{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Павел Селезнев первый заместитель декана Факультета социальных наук и массовых коммуникаций, председатель Совета молодых ученых Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор политических наук, доцент, победитель конкурса "Золотые Имена Высшей Ш 17 ноября 2021г.
Молодежь в науке
Говорим о молодежных исследовательских проектах, стремятся ли студенты заниматься научными исследованиями, получается ли это у них, как разжечь интерес к познанию, как и где найти ресурсы на науку. Что такое индивидуализация образовательных траекторий обучающихся, цифровое портфолио, участие в общественных и волонтерских проектах, просветительские инициативы, корпоративная культура университетов и программы наставничества.

Юлия Белозерова:

Добрый день, в эфире программа «Интеллектуальный капитал» Лиги преподавателей высшей школы, с вами Юлия Белозерова, Елена Вячеславовна Ляпунцова, председатель координационного совета Лиги преподавателей высшей школы и руководитель проекта «Золотые имена высшей школы», а также наш гость Селезнев Павел Сергеевич, первый заместитель декана факультета социальных и массовых коммуникаций, председатель совета молодых ученых Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор политических наук, доцент, а также победитель конкурса «Золотые имена высшей школы». Сегодня говорим о молодежи в науке.

Елена Ляпунцова:

Спасибо большое за представление. Юлия Михайловна – это заместитель председателя Координационного совета Лиги преподавателей высшей школы, и у нас уже есть такой челлендж, мы ведем это мероприятие «Интеллектуальный капитал» без соведущих, надеюсь, будет продуктивная работа, и надеюсь, вам будет комфортно. Павел Сергеевич, Вам слово.

Павел Селезнев:

Доброе утро, спасибо за возможность выступить у вас сегодня на этой площадке, я знаю и наблюдаю за теми успехами и той динамикой, которую Лига набрала за последние годы благодаря той работе, которую вы проводите, и это действительно подвижничество, потому что мало просто привлечь внимание к проблеме, важно предложить механизмы решения, добиться тех результатов, которые сегодня уже есть. И весьма символично, что мы встречаемся накануне Дня преподавателя высшей школы и помним, как все это начиналось на встрече с Владимиром Владимировичем, когда вы выступали, потом было поручение Председателя Правительства, потом соответствующий распорядительный документ Минобрнауки, поэтому все плоды вашего труда налицо, огромное спасибо, будем работать еще плотнее, усерднее.

Елена Ляпунцова:

Это совместная работа, совместная победа по той причине, что ничто невозможно сделать без команды, без единомышленников и тех «Золотых имен», это флагманский проект, подержанный Фондом президентских грантов, и мы этому благодарны. И самое главное, что в этом году, в Год науки и технологий, подержан данный проект Министерством науки и высшего образования. Мы говорим сейчас о том, что такое наука и молодость, когда эта молодость проходит, может, она вообще никогда не проходит, только цифры возрастные, а в душе мы всегда молодые. И нам хочется об этом поговорить.

Юлия Белозерова:

Павел Сергеевич, как Вы считается, наука интересна для молодежи, потому что когда представляешь образ ученого, это умудренный сединами человек? Молодежь достаточно ветрена, многие жалуются, что инфантильна в последнее время. Ваше мнение, Вы же постоянно работаете с молодежью.

Павел Селезнев:

Есть замечательная фраза: молодость – это тот недостаток, который очень быстро проходит. У нас молодым ученым считается человек со степенью кандидата наук до 35 лет, если степень доктора наук, до 39 лет. Поэтому мы чувствуем себя в душе весьма молодыми, хотя тот опыт, который приобретаешь, с одной стороны, от общения с наставниками, со старшим поколением, с другой стороны, черпая что-то новое от тех ребят, которые приходят, совсем молодое поколение, сейчас же говорят даже не поколение Z, а поколение Альфа. Если раньше мы шутили, что людей отличает клиповое мышление, им сложно воспринимать большой объем информации, читать длинные тексты, то сейчас уже говорят о том, что поколение с мышлением скриншотов, отфиксировал что-то и забыл.

