Алексей Ходорыч:
Добрый вечер, в эфире программа «Классное детство», я ее ведущий Алексей Ходорыч, «Классный журнал» и «ПониМашка», известные вам любимые журналы. Сегодня я же и гость, расскажу о проекте «Литературная одиссея», который веду, а чтобы меня кто-нибудь о нем спрашивал, и чтобы эти люди хоть что-то знали о проекте, я пригласил в качестве ведущих своего сына Василия Ходорыча и супругу Елену Оставненко, которая тоже отлично знает о проекте, потому что читает каждый выпуск как литературный редактор, корректор, делает замечания и в теме этого проекта максимально.
В первую очередь я хотел бы обратиться ко всем педагогам, библиотекам и школьникам — проект «Литературная одиссея» в первую очередь посвящен вам. Если у вас есть желание после тех интересных вещей, которые я вам расскажу, помочь этому проекту, заходите на сайт «Классного журнала», в любом поисковике вбейте «Классный журнал» и попадете на первую страницу, где висит анкетирование по проекту. Все, кто пройдут это анкетирование, получат бесплатную подписку на электронную версию «Классного журнала» и «ПониМашки» на 6 месяцев, обычно это стоит 1300 рублей, а так будет совершенно бесплатно. Итак, снимаю с себя полномочия ведущего и начинаю быть просто гостем.
Василий Ходорыч:
Алексей, расскажите о своем проекте, что он из себя представляет, на кого ориентирован.
Алексей Ходорыч:
Проект ориентирован на школьников, педагогов и библиотекарей. Его задача — приобщить детей к чтению классиков.
Василий Ходорыч:
Каким образом?
Алексей Ходорыч:
Казалось бы, Паустовский, Тургенев, Некрасов, Бажов — зачем школьнику это читать, когда есть Гарри Поттер и все остальные приключения? Есть один способ — если человек искренне влюбляется в персонажа, писателя, видит, насколько это интересный человек, то рука поневоле тянется к чтению его произведений.
Поэтому чтобы приобщить школьников к чтению классики, в 2019 году мы придумали отправлять их в прошлое. У нас есть герои «Классного журнала» Митя и Катя Серовы, это брат и сестра, учащиеся 5-6 класса, они с помощью фразы: «Литература это чудо! Скорей умчи ты нас отсюда!», — которую им подсказал волшебный лев Корнея Чуковского, отправляются в прошлое. За все эти годы они уже встречались с Чуковским, Тургеневым, Заходером, Пушкиным, Некрасовым, Паустовским, Чеховым в прошлом году и с Бажовым, задавали им любые вопросы, которые только в голову приходили. Только представьте, вы встречаетесь с Пушкиным, что вы у него спросите помимо того, как вы пишете свои стихи, почему вы такой талантливый? Вас будет интересовать, как вы проводите свой день, почему именно в Болдино вам так хорошо пишется, какие у вас секреты мастерства, почему вы с бородой, хотя мы всегда знали, что вы без бороды…
Василий Ходорыч:
Откуда такое рвение к дуэлям.
Алексей Ходорыч:
Почему вы обучали детей дракам, то есть все что угодно спрашиваете, и вам писатели отвечают. Это легко сказать, но сложно сделать, и скажу вам по секрету, что информации, которая содержится в проекте «Литературная одиссея», нет ни в одной книге мира, и чтобы максимально достоверно имитировать такую встречу, нужно провести полноценное расследование, которое длится всегда не меньше месяца, а иногда и полтора, и два. Оно включает в себя, помимо чтения про этих авторов, их произведений, чтение дневников авторов, дневников их друзей, встречи с домами-музеями, где работают люди, которые очень много знают об их особенностях, пищевых привычках, жизненных, с литературоведами, учеными. Также мы изучаем и маргинальные теории из интернета, но уделяем им не так уж много времени, более того, рассказываем не про все, потому что зачем людям нужно знать все? У каждого есть свои недостатки, которые лучше скрывать, допустим, про Некрасова мы о многом умолчали, о Пушкине не все рассказали, о Чехове. И хоть все, кто со мной в детстве рос и воспитывал, знают, что я днями и ночами только и читал, но читал ли я в детстве Тургенева, Некрасова, Паустовского, Пушкина, Чехова, Бажова — вообще не читал, зачем это было нужно. Я читал приключения, про мушкетеров, про стрельбу, фантастику, поэтому каждый раз, когда приступаю к какому-то расследованию, думаю — на этот раз, наверное, не получится, и каждый раз я искренне влюбляюсь в этого литератора, вижу, какая же это глыба. Уж насколько я стихи никогда не любил, зачем мне тот же Некрасов, но теперь, когда я погрузился в его жизнь, когда узнал, насколько это был умнейший человек, с железной силой воли, добрый…
Елена Оставненко:
Почему именно эти писатели?
