Алексей Ходорыч:
Добрый вечер, сегодня в эфире программы «Классное детство» директор по связям с общественностью Института развития интернета Николай Тертычный. И бессменные ведущие Полина Коротун, издательство «Открытые Системы», «Классный журнал», «ПониМашка» и прочие издания, и я, Алексей Ходорыч. С недавних пор Институт развития интернета получил полномочия по поддержке позитивного контента. Николай, расскажите о Ваших новых полномочиях.
Николай Тертычный:
Это не только позитивный, но и социально значимый контент. Организация была наделена этими полномочиями в 2020 году, с этого времени мы проводим конкурс на создание интернет-контента для молодежи. Все это происходит в рамках нацпроекта «Культура» и финансирование порядка 3 миллиардов рублей в год.
Контент отбираем на конкурсе, это не гранты, гранты мы не даем, то есть вы заходите к нам на сайт, заполняете заявку, и ваш проект должен отвечать определенным конкурсным требованиям, социальной направленности, волонтерству, много тем. Есть у нас жюри, которое выбирает эти работы. В прошлом году мы поддержали 211 проектов, а в этом году у нас уже 40 проектов будут реализованы, может быть меньше, сейчас идет заключение договоров.
Алексей Ходорыч:
Владимир Путин в 2018 году дал поручение поддержать позитивный контент, и это дало старт поддержке социально значимого контента?
Николай Тертычный:
Я в тот момент не работал в Институте развития интернета, но судя по публикациям, которые начались как раз с этого момента, когда Президент заявил о поддержке контента, я думаю, что тогда было решено создать специальную структуру или наделить уже существующую структуру. Тогда же началась работа над нацпроектами, и я думаю, что Вы правы.
Полина Коротун:
Это контент, который рассчитан на молодежь. Кто у нас молодежь?
Николай Тертычный:
По закону – от 14 до 35 лет. Когда вы подаете заявку, основной показатель – это количество просмотров, и аудитория, которая должна быть 14-35 лет.
Алексей Ходорыч:
Нас интересует более младшая аудитория.
Николай Тертычный:
Если будет принято решение об изменении паспорта, то мы с радостью будем поддерживать такой контент, потому что объективно этого контента на сегодня не хватает.
Алексей Ходорыч:
Мы в одном из проектов одержали победу. DobroData, это база данных, объединяющая проекты о добрых делах. Из первых уст мы знаем, что эта структура работает неформально, потому что подчас и в 9 вечера идет переписка.
Николай Тертычный:
Так как заявок много, оценка контента многоступенчатая. Может показаться громоздкой структура, но каждый проект ведет продюсер, у каждого проекта есть менеджер, проектов много, и девочки работают на износ. Заявки сначала проходят валидацию, то есть вы подались, ее оценивают на соответствие конкурсной документации, поэтому мы всех призываем внимательно читать конкурсную документацию, потому что если у вас будут какие-то ошибки, могут эту заявку отправить на доработку, даже если этот проект очень достойный.
Алексей Ходорыч:
Какую максимальную сумму можно получить?
Николай Тертычный:
Были в прошлой сессии ограничения, сейчас таких ограничений нет, проекты видеоконтента до 20 миллионов рублей.
Полина Коротун:
Давайте поговорим про сам контент, потому что когда мы говорим слово социально значимый, все немножко начинают грустить, но мы говорим не о каких-то занудных проектах, а это очень классные сериалы и проекты в соцсетях. Расскажите о Ваших любимых или самых выдающихся за это время, которые выстрелили.
Николай Тертычный:
У нас главная цель – донести определенный посыл до аудитории, то есть здесь важна форма, если это будет скучно, это не будут смотреть. Я бы в первую очередь отметил наши сериальные проекты «Трудные подростки», во многом неоднозначный сериал, но он очень хорошо принят аудиторией, и рейтинг 7,5 на Кинопоиске о многом говорит, и уже ждут 3 сезон.