Что касается занятий наукой, можно привить к этому интерес, и очень огромную роль здесь играет личность человека, кто тебя вовлечет в науку. Но с другой стороны, много общаемся, у вас была передача, которая касается талантливой молодежи, предрасположенность, которой человек обладает, все-таки должны быть определенные задатки, для того чтобы заниматься научной деятельностью, должен быть определенный склад ума. Другое дело, что вся система образования-воспитания должна быть построена так, что у человека есть возможность попробовать себя в разных ипостасях, в разных сферах и действительно понять, вот это мое, это не мое, и точно так же каждый поймет, наука – это его, это занятие его вдохновляет, мотивирует, потому что то, что касается научного поиска, это такая деятельность, результат которой нам никто не гарантирует. Человек, когда получает определенное озарение, когда наступают какие-то открытия, его это вдохновляет, это некая романтика или ощущения, близкие к ощущениям влюбленности, но на этом пути есть и разочарования, есть и моменты непонимания, и преодоление разного рода препятствий, в том числе то, как это воспринимается общественностью. Поэтому нужно иметь определенный склад и ума, и характера, чтобы в науку идти и наукой заниматься.

И здесь немаловажный момент то, каким образом наука и люди, которые занимаются научным трудом и научной деятельностью, воспринимаются обществом. Надо отдать должное, я сейчас свою точку зрения высказываю, что и Министерство науки и высшего образования, и Правительство в целом делают весьма и весьма много в этом направлении, и Лига преподавателей высшей школы, чтобы повысить престиж, статус, авторитет профессии и преподавателя, и ученого, потому что преподаватель высшей школы в полном смысле этого слова не может не заниматься наукой. И для того чтобы постоянно идти вперед, постоянно совершенствоваться, он должен восполнять свой запас знаний, он должен черпать эти знания откуда-то, потому что когда ты выходишь к аудитории, аудитория очень быстро сейчас тебя может оценить, прощупать, понять, ты в теме, ты действительно через себя пропустил то, о чем ты говоришь, или ты плаваешь, очень легко проверить, сейчас и Google, и Википедия, все что угодно, раз – и вы знаете, не совсем корректно, правильно вы говорите. Поэтому преподаватель – это тот человек, мне нравится, как Фальков в этом плане говорит про фронтир, он должен понимать, он должен быть на этой передовой линии и молодых людей подвести к этой линии, показать, как можно идти дальше, чтобы они уже сами делали свои самостоятельные шаги в этом направлении.

Елена Ляпунцова:

Мне очень нравится высказывание, 5 век до новой эры, и я часто это повторяю: создай себе ученика, для того чтобы потом у него учиться. И вот это самое главное, не закостенеть своими статусами и званиями, что ты кандидат, доцент, профессор, доктор, академик, мы сейчас сделали небольшую лестницу, как можно расти молодому специалисту, молодому поколению. Но самое главное, чтобы на лаврах этих долго не сидеть, потому что мир очень быстрый, и молодежь все чувствует, все понимает, с ней нужно обязательно быть откровенным и честным, даже если что-то ты не знаешь, а чем больше познаешь, тем больше понимаешь, что ничего не знаешь, и это нужно говорить честно и доступно. И самое главное, Вы говорите, что наука – это творчество, Вы романтик, но Вы точно сказали, что надо быть убежденным романтиком, если у тебя есть цель, то ее нужно убедительно доказывать. Иногда это «не верю, что Земля круглая», но потом проходит n-ное количество лет, и она действительно круглая.

Юлия Белозерова:

Не разбивается ли эта романтика о лодку быта, когда научное исследование, для того чтобы иметь право начать это научное исследование, тебе нужно огромное количество бумаг заполнить, подавая заявки на гранты как минимум, или потом отчетную документацию, то есть очень часто молодежь, она же достаточно нетерпелива в этом плане, очень расстраивается этим околонаучным организационным процессом.

