{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Татьяна Жукова президент Российской школьной библиотечной ассоциации, главный редактор журналов "Школьная библиотека" и "Читайка" 30 июня 2021г.
Новая роль школьной библиотеки в современной школе
Как сделать так, чтобы школьная библиотека стала мозгом и зоной опережающего развития школы, пространством для творчества и развития новых компетенций учащихся и учителей, супермаркетом новых знаний и пространством новых смыслов, местом формирования информационной культуры и безопасного Интернета?

Алексей Ходорыч:

Всем привет, дорогие зрители, слушатели, сегодня с вами снова Алексей Ходорыч, «Классный журнал», и программа «Классное детство». Сегодня мы поговорим про школьные библиотеки. У нас в гостях президент Российской школьной библиотечной ассоциации и главный редактор журналов «Читайка» и «Школьная библиотека» Татьяна Дмитриевна Жукова. Мы познакомились в Петрозаводске, где проходил 25-й юбилейный библиотечный конгресс, поэтому логично, что мы начнем с Петрозаводска. Татьяна Дмитриевна, Вы регулярно посещаете значимые библиотечные мероприятия, чем Вам запомнился Петрозаводск?

Татьяна Жукова:

Петрозаводск запомнился уникальным гостеприимством, великолепной природой. Все происходило в Петрозаводске на берегу Онежского озера. Но в то же самое время осталось замечательное ощущение того, что библиотечное сообщество перешло на качественно новый уровень, то есть наряду с государством профессиональное сообщество становится мощным регулятором нашей очень важной профессии, нашего библиотечного пространства. Так же, как и во всем мире сегодня роль всех библиотек мира меняется и становится очень важным ресурсом развития и социума, и каждого в отдельности человека. Поэтому у меня очень приятное ощущение, тем более, меня переизбрали тайным голосованием в правление Российской библиотечной ассоциации, также второй раз переизбрана руководителем секции школьных библиотек, и это нашему профессиональному сообществу школьных библиотекарей России даст дополнительный ресурс развития.

Алексей Ходорыч:

Недавно у нас в программе был президент Российской библиотечной ассоциации Михаил Дмитриевич Афанасьев, еще перед Петрозаводском он рассказывал про грандиозные изменения, которые ожидают библиотечную отрасль. Как раз на тот момент уже стало известно, что возрождены вновь субсидии детским и взрослым библиотекам, более миллиарда рублей в год. А если вы думаете, что все эти улучшения касаются и школьных библиотек, то вы ошибаетесь, потому что школьные библиотеки, во-первых, не подчиняются Министерству культуры, а все эти субсидии идут только библиотекам, которые в ведении Министерства культуры. Во-вторых, если я ошибаюсь, поправьте меня, школьные библиотеки сложны еще тем, что школьные библиотекари – это подневольные директорам люди, и если директор считает, что бумажные книги свое отжили, что они не нужны, а таких директоров очень много, то на выходе мы имеем школьные библиотеки, где фактически нет никаких дополнительных книг, кроме учебников, нет никаких журналов.

Татьяна Жукова:

Я согласна, сегодня государственная библиотечная политика в основном формируется в отношении библиотек ведомства Минкультуры, а поскольку школьные библиотеки много лет подчинены системе школьного образования, то есть Министерству просвещения, а в Министерстве просвещения огромный объем задач, проблем, идет трансформация российских школ, идет смена парадигм образования, как во всем мире, школьные библиотеки оказались на обочине внимания. Таким образом сегодня мы имеем катастрофическое состояние фондов школьных библиотек, потому что полномочия по регулированию школьных библиотек и комплектованию фонда в том числе передано в субъекты, субъектовые бюджеты не позволяют много средств выделять, основные средства идут на пополнение учебниками.

