Дмитрий Волков
- Добрый вечер, уважаемые друзья. С вами программа «Интернет-экономика» с Дмитрием Волковым. У нас в гостях Марина Сурыгина, генеральный директор интернет-кинотеатра «TVzavr». Добрый вечер, Марина.
Марина Сурыгина
- Здравствуйте.
Дмитрий Волков
- И мы по-прежнему говорим про разные взгляды на вопрос проникновения интернета в классические отрасли экономики, которые вчера и не подозревали о такой своей судьбе, а сегодня это случилось, и это рождает у нас дополнительные бизнесы, какие-то совершенно новые бизнесы или совершенствуют эти бизнесы. Это меняет, кстати, игроков на поле бизнеса, меняет конкурентные преимущества. Это расширяет наши возможности в целом, делает мир, возможно, более удобным. Марина, расскажите вашу историю.
Марина Сурыгина
- Интернет-кинотеатр «TVzavr» появился в 2009 году, как компания, в 2010 году он уже вышел на рынок совместно с другими кинотеатрами. Так получилось. Идея эта витала в воздухе давным-давно. Были оффлайн-кинотеатры, в которые люди ходили, было телевидение, были сервисы типа «YouTube», которые показывали короткое пользовательское видео.
Дмитрий Волков
- Неправильно говорить про «YouTube» «были».
Марина Сурыгина
- В тот момент уже были, так скажем. Никуда, конечно, не делись. И уже не только у нас (мы вышли одновременно с другими кинотеатрами), возникла идея: «Почему бы не показывать полнометражное качественное кино зрителю в интернете?». Тем более, интернет в то время уже достиг такого уровня, что позволял это делать. Собственно, этим мы и занялись, мы стали искать правообладателей. Искать их в то время было очень сложно, потому что никто не понимал, что такое интернет-права, как это вообще возможно. Но потихонечку нашли часть…
Дмитрий Волков
- У вас первая проблема была: «как это купить?». Не «как это продать?», а «как это купить?». Какие вы честные люди. Я еще помню эру видеосалонов (может быть, вы помните) - там с правами было попроще. Тогда особо никто этим вопросом не заморачивался. И как же вы решили это?
Марина Сурыгина
- Потихонечку. Во-первых, начали с западных правообладателей, которых знали. У них уже были сервисы такие.
Дмитрий Волков
- А кто первый был или один из первых?
Марина Сурыгина
- «Netflix» был один из первых. Еще были другие сервисы, сейчас я точно не назову. Были китайские какие-то интересные сервисы, которые работали по загрузке плеера. То есть пользователь загружал плеер и дальше начинал смотреть фильмы. Но они сейчас уже почили. Американский сервис «Hulu» был замечательный, он и сейчас есть. Мы все это видели. Видим, что на Западе это все работает. Почему бы этому не работать у нас? Начали искать правообладателей, часть нашли. Нашли часть российских, которые не знали, кому принадлежат права, долго боролись друг за друга, но в итоге какой-то пул фильмов мы набрали и запустились с ним. Одновременно с нами запустились «Ivi» и еще другие сервисы. Мы начали жить хоть как-то.
Дмитрий Волков
- В этой симпатичной, дружной конкурентной среде.
Марина Сурыгина
- В то время она была не конкурентная, потому что все пытались понять, как нам здесь выжить, как и на чем можно заработать. Сегмент интернет-рекламы был настолько маленький, что это был не заработок, а вклад в будущее. Мы понимали, что «Netflix» зарабатывает, мы тоже хотим. И начали делать. Запустили, попробовали, немножко реклама пошла и уже, в принципе, понимали, что и как мы можем зарабатывать. Наверное, три с половиной года мы работали исключительно на рекламной модели.
Дмитрий Волков
- И как оно зарабатывается?
Марина Сурыгина
- Сейчас хорошо, очень хорошо, потому что реклама в интернете растет и продолжает расти. И прогнозируют, что будет расти.
Дмитрий Волков
- Это вы про сейчас? Мы что-то про кризис слышали.