Павел Селезнев:

Бэк-офис, то, чего мы не видим, это действительно так, как у любой медали две стороны, точно так же у любого события, явления, процесса, есть то, что тебе нравится, что вдохновляет, есть то, что нравится гораздо меньше или что нужно делать по принципу любишь кататься, люби и саночки возить. Это неотъемлемая составляющая, да, она не всегда приятная, где-то муторная, сложная, все от этого устают, но тем не менее это некие правила игры, по которым мы играем, по крайней мере дорожка понятна, по которой идти, и есть уже люди, которые до тебя выигрывали, и будут люди, которые после тебя будут выигрывать. Поэтому предлагая интересные проекты, должен присутствовать состязательный момент, предложить то, что конкурентноспособно, что действительно тебя выгодно отличает от других, некая изюминка, фишка, не то, что уже описано, переписано по 100 раз, и если ты победил, то будь добр еще мероприятие на качественном уровне провести или проект сделать, то есть довести от начала до конца.

Юлия Белозерова:

Достичь тех KPI, которые поставлены в гранте. И здесь вольности, конечно, недопустимы, и молодежь не всегда это понимает, очень сложно бюрократизм с романтизмом соединить. Какие есть направления в стране, может быть, стратегические направления поддержки молодых ученых, что делается?

Павел Селезнев:

Направлений, как мне кажется, достаточно много, очень и очень серьезные средства выделяются и на науку, и на образование, мне крайне импонирует инициатива, связанная с вновь обращением внимания в сторону инженерного образования, открытия инженерных школ, бизнес-инкубаторов, технологических стартапов. Многие коллеги из университетов действительно горят желанием, чтобы в нашей стране появился такой мощный развитый рынок технологий, не надо забывать про Кулибина, про Левшу, и с точки зрения творчества, у нас программа называется «Интеллектуальный капитал», с точки зрения интеллектуального капитала в нашей стране равных нет, и это все признают, и это видно по тому, как наших ученых, в том числе молодых переманивают наши стратегические партнеры, коллеги за рубежом. Поэтому делается много инициатив и форм поддержки, включая и грантовые механизмы, и разного рода конкурсы, и национальные проекты, делается много.

Здесь вопрос в другом, что у нас очень и очень хорошие инициативы. Что могло бы быть еще больше улучшено, это их исполнение и их реализация, потому что не всегда деньги решают, с деньгами может сделать каждый, ты попробуй сделать без денег. И зачастую вопрос не в деньгах и в нехватке финансирования, а в том, что должна быть качественная структура, качественная команда, командная работа, ответственность за результат, не просто отчитаться формально и сдать отчет в министерство и попытаться убедить министерство, что все хорошо, прекрасная маркиза, а действительно показать и создать задел, который будет дальше работать и без тебя, который смогут перенять другие и вести.

Юлия Белозерова:

Наука дело такое, отрицательный результат тоже иногда бывает не менее важным результатом.

Елена Ляпунцова:

Для меня, как для технаря, сухого сухаря, очень приятно, у нас есть определенные гранты либо договорные условия, мы разрабатываем определенные программы, а сейчас предпринимательское мышление в техническом, технологическом направлении, академическое образование. Мне это импонирует, Юлия Михайловна экономист, и поэтому у нас такая связка, я много черпаю, очень многие вещи понимаю, когда рыночные отношения, выложить в ритейл, на полочку, те же самые программные продукты, а у Вас специализация политология, дипломатия, это правильные взаимоотношения, коммуникации, здесь у нас получился тройственный союз. Я считаю, что очень важны сквозные дисциплины, цифровая технология, конвергенция всех наук, нанотехно, зеленые направления, биоповестка.

