{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Денис Давыдов заместитель директора Высшей школы «Новые материалы и технологии», к.т.н., заместитель председателя отборочной комиссии РЭУ им. Г.В. Плеханова 29 июня 2022г.
Приемная кампания -2022. Что и как выбирать?
Как формируется проходной балл? Что изменилось для абитуриента в этом году? Какие специальности стали наиболее востребованы и почему? Динамика бюджетных мест и советы поступающим - об особенностях приемной кампании в вузы в прямом эфире будут говорить эксперты Лиги преподавателей Высшей школы.

Елена Окунькова:

Здравствуйте, в эфире программа «Интеллектуальный капитал», которая проводится по инициативе Лиги преподавателей высшей школы в рамках проекта «Золотые имена высшей школы» при поддержке Министерства науки и образования Российской Федерации и Фонда президентских грантов. В эфире я, Елена Окунькова, руководитель московского отделения Лиги преподавателей высшей школы, заместитель директора Высшей школы менеджмента Российского экономического университета имени Плеханова.

Поговорим сегодня на животрепещущую тему, связанную с приемной кампанией в вузах. В гостях у нас Игорь Евгеньевич Рогов, советник ректора РТУ МИРЭА по приему и профориентации, и Денис Михайлович Давыдов, который сейчас исполняет обязанности заместителя директора Высшей инженерной школы и представляет Российский экономический университет имени Плеханова, он также заместитель председателя отборочной приемной комиссии.

Дорогие коллеги, сегодня у нас важная для всех тема. Лига преподавателей высшей школы в этом году открыла представительства практически во всех регионах Российской Федерации, и поэтому смело могу сказать, что вопрос приема абитуриентов в вузы волнует не только родителей, не только самих абитуриентов, наших выпускников, но и преподавателей высшей школы в первую очередь. Каждый год у нас меняются и правила приемной кампании, и новые особенности возникают. Этот год непростой, но в целом какие ключевые изменения произошли в приеме?

Игорь Рогов:

Каждый год что-то хоть чуть-чуть, но меняется. Самое важное, то, к чему мы уже успели привыкнуть, это отмена тех особенностей и ограничений, которые последние 2 года нас терзали в связи с пандемией коронавирусной инфекции. Это достаточно важно, потому что к поступающим на бюджетные места в вузы вернулось требование о предоставлении оригинала аттестатов или дипломов в установленные сроки, если мы говорим про очную форму, бакалавриате, специалитете, речь идет о 3 августа. Прошлые 2 года в связи с такой ситуацией было все немножко проще, в течение года ребята довозили свои документы. Теперь нужно не упустить, важно понимать технологию того, как работает прием в нашей стране. И та возможность, которая есть сейчас в течение июля у ребят после того, как они получили аттестаты, подать заявление во множество вузов, очень важно понимать, что это еще не финиш, это нужно только для того, чтобы попасть в конкурсные списки, а потом уже попробовать принять решение и не забыть подать оригиналы, заявление о согласии на зачисление на ту программу, где вы реально хотите участвовать в конкурсе, потому что самая обидная и дурацкая ситуация, которая может произойти, это абитуриент, который первый в списке, у него 310 баллов, а в итоге он никуда не поступит, потому что забудет об этом маленьком нюансе.

И второй момент, связанный с происходящими событиями в мире, в том числе указом Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, 9 мая были внесены некоторые изменения, появилось еще понятие специальные квоты для детей военнослужащих и сотрудников органов, которые принимают или принимали участие в специальной военной операции. Это очень серьезная мера поддержки для таких ребят, в том числе детей погибших бойцов.

В остальном технология по сравнению с прошлым годом принципиально не поменялась. Расширяется возможность подачи заявлений через суперсервис поступления в вуз онлайн, но сохраняются и всевозможные ранние способы подачи через вузы, в личном порядке, Почтой России, так что все возможности у абитуриента в руках, главное вовремя посоветоваться и принять правильное решение.

Елена Окунькова:

Вы сказали во множество вузов, а множество – это сколько?

Игорь Рогов:

Я всегда рассматриваю процедуру приемной кампании как воронку, как пирамидку. До того, как ребята пошли в приемные комиссии, перед ними все многообразие вузов в стране близится уже к тысяче, если мы учитываем все филиалы, сотни и тысячи образовательных программ по огромному количеству направлений подготовки и специальностей, весь мир у ваших ног.