Марина Сурыгина
- А кризис как раз ударил по телевизионной рекламе, он ударил по наружной рекламе, а интернет-реклама растет. Как раз для нас это большой плюс. То есть из-за того, что кино потихонечку уходит в интернет, рекламодатели видят, что они могут давать людям, мало того, что просто рекламу, они могут таргетировать конкретных пользователей по их интересам, полу, возрасту, геолокации. Это более узко таргетированная, направленная на пользователя реклама. Они понимают, что это мы можем делать, тем более, она стоит намного дешевле, чем телевизионная. Поэтому интернет-реклама растет, и будет расти. Зарабатывать на фильмах рекламной моделью можно и нужно и мы будем продолжать это делать. Чуть позже мы понимаем, что мы хотим также показывать людям какие-то новинки кинопроката. Начали общаться с менеджерами, они говорят: «А мы только платную модель поддерживаем». Хорошо.
Дмитрий Волков
- А платная модель – это когда клиент платит?
Марина Сурыгина
- Когда пользователь сам платит за видео. Стали встраивать эту модель, думаем: «Нет, не будет пользователь платить». Действительно, на web-e полно пиратских ресурсов, с которых можно скачать все бесплатно, поэтому пользователи практически не платят. Тут нам пришла на помощь технология «Smart TV», где нет пиратства, где большой экран, пользователь сидит дома на диване. Что ему за 100 рублей купить фильм? Он купил, посмотрел удобно с семьей, никуда ходить не надо.
Дмитрий Волков
- Модель «Apple Store» опять победила.
Марина Сурыгина
- Практически, да. Единственное, конечно, сейчас они только на начальном этапе развития - всего 8 миллионов умных телевизоров в России, но этот рынок растет, и он будет расти дальше. С надеждой смотрим на будущее.
Дмитрий Волков
- То есть клиент, который платит, для вас появляется тогда, когда он покупает телевизор со «Smart TV»? Это ваш канал распространения?
Марина Сурыгина
- В принципе, да.
Дмитрий Волков
- А если телевизор без «Smart TV», то эта часть модели монетизации не работает, и вы живете только за счет рекламодателей?
Марина Сурыгина
- Если телевизор без «Smart TV», у него есть вариант подключить приставку, то есть мы поддерживаем часть приставок, которые распространяют интернет-провайдеры.
Дмитрий Волков
- Что-то уж совсем такое.
Марина Сурыгина
- В регионах это еще распространено. У него есть вариант: он может купить и смотреть на мобильном или на сайте, подключив его к телевизору, также смотреть на большом экране.
Дмитрий Волков
- Я просто сейчас вспоминаю. Я же тоже ваш клиент. Я вспоминаю, в какой момент я на вас подсел-то. Действительно, я уже очень давно плачу за те фильмы, которые смотрю. Я даже не помню, как их украсть. Наверное, это как-то можно, но это надо уже вспоминать, как именно, потому что просто удобнее. Как организовалась эта цена, откуда эти рубли за штуку берутся? Это вы придумываете или сам оператор «Smart TV» это делает?
Марина Сурыгина
- Оператор «Smart TV» вообще никак не влияет на наши цены. Минимальную цену устанавливает правообладатель, то есть тот, кто владеет интернет-правами. В контрактах обычно прописывается.
Дмитрий Волков
- Я имею в виду цену для клиента.
Марина Сурыгина
- В контрактах обычно прописывается та минимальная цена, по которой мы можем продавать.
Дмитрий Волков
- А все, что выше - это ваш профит?
Марина Сурыгина
- В принципе, это изначально наш профит, мы просто потом делим доходы с правообладателем, но мы не можем продавать ниже какой-то цены. Вот написано так.
Дмитрий Волков
- Можете поделиться, какой?
Марина Сурыгина
- А для разных фильмов – разные.
Дмитрий Волков
- Диапазон?
Марина Сурыгина
- Диапазон от 69 до 299 рублей за новинку.
Дмитрий Волков
- Это правообладатели?
Марина Сурыгина
- Так прописано в контракте.
Дмитрий Волков
- Это та минимальная цена, которая может быть… То есть это близко к тем цифрам. Слушайте, но как вы уживаетесь со своими коллегами? Тут же легко можно начать демпинговать. Как этот рынок, вообще, устроен?
Марина Сурыгина
- Во-первых, сейчас цены у нас и у наших коллег (не буду сейчас говорить про «Google» пока) приблизительно они одинаковые.
Дмитрий Волков
- А что вы хотели сказать про «Google»?
Марина Сурыгина
- «Goоgle», когда вышел на рынок «Smart TV», он поставил на фильмы (не на новинки, конечно), на каталог фильмов цены очень низкие. Таких цен у нас ни в одном контракте с правообладателем не прописано. Мы такие даже не можем ставить.
