{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Олеся Мясникова директор детского направления видеосервиса START 25 марта 2021г.
Какая анимация и фильмы для детей нужны онлайн-кинотеатрам?
На завершившемся фестивале анимации в Суздале представители индустрии обсудили вопросы детского контента на видеоплатформах. Что происходит сейчас? Каким будет развитие в ближайшем будущем?

Алексей Ходорыч:

Добрый вечер, в эфире снова программа «Классное детство» и я, ее ведущий, Алексей Ходорыч, издательство «Открытые Системы», «Классный журнал», «ПониМашка». Совсем недавно закончился фестиваль анимации «Суздаль-фест», и сегодня мы пригласили представителя одного из крупнейших видеосервисов START Олесю Мясникову. Вы первый человек, кто после фестиваля оказался в этой студии, и Вы каждый год на этом фестивале, расскажите, как это было в этом году.

Олеся Мясникова:

Каждый год получается так, что в марте мы с друзьями не ходим в баню, а ездим в Суздаль, это стало приятной традицией. У меня эта традиция началась в 2015 году, когда еще будучи командой СТС-медиа мы начали запускать анимационное направление, и это стало наше первое погружение в российскую анимацию.

Очень интересное мероприятие, когда ты можешь увидеть не только продюсеров и коммерческую составляющую, ты видишь непосредственно тех людей, кто создает это руками, это и режиссеры, и аниматоры, и композиторы, огромная аудитория. С 2015 года по текущий момент Суздальский анимационный фестиваль изменился. Я прекрасно помню, что в 2015 году достаточно мало кто ездил из коммерческой анимации, это был более авторский фестиваль. С каждым годом и продюсеров коммерческой анимации больше приезжает, и телевизионные каналы, и видеосервисы тоже подтянулись. И сейчас на фестивале можно увидеть авторские классные проекты, и появляются премьеры, даже зачастую новые серии и новые проекты от известных студий.

Мы не только видеосервис, у нас есть собственный продюсерский центр Storytime, где мы сами производим оригинальный контент, поэтому мы участвуем в двух ипостасях – как видеосервис и как продюсерский центр, кто презентует свои оригинальные проекты. В этом году наша серия «Кругляши» участвовала в конкурсной программе, первый отклик на Суздальском фестиваль мы тоже получили. 

Алексей Ходорыч:

Я не так много смотрю анимации, но ваш формат мне очень понравился хотя бы просто потому, что я такого раньше не видел, когда большое значение имеет закадровый голос, и «Кругляши» – это же малыши, которые еще не умеют говорить, и с ними всегда какой-то голос, который их чему-то обучает, что-то рассказывает.

Олеся Мясникова:

Интересная история этого проекта. Проект родился от одного из основателей студии Василия Куценко, он давно вынашивал идею, сначала рисовал на листочке этих самых Кругляшей, писали песни для своих детей, то есть писали с посылом для своих детей, поэтому проект, можно сказать, наш внутренний ребенок, который родился, мы его вынашивали, сделали и сейчас открываем миру. И в каждой песне всегда стараемся учить детей учить чему-то: как правильно чистить зубы, как правильно общаться, как извиниться, как познакомиться, то есть наш проект открывает новые коммуникативные навыки, как сейчас называют social motion, и, мне кажется, мы нашли правильную нишу, чему новому можно научить детей, чего нет в ряде других проектов. У нас должно закончится производство 52 серий в мае этого года, будет полноценный первый сезон, и он будет шагать по другим платформам, не только на START.

Алексей Ходорыч:

Как принято говорить у видеосервисов, тайтлы – это собственные проекты, которые втягивают в платформу новых подписчиков.

Олеся Мясникова:

Мы не только называем это тайтлы, а в принципе контент называем тайтлом, мы свои проекты называем оригинальные анимационные сериалы, оригинальные фильмы. Мы создали уже два проекта для детей, это «Букабу», он вышел в сопродюсерстве вместе с телеканалом «Карусель», 12 эпизодов по 15 минут. Мы его выпустили в 2019 году на телеканале «Карусель» и на видеосервисе START, и это тоже оригинальный проект, необычный, британский формат, мы привезли его, адаптировали для нашей аудитории, полностью пересняли с нашими российскими звездами. Мы тоже им безумно гордимся, потому что это проект не просто для детей, но и для родителей, и нашей основной целью было донести, что читать вместе действительно здорово, вернуть совместное чтение, потому что каждый взрослый помнит, как вместе с родителями садились и читали.

Алексей Ходорыч:

Мы постоянно говорим о чтении, что это необходимо, пытаемся продвигать на разных совещаниях, и государство по-прежнему так и не реализует эту программу, а тем временем видеосервис START без лишних слов делает то, что нужно.

Олеся Мясникова:

Мы искренне гордимся, и если «Кругляши» – это наш внутренний ребенок, то «Букабу» – это наша гордость, но это все, что касается детского. Если идти в нашу взрослую часть видеосервиса, то за прошлый год мы выпустили 16 оригинальных проектов и сейчас в производстве еще 50 на разных стадиях, кто-то в девелопменте, кто-то уже в активном съемочном процессе. И мы на этом не собираемся останавливаться, решили полностью поглотить оригинальный рынок контента, и я в Суздале в день премьеры вещала о том, что у нас вышел новый оригинальный сериал «Вампиры средней полосы», и мы безумно рады, скоро будет еще ряд новых премьер.

Алексей Ходорыч:

Это уже для детей постарше?

Олеся Мясникова:

Мы делим взрослый и детский контент. В детском мы ориентируемся на совсем малышей, 0-3, и дошкольники, школьники, прослойка 10-12 есть, но не так, чтобы как ядро, а дальше идут подростки и взрослые. Мы всегда стараемся ориентироваться на наше ядро взрослых 25-35, но «Вампиры» захватывают и тинейджеров. Есть ряд проектов, которые смотрят тинейджеры, это «Гранд», «Фитнес», это полноценные сериалы.

Алексей Ходорыч:

Поскольку мы тоже сейчас выпускаем мультфильм про ПониМашку, мы поняли, что анимация и производство фильмов – это в любом случае игра вдолгую, доходов быстрых быть не может, и то, что вы так активно развиваете оригинальные проекты, значит, что вы действительно готовы к экспансии, рассчитываете на много лет вперед, а не на быструю отдачу.

Олеся Мясникова:

Если сконцентрироваться на детском, создание анимационных проектов – это достаточно долгосрочная инвестиция, в среднем окупаемость анимационного проекта пятилетка. Сейчас появляются определенные кейсы, когда можно гораздо быстрее купить, это создание диджитал-проектов, когда окупалось все это на Youtube, к сожалению, сейчас доходы Youtube упали, и эти кейсы тоже потихоньку уходят. Тут только если видеосервисы или телеканалы покупают эксклюзивы как вариант, но это не полная окупаемость.

Мы действительно стараемся играть вдолгую, мы понимаем этот рынок,

принимаем его и при создании анимационных проектов всегда для каждого делаем свою финансово-экономическую модель, мы нацелены серьезно и глобально. Диджитал-проекты в производстве более экономичные, у них своя окупаемость, а есть проекты более дорогие, создание мерчендайзинговой продукции, у них более долгий срок окупаемости.

Алексей Ходорыч:

Чтобы завершить про финансы, мы когда стали предлагать наш сериал про ПониМашку на сервисы, не знали, как это вообще устроено, и сначала первые контракты были вполне понятны, 50 на 50 от доходов, мы даже и не думали, что бывают какие-то другие варианты. Потом мы столкнулись с тем, что нам сказали: у нас не так, предлагайте сумму, которую вы хотите за год вперед, мы так работаем. Тут у нас просто волосы встали дыбом, как это считать. Мы посчитали, сколько примерно получаем по первой схеме от другого сервиса, умножили это на год, получилась довольно большая сумма, она нам сразу показалась довольно большой, и я стал писать производителям мультипликации, чтобы спросить, но никто мне ничего не подсказал. Мы эту сумму предложили, нам отказали. Почему существуют разные схемы работы с производителями?

Олеся Мясникова:

История самого производства одна, а если мы говорим просто про покупку прав, то здесь свои принятые правила. То, что Вы говорите, действительно есть такая схема, роялти, есть опция фиксированной продажи, когда, условно, платишь 100 рублей, и на год продали контент. Все по-своему рассчитываются, и это зачастую зависит от контента, экономики.

Олеся Мясникова:

Как START работает с поставщиками, по какой из этих схем?

Олеся Мясникова:

Индивидуально с каждым, но в большей степени на фиксе, когда покупаем права за фиксированную стоимость.

Алексей Ходорыч:

Как Вы пришли в эту индустрию? Я Вас и раньше встречал на «Суздаль-фесте», думал, что Вы из мира анимации, однако…

Олеся Мясникова:

С 2015 очень активно в мире анимации, и стали сначала изучать рынок, потом в нем оказались, и сейчас уже неотъемлемая часть рынка, даже слабо себя представляю глобально где-то еще, но жизнь длинная, посмотрим.

Пришла я в мир медиа интересным образом. Я родилась в Москве, всю жизнь прожила рядом со ВГИКом и мечтала, что когда-нибудь я поступлю во ВГИК на продюсерский факультет и буду продюсером, правда, тогда я думала, сериалов и большого кино, не анимации. Но родители внесли свои коррективы, отправили на факультет прикладной информатики, и училась я программированию и как запускать диджитал-проекты, это был первый курс в России, который делал таких специалистов. И после конца второго курса я оказалась на стажировке в СТС-медиа, тогда возглавляла диджитал-департамент Анна-Мария Тренева, которая сейчас отвечает за Фейсбук в России и Восточной Европе, если я не ошибаюсь, и тогда она набирала активно команду, я попала на стажировку и так надолго закрепилась.

