Сия Адерес:
Всем привет, с вами Сия Адерес, и это «Кофе-брейк со звездой». У всех у нас есть кумиры, у кого-то любимый артист, у кого-то космонавты, актеры, в наших комнатах в детстве и юности висели их плакаты. И сегодня ко мне на кофе зашел Марат Чанышев. Кумирами нулевых были бойз-бенды, особенно у девушек, и хедлайнером хит-парада была группа «Премьер-министр». Марат Чанышев экс-солист группы «Премьер-министр», музыкант, актер, автор песен, автор хита «Два бриллианта».
Многие мужчины, парни, в юношестве особенно, приходят в музыку, чтобы завоевать внимание девушки, сыграть ей песню на гитаре, сочинить, как-то отличиться, чтобы она упала к его ногам, а Вы закончили военно-музыкальное училище, то есть решили быть героем и с военной точки зрения, и музыкантом одновременно.
Марат Чанышев:
Я с детства мечтал быть военным и музыкантом, в Советском Союзе тогда было единственное училище, где готовили военных музыкантов, я туда поступил со второго раза, но не закончил, проучился 2 курса и ушел, а закончил университет культуры.
Сия Адерес:
Была такая мотивация, хотелось женского внимания или просто хотели заниматься музыкой?
Марат Чанышев:
Просто хотел заниматься музыкой. Начал ею заниматься довольно поздно, в 10 лет я пошел в музыкальную школу по классу кларнета, мой первый учитель был Арсен Леонидович Либензон, которому я благодарен до сих пор, он привил любовь к музыке, и изначально я думал, что буду кларнетистом. Но так судьба сложилась, что я стал в итоге вокалистом в группе. И пошел я в музыку все-таки не для того, чтобы покорять девичьи сердца, хотя это мотивационный момент в жизни каждого молодого человека, а мне действительно было очень интересно этим заниматься. Я послушал группу Queen в 1985 году, мне очень понравился вокал Фредди Меркьюри, и по сию пору я являюсь поклонником этой группы.
Сия Адерес:
Эта группа были кумиром всего мира, мужская группа, они собирали стадионы. Почему бойз-бенды были так популярны, и основная аудитория были же девушки?
Марат Чанышев:
В основном работали на женскую, девичью аудиторию, все проекты бойз-бендов были довольно краткосрочные, их штамповали, как гамбургеры в Макдональдсе, это некий фастфуд, ограниченный по времени музыкальный проект.
Сия Адерес:
Почему фастфуд? Это качественная романтичная музыка, хорошие хиты.
Марат Чанышев:
В Макдональдсе тоже качественная еда.
Сия Адерес:
Но они же не кратковременные.
Марат Чанышев:
Изначально это все создается на какой-то период, то есть пока мальчики не подрастут, и их кумиры, девочки, тоже не подрастут, а как только они подросли, им на смену приходит другой коллектив.
Сия Адерес:
Вы все-таки связываете это с возрастом.
Марат Чанышев:
Думаю, да, некоторые коллективы потом превращаются в более глобальный музыкальный продукт, например, группа Backstreet Boys до сих пор успешно гастролируют, собирают большие залы, стадионы, но в основном все мальчуковые, девичьи проекты заканчиваются по истечении какого-то времени.
Сия Адерес:
Хотя ABBA, Queen были не самые молодые составы.
Марат Чанышев:
Это немножко другое, ABBA – это вокально-инструментальный ансамбль, у нас тоже было много таких, и «Веселые ребята», и «Лейся, песня», куча коллективов похожего формата, Queen – это вечная музыка, у нас тоже есть рок-коллективы, которые довольно долго и играют, и гастролируют.
Сия Адерес:
Особенно если рок, то это на любой возраст. Вы родились в Москве, но состав «Премьер-министра» не совсем славянский, есть и иностранцы.
Марат Чанышев:
Иностранцев у нас нет, есть 3 москвича, Джейсон родился в Москве, он москвич, и он самый русский из нас, у него мама русская. Я татарин, Жаник цыган, Слава молдаванин, единственный гражданин Молдавии, остальные русские граждане и москвичи.