Дмитрий Волков
- Вот они - акулы бизнеса. А как? Он заключил какой-то свой договор?
Марина Сурыгина
- А все очень просто.
Дмитрий Волков
- Или вообще не стал заключать никакой договор?
Марина Сурыгина
- Они изначально заключили договор сразу на все устройства, на весь мир и, в принципе, делали это достаточно давно. Тогда, на тот момент, правообладатель даже не думал: «Работают они на «Android», показывают они в SD-качестве, и ладно», а сейчас, когда уже вышли на рынок они и «Smart TV», правообладатели сами зачесали репу. Они уже думают: «А что такое-то? А что это у них такие цены-то? Что это они там?». И мы, уже это увидев, тоже пошли к правообладателю, говорим: «А давайте нам тоже снижайте цену. Мы тоже хотим продавать по 29 рублей».
Дмитрий Волков
- Это Марина Сурыгина - генеральный директор интернет-кинотеатра «TVzavr.ru». 29 рублей – действительно хорошая цена. Мне, как клиенту, может быть, это только хорошо – чем дешевле, тем лучше. А для рынка это как?
Марина Сурыгина
- Это, в принципе, означает глобальное падение рынка, потому что как только мы просим снижать минимальные цены, мы будем просить снижать нам цену контракта. Иначе просто бессмысленно продавать. Правообладателю это тоже невыгодно, поэтому это будет либо глобальное обрушение рынка сейчас и будет плохо всем, либо правообладатель будет как-то пытаться выкрутиться, договориться с «Google», в чем я сомневаюсь очень сильно. Эту проблему сейчас будем решать, потому что проблема возникла совсем недавно.
Дмитрий Волков
- Бессовестный западный конкурент, можно сказать, убивает хорошие, добрые и честные российские интернет-кинотеатры. Безобразие какое-то. И как мы с ним боремся?
Марина Сурыгина
- Я просто объясню причины еще. Россия – страна уникальная, потому что нигде в мире больше нет такого количества местных интернет-кинотеатров. Обычно это либо глобальные, типа «Netflix» и «Google», либо 1-2 местных кинотеатра. У нас их практически около десяти уже, и это уже такие кинотеатры, которые давно работают, которые предлагают свои услуги.
Дмитрий Волков
- Вы сами это объяснили - бизнес-то пошел в гору.
Марина Сурыгина
- Да, совершенно верно. Россия – действительно уникальная страна в этом смысле. Когда выходит еще какой-то глобальный игрок, для нас он, в принципе, просто еще один онлайн-кинотеатр, если он не будет какие-то такие вещи предпринимать немножко нечестные, так скажем. Может быть, он даже не думал над этим.
Дмитрий Волков
- Он, очевидно, будет.
Марина Сурыгина
- Поэтому мы будем просто двигаться в сторону того, что мы будем предлагать какие-то узконаправленные сервисы, какой-нибудь артхаус, которого у них нет. У нас рекламные модели, у нас полно бесплатных фильмов, у них их нет. То есть вот эти вещи. Маркетинговые акции мы проводим постоянно, а «Google» – это просто витрина, они не работают с пользователями вообще никак. Поэтому будем бороться другими способами, если нам не разрешат снизить цену. Тут, в принципе, все просто.
Дмитрий Волков
- Хорошо. Мы к глобальным вопросам еще раз подойдем. Сейчас у меня к вам такой статистический вопрос. Скажите, а если мы возьмем вот эту область, возьмем как раз кино - важнейшее из искусств, как сказал классик. Скажите, как вы думаете, процент проникновения интернета в том смысле, в котором мы рассуждаем, то, что рождает новые возможности, новую сущность и новую добавленную стоимость по той или иной схеме монетизации, сколько сейчас это в процентах?
Марина Сурыгина
- Сейчас это уже порядка 50%. Я имею в виду легальные кинотеатры. Я думаю, если учитывать и пиратские кинотеатры, то будет уже, наверное, 80%.
Дмитрий Волков
- Вы на мои брови не обращайте никакого внимания, они сами себе поднимаются, опускаются. Вы эксперт, это ваше мнение.
Марина Сурыгина
- Чтобы понять, почему процент такой низкий, я учитываю только легальные.
