Алексей Ходорыч:
Друзья, всем привет, с вами снова Алексей Ходорыч, «Открытые Системы», «Классный журнал», «ПониМашка», программа «Классное детство». Сегодня мы поговорим о битве за внимание с кандидатом психологических наук, бизнес-тренером, автором книги «Битва за внимание» Сергеем Кузиным и одной из его троих дочерей блогером Варварой Кузиной.
Вы точно знаете о проблеме, которая связана с социальными сетями, что, с одной стороны, хочется получить внимание аудитории, лайки, комментарии. С другой стороны, чтобы это не мешало вашей обычной жизни, чтобы вы в этом не погрязали, и очень удачно, что именно в этот момент Сергей Кузин написал книгу «Битва за внимание». Сергей у нас уже бывал не один раз, его прежняя книга «На линии огня. Как отвечать на провокации». Что тебя сподвигло написать новую книгу?
Сергей Кузин:
Когда я проводил тренинг «На линии огня» про работу с негативно настроенной аудиторией, участники написали в анкетах следующее: «Сергей, спасибо, отличный тренинг, но наша проблема не в том, что аудитория с нами спорит, а в том, что она спит». То есть равнодушная, немотивированная аудитория сейчас встречается куда чаще, чем аудитория агрессивная. Поэтому родилась книга «Битва за внимание: как быть услышанным в эпоху инфошума», что за внимание сейчас бьются все, и простые люди стали участниками этой битвы. Если раньше это были политики или крупные корпорации, которые вкладывали миллиарды в рекламу, то сейчас это простые люди, такие же, как я и ты, выходящие в соцсети.
Алексей Ходорыч:
В прошлый раз Варвара принимала участие как борец в школе против плохих слов, против троллинга, как сторонница in-code. Сейчас в каком качестве выступаете?
Варвара Кузина: Был у меня недавно опыт, я решила сделать презентацию в школе на тему нецензурной лексики. К сожалению, это был не очень удачный опыт, я очень четко, кропотливо, ответственно отнеслась к этой презентации, запустила Google-анкету, в ней приняли участие более 100 подростков из 30 городов России, написала текст, привела статистику, все было идеально. Но когда настал мой день, я пришла в класс и стала рассказывать свою презентацию, я старалась делать энергично, живенько, но меня никто не слушал, еще и подливала масла в огонь моя учительница, которая ходила по классу и говорила: «Так, тихо, слушаем». И это еще больше усиливало невнимание одноклассников. Я проиграла в этой битве за внимание.
Алексей Ходорыч:
Но Вы сейчас блогер, который ведет канал, как стать блогером.
Варвара Кузина: Я помогаю другим людям прокачать свой мускул публичности, это канал для тех, кто хочет быть популярным в соцсетях, но боится, ленится, у него каждый раз ступор, когда он хочет заснять новое видео, я помогаю людям найти свою фишку, потому что у меня у самой ее нет, я хочу вместе с ними пройти этот путь, показать им свои же ошибки и рассказать историю роста от 45 подписчиков, которые сейчас у меня на канале, от неопределенности до золотой кнопки и успеха.
Алексей Ходорыч:
Как все-таки получать от соцсетей пользу, не позволяя им быть сквозняком для мозга, который мешает заниматься всем другим только потому, что тебе интересно, как отреагировали на то, что ты сказал, что написал, это же очень агрессивная среда?
Сергей Кузин:
Это правда, компании типа Facebook и Google стремятся к тому, чтобы каждый из нас стал охотником за внимание и делают из нас центры концентрации внимания, которые они потом перепродают, то есть внимание, которое ты собрал у себя в Facebook, перепродается им за деньги, и чем больше ты его собрал, тем дороже Facebook его продал. Поэтому там масса крючков, зацепок, способов подсадить тебя на соцсети, если у тебя нет собственной цели в этих соцсетях, то лучше это просто удалить. Если ты только потребитель, ты только смотришь это как телевизор, листаешь, лайкаешь, следишь, то, скорее всего, это принесет только вред, а если у тебя есть сверхцель, которая выходит далеко за пределы соцсети, и соцсети являются для тебя только лишь средством для достижения этой сверхцели, вот тогда тебе соцсети могут пригодиться и даже принести пользу.