Сериал «Новенький» о буллинге в школе, острая тема, о которой нужно говорить, сериал очень достойный. «Естественный отбор» – про свидание в интернете, как люди знакомились через приложение, и там поднимается социальная тема принятия человека, каким он есть, потому что часто люди ищут идеал и не могут его найти, и как раз этот сериал учит принимать людей такими, какие они есть. Там абсолютно прекрасно сыграла Мария Корытова, режиссер Кирилл Алехин, это его откровение, и как режиссер он действительно снял очень сильную историю. Во многом это открытие, потому что художественное раньше он не снимал, у него были документалки. Будем надеяться, что когда-то он перейдет и на полный метр. Всем советую, очень интересный, хороший контент.
И, конечно, контент о войне. У нас было достаточно много такого контента в прошлом году, во-первых, это было 75-летие Победы, была специальная тематическая линия «Живая память», которая была направлена на привлечение производителей контента к этой теме. Много достойного контента, например, «Исчезающие истории», это художественный проект в Инстаграме, снятый вертикально, коротенькие ролики по 1 мин. 40 сек., и сняты они на основе воспоминаний ветеранов, которые по тем или иным обстоятельствам сейчас находятся в домах престарелых. Этот проект был совместно с фондом «Старость в радость», получил достаточно много наград на фестивалях.
О наших проектах можно говорить долго, они очень разные, есть и те, которые поднимают психологические проблемы молодежи, есть региональные проекты. Много проектов, которые рассказывают о людях, что они делают, какие поступки совершают, очень важно находить героев, потому что недавно был соцопрос, который показал, что большинство молодежи считает героями членов своей семьи. Герои во многом те, кто возрождает деревни, кто оказывает помощь бездомным, в том числе бездомным животным, открывают приюты, и о них надо говорить. На Западе это очень характерная тема, они очень любят такое кино. В Германии очень много на ТВ транслируется коротеньких сюжетов о героях, это общемировой тренд, и это здорово.
Алексей Ходорыч:
У вас особое внимание именно к видеоконтенту?
Николай Тертычный:
Это просто такая особенность, потому что люди воспринимают больше видео. Поэтому у нас 60 процентов видеоконтента.
Полина Коротун:
В TikTok было что-то?
Николай Тертычный:
Сериал «Янгстерс».
Алексей Ходорыч:
Как происходит оценка?
Николай Тертычный:
Проект проходит валидацию, ребята смотрят, соответствует ли он определенным требованиям, которые у нас прописаны в документации. Если есть несоответствие, вам говорят, что надо исправить. Часть заявок отваливается, например, было 450 заявок на первой сессии в ноябре, сейчас 330 осталось, которые приняли участие в конкурсе.
Заявка оценивается по очень многим критериям, это балльная система. Оценивается команда проекта, насколько она известна, кто в нее входит, насколько она большая, оценивается стоимость проекта, если она завышена, то вы получите меньше баллов, есть определенный коридор цен, художественная часть. У нас есть независимые отраслевые эксперты, целый пул, порядка 60 человек, которым эти заявки распределяются, у каждого личный кабинет, и в личном кабинете оценивают эти заявки. Они оценивают художественную часть, команду проекта. У нас 2 эксперта со стороны индустрии, 2 эксперта со стороны ИРИ, они смотрят насколько проработан бизнес-план, стоимость проекта не должна быть завышена, рейтинг проектов.
Проходной балл может варьироваться, в прошлом году он начинался с 7, сейчас от 7,5, потому что качество проектов выросло, то есть отсекается определенное число проектов, остается 70-100. Эти проекты рассматривает уже конкурсный комитет, возможно, у нас будут в будущем спичи по аналогии с Минкультом, ведь если ты защищаешь свой проект, ты можешь повысить шансы на успех, хотя у нас есть видеопрезентации. Когда люди подаются, они подают презентацию в виде pdf и презентацию видео, где рассказывают о своем проекте. Если там заняты какие-то знаменитости, представляется бумага, что такой-то человек у нас будет участвовать в проекте, это определенная гарантия, мы стараемся максимально перестраховаться.
Конкурсный комитет оценивает и составляет короткий список, он тоже может варьироваться, в зависимости от качества могут войти 50 проектов, 60. И финальный этап – это наблюдательный совет как высший орган, который принимает основное решение. Конкурсный комитет рекомендует, наблюдательный совет принимает решение, и дальше мы вешаем новость на сайт, рассылаем релиз и уведомляем всех наших конкурсантов победили они или нет.