Первый шаг, который надо сделать, – это ограничить себе этот выбор. Ограничен он законодательно тем, что можно подать заявление не более, чем в 5 вузов, в каждом вузе может быть выбрано от 2 до 10 направлений подготовки или специальностей, сколько именно – здесь каждый вуз решает сам, это может быть 2, 5, 6, 10, но не более 10. На этой ступеньке вы сужаете себе дальнейшей маневр, выбор, где же участвовать в конкурсе. Самая важная следующая точка после того, как вы оцените конкурсные списки, нужно принять окончательное решение, в какой же один конкретный университет, по какому конкретному конкурсу на бюджетное место вы хотите претендовать, и потом уже ждать результата.

Елена Окунькова:

И туда вовремя подать согласие и оригинал. Денис Михайлович, Высшая школа, которую Вы представляете в университете имени Плеханова, называется «Новые материалы и технологии», это новое подразделение в университете, и там сейчас сконцентрированы актуальные образовательные программы. Какие специальности сейчас наиболее востребованы у абитуриентов и почему?

Денис Давыдов:

С февраля наш вуз перешел на новую структуру Высшей школы, я представляю Высшую инженерную школу «Новые материалы и технологии», и как будто мы смотрели в будущее. В связи с событиями в мире и импортозамещением стало востребовано инженерно-техническое направление, экономическое, и сейчас у абитуриента вопрос из фокуса экономики и управления переходит в русло технических направлений. Высшая школа реализует несколько направлений – технологические машины и оборудование, где несколько профилей, инженер-экономист, есть также технология продукции и организация общественного питания, товароведение, и ребята с удовольствием идут. Это технические направления, которые состоят из блоков, и обязательно мы даем часть экономических дисциплин, экономический блок, и управленческий блок, поэтому на выходе получается универсальный специалист, который может быть востребован на предприятиях, которые не только что-то производят, но и управляют. Поэтому с точки зрения технических направлений они сейчас будут очень востребованы у абитуриентов.

Я родителям, которые приходят со своими детьми в отборочную комиссию университета, всегда говорю о том, что ребята, когда выбираете направление, свое будущее, смотрите, чтобы это было сконцентрировано в отрасли, тогда вы с легкостью трудоустроитесь, и в дальнейшем ваша карьера, работа будет в удовольствие. Так что технические направления в этом году будут очень востребованы, ровно так же, как и IT-технологии и цифровизация.

Елена Окунькова:

У нас в студии представители двух технических вузов. У РТУ МИРЭА инженерное направление, а есть особенности для инженерной школы в рамках старинного экономического вуза?

Денис Давыдов:

Вузу исполнилось 115 лет, и многие ошибаются, приходя к нам, думая, что у нас только экономика и управление. Нет, у нас с 1907 года эти же технические направления, только под другими названиями, реализуются, и в этом году мы на некоторые направления сделали нововведения, то есть люди могут выбирать, вариативность ЕГЭ. К примеру, вы поступаете на направление технологические машины и оборудование, профиль инженер-экономист, сдаете математику профиль, русский язык, а дальше можете выбрать – либо вы сдаете физику и идете чисто по технической траектории, либо сдаете информатику или иностранный язык. И тот показатель ЕГЭ, который у вас лучше, вы можете представить для участия в конкурсе на этом направлении. И таких направлений у нас в университете много, на сайте вся информация есть.

Елена Окунькова:

Где-то добавилась физика.

Денис Давыдов:

Физика, биология, химия, все зависит от того направления, на которое вы хотите поступить.

Елена Окунькова:

Игорь Евгеньевич, в вашем вузе практикуется такая вариативность ЕГЭ, и что с бюджетными местами в этом году на технические специальности?