Проработала в СТС-медиа 7 лет, занималась видеосервисом, и моя специализация очень сильно пригодилась, потому что то, что мы получали на факультете, на тот момент было актуально и в работе, а потом я пришла в медиа, я же мечтала быть продюсером, жизнь сама сложилась, что вместе с Юлей Миндубаевой занялись анимационным рынком, запускали «Трех котов», я была частью команды, и «Царевен» я даже застала. Потом мы перешли в видеосервис на детское направление, и постепенно, в течение полугода поняли, что без создания контента мы точно жить не можем, и появился Storytime, который и сейчас производит проекты. Два запустились, порядка шести в девелопменте, и в ближайшей перспективе мы начнем выпускать новые проекты.

Алексей Ходорыч:

Вы на руководящих постах, как продюсер Вы еще не выступали в этой компании.

Олеся Мясникова:

Я была исполнительным продюсером в «Букабу», «Кругляшах», погрузилась полностью в этот процесс, сейчас в Storytime я операционный директор. Продюсирование остается в какой-то части, но в большей степени занимаюсь операционными вопросами.

Алексей Ходорыч:

Детскими фильмами START планирует заниматься? Я не говорю о семейных, а именно детские, которые рассчитаны на детей, а не на детей с родителями, то, что было в советское время. Этот формат перспективен, востребован или лучше всегда делать что-то, что будут смотреть и дети, и взрослые, если мы говорим про фильмы?

Олеся Мясникова:

Мы сейчас смотрели в сторону тинейджеровской истории, фанатская база «Гранда», «Фитнеса», думали сделать что-то анимационное для них. У нас есть в девелопменте тестовый проект на аудиторию 7-12, попробуем сделать, посмотреть, как эта история заходит, но 14-16 пока нет, для нас это вопрос более поздний. Мы сейчас сконцентрировались в первую очередь на детках, дошкольниках и будет тестовый проект повзрослее.

Алексей Ходорыч:

С чем связано, что на рынке анимации все-таки не очень много продуктов для 10-12 лет? Есть предположение, что в основном мультфильмы любят дошкольники, это самая лакомая аудитория и по времени, и когда еще была реклама на Youtube, это и для Youtube было выгодно, но у нас «Классный журнал» ориентирован на аудиторию от 7 до 13, и судя по письмам, по общению знаем, что эти дети тоже любят мультфильмы. Почему все-таки эта аудитория до сих пор не очень охвачена, какие тут есть проблемы?

Олеся Мясникова:

В какой-то момент на эту аудиторию были мультфильмы, и достаточное количество, и все пошли в дошкольную часть. Сейчас потихонечку уходят проекты именно для этой аудитории, немножко открытый остался рынок, который можно занимать. Но здесь есть свои внутренние экономические вещи, мы все прекрасно понимаем, что анимация окупается за счет мерчендайзинговых прав, и аудитория 10-12 уже не сильно покупает мерч, поэтому здесь экономический фактор. А второй фактор в том, что настолько сейчас поменялась детская аудитория, я прекрасно помню, когда мы запускали «Трех котов», на тот момент мы анализировали аудиторию, и дети действительно смотрели мультфильмы, а сейчас они настолько быстро взрослеют, настолько больше погружены в интернет, компьютеры, гаджеты, что аудиторию 10-12 надо искать в TikTok, Инстаграме, для них сейчас социальные сети стали более влияющей вещью, чем мультфильмы, хотя они смотрят, я уверена, но больше потребляют в какой-то другой конфигурации.

Алексей Ходорыч:

Поскольку в этом году питчинг, который был организован Союзмультфильмом, касался именно этой аудитории, можно сделать вывод, что Союзмультфильм присматривается к этой аудитории, значит, этот обнаженный фланг будет закрываться.

Олеся Мясникова:

К нам на видеосервис приходит много иностранных проектов, и я не всегда могу сказать, что они очень подходят для российской аудитории, для российской ментальности. Поэтому российской анимации можно смотреть в эту сторону.

Алексей Ходорыч:

Чем STАRT отличается от других видеосервисов? Многие подписаны на ваши сервисы.

Олеся Мясникова:

Я сама подписана не на один сервис, и это порядка 3-4, START входит в эту подписку, и смотрю абсолютно на разных сервисах контент, прихожу за определенными тайтлами. START отличается от других тем, что мы создаем качественный российский оригинальный контент, это наш основной фокус, который мы несем в массы, и это то, ради чего приходят на START, смотреть собственный оригинальный контент, который мы создаем внутри. У нас большая экспертиза, и видеосервис родился от тех людей, кто создает контент.

Алексей Ходорыч:

Для других видеосервисов это одно из направлений, а для вас основное. Действительно ли российской аудитории не хватает российской анимации?

Олеся Мясникова:

Если смотреть в срезе сравнения с 2015 годом, когда мы только пришли на этот рынок, рынок анимации уже сформировался, потом он начал набирать обороты, и сейчас мы на рынке видим хорошие анимационные проекты, которые могут смело соперничать с международными. Российская анимация сделала не то, что несколько шагов вперед, она семимильными шагами убежала, и на текущий момент много не мало, и мало не много, есть куда стремиться, все равно интересно видеть новые проекты, особенно когда какие-то проекты уже свой жизненный цикл отживают, им на смену приходит что-то новое. Нам присылают новые идеи, и столько есть интересного, что можно воплотить в жизнь. Но при этом то количество, которое есть, это вау.

Алексей Ходорыч:

Может быть, Вы скажете, что ищете, что-то конкретное?

Олеся Мясникова:

Что-то конкретное точно не буду говорить, но мы всегда готовы рассмотреть разные идеи, любая идея может таиться, и потом ее найти, придать ей огранку, и она будет прекрасной на любую аудиторию.

Алексей Ходорыч:

Вы рассчитываете, что ваши продукты будут не только на российских платформах, но и на зарубежных, или они там уже представлены?

Олеся Мясникова:

В Storytime не только российская команда, но и международная, и мы изначально, когда делаем проекты, ориентируемся на международный рынок. И «Кругляши» сделаны ровно с этим уклоном, они сейчас активно ушли в даббинг, дублируются на английский, и мы их собираемся выпускать на международный рынок. Изначально на первой стадии девелопмента мы уже привлекаем международную команду и всегда смотрим с уклоном на международную дистрибуцию.

Алексей Ходорыч:

И вы тогда уделяете особое внимание участию в различных зарубежных мероприятиях. Где вы участвуете?

Олеся Мясникова:

Мы не стараемся участвовать в крупных питчингах. Обязательно присутствуем на всех мероприятиях, но ходим точечно и показываем проекты определенным командам, если это соинвестирование. Если дистрибуция или просто уже готовый продукт, мы встречаемся, разговариваем. Как раз перед закрытием всего мира «Кругляши» участвовали в питчинг-сессии в Майами, первый опыт, но мы все равно стараемся для более успешных результатов точечно проходить по рынку, помимо презентаций.

Алексей Ходорыч:

На какие языки дублируете?

Олеся Мясникова:

Пока «Кругляши» только на английском, мы смотрели еще в сторону других языковых версий, но пока решили немножечко повременить, сейчас английский запустим и пойдем в другие языки.

Алексей Ходорыч:

Китай рассматривается, или там очень много своего?

Олеся Мясникова:

Китай – очень интересный рынок, сложный и масштабный, закрытый отчасти, мы смотрели и смотрим в сторону Китая, у нас даже есть ряд переговоров, я надеюсь, что все случится.

Алексей Ходорыч:

Корейский рынок впечатляющий. Как-то нас приглашали на встречу с корейцами, прислали списки корейских компаний, я был впечатлен и думал, неужели когда-нибудь и у нас такой масштаб приобретет, то есть там десятки компаний, которые занимаются созданием образов, мерчендайзингом, разработкой идей. У нас когда-нибудь такое будет и как к этому можно прийти? Может быть, что-то мешает, чтобы мы к этому пришли, или это дело времени?

Олеся Мясникова:

Это дело времени, потому что корейская анимация начала развиваться раньше, чем мы. Пандемия тоже дала свой определенный отпечаток на любую индустрию, везде есть свои отголоски, и мы научились трансформироваться, стали больше в онлайне, стали делать более оперативные, мобильные вещи, и потихоньку Россия придет к более глобальному мерчу. Мы и так начинаем набирать обороты, просто иногда надо время.

Алексей Ходорыч:

В продаже по-прежнему мартовский номер «Классного журнала», он посвящен фотографии, как всегда, есть постер внутри, новости, шарады, сканворды и комиксы, в каждом журнале по нескольку комиксов. И «ПониМашка», третий номер посвящен кино. Сейчас покупать бумажную прессу стало сложнее, киоски закрываются, поэтому лучше всего подписаться на Почте России, и обязательно зайдите в Youtube, вбейте мультфильмы про «ПониМашку».

Еще до того, как мы стали заниматься анимацией, мы отслеживали все процессы и знаем, что много лет идет разговор, чтобы были возвраты от государства тем, кто используют российские образы в производстве каких-то товаров, и Министерство финансов всегда против. Я понимаю, что это вопрос не к Вам, но Вы рассчитываете на то, что будет что-то сделано, что позволит мерчендайзингу быть еще более эффективным?