Сия Адерес:
Еще одна особенность этой группы, почему она так выделялась, хотелось чего-то иностранного, это стремление еще с начала 1990-х, был и Пьер Нарцисс, другие темнокожие артисты, и было интересно, даже диковато, некоторые артисты петь не умели, но на них хотелось прийти и посмотреть.
Марат Чанышев:
В Советском Союзе был Вэйланд Родд, супруг Ирины Понаровской, довольно успешный артист. Нас не собирали так, что должны быть темнокожие, молдаванин, татарин, цыган, просто так сложилось.
Сия Адерес:
Но подобрано идеально, хотя был блондин, немного не вписывался в состав экзотики.
Марат Чанышев:
Вписывался, просто решил в какой-то период заняться сольным творчеством.
Сия Адерес:
Почему привлекает нечто иностранное, другое?
Марат Чанышев:
Они делают интересную музыку. Рок-группы Великобритании оказали очень большое влияние на течение глэм-рока и так далее, стиль хэви-метал, Black Sabbath, Оззи Осборн – это все Великобритания, они матрица, и весь мир шел и идет в их фарватере. Я не знаю, почему, может быть, это навязали, но так сложилось, что на них ориентируется вся мировая музыкальная индустрия и в Китае, и в Южной Корее, и в Японии, и у нас в стране. Мы хорошо делаем автоматы Калашникова, а они хорошо выпускают музыкальные группы.
Сия Адерес:
Получается, что это внедрение другой культуры, и она создает отличие и привлекает, хотя были артисты, которые вообще не умели петь, у них были разные песни, но они за счет внешнего вида часто заходят, бывают интересны на какое-то время, а тут и песни прекрасные, и состав достаточно яркий, реально висели плакаты у меня и многих моих знакомых.
Если взять национальности, откуда эти ребята, и перенести их сюда, взять Центральную Россию, где культура немножко отличается от, например, Татарстана, Россия в целом многонациональное государство, культуры отличаются, но мы все равно вертимся в своей славянской культуре, и если немножко добавить другую культуру, то получается что-то иное. Даже песня та же, хит, не сказать, что сама музыка построена как-то иначе, по принципу поп-песен, есть тембральная окраска, что-то добавляется и создается новый продукт, новый стиль, хотя, казалось бы, такая же поп-песня, как и многие, а все-таки не такая. Есть ли секрет привнесения этих культур, почему тогда не едут российские артисты в Европу или Китай и не становятся там звездами?
Марат Чанышев:
Потому что масс-медиа и музыкальные каналы, которые транслируют популярную музыку, особенно это ощущалось у нас в 1990-х годах, практически 98% принадлежало иностранным корпорациям, причем во всем мире, диктовали условия Швеция, Англия, Америка, и они диктуют моду на популярную музыку. А мы со своей этнической музыкой, хотя она замечательная, есть артисты, певцы, которые известны во всем мире, это и Людмила Зыкина, она даже входила в 20-ку величайших вокалистов всех времен. Есть такие островки этнической интересной музыки, Бьйорк из Исландии, но это выбивающиеся из общей тенденции явления, а в целом существуют некие стандарты поп-музыки, утвержденные мировой индустрией, шаблоны: бойз-бенд – должно быть 4 человека, белый, черный, такой, сякой, есть лекала, и по этим лекалам делают. И так как это приносит немалые деньги, то нет смысла эти лекала менять и привносить что-то новое. Первый бойз-бенд, который я услышал, был Milli Vanilli, американская группа New Kids on the Block, и с этого пошло Backstreet Boys, ’N Sync и так далее, все примерно было одно и то же, это приносит деньги. Мерседес тоже приносит деньги, и нет смысла изобретать что-то новое.
Сия Адерес:
Были и другие группы, но они не были так популярны, как «Премьер-министр». Я не могу даже назвать российские бойз-бенды того времени, была женская группа «Ассорти», про выходцев из «Фабрики звезд» мы не говорим.
Марат Чанышев:
Тут как повезет, один человек приходит в казино и сразу срывает джекпот, а другой играет, все проигрывает, вроде и умный, но не может выиграть. Здесь то же самое, то есть помимо шаблона, который приносит деньги, нужна еще удача, чтобы песня попала, чтобы хиты пошли. Группа образовалась в 1997 году, года 3-4 ни шатко ни валко все шло, а после «Восточной» начался подъем.