Игорь Рогов:

Очень хотелось бы, чтобы абитуриенты копали чуть глубже, не ориентируясь только на историческое название вуза или название специальностей, потому что тезис номер один – монопрофильные университеты не могут дать ребятам развиться как всесторонние специалисты. Сейчас задачи, компетенции, которые нужны профессионалу, меняются чуть ли не каждый год, и университет, в котором есть многопрофильная подготовка, позволяет дать дополнительные компетенции. Мы массово сейчас занимаемся тем, что всем нашим студентам, независимо от того, на какой специальности они обучаются, даем дополнительную квалификацию, есть разные области – IT, языковая, в зависимости от того, что нужно. И это получается ровно потому, что университет большой, многопрофильный, есть много компетенций, думаю, и Плехановского университета это тоже в полной мере касается. А экономика ради экономики мало кому нужна, нужны экономисты, которые понимают предмет своей будущей деятельности, ту сферу, в которой они будут работать. И я всегда позиционировал как преимущество экономических программ в технических университетах, на самом деле это и преимущество технических программ в экономических вузах.

Если говорить о востребованности, здесь хочется призвать слушателей, потому что мы все еще не до конца осознаем, что за последние месяцы мир сильно изменился, Россия сильно изменилась, структура экономики сильно изменилась, и уже давно понятно, что IT – это стильно, модно, современно, за этим будущее, но, честно говоря, сейчас даже на первый план больше выходят вопросы технологической безопасности и суверенитета Российской Федерации, продовольственной безопасности. Поэтому я бы в первую очередь обращал взгляд не столько на IT, повторюсь, в РТУ МИРЭА и так дополнительные компетенции по IT всем даются, а на биотехнологию, продовольственную безопасность, на химическую технологию в более широком смысле этого слова, на классические инженерные направления, материаловедение.

Удивительно, но среди наших выпускников школ не то, чтобы очень большой интерес к этим программам, хотя в мире считается чуть ли не самое передовое научное направление, определяющее во всех технологических процессах. Поэтому посмотрите шире, сейчас точно можно понимать, где ваше будущее, это не только IT, не только экономика. И государство это поддерживает, по технологическим программам бюджетных мест становится больше от года к году, в этом году в магистратуру всем вузам на днях дополнительные места выделили именно на технические направления, так что с этим проблем нет.

И третья часть вопроса была про вариативность экзаменов. Да, конечно, это есть, это приветствуется, определяется содержанием программ. То же самое материаловедение и технологии материалов, есть программа, которая более связана с химическими основами, с разработкой новых материалов с точки зрения химии, и есть физика. Абитуриент может сюда зайти и с ЕГЭ по химии, и с ЕГЭ по физике, или с тем и с тем, засчитают лучший результат. Это и ему хорошо, больше возможностей, по сути, две попытки сдать экзамен, и для вуза хорошо, потому что мы можем более правильно его профориентировать, определить, по какой траектории, по какой программе ему правильнее будет учиться, если у него химия лучше или физика. Это нововведение уже позапрошлого года в приеме, но очень хорошее, я лично поддерживаю. Но это не значит, что это есть везде, есть программы, где мы такую вариативность не вводим, потому что это не имеет содержательно смысла.

Елена Окунькова:

Но давайте не будем забывать о том, что у нас не только выпускники школ, которых мы дружно все сейчас профориентируем на протяжении всего срока обучения в школе, есть еще те, кто нацелены поступать в магистратуру. Как там с бюджетными местами, на каких специальностях, и стоит ли сейчас идти в магистратуру?

Денис Давыдов:

Конечно, стоит. Сейчас популярен отложенный спрос, то есть выпускник бакалавриата обычно принимает решение пойти поработать по специальности, по тому направлению, что он закончил, посмотреть, как он в этом справляется, и только спустя 2-3 года принимает решение пойти в магистратуру или нет. Но в данном случае я дам совет – сразу определиться в течение бакалаврского срока, пока ты учишься, тем более профориентационные мероприятия вуз проводит постоянно, можно окунуться в жизнь студента магистра, посмотреть что и как, тем более, наш вуз реализует все магистерские программы в вечернее время, что позволяет всем нашим студентам магистратуры работать. И магистратура в некоторых стандартах даже обязательна, поэтому для карьерного роста это неотъемлемая часть.

Елена Окунькова:

Сложно поступить в магистратуру? Есть в этом году дополнительные возможности у тех, кто поступает магистратуру, потому что когда у нас была встреча представителей Лиги преподавателей высшей школы с депутатами Государственной Думы, речь шла о том, что бюджетные места на определенные специальности и в магистратуру тоже добавятся?