Алексей Ходорыч:
Мы изначально решили, что будем встречаться с писателями, которые писали за городом, то есть это или усадьба, или дача, или загородный дом. Может быть, мы это неправильно придумали, потому что очень многие писатели отсеялись, с тем же Лесковым, который писал в Петербурге, тоже было бы интересно повстречаться, но пока эта идея себя оправдывает полностью, потому что вы попадаете в загородный дом, здесь свои секреты, парки, пруды, где можно походить, спросить, к примеру, у Чехова, как он свой сад возделывает, с Паустовским встречаются, когда он удит рыбу. Обрыв, поднимаешься, и вот дворик его дома, где стоит легкое строение, где он летом писал, потом идут в дом. Пока это все чудесно оправдывается, и из писателей, которые писали за городом, мы в ближайшее время планируем написать про Сергей Михалкова, знаменитого детского, и не только, поэта, литератора, автора слов гимна СССР и России, «Дяди Степа», и с Львом Николаевичем Толстым.
Вы спросите — почему же мы с Толстым раньше не встретились? Потому что мы уже встречались с Тургеневым, а они все были знакомы, жили неподалеку, а нам важно чередовать эпохи, локации, и если бы мы встретились с Толстым на каком-то этапе, то читатели бы сказали: «Да мы это все знаем». Все, о чем я вам рассказываю, есть на сайте «Классного журнала» в разделе «Литературная одиссея». Там не только тексты, но и картинки, музыка, можно сказать, полукомикс, но комиксом это нельзя называть, в каждом длинном тексте обычно по 10 иллюстраций, но очень оживляют, и вы с большим интересом прочитаете.
Василий Ходорыч:
Давайте еще раз кратко охарактеризуем Ваш проект для зрителей. Вы отправляете двух современных подростков с помощью волшебного льва в мир писателей, где они знакомятся с их бытом, характером и видят их как реальных существующих людей. Как на эту идею реагирует целевая аудитория, то есть дети, библиотекари, учителя?
Алексей Ходорыч:
Дети в интернете, как известно, не читают, есть куча исследований, что дети в интернете играют в видеоигры и общаются в мессенджерах. С какой стати заходить в интернет и читать Пушкина, это же абсурдно. Поэтому наша первичная целевая аудитория — это библиотекари и педагоги, которые в свою очередь привлекают детей на занятиях в библиотеках, в школах, люди, которые продвигают этот проект.
Я хотел зачитать отклик Галины Дроздовой, это библиотекарь Топкановской детской библиотеки, Каширский округ, Подмосковье: она очень восхищается, говорит — как еще можно детей приобщить, и приятно видеть, как дети искренне увлекаются, как они после этих занятий открывают книги, читают с интересом. Все эти писатели изучаются в школе, но дети, конечно, читают формально, только для оценок, и даже вообще не читают. Наша цель, чтобы они читали этих писателей в свободное время, а там есть о чем почитать, это ответ на вопрос зачем нам читать это старье, если есть что-то новое. А на самом деле в жизни ничего не меняется в плане взаимоотношений между людьми: любовь, предательство, творчество, все это как было, так и остается. И важно, чтобы дети читали русских классиков, не сочтите за высокопарные выражения, потому что это культурный код. Этот код воспринимали наши прадеды, наши деды, наши отцы, и важна неразрывность, чтобы сообщество было единым, с единым духом и могло общаться об одном и том же, и главное, что все эти писатели с большим пиететом относятся к русскому языку, к России. Тот же Паустовский, который бывал в большом количестве стран, говорил, что ни на что не променяет среднерусские просторы, то же самое Тургенев говорил про русский язык, который считал волшебным инструментом, позволяющим творить.