Юлия Белозерова:

Есть такие комментарии, когда проводилась оценка заявок на конкурс «Золотые имена высшей школы», а он проводится по 10 номинациям, одна из них посвящена молодежи в образовании и науке, еще есть номинация за вклад в науку и достижения, студенческое олимпиадное движение, то есть много где можно было молодежи проявиться, и 96 экспертов были привлечены из числа в том числе победителей прошлого года. Эксперты в своих комментариях иногда указывали, что молодые ученые, преподаватели региональных вузов показывают гораздо более бедные результаты, чем крупных федеральных вузов или столичных вузов. С чем это связано, ведь конкурсы и те же грантовые проекты открыты, совершенно прозрачны для всех, там равные права у любого участника? Что это, организационный подход в большей степени или мощные наставники есть в крупных вузах?

Павел Селезнев:

В вопросе содержится ответ, потому что крупные вузы, мощные, с серьезной поддержкой, особенно которые выигрывают разные конкурсы, программы, закончилась программа «5-100», сейчас началась новая программа «Приоритет 2030», у них есть возможность сформировать благоприятную среду для взращивания талантов, для раскрытия научного потенциала, доступ к лучшим библиотекам, источникам, знаниям, реально воспроизводство научных школ, и кадры, потому что у вуза есть возможность привлечь на свою площадку лучших из лучших с тем, чтобы эту конкурентоспособность обеспечить.

Никто не отменял случай, когда ребенок-самородок рождается в глубинке, такие яркие примеры есть, но вопрос именно внутрикорпоративной, внутриуниверситетской среды – раз, корпоративной культуры, которая способствует, содействует формированию этого задела и связки молодежь и зрелое поколение, и дальнейшие возможности реализации собственного потенциала, то есть устройство и в лабораториях, и трудоустройство в крупные корпорации, в этом плане потрясающие вещи делает Росатом, оборонно-промышленный комплекс, потому что традиционно они находятся на острие инновационного лидерства и внедрения инноваций.

Юлия Белозерова:

Вы затронули программу «Приоритет 2030», что такого интересного заложено, что может дать импульс молодежной науке?

Павел Селезнев:

Это крупнейшая программа в истории в плане поддержки, которая выделяется на развитие системы отечественного образования, ее задача сформировать 100 мощных, динамично развивающихся университетов в стране, которые стали бы драйверами экономики знаний, это ключевая задача, создать в нашей стране экономику знаний, причем не на бумаге, а на деле.

Мы немножко коснулись вопроса бюрократии, сейчас очень много внимания, к сожалению, как отмечают многие коллеги, уделяется вопросам наукометрии и рейтингов. Эта программа не учитывала позиции вузов в рейтингах, в наукометрии, показателях цитируемости и тому подобное, она в первую очередь оценивала программы развития, насколько они амбициозные, насколько они масштабные. И любая программа развития в качестве неотъемлемого блока предполагала, что вуз должен написать, как предполагается привлечь молодежь, какие будут созданы условия для развития молодежной науки, в том числе и студенческой науки, и то, без чего невозможно представить и формирование экономики знаний, реализацию этих программ, которые университеты писали. Это консорциум, потому что мы понимаем, что должна быть командная работа, вуз это прекрасно понимает, министерство понимает, что нельзя создать в одиночку какой-то суперрезультат, это вопрос только консорциумов и взаимодействия. Механизмы умозрительно понятны, как будет осуществляться это взаимодействие, но в реалиях пока таких практических кейсов мало, они есть, но их должно быть больше.

Елена Ляпунцова:

Мы правильным путем идем стратегически со своей организацией Лига преподавателей высшей школы, потому что у нас есть 2 направления, это школа интеллектуального капитала, где мы взращиваем экономику знаний, где Вы тоже принимаете участие, у нас есть межвузовский отраслевой образовательный кластер, и здесь у нас уже есть результаты даже с точки зрения монографии. В этой монографии, два тома «Профессии преподаватель высшей школы», работали 17 регионов, 57 соавторов, это большой коллектив, умение вместе работать в команде. И экономика знаний – это одна из ключевых величин, метрик, которые мы хотели бы с флагманским проектом «Золотые имена высшей школы», кто это, что это, почему мы их выбираем, лучших из лучших. В этом году было 15 претендентов на одно место, 1501 заявка, и самое главное академическое лидерство в совокупности, преподаватель – это личность, и в совокупности он дает академическое лидерство университета. Мы на правильном пути, очень хотим, чтобы с нами сотрудничали, и мы ваш университет очень уважаем, всегда в сотрудничестве с финансовым университетом, я училась у вас, и надеюсь, что продолжается лига выпускников.