Дмитрий Волков
- Я-то думал, что он высокий. Мне казалось, что ниже. Я точно не эксперт в этой области. Давайте сейчас государство включим в разговор. В смысле того, что оно сейчас поприсутствует, но мы ему не дадим слово. Если бы государство 5-10 лет назад… Когда эти технологии появились?
Марина Сурыгина
- Первые кинотеатры вышли в 2010 году. Были какие-то попытки раньше, но основная масса...
Дмитрий Волков
- Примерно 5 лет назад, увидев перспективы в этом отношении, государство употребило бы все свои возможности для того, чтобы как можно быстрее интернет-технологии проникали в область кино, в область распространения (мы это имеем в виду). Конечно, нам нужны свои национальные игроки. «Google» мы все любим, но «Яндекс» мы любим еще больше. С этим прицелом 5 лет назад употребило все свои возможности - не только деньги, не только законодательное регулирование, а и образование, воспитание, информирование, все-все возможности государства, сколько могло бы быть технологически?
Марина Сурыгина
- Я думаю, порядка 80% могло бы быть.
Дмитрий Волков
- То есть почти все.
Марина Сурыгина
- Да, потому что кино смотрят все, интернетом пользуются очень многие. Кино в интернете смотрят уже очень многие. Если бы были антипиратские законы, обучение детей в школах, что надо потреблять легальное что-то…
Дмитрий Волков
- Вы отвечаете на тот вопрос, который я не задал. Отлично. Значит, антипиратские законы - их у нас нет?
Марина Сурыгина
- Они у нас есть, но они недостаточно доработаны. Их надо доработать.
Дмитрий Волков
- У вас есть идеи, вы можете помочь?
Марина Сурыгина
- Конечно. Первый момент – это регулирование поисковой выдачи (то, о чем мы говорим уже с «Яндексом» много раз). Все время пиратские сайты вылезают вверх поисковой выдачи. В контекстной рекламе с жуткой модерацией (чтобы попасть туда, надо что-то сделать невероятное) вылезает пиратский сайт. Если это будет регулироваться со стороны государства, я думаю, что сразу процент потребления пиратского контента снизится. Будут наверху появляться легальные кинотеатры.
Дмитрий Волков
- Я вам приведу пример, он вас тоже позабавит в процессе диалога. Есть такой процесс - «регистрация предприятия». Его наша налоговая инспекция осуществляет бесплатно и онлайн, и очень хороший сервис, по крайней мере, в Москве. Это совершенно точно подтверждено. Но при этом, если вы наберете в «Яндексе» «регистрация предприятия», то у вас вылезет кто угодно, кроме налоговой инспекции. 2 миллиона откликов, и налоговая инспекция где-то там, что ты ее никогда не найдешь. И возникла идея: «Давайте выведем налоговую инспекцию в первую строчку, потому что это просто бесплатно, а тут люди деньги берут. Еще, кстати говоря, и сервис плохой». Выяснилось, сколько это стоит - 100 миллионов рублей в год, чтобы вывести наверх, и от этого отказались. То есть другими способами решили пойти. Я понимаю, как вам непросто. Поисковая оптимизация. Что еще?
Марина Сурыгина
- Рекламные доходы. То есть большинство этих пиратских сайтов даже не имеет юрлица в России. Они каким-то образом выводят деньги через «Webmoney» или еще как-то и, в принципе, нарушают законы Российской Федерации, если по-хорошему, а мы им даем возможность заработать через баннерные сети, в том числе и через сеть «Яндекса» (я даже уверена на 100%, что и стоит там). Они просто ставят туда рекламу, и люди зарабатывают на нелегальном контенте, не имея ни лицензий, ничего. Это должно регулироваться со стороны государства.
Дмитрий Волков
- Что еще?
Марина Сурыгина
- Еще какая-то государственная поддержка, чтобы правообладатели давали свое кино раньше, во-первых. Российские правообладатели уже это делают. Потом, чтобы оно субтитрировалось для социальных проектов, для глухих и так далее. В принципе, всё. Возможно, еще что-то есть.
Дмитрий Волков
- Это уже немало. И если бы оно это всё начало делать еще тогда, то к нынешнему моменту могли бы дойти до 80%? Кстати, это разница, я так понимаю, - это примерная разница белого рынка.
Марина Сурыгина
- Совершенно верно.