Елена Оставненко:
Создавать волшебные миры.
Алексей Ходорыч:
Библиотекари и педагоги подсказали идею. «Классный журнал» ориентирован на 7-14 лет, сайт отличается, конечно, на сайте мы публикует что-то из актуальных номеров, но аудитория у сайта семейная, то есть это и родители, и педагоги, и библиотекари, и дети.
Елена Оставненко:
Проект действительно уникальный, человек погружается в эту эпоху, в это пространство, в это время, как на равных общается с писателем, и подкупает то, что писатель говорит языком эпохи, то есть ты можешь почувствовать всю красоту речи того времени, в котором он жил. А еще интересно, что он как живой человек со своими привычками. Что больше всего зацепило, кто удивил, может быть, чертой характера, особенностью, манерой?
Алексей Ходорыч:
Они меня все удивили, я каждый раз фанат последнего автора. Последнюю по счету работу писала Виктория Титова, а не я, просто моя старая знакомая Наталья Федосова позвонила и сказала, что ее родственница ищет практику, а у меня как раз время горело и нужно было, чтобы кто-то написал, и она очень хорошо сделала работу, но мне лично последним запомнился Чехов, я стал его большим фанатом.
Все знают, что чеховский язык чуть ли не образец русского языка, чеховские манеры — это образец интеллигенции, но мало кто знает, что этот человек сам себя воспитал, он всю жизнь занимался самодрессировкой, даже Чуковский шутил, что Чехов сам себе прививал любовь к людям. Ты читаешь дневники, и он постоянно пытался всем услужить: «А неужели вам без уток нельзя? Вот вам утки. Не купить ли вам крючков?» Язык Чехова в начале его карьере был вообще не идеальным, он сам силой своей воли его отточил до бриллиантового уровня. Чехов сам признавался, что в юности был вспыльчивым человеком, но сам себя заставил, у него даже есть фраза, что распускать себя порядочному человеку не подобает. Поэтому даже в Мелихово, казалось бы, зачем ему ходить в бабочке, а он так ходил, потому что одежда, порядок стимулирует ясность мыслей. Он очень любил сад, возделывать цветы, деревья, он любил создавать, и теперь я фанат Чехова, но перед этим был фанатом Некрасова, от Паустовского чуть с ума не сошел, это писатель, который изучал саму природу писательства.
Василий Ходорыч:
Расскажите пару самых интересных фактов о любых писателях, которые Вы нашли.
Алексей Ходорыч:
Пушкин в какой-то момент ходил с бородой. Когда он жил в Болдино, питался очень просто, творил полураздетым на диване. Интересный факт — что Тургенев, что Пушкин в душе были детьми, а вот Чехов, Некрасов, Заходер были взрослыми с самого детства, поэтому все теории разрушались одна за одной. Как только я сделал выводы, что все писатели в душе дети, оказывается, что вообще не все.
Елена Оставненко:
Как планируете развивать проект, намечены следующие шаги?
Алексей Ходорыч:
Нам стали говорить — почему бы вам не сделать видео. Дети любят видео, сделаем видео на основе этих историй, и тогда педагогам и библиотекарям можно даже не пересказывать, просто поставить, и дети воодушевятся. Мы решили сделать эти видео, податься с этим проектом на Президентский фонд культурных инициатив, это видео без актеров, так называемый мэшап, то есть коллажное видео, там есть минимальная анимация, какие-то рисунки мы будем анимировать, будут старинные фотографии, кадры из фильмов, голос за кадром, озвучивание детей. Это будет интересный документальный фильм на основе всего этого.
Очень подробно обо всем этом выйдет статья в журнале «Семья и школа», в каких усадьбах стоит побывать родителям вместе с детьми, это будет в марте. Вы можете зайти на сайт «Семьи и школы», подписаться, там есть бесплатная электронная версия, и когда все это выйдет, вам придет по email сообщение. И очень подробный материал выйдет в журнале «Школьная библиотека» тоже в марте, так что следите.
