{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Елена Августа к.м.н., доцент Тюменского государственного медицинского университета Минздрава России, победитель Всероссийского конкурса "Золотые Имена Высшей Школы" 10 декабря 2021г.
Пой для знаний
Вокалотерапия для педагогов и учащихся. Как эффективно снять стресс, уравновесить эмоции, привести в порядок кровообращение? Конечно, петь! Специалисты по физической культуре и профилактике расскажут, почему и как можно использовать вокал в процессе обучения и что это дает.

Юлия Белозерова:

Добрый день, в эфире программа «Интеллектуальный капитал» Лиги преподавателей высшей школы, с вами Юлия Белозерова. Мы будем говорить о том, каким образом наращивать интеллектуальный капитал, каким образом его сохранить, приумножить, как можно заработать при помощи собственных знаний и все, что касается методики обучения и вопросов образования высших школ. Мы традиционно приглашаем победителей конкурса «Золотые имена высшей школы» поделиться инновационными методиками либо мыслями, соображениями. И тема сегодняшней программы – пой ради здоровья. Мы будем говорить о необычной, инновационной и в то же время одной из самых древних методик снятия стресса, и инновационность в том, что эта методика будет использована в том числе на занятиях высшей школы.

Представляю своих гостей, это Александр Николаевич Ерохин – победитель конкурса «Золотые имена высшей школы», все сегодняшние гости –представители Тюменского государственного медицинского университета Минздрава России, также с нами сегодня Елена Николаевна Августа и представитель студенчества, что нечасто бывает, но мы очень рады, представитель студенческого актива Дания Апасова.

Коллеги, вопрос песни очень сложный и многогранный, он на самом деле настолько сложен, что в современном мире вроде и без песни никуда, и в то же время сказать, что люди регулярного вокалируют, собираются вместе за родственным столом и начинают петь, популярность караоке никто не отрицает, песня в душе тоже жить и строить помогает, а как же в сфере образования, какой Ваш опыт, Александр Николаевич?

Александр Ерохин:

Сегодня эта тема немножко вкрапливает в такую серьезную тему, как учебный процесс, который очень напряженный, энергетически требующий от студента внимания и всех его сил, а с другой стороны, несерьезный, потому что вкрапливается тема этих песнопений. Но на мой взгляд, использование возможностей человека воспроизводить мелодии, звуковые вибрации, которые его настраивают на лирический эмоциональный лад, позволяет его немножко вывести из интеллектуального напряжения. Здесь открываются очень большие возможности, для того чтобы во время учебного процесса дать небольшой отдых нашим многострадальным студентам, чуть-чуть их расслабить, чуть-чуть дать им свободы, тех эмоций, которые несет в себе песня.

Если говорить о том, как это делать, здесь могут быть различные варианты. Может быть такой элемент, как хоровое пение, прервались на 2-3 минутки и одну музыкальную фразу спели все вместе, у нас такие элементы уже есть, и это все вписывается в общечеловеческую культуру. Например: «Сердце, тебе не хочется покоя, сердце, как хорошо на свете жить». Немножко спели, и уже вышли из этого напряженного состояния. Есть еще и другой вариант и другая возможность, которую я тоже рекомендую использовать, и сам часто использую, это внутреннее пропевание каких-то музыкальных фраз, когда тебе необходимо выйти из этого напряженного состояния, из трудного диалога, когда ты не воспринимаешь то, что тебе говорит преподаватель, когда тебе необходим  глоток свежего воздуха эмоций, и если себя в этом пространстве воспроизвести, то будет гораздо легче. Такие наметки этого движения, которые мы уже пытаемся использовать в своей работе, мне лично очень нравятся.

Юлия Белозерова:

Елена Николаевна, настолько ли напряжены студенты, что сложного в их жизни, вроде бы они молоды, выносливы?

Елена Августа:

В нашем медицинском университете и вообще в любом медицинском университете очень тяжело учиться, и тем не менее у нас ребята молодцы, хочу отдать им должное, например, Апасова Дания не только учится, она является у нас волонтером, она разработала проект по оказанию помощи онкобольным, сами понимаете, это постоянные стрессы, встреча с такими больными людьми. Поэтому я поддерживаю Александра Николаевича, что необходимо этим заниматься, надо снимать стресс. Вокалотерапия в медицине – это Владимир Михайлович Бехтерев, известный психоневролог, начал изучать влияние музыки на человека, ученый пришел к выводу, что музыка может предохранять от усталости и заряжать человека энергией, благоприятно воздействовать на центральную, сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Показанием к применению вокалотерапии являются функциональные заболевания нервной системы, это могут быть неврозы, переутомление, бессонница, некоторые заболевания сердечно-сосудистой системы, заболевания желудочно-кишечного тракта, частые простудные заболевания, заболевания бронхиальной астмы и другие, то есть с научной точки зрения это не просто попели, это действительно действует на организм.

