Дмитрий Ахтуба:
Друзья, здравствуйте, «Мединвестклуб с доктором Ахтуба» и Натальей Анисимовой. Как обычно, говорим в нашей программе о новых проектах, что интересного произошло в медицине.
Наталья Анисимова:
У нас стартовал очень интересный обучающий модуль в Сколково, и мы будем пытать первого выпускника образования МВА в медицине блистательного Глеба Пекли. Мало того, что ты являешься фотомоделью, телемоделью, ты представляешь собой собирательный образ красивого стоматолога, к которому приятно ходить. Как учатся красивые доктора? Что такое МВА в медицине?
Глеб Пекли:
Я проучился не только в управлении в медицине, которое было в Сколково, но и на другом потрясающем курсе Практикум, который по поводу предпринимательства и инноваций в сфере бизнеса дал мне намного больше, чем медицина в Сколково. Если говорить, как я вижу медицинское будущее и в принципе будущее в основных отраслях, то у нас ближайшие 10-15-20 лет будет преобладать здравоохранение, куда будут инвестироваться большие деньги, финтех и IT, это три кита, на которых будут строиться любые новые инновации и туда побегут все инвесторы.
Что касается стоматологии, это одна из самых прогрессивных сфер медицины, которая сразу же впитывает в себя все инновации и максимально быстро их доводит до конечного пользователя, то есть пациента. Цифровые стоматологические концепции, которые для кого-то сейчас покажутся будущим, уже более чем реальность и просто будут прогрессировать, и настанет тот прекрасный момент, когда врач из действующего субъекта станет просто оператором цифровых систем.
Дмитрий Ахтуба:
Как ты пришел в медицину?
Глеб Пекли:
У меня семья врачей, и с девятого класса я начал рассматривать, куда мне можно поступить, но так как семья врачей давила на меня своим авторитетом, и с детства мне нравилось все, что происходит с организмом, даже олимпиаду по биологии выиграл в Москве, поэтому выбор был предрешен, нужно было определиться со специализацией. Поступил я во второй мед на леч и стомат. И выбирая между лечебным делом и стоматологическим, мне один очень умный и уважаемый мною человек сказал, что стоматология – это то направление в медицине, где ты очень быстро видишь результат своей работы, и пациент говорит тебе спасибо за то, что он тоже видит. Это было для меня решающим фактором, почему я пошел в стоматологию.
Наталья Анисимова:
Я всегда изучаю вопрос эмоционального напряжения у врачей-стоматологов, которые представляют собой первое место среди врачей, когда мы работаем в достаточно интимной сфере, меньше 40 сантиметров рядом с пациентом, когда он находится в сознании, когда весь этот микробный аэрозоль находится на нас, живем мы по статистике всего лишь 54 года по сравнению с другими врачами. Как ты стараешься разгружать себя, потому что пациентов много, они хотят результата, и работая в ортопедической стоматологии, мы получаем большое количество стресса со стороны пациентов, потому что их ожидания не всегда выяснены, не всегда совпадают с реальностью. Как ты борешься со своим эмоциональным выгоранием?
Глеб Пекли:
Может быть, у меня стабильная психика, но я не испытываю больших проблем в общении с пациентом, у меня конфликтных ситуаций, которые могли бы как-то повлиять на мое эмоциональное состояние, наверное, на одной руке по пальцам можно пересчитать. Поэтому не могу сказать, что я очень перенапрягаюсь на работе эмоционально, я получаю кайф от своей работы, потому что мне посчастливилось сразу же зайти в ту область и с теми навыками, учиться у тех людей, которые дали мне очень высокий уровень стоматологической компетенции, и я работаю в эстетической стоматологии в сегменте, который пересекается с медициной, красотой, и мне очень нравится творить с людьми не только здоровье, но и новые образы, мы находимся с пациентами в гармонии.
Я всегда говорю, что 90 процентов успеха вашего лечения зависит от того, нашли вы контакт с врачом или нет. И если его нет, какой бы грамотный не был врач и как бы хорошо не была сделана работа, у вас всегда останется осадочек или вы будете недовольны. Если вы нашли этот контакт, то своей работой вы будете довольны практически всегда. Поэтому я работаю и принимаю тех пациентов, с которыми нахожу контакт.
Что касается других моих увлечений, это спорт, модное слово здоровый образ жизни в сочетании с правильным питанием. В прошлом году летом я сел на мотоцикл, от этого безумно кайфую. Летом без всяких пробок долетаю до работы, увы, моя работа находится достаточно далеко от дома, и это тот фактор, который меня иногда останавливает там часто появляться, прекрасное изобретение зум дает мне возможность управленческие решения принимать дистанционно. Я обожаю свою дочку, с которой провожу большое количество времени, и это та батарейка, тот заряд, который нивелирует любые проблемы в жизни. И это та жизнь, которую ведет большое количество современных людей, она у меня тоже есть, и она меня подзаряжает.