Игорь Рогов:

Добавили, и много бюджетных мест для приема в магистратуру в 2022 году практически всем университетам по стране, и это для потенциального абитуриента хорошо, потому что поступить в магистратуру существенно проще. Конечно, все познается в сравнении, но если мы говорим про ажиотаж школьников, поступающих на бакалавриат и специалитет, где на примере нашего университета мы говорим о 30 тысячах абитуриентов ежегодно, которые борются за пару тысяч бюджетных мест, конечно, накал страстей в этом плане в магистратуре существенно ниже.

Конкурс в ведущих университетах есть, у нас он составляет порядка 3 человек на место в среднем по магистратуре, но в целом не так много, то есть реально готовые ребята, которые хотят развиваться, могут поступить. На государственном уровне сейчас очень многое делается для создания новых смыслов магистратуры, сейчас идет подведение итогов рассмотрения заявок на проект передовой инженерной школы, которая в первую очередь сфокусирована вокруг программы магистратуры. Все мы с нетерпением ждем результатов, но вне зависимости от того, будет господдержка или не будет господдержки, траектория правильная, и подобный формат, заложенный в идее передовых инженерных школ, в магистратуре создаваться будет. Здесь главная идея – это все больший и больший акцент в сторону практической деятельностной подготовки, то есть магистратура сейчас приобретает смысл в меньшей степени академический, в большей степени прикладные навыки, когда поработав после бакалавриата выпускник уже понимает, что ему еще нужно, и может это в магистратуре получить. Поэтому магистратура однозначно дело хорошее и нужное, и однозначно это не так сложно, как кажется, нужно четко определить цели и точно поступать.

Елена Окунькова:

Напоминаю, что в эфире программа «Интеллектуальный капитал», которая проводится в рамках проекта «Золотые имена высшей школы» при поддержке Минобрнауки Российской Федерации и Фонда президентских грантов. Со мной сегодня в эфире представители ведущих вузов, ведущих университетов Российской Федерации, говорим мы о приемной кампании. Говорят, что поступить в магистратуру не так сложно, но я, как участник приемной комиссии в своем вузе, вижу, что наши абитуриенты и их родители путаются в понятиях, что же такое этот самый балл – минимальный, максимальный, проходной, как он складывается. Посоветуйте, как разобраться родителям.

Денис Давыдов:

Самый популярный вопрос, когда абитуриенты приходят с родителями, – какой у вас проходной балл? Долго приходится объяснить, что тот минимальный проходной балл, по которому закрывается набор на бюджет, тот, кто последний будет в этом приказе. Этот минимальный балл и является минимальным проходным в этом году. Он формируется из конкурса, мы не можем сказать, какой сейчас проходной, все зависит от того, куда вы решите принести оригинал в этом году. Списки сформируются, приказы подпишут, и тот, кто будет с минимальным, пройдет. Балл формируется из тех ЕГЭ, которые сдаст, плюс индивидуальные достижения, которые нам принесет абитуриент. У каждого вуза вес каждого из достижений свой, но я думаю, что ребята в силах заработать дополнительные 10 баллов своим ЕГЭ.

Елена Окунькова:

Минимальный балл, указанный на сайте, это же просто балл, ниже которого мы даже не можем принять.

Денис Давыдов:

Не можем принять документы у абитуриента, и вузы часто делают четкую границу, какие минимальные баллы они принимают на бюджет, какие не бюджет.

Елена Окунькова:

Причем этот балл может отличаться от того, который Рособрнадзор установил как минимальный для выпускника, для положительной оценки.

Игорь Рогов:

Этот момент иногда смущает некоторых абитуриентов, родителей, действительно разные понятия. Во-первых, есть минимальный балл, проходной балл и средний балл. Поговорим про минимальный балл. Есть распоряжение Рособрнадзора, которое определяет порог двойки. Условно, сдав профильную математику на 27 баллов, можно радостно увидеть на Госуслугах, что у тебя положительная оценка, но с этим баллом, скорее всего, не удастся подать документы в большинство вузов, потому что минимальные баллы устанавливают учредители вузов. Например, нашим учредителем является Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.