До революции было высочайшее качество российского образования и было стыдно учиться только по учебникам, очень много читали, для этого были очень сильные фонды школьных библиотек. Сегодня на 80 процентов фонды школьных библиотек устарели, то есть практически библиотекари, как фанатики, все перелицовывают, приклеивают, и даже есть книги 1958 года, «Война и мир», например. Я постоянно внутри процесса, и у нас это серьезная проблема, поэтому мы сейчас будем добиваться того, чтобы выделили такие же средства, как и в минкультовской системе библиотек на пополнение художественной, справочной литературой, детскими журналами фондов школьных библиотек. Тем более, 42000 школ в России, 60 процентов – это сельские школы, и там особенно остра эта проблема, учитывая то, что у ребятишек сельских школ в домашних библиотеках практически нет книг, поэтому читательская среда очень слабая сейчас у детей. С одной стороны, они растут среди нечитающих взрослых, пришло в родительство поколение 90-х, которые были пропущены, в том числе и по чтению, не получили эти сегодняшние мамы книжной прививки, потому что их родители выживали в то время.

Алексей Ходорыч:

Вы говорили, что у них словарный запас 600 слов.

Татьяна Жукова:

Известное исследование Марьяны Михайловны Безруких, я уже несколько лет это повторяю, меня потрясли результаты, когда увидели 6-7-летних детей, какая неразвитая, неразвернутая речь, замерили исследователи зависимость от речи родителей. Оказалось, у современных мам 600-700 слов в среднем в запасе при норме 2,5-3 тысячи. Наверное, у нас с Вами больше 10 тысяч слов, кто интеллектуальной работой занимается, говорят, что у Пушкина более 40 тысяч слов было, но 600 слов у нашего креативного народа – это очень низкое, слабая среда у наших детей.

Алексей Ходорыч:

Перед тем, как мы перейдем к главному вопросу, чем бы могли вообще школьные библиотеки заниматься, ведь одна из главных целей – наполнить библиотеки книгами и журналами, но это одна из целей. Татьяна Дмитриевна очень интересно рассказывает про свои встречи в разных странах, про иностранный опыт, но для начала мы поговорим про такую специфическую проблему, я про нее раньше и не знал, я думал, ну школьные библиотеки и школьные библиотеки. Помню, как я в школе начинал посещать школьную библиотеку, потом пошел в детскую, потом во взрослую. Школьная библиотека была самой первой библиотекой, и я не знал, что школьные библиотекари были своего рода изгои, то есть учителя считают, что у них нет педагогического образования, они просто стоят, выдают книги, как бы второй сорт, библиотеки детские или взрослые, которые в ведении Минкульта, тоже считают, что школьные библиотеки им мешают.

Татьяна Жукова:

Что они только выдают учебники и работают только во время переменок, недооценивая вообще квалификацию школьного библиотекаря, который на голову выше, при всем моем уважении к нашим коллегам детским библиотекарям, потому что они очень хорошо должны знать ГОСы, они должны знать все сегодняшние проблемы школьного образования, УУД, внеурочку, вопросы воспитания. Мы по профстандартам относимся к специалистам в сфере воспитания, то есть вопросы воспитания – это всегда были вопросы школьного библиотекаря. Поэтому многофункциональность библиотеки уникальна, причем она с дореволюционных времен. Библиотека всегда была учебной, потому что она обеспечивала этот образовательный процесс и всех участников образовательного процесса, и не только учителей и учащихся, но и их родителей.

Вторая функция была специальная, то есть эта библиотека обеспечивала развитие педагогов, и сегодня в международных стандартах, я знакома с коллегами из Канады, у них уникальный профстандарт педагога-библиотекаря, у них сегодня школьный библиотекарь – это коуч, HR как в крупных корпорациях, он отвечает за развитие человеческого капитала внутри школы, за развитие учителей. У них есть отдельное помещение, это лаборатория развития учебных средств, тех уроков, с которыми учитель выходит в этом быстро меняющемся мире. Учебник – это только основа, а все остальное он для урока разрабатывает в библиотеке, которая становится мозгом, центром школы, все эти службы, вокруг созданные, образуются внутри зарубежных школ, и айтишники работают на главного контентщика, на библиотеку. Это особый инновационный климат как обогащающий элемент библиотека работает.