Олеся Мясникова:

Последние полгода-год государство активно стало смотреть в сторону анимации, и огромное спасибо Ирине Мастусовой, Ассоциации анимационного кино, которые всячески двигают, помогают анимационной отрасли. Сейчас много разных активностей, они не связаны именно с мерчем, это связано с товарными знаками, другие разные инициативы. Мне кажется, что постепенно будут еще увеличиваться объемы, их не всегда легко получить, но если хочется, то можно все собрать, подготовить и получить. В перспективе почему нет, тем более коллеги от государства достаточно открыты к разговору, и если выносить инициативы с тем, что анимационному рынку это необходимо, нас могут услышать.

Алексей Ходорыч:

Речь от том, чтобы производители могли больше брать российских образов, и предлагали эти затраты компенсировать. Предполагаю, что какой-то производитель маек обращался, ему сказали стоимость образов, и она отпугнула. Надеемся, что когда-нибудь это все будет.

Олеся Мясникова:

Государство очень активно смотрит в анимационную сферу, и это тоже повод к тому, что анимацию слышат и хотят развивать.

Алексей Ходорыч:

Даже компании, которые играют вдолгую, обязательно пытаются получать поддержку от государства, и Storytime принимал участие в конкурсах Минкульта, в этом году вы тоже будете подаваться с какими-то проектами, а на Фонд кино с полнометражными проектами планируете выходить?

Олеся Мясникова:

Наша студия Yellow, Black and White регулярно подается в Фонд кино, но мы в Storytime в первый раз подавались в прошлом году и в этом году обязательно тоже будем пробовать.

Алексей Ходорыч:

Звучала идея, что видеосервисам в России делить нечего, что нужно вместе осваивать этот рынок. Правильно ли я понимаю, что коллеги с удовольствием берут вашу продукцию, а вы с удовольствием берете продукцию коллег?

Олеся Мясникова:

Это я в Суздале высказала такую инициативу. Мы внутри нашей команды, смотря на рынок и что будет дальше, поняли, что было бы интересно вместе с другими видеосервисами объединяться и делать совместные анимационные проекты, выпускать это совместно, так как у анимации другая формула успеха, это охваты, и ни одна площадка, какой бы она огромной ни была, не может обеспечить такого максимального охвата, как если это будет объединение, причем объединение с тем, чтобы дальше тоже дистрибутировать контент. Поэтому мы всячески за инициативу того, чтобы совместно с нашими коллегами делать анимационные проекты и вместе смотреть в одну сторону, и это в том числе отвечает тому, что контент может получиться качественным, потому что мы все равно за качество. Надеюсь, коллеги оценят эту идею, и у нас что-то получится.

Алексей Ходорыч:

Но эта же идея касается не только коллег. К вам приходят студии, и вы с ними готовы работать. Это не сложно технически и с точки зрения принятия каких-то решений, или все вопросы решены? Если вам нравится история, то вы договариваетесь об условиях и запускаете?

Олеся Мясникова:

«Букабу» в копродакшене с «Каруселью», у нас другие проекты в девелопменте с разными компаниями в копродакшене. Нам приносят не только авторы, но и студии, говорят: ребята, мы хотим с вами вместе делать. Мы на стадии девелопмента подключаемся, вместе разрабатываем проект, вместе его дальше производим. Процесс бизнес-части неотъемлем, иногда через тернии, иногда очень легко, но, как правило, всегда путь правильный и финальный найдется.

Алексей Ходорыч:

Вернемся к Суздальскому фестивалю. Когда я много лет писал для журнала «Деньги» про фильмы, общался со сценаристами, и все сценаристы всегда потешаются, когда продюсеры говорят, что не хватает сценаристов. Сейчас у нас есть штатный сценарист, но он не успевает, нам кто-то нужен в помощь, и мы со многими встречаемся, общаемся и понимаем, насколько сложно найти нужного человека, который попадает в наш формат, в эту аудиторию, учитывает наши пожелания. Тут вопрос не в качестве сценаристов, а в том, что действительно очень сложно найти друг друга. Есть ли у вас такая проблема и как вы ее решаете?

Олеся Мясникова:

Хороших сценаристов много не бывает. Сценаристов всегда ищем, смотрим, но у нас внутри есть очень интересный кейс. Василий Куценко, который является креативным продюсером Yellow, Black and White, генеральным продюсером в Storytime, пишущий продюсер, пишет сценарий для «Кругляшей», и он потихоньку своих коллег по цеху, кто занимался взрослыми сценариями, подтягивает в детскую историю, и коллеги, будучи даже ориентированными на взрослую аудиторию, зная, как правильно писать структурно, у нас пишут детские проекты. Есть редакторы, которые живут в детских проектах, какие-то вещи корректируют, чтобы дети не столкнулись с теми вещами, с которыми им нельзя сталкиваться, но спустя время коллеги уже набили руку и могут писать детские сценарии.

Алексей Ходорыч:

У вас уникальная ситуация, играющий тренер сам пишет, вам повезло.

Олеся Мясникова:

Мы правда уникальны, мы единственный на рынке видеосервис, который смотрит со стороны не только видеосервиса, но и стороны продюсеров, у нас око сразу на две стороны, и мы понимаем боль обеих. Интересно, что мы сами внутри делаем проекты, а не просто привлекаем, мы разнообразные ребята, можем все.

Алексей Ходорыч:

Смотрите ли вы в сторону подтягивания к себе образов и идей, которые уже были когда-то популярны? Многие из них уже есть у Союзмультфильма, они сделали «Простоквашино», будут делать «Ну, погоди!», но есть много других проектов, тот же «Хома и Суслик», и автор Альберт Анатольевич Иванов продолжает писать, у него 25 книг, которые в Китае очень популярны.

Олеся Мясникова:

Мы не смотрели в нишу резапуска наших старых проектов, любимых с детства, у коллег из Союзмультфильма прекрасно получается, они прокладывают дорожку в эту сторону. Возможно, в какой-то перспективе посмотрим, но мы сейчас активно развиваем текущие свои проекты, на них сконцентрированы, естественно, берем новые идеи, ищем, но этот год для нас важен тем, чтобы запустить текущие проекты.

Алексей Ходорыч:

У вас появятся не анимационные, а обычные фильмы для детей в виде сериалов, насколько это может быть востребовано?

Олеся Мясникова:

Пока в девелопменте нету, но если есть идеи, мы можем посмотреть в этом направлении. Игровые сериалы у нас все равно присутствуют для тинейджеровской аудитории.

Алексей Ходорыч:

Спасибо огромное, что к нам пришли. Подписывайтесь на наши журналы.

Алексей Ходорыч:

Добрый вечер, в эфире снова программа «Классное детство» и я, ее ведущий, Алексей Ходорыч, издательство «Открытые Системы», «Классный журнал», «ПониМашка». Совсем недавно закончился фестиваль анимации «Суздаль-фест», и сегодня мы пригласили представителя одного из крупнейших видеосервисов START Олесю Мясникову. Вы первый человек, кто после фестиваля оказался в этой студии, и Вы каждый год на этом фестивале, расскажите, как это было в этом году.

Олеся Мясникова:

Каждый год получается так, что в марте мы с друзьями не ходим в баню, а ездим в Суздаль, это стало приятной традицией. У меня эта традиция началась в 2015 году, когда еще будучи командой СТС-медиа мы начали запускать анимационное направление, и это стало наше первое погружение в российскую анимацию.

Очень интересное мероприятие, когда ты можешь увидеть не только продюсеров и коммерческую составляющую, ты видишь непосредственно тех людей, кто создает это руками, это и режиссеры, и аниматоры, и композиторы, огромная аудитория. С 2015 года по текущий момент Суздальский анимационный фестиваль изменился. Я прекрасно помню, что в 2015 году достаточно мало кто ездил из коммерческой анимации, это был более авторский фестиваль. С каждым годом и продюсеров коммерческой анимации больше приезжает, и телевизионные каналы, и видеосервисы тоже подтянулись. И сейчас на фестивале можно увидеть авторские классные проекты, и появляются премьеры, даже зачастую новые серии и новые проекты от известных студий.

Мы не только видеосервис, у нас есть собственный продюсерский центр Storytime, где мы сами производим оригинальный контент, поэтому мы участвуем в двух ипостасях – как видеосервис и как продюсерский центр, кто презентует свои оригинальные проекты. В этом году наша серия «Кругляши» участвовала в конкурсной программе, первый отклик на Суздальском фестиваль мы тоже получили.

Алексей Ходорыч:

Я не так много смотрю анимации, но ваш формат мне очень понравился хотя бы просто потому, что я такого раньше не видел, когда большое значение имеет закадровый голос, и «Кругляши» – это же малыши, которые еще не умеют говорить, и с ними всегда какой-то голос, который их чему-то обучает, что-то рассказывает.

Олеся Мясникова:

Интересная история этого проекта. Проект родился от одного из основателей студии Василия Куценко, он давно вынашивал идею, сначала рисовал на листочке этих самых Кругляшей, писали песни для своих детей, то есть писали с посылом для своих детей, поэтому проект, можно сказать, наш внутренний ребенок, который родился, мы его вынашивали, сделали и сейчас открываем миру. И в каждой песне всегда стараемся учить детей учить чему-то: как правильно чистить зубы, как правильно общаться, как извиниться, как познакомиться, то есть наш проект открывает новые коммуникативные навыки, как сейчас называют social motion, и, мне кажется, мы нашли правильную нишу, чему новому можно научить детей, чего нет в ряде других проектов. У нас должно закончится производство 52 серий в мае этого года, будет полноценный первый сезон, и он будет шагать по другим платформам, не только на START.