Есть такой Институт воспитания, это структура, которая анализирует очень многие аспекты взаимоотношений школьников в семье, с педагогами, это мощная организация, которая возродила журнал «Семья и школа». Сейчас они нам очень помогают с проектом «Литературная одиссея», потому как чтобы податься на проект Президентского фонда культурных инициатив, нужно все подкреплять тем, как это будет происходить. Мы можем сделать видео, и возникает вопрос — как это будет доводиться до дошкольников. Мы для этого и проводим анкетирование, собираем педагогов, библиотекарей, которые готовы нас поддержать, уже есть несколько сотен ответов, но хотелось бы, чтобы было еще больше, чтобы это был действительно массовый проект. И если даже вы не педагог, но знаете педагога или библиотекаря, живете с ними рядом, заходите в библиотеку, окажите услугу добру, во славу чтения и России, просто скажите этому педагогу: зайдите на сайт «Классного журнала», ответьте на анкету, еще и получите подписку. Опрос продолжается до 5 марта, так что поспешите.
Василий Ходорыч:
Уже есть предварительные данные опроса?
Алексей Ходорыч:
Я не смотрел эти данные, проводит Институт воспитания, полное название — Институт изучения детства, семьи и воспитания. У них есть Telegram, советую подписаться, можно в интернете отыскать, потому что там регулярно проходят вебинары, которые крайне полезны школьникам и родителям, освещаются все вопросы, которые приходят в голову школьникам и родителям: какие подарки дарить, как учиться, как бороться с буллингом и т.д. Я в школе читал этот журнал наряду с остальными 20-30 изданиями и был рад, когда его возродили.
Василий Ходорыч:
И все-таки насчет Вашего проекта «Литературная одиссея». Вы хотите его актуализировать для молодежи, чтобы она получала информацию не через посредников, а сама интересовалась этим. Но что насчет сюжетного ряда? Рано или поздно усадебные писатели закончатся, какие есть идеи в этом случае?
Алексей Ходорыч:
Даже если мы сделаем эти 10 видео в течение одного года, это будет огромный плюс в приобщении к чтению. Чтение — даже не просто потребление информации, как многие ошибочно думают, что сейчас информацию через видео потребляют, чтение отмирает, ничего не меняется. Все меняется, потому что чтение — это тренинг для мозга. Есть исследования, которые показывают, что читающие люди более умные.
Как только закончатся эти 10 писателей, есть еще писатели, которые творили в усадьбах, допустим, Пришвин, Островский, Достоевский, но даже когда они закончатся, можно встретиться с Лесковым, Достоевским, со всеми писателями, потому что привязка искусственная. Тот же Лесков мог бы поводить по своим любимым местам в Петербурге. В квартире, конечно, много бы не показал, хотя это тоже условность. Домик Паустовского в Тарусе очень маленький, 4 комнаты, но там очень уютно, как у Карлсона на крыше, и чувствуется его дух. Вы в каких усадьбах были?
Алексей Ходорыч:
Мы с Вами, Алексей, были в усадьбе Чехова, она не такая маленькая, как квартира, но меня тогда поразил размер. Дом имеет круговую связь со всеми комнатами, можно проходить через весь дом очень много раз, и Чехов водил свою гостью по кругу много раз и называл все комнаты разными названиями, видимо, хотел пошутить, и она подумала, что там 20-30 комнат.
Алексей Ходорыч:
Чехов большой шутник, у него много историй с розыгрышами. Собакам он подкрасил улыбки, и все чуть не умерли от хохота, когда грустные таксы вошли с улыбками. Было бы здорово, если бы библиотеки и учителя получили такой инструмент, как видео.
Елена Оставненко:
Мне понравилась идея экранизации с той точки зрения, что не каждый желающий может взять и приехать в такой музей, а благодаря этому видео даже по описательным проектам ты как будто там побывал, расположение настолько детально описано, где какой комодик, за каким рабочим местом любил писать литератор. Все действительно очень познавательно и интересно, и есть такое слово вкусный, я его не люблю, но такое внимание к деталям, очень красиво подан материал, это будет потрясающая история. Насколько близка эта идея к реализации?
