Алина Франц:
Всем привет, программа «Цена успеха» и я, Алена Франц. В гостях у меня замечательная группа, девушки нестандартные, нереальные — дуэт «Полиция нравов», легендарная Фрида. Программа у меня называется «Цена успеха», какую цену ты заплатила за успех. Я сейчас тебя немножечко помучаю по поводу твоего детства, твоего воспитания, по поводу нравов в твоей семье, традиций, потому что я считаю, что воспитание в семье и традиции очень влияют на человека, на его становление, на его будущее. Настоящее имя не раскрываем?
Фрида:
А никто его даже не знает, так случилось, что даже родители не помнят, как меня зовут. Почему Фрида? Потому что свободная.
Алина Франц:
Рождена в творческой семье. Ты одна в семье?
Фрида:
Нас двое, у меня есть старший брат, он на 12 лет меня старше, и так случилось, что все годы, когда меня ждали, никак не получалось, а потом вдруг Господь прислал. Так вот мое настоящее имя звучит, как Божья милость, а там уже гадайте, друзья, ройтесь в интернете, но задачка не из простых, потому что очень многие люди накалывались, искали днями и ночами.
Алина Франц:
Человек рождается на свет с каким-то посылом, ты Божья благодать. Как родилась идея создать подобную группу, нестандартную?
Фрида:
Прежде чем появилась группа, был пройден огромный жизненный путь, не просто так приехали в Москву и стали звездами. Мы и сейчас продолжаем зажигать, но уже вылезли из всего красивого, блестящего, кожаного и надели камуфляж, потому что сейчас такое время.
Возвращаясь к тому, как мы появились. С самого детства я пою, танцую, играю, человек-оркестр, в 16 лет я попала в профессиональный коллектив, заслуженный ансамбль песни и пляски «Донбасс» в Донецке, после этого меня выдернуло в Донецкую филармонию. Пришли приглашать на новый русско-кубинский проект, я подумала — вау, вот он, шанс, чтобы тебя увидели, потому что тут 20 лет до пенсии придется танцевать, чтобы с последней линии попасть в первую. Сказала, что я так не хочу, и мы ушли в Донецкую филармонию. Потом были тяжелые времена на Украине, все развалилось, нас выперли из филармонии, и тут появился дуэтик из двух девочек, которые выжили в этих тяжелых условиях. Спасибо нашему музыкальному продюсеру Вадиму Пташинскому, мы до сих пор с ним работаем, дружим все эти годы, он сказал: «Девчонки, надо делать что-то такое, чтобы люди не просто смотрели и потом забыли, а увидели, вздрогнули и вспоминали». Одним из этих направлений был выход на сцену и делать именно то, что никто не ожидает. Собственно, из-за этого нас выгнали из филармонии, потому что в те советские времена мы не стояли, как все женщины на сцене, не пели, а еще вытворяли некое. Этим составом мы еще долгих 5 лет изо дня в день репетировали, занимались, танцевали, качались и ждали, когда же мы сможем чего-то добиться.
Однажды на съемках телепрограммы «Что? Где? Когда?» нас заметили, но заметили музыканты. Подружились, нашли автора, мальчик оказался из Москвы, Александр Алов, и я помню эти смешные поездки на вокзал, когда ты отвозишь кассету с музыкой и потом ждешь, когда же придет этот поезд, чтобы тебе текст прислали. На тот момент он работал с Пугачевой, много песен ей написал, а с Пугачевой был еще Аркадий Укупник. Ему показали фотографию двух прекрасных девушек, блондинки и брюнетки, и Аркадий показал это своему директору Сергею Белоусу, с которым, открою маленькую тайну, мы работаем уже 30 лет. Сергей Витальевич говорит: «Так это же что-то невероятное, это же просто бомба, надо звать их в Москву». И тут мы примчались, съемки клипа. Как же их назвать, а были мы группой «Леди Стайл». Аркадий говорит: «Такие девочки, давайте, вы будете группой «Деликатес»». Мы психанули и назвались «Полиция нравов» и сбрили волосы.
Алина Франц:
А почему «Полиция нравов»?