Алексей Ходорыч:

Как принято говорить у видеосервисов, тайтлы – это собственные проекты, которые втягивают в платформу новых подписчиков.

Олеся Мясникова:

Мы не только называем это тайтлы, а в принципе контент называем тайтлом, мы свои проекты называем оригинальные анимационные сериалы, оригинальные фильмы. Мы создали уже два проекта для детей, это «Букабу», он вышел в сопродюсерстве вместе с телеканалом «Карусель», 12 эпизодов по 15 минут. Мы его выпустили в 2019 году на телеканале «Карусель» и на видеосервисе START, и это тоже оригинальный проект, необычный, британский формат, мы привезли его, адаптировали для нашей аудитории, полностью пересняли с нашими российскими звездами. Мы тоже им безумно гордимся, потому что это проект не просто для детей, но и для родителей, и нашей основной целью было донести, что читать вместе действительно здорово, вернуть совместное чтение, потому что каждый взрослый помнит, как вместе с родителями садились и читали.

Алексей Ходорыч:

Мы постоянно говорим о чтении, что это необходимо, пытаемся продвигать на разных совещаниях, и государство по-прежнему так и не реализует эту программу, а тем временем видеосервис START без лишних слов делает то, что нужно.

Олеся Мясникова:

Мы искренне гордимся, и если «Кругляши» – это наш внутренний ребенок, то «Букабу» – это наша гордость, но это все, что касается детского. Если идти в нашу взрослую часть видеосервиса, то за прошлый год мы выпустили 16 оригинальных проектов и сейчас в производстве еще 50 на разных стадиях, кто-то в девелопменте, кто-то уже в активном съемочном процессе. И мы на этом не собираемся останавливаться, решили полностью поглотить оригинальный рынок контента, и я в Суздале в день премьеры вещала о том, что у нас вышел новый оригинальный сериал «Вампиры средней полосы», и мы безумно рады, скоро будет еще ряд новых премьер.

Алексей Ходорыч:

Это уже для детей постарше?

Олеся Мясникова:

Мы делим взрослый и детский контент. В детском мы ориентируемся на совсем малышей, 0-3, и дошкольники, школьники, прослойка 10-12 есть, но не так, чтобы как ядро, а дальше идут подростки и взрослые. Мы всегда стараемся ориентироваться на наше ядро взрослых 25-35, но «Вампиры» захватывают и тинейджеров. Есть ряд проектов, которые смотрят тинейджеры, это «Гранд», «Фитнес», это полноценные сериалы.

Алексей Ходорыч:

Поскольку мы тоже сейчас выпускаем мультфильм про ПониМашку, мы поняли, что анимация и производство фильмов – это в любом случае игра вдолгую, доходов быстрых быть не может, и то, что вы так активно развиваете оригинальные проекты, значит, что вы действительно готовы к экспансии, рассчитываете на много лет вперед, а не на быструю отдачу.

Олеся Мясникова:

Если сконцентрироваться на детском, создание анимационных проектов – это достаточно долгосрочная инвестиция, в среднем окупаемость анимационного проекта пятилетка. Сейчас появляются определенные кейсы, когда можно гораздо быстрее купить, это создание диджитал-проектов, когда окупалось все это на Youtube, к сожалению, сейчас доходы Youtube упали, и эти кейсы тоже потихоньку уходят. Тут только если видеосервисы или телеканалы покупают эксклюзивы как вариант, но это не полная окупаемость.

Мы действительно стараемся играть вдолгую, мы понимаем этот рынок,

принимаем его и при создании анимационных проектов всегда для каждого делаем свою финансово-экономическую модель, мы нацелены серьезно и глобально. Диджитал-проекты в производстве более экономичные, у них своя окупаемость, а есть проекты более дорогие, создание мерчендайзинговой продукции, у них более долгий срок окупаемости.

Алексей Ходорыч:

Чтобы завершить про финансы, мы когда стали предлагать наш сериал про ПониМашку на сервисы, не знали, как это вообще устроено, и сначала первые контракты были вполне понятны, 50 на 50 от доходов, мы даже и не думали, что бывают какие-то другие варианты. Потом мы столкнулись с тем, что нам сказали: у нас не так, предлагайте сумму, которую вы хотите за год вперед, мы так работаем. Тут у нас просто волосы встали дыбом, как это считать. Мы посчитали, сколько примерно получаем по первой схеме от другого сервиса, умножили это на год, получилась довольно большая сумма, она нам сразу показалась довольно большой, и я стал писать производителям мультипликации, чтобы спросить, но никто мне ничего не подсказал. Мы эту сумму предложили, нам отказали. Почему существуют разные схемы работы с производителями?

Олеся Мясникова:

История самого производства одна, а если мы говорим просто про покупку прав, то здесь свои принятые правила. То, что Вы говорите, действительно есть такая схема, роялти, есть опция фиксированной продажи, когда, условно, платишь 100 рублей, и на год продали контент. Все по-своему рассчитываются, и это зачастую зависит от контента, экономики.

Олеся Мясникова:

Как START работает с поставщиками, по какой из этих схем?

Олеся Мясникова:

Индивидуально с каждым, но в большей степени на фиксе, когда покупаем права за фиксированную стоимость.

Алексей Ходорыч:

Как Вы пришли в эту индустрию? Я Вас и раньше встречал на «Суздаль-фесте», думал, что Вы из мира анимации, однако…

Олеся Мясникова:

С 2015 очень активно в мире анимации, и стали сначала изучать рынок, потом в нем оказались, и сейчас уже неотъемлемая часть рынка, даже слабо себя представляю глобально где-то еще, но жизнь длинная, посмотрим.

Пришла я в мир медиа интересным образом. Я родилась в Москве, всю жизнь прожила рядом со ВГИКом и мечтала, что когда-нибудь я поступлю во ВГИК на продюсерский факультет и буду продюсером, правда, тогда я думала, сериалов и большого кино, не анимации. Но родители внесли свои коррективы, отправили на факультет прикладной информатики, и училась я программированию и как запускать диджитал-проекты, это был первый курс в России, который делал таких специалистов. И после конца второго курса я оказалась на стажировке в СТС-медиа, тогда возглавляла диджитал-департамент Анна-Мария Тренева, которая сейчас отвечает за Фейсбук в России и Восточной Европе, если я не ошибаюсь, и тогда она набирала активно команду, я попала на стажировку и так надолго закрепилась.

Проработала в СТС-медиа 7 лет, занималась видеосервисом, и моя специализация очень сильно пригодилась, потому что то, что мы получали на факультете, на тот момент было актуально и в работе, а потом я пришла в медиа, я же мечтала быть продюсером, жизнь сама сложилась, что вместе с Юлей Миндубаевой занялись анимационным рынком, запускали «Трех котов», я была частью команды, и «Царевен» я даже застала. Потом мы перешли в видеосервис на детское направление, и постепенно, в течение полугода поняли, что без создания контента мы точно жить не можем, и появился Storytime, который и сейчас производит проекты. Два запустились, порядка шести в девелопменте, и в ближайшей перспективе мы начнем выпускать новые проекты.

Алексей Ходорыч:

Вы на руководящих постах, как продюсер Вы еще не выступали в этой компании.

Олеся Мясникова:

Я была исполнительным продюсером в «Букабу», «Кругляшах», погрузилась полностью в этот процесс, сейчас в Storytime я операционный директор. Продюсирование остается в какой-то части, но в большей степени занимаюсь операционными вопросами.

Алексей Ходорыч:

Детскими фильмами START планирует заниматься? Я не говорю о семейных, а именно детские, которые рассчитаны на детей, а не на детей с родителями, то, что было в советское время. Этот формат перспективен, востребован или лучше всегда делать что-то, что будут смотреть и дети, и взрослые, если мы говорим про фильмы?

Олеся Мясникова:

Мы сейчас смотрели в сторону тинейджеровской истории, фанатская база «Гранда», «Фитнеса», думали сделать что-то анимационное для них. У нас есть в девелопменте тестовый проект на аудиторию 7-12, попробуем сделать, посмотреть, как эта история заходит, но 14-16 пока нет, для нас это вопрос более поздний. Мы сейчас сконцентрировались в первую очередь на детках, дошкольниках и будет тестовый проект повзрослее.

Алексей Ходорыч:

С чем связано, что на рынке анимации все-таки не очень много продуктов для 10-12 лет? Есть предположение, что в основном мультфильмы любят дошкольники, это самая лакомая аудитория и по времени, и когда еще была реклама на Youtube, это и для Youtube было выгодно, но у нас «Классный журнал» ориентирован на аудиторию от 7 до 13, и судя по письмам, по общению знаем, что эти дети тоже любят мультфильмы. Почему все-таки эта аудитория до сих пор не очень охвачена, какие тут есть проблемы?

Олеся Мясникова:

В какой-то момент на эту аудиторию были мультфильмы, и достаточное количество, и все пошли в дошкольную часть. Сейчас потихонечку уходят проекты именно для этой аудитории, немножко открытый остался рынок, который можно занимать. Но здесь есть свои внутренние экономические вещи, мы все прекрасно понимаем, что анимация окупается за счет мерчендайзинговых прав, и аудитория 10-12 уже не сильно покупает мерч, поэтому здесь экономический фактор. А второй фактор в том, что настолько сейчас поменялась детская аудитория, я прекрасно помню, когда мы запускали «Трех котов», на тот момент мы анализировали аудиторию, и дети действительно смотрели мультфильмы, а сейчас они настолько быстро взрослеют, настолько больше погружены в интернет, компьютеры, гаджеты, что аудиторию 10-12 надо искать в TikTok, Инстаграме, для них сейчас социальные сети стали более влияющей вещью, чем мультфильмы, хотя они смотрят, я уверена, но больше потребляют в какой-то другой конфигурации.