Мы ввели вокалотерапию в нашем учебном процессе, и я смотрю на ребят после того, как мы это используем, у них и настроение улучшается, и снимается чувство напряжения, стресса, это тоже очень много значит, потому что ребята и учатся, и параллельно работают, и волонтерством занимаются. Профессия врача одна из самых серьезных профессий. Апасова Дания является председателем совета студенчества Тюменской области, является волонтером и в то же время успевает еще учиться. Она может сказать, что испытала на моих уроках.

Юлия Белозерова:

Тогда дадим слово славному представителю студенчества, одной из лучших представителей, просто золотая молодежь. Дания, расскажите с точки зрения студента, когда вдруг преподаватель на занятии предлагает попеть, как студенты на это реагируют? 

Дания Апасова:

Первая реакция – шок, потому что не часто встретишь преподавателей, которые готовы уделить какое-то время на занятии не занятию. А второе – это приятное удивление от того, что они могут отдохнуть с пользой, потому что преподаватели, особенно Елена Николаевна выбирает для нас песни для нашей молодежи, в которых она, может быть, и не разбирается, но разбираемся мы, и студенты на этом фоне в более хорошем настроении, они действительно поднимают себе настроение, поднимают настроение Елене Николаевне на парах, причем говорит это не только моя группа, но и весь факультет, который у нее занимается. Я общалась с другими студентами, преподаватели кафедры биологии также это внедряют, и только положительные эмоции. На самом деле неосознанно студенты это используют дома перед тем, как делать домашнее задание, но внедрение этого в учебный процесс является тоже небольшим отдыхом с уменьшением стресса и поднятием настроения.

Еще могу отметить лично наше наблюдение, студенческого совета Тюменской области, ребята участвуют в дебюте первокурсника в направлении вокала, и ребята, которые по нашим опросам поют так или иначе дома, в студиях, легче воспринимают какую-либо информацию, им легче учиться, потому что они испытывают меньше стресса, и это достаточно хорошие показатели.

Юлия Белозерова:

Это какой-то проект, дебют первокурсника?

Дания Апасова:

Ежегодно каждое учебное заведение, неважно, вуз или суз, проводит различные конкурсы, и первокурсники соревнуются, где они лучшие в творчестве, творчество делится у нас на пение, КВН, театральные постановки, и ребята, которые занимаются вокалом, отмечают более положительные эмоции, они более трудоспособные, усидчивые, я это вижу по своим одногруппникам, которые сами участвовали в дебюте в направлении вокала, и это очень хорошие результаты. Я сама пою, но только не в группе, а наедине, когда еду перед зачетами, это мне помогает расслабиться, успокоиться. Но после Елены Николаевны мы начали это внедрять и на других занятиях, я очень рада, что преподаватели к этому спокойно относятся, и мы всегда перед парой включим какую-нибудь песню, вместе всей группой споем, и нам легче сидеть на паре, время будто бы быстрее летит.

Юлия Белозерова:

Александр Николаевич, человек, который способен при других людях в группе запеть, насколько внутренняя, психологическая свобода должна быть, отсутствие каких-то зажатостей, стоп-линий, которые человека сковывают, потому что далеко не каждый готов пойти на это, или это дело практики?

Александр Ерохин:

Здесь очень многое зависит от внутреннего состояния человека, когда он зажат, скован какими-то предубеждениями, то ему очень сложно сделать первый шаг, но если в небольшой группе есть такая настроенность, предрасположенность, устремленность, то это сделать гораздо легче в таком небольшом коллективе, запеть, попробовать себя в этой ипостаси. Один мой знакомый сильно заикается, он говорит о том, что когда начинает петь под музыку, знакомую ему песню, ему гораздо легче произносить слова. То есть первый шаг, когда сложно, психологически тяжело, но когда он преодолевается, человек ощущает необыкновенную свободу, вот этого нам бы очень хотелось достичь. И ребята, которые приходят на занятия, которые очень напряженно и тяжело работают, я это вижу каждый день, потому что обучение – это неизведанная земля, и ступать по ней очень тяжело, это требует большой энергии. И хотя бы такой небольшой сброс напряжения, который дает песня, это очень важно, очень благотворно сказывается на состоянии организма студента, и он начинает уже по-другому открываться к тем словам и предложениям, которые ему предлагает преподаватель, наставник, тьютор.