Дмитрий Ахтуба:
Мы начали говорить о том, что сейчас уже идут изменения на рынке стоматологии. Какие изменения ты ожидаешь в ближайшее время?
Глеб Пекли:
В ближайшую пятилетку большинство стоматологических клиник Москвы и Санкт-Петербурга перейдут на цифру или будут очень сильно к ней стремиться. Будет увеличиваться образование населения в плане стоматологической грамотности, что очень важно, потому что когда в 2012 году я начинал первый свой проект Insmile, который занимался профилактикой, я чувствовал, что люди просто к этому не готовы, большое количество времени уходило на обучение клиента необходимости этой услуги. Я вижу большой прогресс за 9 лет, люди начали понимать профилактику, зачем она нужна, они начали уделять минутку себе и своему здоровью, поэтому следующая тенденция, кроме цифровизации, это упор на профилактические мероприятия, потому что всегда лучше предупредить, чем лечить. Профилактика, эстетика, цифра – это то, на чем сейчас большое количество наших коллег, судя по рекламе в Инстаграме, хотело бы специализироваться, и это тот рынок, который будет расти, и самое важное, что клиент тоже будет понимать, зачем это ему нужно.
Дмитрий Ахтуба:
Если говорить о более далеком будущем, еще какие изменения ты видишь? Все предвещают, что зуботехнические лаборатории исчезнут из нашей практики.
Глеб Пекли:
Есть такое понятие, что человек как биологический вид должен жить около 125 лет, потому что мы растем до 25 лет, и нужно умножить эту цифру на 5, как в других биологических видах, то есть мы еще не добрали того срока жизни, того объема жизненных дней, и считается, что через какое-то время мы будем менять свою профессию раз в 7-10 лет. Поэтому зубные техники – это тот вымирающий вид, который должен подумать о перепрофилировании и пойти на второе высшее образование, чтобы найти себе другую специализацию, потому что цифровые технологии сейчас семимильными шагами влетают внутрь стоматологического приема.
И что касается моей любимой ортопедии, на сегодняшний день уже существуют технологии, которые могут полностью заменить техника, в этом случае техник может быть оператором, который ускорит работу врача, но с развитием искусственного интеллекта и тех программ, которые оцифровывают и обрабатывают это все, и оператор может скоро не понадобиться. И моя идея, что врачи нужны только в моменте работы в полости рта, но через какое-то время родятся в умных умах такие машинки, которые сами будут препарировать, приклеивать, отбеливать, и в этот момент мы станем операторами.
Наталья Анисимова:
Это, наверное, не так плохо, но учитывая, что наш пациент может двигаться, дышать, чихать и страдать от того, что с ним работает робот, все-таки врач так и останется со всеми своими инструментами и навыками.
Дмитрий Ахтуба:
Оператор Анисимова.
Глеб Пекли:
Это будет даже не оператор, а бутиковый доктор, потому что как в других отраслях есть что-то из масс-маркета, который работает на конвейере Тесла, собирает большое количество автомобилей, бездушные роботы, а есть другой бренд, например, Rolls-Royce и Вentley, где строчку до сих пор шьет человек, и за это ты платишь больше.
Дмитрий Ахтуба:
Будут ли организационные изменения, клиники будут меньше по объему? Может быть, будет одно или два кресла, и это бутиковая история, или же 100 кресел?
Глеб Пекли:
Уже достаточно давно все придумано, многие вещи упираются только в регулирование. Если посмотреть на развитые страны, в той же Америке очень сильно развит кулуарный, клубный вариант стоматологического приема: один врач, одно кресло, это его мини-клиника. Там это связано с тем, что у них лицензируется не помещение, а конкретно доктор. В нашем случае пока не так, но мы все равно идем к тому, что доктора, особенно известные, стараются открыть свою клинику, когда работает один автор, одно или 2-3 кресла, небольшие клиники. Эта бизнес-модель однозначно работает неплохо, и мы будем идти в эту сторону, так как раньше была проблема инвестирования в клинику, оборудование стоило достаточно дорого, определенных компетенций у врачей не было, то сейчас управленческие компетенции можно купить на рынке, а оборудование заказать из Китая и сделать свою небольшую частную клинику, если тебе доверяют пациенты.
Что касается внутреннего устройства, то не знаю, насколько быстро это придет, но есть такие тенденции. Я сейчас с IT-отделом веду разработки CRM и ERP-систем, которые минимизируют количество управленческого персонала в клинике, начиная от администраторов, заканчивая маркетологами и управленцами.