Раз уж начали говорить про математику, Минобр для всех своих вузов установил балл не менее 39. Вроде бы 27 положительный, но ни в один вуз, подведомственный Минобрнауки России, если нужна математика, имея балл ниже 39, даже подать документы ни на заочное, ни на платное, ни в филиалы не будет представляться возможным. Но важно понимать, что вузов в стране много, далеко не все являются подведомственными организациями Минобрнауки России. Есть другие учредители, где баллы могут быть меньше, но в любом случае не ниже этой самой маленькой планки Рособрнадзора.

Елена Окунькова:

Еще были упомянуты индивидуальные достижения, они тоже добавляют балл. Можно рассказать поподробнее, потому что нас слушают и те, кто не поступает в этом году и еще имеет возможность эти баллы накопить. Что такое индивидуальные достижения и что они дают поступающему?

Денис Давыдов:

Это то, чем школьник занимался последние пару лет обучения в школе, это может быть и ГТО, участие во всевозможных мероприятиях типа олимпиады. Вузы незадолго до приемной кампании, до осени делают правила приема, где каждый вуз по-своему этот перечень устанавливает. Например, значок ГТО принесет 2 балла, то есть любой вуз сам может в пределах, определенных Министерством науки и высшего образования, регулировать. И ребята, которые были призерами мероприятий, участвовали во всевозможных всероссийских конкурсах, все это будет в плюс, но не больше 10 можно собрать к своему баллу ЕГЭ.

Елена Окунькова:

То есть стоит посмотреть правила приема и заглянуть в них на сайте вуза, куда вы собираетесь поступать, в разделе «Индивидуальные достижения».

Игорь Рогов:

То, о чем мы сейчас говорили, касается бакалавриата и специалитета, поступления после школы, и здесь совет такой – не надо недооценивать эти 10 баллов, потому что кажется, что ЕГЭ – это же 300, а тут всего 10. Фокус в том, пройдешь ты на бюджет или нет, определяют баллы, а иногда даже может быть полностью равная картина, и в итоге пройдет тот, у кого больше достижений. Сейчас, пока вы еще не начали учиться в одиннадцатом классе и планомерно готовиться к ЕГЭ, нужно посмотреть по сторонам, что нужно, что засчитывается в тех вузах, куда вы собираетесь поступать, и предпринять усилия, чтобы обеспечить себе эти 10 баллов. Просто глупо их не иметь, потому что в отличие от ЕГЭ, которое ты сдаешь потом, здесь у тебя есть возможность положить себе в карман 10 баллов и на них сидеть чуть выше, чем остальные.

Магистратуры это тоже касается, там тоже есть индивидуальные достижения, но для магистратуры ограничения в 10 баллов не существует. Я знаю пример университета, где за индивидуальные достижения можно получить даже больше баллов, чем за вступительный экзамен, и для тех, кто планирует поступать в магистратуру, это еще более актуальный вопрос, посмотреть, что в интересующем университете учитывается в качестве индивидуальных достижений при приеме в магистратуру, и чуть ли не в большей степени, чем к экзамену готовиться, чтобы обеспечить себе эти баллы.

Елена Окунькова:

Это могут быть публикации, которые студент, обучаясь на бакалавриате, где-то опубликовал, нужно внимательно смотреть правила приема, индивидуальные достижения в том числе и для магистратуры. Есть категория тех, кто шел к своему успеху, участвуя в различных олимпиадах. Какие-то особые возможности олимпиадники имеют? Рекомендовали бы Вы тем, кто еще пока не определился, может быть, в девятом классе, идти этим путем?

Денис Давыдов:

Конечно, это очень серьезный путь, он очень тяжелый. И это опять же зависит от университета, каждый университет по-своему может давать референции олимпиадникам, но самое важное, что олимпиадник без выступительных испытаний поступает на то направление, которое он выберет. Надо смотреть на то направление, на которое идешь, и человек уже в школе знает, на какое направление будет поступать, и участвует в той или иной олимпиаде.

Елена Окунькова:

А вузы как-то помогают готовиться к этим олимпиадам?

Денис Давыдов:

У нас стипендии выплачиваются, общежитие выдается, всевозможные наборы образовательных доппрограмм бесплатно, то есть очень много поддержки талантливой молодежи, это движение называется «Лидеры РЭУ» и достаточно популярно работает, потому что олимпиадники у нас участвуют в серьезных общеуниверситетских мероприятиях. У нас есть высшая школа «Форсайт» для талантливой молодежи, тоже можно участвовать в программах, но там больше научная направленность, и я думаю, что олимпиадник имеет больше преференций, поступив в вуз, чем его сверстник, который поступил по общему конкурсу.