Алексей Ходорыч:
Видео, мы, конечно, сделаем, есть сценарии, художник, студия, которая все это будет сводить, только нужна поддержка библиотекарей и педагогов, с одной стороны, для приземления этого всего, и поддержка финансовая, потому что сами мы это не потянем.
Вы правильно сказали, что это очень интересно, я постоянно эту идею продвигаю, когда встречаюсь со школьниками, и всегда говорю, что вы можете сами в качестве научной работы делать такие расследования о чем угодно. Если вам нравится какой-нибудь писатель, попытайтесь сделать такую же имитацию, вы это сделаете, потому что со всеми детьми взрослые общаются с большим удовольствием. И если вы напишете литературоведу, ученому или в дом-музей, что я Коля Васильев из 5-го класса, хотел бы узнать, так этого Колю всем завалят, помогут с этим расследованием, и Коля Васильев сделает полезную работу прежде всего для себя, он просто вырастет как личность. Всем рекомендую.
Василий Ходорыч:
Детям вообще нигде не отказывают, то есть пока вы ребенок, можно спрашивать и просить все что угодно у всех. Мы как-то делали школьный проект про экологию, и нам нужно было условно модернизировать завод, и мы с командой созвонились с директором этого завода, с одним из его работников и часа два говорили, как это можно устроить, и никто не отказывает. У меня предложение насчет «Литературной одиссеи» для популяризации среди молодежи. Есть идея видео, так почему бы, чтобы их чаще смотрели дети, не приглашать для их озвучивания известных для детей личностей? Мне кажется, такие люди обычно не отказываются от таких проектов.
Алексей Ходорыч:
Хорошая идея, мы ее рассмотрим.
Василий Ходорыч:
И можно делать коллабы с писателями, которые жили в одно и то же время, даже в разное время.
Алексей Ходорыч:
Были идеи, что ты приезжаешь к Тургеневу, а там в гостях Толстой, и они как раз в этот момент поругались.
Василий Ходорыч:
Даже споры с ними устраивать.
Алексей Ходорыч:
Очень интересная идея, просто пока рук не хватает, я сейчас законтачил с несколькими университетами, там много практикантов, и они готовы все это делать под моим началом, так что можно и это попробовать. Институт образования при высшей школе экономики, у них есть магистерская программа «Педагогическое образование», проводят мастерскую учителя, приглашают разных людей, меня пригласили, это был дистанционный вебинар. В процессе этого общения (это видео тоже есть на сайте «Классного журнала») появилась идея, что этот институт разослал своим студентам, а студенты — это не бывшие школьники, а педагоги, просто они повышают образование, разослали темы для «Литературной одиссеи», то есть кому-то предложили методические материалы, кто-то ищет с кем еще из писателей можно встретиться, по культуре чтения, и на каждое направление нашлись люди, которые сейчас этим занимаются. Пока не нашлись люди на приложение, которое мы хотим сделать, но это отличная идея, потому что это оптимизирует и конкурсы, и викторины, и списки. Огромной популярностью, я даже сам не ожидал, пользовались списки «Лучшие произведения Чехова». Мы просто нашли список от Толстого Льва Николаевича, то есть он сделал списки лучших произведений Чехова, списки от Бунина, и мы их опубликовали.
Василий Ходорыч:
Топы молодежи всегда нравятся.
Алексей Ходорыч:
И в этом приложении этим можно злоупотреблять. Представьте, тот же Вася увлечется Чеховым, узнает, что у него более 700 произведений, тут разве руки не опустятся? Хотелось бы что-то стоящее прочитать.
Василий Ходорыч:
А тут раз, и мне Толстой советует, что у Чехова почитать.