Юлия Белозерова:

Елена Вячеславовна затронула вопрос подготовки преподавателей и сказала о межвузовских коллективах, а я добавлю, что во второй части упомянутого учебника «Введение в профессию преподаватель высшей школы» уже 27 регионов участвуют, то есть еще более масштабный авторский коллектив, и мы ждем в 2022 году выхода этой второй части учебника в издательстве Кнорус.

Я бы хотела затронуть вопрос инноваций в образовании, как к ним относится молодежь, я хочу поговорить о цифровизации в образовании, очень много говорят об этом, но мы понимаем, что молодой человек и интернет, не в первую очередь он там будет научными исследованиями заниматься, насколько помогает, насколько отвлекает в образовательном процессе. И второе – момент взращивания талантов и возможность индивидуального подхода к каждому индивиду.

Павел Селезнев:

Что касается цифровизации, очевидно, что это наша новая реальность, новая нормальность, в которой нам жить и созидать. Сами по себе технологии в моем представлении очень жестокие, мирный атом и немирный атом, обоюдоострое оружие по той простой причине, что, с одной стороны, у тебя все знания на кончиках пальцев, а с другой стороны, переизбыток информации и постоянная включенность, потому что ты в постоянном контакте со всемирной паутиной. Есть и обратная сторона, цифровое слабоумие, то, что ведет к деградации, если человек постоянно, говоря сленгом молодого поколения, залипает в телефонах, на сайтах, да и не молодого.

Елена Ляпунцова:

Даже нет границ и у преподавателей, иногда отправляешь, а потом только понимаешь: в 03:40 ночи отправил и видишь, что все в сети, размытость границ.

Павел Селезнев:

Скажу банальность, но должна присутствовать цифровая гигиена, должна присутствовать дисциплина и понимание, что ты используешь это как инструмент для решения конкретных вопросов, находи время для себя, для спокойного размышления, уединения, это гораздо полезнее. Все знают, что полезно делать зарядку, а кто ее делает, это вопрос уже самодисциплины человека.

Второе, что Вы сказали про индивидуальные образовательные траектории, буквально вчера мы встречались в Министерстве просвещения, Министерство просвещения огромное количество мероприятий и инициатив проводит, реализует в части выявления талантов, профориентации молодых ребят, правильного выбора дальнейшего пути их учебы и трудоустройства. Вузы заинтересованы в том, чтобы к ним пришли лучшие из лучших, у нас на протяжении последних лет средний балл ЕГЭ в финансовый университет стабильно очень высокий, и там каждый год прибавляется десятые и сотые, уже переживаешь, что ты же не можешь бесконечно эту планку держать и даже повышать. И ты получаешь тот контингент, который к тебе приходит.

С этими ребятами должны работать лучшие из лучших, то есть с одной стороны, правильно, что студент – это заказчик, но сейчас из нормативной базы будут убирать образовательную услугу, мы все за это выступаем, нам это не нравилось, и мы от этого отходим, но тем не менее есть тот, кто является потребителем, получателем знаний, реципиентом. Но с другой стороны, должны же быть производственные мощности, а это преподаватели, поэтому вуз как интеллектуальная корпорация, мне нравится выражение, которое использует Фальков Валерий Николаевич, наш министр науки и высшего образования, интеллектуальная корпорация должна заботиться о том, что соответствующий кадровый состав, что возможности повышения квалификации педагогов и стажировок в реальном секторе, разных международных контактов в плане того, чтобы получать эти суперсовременные знания из-за рубежа и адаптировать их здесь или наоборот, что-то, чем мы можем поделиться с нашими партнерами, то есть о профессорско-преподавательском составе тоже надо заботиться.