Алексей Ходорыч:

Поскольку в этом году питчинг, который был организован Союзмультфильмом, касался именно этой аудитории, можно сделать вывод, что Союзмультфильм присматривается к этой аудитории, значит, этот обнаженный фланг будет закрываться.

Олеся Мясникова:

К нам на видеосервис приходит много иностранных проектов, и я не всегда могу сказать, что они очень подходят для российской аудитории, для российской ментальности. Поэтому российской анимации можно смотреть в эту сторону.

Алексей Ходорыч:

Чем STАRT отличается от других видеосервисов? Многие подписаны на ваши сервисы.

Олеся Мясникова:

Я сама подписана не на один сервис, и это порядка 3-4, START входит в эту подписку, и смотрю абсолютно на разных сервисах контент, прихожу за определенными тайтлами. START отличается от других тем, что мы создаем качественный российский оригинальный контент, это наш основной фокус, который мы несем в массы, и это то, ради чего приходят на START, смотреть собственный оригинальный контент, который мы создаем внутри. У нас большая экспертиза, и видеосервис родился от тех людей, кто создает контент.

Алексей Ходорыч:

Для других видеосервисов это одно из направлений, а для вас основное. Действительно ли российской аудитории не хватает российской анимации?

Олеся Мясникова:

Если смотреть в срезе сравнения с 2015 годом, когда мы только пришли на этот рынок, рынок анимации уже сформировался, потом он начал набирать обороты, и сейчас мы на рынке видим хорошие анимационные проекты, которые могут смело соперничать с международными. Российская анимация сделала не то, что несколько шагов вперед, она семимильными шагами убежала, и на текущий момент много не мало, и мало не много, есть куда стремиться, все равно интересно видеть новые проекты, особенно когда какие-то проекты уже свой жизненный цикл отживают, им на смену приходит что-то новое. Нам присылают новые идеи, и столько есть интересного, что можно воплотить в жизнь. Но при этом то количество, которое есть, это вау.

Алексей Ходорыч:

Может быть, Вы скажете, что ищете, что-то конкретное?

Олеся Мясникова:

Что-то конкретное точно не буду говорить, но мы всегда готовы рассмотреть разные идеи, любая идея может таиться, и потом ее найти, придать ей огранку, и она будет прекрасной на любую аудиторию.

Алексей Ходорыч:

Вы рассчитываете, что ваши продукты будут не только на российских платформах, но и на зарубежных, или они там уже представлены?

Олеся Мясникова:

В Storytime не только российская команда, но и международная, и мы изначально, когда делаем проекты, ориентируемся на международный рынок. И «Кругляши» сделаны ровно с этим уклоном, они сейчас активно ушли в даббинг, дублируются на английский, и мы их собираемся выпускать на международный рынок. Изначально на первой стадии девелопмента мы уже привлекаем международную команду и всегда смотрим с уклоном на международную дистрибуцию.

Алексей Ходорыч:

И вы тогда уделяете особое внимание участию в различных зарубежных мероприятиях. Где вы участвуете?

Олеся Мясникова:

Мы не стараемся участвовать в крупных питчингах. Обязательно присутствуем на всех мероприятиях, но ходим точечно и показываем проекты определенным командам, если это соинвестирование. Если дистрибуция или просто уже готовый продукт, мы встречаемся, разговариваем. Как раз перед закрытием всего мира «Кругляши» участвовали в питчинг-сессии в Майами, первый опыт, но мы все равно стараемся для более успешных результатов точечно проходить по рынку, помимо презентаций.

Алексей Ходорыч:

На какие языки дублируете?

Олеся Мясникова:

Пока «Кругляши» только на английском, мы смотрели еще в сторону других языковых версий, но пока решили немножечко повременить, сейчас английский запустим и пойдем в другие языки.

Алексей Ходорыч:

Китай рассматривается, или там очень много своего?

Олеся Мясникова:

Китай – очень интересный рынок, сложный и масштабный, закрытый отчасти, мы смотрели и смотрим в сторону Китая, у нас даже есть ряд переговоров, я надеюсь, что все случится.

Алексей Ходорыч:

Корейский рынок впечатляющий. Как-то нас приглашали на встречу с корейцами, прислали списки корейских компаний, я был впечатлен и думал, неужели когда-нибудь и у нас такой масштаб приобретет, то есть там десятки компаний, которые занимаются созданием образов, мерчендайзингом, разработкой идей. У нас когда-нибудь такое будет и как к этому можно прийти? Может быть, что-то мешает, чтобы мы к этому пришли, или это дело времени?

Олеся Мясникова:

Это дело времени, потому что корейская анимация начала развиваться раньше, чем мы. Пандемия тоже дала свой определенный отпечаток на любую индустрию, везде есть свои отголоски, и мы научились трансформироваться, стали больше в онлайне, стали делать более оперативные, мобильные вещи, и потихоньку Россия придет к более глобальному мерчу. Мы и так начинаем набирать обороты, просто иногда надо время.

Алексей Ходорыч:

В продаже по-прежнему мартовский номер «Классного журнала», он посвящен фотографии, как всегда, есть постер внутри, новости, шарады, сканворды и комиксы, в каждом журнале по нескольку комиксов. И «ПониМашка», третий номер посвящен кино. Сейчас покупать бумажную прессу стало сложнее, киоски закрываются, поэтому лучше всего подписаться на Почте России, и обязательно зайдите в Youtube, вбейте мультфильмы про «ПониМашку».

Еще до того, как мы стали заниматься анимацией, мы отслеживали все процессы и знаем, что много лет идет разговор, чтобы были возвраты от государства тем, кто используют российские образы в производстве каких-то товаров, и Министерство финансов всегда против. Я понимаю, что это вопрос не к Вам, но Вы рассчитываете на то, что будет что-то сделано, что позволит мерчендайзингу быть еще более эффективным?

Олеся Мясникова:

Последние полгода-год государство активно стало смотреть в сторону анимации, и огромное спасибо Ирине Мастусовой, Ассоциации анимационного кино, которые всячески двигают, помогают анимационной отрасли. Сейчас много разных активностей, они не связаны именно с мерчем, это связано с товарными знаками, другие разные инициативы. Мне кажется, что постепенно будут еще увеличиваться объемы, их не всегда легко получить, но если хочется, то можно все собрать, подготовить и получить. В перспективе почему нет, тем более коллеги от государства достаточно открыты к разговору, и если выносить инициативы с тем, что анимационному рынку это необходимо, нас могут услышать.

Алексей Ходорыч:

Речь от том, чтобы производители могли больше брать российских образов, и предлагали эти затраты компенсировать. Предполагаю, что какой-то производитель маек обращался, ему сказали стоимость образов, и она отпугнула. Надеемся, что когда-нибудь это все будет.

Олеся Мясникова:

Государство очень активно смотрит в анимационную сферу, и это тоже повод к тому, что анимацию слышат и хотят развивать.

Алексей Ходорыч:

Даже компании, которые играют вдолгую, обязательно пытаются получать поддержку от государства, и Storytime принимал участие в конкурсах Минкульта, в этом году вы тоже будете подаваться с какими-то проектами, а на Фонд кино с полнометражными проектами планируете выходить?

Олеся Мясникова:

Наша студия Yellow, Black and White регулярно подается в Фонд кино, но мы в Storytime в первый раз подавались в прошлом году и в этом году обязательно тоже будем пробовать.

Алексей Ходорыч:

Звучала идея, что видеосервисам в России делить нечего, что нужно вместе осваивать этот рынок. Правильно ли я понимаю, что коллеги с удовольствием берут вашу продукцию, а вы с удовольствием берете продукцию коллег?

Олеся Мясникова:

Это я в Суздале высказала такую инициативу. Мы внутри нашей команды, смотря на рынок и что будет дальше, поняли, что было бы интересно вместе с другими видеосервисами объединяться и делать совместные анимационные проекты, выпускать это совместно, так как у анимации другая формула успеха, это охваты, и ни одна площадка, какой бы она огромной ни была, не может обеспечить такого максимального охвата, как если это будет объединение, причем объединение с тем, чтобы дальше тоже дистрибутировать контент. Поэтому мы всячески за инициативу того, чтобы совместно с нашими коллегами делать анимационные проекты и вместе смотреть в одну сторону, и это в том числе отвечает тому, что контент может получиться качественным, потому что мы все равно за качество. Надеюсь, коллеги оценят эту идею, и у нас что-то получится.

Алексей Ходорыч:

Но эта же идея касается не только коллег. К вам приходят студии, и вы с ними готовы работать. Это не сложно технически и с точки зрения принятия каких-то решений, или все вопросы решены? Если вам нравится история, то вы договариваетесь об условиях и запускаете?

Олеся Мясникова:

«Букабу» в копродакшене с «Каруселью», у нас другие проекты в девелопменте с разными компаниями в копродакшене. Нам приносят не только авторы, но и студии, говорят: ребята, мы хотим с вами вместе делать. Мы на стадии девелопмента подключаемся, вместе разрабатываем проект, вместе его дальше производим. Процесс бизнес-части неотъемлем, иногда через тернии, иногда очень легко, но, как правило, всегда путь правильный и финальный найдется.

