелял, еще что-то сделал, набрал кучу кубков и медалей, а порадоваться своему успеху успел? Для чего тогда мы это все делаем, для чего собираем столько галочек у себя в списке?
Я когда смотрю на подведение итогов года или даже на анонсы в сторис у разных людей, и там 10 пунктов в списке того, что он собирается сделать, по моим подсчетам, на каждый пункт 2-3 часа. Как он успевает это все в течение дня? Киборг какой-то.
Ольга Гиверская:
Как можно замедлиться? Несколько советов.
Анна Лебедева:
Первое – это сократить количество приоритетов. Я понимаю, что это страшный стресс для многих: «Как сократить, я же тогда не все успею». Волевым решением и преодолеть свою привычку спешить и нахватываться, набрасываться, читать новости во время еды, одновременно говорить, в двух телефонах что-то проверять. Сколько диалогов ты ведешь одновременно, задай себе вопрос, в этом мессенджере, в другом, параллельно сторис смотришь, рядом еще кто-то живой, надо и ему что-то сказать. Поставить себе 3 приоритета на день и выполнить их, выполнишь 5 – молодец, но ты ставил только 3, и вечером себе похлопать, сказать: «Кто молодец? Я молодец, удалось. Не удалось? Ничего, какой шаг в эту сторону сделал». Посмотреть на прогресс, если не удалось закончить до конца, хотя бы частично доделать, это повысит качество принимаемых решений, это повысит возможность противостоять спешке.
Второе – есть моменты, когда можно просто перезарядить батарейки. Помните, в детстве нам говорили: «Ты что, ворон считаешь?» Да, он считает ворон, мозг уходит в дефолт, он уходит в состояние блуждающего. Иногда нам нужно не только нахватываться, наедаться, но нужно включить режим переваривания не только еды, но и информации и впечатлений. Поэтому просто подойти с чашкой воды, чая к окну, завести себе будильник хотя бы на 7 минут и смотреть, особенно если у вас из окна видно что-то побольше, чем соседские трусы на веревочке, смотреть наверх, втыкнуться взглядом туда и ничего не делать. Или есть кусочек зеленой природы рядом, очень быстро перезаряжает наши батарейки смотреть на что-то живое, не человеком сделанное, перезарядиться и подышать, посчитать, сделать практики осознанности, простое сканирование тела, для того чтобы вернуться в тело. Когда мы спешим, зачастую все наше внимание уходит в мозг, и мы даже не замечаем – нам холодно или жарко, мы голодные, может быть, нам хочется пить. Не только вдыхать, но и выдохнуть и немножко посидеть, заметить, как стоят ноги на полу, возможно, позу поменять, встать, сесть, попить и отодвинуться от привычной нам уже спешки и заметить, как качество жизни повышается.
Ольга Гиверская:
В эти моменты кажется, что ты неэффективен, ты что-то упускаешь, ты куда-то не успеваешь. Можно ли быть эффективным, не торопясь?
Анна Лебедева:
Каждый из вас лет 20 лет назад читал притчу про отца и сына, которые пошли рубить дерево, и при этом отец рубил, а сын с другой стороны этой прогалины. Временами сын слышал, как у отца останавливается топор, думал: «Бедный отец, он старенький, не может больше рубить, а я вот здесь еще порублю», – и сын не останавливался. Когда он пришел на ту сторону, где рубил отец, увидел, что тот нарубил раза в три больше. «Я же слышал, как у тебя топор останавливался, как так? Я же не останавливался ни на минуту. – Да, но когда я останавливался, затачивал свой топор».
У нас есть какая-то странная идея, видимо, фильмы и видеоиндустрия сделали для нас монтаж, где все ситуации, где мы перезаряжаем батарейки, из этого фильма выключены, остались только те моменты, которые достойны видеокамеры, где мы чего-то достигаем, что-то совершаем, какие-то решения принимаем. Но для того чтобы принять стратегическое решение, нужно для начала уйти в режим сбора информации, задавание вопроса себе – что же для меня важно. Потом, собрав все вместе, подготовившись, и коуч может помочь собрать все критерии визуально в одну картинку в виде квадрата, колеса, треугольника, неважно, в коучинговом формате у нас есть куча разных вопросов про это, уже исходя из этих критериев принять решение. Поэтому вдох следует за выдохом, волна накатывает на берег, и она всегда откатывает от берега, не бывает такого, что вы у моря сидите, смотрите, а волна только подкатывает. Она каждый раз откатывается, прилив и отлив. И так же у нас, для того чтобы что-то преодолевать, делать что-то серьезное, требующее наших ментальных усилий, после этого нам нужно заныривать обратно, перезагружать свои батарейки, переосмысливать, подводить итоги, чтобы выходить на следующий уровень качества.
Ольга Гиверская:
Сегодня мы со всех сторон рассмотрели состояние спешки, состояние спокойствия. И сейчас наша рубрика чек-лист от коуча, три коротких вопроса, три коротких ответа. В спешке возможно принять правильное решение?
Анна Лебедева:
Только опытный человек может принять правильное решение в спешке, послушавшись свою интуицию. Большинство остальных людей примет первое, которое лежало с краю.
Ольга Гиверская:
Мне понравилась Ваша мысли о том, что принятие решения – это навык, я ее забираю с собой. Вопрос номер два – можно ли спешить осознанно?
Анна Лебедева:
Можно медленно, медленно, а потом как поспешить осознанно, и опять расслабляться и медленно. Но спешить только в определенное количество времени именно туда, куда надо.
Ольга Гиверская:
Несколько дел в параллели всегда означает незаконченность или плохое качество?
Анна Лебедева:
Возможно делать дела в параллели, если ты закидываешь в разные печки разные пироги. Когда что-то, что ты поделал, требует отлежаться, ты что-то продвинул и положил его отлеживаться, второе продвинул, положил отслеживаться, третье дозревать – тогда можно делать несколько дел в параллели, обращая внимание на то, что лично ты в этот момент ничего не делаешь: отнес предложение и пошел заниматься чем-то другим. Делать активно несколько дел параллельно – получится какая-то комедия, которых полно в телевизоре, можно посмотреть.
Ольга Гиверская:
Я благодарю Анну Лебедеву, директора Международного Эриксоновского университета коучинга, мастера сертифицированного коуча по стандартам ICF.
Анна Лебедева:
Огромное спасибо, дорогие друзья, что выносите из нашего эфира, напишите нам, пожалуйста.
Ольга Гиверская:
А завершить наш выпуск я хочу фразой Омара Хайяма – кто понял жизнь, тот больше не спешит. Берите все советы, которые дала сегодня Анна, замедляйтесь, проживайте свою жизнь осознанно и принимайте правильные решения. С вами была я, Ольга Гиверская, до встречи в эфире.