Алексей Ходорыч:
Конечно, удобно делать через приложение. Например, конкурс «Дети читают Заходера», а мы были в гостях у его супруги Галины Сергеевны, чудеснейший человек, мы с ней очень долго обсуждали этого великого писателя, это в Комаровке, Подмосковье. Потом решили сделать конкурс «Дети читают Заходера», и пришло более 1000 видео, это был один из наших самых топовых конкурсов. Но сколько уходит сил на популяризацию, хоть есть очень много партнеров, которые это поддерживают, но ведь каждому партнеру нужно написать, потом получить ответ, все это собирается, анализируется, и все это так затягивает. А приложение — это то самое современное, что может улучшить жизнь.
Василий Ходорыч:
Какая главная причина, что Вы делаете этот проект? В наше время молодежь очень мало читает по сравнению с прошлым?
Алексей Ходорыч:
В 2017 году была принята программа поддержки детского и юношеского чтения, она как-то развивается, но деньги пока не были выделены в полном объеме, и поэтому она не так активно идет. И мы думали, как все-таки всех увлечь чтением. Ты же не будешь говорить, что читать — это хорошо, кому это все, в пользу бедных. Мы считаем, что приобщение к чтению — это важнейшая государственная программа. Неслучайно в очень многих странах, особенно азиатских, и в Европе тоже, есть программы приобщения к чтению, потому что умные люди понимают: чтение нельзя списывать со счетов. Пускай даже всю информацию воспринимают через видео, но я всегда привожу пример: вы посмотрите интересный фильм, проведете приятно время, даже если у вас какие-то идеи появились — буду-ка я добрее или лучше. Если вы находитесь в социальной сети, обычно это время уходит в минус, вы встаете с каким-то отупением. А если ты читаешь книгу, то практически у всех мозг так начинает стимулироваться, что рождаются идеи, мысли. Я не говорю про изобретение, но какие-то мысли, которые не могли бы родиться. Чтение — это тренинг для мозга, и если не будет чтения, люди станут глупее, а кому это нужно? Никому.
Елена Оставненко:
Я хотела бы к учителям обратиться. У меня был совершенно короткий период времени, когда мне нужно было готовиться к урокам, и для меня это было достаточно сложное задание, а по работам «Литературной одиссеи» можно очень неформально, очень красиво, очень интересно преподнести материал о писателе, заинтересовать ребенка и уже потом переподключить к классической школьной программе, это как затравочка. Очень интересный проект, я его всячески рекомендую.
Алексей Ходорыч:
Потому что нет иного пути. У нас был очень хороший преподаватель по литературе, и то — я читающий, она хороший преподаватель, и все равно, когда проходят классиков, подспудно вращается идея: ну зачем это надо, какая разница, что он писал, как он жил, стрелялся с кем-то. Ты не чувствуешь, насколько это живой человек, как говорится, Ленин всегда с тобой, и тут Пушкин всегда с тобой, в горе, надежде и радости. А когда ты читаешь одиссею, то человека ощущаешь, как живого, и все эти вопросы улетают, потому что они высказывают такие интересные философские идеи про жизнь, для чего жить, как правильно жить. И эти идеи не я придумываю, они высасываются из всего, что мы изучаем, и более того, одобряется у специалистов: «Это мог сказать Николай Алексеевич? — Да, это будто бы его слова».
Василий Ходорыч:
Образуется некий слоган проекта, можно просто через хэштеги писать Пушкин жив, Заходер жив, Тургенев жив.
Алексей Ходорыч:
Спасибо моим чудесным ведущим, всем телезрителям и тем, кто нас слушает. Дорожная карта такая: заходите в поисковик, вбиваете «Классный журнал», заходите на сайт «Классного журнала», на первой же странице видите материал про анкетирование, заходите туда, увидите ссылки на все публикации «Литературной одиссеи», туда же будет выгружено это видео, и пройдите анкетирование. Спасибо за вашу будущую помощь.
Василий Ходорыч:
И там вас ждут такие хорошие люди, как Чехов, Толстой, возможно, в будущем Достоевский.
Алексей Ходорыч:
И подписка на 6 месяцев на электронную версию «Классного журнала», это лучший журнал России по версии конкурса «Волшебное слово» 2021 года. «ПониМашка» — это лучший журнал для младших школьников по результатам конкурса «Волшебное слово» 2022 года, так что вам понравится. Всего доброго.