Фрида:
Такого еще не было, не было ни «Полиции нравов», ни лысых женщин в СССР. Мы решили, что должны быть такими.
Алина Франц:
Группа существовала до 1997 года.
Фрида:
Дуэт. В 1993 выступили на первом фестивале «Звездный дождь», нас оттуда выперли на втором туре за профессионализм, не прошли. Потом был еще один конкурс «Поколение 93», мы тоже прошли один тур и с такой же формулировкой «за высокий профессионализм» были отстранены от конкурсной программы. Открою маленький секрет, вместе с нами соревновались те ребята, которых мы все сейчас хорошо знаем, я не буду называть имена, но это все те громкие группы и сольные исполнители, которые сейчас есть, нас тогда просто выгнали. Но что же было замечательного? Пресса. Они нас фотографировали, на следующий день выходит «Московский комсомолец», там две лысые красивые дивы в сетках и с поводком, и мы стали знаменитыми, нас прекрасно объявили: «Сейчас выступит лесбийско-садомазохистский дуэт», — и на следующий день мы стали гастролерами.
Алина Франц:
На самом деле лесбийский или это просто сценический образ?
Фрида:
Ну кто ж вам сейчас расскажет. Залезьте в Википедию и посмотрите, какого числа у меня день рождения, там написано 23 — я родилась 3 мая, там написано, что меня зовут Анна, но меня не зовут Анна. Написано, что я замужем за своим продюсером — мы работаем 30 лет вместе. Есть хороший анекдот, я не буду его рассказывать в эфире, он сальный, но заканчивается он так — и вы говорите. Поэтому люди вольны говорить все что угодно, мы ничего не отрицаем, хотите так — пожалуйста, это ваша фантазия.
Алина Франц:
Мне всегда интересно, как воспитывается ребенок. Допустим, я из семьи военных, папа военный дирижер, музыкант и так далее. Ты из такой же творческой семьи. Насколько родители были заняты и насколько отдавали тебе себя, или все-таки не хватало родительского тепла?
Фрида:
Мне очень сильно хватало родителей, я благодарна им за то, что с самого детства со мной занимались, пели, три года, а я уже пою, папа на баяне играет. Эти записи у меня есть на кассетах, уже нет магнитофонов, но кассеты есть, где маленькая девочка поет чистенько, аккуратненько и так самозабвенно. Бабушка сказала — будет артисткой, так и получилось.
Родители мои солисты театра оперетты, я выросла за кулисами, с 4 лет танцую и с 6 лет занимаюсь музыкой. У меня два образования, я хореограф-постановщик, то есть я могу быть и как танцор, и как постановщик, все постановки я всегда делаю сама и не только для себя. И музыкант, я играю на фортепиано, поэтому большую часть жизни я хожу без ногтей, я несчастная женщина, мне очень хочется красивый маникюр. Иногда я себе это могу позволить, но когда приходит время работать, я начинаю либо цокотеть, либо срезать свои прекрасные ногти.
Алина Франц:
Какие традиции были в семье, на чем ты выросла, что больше всего запомнилось, что ты принесла в свою семью?
Фрида:
Наверное, это то, что мы наряжали елку, и каждый год под елкой у меня была фотосессия, потому что мой папа увлекался фотографией, и я в разных платьях, разных образах. Потом мы это с папой вместе печатали в ванной комнате.
Алина Франц:
Это же настолько интересно, не то, что сейчас — хоп, и есть фото. А там целый процесс, красный свет, фотографии на прищепках.
Фрида:
Еще хорошо помню из своего детства, как мои родители каждое лето уезжали на 3 месяца в пионерские лагеря, они любили работать с детьми, и меня с 4 лет таскали по этим пионерским лагерям. Мы брали с собой кошку и всей семьей выезжали на 3 месяца в лагеря.
Алина Франц:
У тебя есть любимые песни, возможно, когда гости приезжали, родственники и были посиделки?
Фрида:
Я из Луганска, это было когда-то Украиной, и мы всегда пели украинские песни. Я знаю очень хорошо только украинские песни, но сейчас не хочу их исполнять, язык не поворачивается, хотя эти песни безумно красивые.