Поэтому выдачу учебников передали клеркам и дали опережающее образование педагогам-библиотекарям, для того чтобы они помогали развиваться учителям, это гораздо экономнее, потому что у нас полтора миллиона учителей в России и 42000 школьных библиотекарей, гораздо дешевле государству переподготовить вместе с нейробиологами, для цифрового поколения учащихся вопросы цифрового чтения, что стало особенно важно во время онлайн-обучения. Дать такие опережающие технологии, педагогические в том числе педагогам-библиотекарям, чтобы они в свою очередь уже обеспечили этими новыми знаниями педколлективы, потому что он стоит в центре, в том числе он информационный лидер, и эта трансформация профессии, которая произошла во всем мире, я в разных концах мира, особенно в странах Юго-Востока это увидела, и это было связано с тем, что вопросы безопасного интернета переданы именно школьным библиотекарям, они не как на уроках информатики компьютерной грамотности должны детей учить, они их учат работе с информацией, как говорит Google, 10 тысяч изменений в день происходит, каждые два дня идет удвоение информация, сегодня это вопрос с точки зрения компетенции номер один.

Алексей Ходорыч:

Это Вы говорите про тест PISA?

Татьяна Жукова:

Нет, PISA – это международные исследования по качеству понимания прочитанного, это тоже связано с информационной грамотностью, то есть информационная грамотность как часть функциональной грамотности, это тоже все связано. Поэтому наши коллеги за рубежом получили переподготовку по этим направлениям, и это сказалось на успеваемости детей, на способностях в новой парадигме образования, когда парадигма знаний переходит в парадигму смысла, когда важнее понимать, а не запоминать. И эта функция передана педагогам-библиотекарям.

Алексей Ходорыч:

То есть они учат, как правильно читать, как вычленять что-то важное, как правильно понимать, то, чему в школе обычно не учат, родители не учат.

Татьяна Жукова:

Известное выражение Гете в 80 лет: я всю жизнь посвятил тому, чтобы научиться читать и до сих пор не могу сказать, что я это освоил. Поэтому когда я в австралийской школе увидела на два месяца вперед расписание для индивидуального консультирования выпускников этой школы по чтению в библиотеке, меня это потрясло, то есть чтению обучают педагоги-библиотекари до последнего класса, потому что это общеучебные умения, и это не только на уроках литературы важно, и по математике, когда ты не понял задачу, или родители говорят ребенку: «Прочитал параграф? Расскажи своими словами», – а он заучивает построчно, зубрит, потому что он не понял главной мысли.

Алексей Ходорыч:

А чему учат такие библиотекари?

Татьяна Жукова:

У нас блестящая научная школа по чтению в России, она была до революции и после революции, Николай Александрович Рубакин был мировой лидер по психологии и педагогике чтения, и сегодня есть преемники, Ирина Ивановна Тихомирова, санкт-петербургская научная школа, это Галактионова Татьяна Гелиевна, профессор.

Алексей Ходорыч:

Это же не быстрое чтение, это что-то другое.

Татьяна Жукова:

Кроме техники чтения, когда раньше с секундомером замеряли, сегодня важнее не как быстро читать, хотя это характеристика чтения ребенка, а как глубоко он читает, что он понимает, и это особые технологии развития, это подключение периферии, это чувства, которыми окрашиваются, концентрация внимания, но не только скорочтение, скорочтение – это одна из технологий. Самое главное – это понимание.

В шанхайской школе я проходила стажировку, для того чтобы понять, раскрыть военную тайну, каким образом 15-летние школьники Шанхая, первый раз участвуя в PISA, в этом международном исследовании по качеству понимания прочитанного, когда мы 30-е, почти 40-е места занимали с 2000 года, вдруг заняли первое место, и они потрясли всех международных специалистов по PISA. И я в этой школе обнаружила этот шанхайский секрет – это то, что открыли комнату читающих мам, обучали психологии, педагогике чтения, по сути, отвечали на три вопроса: зачем читать, что читать, как читать. И там в первую очередь на понимание использовали интонацию, потому что ученые говорят, интонации миллионы лет, так человек развивался, а речи только 40 тысяч лет, и поэтому быстрее мозг воспринимает интонацию. В трудных местах, как иллюстрация помогает ребенку, который учится читать, и у нас СаНПиН, мы выпускаем детские журналы, мы знаем, что должно быть для маленьких короткая строка и много иллюстраций, чтобы он быстрее воспринимал этот текст. Так интонация оказывается наравне с иллюстрацией, поможет малышу понять запечатанный смысл, даже сказки надо ментально расшифровывать, это я в Японии увидела.

Алексей Ходорыч:

Это же устное чтение.