Алексей Ходорыч:
Давай лучше поговорим про тех, у кого есть сверхцель, то есть не обычный пользователь, которому соцсети вообще не нужны, и я приветствую, когда люди удаляют, и я не удаляю только потому, что мне нужно там продвигать свои вещи, высказываться о «Классном журнале», своих активностях, я только с точки зрения пользы это рассматриваю, а те шуточки, которые туда вбрасываю, делаю для того, чтобы разбавлять. Таких людей очень много, и они тоже проигрывают эту войну с таким мощным монстром, как Facebook, потому что как бы они не были настроены конструктивно, все равно начинают тебя размывать. Тут есть какие-то советы?
Сергей Кузин:
Мы живем в мире глобального СДВГ, синдрома гиперактивности и дефицита внимания, мы прыгаем по верхам и никогда не заглубляемся, сквозняк для мозга получается. И имеет место эффект бутылочного горлышка, когда в сутках 24 часа, и за эти 24 часа мы получаем 5 тысяч сообщений –информационных, рекламных, и эта цифра каждые пять лет удваивается, к 2025 году мы будем 10000 сообщений получать, а у нас останутся те же самые 24 часа, то есть давление контента на единицу пропускной способности нашего мозга растет с каждым годом. И поэтому главным навыком будущего становится навык игнорирования ненужной информации, по этому поводу даже целые книги написаны, как правильно игнорировать ненужную информацию и фокусироваться на нужной.
Алексей Ходорыч:
Тут главный совет уделять соцсетям строго определенное время.
Сергей Кузин:
Даже если вы взрослый человек, не говоря уже о подростках. У меня ни одного приложения соцсетей в телефоне нет, я специально захожу туда только через компьютер, потому что когда у тебя все время пикает, в мозге возникает вброс эндорфинов и потребность пополнения, то есть новой дозы, как наркоман подсаживается, и так же мы подсаживаемся на эти самые уведомления. Поэтому лучше всего это все удалить и пользоваться ограниченно. У меня ровно в десять телефон автоматически выключается, хотя ложусь я в 12, и раньше семи он не включается.
Алексей Ходорыч:
Я когда узнал, что у Вари нет Facebook, подумал, какая молодец, одобряю такое поведение. А почему Вы себе его не завели?
Варвара Кузина: Он мне не нужен, ВКонтакте тоже удалила не так давно, на Facebook даже не создавала, мне кажется, это для более старшего поколения, подростки там не тусуются.
Алексей Ходорыч:
Tik Tok у Вас есть?
Варвара Кузина: Нет. У меня только Youtube, Инстаграм и Телеграмм.
Алексей Ходорыч:
Как выступать на тему, которую ты сам себе не выбирал?
Сергей Кузин:
Это очень неживое выступление на тему, которую ты сам себе не набирал, двойное изнасилование – сначала тебе надели ведро на голову, а потом ты это ведро должен надеть своей аудитории. Аудитория это чувствует и понимает, что ты не свою тему им продвигаешь, поэтому нужно тему сделать своей. И тут вопрос – как освоить не свою тему. Например, отчет о результатах, что может быть скучнее, но в бизнесе это постоянная вещь: «Мы за год сделали 12 проектов», – и что? Для того чтобы оживить цифру, нужно показать в ней людей, то есть истории, стоящие за ними, а история такая, что год назад они с ребятами посоветовались в отделе, сколько они могут контрактов заключить, поняли, что 6 – это будет на разрыв, и он с этим на разрыв пошел к начальнику. Начальник сказал: «Все правильно, только не 6, а 12». И он вернулся с этой цифрой к ребятам в отдел, и они говорят: «Ну что, мы премии не лишимся в этом году, будем работать. – Ребята, путь в тысячу миль начинается с одного шага, давайте попробуем работать на не могу плюс 10 процентов». И они объединились вокруг этой задачи, начали работать на 110 процентов, в конце года цифра 12 была переплюнута – 15 контрактов со стратегическими клиентами к концу года были заключены. Как только я слышу историю про поход к начальнику, про работу на разрыв, я понимаю, что такое 15 контрактов. Как правило, когда люди слышат цифры, не понимают, что за ними стоит, для них это пустой звук. Оживи цифры, презентация – это данные с душой. Если данные без человеческой истории, то это данные без души.