Елена Окунькова:

Возможно, во многих вузах это так. На этапе подготовки к олимпиаде, до поступления в вузы оказывают хоть какую-то поддержку таким ребятам?

Игорь Рогов:

Все зависит от каждого отдельного университета, но я вижу, что все ведущие вузы приходят к похожим мерам поддержки ребят. А почему мы ценим олимпиадников? Потому что это ребята, которые даже не столько хорошо знают предмет, сколько те, кто способны выделяться из толпы, влиться в новое направление и нестандартно мыслить, потому что чем отличается условное олимпиадное задание от тривиального задания ЕГЭ – необходимостью применения нестандартных подходов к решению задачи. И такие студенты нужны, поэтому в ходе обучения дополнительные стипендии, чтобы не искали работу. Но вуз должен быть заинтересован в том, чтобы еще в школе таких ребята искать. Работа непростая, потому что она точечная, и экономические это мало кому выгодно, но это все равно нужно.

Программы такие есть, у нас на базе РТУ МИРЭА готовится сборная Москвы по экологии, которая участвует во всероссийской олимпиаде школьников. Мы организуем подготовку к тем олимпиадам, которые ценим больше всего, это и московская олимпиада школьников по различным предметам, математика, информатика, открытая химическая олимпиада. Такие программы действительно есть, причем эти программы – это принципиальная позиция нашего университета – всегда бесплатные, туда не так просто попасть, нужно показать готовность к такому формату работы, но это абсолютно бесплатная для школьников история, в которой можно участвовать.

Возвращаясь к самому началу темы олимпиад, стоит участвовать или нет – конечно, стоит, но об этом поздно задумываться, приходя в 11 класс, это некий образ мышления, который должен сложиться.

Елена Окунькова:

Отдельная траектория подготовки. У нас была такая программа, и мы бсуждали в этой студии с экспертами такие возможности, и все коллеги согласились, что это разные траектории подготовки.

Игорь Рогов:

При этом не надо думать, что это для особенных детей, людей. Я абсолютно уверен, что не все, но большинство школьников так или иначе способны к этому виду деятельности, другое дело, что нужно на это своевременно обратить внимание и попробовать. В 11-м классе только ради того, чтобы найти вход в ЕГЭ, это неправильно и идеологически содержательная история. А если со средней школы, с 8, максимум с 9 класса хотя бы прицеливаться, пробовать участвовать, это хорошо. При этом вузам не запрещено учитывать олимпиады и за более младшие классы, они в течение 4 лет имеют срок своего действия. Университеты все-таки стараются отдавать предпочтение одиннадцатиклассникам, но бывают исключения. Мы с прошлого года пришли к тому, что и победителям, призерам олимпиады за 10 класс тоже даем особые права, в том числе поступление без вступительных испытаний. Поэтому поле возможностей здесь тоже обширное.

Елена Окунькова:

Много вопросов поступает от родителей абитуриентов по поводу слова «перечень». Что это такое?

Игорь Рогов:

Все олимпиады или конкурсные мероприятия, направленные на выявление талантливой молодежи, я привык группировать на 4 категории. Категория номер 1 представлена всего одной олимпиадой, называется Всероссийская олимпиада школьников, отчасти я считаю, что она и распугивает всех детей, потому что на школьном этапе все добровольно-принудительно участвуют, а это реально сложная олимпиада по всем школьным предметам. Но она действительно великая в том плане, что победителям и призерам даже никаких подтверждений не надо, они просто в любой вуз, при условии совпадения профильности, поступают без экзаменов.

Вторая массовая, обширная, интересная история – это олимпиады, входящие в перечень Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Не помню точное количество, сколько в этом году, но более 70 олимпиад по разным предметам.

Елена Окунькова:

Олимпиада вуза, например, Плехановская олимпиада школьников тоже может входить в этот перечень.

Игорь Рогов:

Да, и основным организатором этих олимпиад как раз являются вузы в отличие от всероса, которые проводят Министерство просвещение или Минобрнауки. А олимпиады перечня – в основном это коллаборация нескольких университетов, очень редко есть олимпиады, которые один университет ведет. И эти олимпиады дают те самые льготы и преимущества, о которых мы только что говорили.