Давайте пофантазируем – у нас вместо ресепшена, на который нужно 10 метров по СанПиНу, стоит маленький компьютер. Ты подходишь, набираешь пальчиками свою фамилию, показываешь свой паспорт, все это сканируется, ты проходишь дальше, то есть капсульность, каждый квадратный метр должен чего-то стоить. Уже подобные концепции реализуются, но это из серии фантазии, потому что мы уже обсудили, что за общение люди тоже хотят платить, и пока у нас поколение Х держит деньги, пока поколение Z придет, которому нужно все быстро, все в планшете, в IT, тогда, может быть, и бизнес развернется в другую сторону.
Дмитрий Ахтуба:
В той же Америке есть сообщества стоматологов, и стоматологи сами по себе являются очень активными инвесторами. Идея стоматологического фонда, где люди объединяются, сбросились, например, по 10 миллионов и сделали CRM-систему, потому что тебе одному, может быть, немного тяжело нести расходы по ее созданию. Как ты считаешь, такой фонд может у нас состояться?
Глеб Пекли:
Деньги можно привлекать от разных инвесторов, необязательно иметь специальное понимание, а что касается профессиональных инвестфондов, это было бы интересно и хорошо.
Наталья Анисимова:
В таком случае если всех будут объединять деньги, поспособствует ли это объединению интересов профессионального сообщества, станем ли мы в этом случае ближе, приятнее настроены друг к другу, если деньги будут в общаке?
Глеб Пекли:
Деньги не могут объединять, объединять может идея, она может улучшить нашу конкретную сферу, дать новые импульсы, заняться какими-то проектами. Мне было бы интересно пообщаться с идейными людьми, которые хотят что-то изменить, и это не только вопрос денег, это вопрос идеи, потому что денег на рынке сейчас очень много, а идей нет.
Дмитрий Ахтуба:
Есть такое понятие умные деньги в инвестиционной среде, потому что если в медицину пустить любые деньги, то это может трансформировать медицину. Представим, что пришел человек морально несостоятельный, и он видит в медицине только машину по зарабатыванию других денег. Но он же будет трансформировать наше сообщество. Почему говорю о профессиональных фондах, профессиональных инвестициях, мы сможем управлять этими деньгами более правильно, отдавать их в правильные руки, и если я вкладываюсь в CRM-систему, которую ты создаешь, то я тоже буду частью этой системы, я буду активно заинтересован в ее успехе и себе ее поставлю. Если мы вместе создаем лабораторию, у нас в приоритете не суперденьги, а качество в первую очередь, и мы сделаем лабораторию другого качества. Если мы вместе объединимся и сделаем фонд 500 миллионов, то мы сможем в очень крутые клиники инвестировать и находить молодежь.
Глеб Пекли:
В теории это очень хорошо звучит, на практике будет чуть-чуть по-другому, как всегда. Что касается бурления в любом бизнесе, то его будет стабилизировать рынок, и если даже придут инвесторы, не очень чистые на руку, то их просто отфильтрует рынок.
Дмитрий Ахтуба:
Не всегда так происходит, и мы знаем примеры даже на нашем рынке. Какой опыт нашей отечественной медицины, в частности в стоматологии следует перенять? Где ты сталкивался с наиболее подходящим для нас опытом?
Глеб Пекли:
Америка в любой сфере будет впереди планеты всей, но если взять общую температуру по больнице, Америка, Германия, увы, из-за пандемии мы не смогли доехать до Южной Кореи, там супертехнологичные клиники, супертехнологичная пластическая хирургия, все, что связано с эстетикой, на это нам нужно посмотреть. Но давайте будем объективны, что в России огромное количество прекрасных врачей, но если опять же взять среднюю температуру по больнице, то у нас есть проблемы в медицине, в стоматологии. Поэтому в первую очередь я бы смотрел на государственную медицину, сравнивал ее с другими странами и взял бы какую-нибудь медицинскую модель за эталонную и пытался к ней чуть-чуть притянуть наших врачей и наши клиники в государственном секторе.
Дмитрий Ахтуба:
Что тебе нравится в американской стоматологии?
Глеб Пекли:
Мне нравится, что все врачи находятся на очень высоком уровне, то есть ты ткнешь в любого и возьмешь хороший базовый уровень медицинской помощи. Увы, у нас не так. Хотелось бы, начиная с обучения, чтобы у нас были правильные стандарты, которые выводили бы на рынок грамотных специалистов, и заканчивая оснащением клиник, приемом, ОМС, ДМС и всей структуры.
