Алексей Ходорыч:
Всем привет, в эфире снова программа «Классное детство», я ее ведущий Алексей Ходорыч, издательство «Открытые Системы», журнал «ПониМашка». Сегодня у нас крайне интересный гость Алексей Вайц – член Комиссии по вопросам духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи Совета при Президенте Российской Федерации. Мы знакомы очень много лет, но вплотную по его проекту «Арт-районы» столкнулись этим летом во время сессии, я был в группе по чтению, и я тогда еще подумал, что было бы здорово об этом поговорить, что такое «Арт-районы» и почему именно они могут сделать Россию еще лучше. Начнем с актуальной темы, которую сейчас обсуждает весь интернет, как режиссер Богомолов выступил со своим текстом «Европа 2.0», где высказывает идею, что вовсе России не нужно идти за Европой, Америкой. Что Вы думаете об этом тексте?
Алексей Вайц:
«Арт-районы» – не самостоятельный проект, это вспомогательный проект большого стратегического проекта «Пространственное развитие». «Арт-районы» – это некий пусковой движок. Мы со своими коллегами, занимаясь этим проектом, пришли к твердому убеждению, что у нас совершенно разные культурные коды, это связано со знанием, с принятием решений, и та инвазия культурных кодов, которая происходит, уже совершенно очевидна в экономической, политической, социальной сферах, проникает в культурные сферы, идеологию, мировоззрение и даже духовно-нравственные нормы. И я в этом смысле поддерживаю Константина, мне кажется, он гораздо более глубоких вещей касается, что человек внешне уже сегодня стреножен, идет покушение на человека внутреннего, и тотальный контроль за эмоциями.
Одновременно он говорит о том, что человек из себя представляет колоссальную энергию, которая в созидательном плане колоссальная, он даже с ядерной сопоставляет, но я думаю, что это больше гораздо, потому что человек, особенно в групповых процессах, обладает одинаковой разрушительной и созидательной силой. Есть такой эффект метрономов, если метрономы запустить на столе в разные ритмы, то через 5-7 минут они все синхронизируются, и это очень показательный момент. Когда матросики идут по мосту, им говорят команду «вольно и свободным шагом», потому что если все они будут идти маршем, то от резонанса мост может разрушиться. Точно так же происходит резонанс и в социальной сфере, и в творчестве. Совершенно понятно, что мы гораздо глубже. Паола Дмитриевна Волкова, известный культуролог, говорила, что западная культура внешне безлическая, фасадная, русская культура внутренняя, гротовая, сокровенная. Мы должны отталкиваться от тех основ, кодов, фундаментов, которые заложены в нас.
Мы в 2010 году проводили исследование национальной идентичности в эпоху фундаментальных вызовов, исследование было проведено в 48 регионах с одной лишь целью – найти три основные опорные точки русского сознания. Результатом стало понимание трех основных столпов русского сознания – правда, красота и сострадание. Это удивительная платформа, наше достояние, отсюда строится вся иерархия ценностей, потому что ценностей вообще не бывает, они все соподчинены иерархии, а вся иерархия соподчинена устремленности. Если устремленности нет у человека и если нет у человека точки привязки сознания, происходит распад. Если общество не устремлено, не концентрируется на этой перспективе, на этом образе будущего, на предвосхищении его, происходит распад.
Алексей Ходорыч:
Чем наша цивилизация, наша культура отличается от того, что нам предлагают западные партнеры?
Алексей Вайц:
Если мы говорим о проекции, то в основе лежат мифы, которые в нас заложены. Они закреплены в эпосах, и если сопоставить эпосы наши и западные, то там и там главный герой побеждает зло, там и там празднуют победу, но вот дальше идут серьезные различия, потому что в русском эпосе герой отказывается от лучшей доли, и это видно в фильме «Белое солнце пустыни», даже в культуре. Человек помогает бабушке в метро, она ему говорит: «Спасибо вам», – «Не за что», – то есть она пожелала самого высшего, что можно пожелать человеку – спаси тебя Бог. Он сказал, что ничего такого не сделал, чтобы заслужить. Отказ от высшей доли, поиск смысла, поиск себя, поиск реализации в этом мире, на этом основывается жертвенное служение, совестливость, идеальное намерение, руководство во всем пользой, разумная достаточность. Западная совершенно прагматичная, они руководствуются во всем эффективностью, критический ум, исключительность, доминирование. Мы видим икону сегодняшнего мира, которая говорит нам о том, что высший смысл сегодняшней цивилизации – это обогащение, forbes, это совершенно другие коды, совершенно другие ценности.