Сия Адерес:
Почему-то очень многие музыканты сперва хотят попасть в такие группы, к продюсеру, а потом на пике хотят уйти и разбегаются. Как Вы это объясняете, у «Премьер-министра» такая же примерно история? Вы же и на Евровидении были, и в 2006 уже начались первые конфликты.
Марат Чанышев:
В 2005 году у нас случился конфликт, все на личных отношениях, самое обидное, что дело даже не в деньгах, мы деньги никогда не делили, всех все устраивало, у нас до конца контракта оставалось полтора года. Просто в какой-то момент мы из друзей превратились во врагов. Даже не в конкурентов, не было споров, кто самый главный, популярный, все было поровну, деньги мы получали одинаковые. Если это все шло на благо общего дела, общего бизнеса, все приветствовалось, и неважно, у кого сколько фанатов. Проблема была между нами и продюсером, которая затянулась на долгие 7 лет, и с этого момента у нас все пошло по нисходящей.
Сия Адерес:
С 2014 года Вы пытались вернуться к Фридлянду.
Марат Чанышев:
Мы не пытались вернуться, мы пытались договориться, как мы будем дальше существовать, потому что суды мы проиграли по интеллектуальной собственности за название, за некоторые песни, поэтому мы группа «ПМ».
Сия Адерес:
А почему так происходит, что артисты ищут продюсеров и на самом пике уходят в сольную карьеру?
Марат Чанышев:
Все творческие люди амбициозные и импульсивные, и продюсеры, и артисты, это во всем мире так. Джордж Майкл сколько лет судился с Sony, не выпускал альбомы.
Сия Адерес:
Ладно судиться, когда человек пришел к продюсеру, ничего не получилось, многие еще и свои деньги платят за это, вкладывают в проекты, и что-то не так, но когда все хорошо, человек развивается, популярен, стадионы собирает, почему?
Марат Чанышев:
В жизни есть свои человеческие принципы, которые важнее стадионов.
Сия Адерес:
Но они это понимают спустя лет 10 лет.
Марат Чанышев:
У человека внутри есть понимание, что существуют какие-то принципы. Супруги женятся, все хорошо, на свадьбе любят друг друга, а потом разводятся.
Сия Адерес:
Тут любовь, а там работа. Есть хорошая система, она работает, зачем ее менять?
Марат Чанышев:
Объяснить это невозможно, так случилось, как данность приняли, а истоки конфликтов уже были, но это не деньги, все на личных отношениях.
Сия Адерес:
У меня недавно была группа «Вирус», они сказали, что вообще ни разу не ссорились за всю жизнь, а им более 20 лет, они в этом составе начали и в этом составе продолжают выступать до сих пор. В чем секрет, чтобы сохранить отношения на максимально длительное время?
Марат Чанышев:
Мы тоже не ссорились, между собой дружим, с Вячеславом не общаемся, а так до сих пор дружим.
Сия Адерес:
Как общаетесь? Просто созваниваетесь или можете в пятницу собраться и пойти куда-то?
Марат Чанышев:
Можем собраться когда угодно. Жизнь короткая, а творческая жизнь еще короче, и хочется попробовать себя в другом амплуа, тем более, что в «Премьер-министре» мы уже реализовались, достигли вершин, потолка, и раз уж не идет у нас группа «Премьер-министр», как она шла, то можно попробовать сделать что-то сольно каждому из нас, обратно собраться и продолжить выступать мы всегда сможем, крест на группе никто не ставил, может быть, когда придет время, будут определенные условия, тогда соберемся и споем вместе.
Сия Адерес:
Но совместных выступлений нет? Бывают вечеринки 2000-х, «Иванушки ездят», «Руки вверх».
Марат Чанышев:
Мы не ездим.
Сия Адерес:
Вы занимаетесь сольным проектом, и почему-то есть такая тенденция, что многие после ухода из групп уверенно начинают сольное творчество, но у единиц складывается.
Марат Чанышев:
Здесь как повезет, я занимаюсь тем, что мне нравится самому, а уж насколько это понравится людям… Если понравится, я буду очень рад, не понравится – ну что делать.
Сия Адерес:
Вы работаете без продюсера, самостоятельно, только с пиарщиком и с концертным директором. Вы сами говорили про форматность, что есть определенные законы, какие должны быть песни, хиты.