Татьяна Жукова:

Мы говорим о том, как развивать понимание и вернуться к этим громким чтениям, но определенных рассказов, то, что мы создали сейчас, это сборник «Добру откроем сердце», школа развивающего чтения для мам, мы там собрали короткие рассказы, но в которых запечатаны смыслы, и мы сделали методическое пособие для мам, как разговаривать с ребенком после этого короткого рассказа. Короткий еще потому, что у нас цифровое поколение, чтобы они не убежали к телевизору, гаджету, а короткие рассказы, но с глубокими смыслами и очень интересный рассказ мамы, которая обнимает ребенка с книгой, как не обнимет ни телевизор, ни компьютер, дают великолепные результаты, и дети начинают понимать, что книга – это не только источник информации, это его друг, это еще духовной инструмент, механизм, как еще Иван Ильин 100 лет назад сказал о чтении, что это не просто скольжение по буквам, а это деятельность по расшифровке мысли и смыслов, стоящих за буквами, и это возможность развития внутреннего пространства души, если чтение не простой механизм без духа. Через эти проекты, с одной стороны, мы использовали международные форматы, которые дали быстрый результат, с другой стороны, мы нашу ментальность, наши традиции отечественные вложили в содержание этих проектов.

Алексей Ходорыч:

Расскажите про Ваши издания, что за два журнала.

Татьяна Жукова:

21 год назад мы стали издавать профессиональный журнал «Школьная библиотека» для наших специалистов, это творческая лаборатория, трибуна для новаторов, для тех, кто верен профессии, кто несет эту профессию, развивает ее, это наш главный информационный коммуникатор и как печатный орган нашего профессионального сообщества.

Алексей Ходорыч:

Какой тираж у него?

Татьяна Жукова:

Был больше 10000, сегодня 2000, и все мои коллеги по библиотечным журналам, изданиям говорят с горечью о снижении сегодня подписки, это не только проблема финансовая, падает потребность у нового поколения в библиотекаре, у нас внутри сообщества есть проблемы.

Алексей Ходорыч:

Вы его в электронном виде тоже распространяете?

Татьяна Жукова:

И в электронном виде, и я надеюсь, что мы сможем увеличить. А второй –15 лет назад мы открыли для себя, занимаясь программами по чтению, журнал «Читайка», внутри него есть вкладка для родителей, где мы даем советы мамам, как читать с ребенком, то есть ребенок, получив этот журнал, делает подарок родителям. На 4-й обложке: ребята, условия вступить в клуб «Читайки» – развернуть журнал и сфотографироваться. И таким образом за несколько лет мы узнали географию нашего журнала. Тираж подписной небольшой, 2000, но читают его раз в 10 больше, потому что основными подписчиками являются библиотеки, поэтому наши дети создают такие клубы «Читайки», мне радостно, что в школах, когда дети заканчивают букварь, сейчас идет посвящение в «Читайки», мы им сценарий разрабатываем, дарим журнал «Читайка» в тех опорных школы, где мы ведем наш проект, который называется «Читающая Россия». Мы начинали с проекта «Читающая мама» после моей шанхайской стажировки, говорим, что главная школа для ребенка – это семья, а главный учитель – это мама.

Следующий шаг – это развитие читающей школы, мы назвали проект «Пять шагов к читающей школе», а в прошлом году мы выиграли на форуме «Сильные идеи для нового времени» в Агентстве стратегических инициатив, наш проект вошел в топ-100, мы выиграли поддержку АСИ, и сегодня наш проект делает шаг выше, он называется «Читающая Россия».

Алексей Ходорыч:

Хотел спросить про электронную версию. С прошлого года мы всем желающим библиотекам России, и детским, и школьным, открыли доступ, выложили в электронном формате «ПониМашку» и «Классный журнал», мы даже не знали, что это нужно библиотекам, они сказали, что да, нам это очень нужно. В основном это нужно тем, кто не имеет возможности подписаться по финансовым соображениям, они их и сами используют при подготовке мероприятий, и дети читают в библиотеках с экранов компьютеров. Где есть библиотечные системы, там выгружают это в эти системы, в Петрозаводске я даже про это прочитал доклад, где мне подсказали, чтобы проект был более эффективным, нужно, допустим, с РГДБ, у них есть электронная детская библиотека, договориться, чтобы автоматически доступ могли получить вообще все библиотеки России, а не те, кто скачал эту информацию. Чтение с электронного носителя – как мировая наука оценивает, существует ли переход на эту схему либо нет?