Алексей Ходорыч:
То есть получается, что даже если проект содержательный, очень интересный, но команда малоизвестная, на первом этапе им могут поставить низкий балл за команду, а потом уже на высшем уровне, если все равно скажут, что проект интересный, какая разница, какая команда, он может выиграть?
Николай Тертычный:
Конечно, иногда бывало, что проекты ниже баллом тоже проходили. Здесь главное опыт. Если у человека нет вообще никакого опыта участия в подобных проектах, это вызывает вопрос. Когда указывается команда проекта, человек должен сказать, что я участвовал там-то, снимал то-то, это важно. А если вы имеете в виду участие знаменитостей в проекте, это уже другой вопрос.
В прошлом году была очень креативная команда DIKIDIGITAL, они сняли «Дрон профессора Дервиля». Молодая команда сняла прекрасный проект, и он прошел. Проект направлен на развитие внутреннего туризма, посвящен красотам Карелии, и там соединена графика с натуральными съемками, мультяшный дрон путешествует по разным местам, и у него есть специальные сенсоры, которыми он видит великанов и так далее.
Полина Коротун:
Я регулярно отсматриваю в ВК вашу страничку, где выкладываются все проекты, потому что когда публикуют победителей, не всегда понятно, что это за проект.
Николай Тертычный:
Когда мы заключим договор, вывесим презентацию со всеми проектами. Сейчас сайт обновляется, и там будет библиотека контента, но пока это будет в виде ссылок, а потом может быть что-то типа площадки для просмотра контента, потому что он весь разбросан и нельзя в одном месте посмотреть. Надеюсь, в ближайшие месяцы она запустится, это госденьги, и люди должны видеть, что на госденьги делается.
Что касается внутреннего туризма, в новой сессии в 2021 году будет проект «Куда глаза не глядят», этот тревел-реалити, его ведущим будет блогер, достаточно известный путешественник Владимир Васкевич, он потерял зрение еще в младенчестве, но очень любит путешествовать. Это будет интересный проект, и надеюсь, что у ребят получится хорошо снять.
Полина Коротун:
Самое время поанонсировать наши новые проекты. Свежие номера «Классного журнала» и «ПониМашки» тоже посвящены контенту. В «Классном журнале» мы говорим об истории фотографии, как снимать и делать классные фотографии, думаю, что детям и младшим школьникам это будет очень полезно, а в нашем журнале «ПониМашка» для дошкольников мы снимаем кино. ПониМашка со своими друзьями отправляется на киноплощадку, и они придумывают кино, снимаются. Эти журналы только вышли в продажу, они у нас будут до начала апреля в продаже в киосках, супермаркетах, можно покупать электронные версии журналов у нас на сайте, всегда можно оформлять подписку, тоже социально значимый, интересный и позитивный контент, но в печатной форме.
Алексей Ходорыч:
И у нас есть постоянные конкурсы. Если у вас есть активный ребенок, то очень высока вероятность, что он победит. Расскажите о ближайшем будущем, что-то меняется по правилам, номинациям?
Николай Тертычный:
Тематические направления, которые есть у нас, остаются без изменений за исключением «России 21 века», там будет немножко изменен текст, потому что мы сейчас переходим на систему тегов для нашего удобства, чтобы мы понимали, какие темы интересуют наших конкурсантов. Эти темы были специально сделаны общими, чтобы дать людям возможность творчества: волонтерство, проблемы молодежи, достижения, успехи. Туда можно включить весь контент.
Полина Коротун:
Но проект должен соответствовать какой-то тематической линии?
Николай Тертычный:
Да, поэтому мы сейчас делаем следующим образом: вы открыли личный кабинет на сайте, хотите подать заявку, выбираете «Общество» и тег «Семья» и «Дети», и автоматически привязывается тематическая линия. Это просто для нашего понимания, чтобы мы знали, какие темы меньше, больше популярны, чтобы в дальнейшем делать акцент на определенную тематику.