Дмитрий Волков
- Скажите, а что будет через 10 лет? Вы можете предположить? Все идет, как идет, мы даже ухом не повели на «Google». Ну, «Google» и «Google». А чисто технологически все идет, развивается. С 2005 года началось, сейчас до какой-то степени дошло (50% - немало), а что будет через 10 лет?
Марина Сурыгина
- Я думаю, что будет рост. Во-первых, из-за того, что рынок «Smart TV» растет. За счет него только в основном будет рост, плюс мобильные устройства. Мобильные устройства – то же самое: люди из web-а переходят на мобилки, но там тоже есть процент пиратства достаточно большой.
Дмитрий Волков
- А в процентах?
Марина Сурыгина
- Я не могу сейчас сказать про проценты.
Дмитрий Волков
- Вам придется, Марина. Таковы условия программы. Мне нужна оценка какая-то. При этом вы делаете безответственные заявления, ответственность беру на себя я, но мне нужно число, чтобы нам матрицу построить.
Марина Сурыгина
- Я думаю, что половина пользователей мобильных устройств пользуются пиратскими сервисами.
Дмитрий Волков
- Я имею в виду проникновение интернета в отрасль экономики, которая называется «кино». Вот сейчас 50%, а через десять лет будет…?
Марина Сурыгина
- Будет те же 50.
Дмитрий Волков
- Ничего не изменится?
Марина Сурыгина
- Я думаю, что ничего не изменится.
Дмитрий Волков
- То есть технология остановилась?
Марина Сурыгина
- Да.
Дмитрий Волков
- И за 10 лет она не рванет вперед?
Марина Сурыгина
- В количественном отношении будет больше, а в процентном отношении останется таким же.
Дмитрий Волков
- Отлично. Это ваше мнение. Зачем смотреть в прошлое? Те возможности, которые у нас были, мы уже упустили, но зато мы сейчас можем наверстать упущенное. Если мы сейчас будем делать примерно то, о чем вы сказали, и кое-что еще, то сколько может быть через 10 лет?
Марина Сурыгина
- В таком случае будут те самые 80% совершенно точно, потому что практически полностью будет белый рынок.
Дмитрий Волков
- То есть в этой области технологии не играют почти никакой роли, играет здесь основную роль только легальность рынка?
Марина Сурыгина
- Технология играет, но из-за того, что растет количество пользователей просто, процентное отношение меняться не будет.
Дмитрий Волков
- А еще более «Smart TV» какой-нибудь?
Марина Сурыгина
- «Smart Smart»? Такое, в принципе, возможно, что, если вдруг изобретут какую-то технологию, которая будет…
Дмитрий Волков
- У нас «вдруг» что-то постоянно изобретают.
Марина Сурыгина
- Бывает, конечно, да. Тогда – да, возможно, процент повысится, но пока сложно сказать.
Дмитрий Волков
- А что еще тогда? Если смотреть из сегодня в будущее. Мы поговорили про регулирование, сказали, что запросы, пираты. Значит, пиратов зажимаем, запросы регулируем. А что еще может быть? Может быть, что-нибудь, связанное с будущими технологическими штучками? Что-то еще можете назвать, что могло бы увеличить этот замечательный процент? Давайте по-другому лучше вопрос задам. Смотрите, это увеличение процента - это благо для вас?
Марина Сурыгина
- Конечно.
Дмитрий Волков
- Вы больше зарабатываете?
Марина Сурыгина
- Да.
Дмитрий Волков
- А для меня? Для меня это благо?
Марина Сурыгина
- Мы тогда сможем для вас делать больше каких-то предложений, суперпредложений, чтобы вам было это интересно. Конечно, благо.
Дмитрий Волков
- А что вы такое можете мне предложить? Заинтересуйте меня, удивите.
Марина Сурыгина
- Какие-нибудь маркетинговые акции, например. Будем вам дарить деньги на личный счет.
Дмитрий Волков
- А, это хорошо. Я хотел отказаться.
Марина Сурыгина
- Сейчас у нас на LG идет акция - всем новым пользователям мы по тысяче рублей на счет кладем.
Дмитрий Волков
- Понятно. То есть у вас есть идеи?
Марина Сурыгина
- Идей много очень.