Татьяна Жукова:

Наука говорит, что чтение с экрана более сложное для мозга, то есть это другая когнитивная сложная нагрузка на мозг, поэтому для того чтобы наши дети быстро и глубоко читали с экрана, они должны пройти сначала обучение чтению с печатного текста, то есть с листа. С листа – это линейное чтение, а с экрана – это уже не линейное чтение, то есть ребенок по ссылкам уходит, допустим, у него электронный учебник, но он должен держать контекст, это сложная когнитивная деятельность мозга.

Следующий аргумент – а что говорит книжный рынок мира? Вышел на плато рост продаж электронных книг, 20-25 процентов в Англии, Америке, Германии фиксируют продажи на электронных носителях журналов и книг, а 75 процентов все-таки остаются книжные носители, то есть мозг еще не подготовлен. Говорить про цифровое чтение, нелинейное, про переход на электронные учебники, что это обязательно, альтернативы этого нет, что школьники перейдут на электронные учебники в будущем – из всех стран мира только Новая Зеландия перешла на электронные учебники полностью, остальные – в Южной Корее, Японии, Сингапуре, везде, где я была, переоснастили книжные коллекции и таким образом детей готовят к переходу на электронные носители.

Наш российский подход такой – носитель должен выбирать ребенок, а мы ему должны обеспечить это право, то есть пока электронные учебники – это не обязанность, это право. Все федеральные издательства, которые издают учебники, вошедшие в федеральный перечень, обязаны к печатной версии иметь электронную, это не просто pdf, это уже очень интересные продукты создаются, но выбирать носитель пока имеет право только ребенок, а мы его должны с вами, как ответственные люди, подготовить, потому что это сложная деятельность.

Алексей Ходорыч:

Зрители или давние поклонники программы «Классное детство» прочитали анонс к этой программе – как сделать так, чтобы школьная библиотека стала мозгом, зоной опережающего развития школы, пространством для креативного чтения, творчества и развития новых компетенций учащихся и учителей, супермаркетом новых знаний, пространством новых смыслов, местом формирования информационной культуры и безопасного интернета. Сейчас Татьяна Дмитриевна нам это видение расскажет, но многие зрители уже подумали – а зачем мы все это обсуждаем, если в самом начале сказали, что денег нет у школы, а где нет денег, там нет и движения, на энтузиазме долго не проедешь. Есть ли подвижки, что все-таки школьные библиотеки, как и библиотеки в подчинении Минкультуры, получат финансирование?

Татьяна Жукова:

Профессиональное сообщество сейчас очень много делает, и мы подготовили стратегию прорыва от нашего сообщества нашему Министерству просвещения, и я уверена, что изменения будут. Я не только в разных концах мира была, я как член международной организации была на мировых конгрессах, там были визиты в школы, видела не только зарубежные школьные библиотеки, но от Камчатки до Калининграда мне приходится как президенту ассоциации бывать, и хочу сказать, что все зависит не от денег, а от головы, руководителей школы. Я видела потрясающие школьные библиотеки в России. У нас очень пестрая картина, но есть уже школьные библиотеки, в Тамбове 520 квадратных метров, уникальные ресурсы, уникальное пространство, очень квалифицированные специалисты, есть уже библиотеки двухэтажные, например, в Калининграде, больше 1000 квадратных метров, 71-я школа в Краснодаре, 56-я гимназия в Санкт-Петербурге, 32-я школа Краснодара, наша пилотная площадка. Не все дети имеют такие условия, наша задача, чтобы это был не просто эксклюзив, а было реализовано право российского школьника на такую библиотеку, на творческую, на хорошего доброго специалиста.

Алексей Ходорыч:

Но деньги все-таки нужны, а то сейчас Минпросвещения послушает и скажет, что Татьяна Дмитриевна сказала, что можно и без денег все сделать.