Какие решения есть по этой индивидуальной траектории. Пришел человек, поступил в университет, ему надо дать возможность выбора предметов, выбора курсов, дисциплин, которые он будет изучать. Понятно, что есть некая базовая составляющая, базовая федеральная компонента, которую мы не можем исключить и которая нацелена на то, чтобы мы сформировали, воспитали всестороннее гармонично развитую личность с широким мировоззрением. А если у человека это осознанный выбор, а не выбор родителей, приход в университет именно на эту специальность, то он уже должен сам понимать, какие дисциплины. Если мы хотим, чтобы у нас было, как на Западе, то давайте сделаем так, чтобы у него была возможность выбора, идти ему на этот предмет, на второй или на третий, чтобы не так, что он со своей группой все 4 года по всем предметам стабильно ходил, а чтобы он выбирал. Но к чему мы придем здесь – если будут выбирать, то будут выбирать лучших из лучших.

Елена Ляпунцова:

А значит нужно становиться академическим лидером.

Павел Селезнев:

Мы неизбежно приходим к тому, что будет естественная конкуренция и отфильтровывание кадров, которые действительно растут, по тому принципу, если ты хочешь оставаться на месте, ты должен бежать, если ты хочешь попасть в то место, куда ты хочешь, ты должен бежать в 2 раза быстрее. Кадры, которые на острие, и кадры, которые из года в год по одним и тем же учебникам, по одним и тем же лекциям абсолютно устаревшие вещи, и как часто студенты говорят, уткнувшись в листочек или книжку, не поднимая глаз, не имея контакта с аудиторией, с этим тоже моментом надо разбираться.

Юлия Белозерова:

Согласна, но когда ты даешь выбор студенту, молодому человеку, и предполагая, что он делает осознанный выбор, очень ответственный, к сожалению, не всегда они показывают готовность к такому выбору, может быть, у них выбор в сторону где проще, где интересно.

Павел Селезнев:

По пути наименьшего сопротивления. Мне очень нравится следующее сравнение, что когда человек приходит учиться, мы сейчас говорим про вариант, что идеальный педагог, то есть у него сформированная научная школа, у него выпускники и ученики, которые вышли в люди, известные имена, его уровень профессионализма и качества мы ни в коем случае не оспариваем. И когда студент к нему приходит, он должен неукоснительно и в четкости следовать тому, что он говорит. Попробуй, приди девочка в Ирине Винер и скажи, что вот это я буду делать, а вот это я не буду делать. С ней быстро попрощаются, и все, но Ирина Винер на то и Ирина Винер, что она делает олимпийских чемпионок, это все время золотые медали, не берем политические моменты, факт есть факт. Поэтому наставник и учитель всегда знает лучше, нравится тебе или не нравится, ты потом поймешь, ты потом оценишь, ты потом скажешь спасибо.

Елена Ляпунцова:

Сейчас иногда идет подмена понятий, но преподаватели высшей школы и коучи, и наставники, и менторы, и единомышленники, и учителя, иногда учатся у своих учеников. Настолько интересная беседа у нас о молодом поколении, и нам так приятно Вас видеть в качестве молодого поколения. Коллеги, слушайте таких интересных наших собеседников, доктор политических наук, это уже серьезнейшая школа.

Юлия Белозерова:

Вопросов для обсуждения много, и заметьте, мы каждый раз приходим к вопросу – как наладить преемственность поколений таким образом, чтобы обеспечить повышение качества высшего образования и престиж профессии. Сегодня с нами был Павел Сергеевич Селезнев, финансовый университет, победитель конкурса «Золотые имена высшей школы» и наш коллега, наш партнер и интереснейший человек с точки зрения организации молодежной работы, научной и учебной работы. В программе «Интеллектуальный капитал» Лиги преподавателей высшей школы, которая выходит при поддержке Фонда президентских грантов и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации была я, Юлия Белозерова, Елена Вячеславовна Ляпунцова. Большое спасибо, до новых встреч в эфире.