Марат Чанышев:
Это если у вас цель заработать деньги и везде попасть в ротацию. Сейчас у меня такой цели нет, у меня есть цель просто творчески самореализовываться, мне интересно пока заниматься не тем, что диктует музыкальный рынок, а тем, что диктует мое сердце. Если из этого ничего не получится, ничего страшного.
Сия Адерес:
Как так? Нужно же делать до того момента, пока не получится, чтобы в мыслях даже не было слова «если что-то не…», это же такие страшные слова.
Марат Чанышев:
К сожалению, всегда должно присутствовать слово «если».
Клип «По небу»
Сия Адерес:
Какие планы на Ваше сольное творчество? Вы говорили, что не зарабатываете на этом деньги, получается, зарабатывайте на чем-то другом, у Вас есть бизнес, как совмещаете?
Марат Чанышев:
Я зарабатываю на творчестве, но как сольный исполнитель, и концерты есть, как группа мы уже не зарабатываем деньги. Помимо этого у меня еще есть параллельный бизнес, моя компания занимается дистрибуцией вина со всего мира, привозим вино со всех частей света и продаем в Москве.
Сия Адерес:
Творчество – это такая деятельность, которая требует очень много энергии, дело даже не во времени, не в силах, мы можем быть многозадачными, но при этом творчество требует стопроцентной отдачи энергии, это ни с чем не совместимая сфера.
Марат Чанышев:
Если у вас творчество такого масштаба, что отдав 100%, вы сделаете что-то гениальное, тогда да, но Вы говорите о гениальных людях, которые этим живут.
Сия Адерес:
Любой человек в профессии старается хорошо делать свою работу, ему приходится в этом жить.
Марат Чанышев:
Все можно успевать, и это тоже своего рода творчество, сейчас у нас логистика нарушена, мы выстраиваем другую, творческий подход применяем. Нужно подходить с творчеством ко всему, чем вы занимаетесь, будь то музыка или бизнес. У меня хватает времени и на музыкальные дела, и на параллельные.
Сия Адерес:
То есть чисто творчеством с утра до ночи заниматься не хотите.
Марат Чанышев:
У меня нет такого потенциала, чтобы с утра до ночи заниматься творчеством, я не настолько талантливый человек.
Сия Адерес:
Есть примеры, когда люди без талантов достигали за счет того, что сутками занимались, даже на нашей сцене есть люди, которые себя сделали только своим трудом.
Марат Чанышев:
Это на первый взгляд кажется, что они бесталанные. Работоспособность – тоже талант.
Сия Адерес:
Это уже не их талант, а командный.
Марат Чанышев:
Команда не соберется вокруг бездарности, какие профессионалы будут собираться вокруг того, что не приносит доходы или творческую реализацию?
Сия Адерес:
Сейчас эти люди инвестируют в основном и в себя, и в свои проекты.
Марат Чанышев:
Значит им повезло в жизни, у них есть финансы, почему нет. Тех, кто добивается успеха в творчестве, я не могу назвать бесталанными, значит чем-то они смогли завоевать сердца слушателей, своих почитателей, все очень субъективно. Когда люди говорят, что я такой-сякой, но родился в другой стране – это синдром неудачника, и это люди, себя переоценивающие, которые говорят, что я такой хороший, так хорошо пою, но не могу самореализоваться, потому что что-то все время мешает: нехватка денег, не та страна, не понимают меня – это значит, что человек с очень завышенной самооценкой, надо всегда к себе подходить объективно и реально, тогда у вас не будет психологических проблем, может быть, вы на каком-то периоде жизни выберете другую дорогу.
Сия Адерес:
С другой стороны, в артисты не идут люди, которые не любят себя и которые не являются тщеславными.
Марат Чанышев:
Все люди тщеславные.
Сия Адерес:
Есть те, которые сидят в комнатке за компьютером, и они довольны.
Марат Чанышев:
Каждому человеку приятно, когда его работа оценивается другими.
Сия Адерес:
Но он не идет на сцену при этом, есть профессии публичные и непубличные. В публичные идут тщеславные нарциссы.