Алина Франц:
Не зря же говорят — нет плохих наций, есть плохие люди. Расскажи, куда ты пропала на столь долгое время? У тебя подрастает замечательная дочь, ей 14 лет, Катерина, ты отдалась полностью семье и ушла из творчества.
Фрида:
Это не совсем так. В 2006 или 2007 году я действительно ушла со сцены, потому что в 2008 году у меня появилась Катерина. Я сознательно сделала этот шаг, нужно было остановиться, потому что если бы я не остановилась, не было бы этой прекрасной девочки с рыжими волосами. Но в тот период, когда я ушла быть просто женщиной, я все-таки осталась музыкальным продюсером коллектива, с которым работала с 2000 года. В свое время ко мне и к Белоусу Сергею обратились Александр Букреев и Андрей Летягин, хозяева группы «Мираж», с просьбой создать нечто новое на нашей сцене. И мы придумали такой проект, как «Мираж Junior», четыре потрясающие девчонки, потом их было трое, девчонки постоянно менялись, проходило четыре года, мы их отпускали в жизнь, потому что каждая девочка хотела дальше развиваться, и брали новых. Я постоянно в этом варилась, делала шоу, выступала как студийный продюсер, сидела на студии, мы все это записывали, раскладывали на прекрасные голоса. У нас три сольных альбома с молодым «Миражом», я уж не беру то, что мы пели ранее, золотые хиты «Миража».
Когда Катюша чуть-чуть подросла, и я поняла, что ее уже можно оставить с кем-то, я начала выезжать на маршруты как человек, который возит артистов, при этом я всегда стояла за пультом и рулила звуком. Было очень много смешных ситуаций, когда прибегают дядьки, крутые музыканты: «Блин, у них за пультом девчонка. Вы посмотрите, как все звучит, как это круто! Боже мой, девчонка, как такое может быть?» Этой девчонкой была я, обожаю эту работу, и скажу больше, если артист всю жизнь просто стоит на сцене, он не развивается. Очень просто — вышел, спел песню, отработал, тебе цветочки подарили, поклонился и ушел. А здесь музыкальное развитие — найти материал, записать, услышать, как это звучит. Есть потрясающие песни, и я до сих пор не понимаю, как я услышала все эти бэки, но я их услышала, потому что всегда делала эту работу для себя, а тут у тебя появляется огромный опыт поделиться еще тем, что ты умеешь, с людьми, которые этого не умеют делать. И потом понеслось, начали другие люди приходить: «Вот, мы бы хотели...» Один из ярких проектов, с которым я тоже работала, ВИА «Сливки», и еще были проекты, но я не люблю об этом говорить. Как говорят, кому-то деньги, а кому-то слава.
Алина Франц:
Но бывает же и слава, и деньги в одночасье, когда это все дополнение друг друга, почему бы и нет.
Фрида:
Вернусь к своему продюсеру Белоусу Сергею Витальевичу. Люди старой закалки знают этого человека по одной фамилии. Этот человек когда-то засветил имя Татьяна Овсиенко и группа «Мираж», это был уже не просто «Мираж», это была Татьяна Овсиенко и группа «Мираж». Он работал с дуэтом Кар-Мен, потом у него появилась «Полиция нравов», а до этого еще были Сергей Чумаков, Аркадий Укупник, с Александром Шагановым работал, и Укупника и Шаганова этот человек заставил петь свои песни. Потом группа «Сливки», мы работали еще с одним потрясающим молодым, но уже взрослым мальчиком Рахатом Турлыхановым, это казахстанская звезда. Я с самого начала с этим мальчишкой работала, моталась постоянно в Алматы, но я никогда не бью себя в грудь и не рассказываю об этом. Есть люди, которые сделают одного артиста и рассказывают: «Да я такой продюсер». Я тихо делаю добрые дела, с таким удовольствием этим занимаюсь, но сейчас я поняла, что если кто-то ко мне придет и будет просить, чтобы я с кем-то работала, я уже не хочу, потому что слишком много времени потратила на других. У меня был перерыв, когда я тратила всю свою жизнь на других, сейчас мне очень хочется сказать, что я вернулась, как птица Феникс из пепла восстала. Да, тяжело, но кто ищет легких путей, я всю жизнь делала так — уходила, возвращалась, уходила, возвращалась, и каждый раз это были новые образы, совершенно новый репертуар и музыкальный стиль. Я единственная такая прибабахнутая.