Татьяна Жукова:

Нет, мы сейчас подготовили документы для Министерства просвещения, и наша задача так же, как и в национальном проекте «Культура» есть отдельная строчка «модельные библиотеки», чтобы и в национальном проекте «Образование» мы внесли сейчас все вместе защищенную строчку на укрепление школьных библиотек. Это делается в интересах наших детей. И две проблемы: фонды и кадры. Решить социальную защиту, потому что 10 лет назад Владимир Владимирович Путин на педагогическом собрании 31 мая 2011 года сказал о школьных библиотеках, о новом педагогическом статусе педагога-библиотекаря. Было принято решение, но до сих пор оно не исполняется, на 10 процентов в субъектах, наша задача сейчас быть не просто экспертами для министерства, а быть регуляторами.

Алексей Ходорыч:

А где будет школа библиотекарей, это должны быть специальные учебные специальности?

Татьяна Жукова:

Институты развития образования выполняют эту функцию, но со многими институтами наша ассоциация заключила договор, и мы сейчас в пилотном варианте отработали эксклюзивную образовательную программу на 72 часа «Когнитивные аспекты в работе с информацией современного педагога-библиотекаря», то есть это последнее интересное открытие нейробиологов, когнитивистов, тех, кто ноосферным образованием занимаются. И результаты мы получили великолепные после такой переподготовки. Я видела библиотеку как мозг школы еще в Австралии и оттуда привезла книгу, которую мы издали на русском языке, «Как создать библиотеку, дружественную мозгу», автор Джудит Сайкс, мы с ней дружим. Она сама являясь когда-то школьным библиотекарем, а потом пройдя курс у нейробиологов написала практическое пособие, как создать эмоциональную среду, как создать интеллектуальную среду, как сделать пространство библиотеки, о чем мы говорили, творческого развития, и как педагоги-библиотекари, опираясь на ведущие модальности ребенка, он аудиалист, или визуалист, или кинестетик, какое информационно комфортное место ему создать, как его обучать безопасному интернету, как формировать внутренний фильтр.

Алексей Ходорыч:

Это та школа в Австралии, где специальный зал для детских СМИ?

Татьяна Жукова:

Да, меня потрясла коллекция, причем при входе ребенку дают гаджеты, если он без своего приходит, и он говорит библиотекарю, что ему на компьютер сбросить в электронном виде, а что он возьмет в печатном, даже по жанрам мы изучали этот вопрос, дети выбирают разные жанры на разных носителях. Мы проходим в другую комнату, с одной стороны, мы увидели лабораторию для педагога, с другой стороны, мы видим читальный зал, это то, что в минкультовских библиотеках возможно, в публичных, и вдруг мы видим в школьной библиотеке. 850 учащихся в этой школе, более 600 названий СМИ в печатном виде и полторы тысячи в электронном виде. Мы называем это малые формы, очень много научно-популярных журналов, и интерес к чтению, имея доступ к таким вещам, мы же все проходили этап своего читательского развития через такие фонды, а сегодня детскими журналами не комплектуют наши библиотеки, а потом говорят о низком индексе PISA, а PISA – это не просто место наших детей по качеству понимания, это индекс качества мышления, и как стать креативным классом выпускника наших школ, если у них такое низкое понимание прочитанного.

Алексей Ходорыч:

Мы давно уже говорим, что детские издания – это мостик к чтению книг, без журналов ничего не получится. Многие чиновники с этим спорят, говорят, что это не нужно. Вы говорите научно обоснованно и на основании мирового опыта, что малые формы необходимы.

Татьяна Жукова:

Особенно когда ребенок переходит из начальной школы в основную, вот это самая главная читательская группа. В начальной школе учили читать, а потом он переходит в основную школу, и с помощью чтения он теперь будет учиться по всем предметам, и его бросают и родители, и учителя-предметники, почему педагоги-библиотекари на Западе занимаются развитием чтения до выпускного класса. Но еще в это время, это 5-6 класс, очень много делается, для того чтобы дети читали через детские СМИ и энциклопедии.

Алексей Ходорыч:

Перед тем, как Вы расскажете какой могла бы быть школьная библиотека ближайшего будущего, традиционно расскажу, что сейчас у нас в продаже 6-й номер «Классного журнала». Одна из самых популярных рубрик у нас про животных, целый номер посвящен натуралистам, здесь и животные, и растения, как всегда, есть детектив, комиксы, эксперименты. И «ПониМашка» для дошкольников целиком о сказках Пушкина. Если вы не можете найти эти издания в киосках или супермаркетах, можно всегда подписаться либо на Почте России, либо на сайте «Классного журнала», легко найдете в интернете. Если вы библиотекарь, вы можете обратиться лично ко мне либо на сайте нашего журнала найти информацию о программе, мы вам скинем доступ к базе данных за несколько лет, вы сможете совершенно бесплатно использовать эти pdf. Итак, какой могла бы быть школьная библиотека будущего?