Юлия Белозерова:

Группа неоднородна, есть лидеры и есть даже взрослые люди, которые держатся в сторонке, нельзя сказать аутсайдеры, но очень осторожно, опасливо относятся к какому-то новому опыту. Вы предлагаете студентам запеть, и в аудитории молчание, что делать, Вы поете сами?

Александр Ерохин:

Был такой эпизод, я преподаю еще иностранцам, и на моем занятии, может быть, мне должно быть стыдно, одна девушка заснула. Может быть, она слишком устала, но другие ребята не спали, и я просто воспроизвел: такую музыкальную фразу: «Summertime and the livin' is easy, Fish are jumpin' and the cotton is high, Oh your daddy's rich and your ma is good lookin', So hush little baby, don't you cry». И она проснулась, ребята заулыбались, даже некоторые начали подтягивать мне, включились в эту музыкальную паузу. Я просто сам почувствовал кожей, всем сердцем, всем своим существом, что это разрядило обстановку. Если в таком коллективе есть разные возрастные, с разными интеллектуальными представлениями о том, что можно, что нельзя, а если найдется заводила, маленький кристаллик, они все сразу к нему потянутся, и им будет легче преодолеть этот свой порог.

Юлия Белозерова:

У меня был такой опыт несколько лет назад, сейчас это уже выпускной курс, а на первом курсе была задача поставить какой-то номер самодеятельности для дня первокурсника. Номер танцевальный у нас должен был быть, я же руководитель продюсерской кафедры, и в барабане, в титрах обычно продюсеры идут последними, и мы точно так же закрывали этот концерт первокурсников танцем продюсера. И оказалось, что у нас одни танцоры в группе, как ни странно, и девочки, и мальчики, и лидировал здесь парень. Его танцевальное соло просто определило его лидером в каких-то сферах, я думаю, что он завоевал снисхождение всей группы, но он и сам по себе молодец во всех отношениях. Я вижу здесь определенный риск, Александр Николаевич, потому что в тот момент, когда Вы запоете «Summer time», и девушка проснется, как бы не влюбилась в Вас половина группы, потому что устоять практически невозможно.

Елена Николаевна, как подбирать репертуар тогда для песни, как долго эта песня должна звучать, это минута, две, три, один куплет или песня целиком?

Елена Августа:

Целиком мы песню не поем, небольшой куплет можно выбрать, к чему сердце лежит. Есть песня «Брови»: «Брови мои, брови, брови мои черные, не давали брови на улицу выйти, не давали, не давали, друга увидали». У нас пример, просто студенту повезло, надеюсь, что он меня не отругает, фамилия у него была Морозов, и я говорю: «Давайте споем», – а он говорит: «Я хочу спеть песню «Мороз»». И после этого говорит, что запоминается надолго, такой счастливый. Ребята у нас занимаются очень много волонтерством, эти песни, небольшие куплетики очень хорошо снимают напряжение.

Юлия Белозерова:

А если отойти от студенчества, актуальны ли эти методы для взрослых людей, специалистов или просто для каждого человека? Насколько они выносят из Ваших занятий и потом берут это в жизнь?

Елена Августа:

Я считаю, что это действительно каждому полезно, и в медицинском университете у нас тоже работают преподаватели, они же не просто преподают, некоторые работают в «красных зонах», и они тоже испытывают большой стресс, поэтому тоже необходимо им использовать вокалотерапию.

Еще такой момент, есть же люди, у которых слуха нет, это мы тоже учитываем и используем для них протяжные звуки в виде пения: «Аууууу», – такой протяжный звук, то есть используем индивидуально каждому, у нас каждый при каком-то деле. Мы уделяем небольшое время на здоровьесберегающую технологию в нашем учебном процессе, чтобы наш студент ушел от нас здоровым и счастливым.