Если взять сейчас звезд в России, Америке, Японии, звезды всегда на одном уровне, у нас есть в стоматологии такие умницы, на которых просто приятно смотреть, и они многим дадут фору из зарубежных лекторов, экспертов, которые к нам приезжают. Но общий уровень у нас не дотягивает. Поэтому я бы в первую очередь обратил внимание на базовый уровень стоматологического приема в Америке, Германии, Южной Корее, понял сильные и слабые стороны и пытался дотянуть до мировых стандартов.
Дмитрий Ахтуба:
В Америке очень мощно представлено стоматологическое сообщество. В России есть миллион надзоров, которые за нами надзирают и приходят, какие-то безумные вещи спрашивают, а профессионального надзора как раз и нет. Стоматолог может творить черти что, и ничего ему за это не будет, главное, чтобы ведра стояли там, где надо.
Наталья Анисимова:
Как это изменить? Нужно ли создавать определенную новую образовательную платформу, которая будет ходить и смотреть, какой средний уровень образования по больнице? Должно быть профессиональное сообщество или у нас как всегда получится, что мы выпросили еще один надзор?
Глеб Пекли:
Больная тема по поводу оказания грамотной медицинской помощи, потому что в моей сфере мы открываем те же соцсети, которые сейчас являются рекламным зеркалом, и понимаем, что можно очень сильно пациенту обжечься, если он попадет не в те руки, и никак профессионализм того или иного доктора не зарегулирован. Палочная система в любой сфере, в том числе в медицине, как Вы привели пример, за то, что ведра неправильно стоят, нас накажут, а за то, что человек не знает, что те же виниры нужно пилить повышающим наконечником, никто никому ничего не сделает.
Уверен, что ассоциации у нас должны быть, как в Америке, которые регулируют, но это вопрос молодого рынка, который устаканивается, нашему стоматологическому рынку лет 20, небольшое количество времени прошло. Нам нужно создавать грамотные ассоциации, которые будут лоббировать интересы как врачей, так и пациентов, потому что сейчас и с пациентской точки зрения есть проблемы, пациентский экстремизм. Нужно, чтобы стоматологические ассоциации давали регулирование по врачам, но и защищали врачей вместе с этим, потому что у нас защиты никакой нет, мы сами выкинуты в этот океан. Нужен контроль, вместе с этим нужна поддержка врачам, это однозначно.
Наталья Анисимова:
Мы эту тему поднимали, что лицензирование должно переходить в руки каждого врача отдельно, чтобы он нес определенную ответственность, и в помощь нам страховые компании, которые могут выставлять на нашу защиту юристов, которые понимают, что если врач с собственной лицензией застраховал свою деятельность, так или иначе это ему помогает вести себя соответствующим образом с пациентами, то есть пациент в этом ключе, имея претензию или жалобу, будет не с врачом вступать в конфликт, а с юристами от страховой компании, которые всегда выигрывают. Сегодня нам удалось на базе «Деловой России» выстроить диалог со страховыми компаниями, которые в индивидуальном порядке могут страховать клинику на предмет вот таких неудобств, неприятностей, у них есть специальные условия.
Глеб Пекли:
Нужно поменять момент лицензии, лицензия должна быть на враче.
Наталья Анисимова:
И этим вопросом тоже в течение 15 лет занимаются на руководящих постах наши коллеги и упираются в то, что в частном секторе это сделать возможно, а стоматологи в частном секторе и государственном – это две большие разницы ввиду того, что в государственном большой штат, как 300 человек лицензировать отдельно. Я думаю, что мы каким-то образом через аккредитацию специалистов, через непрерывное медицинское образование сможем так или иначе проводить через лицензирование единицы, но это тоже десятилетняя история.
Глеб Пекли:
А нельзя сделать и так, и так? Форму может выбирать конкретно клиника?
Наталья Анисимова:
Не очень входит в эту систему, потому что она должна быть обязательной, и не очень складывается из законодательной базы. Ты говорил о том, что здравоохранение, IT и финтех будут ведущими звеньями в финансировании со стороны государства и частных товарищей. Здравоохранение будущего, где там могут быть интересные перспективы с точки зрения анти-эйдж, продолжительности жизни человека?
Глеб Пекли:
Я бы назвал это не здравоохранение, а здравосбережение. Как выстроена сейчас вся цепочка здравоохранения – это продление определенного рабочего возраста, пока у нас рабочий возраст до 65, то важно человека довести до этого порога, а дальше нашему здравоохранению человек уже не так интересен. Нужно просто перейти на новую форму профилактики во всех сферах медицины, чтобы изменить подходы и врачебные, и человека к самому себе, и здравоохранение сделать здравосбережением.
Наталья Анисимова:
Важно не болеть.
Дмитрий Ахтуба:
Наша программа заканчивается, ждем вас на наших программах, и если у вас есть какие-то вопросы, пишите в соцсетях, мы всегда вас ждем.