Алексей Ходорыч:
Какие бы ты советы дал своей дочери в том выступлении, это же еще более шокирует, когда ты вроде подготовился, и у меня такое тоже бывало, а тебя особо и не слушают?
Сергей Кузин:
Надо понимать, что ты выступаешь перед подростками на тему, что не надо ругаться матом, рядом с тобой стоит учительница, которая стучит по столу: «Дети, слушаем, вам рассказывают правильные вещи». Это антитриггер внимания. У подростков есть произвольное внимание от слова воля, волевое внимание, иногда они могут собраться и заставить себя слушать, но оно длится примерно 2,5 минуты. Я думаю, что это внимание Варя получила у себя в классе, а остальные минут 40 уже было совершенно не до этого. Поэтому здесь учительница должна была отсутствовать, это не должен быть класс, это должно было быть кафе или встреча дома, это должен быть разговор не стоя-сидя – я стою, вы сидите, а разговор за круглым столом с чаем, кофе, и тогда это могло бы зайти.
Алексей Ходорыч:
Могло бы зайти еще, если бы были какие-то призы, даже магнитики, за самый интересный вопрос, это очень сильно бы сработало. Сколько раз я перед детской аудиторией выступал, я этот способ почему-то никогда не использовал, а вниманием младших классов очень сложно завладеть. В Пскове я был в одной из библиотек, и библиотекарша сказала: «Дети, кто задаст самый интересный вопрос, тому подарят магнитики». И целый час я не мог слова вставить, я потом уже догадался использовать их вопросы для рассказа того, о чем я хотел сказать, но это было очень эффективно.
Сергей Кузин:
В конце надо подвесить морковку, за который пойдет ослик. В начале твоей речи аудитории должно быть понятно, ради чего им с тобой идти до конца, а идти приходится иногда 20 минут, иногда 40 и 60, и если твоя морковка в начале речи не будет достаточно толстой, сочной и яркой, то ослик просто не пойдет. Ты, конечно, можешь пойти в это путешествие один, но если ты оглянулся в конце речи и понял, что ты один, значит ты им чего-то в начале не пообещал вкусного.
Алексей Ходорыч:
Я вспомнил интересный пример, в отцовской аудитории была большая битва за внимание, и внимание было очень сложно удержать. Он удерживал простым способом, говорил: «Вы меня сейчас порвете на части, но я скажу». И все были вынуждены его слушать, чтобы понять, за что его рвать на части. Ничего интересного он не рассказывал, но все слушали до самого конца очень внимательно, хотелось понять, что за рисковый человек.
Сергей Кузин:
Это работает, есть слово разорвете, а вообще смерть, смех и секс – это три бомбы внимания, все, что связано с этими вещами, даже рядом лежащие, всегда цепляют, это первое. Второе – он создает интригу ожидания, и всякий раз, когда ты создаешь интригу и обещание, что что-то будет, ты держишь внимание. Другой вопрос, если в конце ты ничего не дал, ты получишь антивнимание, то есть это будет внимание со знаком минус, и люди просто решат выключиться, и в следующий раз, когда ты пообещаешь еще одну морковку, они уже обидятся и за тобой не пойдут, это как тот самый мальчик, который кричал: «Овцы, овцы», – и когда пришли волки, ему никто не поверил.
Алексей Ходорыч:
Если мы вернемся к блогерам, к твоей главе про онлайн, переговоры, мы разобрались, как не увлекаться всем этим и не погрязать.
Сергей Кузин:
Отсекать, удалять, читать книги на тему о том, как там не сидеть, есть даже книга «Удали это» про то, как себя оградить.
Алексей Ходорыч:
Как выбирать темы, которые будут однозначно интересны? Блогер думает, о чем бы ему сделать сюжет, какая основная ошибка, которую он может допустить, и о чем ему все-таки делать свой сюжет?