Марат Чанышев:
В артисты идут те, кому это предназначено, а в хирурги идут те, кому предназначено быть хирургом. В президенты идут те, у кого есть для этого данные, у каждого человека есть свое жизненное направление.
Сия Адерес:
Если бы каждый шел только туда, что ему дано, наш мир был бы идеален, но он не является таким.
Марат Чанышев:
Бог дает талант в чем-то, кому-то не дает, я хотел всю жизнь рисовать, а рисовать совершенно не умею, даже кувшин не могу нарисовать, на уроках мне преподаватель по ИЗО помогал, а у кого-то есть талант, и у кого-то есть голос, как у Стиви Уандера, у меня такого нет, всем по-разному все дается.
Сия Адерес:
Но все равно есть некая игра, правила, и не все их принимают, даже когда люди попадают в шоу-бизнес, не все там остаются, многие звезды очень быстро уходят по своей воле.
Марат Чанышев:
Жизнь многогранна, и помимо сцены можно себя реализовать. Если человек многогранен, и если он хочет во многих ипостасях добиться успеха, почему нет.
Сия Адерес:
Я просто слабо это представляю, мне кажется, что все равно сложно совместимы бизнес и творчество, либо бывает такой бизнес, когда полностью команда управляет, все делегировано, а когда человек сам контролирует, постоянно об этом думает, у него творческая энергия все-таки туда уходит, тут уже 50 на 50 в лучшем случае.
Марат Чанышев:
Если этих 50 хватает для того, чтобы ты был удовлетворен, значит это нужно. Все зависит от каждого человека.
Сия Адерес:
Можно сказать, что для Вас творчество – это занятие больше не для души, а для морального удовлетворения.
Марат Чанышев:
Для души, мне хочется этим заниматься, и самому песни писать.
Сия Адерес:
Вы это любите больше, чем бизнес.
Марат Чанышев:
Я не разделяю, бизнесом мне тоже очень интересно заниматься, и я всегда бизнесом занимался, даже когда был в группе «Премьер-министр», мне интересно все новое и интересно что-то делать, на что ты потом можешь посмотреть и сказать – вот это сделал я: написал песню или реализовал себя в другом.
Сия Адерес:
Если бы нужно было выбрать что-то одно, Вы бы выбрали бизнес или творчество, если бы не стоял вопрос денег?
Марат Чанышев:
Все равно я бы занимался и тем, и тем, если бы я писал крупные формы, сонаты, как бах Бетховен…
Сия Адерес:
Может быть, Вы откроете свой продюсерский центр.
Марат Чанышев:
Нет, я точно не смогу продюсировать, это мне не дано.
Сия Адерес:
В некоторых интервью Вы рассказывали, что были тем артистом, который никогда ни в чем не нуждался. Мы постоянно слышим эти истории, когда приехал в Москву, куча бед, негде жить, нечего есть, а у Вас все было благополучно в этом смысле.
Марат Чанышев:
Да, я никогда не нуждался.
Сия Адерес:
Это все-таки плюс или тоже некая энергия, боль, которая нас мотивирует?
Марат Чанышев:
Я просто не был никогда в такой шкуре, но я очень многих знаю, которые приезжают, очень целеустремленные люди.
Сия Адерес:
Все равно бьются, поступают…
Марат Чанышев:
Поступал я сам, за меня никто никогда не просил, мне было где жить и всегда было что поесть, поэтому на вокзалах я не ночевал.
Сия Адерес:
У Вас был какой-то бизнес или работа, либо просто помогали из семьи?
Марат Чанышев:
Мама у меня была довольно обеспеченная еще с советских времен, потом уже в 1990-е народ стал жить хуже, очень много было людей, которые нуждались, и на вокзалах жили, это мне рассказывали мои коллеги артисты.
Сия Адерес:
Не пробовали создать себе такие экстремальные условия, чтобы что-то новое прочувствовать, дать новую энергию в творчестве? Данила Козловский даже в одном из интервью говорил, что когда у него все хорошо и вдруг налаживается жизнь, и личная сложилась, и роль хорошая, и деньги остались, пропадает полностью творческая мотивация, энергия и не получается хорошо делать работу, то есть артист должен быть голоден, он должен быть измучен, страдать, даже если не по вопросу денег, то в чем-то другом.