Алексей Ходорыч:

Вернемся к Суздальскому фестивалю. Когда я много лет писал для журнала «Деньги» про фильмы, общался со сценаристами, и все сценаристы всегда потешаются, когда продюсеры говорят, что не хватает сценаристов. Сейчас у нас есть штатный сценарист, но он не успевает, нам кто-то нужен в помощь, и мы со многими встречаемся, общаемся и понимаем, насколько сложно найти нужного человека, который попадает в наш формат, в эту аудиторию, учитывает наши пожелания. Тут вопрос не в качестве сценаристов, а в том, что действительно очень сложно найти друг друга. Есть ли у вас такая проблема и как вы ее решаете?

Олеся Мясникова:

Хороших сценаристов много не бывает. Сценаристов всегда ищем, смотрим, но у нас внутри есть очень интересный кейс. Василий Куценко, который является креативным продюсером Yellow, Black and White, генеральным продюсером в Storytime, пишущий продюсер, пишет сценарий для «Кругляшей», и он потихоньку своих коллег по цеху, кто занимался взрослыми сценариями, подтягивает в детскую историю, и коллеги, будучи даже ориентированными на взрослую аудиторию, зная, как правильно писать структурно, у нас пишут детские проекты. Есть редакторы, которые живут в детских проектах, какие-то вещи корректируют, чтобы дети не столкнулись с теми вещами, с которыми им нельзя сталкиваться, но спустя время коллеги уже набили руку и могут писать детские сценарии.

Алексей Ходорыч:

У вас уникальная ситуация, играющий тренер сам пишет, вам повезло.

Олеся Мясникова:

Мы правда уникальны, мы единственный на рынке видеосервис, который смотрит со стороны не только видеосервиса, но и стороны продюсеров, у нас око сразу на две стороны, и мы понимаем боль обеих. Интересно, что мы сами внутри делаем проекты, а не просто привлекаем, мы разнообразные ребята, можем все.

Алексей Ходорыч:

Смотрите ли вы в сторону подтягивания к себе образов и идей, которые уже были когда-то популярны? Многие из них уже есть у Союзмультфильма, они сделали «Простоквашино», будут делать «Ну, погоди!», но есть много других проектов, тот же «Хома и Суслик», и автор Альберт Анатольевич Иванов продолжает писать, у него 25 книг, которые в Китае очень популярны.

Олеся Мясникова:

Мы не смотрели в нишу резапуска наших старых проектов, любимых с детства, у коллег из Союзмультфильма прекрасно получается, они прокладывают дорожку в эту сторону. Возможно, в какой-то перспективе посмотрим, но мы сейчас активно развиваем текущие свои проекты, на них сконцентрированы, естественно, берем новые идеи, ищем, но этот год для нас важен тем, чтобы запустить текущие проекты.

Алексей Ходорыч:

У вас появятся не анимационные, а обычные фильмы для детей в виде сериалов, насколько это может быть востребовано?

Олеся Мясникова:

Пока в девелопменте нету, но если есть идеи, мы можем посмотреть в этом направлении. Игровые сериалы у нас все равно присутствуют для тинейджеровской аудитории.

Алексей Ходорыч:

Спасибо огромное, что к нам пришли. Подписывайтесь на наши журналы.

Алексей Ходорыч:

Добрый вечер, в эфире снова программа «Классное детство» и я, ее ведущий, Алексей Ходорыч, издательство «Открытые Системы», «Классный журнал», «ПониМашка». Совсем недавно закончился фестиваль анимации «Суздаль-фест», и сегодня мы пригласили представителя одного из крупнейших видеосервисов START Олесю Мясникову. Вы первый человек, кто после фестиваля оказался в этой студии, и Вы каждый год на этом фестивале, расскажите, как это было в этом году.

Олеся Мясникова:

Каждый год получается так, что в марте мы с друзьями не ходим в баню, а ездим в Суздаль, это стало приятной традицией. У меня эта традиция началась в 2015 году, когда еще будучи командой СТС-медиа мы начали запускать анимационное направление, и это стало наше первое погружение в российскую анимацию.

Очень интересное мероприятие, когда ты можешь увидеть не только продюсеров и коммерческую составляющую, ты видишь непосредственно тех людей, кто создает это руками, это и режиссеры, и аниматоры, и композиторы, огромная аудитория. С 2015 года по текущий момент Суздальский анимационный фестиваль изменился. Я прекрасно помню, что в 2015 году достаточно мало кто ездил из коммерческой анимации, это был более авторский фестиваль. С каждым годом и продюсеров коммерческой анимации больше приезжает, и телевизионные каналы, и видеосервисы тоже подтянулись. И сейчас на фестивале можно увидеть авторские классные проекты, и появляются премьеры, даже зачастую новые серии и новые проекты от известных студий.

Мы не только видеосервис, у нас есть собственный продюсерский центр Storytime, где мы сами производим оригинальный контент, поэтому мы участвуем в двух ипостасях – как видеосервис и как продюсерский центр, кто презентует свои оригинальные проекты. В этом году наша серия «Кругляши» участвовала в конкурсной программе, первый отклик на Суздальском фестиваль мы тоже получили.

Алексей Ходорыч:

Я не так много смотрю анимации, но ваш формат мне очень понравился хотя бы просто потому, что я такого раньше не видел, когда большое значение имеет закадровый голос, и «Кругляши» – это же малыши, которые еще не умеют говорить, и с ними всегда какой-то голос, который их чему-то обучает, что-то рассказывает.

Олеся Мясникова:

Интересная история этого проекта. Проект родился от одного из основателей студии Василия Куценко, он давно вынашивал идею, сначала рисовал на листочке этих самых Кругляшей, писали песни для своих детей, то есть писали с посылом для своих детей, поэтому проект, можно сказать, наш внутренний ребенок, который родился, мы его вынашивали, сделали и сейчас открываем миру. И в каждой песне всегда стараемся учить детей учить чему-то: как правильно чистить зубы, как правильно общаться, как извиниться, как познакомиться, то есть наш проект открывает новые коммуникативные навыки, как сейчас называют social motion, и, мне кажется, мы нашли правильную нишу, чему новому можно научить детей, чего нет в ряде других проектов. У нас должно закончится производство 52 серий в мае этого года, будет полноценный первый сезон, и он будет шагать по другим платформам, не только на START.

Алексей Ходорыч:

Как принято говорить у видеосервисов, тайтлы – это собственные проекты, которые втягивают в платформу новых подписчиков.

Олеся Мясникова:

Мы не только называем это тайтлы, а в принципе контент называем тайтлом, мы свои проекты называем оригинальные анимационные сериалы, оригинальные фильмы. Мы создали уже два проекта для детей, это «Букабу», он вышел в сопродюсерстве вместе с телеканалом «Карусель», 12 эпизодов по 15 минут. Мы его выпустили в 2019 году на телеканале «Карусель» и на видеосервисе START, и это тоже оригинальный проект, необычный, британский формат, мы привезли его, адаптировали для нашей аудитории, полностью пересняли с нашими российскими звездами. Мы тоже им безумно гордимся, потому что это проект не просто для детей, но и для родителей, и нашей основной целью было донести, что читать вместе действительно здорово, вернуть совместное чтение, потому что каждый взрослый помнит, как вместе с родителями садились и читали.

Алексей Ходорыч:

Мы постоянно говорим о чтении, что это необходимо, пытаемся продвигать на разных совещаниях, и государство по-прежнему так и не реализует эту программу, а тем временем видеосервис START без лишних слов делает то, что нужно.

Олеся Мясникова:

Мы искренне гордимся, и если «Кругляши» – это наш внутренний ребенок, то «Букабу» – это наша гордость, но это все, что касается детского. Если идти в нашу взрослую часть видеосервиса, то за прошлый год мы выпустили 16 оригинальных проектов и сейчас в производстве еще 50 на разных стадиях, кто-то в девелопменте, кто-то уже в активном съемочном процессе. И мы на этом не собираемся останавливаться, решили полностью поглотить оригинальный рынок контента, и я в Суздале в день премьеры вещала о том, что у нас вышел новый оригинальный сериал «Вампиры средней полосы», и мы безумно рады, скоро будет еще ряд новых премьер.

Алексей Ходорыч:

Это уже для детей постарше?

Олеся Мясникова:

Мы делим взрослый и детский контент. В детском мы ориентируемся на совсем малышей, 0-3, и дошкольники, школьники, прослойка 10-12 есть, но не так, чтобы как ядро, а дальше идут подростки и взрослые. Мы всегда стараемся ориентироваться на наше ядро взрослых 25-35, но «Вампиры» захватывают и тинейджеров. Есть ряд проектов, которые смотрят тинейджеры, это «Гранд», «Фитнес», это полноценные сериалы.

Алексей Ходорыч:

Поскольку мы тоже сейчас выпускаем мультфильм про ПониМашку, мы поняли, что анимация и производство фильмов – это в любом случае игра вдолгую, доходов быстрых быть не может, и то, что вы так активно развиваете оригинальные проекты, значит, что вы действительно готовы к экспансии, рассчитываете на много лет вперед, а не на быструю отдачу.

Олеся Мясникова:

Если сконцентрироваться на детском, создание анимационных проектов – это достаточно долгосрочная инвестиция, в среднем окупаемость анимационного проекта пятилетка. Сейчас появляются определенные кейсы, когда можно гораздо быстрее купить, это создание диджитал-проектов, когда окупалось все это на Youtube, к сожалению, сейчас доходы Youtube упали, и эти кейсы тоже потихоньку уходят. Тут только если видеосервисы или телеканалы покупают эксклюзивы как вариант, но это не полная окупаемость.