Татьяна Жукова:

У нашего профессионального сообщества есть позиция, мы проводили в 2014 году мировой форум в Москве, и мы опираемся на такую позицию, что инновационный вектор развития школьной библиотеке должен быть когнитивный. Прежде всего мы говорим, что библиотека – это важнейший компонент экосистемы школы будущего или цифровой школы. Это мозг школы и зона опережающего развития, это третье место. Если простым языком сказать, на уроке ребенка оценивают, ставят оценку, дома его ругают. А вот библиотека – это место, где ему не ставят оценок, где его не ругают, и он говорит: я сюда пришел, потому что здесь тети хорошие. Если этой тете дать опережающее образование, так, как за рубежом, когда малыш приходит в зависимости от его ведущей модальности, которую очень быстро библиотекарь после курсов определяет, она его направляет в его информационно комфортную зону, потому что одним детям хорошо развиваться и учиться во время проектной сессии, и они по 15 человек сидят и обсуждают какой-то проект, а другие индивидуально мыслят. Как Юрий Михайлович Лотман сказал, что поздно понял, что Пушкин хорошо думал, когда брал перо, он в большей степени визуалист был, а я хорошо думаю, когда говорю, то есть он аудиалист. И поэтому он брал потом спецкурсы, с помощью своих студентов развивал свою мысль. Поэтому визуалисту нужно индивидуальное место в библиотеке и нужна тишина, а аудиалисты больше на подушках на полу сидят, в зарубежных библиотеках это очень развито, и сегодня мировой тренд – это книжные клубы. Книжный клуб «Прион» по направлениям устойчивого развития, с библиотечками, какие книги надо детям от 6 до 12 лет читать, чтобы понять направление устойчивого развития планеты. Книжные клубы и у нас в стране проходят, и книжный клуб – это новая старая форма, это вход в новые смыслы. Библиотека – это место, где ребенок должен улететь, как в первом классе говорят: «Петров, ты где, вернись». Он сидит за партой, на самом деле он куда-то улетел. В библиотеках, особенно в странах Юго-Востока, стимулируют это, чтобы ребенок улетел куда-то, чтобы это была эмоциональная среда, в которой он попадает в мир своих мыслей, то есть правое полушарие, целостное мышление начинает развиваться, вот этим технологиям мы сейчас библиотекарей обучаем.

Алексей Ходорыч:

Это и правильное восприятие информации, и правильная отсортировка, и отсеивание фейков, и новые знания.

Татьяна Жукова:

У нас в этом плане блестящая кемеровская научная школа, мы 20 лет разрабатываем УМК по информационной культуре личности, Наталья Ивановна Гендина, блестящая наша профессор, мы с ней делали бинарный доклад в Сингапуре, он высоко оценен международно, и сейчас нам важно, чтобы это внедрялось в школы России, и во внеурочку, и в урочную деятельность, потому что это помогает ребенку правильно работать с информацией и не попадать в такие ситуации, как казанская трагедия.

Алексей Ходорыч:

Обычные библиотеки почему-то опасаются, что если школьные будут развиваться, то люди не будут к ним ходить, мировой опыт опровергает это.

Татьяна Жукова:

Миллион библиотек на планете, они все объединены в национальные ассоциации, как наша РБА, и есть знаменитая ALA, американская библиотечная ассоциация, которая сейчас провела несколько саммитов в поддержку школьных библиотек, потому что мы готовим читателей для всех остальных библиотек.

Алексей Ходорыч:

Это базовые библиотеки. И позвольте Вас поздравить, что наконец-то журнал «Читайка» принял участие в ежегодном конкурсе детских СМИ «Волшебное слово», где «Классный журнал» уже побеждал, занимал призовые места. Желаю удачи, надеюсь, эксперты высоко оценят, издание очень хорошее. Спасибо за эфир, всем до свидания.