Марат Чанышев:
Некоторым людям для всплеска нужен какой-то конфликт, они со всеми ругаются, психотипы разные. Кому-то для толчка нужно, чтобы чего-то не хватало, и это выливается в творчество. Я знаю таких людей, но это очень творческие, одаренные люди, которые, создавая себе такие проблемы, потом создают шедевры.
Сия Адерес:
Так значит они не творчески одаренные, это просто психология?
Марат Чанышев:
Мне не нужен был всплеск, поэтому если у меня даже такой всплеск будет, не думаю, что я в творческом плане сделаю что-то лучше, чем сделал.
Сия Адерес:
Для Вас это, может быть, будет непривычно, выбьет из колеи.
Марат Чанышев:
Да не выбьет, у меня тоже бывало в жизни разное, если сложные жизненные ситуации, не в творчество уходишь, а стараешься из них выходить. Если я сочиняю песни, сажусь за фортепиано, что-то играю, для этого мне не нужно, чтобы жизнь подстегивала.
Сия Адерес:
С годами человеку становится тяжелее заниматься творчеством, потому что он становится ленивым становится, Вы к себе это можете отнести?
Марат Чанышев:
Да, в этом смысле да, голова работает уже не так.
Сия Адерес:
А почему, наоборот же, опыт есть, багаж весомый, который помогает и дает понимание?
Марат Чанышев:
Песни, которые я писал 20 лет назад, были интересны, а уже реже получается что-то хорошее даже для меня, поэтому я сейчас работаю с композиторами, другими авторами, очень достойными, и я это связываю с тем, что с возрастом немножко угасает творческий потенциал, в моей ситуации это так.
Сия Адерес:
Ситуация в стране достаточно противоречивая, а Вы были студентом военно- музыкального училища…
Марат Чанышев:
Я даже на параде шагал в 1992 году, каждый год наше училище открывает.
Сия Адерес:
Патриотических песен ждать?
Марат Чанышев:
Есть у меня две патриотические песни, недавно выступал в Кремле на концерте, посвященном 40-й армии, которая воевала в Афганистане, и нашим доблестным войскам, и мы пели на сцене с нашими ветеранами эту песню.
Сия Адерес:
Все-таки эту нишу Вы планируете развивать.
Марат Чанышев:
Это не ниша, это крик души.
Сия Адерес:
У Вас подрастает дочь, она занимается в Тодесе.
Марат Чанышев:
Танцы уже забросила, ходит сейчас в колледж при МГИМО, хочет после 9 класса пойти учиться, потом поступать или в МГИМО, или Высшую школу экономики, у нее сейчас такая дилемма. Очень умная девочка, знает 2 языка.
Сия Адерес:
Если она соберется в шоу-бизнес по Вашим стопам в последний момент, Вы одобрите?
Марат Чанышев:
Отговаривать не буду, если человек талантливый, то ради Бога, а если ни то, ни се, какой смысл. Она языками увлекается, ей другое интересно, так что вряд ли. Вообще, у нее потенциал актрисы, но, честно говоря, я бы не хотел.
Сия Адерес:
От чего Вы бы хотели ее оградить?
Марат Чанышев:
От разочарований, что она будет говорить – меня здесь не показывают, там не показывают, концертов не будет.
Сия Адерес:
Довольно болезненный бизнес.
Марат Чанышев:
Добиваются успеха единицы, а даже те, кто добивается успеха, все равно это очень сложно.
Сия Адерес:
Вы хотите, чтобы она была счастлива и меньше страдала.
Марат Чанышев:
И больше себя реализовала в жизни.
Сия Адерес:
Если бы Вы имели суперсилу и могли изменить все что угодно в шоу-бизнесе, что бы поменяли?
Марат Чанышев:
Ничего бы не поменял, его поменять невозможно, то есть шоу-бизнес отвечает потребностям наших людей, что они хотят слышать, то и звучит. Я бы сказал так – чтобы на сцене были одни таланты, но это субъективно, таланты были бы с моей точки зрения, а кому-то они бы не нравились. Поэтому поменять не стоит.
Сия Адерес:
Спасибо большое, в гостях у нас сегодня был Марат Чанышев, экс-солист группы «Премьер-министр», музыкант, актер, автор песен. Спасибо, что к нам пришли, желаем творческих успехов.