Сергей Кузин:
Главная ошибка в погоне за вниманием – это погоня за вниманием. Внимание как счастье, а счастье же синяя птица, как только ты начинаешь за ней гнаться, она сразу же за горизонт скрывается, поэтому в погоне за вниманием о внимании нужно забыть, нужно искать не способы получить внимание, а способы дать внимание. Поэтому в своей книге я описываю не способы получения, а способы уделения внимания, как наилучшим образом своей целевой аудитории уделить это самое внимание. И когда аудитория это чувствует, она просто по принципу взаимности, а это базовый психологический принцип, начинает тебя слушать, и ты получаешь это внимание как подарок, а не как рефлекторное слюноотделение, которые возникнет. Если я сейчас громко хлопнул, на меня посмотрят все, но это из-за того, что у нас это животный рефлекс, он связан с выживанием, а дальше что? Этому вниманию грош цена. У многих же блогеров миллионы подписчиков, но как они это получили – у них погиб муж в бане после того, как сухой лед в бассейн бросили, куча интервью, 2 миллиона подписчиков. Стоимость этого внимания какова? Можно хайп делать и на костях, но каково качество этого внимания, долго ли твои 10 миллионов подписчиков удержатся у тебя после этого хайпа? Поэтому если ты хочешь отношений со своей аудиторией и работать вдолгую и получать качественное внимание, нужно забыть о внимании и искать способы не получить его, а уделить его.
Алексей Ходорыч:
Это же старый принцип – отдавая, получаешь. Все это знают, но одно дело знать, другое дело использовать. Я как человек тщеславный очень хочу внимания, так с детства повелось, я часто шучу, думая, что сейчас получу много лайков, но самый огромный объем лайков я получил совершенно случайно, когда выезжал в Суздаль. И была история, утром на станции метро ко мне подошел человек, попросил поиграть на банджо, я ему банджо не дал, хотя обычно всегда давал, а потом подумал – человеку так хотелось, и я дал ему банджо, сфотографировал. И увидел, девушка рыжая на него смотрела, он пел песни очень хорошо, потом подошел поезд, и я вижу, что они с этой девушкой общаются, то есть они познакомились благодаря тому, что я переломил себя и отдал ему это банджо. Я просто эту историю рассказал и 400 лайков получил. И люди говорили, какая чудесная история, это же короткометражка, и все, о чем я всегда мечтал, получилось абсолютно спонтанно.
Сергей Кузин:
Спонтанно, но не случайно, все-таки есть разница между этими словами. Все случайное не случайно, а все спонтанное не спонтанно. Ты ключевую вещь сказал – переломил себя, ты вышел за какую-то внутреннюю границу, сделал что-то, что было неожиданным даже для тебя самого, а неожиданность – это базовый принцип привлечения. Если ты начинаешь что-то ожидаемо, то ты сразу же проигрываешь в битве за внимание. Как начинается 90 процентов любых публичных выступлений, презентаций? Со слов здравствуйте, добрый день, меня зовут, сегодня моя тема такая-то. Это шаблон, клише, а хуже клише только могила. Поэтому внимание ты тут же хоронишь в этом клише (могиле), и лучший способ изменить ситуацию – отказался от клише, от ожидаемого, посмотреть на то, как делают все и сделать наоборот, с ног на голову поставить, сделать знакомое странным. Как только ты делаешь знакомое странным, ты почему-то вдруг привлекаешь внимание.
Алексей Ходорыч:
Не зря говорят, что самые лучшие шутники шутят с серьезным выражением лица, кто хочет внимания и выходит, уже улыбаясь, к нему отношение уже не то.
Сергей Кузин:
А это уже принцип контраста. Вторая часть моей книги «Битва за внимание» заключается в том, чтобы работать черно на фоне белого, по-мужски на фоне женского, твердо на фоне мягкого, посмотреть каков фон и сделать на этом фоне свою фигуру, которая будет противоположным фону. Если все смеются, я должен сохранять серьезное выражения лица, работа на контрасте. Есть три коня внимания – конь траст, конь фликт и конь критика. На этих трех конях зиждется и едет ваше внимание к вашей аудитории.