Дмитрий Волков
- Вы креативны. Отлично. Мы говорим сейчас все-таки не только о интернет-кинотеатрах, мы говорим в целом о проникновении интернета в экономику. Давайте поговорим на какую-нибудь отвлеченную тему. Какая отрасль экономики кажется вам в плане проникновения интернета в экономику наиболее убогой, что-нибудь такое совсем замшелое, с вашей точки зрения?
Марина Сурыгина
- Я могу сказать, какие раньше были убогими, а сейчас стали более интернетопроникновенными. Совсем убогими? Не знаю, какая-нибудь тяжелая промышленность.
Дмитрий Волков
- Давайте. Тяжелая промышленность. Почему нет, собственно. Обрабатывающая промышленность, давайте так. И как вы думаете, сколько там сейчас?
Марина Сурыгина
- Я думаю, там порядка 1%.
Дмитрий Волков
- Вы там интернета не видите?
Марина Сурыгина
- Не вижу.
Дмитрий Волков
- А сколько могло бы быть? Давайте эту же матрицу заполним. Я вопросы буду напоминать. Сколько могло бы быть, если бы государство 10 лет назад стало таким креативным толкателем этой идеи?
Марина Сурыгина
- Могло бы быть, наверное, процентов 30 за счет всякого оборудования, которое бы через интернет обновлялось, или какие-то вещи, технологии, которые применялись бы благодаря интернету.
Дмитрий Волков
- Это от государства зависит?
Марина Сурыгина
- В том числе от государства, конечно.
Дмитрий Волков
- Отлично. А через 10 лет в консервативном сценарии?
Марина Сурыгина
- В консервативном, я думаю, что практически бы ничего не изменилось. Максимум 5%, если не внедрять какие-то технологии.
Дмитрий Волков
- Марина, вы не верите в технологии. Как же так?
Марина Сурыгина
- У нас, к сожалению, все медленно внедряется, поэтому эти 10 лет – это пшик.
Дмитрий Волков
- Это миг. Это мнение Марины Сурыгиной, генерального директора интернет-кинотеатра «TVzavr.ru», в программе «Интернет-экономика» с Дмитрием Волковым. И давайте еще одну циферку. Сколько будет через 10 лет, если мы будем пушить тему?
Марина Сурыгина
- Если говорить про тяжелую, про обрабатывающую промышленность, то можно достичь 40-50%.
Дмитрий Волков
- 40-50?
Марина Сурыгина
- Да. Вкалывают роботы.
Дмитрий Волков
- А не человек?
Марина Сурыгина
- Да.
Дмитрий Волков
- Понятно, то есть примерно такие же пропорции. Если мы берем замшелые отрасли, то у нас просто эффект низкой базы, и мы многого не достигнем, потому что большой оффлайн, сама по себе отрасль тяжелая. Еще пара вопросов. Первый такой. Смотрите, мы сейчас поговорили про государство. Если государство, то тогда появится. А что от нас зависит, от бизнеса? Что мы такое можем сделать для того, чтобы…
Марина Сурыгина
- Во-первых, мы можем объединиться, что мы и делаем. Например, мы создали в сентябре этого года кластер «РАЭК/медиа», который, в принципе, объединяет в себе…
Дмитрий Волков
- А «РАЭК» – это тот самый «РАЭК»?
Марина Сурыгина
- Да, это тот самый «РАЭК», который объединяет в себе правообладателей интернет-кинотеатра, распространителей аудиокниг и прочего для того, чтобы мы выработали какое-то общее мнение по поводу рынка: что нам нужно внутри себя, и что нам нужно от государства. С этими всеми вопросами, создав какой-то документ, мы уже будем идти к государству и говорить: «Нам надо вот это, вот это, чтобы у нас все хорошо работало».
Дмитрий Волков
- То есть вы не просто эти идеи носите в себе, вы пытаетесь их структурировать еще, обсудить с рынком и принести государству в упакованном виде, на блюдечке с голубой каемочкой?
Марина Сурыгина
- Конечно, потому что если не предпринимать никаких шагов, могут возникнуть такие вещи, как глобальная лицензия, которая могла бы убить сразу все интернет-кинотеатры.
Дмитрий Волков
- Что это за зверь?
Марина Сурыгина
- Это был законопроект Никиты Михалкова, который предлагал разрешить всем показывать кино, но при этом собирать со всех деньги. То есть пираты легальные, если они платят нам какую-то копеечку.
Дмитрий Волков
- Нам – это кому?
Марина Сурыгина
- Это им, собственно.