Алексей Ходорыч:
Учитываются пожелания, предложения участников конкурса?
Николай Тертычный:
Все предложения мы активно отслеживаем, в том числе в комментариях, и то, что приходит на почту, и чтобы упростить жизнь нашим конкурсантам, сделали обучающую программу, она бесплатная. Если вы не очень умеете работать с документацией, то вы можете зарегистрироваться, там есть обучающие модули, видео наших подрядчиков, которые уже выиграли конкурсы и могут что-то рассказать. Поэтому мы следим за тем, что пишут о нас, и прислушиваемся к мнению.
Полина Коротун:
Это полезно не только для участия в конкурсе, но и вообще будет полезно для участия в любых конкурсах или при презентации своей программы, потому что там очень понятно объясняется, как свой проект представить, подать и про что нужно говорить. Мне очень понравилось, я проходила обучение в первой сессии.
Николай Тертычный:
Каждый раз, когда меняется документация, туда вносятся изменения. Сейчас у нас технический перерыв, 15 марта мы возобновляем прием заявок, это связано с тем, что вносятся изменения в документацию. И одно из самых главных – это то, что мы будем поддерживать UGC контент, то есть пользовательский контент, это вирусный контент. Например, к нам приходит какое-то агентство, говорит, у нас есть такой классный проект, флэш-моб, какой-то блогер постит видео, которое создано заранее, и он сам может податься. И потом это видео расходится по сети, у него появляется вирусный эффект: купил продукты одинокой бабушке, запостил, и это уже распространяется дальше, какой эффект от этого может быть колоссальный. Если эта тестовая история будет успешной, конечно, она будет сохранена. Раньше нельзя было UGC контент, потому что непонятно, как его оценивать. Сейчас решили сделать исключение, и такой контент будет поддерживаться.
Полина Коротун:
Интернет развивается, площадки развиваются, и вам нужно соответствовать.
Николай Тертычный:
Это очень нужная форма, которая может принести серьезный эффект. Главное, контент должен быть сделан талантливо, чтобы он завирусился.
Алексей Ходорыч:
Если кто-то бабушке помог, это все завирусилось, это же уникальный случай, а как это можно оформить в проект? Собирать такие случаи?
Николай Тертычный:
Это будет хештегом отслеживаться. Если вы что-то публикуете, определенный хештег у каждой акции есть. Контент может быть совершенно разный, на усмотрение авторов, но у него должен быть социальный эффект, конкретно сейчас мы говорили о волонтерстве.
Алексей Ходорыч:
У вас есть такая схема, что если что-то конкурсанту непонятно, то прямой ответ не дается, а даются рекомендации пройти обучение, и даже если ты прошел его раньше, то тебя адресуют на новую сессию обучения.
Николай Тертычный:
Возможно, такое есть, если поменялась документация, потому что каждый раз программа обучения меняется в зависимости от изменений документации, и они могут быть достаточно серьезными, это надо отслеживать. Обучение тем и классно, что вы можете, не разбираясь особо в документации, сразу пройти этот курс и будете понимать, как что оформить. Но мы, конечно, советуем всегда документацию внимательно читать, потому что чем внимательнее вы прочитали, тем лучше у вас оформлена заявка, тем больше шансов, что она пройдет валидацию и дальше уже поступит, потому что при серьезных ошибках заявки отклоняются.
Полина Коротун:
В конкурсе могут принимать участие кто захочет?
Николай Тертычный:
Не совсем так, все-таки индивидуальные предприниматели и юрлица, потому что это госденьги.
Полина Коротун:
Но это не только конкурс для серьезных компаний. Если ты классный в своем деле, ты можешь попробовать подать, получить и сделать такой проект. А было такое, что проект проходит, а в середине что-то не получается?
Николай Тертычный:
Никто никого не штрафует. Мы не вторгаемся в художественную часть, но мы можем что-то поправить, жесткие сцены вырезать, если что-то не соответствует законодательству. Если нарушаются сроки сдачи контента, то можно их продлить, все решаемо.