Алексей Ходорыч:
Самая стандартная проблема, когда человек выступает, и он стремится уложиться в тайминг, говорит очень быстро, торопливо, но это я говорю про себя, меня очень смущают люди, которые спокойно говорят и им плевать на тайминг, и когда доходит дело до меня, я стараюсь уложиться в тайминг и в итоге выступаю довольно суетливо. Как одновременно выступать взвешенно и укладываться в тайминг, есть какие-то секреты?
Сергей Кузин:
Секрет лежит на столе у Варвары – блокнот. Этот секрет полит слезами очень обильно.
Варвара Кузина: Вчера вечером, было уже поздно, мы приехали с папой с урока вокала, и у меня просто началась истерика, паника, слезы текут рекой. Я думаю: так, все, надо просто сделать, написать, и когда я подношу эту ручку к листку, я понимаю, что не знаю, что мне написать, зову сестру, папу, еще это все параллельно снимается на видео, так как я видеоблогер. Это очень сложно преодолеть, но я рада, что у меня было это испытание, слезы, паника, потому что я смогла поделиться этим со своими зрителями, возможно, они проходят уже сейчас через это или только пройдут, они будут учиться на моих ошибках.
Сергей Кузин:
Отвечая на твой вопрос, Алексей, то, что написано пером, не вырубишь топором. Как только ты, умывшись холодной водой, справившись с первичной паникой или эмоцией, начинаешь писать, твой мозг концентрированно выдает тебе суть, потому что когда ты пишешь, ты мыслишь иначе. Поэтому важно выгрузить из себя максимальное количество информации, это будет бред, это будет ерунда, чушь, но это надо выгрузить. И как только в этом бреду, чуши и ерунде ты будешь обнаруживать маленькие яркие пятна смысла, ты превратишься в сороку, которая собирает все блестящее себе в гнездышко. И вот это гнездышко на последней страничке у Вари из кучи бреда, который она писала до этого, перечеркнуто и выброшено, концентрат смысла, и вот этот концентрат смысла ты и скажешь. Тебе важно выгрузить, выбрать, превратившись в сороку, и собрать эти маленькие блестящие частички смысла, которые светятся и тебя самого вдохновляют. Но когда ты готовишь особо важное выступление перед большим боссом, говорят, у тебя будет 20 минут – не верь, они врут, у тебя будет две, и тебе нужно будет это все блестяще за две минуты выдать, а если ты ни разу этого на язык не положил, у тебя на языке будет каша.
Алексей Ходорыч:
То есть нужно обязательно репетировать многократно, перед этим нужно это все прописать и все самое важно проговорить.
Сергей Кузин:
Выгружать – кому-то писать, на диктофон полезно наговорить не для того, чтобы себя слушать, а потому что когда ты два-три раза выговариваешь ту же самую мысль, у тебя концентрируется мысль, и ты наконец находишь ровно то, что ты хотел сказать. Большинство ленится это сделать, они предаются панике и потом идут в чем мать родила и каша изо рта.
Алексей Ходорыч:
Потому что очень многие рассчитывают на то, что смогут без тренировки сказать то, что нужно.
Сергей Кузин:
Это самая частая ошибка, некоторые говорят, что я выступаю хуже, чем когда готовлюсь – полная ерунда. Ты не знаешь, как бы ты в этот раз выступил, если бы подготовился. Поэтому эта ретроспектива – это ошибка ума, которая ведет к новой неподготовленной речи вместо того, чтобы готовить импровизацию. Марк Твен сказал, что лучшая импровизация та, к которой ты хорошо подготовлен.
Алексей Ходорыч:
А как говорить интересно в сотый раз об одном и том же?