Юлия Белозерова:

Коллеги уже не первый раз с темой здоровьесбережения выходят, и каждый раз это достаточно интересные методики, которые нужно применять, причем обычным людям в обычной жизни. И целая глава в нашем учебнике, которая выходит, у нас премьера, первая часть учебника «Введение в профессию преподаватель высшей школы» уже вышла, и мы даже получили диплом всероссийской книжной выставки «Открытие года», взял диплом наш учебник, и выходит его продолжение, вторая часть, которая говорит о функциях  преподавателя. Одна из функций – забота о безопасности, целая глава посвящена безопасности, в том числе здоровьесбережению. Наши гости

являются соавторами этой главы, за что им огромное спасибо, надеюсь, что многие смогут почитать их труды.

Дания, ты говоришь, что в жизни ты иногда поешь. У меня большая проблема связана с тем, что ни маленький, ни старший сын петь мне в доме не разрешают категорически. Маленький кричит: «Мама, неть!» Вероятно, нет у меня того чувства гармонии ни в голосе, ни в слухе, которая позволяет это сделать публично. Про старшего я уже молчу, он закатывает глаза и терпит какое-то время, но протестует. У Вас нет таких проблем?

Дания Апасова:

Были такие проблемы, когда я жила с родителями, но я все равно находила время, когда они уезжали по работе, петь дома. А сейчас я спокойно могу петь на улице, пока иду до остановки, это буквально минут 15, я успеваю послушать три песни и себе под нос петь перед тем, как сесть в маршрутку и доехать до учебного заведения. Хотя у моей мамы такие же проблемы, мы тоже какое-то времени не разрешали ей петь, но потом мы смирились, поняли, что это действительно успокаивает. Когда мы начали использовать в новогодние праздники караоке, теперь поем всей семьей во время праздничных каникул, и это нас сближает.

Юлия Белозерова:

Вы будущий медик, на каком сейчас курсе?

Дания Апасова:

На первом курсе.

Юлия Белозерова:

В чем терапевтический эффект вокалотерапии состоит, кроме психологической разгрузки, кроме снятия стресса есть еще какие-то факторы?

Дания Апасова:

На основе моей волонтерской деятельности в паллиативной помощи мы часто на мероприятиях с онкобольными пациентами используем творческие номера, вместе поем песни, они сами изъявляют желание петь. Я понимаю, что это влияет и на нервную систему в том числе, и как доказано учеными, когда нервная система более спокойная, пациент с онкозаболеванием чувствует себя действительно комфортно, с принятием себя и идет эффективно на лечение, у него и опухоли уменьшаются, и общее состояние улучшается, и препараты ему принимать легче, это уже доказано. И кто бы что не говорил, на основе своей волонтерской деятельностью я в этом убеждаюсь, у меня были пациенты, к которым я приходила, и они кидались стульями, бумагами, таблетками в меня, что ни в какую не хотят принимать ничего, но через неделю оказалось, что он умеет играть на барабанах, мы привезли барабаны, пациент сыграл, на следующий день медицинская сестра сказала, что он начал принимать лекарства, то есть это настолько индивидуальный подход к каждому, и здесь музыка нам помогла.

Юлия Белозерова:

Я помню свое пионерское детство, у нас был один лагерь, в котором было принято петь с баянистом песни, почему-то мы пели только военные песни, вероятно, мужчине нравилось петь именно их: «Шел отряд по берегу, шел издалека», – но я до сих пор помню эти песни, хотя не могу сказать, что мы в семье их пели, настолько это был эмоциональный для меня шок, и это было интересно, мы ждали этих баянных суббот, выходили в сад, это было на свежем воздухе, и было здорово.

Я напоминаю, что это программа «Интеллектуальный капитал» Лиги преподавателей высшей школы, которая выходит при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Фонда президентских грантов, мы говорим с победителями конкурса «Золотые имена высшей школы» о новых методиках и способах формирования, приумножения интеллектуального капитала.

Александр Николаевич, сейчас очень популярна тема в околонаучных кругах, я не знаю, насколько эта тема научная, я не являюсь медиком – психосоматика. Можно ли сказать, что вокалотерапия близка и созвучна теме взаимосвязи между эмоциями и физическим состоянием тела?