Алина Франц:
Сейчас непростая ситуация в мире, и ты не прошла мимо этого. В данный момент ты часто бываешь в Донецке, Луганске? Чем ты занимаешься? Я знаю, что ты помогаешь и не просто даешь концерты, а еще делаешь что-то более весомое.
Фрида:
В этой теме я с 2014 года, как только случилось на Майдане светопреставление, я четко понимала, что у нас происходит. На тот момент я пришла к продюсеру и говорю: «Отпусти на войну. — С ума сошла?» Мои луганские балетные девчонки воевали, можете себе представить, эти хрупкие девочки моего возраста взяли оружие и пошли воевать. Меня продюсер не отпустил и сказал: «Хочешь воевать? Воюй у компьютера». И я получилась диванным войском, но ко мне обращались очень многие люди из Днепропетровска, Запорожья, Киева, то самое подполье, которое не могло светить себя по определенным причинам. Увидев мою активность в уже запрещенной сейчас сети Facebook, они обратились ко мне, мы создавали группы, вели просветительскую работу, я находила потрясающие материалы благодаря этим ребятам, и мы распространяли информацию. Многих своих соотечественников мне удалось вернуть на путь истины. Я считаю, что это огромная моя заслуга, и сколько я потеряла своих аккаунтов, вы не представляете, это было что-то невероятное.
Алина Франц:
Главное — не потеряла себя.
Фрида:
Я себя нашла. Когда приключилось все то, что сейчас происходит, продюсер, а он киевлянин, но уже лет 40 живет в Москве, говорит: «Мы должны сейчас петь совершенно другие песни, хватит вилять задницами и петь о любви. Вылазь из своих потрясающе красивых шмоток, надевай камуфляж, и давай будем петь песни, специально написанные для СВО». В нашей интернациональной команде люди отовсюду, один из авторов песен Тайлер Эванс живет в Израиле, он бывший одессит, парень, который не писал лет 20, а тут вставило. Белоус Сергей, который никогда не писал песен, вдруг начинает писать музыку, тексты, и из этих людей просто вылазит, только и видишь, что человек пишет и пишет, а ты потом это все расшифровываешь, отсылаешь аранжировщику, получается прекрасное произведение. И далее наша команда, кто-то в Питере, кто-то в Москве, мы совместно делаем замечательный проект «Русские ракеты». Почему? Не хочу пиариться на этой теме, не хочу показывать свое лицо, как делают сейчас наши звезды, противно, верите? Смотришь клип, поют замечательные песни, и обязательно надо вставить свое лицо. Зачем? Если ты хочешь донести песню до зрителя, спой ее так, чтобы зацепило. С этой программой мы ездим к нашим ребятам, к солдатам по госпиталям, совместная операция с Министерством обороны, это настолько вдохновляет. Я первый раз в жизни стою на сцене и понимаю, что меня пробирает всю, у меня мураши до кончиков пальцев. Ты поешь, смотришь в эти глаза, и если у мужчин скупая мужская слеза, это нечто.
Алина Франц:
Патриотизм — это твое.
Фрида:
Это не напускное, это не ради шоу-бизнеса. У меня были комменты под нашими фотографиями, где мы надели камуфляж: «Вау, не ожидал от вас такого». Какого такого? Очень сложно принять то, что две хулиганистые дамы могут спеть так проникновенно о своей Родине, о любви к солдату.
Алина Франц:
С той же солисткой?
Фрида:
С Алиночкой, мы с ней больше 10 лет работаем вместе, а начинала я с другими девочками. Мы общаемся раз в год, вместе не выступаем. Ангел со мной проработала 8 месяцев, захотела сольной карьеры и ушла. Джина со мной проработала около 4 лет, захотела личного счастья, и я ее отпустила, потому что очень сложно находиться на вершине и не иметь своего женского счастья, то есть ты должен постоянно быть на виду, ты должен чем-то жертвовать, это и есть цена успеха. Для кого-то это потеря себя, потеря своего личного счастья, каждый из артистов выбирает свой путь, кто-то лишается своего счастья, его нет. Вроде красивая женщина, потрясающая девушка, все при ней, а на сердце пусто. Кто-то теряет свою независимость, впадая в интересные ситуации. Я нашла себя, для меня сцена — это самое главное в жизни, только там я живу. Я хорошая мама, я прекрасный человек.