Сергей Кузин:
15 лет веду тренинги, готовлю особо важных людей к особо важным выступлениям, и иногда эти тренинги сотнями раз повторяются. Когда при этом я смотрю на горящие глаза людей, которые впервые это слышат, я становлюсь одним из них, я в их роли, я слышу свою речь их ушами, и в этом смысле мне легче владеть их вниманием, потому что я говорю, как если бы это делал первый раз. Нужно стать немножко ребенком, перемотать пленку назад, немножко наивным, когда ты летишь и сто первый раз в самолете, ты ведь не прилипаешь к окну: «О, облачка!» При этом, если ты полетишь с ребенком, которому пять лет и который будет вот так припадать к окну, ты вспомнишь свой первый раз, и ты его глазами посмотришь на эти самые облака, и они для тебя как будто в первый раз поплывут. Вот это обновление взгляда необходимо, для того чтобы держать внимание аудитории, обновляй взгляд, возвращайся в детство, удивляйся. «Диво» на древнеславянском «небо», а «удиво» – «у неба», удивление всегда было связано со взглядом в небо, а небо никогда не бывает одинаковым.
Алексей Ходорыч:
Как правильно диагностировать аудиторию? Бывает же, что ошибаешься, тебе кажется, холодные лица, и ты начинаешь сам тушеваться и смешиваться, а может быть они просто тебя опасаются, а может быть тебя ненавидят. Как их прощупать?
Сергей Кузин:
Прощупывать аудиторию нужно до встречи с ней, хорошо бы за несколько дней. Я обычно забрасываю Google-анкету, собираю количественные данные, потом общаюсь с представителями аудитории по телефону, чего вы ожидаете, или с человеком, который будет сидеть в зале и который хорошо знает эту аудиторию. Второй прием – обязательно прийти за час и пообщаться в кулуарах, например, с Виктором Петровичем: здравствуйте, как настроение. Можно не говорить по теме, но если ты просто с этим Виктором Петровичем пообщался, то в первые минуты речи ты начинаешь не со слов «здравствуйте, меня зовут», а «мы буквально перед началом этой речи говорили с Виктором Петровичем, и знаете, что он мне сказал...» И в этот момент не только Виктор Петрович подвигается на краешек стула и начинает вас слушать, но и все, кто знает Виктора Петровича, и даже те, кто не знает Виктора Петровича, тоже подвигаются на краешке стула, потому что Виктор Петрович – это часть аудитории, часть организма, который воспринимает себя как единое целое. Поэтому ссылка по имени на одного из участников аудитории работает безупречно, но для этого нужно прийти за час, для этого нужно этого Виктора Петровича найти, поговорить с ним, а если будет несколько, то это вообще хорошо. Поэтому прощупывать нужно заранее. Бывает такое, что тебя выкидывает на сцену, и ты вообще никого не видишь, вообще никого не знаешь, но тогда здесь отдельный набор приемов, которые на 242-й странице в книге «Битва за внимание».
Алексей Ходорыч:
Я пока проанонсирую – в продаже появился новый номер «Классного журнала», посвящен девчонкам, тут есть самые знаменитые девчонки, истории женщин. Но если вдруг вам эта тема не интересна, тут как всегда есть комиксы, новости. И если у вас есть кто-то из дошкольников, то вышел номер «ПониМашки» про народные промыслы. Если вы не успеваете по какой-то причине купить эти издания в киосках, лучше всего подписаться на Почте России. Расскажи, кому будет полезна твоя книга?
Сергей Кузин:
27 процентов российских родителей не хотели бы, чтобы их дети стали блогерами.
Алексей Ходорыч:
Я может быть ошибаюсь, но талантливых блогеров очень мало, и высокий шанс, что ты потратишь на это время впустую, но, с другой стороны, ты научишься выступать, общаться, все в копилочку. Если это рассматривать как опыт, а не как средство достижения какой-то цели, то это на пользу, это как стремиться стать космонавтом, мало кто станет, зато станешь спортивным.
Книга направлена на всех, кто хочет владеть вниманием, выступаешь ли ты
на сцене, конференции, в социальных сетях, предлагаешь что-то продюсеру, или начальнику, или потенциальному клиенту, везде есть внимание, и эта книга именно об этом.
Сергей Кузин:
Представь, что ты начинаешь сегодня писать пост про сегодняшний эфир, с чего начать. То, как ты начинал пост вчера, сегодня не работает, потому что таковы законы внимания, они каждый раз требуют обновления, они требуют неожиданности, быть неожиданным каждый день невозможно, но есть технологии, которые позволяют тебе каждый раз обновляться и удивляться, как мы сегодня сказали, что для того чтобы внимание получить, нужно учиться удивляться заново, потому что в детстве нам эта способность была дана авансом, во взрослой жизни мы разучились удивляться. В этой книге технологии удивления, потому что лучший способ удивить (а получить внимание – это значит удивить) – это удивиться. Здесь даны технологии удивления.