Александр Ерохин:

Я думаю, что такая взаимосвязь имеется, и в этом отношении можно было бы привести такой пример, несколько абстрактный. Когда вы смотрите на человека, и вдруг у вас появляется некая отрицательная эмоция, попробуйте спеть внутренним голосом такую музыкальную фразу, которая настраивает вас на любовные, нежные отношения к этому человеку, и вы почувствуете, как те соматические знаки, которые сопровождают неприязнь, отторжение, которые могут выражаться в напряжении мышц, в некой гримасе лица, которая выражает неприязнь и не очень хорошее отношение, у вас сразу изменится все это в совокупности. Попробуйте сами как-нибудь произвести некий эксперимент, когда вы будете смотреть на человека, как я говорю студентам, если преподаватель вам говорит, может быть, для вас что-то неприятное, он, как вам кажется, на вас давит, хочет вас ввести в некое дискомфортное состояние, но он же от вас требует то, чтобы вы знали, что он вам несет, попробуйте на него посмотреть и спеть внутри себя такую фразу, здесь даже не имеет значения язык этой песни. Я в своих внутренних экспериментах использую такую фразу: «Bésame, bésame mucho, Como si fuera esta noche la última vez, Bésame, bésame mucho, Que tengo miedo a perderte, perderte después». Ну разве после того, как вы споете, внутренне вы будете обижаться на этого преподавателя?

Юлия Белозерова:

Тут уже мысли о другом, на берегу моря, все становится великолепно, не до мелких ссор.

Александр Ерохин:

Поэтому к такому способу я рекомендую прибегать, который не требует каких-то лекарственных мероприятий, который всегда с вами, не нужно сложных мероприятий, просто посмотрите, спойте, неважно, как вы поете, никто не услышит, услышите только вы, но все это увидят.

Юлия Белозерова:

Если ты ставишь песню во всеуслышание, условно, даже если ты находишься дома, в качестве терапии, и только открываешь рот, подпевая этой песне, но реально звук у тебя не идет, это тоже будет работать?

Александр Ерохин:

Здесь все-таки играет тот элемент большую роль, что эти звуковые вибрации, которые человек воссоздают, пусть у него нет такого внешнего голоса, даже у него музыкальный слух страдает, и он вибрирует, девиации внутри этого музыкального диапазона, само настроение, отдача, которую он вкладывает в свое звучание, начинает уже его лечить, оздоравливать.

Юлия Белозерова:

То есть голос свой надо проявлять.

Александр Ерохин:

Если ты делаешь один, не имеет значения, кто тебя слушает, ты это делаешь сугубо только для себя, в своем звучании. Если ты делаешь это в компании, очень важно настроение этой компании, и если мы это делаем в студенческой среде, во время учебных занятий, здесь нужно уже поработать преподавателю, чтобы их в этом отношении сплотить, чтобы сделать некое ядро, которое могло бы воспроизводить эти песни, эти звучания в едином коллективе. Здесь не нужно жесткого хорового воздействия, когда каждый должен петь свою партию, здесь нужно подобрать репертуар мелодичных песен, которые были бы всем понятны, для всех доступны и могли задействовать внутреннее звучание в таких вибрациях очень действенно и эффективно.

Юлия Белозерова:

А Вы не боитесь впасть в диссонанс между тем, что Вы считаете мелодичным и от чего у Вас душа поет, и то, что нравится молодежи, потому что композиции рэпа или хип-хопа очень сложно воспроизводить в хоровом пении?

Александр Ерохин:

Мое личное мнение, что те музыкальные движения, направления, которые достаточно жесткие, которые достаточно не мелодичные, соответствуют определенному возрасту, подростковому я бы сказал, некоторые пролонгируют и на более большой возраст, но это все-таки подростковая музыка, а та мелодичность, которая заложена в песнях наших родителей, наших предков, сохраняется на все времена. Наверное, ни один молодой человек или девушка не останется равнодушным, если такую песню предложить им спеть: «Если б знали вы, как мне дороги подмосковные вечера». Ее, кстати, очень любят китайцы. Другими словами, мелодичность, звучность, воздействие на все человеческое существо, включая его душу, сердце, вечно, а рэп – я бы сравнил это как катание на сноуборде, я уже на этой доске не поеду, в подростковом возрасте – да.

Юлия Белозерова:

Сейчас на двух лыжах?

Александр Ерохин:

Да, оно как-то устойчивее.

Юлия Белозерова:

Елена Николаевна, нам нужна четкая инструкция, как проводить вокалотерапию на занятиях. Если занятие полтора часа, что это, в начале, в середине, в конце, каждое ли занятие или только перед контрольными? А пока я спрошу Данию, такие нетрадиционные подходы, здоровьесберегающие технологии, когда посреди занятия просят сделать какие-то упражнения, спеть,  наверное, дальше уже танцевать начнем, хотя почему нет, это те же самые упражнения, можно ли их будет потом применять в работе медика, когда Вы будете с пациентами работать?