Алексей Ходорыч:
Я уверен, что многие зрители, все это прослушав, хотели бы Вам задать такой вопрос – а почему же при нашей такой глубинности и инаковости так получается, что товары народного и другого потребления в лучшем качестве производит кто-то другой? У нас получается оружие и пшеница.
Алексей Вайц:
На что есть запрос элит, то и получается. Посмотрите фильм Кончаловского о Микеланджело «Грех», люди, которые платили деньги – я хочу, чтобы у меня было, а я хочу лучше, и отсюда возникала целая плеяда выдающихся людей, потому что у элиты был запрос. У нас запрос сформировался в 70-е годы на эту цветущую сложность, как говорил Константин Леонтьев, на самобытность, выразительность нашей уникальной многонародной нации. Но не был никак реализован этот запрос, и в виде всяких продуктов, услуг, товаров начал поступать с Запада, но на Западе не просили, чтобы как там была политическая, экономическая, социальная сфера, мы запросили это разнообразие у Запада, но под сурдинку этого запроса к нам пришло все, но только не само разнообразие. Мы не производим ничего сами сегодня, мы не делаем никаких уникальных вещей исходя из собственной самобытности, уникальности, творчества, у нас и творчества как такового нет.
Алексей Ходорыч:
Но в будущем это может измениться или у нас есть миссия, что мы придумываем что-то глобальное, а сборка будет в других местах?
Алексей Вайц:
Мы можем подковать блоху, а зачем – непонятно. Если цель не погружена в контур смысла, как ни странно, она становится злокачественной, то есть мы обязательно должны понимать не что, когда, сколько и почем, а понимать зачем и для чего, это и есть смысл любого нашего действия.
Алексей Ходорыч:
Сейчас многие удивляются, как режиссер либерального мировоззрения написал такую статью, и мало кто замечает, что на самом деле внутри этой статьи содержатся и ответы. И то, что он это написал, является лучшим подтверждением идеи статьи, что в человеке всегда живет две личности – добро и зло. Тема нашей программы «Арт-районы», я немножко спекулятивно назвал, что это социальная сеть нового времени. А чем плохи современные социальные сети, ведь общение – это самое важное, что есть у человека?
Алексей Вайц:
Они не могут быть плохи или хороши, они могут быть либо эффективны, либо полезны. Соцсетями они не могут называться с методологической точки зрения, потому что там нет правил, принципов, там нет культуры, может быть есть некое подобие способа существования виртуальных персонажей, которые совершенно не являются реальными, каждый из себя что-то пытается представить, как некое отражение. Психологи говорят, что 93 процента информации передается невербально и только 7 вербально. Можете представить людей, которые общаются на 7 процентов. Поэтому возникают конфликты, потому что это та часть природы, о которой Богомолов говорит, она мощнее, агрессивнее, начинает просто из соцсетей вылезать на первый план, и начинаются склоки, потому что это не соцсети как сами по себе, это мощнейшие симуляторы. Задачи у них совершенно утилитарные, прекрасно догадываемся какие.
Самый главный ресурс, за который идет борьба во все времена, это внимание, они забирают внимание. Второе – они собирают информацию, для каких целей – уже неважно. И третье – они формируют определенным образом мнение этих участников, подбирая новостные планы, формируя список друзей.
Алексей Ходорыч:
Как появилась идея «Арт-районов» и что это такое?
Алексей Вайц:
«Арт-районы» – это вспомогательный проект темы пространственного развития. Когда мы провели исследование в 2010 году национальной идентичности, мы для себя вывели, что пассионарность человека у нас была на 3,2 балла. Мы не проводили больше таких глобальных исследований, и я думаю, что она еще больше понизилась, и нам для темы пространственного развития необходима была самоорганизация и творческая активность людей на местах, начиная от подъезда, двора, района до города, населенного пункта. И мы вынуждены были подумать, что же это могло бы быть, и мы выявили, что «Арт-районы» есть некий механизм самоорганизации, самодеятельности направления групп в определенном ключе, которые все увязаны призмой творчества, они все связаны с творчеством, о котором мы сегодня и пытаемся говорить.
Алексей Ходорыч:
Сколько направлений?