Это книга, которую трогаете не вы, а книга трогает вас, она выпуклая, но это не самое главное, главное, что здесь есть онлайн-тренинг для занятых людей, то есть те, кому 407 страниц не по зубам, в серединке зашит код доступа к онлайн-тренингу, а это час трехминутных видеоуроков, где я эту книгу не только рассказываю, я ее показываю. Онлайн-тренинг о том, как выигрывать битву за внимание онлайн, выступая в Youtube, делая вебинары, проводя прямые эфиры.
Алексей Ходорыч:
Мой сын прошлую книгу прочитал с большим интересом, и его внимание привлекала возможность воочию, по QR-коду убедиться в том, что ты пишешь, это было очень здорово.
Сергей Кузин:
«Посмотрите по ссылке, как оживляет свою статистику Ханс Рослинг, посмотрите на способ демонстрации картинок, а также использование юмора и метафор». QR-код нажимаешь и увидишь, как Ханс Рослинг, показывая вроде бы статистику, вдруг оказывается интересным. И кроме того, старшая дочь мне сказала, что без картинок книжка неинтересная, пришлось картинки нарисовать, и более того, они движутся. Scriber.biz и Лена Рычагова – художница, которая помогает иллюстрировать мои книги, я как курица лапой рисовал, а Лена помогала все это воплотить. Книга основана на исследованиях, три года я ее собирал, смотрел, что работает на внимание, а что на внимание не работает. На черных страницах этой книги антикрючки внимания, то есть что делать, чтобы гарантированно убить внимание своей аудитории.
Алексей Ходорыч:
Что делать, чтобы убить внимание?
Сергей Кузин:
Начать гнаться за их вниманием. Как только аудитория чувствует, что ты начинаешь применять это против них, она выключается.
Алексей Ходорыч:
Многие люди боятся оказался самозванцами: да кто такой, чтобы нам это все рассказывать. Обычно с этим сражаются тем, что я знаменитый. Это работает, когда ты представляешь, что ты победитель всех конкурсов?
Сергей Кузин:
Синдром самозванца, когда все время кажется, что у тебя недостаточно сертификатов, тренингов, образования, которое ты получил, ты недостаточно хорош. И если ты будешь внушать, что я самый крутой на свете – нет, не сработает.
Варвара Кузина: Я вчера снимала анонс, обновляла свой канал как раз на эту тему, потому что мне кажется, что у меня тоже синдром самозванца, я всегда хочу, чтобы все было идеально, всегда гонюсь за идеальной картинкой, светом. И в итоге ничего не делаю. Основное, что должен сделать человек с синдромом самозванца, чтобы выйти в интернет-пространство, нужно признать это, я так и начала свои видео: ребята, привет, я недавно посмотрела на свой Youtube-канал и поняла, что я ничего из себя не представляю, я полный ноль, у меня 45 подписчиков, я ничего не умею.
Сергей Кузин:
Чтобы стать кем-то, надо сначала стать никем и получить от этого удовольствие. А если мы все время думаем, что мы на белом коне с короной куда-то поскачем и долго запрягаем, рядом со мной мой конкурент на хромом ишаке доскакал до финиша быстрее, а пока я на своего белого коня сел, идеальные уздечки поправил, идеальное белое пальто надел, корону, уже гонка закончилась, призы раздали, все по домам разошлись.
Алексей Ходорыч:
Это способ взбираться на гору, когда главный принцип идти медленно, маленькими шажками, но регулярно, чем бежать и устать.
Сергей Кузин:
Будьте как дети, и будет вам внимание. Не зря ведь Господь говорил, будьте как дети, ибо таковых есть Царство Небесное. А там внимания хоть отбавляй, а внимание – это проявление любви.
Алексей Ходорыч:
Спасибо за очень интересную беседу, друзья, до следующих встреч.