Но это не все олимпиады, которые есть, поэтому здесь тоже надо не промахнуться. Есть еще разные мероприятия, которые не попали в этот перечень, но могут быть в перечне Министерства просвещения, который ведет Фонд талантов и успеха «Сириус». На самом деле каких-то особых дополнительных преимуществ они не дают, но они как некий индикатор. Многие вузы при определении того, за какие конкурсы, олимпиады давать дополнительные баллы, это не поступление без экзаменов, а дополнительные баллы, во многом ориентируются на этот перечень, хотя такого обязательства нет. Подавляющее большинство олимпиад, входящих в перечень Минобрнауки России, в перечне «Сириуса» тоже есть.

У нас в стране много чего проводится интересного, есть олимпиады, которые ни в какие перечни не входят, ничего формально не дают, но все равно существуют и пользуются популярностью, потому что позволяют ребятам этот образ мышления развивать, практиковаться. Может, это ниже средней школы, даже бывают частные олимпиады, только не те, где надо денежку заплатить и диплом получить, а где действительно интересное содержание, а попробовать поучаствовать, чтобы в 9-10 классе подойти к серьезному участию в перечневых олимпиадах.

Елена Окунькова:

Школы бывают заинтересованы в проведении таких олимпиад, потому что они не идут в перечень, связанный с поступлением, но идут в рейтинг школы или личное портфолио выпускника, что тоже очень важно. Но есть еще стобалльники. Что лучше – готовиться, пахать, чтобы получить 100 баллов, там же тоже есть определенные дополнительные возможности, или сконцентрироваться на олимпиадах?

Денис Давыдов:

У каждого своя траекторя, главное заранее. Это ступенчатая история, 8-9 класс – оптимально, если человек уже начинает задумываться, хотя начинают задумываться об этом родители, которые читают все форумы, потому что когда они приходят, то максимально погружены во все процессы. Каждый вуз дает свои интересные вещи олимпиадникам, кто-то бесплатное изучение иностранных языков, стипендии. И когда приходит олимпиадник, он спрашивает – а у вас какой размер стипендии? Идет сравнение между вузами, финансовая мотивация, куда он пойдет дальше учиться. Но здесь каждый выбирает для себя дорогу сам, кто-то просто по ЕГЭ получает 100 баллов и поступает в любой вуз Российской Федерации, но есть программы, направления, куда даже стобалльники не поступают, потому что небольшое количество бюджетных мест, и они заполняются полностью олимпиадниками.

Елена Окунькова:

Как можно подготовиться к так называемому целевому месту? Сейчас очень активно звучит понятие «целевой прием», «целевой набор». Ведь тоже есть особые моменты, чтобы продумать эту траекторию поступления, и для кого она приоритетна?

Игорь Рогов:

По поводу целевого обучения хочу сказать только две вещи. Вещь номер один – я считаю, что это очень здорово, очень круто, и Российский технологический университет всячески поддерживает программу целевого обучения, мы одни из лидеров в стране по объему целевиков. А теперь второй тезис: целевое обучение – это не про обучение вообще, это про трудоустройство. И когда вы задумываетесь о том, играть ли в эту историю, договор целевого обучения, нужно думать о построении карьеры. Заключая договор с той или иной организацией, вы должны понимать, что, по большому счету, вы устраиваетесь на работу с отложенными обязательствами освоить образовательную программу. Есть такой термин отложенный трудовой договор, это не то же самое, но идея заложена примерно похожая. И именно так нужно к этому относиться. С 2019 года есть формальное основание относиться именно так, потому что в том случае, если сторона договора – либо заказчик, либо студент – поступает по квоте, то есть особым образом начинает расходовать бюджетные средства на себя любимого и отказывается от исполнения договора, это влечет штрафные санкции как со стороны договора, так и штраф в объеме нормативных затрат на обучение в пользу университета. То есть главный мой призыв – не рассматривать целевое обучение как возможность на халяву проскочить на бюджетное место, потому что по факту вам будет дешевле поступить на платное.

Если подходить к этому ответственно, с пониманием, что я хочу работать по профессии в той или иной компании, в наше экономически нестабильное время действительно очень здорово иметь гарантии трудоустройства не менее 3 лет, но это нужно понимать.