Алексей Ходорыч:
То есть таких ситуаций, что кто-то выиграл, а потом не справился, нет, потому что контроль идет на этапе отбора такой, что такого в принципе быть не может.
Николай Тертычный:
Мы стараемся, чтобы таких ситуаций не было, потому что это все чревато определенными сложностями для нас в том числе, потому что с госденьгами не просто работать.
Алексей Ходорыч:
Что нужно сделать, чтобы выиграть? Понятно, что пройти обучение, изучить все проекты, которые уже были.
Николай Тертычный:
Надо смотреть тематику, чтобы это носило социально значимый характер, потому что это требование нацпроекта, и в принципе контент должен приносить пользу. Он может быть развлекательным, и в период пандемии мы поддерживали развлекательный контент, но он нес какой-то смысл в себе, чтобы люди отвлеклись.
Алексей Ходорыч:
Вот эта социальная значимость подчас вызывает споры или здесь все очевидно?
Николай Тертычный:
Не всегда очевидно.
Алексей Ходорыч:
Допустим, я за проект, который позволяет людям не втягиваться в социальные сети, учит правильно распределять время.
Николай Тертычный:
Конечно, он несет смысл, полезный посыл для общества. Кстати, у нас был коронавирусный антикризисный контент, как правильно распределять свое время.
Полина Коротун:
Мой любимый проект – мультиратура, и жалко, что нет возрастной аудитории младше 14 лет, потому что очень хотелось бы и произведения для начальной школы тоже подать в игровом формате.
Николай Тертычный:
Даже если судить по просмотрам, они заявляли 300 000, а собрали полтора миллиона. Если говорить о военной тематике, у нас будет в этом году очень классный проект «Африка», рабочее название было «Героев не едят», это короткометражка про блокадный Ленинград, там снимается Екатерина Гусева и Игорь Петренко. Действие происходит в блокадном Ленинграде, двое подростков находят собаку, голод, и у них дилемма – забрать ее домой или съесть. Трогательная история, очень пронзительная и основана на реальных событиях. 1 мая в интернете будет премьера.
Алексей Ходорыч:
Все проекты, о которых Вы рассказываете, достойны того, чтобы о них услышали.
Николай Тертычный:
У нас будет интересная история, связанная с советским дизайном, будет два проекта, посвященных 60-летию полета в космос, один проект делает «Комсомолка», он будет посвящен именно Гагарину, а второй проект делает «Апокриф медиа», и он посвящен Королеву. «Комсомолка» выходит как раз в День космонавтики, а «Апокриф медиа» в августе, если у них сроки не сдвинутся, даты все время плавают, связанные с выходом контента, поэтому я говорю примерно.
Полина Коротун:
У меня свое личное пожелание по проектам, мне кажется, что мало проектов по здоровью, они есть, но их не так много. ЗОЖ, спорт, профессиональный спорт – можно было бы интересно подать эту историю, для молодой аудитории это то, что надо.
Николай Тертычный:
Возможно, такие проекты были, просто все 300-400 заявок я не осматривал, но среди победителей точно не много.
Полина Коротун:
Но пока ни в какую тематическую линию не вольешься с этим.
Николай Тертычный:
Они максимально общие, и такие проекты мы будем приветствовать.
Алексей Ходорыч:
Может быть, есть какая-то тема, которую Вы ждали, а никто не предлагает?
Николай Тертычный:
Про спорт Полина правильно уловила, а так все темы, связанные с социальной повесткой, присутствуют.
Полина Коротун:
Все проекты можно посмотреть в группе в ВК, Инстраграме. Есть предпочтение по соцсетям?
Николай Тертычный:
Все соцсети. Rutube не особо, подрядчики сами его не ставят, в основном это Одноклассники, ВК, Инстаграм, Youtube, но мы выступаем за наши площадки.
Алексей Ходорыч:
Говорят, сейчас владельцы Rutube активизировались в связи с тем, что с Youtube проблемы.
Николай Тертычный:
Будет здорово, если эта площадка сможет конкурировать с Youtube.
Алексей Ходорыч:
Спасибо большое за эфир. Друзья, не забывайте подписываться, потому что журнал в почтовом ящике – это всегда классно.