Алина Франц:
Любящая жена.
Фрида:
Я жена? Где Вы такое слышали? Заметьте, «Полиция нравов» всегда перла против традиций. Поэтому я хорошая мать…
Алина Франц:
Молодая женщина.
Фрида:
Ой, когда говорят: «Женщина, вы не могли бы...», — я поворачиваюсь, думаю — я женщина, когда успела-то?
Алина Франц:
Женщина в любом возрасте девушка. Своей дочери ты желаешь свой путь, чтобы она прошла то же самое, или наоборот, хочешь от этого отодвинуть?
Фрида:
Первым делом я не отдала ее в музыкальную школу, потому что то, через что прошла я с моими родителями с идеальным слухом, я не хотела повторить. У меня тоже идеальный слух, и если мой ребенок играл бы что-то не так, а я временами бываю очень взрывной девушкой, то у меня сразу пар выходит. Для своей дочери я хочу лишь одного — чтобы она нашла себя сама. Мы нашли себя, я знаю, кем она хочет быть, и это совершенно не связано с шоу-бизнесом.
Алина Франц:
Главное, чтобы она чувствовала себя, то есть такого, что мама музыкант, у меня связи, значит дочка пойдешь по моим стопам?
Фрида:
Нет, просто я прошла через это, когда у меня был выбор, папа говорит — музыка, мама говорит — танцы. Что делаю я? Медицинский. Я вовремя опомнилась, забираю документы и все-таки поступаю на хореографию, и это было логично. Но то, что пережили мои родители, не дай Господь, я не хочу пережить то же самое, потому что моя девочка еще покруче меня, там такой характер, но это же здорово. Она прекрасно танцует, я ее с детства таскала на танцы, она просто богиня, танцевала-танцевала, потом был небольшой конфликт с руководителем, и она сказала — не хочу.
Алина Франц:
То есть она имеет свое собственное мнение, может сказать тебе, будет это плохо или хорошо, но ты в любом случае ее поддержишь.
Фрида:
Да, я ее пойму, это очень важно — понимать своего ребенка, потому что она личность. Если она уже выше меня, как я могу сказать: «Дочь, что-то не так»? Я могу гавкнуть.
Алина Франц:
Иногда лучше один раз рявкнуть, а потом уже уси-пуси начинаются. Я не буду лезть в сокровенное, мне бы очень хотелось узнать, чем еще ты занимаешься в данный момент, куда тебя можно привлечь?
Фрида:
Со мной можно все, я до такой степени безбашенная в этом плане. Мы в 2022 году покоряли подиумы Москвы, люди вспомнили, что когда-то «Полиция нравов» первая из артистов в 1995 или 1996 году вышла на подиум. Мы всегда были первыми. «Пентхаус»? Пожалуйста, обложка, 1994 год, первый номер. И все бросились искать эту обложку, девчонки зажигали. Потом был мир моды, мы долгое время сотрудничали со многими нашими модельерами — Андрей Шаров, Ирина Деркач, Ирина Селицкая. Мы покоряли подиумы, маленькие для моделей, 1 м 75 см, рядом ходили такие большие девочки, и тут мы со своим балетным образованием. Все на нас смотрели и думали: «Господи, да ты кто? Лысая, худая, вообще никакая, швабра». А тут ты идешь под музыку.
В 2022 году вернулись на подиумы, это интересно, немножко не наше, но все-таки, я за любой кипиш, главное, чтобы этот кипиш был приличным. Тут уже и возраст играет роль, ум пришел.
Алина Франц:
Что бы ты хотела пожелать людям в данной ситуации, что бы ты пожелала молодежи, женщинам, потому что я знаю, что ты меня поддержишь в том плане, что социум очень сильно влияет, и если не семья, не ячейка, то ничего бы и не было, потому что социум разрушает?