Елена Окунькова:

Работодателю интересен такой подход? Компаниям интересно, чтобы мы целевым образом готовили в вузах для них специалистов?

Денис Давыдов:

Крупным компаниям это интересно. Во-первых, крупные компании у нас участвуют в разработке всех образовательных программ, они задают тренд тем компетенциям, которые мы даем нашим студентам бакалавриата и магистратуры. Им это очень интересно в связи с тем, что они знают, кого получают и кого берут на работу, потому что по обязательствам не один месяц отработать, а несколько лет.

Елена Окунькова:

Но они тоже по ЕГЭ поступают?

Денис Давыдов:

Конечно, не на всех направлениях есть целевые места, есть квота целевых мест, но там, где есть, пожалуйста.

Елена Окунькова:

Существуют так называемые конкурсные группы, и нужно обращать внимание на разные конкурсные группы, где балл может отличаться при поступлении.

Денис Давыдов:

На одно целевое место пришло 4 человека, или никто не пришел, и потом это место перейдет в общий конкурс.

Игорь Рогов:

Ребятам, кто смотрят наши конкурсные списки и расстраиваются как мало бюджетных мест в общем доступе, на самом деле надо еще и в соседнюю квоту смотреть, вполне возможно, что они освободятся и перейдут в общий набор.

Елена Окунькова:

В процессе приема может меняться и количество мест для конкурса?

Игорь Рогов:

Суммарно нет, а перераспределение между квотами и отдельными конкурсами несомненно.

Елена Окунькова:

Сам по себе балл ЕГЭ, который в стране Рособрнадзор подсчитывает, как же наши выпускники в этом году сдали математику, как сдали русский язык. Мы недавно в этой же студии говорили о том, что в русском языке первое задание многие могут не выполнить, потому что оно новое, сложное. Так и получилось, уже есть предварительная информация, что в этом году средний балл по русскому языку, который везде представляется как результат, ниже. Влияет ли в целом по стране как сдали ребята ЕГЭ на средний балл, на проходной балл в вузы?

Игорь Рогов:

Очень многогранный вопрос, и фактор понятен, можно вспомнить, что все-таки 2 года дистанционного обучения не всегда могли положительно сказаться на результатах, но есть другие факторы. В этом году гораздо больше ребят останется на обучение у нас в стране. Но ведь для абитуриента тоже неправильная позиция. Сдал ты ЕГЭ на 80 баллов, это много или мало? Это не имеет никакого значения, пока ты не сравнишь с остальными, тебе не нужно сдать на 110 ЕГЭ, тебе нужно сдать ЕГЭ лучше, чем остальные, это может быть и 80, и 70. Поэтому с точки зрения накала конкурсной ситуации это никак не влияет, а с точки зрения того, что проходные средние баллы могут чуть-чуть отклоняться от прошлогодних, это всегда случается, мы не ждем революционных изменений в этом смысле.

Елена Окунькова:

Дорогие коллеги, огромное спасибо за беседу. И в завершении что бы вы посоветовали тем, кто поступает в этом году в магистратуру и бакалавриат?

Денис Давыдов:

Все ЕГЭ уже сданы, сделайте правильный выбор, чтобы та специальность, куда вы пойдете, дальше с вами по жизни была. И хорошего обучения в вузах.

Игорь Рогов:

Не надо ничего бояться, поступление в университет – это не вопрос жизни и смерти, это просто важный взрослый шаг в первую очередь для построения будущей карьеры. Поэтому примите правильное решение, все в ваших руках.

Елена Окунькова:

А мы вам поможем, будучи в приемных комиссиях вузов, поддержим, расскажем. Я советую дорогим родителям и поступающим на любой уровень обучения быть спокойными, сохранять хладнокровие, рассудок и выбирать тщательно, вдумчиво, анализировать информацию, прислушиваться, задавать вопросы. В эфире была программа «Интеллектуальный капитал», которая проводится по инициативе Лиги преподавателей высшей школы в рамках федерального проекта «Золотые имена высшей школы» при поддержке Минобрнауки Российской Федерации и Фонда президентских грантов. С вами была Елена Окунькова, руководитель московского отделения Лиги преподавателей высшей школы. Всем удачного поступления в вузы.