Дания Апасова:

Мне кажется, не просто можно, а нужно, я повторюсь, в волонтерской деятельности мы это используем, благодаря нашему взаимодействию мы начали с онкопатологии, сейчас плавно переходим и посещаем наркодиспансер и внедряем эти здоровьесберегающие мероприятия, физкультминутки, пение, танцы в промежутки между лечением. До этого я закончила медицинский колледж, я квалифицированная медицинская сестра, и проводя такие мероприятия, вижу, как настроение у пациентов поднимается. И сейчас некоторые больницы и поликлиники тоже внедряют эти же танцы и пение у себя на работе, может, просто не все об этом говорят, на самом деле утром перед тем, как сдают смену, некоторые действительно поют песни, кто-то во время обеденного перерыва делает физкультминутку, и мне кажется, это реально очень нужные вещи, потому что и тело отдыхает, и душа, мы отвлекаемся пусть на 5-10 минут от рабочей суеты и идем в бой, у нас медицине по-другому никак.

Юлия Белозерова:

Я хотела бы от лица всех преподавателей Дание сказать большое спасибо, потому что запись ее такого проникновенного поздравления дошла до нас с Днем преподавателя высшей школы, это было настолько чистосердечно, от сердца, действительно искренне, что невозможно было не умилиться, не прослезиться, и такие вещи вселяют уверенность, что, наверное, мы не зря работаем и готовим не просто высококвалифицированных специалистов, но еще и просто хороших людей воспитываем. Я надеюсь, что все-таки какая-то доля в том числе занятий наших коллег в Вашем становлении как личности тоже присутствует. Спасибо большое. И слово Елене Николаевне, дайте нам инструкцию, как применять вокалотерапию на занятиях, чтобы это было уместно, не навредило бы, не разболтало дисциплину, потому что петь-то все горазды, попробуй потом собери их внимание.

Елена Августа:

Хотелось еще сказать о Дании Апасовой, девочка очень целенаправленная, она занимается не только волонтерской, но и научной  деятельностью, мы с ней приготовили под моим руководством доклад, она на Всероссийской конференции заняла второе место, для первого курса это очень престижно. Она внедряет здоровьесберегающие методики для пациентов, также она активно помогает разрабатывать программу, адаптивную физкультуру вместе реализовывать собрались по волонтерской деятельности. У нас цель в вузе такая, что нам каждый студент дорог, индивидуально к каждому студенту подходим, и не заставлять ни в коем случае, это должно быть от души и по настроению, по желанию, добровольно, любые физкультминутки добровольно, вокалотерапия  добровольно. Если человек хочет, он поет, если не хочет, он просто слушает, и это тоже поднимает настроение.

Моя рекомендация как специалиста, и я не только свое мнение говорю, потому что у нас был совет по поводу здоровьесберегающих технологий, они очень активно внедряются в нашем медицинском вузе, и у нас есть победитель «Золотых имен высшей школы» Приленский Борис Юрьевич, который является ведущим психотерапевтом Тюменской области, мы с ним тоже перед тем, как это все внедрять, посоветовались, обсудили с ведущими экспертами, со специалистами, чтобы это проводить.

Конечно, не каждый урок нужно проводить вокалотерапию, хотя бы два раза в месяц, чередовать, когда-то физкультминутки, когда-то вокалотерапию, когда-то аутогенную тренировку, даже элементы танцетерапии, чтобы было разнообразие, а не одно пение. И использовать перед экзаменами, или перед коллоквиумом, когда человек испытывает стресс.

По времени больше к концу занятий, перед тем, как заключительный этап, нужно уходить, мы можем напоследок такой метод сделать. И не затягивать, небольшой припевчик, буквально минутки 3-4 достаточно. И еще раз говорю, все это по желанию, добровольно, мы никого не заставляем, то есть человек должен с настроением петь, вот такое мое мнение.

Юлия Белозерова:

Я благодарю вас за участие в этом эфире, еще раз представляю своих коллег – это Ерохин Александр Николаевич, Августа Елена Николаевна и Дания Апасова, они представители Тюменского государственного медицинского университета Минздрава России. С вами была Юлия Белозерова, заместитель председателя Лиги преподавателей высшей школы, заведующий кафедрой продюсерского мастерства Института кино и телевидения ГИТР и программа «Интеллектуальный капитал» на радио Mediametrics Лиги преподавателей высшей школы, которая выходит при поддержке Министерства науки и высшего образования и Фонда президентских грантов.