Дмитрий Волков
- Нам – это мне.
Марина Сурыгина
- Союзу правообладателей.
Дмитрий Волков
- Хорошая идея.
Марина Сурыгина
- Но тогда интернет-кинотеатры просто умерли бы.
Дмитрий Волков
- Скажите, а кому от этого было бы плохо?
Марина Сурыгина
- Во-первых, интернет-кинотеатрам.
Дмитрий Волков
- Бизнесу, который платит налоги.
Марина Сурыгина
- Да. Во-вторых, пользователю, потому что пираты показывают в ненадлежащем качестве. С них нельзя требовать. Они просто своровали. В каком виде есть, в таком и показывают. Они не заботятся о том, будет у них пользователь смотреть, не будет. Они просто закупают людей своими высокими позициями в поисковиках и что-то им втюхивают. Да, у них большая библиотека, но она вся нелегальная.
Дмитрий Волков
- То есть это не рынок, ориентированный на клиента, это просто куча хлама, наверх которого попадает самое плохое, самое мерзкое, самое гадкое. Примерно такая история. Зато с монетизацией все хорошо в отдельных местах. Отлично. Еще один вопрос. Смотрите, вопрос такого плана. Вопрос сложный, вопрос про глобальные амбиции. У вас есть глобальные амбиции?
Марина Сурыгина
- Конечно.
Дмитрий Волков
- Я имею в виду, вот «Google» пришел и пытается совершенно простыми, дедовскими методами, возможно, вполне эффективными, завоевать рынок. А вы туда планируете? Потеснить «Google» на его территории, у вас есть замысел? Не только «Google», всех там.
Марина Сурыгина
- В данный момент, я думаю, это будет достаточно тяжело, но в будущем – возможно. Нам надо выработать такую позицию, придумать то, чем мы можем удивить иностранного пользователя.
Дмитрий Волков
- А чем мы можем удивить?
Марина Сурыгина
- Какими-то интересными вещами.
Дмитрий Волков
- Что нам надо поменять в самих себе сейчас, от чего такого местечкового внутри себя надо отказаться, чтобы завтра с этими глобальными амбициями прийти, удивить и завоевать?
Марина Сурыгина
- Надо думать, как пользователь из другой страны. Надо понимать, что он хочет, что ему нужно дать, что ему не дают другие. У «Google» для всех одинаковое предложение, что в Америке, что в России, везде одинаковые предложения.
Дмитрий Волков
- «Standard Oil».
Марина Сурыгина
- Совершенно верно. А надо подходить к пользователю с точки зрения того, что же он хочет. Мы, в принципе, достаточно давно работаем на рынке СНГ, но сейчас будем уже активно пиариться.
Дмитрий Волков
- У вас есть глобальные амбиции.
Марина Сурыгина
- Конечно, пока только на СНГ. Мы знаем, что, например, в Казахстане очень любят южно-корейские сериалы, как, в принципе, во всем мире, а в России они не прижились. Поэтому мы закупили корейские сериалы, сами их озвучили и будем их двигать на рынок Казахстана. Будем смотреть с точки зрения пользователя в той стороне. Про Европу, Америку пока ничего не могу сказать - пока у нас нет таких планов, мы не знаем, что им предложить. Как только у нас возникнет идея, мы будем действовать. Почему нет?
Дмитрий Волков
- Хорошо. Я вас понял. Это уже обнадеживает. Я ожидал довольно скромных запросов, а вы уже там.
Марина Сурыгина
- У нас амбиции очень большие.
Дмитрий Волков
- И, завершая нашу передачу (наше время подходит к концу), скажите, может быть, короткое сообщение, месседж, основная мысль, что вас мучает или что вас радует. Вопрос, восклицание, месседж.
Марина Сурыгина
- Я хотела бы просто месседж такой: давайте потреблять легальное. Очень хочется привить зрителю культуру легального контента.
Дмитрий Волков
- Марина, скажите, это от души или дежурная фраза?
Марина Сурыгина
- Это от души, потому что я сама уже давно отказалась от употребления пиратского контента.
Дмитрий Волков
- И это основа вашего бизнеса. Давайте потреблять легально. Это Марина Сурыгина, генеральный директор интернет-кинотеатра «TVzavr.ru», в программе «Интернет-экономика» с Дмитрием Волковым. Всего доброго, хорошего настроения.
Марина Сурыгина
- До свидания.