Мы действительно стараемся играть вдолгую, мы понимаем этот рынок,

принимаем его и при создании анимационных проектов всегда для каждого делаем свою финансово-экономическую модель, мы нацелены серьезно и глобально. Диджитал-проекты в производстве более экономичные, у них своя окупаемость, а есть проекты более дорогие, создание мерчендайзинговой продукции, у них более долгий срок окупаемости.

Алексей Ходорыч:

Чтобы завершить про финансы, мы когда стали предлагать наш сериал про ПониМашку на сервисы, не знали, как это вообще устроено, и сначала первые контракты были вполне понятны, 50 на 50 от доходов, мы даже и не думали, что бывают какие-то другие варианты. Потом мы столкнулись с тем, что нам сказали: у нас не так, предлагайте сумму, которую вы хотите за год вперед, мы так работаем. Тут у нас просто волосы встали дыбом, как это считать. Мы посчитали, сколько примерно получаем по первой схеме от другого сервиса, умножили это на год, получилась довольно большая сумма, она нам сразу показалась довольно большой, и я стал писать производителям мультипликации, чтобы спросить, но никто мне ничего не подсказал. Мы эту сумму предложили, нам отказали. Почему существуют разные схемы работы с производителями?

Олеся Мясникова:

История самого производства одна, а если мы говорим просто про покупку прав, то здесь свои принятые правила. То, что Вы говорите, действительно есть такая схема, роялти, есть опция фиксированной продажи, когда, условно, платишь 100 рублей, и на год продали контент. Все по-своему рассчитываются, и это зачастую зависит от контента, экономики.

Олеся Мясникова:

Как START работает с поставщиками, по какой из этих схем?

Олеся Мясникова:

Индивидуально с каждым, но в большей степени на фиксе, когда покупаем права за фиксированную стоимость.

Алексей Ходорыч:

Как Вы пришли в эту индустрию? Я Вас и раньше встречал на «Суздаль-фесте», думал, что Вы из мира анимации, однако…

Олеся Мясникова:

С 2015 очень активно в мире анимации, и стали сначала изучать рынок, потом в нем оказались, и сейчас уже неотъемлемая часть рынка, даже слабо себя представляю глобально где-то еще, но жизнь длинная, посмотрим.

Пришла я в мир медиа интересным образом. Я родилась в Москве, всю жизнь прожила рядом со ВГИКом и мечтала, что когда-нибудь я поступлю во ВГИК на продюсерский факультет и буду продюсером, правда, тогда я думала, сериалов и большого кино, не анимации. Но родители внесли свои коррективы, отправили на факультет прикладной информатики, и училась я программированию и как запускать диджитал-проекты, это был первый курс в России, который делал таких специалистов. И после конца второго курса я оказалась на стажировке в СТС-медиа, тогда возглавляла диджитал-департамент Анна-Мария Тренева, которая сейчас отвечает за Фейсбук в России и Восточной Европе, если я не ошибаюсь, и тогда она набирала активно команду, я попала на стажировку и так надолго закрепилась.

Проработала в СТС-медиа 7 лет, занималась видеосервисом, и моя специализация очень сильно пригодилась, потому что то, что мы получали на факультете, на тот момент было актуально и в работе, а потом я пришла в медиа, я же мечтала быть продюсером, жизнь сама сложилась, что вместе с Юлей Миндубаевой занялись анимационным рынком, запускали «Трех котов», я была частью команды, и «Царевен» я даже застала. Потом мы перешли в видеосервис на детское направление, и постепенно, в течение полугода поняли, что без создания контента мы точно жить не можем, и появился Storytime, который и сейчас производит проекты. Два запустились, порядка шести в девелопменте, и в ближайшей перспективе мы начнем выпускать новые проекты.

Алексей Ходорыч:

Вы на руководящих постах, как продюсер Вы еще не выступали в этой компании.

Олеся Мясникова:

Я была исполнительным продюсером в «Букабу», «Кругляшах», погрузилась полностью в этот процесс, сейчас в Storytime я операционный директор. Продюсирование остается в какой-то части, но в большей степени занимаюсь операционными вопросами.

Алексей Ходорыч:

Детскими фильмами START планирует заниматься? Я не говорю о семейных, а именно детские, которые рассчитаны на детей, а не на детей с родителями, то, что было в советское время. Этот формат перспективен, востребован или лучше всегда делать что-то, что будут смотреть и дети, и взрослые, если мы говорим про фильмы?

Олеся Мясникова:

Мы сейчас смотрели в сторону тинейджеровской истории, фанатская база «Гранда», «Фитнеса», думали сделать что-то анимационное для них. У нас есть в девелопменте тестовый проект на аудиторию 7-12, попробуем сделать, посмотреть, как эта история заходит, но 14-16 пока нет, для нас это вопрос более поздний. Мы сейчас сконцентрировались в первую очередь на детках, дошкольниках и будет тестовый проект повзрослее.

Алексей Ходорыч:

С чем связано, что на рынке анимации все-таки не очень много продуктов для 10-12 лет? Есть предположение, что в основном мультфильмы любят дошкольники, это самая лакомая аудитория и по времени, и когда еще была реклама на Youtube, это и для Youtube было выгодно, но у нас «Классный журнал» ориентирован на аудиторию от 7 до 13, и судя по письмам, по общению знаем, что эти дети тоже любят мультфильмы. Почему все-таки эта аудитория до сих пор не очень охвачена, какие тут есть проблемы?

Олеся Мясникова:

В какой-то момент на эту аудиторию были мультфильмы, и достаточное количество, и все пошли в дошкольную часть. Сейчас потихонечку уходят проекты именно для этой аудитории, немножко открытый остался рынок, который можно занимать. Но здесь есть свои внутренние экономические вещи, мы все прекрасно понимаем, что анимация окупается за счет мерчендайзинговых прав, и аудитория 10-12 уже не сильно покупает мерч, поэтому здесь экономический фактор. А второй фактор в том, что настолько сейчас поменялась детская аудитория, я прекрасно помню, когда мы запускали «Трех котов», на тот момент мы анализировали аудиторию, и дети действительно смотрели мультфильмы, а сейчас они настолько быстро взрослеют, настолько больше погружены в интернет, компьютеры, гаджеты, что аудиторию 10-12 надо искать в TikTok, Инстаграме, для них сейчас социальные сети стали более влияющей вещью, чем мультфильмы, хотя они смотрят, я уверена, но больше потребляют в какой-то другой конфигурации.

Алексей Ходорыч:

Поскольку в этом году питчинг, который был организован Союзмультфильмом, касался именно этой аудитории, можно сделать вывод, что Союзмультфильм присматривается к этой аудитории, значит, этот обнаженный фланг будет закрываться.

Олеся Мясникова:

К нам на видеосервис приходит много иностранных проектов, и я не всегда могу сказать, что они очень подходят для российской аудитории, для российской ментальности. Поэтому российской анимации можно смотреть в эту сторону.

Алексей Ходорыч:

Чем STАRT отличается от других видеосервисов? Многие подписаны на ваши сервисы.

Олеся Мясникова:

Я сама подписана не на один сервис, и это порядка 3-4, START входит в эту подписку, и смотрю абсолютно на разных сервисах контент, прихожу за определенными тайтлами. START отличается от других тем, что мы создаем качественный российский оригинальный контент, это наш основной фокус, который мы несем в массы, и это то, ради чего приходят на START, смотреть собственный оригинальный контент, который мы создаем внутри. У нас большая экспертиза, и видеосервис родился от тех людей, кто создает контент.

Алексей Ходорыч:

Для других видеосервисов это одно из направлений, а для вас основное. Действительно ли российской аудитории не хватает российской анимации?

Олеся Мясникова:

Если смотреть в срезе сравнения с 2015 годом, когда мы только пришли на этот рынок, рынок анимации уже сформировался, потом он начал набирать обороты, и сейчас мы на рынке видим хорошие анимационные проекты, которые могут смело соперничать с международными. Российская анимация сделала не то, что несколько шагов вперед, она семимильными шагами убежала, и на текущий момент много не мало, и мало не много, есть куда стремиться, все равно интересно видеть новые проекты, особенно когда какие-то проекты уже свой жизненный цикл отживают, им на смену приходит что-то новое. Нам присылают новые идеи, и столько есть интересного, что можно воплотить в жизнь. Но при этом то количество, которое есть, это вау.

Алексей Ходорыч:

Может быть, Вы скажете, что ищете, что-то конкретное?

Олеся Мясникова:

Что-то конкретное точно не буду говорить, но мы всегда готовы рассмотреть разные идеи, любая идея может таиться, и потом ее найти, придать ей огранку, и она будет прекрасной на любую аудиторию.

Алексей Ходорыч:

Вы рассчитываете, что ваши продукты будут не только на российских платформах, но и на зарубежных, или они там уже представлены?

Олеся Мясникова:

В Storytime не только российская команда, но и международная, и мы изначально, когда делаем проекты, ориентируемся на международный рынок. И «Кругляши» сделаны ровно с этим уклоном, они сейчас активно ушли в даббинг, дублируются на английский, и мы их собираемся выпускать на международный рынок. Изначально на первой стадии девелопмента мы уже привлекаем международную команду и всегда смотрим с уклоном на международную дистрибуцию.