Фрида:
Я хотела бы пожелать молодежи больше читать, потому что дети у нас сейчас достаточно глупы, они ничего не знают. Я бы посоветовала молодежи смотреть фильмы о войне, для того чтобы знать и помнить, а не так, как случилось в моей любимой Украине, когда дети даже не знали, им не преподавали, новая история пришла, и новую историю тихонечко через этих деток 25-30 лет пропихивали. Очень хочу пожелать нашей молодежи все-таки посмотреть фильмы о войне, понять, как это было страшно, и не требовать от своих родителей «хочу то, хочу это», а когда им говорят: «Ты видишь, что происходит в мире? — А что происходит в мире?» Смотрите телевизор хотя бы. Мне бы очень хотелось, чтобы в школе дети получали образование, а не услугу, это очень больной вопрос, потому что мне очень жаль учителей. Я хожу на школьные собрания и вижу этих прекрасных женщин, которые бьются за то, чтобы наши дети получали образование. Но у этих учителей нет права подойти и указкой стукнуть по башке или по пальцам, как делали нам. Я за такой метод, мы не писали, не снимали, не жаловались.
Алина Франц:
Мы даже не хамили. Саша Песков у меня был на эфире, и он говорил те же слова, что и ты.
Фрида:
Учитесь, дети, потому что вы — наше будущее, и все зависит от того, как вы будете знать и помнить, в какую сторону пойдет наша страна. Я очень переживаю за то, что будет дальше, потому что мы все смертны, но то, что должно быть в нашем продолжении, должно быть в том же ключе, в каком сейчас идем мы, то есть Россия любимая, знать гимн, верить в Бога и знать, что мы на светлой стороне, что Россия — это светлое государство, и все будет хорошо, мы победим.
Алина Франц:
Я когда слышу песню «Алексей, Алешенька, сынок», у меня просто поджилки трясутся, у меня сразу слезы.
Фрида:
Это должно звучать для них. Артисты должны петь нормальные песни, а не матерные частушки в стиле рэп, это же позор, что сейчас происходит, и это было еще одним фактором к тому, чтобы я вернулась. Когда смотришь телевизор и понимаешь — Боже, какой отстой, да сколько можно, где хорошая музыка, где хороший текст, где хорошие аранжировки, где имена, а не проекты? Хотя у нас тоже проект «Русские ракеты», но это некое создание, а когда человека называют проект такой-то… Ни личности, ничего, сегодня ты есть, завтра тебя нет, кто-нибудь вспомнит их или песни, которые они поют? Ее сегодня все радиостанции крутят, ты приходишь со своим материалом, тебе говорят: «Ты не формат. — Почему? — Потому что не формат».
Мы сейчас говорим о том, что есть на самом деле. В нашем обществе потребителей, коим являются наши дети, принято не давать ту информацию, от которой бы у них работал мозг. Им дают жвачку, как мартышкам телефоны, и они сидят и всю эту фигню мониторят, а потом будет так, как мне сказали мои родственники из Киева: «А мы же все вышли на площадь, потому что нас позвали, потому что надо было». Я говорю: «Боже мой, какой ужас». Я не хочу, чтобы это случилось у нас, я хочу, чтобы наши дети размышляли. Мой ребенок знает все, я ей рассказывала обо всем, начиная с Брежнева, я помню, как было при Брежневе. Моя дочь знает, при ком было хорошо, при ком было плохо, кто пришел и быстро ушел, как нас продали, почему развалился этот концерн, почему вот это произошло так, и ей интересно. Но опять-таки, товарищи родители, обращайте внимание на своих детей, рассказывайте все, проговаривайте.
Алина Франц:
Дарите тепло, но иногда и пистончик надо вставить. Сегодня был невероятно потрясающий эфир, и мы послушаем песню в исполнении Фриды. это невероятная песня, потрясающий клип, можно сказать, мини-фильм.
Фрида:
Представляем нашу работу, песня «Победителей не судят», авторы Тайлер Эванс, Израиль, слова Тайлер Эванс, Белоус Сергей, «Победителей не судят», проект «Русские ракеты».
ПЕСНЯ «Победителей не судят»