Алексей Ходорыч:

И вы тогда уделяете особое внимание участию в различных зарубежных мероприятиях. Где вы участвуете?

Олеся Мясникова:

Мы не стараемся участвовать в крупных питчингах. Обязательно присутствуем на всех мероприятиях, но ходим точечно и показываем проекты определенным командам, если это соинвестирование. Если дистрибуция или просто уже готовый продукт, мы встречаемся, разговариваем. Как раз перед закрытием всего мира «Кругляши» участвовали в питчинг-сессии в Майами, первый опыт, но мы все равно стараемся для более успешных результатов точечно проходить по рынку, помимо презентаций.

Алексей Ходорыч:

На какие языки дублируете?

Олеся Мясникова:

Пока «Кругляши» только на английском, мы смотрели еще в сторону других языковых версий, но пока решили немножечко повременить, сейчас английский запустим и пойдем в другие языки.

Алексей Ходорыч:

Китай рассматривается, или там очень много своего?

Олеся Мясникова:

Китай – очень интересный рынок, сложный и масштабный, закрытый отчасти, мы смотрели и смотрим в сторону Китая, у нас даже есть ряд переговоров, я надеюсь, что все случится.

Алексей Ходорыч:

Корейский рынок впечатляющий. Как-то нас приглашали на встречу с корейцами, прислали списки корейских компаний, я был впечатлен и думал, неужели когда-нибудь и у нас такой масштаб приобретет, то есть там десятки компаний, которые занимаются созданием образов, мерчендайзингом, разработкой идей. У нас когда-нибудь такое будет и как к этому можно прийти? Может быть, что-то мешает, чтобы мы к этому пришли, или это дело времени?

Олеся Мясникова:

Это дело времени, потому что корейская анимация начала развиваться раньше, чем мы. Пандемия тоже дала свой определенный отпечаток на любую индустрию, везде есть свои отголоски, и мы научились трансформироваться, стали больше в онлайне, стали делать более оперативные, мобильные вещи, и потихоньку Россия придет к более глобальному мерчу. Мы и так начинаем набирать обороты, просто иногда надо время.

Алексей Ходорыч:

В продаже по-прежнему мартовский номер «Классного журнала», он посвящен фотографии, как всегда, есть постер внутри, новости, шарады, сканворды и комиксы, в каждом журнале по нескольку комиксов. И «ПониМашка», третий номер посвящен кино. Сейчас покупать бумажную прессу стало сложнее, киоски закрываются, поэтому лучше всего подписаться на Почте России, и обязательно зайдите в Youtube, вбейте мультфильмы про «ПониМашку».

Еще до того, как мы стали заниматься анимацией, мы отслеживали все процессы и знаем, что много лет идет разговор, чтобы были возвраты от государства тем, кто используют российские образы в производстве каких-то товаров, и Министерство финансов всегда против. Я понимаю, что это вопрос не к Вам, но Вы рассчитываете на то, что будет что-то сделано, что позволит мерчендайзингу быть еще более эффективным?

Олеся Мясникова:

Последние полгода-год государство активно стало смотреть в сторону анимации, и огромное спасибо Ирине Мастусовой, Ассоциации анимационного кино, которые всячески двигают, помогают анимационной отрасли. Сейчас много разных активностей, они не связаны именно с мерчем, это связано с товарными знаками, другие разные инициативы. Мне кажется, что постепенно будут еще увеличиваться объемы, их не всегда легко получить, но если хочется, то можно все собрать, подготовить и получить. В перспективе почему нет, тем более коллеги от государства достаточно открыты к разговору, и если выносить инициативы с тем, что анимационному рынку это необходимо, нас могут услышать.

Алексей Ходорыч:

Речь от том, чтобы производители могли больше брать российских образов, и предлагали эти затраты компенсировать. Предполагаю, что какой-то производитель маек обращался, ему сказали стоимость образов, и она отпугнула. Надеемся, что когда-нибудь это все будет.

Олеся Мясникова:

Государство очень активно смотрит в анимационную сферу, и это тоже повод к тому, что анимацию слышат и хотят развивать.

Алексей Ходорыч:

Даже компании, которые играют вдолгую, обязательно пытаются получать поддержку от государства, и Storytime принимал участие в конкурсах Минкульта, в этом году вы тоже будете подаваться с какими-то проектами, а на Фонд кино с полнометражными проектами планируете выходить?

Олеся Мясникова:

Наша студия Yellow, Black and White регулярно подается в Фонд кино, но мы в Storytime в первый раз подавались в прошлом году и в этом году обязательно тоже будем пробовать.

Алексей Ходорыч:

Звучала идея, что видеосервисам в России делить нечего, что нужно вместе осваивать этот рынок. Правильно ли я понимаю, что коллеги с удовольствием берут вашу продукцию, а вы с удовольствием берете продукцию коллег?

Олеся Мясникова:

Это я в Суздале высказала такую инициативу. Мы внутри нашей команды, смотря на рынок и что будет дальше, поняли, что было бы интересно вместе с другими видеосервисами объединяться и делать совместные анимационные проекты, выпускать это совместно, так как у анимации другая формула успеха, это охваты, и ни одна площадка, какой бы она огромной ни была, не может обеспечить такого максимального охвата, как если это будет объединение, причем объединение с тем, чтобы дальше тоже дистрибутировать контент. Поэтому мы всячески за инициативу того, чтобы совместно с нашими коллегами делать анимационные проекты и вместе смотреть в одну сторону, и это в том числе отвечает тому, что контент может получиться качественным, потому что мы все равно за качество. Надеюсь, коллеги оценят эту идею, и у нас что-то получится.

Алексей Ходорыч:

Но эта же идея касается не только коллег. К вам приходят студии, и вы с ними готовы работать. Это не сложно технически и с точки зрения принятия каких-то решений, или все вопросы решены? Если вам нравится история, то вы договариваетесь об условиях и запускаете?

Олеся Мясникова:

«Букабу» в копродакшене с «Каруселью», у нас другие проекты в девелопменте с разными компаниями в копродакшене. Нам приносят не только авторы, но и студии, говорят: ребята, мы хотим с вами вместе делать. Мы на стадии девелопмента подключаемся, вместе разрабатываем проект, вместе его дальше производим. Процесс бизнес-части неотъемлем, иногда через тернии, иногда очень легко, но, как правило, всегда путь правильный и финальный найдется.

Алексей Ходорыч:

Вернемся к Суздальскому фестивалю. Когда я много лет писал для журнала «Деньги» про фильмы, общался со сценаристами, и все сценаристы всегда потешаются, когда продюсеры говорят, что не хватает сценаристов. Сейчас у нас есть штатный сценарист, но он не успевает, нам кто-то нужен в помощь, и мы со многими встречаемся, общаемся и понимаем, насколько сложно найти нужного человека, который попадает в наш формат, в эту аудиторию, учитывает наши пожелания. Тут вопрос не в качестве сценаристов, а в том, что действительно очень сложно найти друг друга. Есть ли у вас такая проблема и как вы ее решаете?

Олеся Мясникова:

Хороших сценаристов много не бывает. Сценаристов всегда ищем, смотрим, но у нас внутри есть очень интересный кейс. Василий Куценко, который является креативным продюсером Yellow, Black and White, генеральным продюсером в Storytime, пишущий продюсер, пишет сценарий для «Кругляшей», и он потихоньку своих коллег по цеху, кто занимался взрослыми сценариями, подтягивает в детскую историю, и коллеги, будучи даже ориентированными на взрослую аудиторию, зная, как правильно писать структурно, у нас пишут детские проекты. Есть редакторы, которые живут в детских проектах, какие-то вещи корректируют, чтобы дети не столкнулись с теми вещами, с которыми им нельзя сталкиваться, но спустя время коллеги уже набили руку и могут писать детские сценарии.

Алексей Ходорыч:

У вас уникальная ситуация, играющий тренер сам пишет, вам повезло.

Олеся Мясникова:

Мы правда уникальны, мы единственный на рынке видеосервис, который смотрит со стороны не только видеосервиса, но и стороны продюсеров, у нас око сразу на две стороны, и мы понимаем боль обеих. Интересно, что мы сами внутри делаем проекты, а не просто привлекаем, мы разнообразные ребята, можем все.

Алексей Ходорыч:

Смотрите ли вы в сторону подтягивания к себе образов и идей, которые уже были когда-то популярны? Многие из них уже есть у Союзмультфильма, они сделали «Простоквашино», будут делать «Ну, погоди!», но есть много других проектов, тот же «Хома и Суслик», и автор Альберт Анатольевич Иванов продолжает писать, у него 25 книг, которые в Китае очень популярны.

Олеся Мясникова:

Мы не смотрели в нишу резапуска наших старых проектов, любимых с детства, у коллег из Союзмультфильма прекрасно получается, они прокладывают дорожку в эту сторону. Возможно, в какой-то перспективе посмотрим, но мы сейчас активно развиваем текущие свои проекты, на них сконцентрированы, естественно, берем новые идеи, ищем, но этот год для нас важен тем, чтобы запустить текущие проекты.

Алексей Ходорыч:

У вас появятся не анимационные, а обычные фильмы для детей в виде сериалов, насколько это может быть востребовано?

Олеся Мясникова:

Пока в девелопменте нету, но если есть идеи, мы можем посмотреть в этом направлении. Игровые сериалы у нас все равно присутствуют для тинейджеровской аудитории.

Алексей Ходорыч:

Спасибо огромное, что к нам пришли. Подписывайтесь на наши журналы.