Алексей Вайц:
У нас на сегодняшний день около 70 направлений, их может быть гораздо больше, и неважно, чем человек занимается – моделирует на компьютере либо делает глиняные горшки, пытается работать с металлом, все, где есть элемент творчества, для нас интересно. У нас даже есть группа инженеров, одна из долгожителей, они уже два года существуют, каждый вторник они собираются, добиваются заметных успехов.
Алексей Ходорыч:
Суть нашей группы, которая связана с чтением, в том, чтобы на местах, в этих «Арт-районах» создавались регулярные клубы читателей, где бы люди собирались, обсуждали, чему-то учились, обменивались мнениями, и точно такие же функции у группы по архитектуре. Появятся эти строения, где можно собираться, а почему туда люди пойдут, они же и сегодня могут пойти в Дом культуры и сказать: а давайте обсуждать книги? Никто не пойдет, все скажут, что нет времени, мы деньги зарабатываем, и так дома редко бываем, мало спим, а вы нам что предлагаете?
Алексей Вайц:
Мы говорили в самом начале о самоорганизации, потому что самоорганизация не беспризорная. Сейчас в стране очень много говорят, причем на самом верхнем уровне, что нужно развивать НКО социального плана, и также нужно подключать творчество к НКО и посвящать этому творчеству, чтобы некоммерческие организации развивались и в творчестве. А некоммерческая организация – это же не юридическое лицо, это конкретные люди. Мы не ставим телегу впереди лошади, не строим сперва, а потом кого-то приглашаем, мы просто работаем с людьми. Если есть на земле какая-то активность, мы ей помогаем состояться, развиться, потому что любая группа развивается по определенным правилам, причем эти правила одинаковы для всех групп.
Сперва группа развивается на уровне как группа, потом она состоялась как команда, а потом она образуется как ансамбль. На первом этапе группа ищет проблематику и формирует свое будущее, на втором этапе она формирует свои правила, принципы, обнаруживает и фиксирует для себя свое предназначение, а на третьем этапе она формирует уже свою культуру и ценности, то есть она уже состоялась как группа. Если этого нет, то и группы нет, это просто имитация. И когда мы помогли участникам одной группы, а поскольку у нас все построено на смотрах, каждая группа растет от смотра к смотру, и почему смотр, а не конкурс – конкурс всегда подразумевает отверженных и избранных, а на смотре запрещено критиковать, соответственно, все участвуют. И от смотра к смотру группа совершенствуется и становится инвестиционно-привлекательной. У каждой группы есть лидер, и когда они уже собрались, то сами ищут себе пространство, финансирование, мы только помогаем.
Оказывается, огромное количество денег есть в разных программах, огромное количество возможностей есть у каждого муниципалитета, у нас есть технологии строительства, которые позволяют возводить быстровозводимые конструкции, не требующие долгих согласований. И когда люди это пространство делают сами, у них другое отношение, нежели построили Дом культуры с колоннами, пригласили, туда пришел, зевая, с чувством, что тебе кто-то что-то должен, а в результате организации этих домов культуры вынуждены людям переставлять ноги. А здесь люди понимают, что они самостоятельны, что они добились сами, что это живое детище, биение пульса которого они ощущают.
Алексей Ходорыч:
Мне кажется, это чем-то сходно с идеями Сергея Самойленко, это мой старый друг, он уже долгое время работает ученым в университете Джорджа Мейсона в США, у него мама всю жизнь работала в Доме культуры, и он вспоминает, как это было в те времена, и делает вывод, что сейчас это просто выхолощенная совершенно работа, это просто центры, где можно получить какие-то услуги. И у него идея, что хорошо бы на государственном уровне определить цели, смыслы, он стремится к тому же, к чему и Вы, но делает это с другой стороны. Я так понимаю, это не очень совпадает с «Арт-районами».
Алексей Вайц:
Это не только не совпадает, это не совпадает с мнением народа, которое очень метко и емко выразил в своей поговорке: все, что сверху, падает, все, что снизу, растет. Поэтому невозможно ничего такого, о чем он говорит, построить сверху, потому что общество состоит из двух ипостасей. Одна – это совет, другая ипостась – это исполком. Посоветовались, пошли что-то делать, то есть это два способа существования. Один – генерация, когда решается что-то, а второй – реализация. А когда реализационная часть пытается воздействовать на генерационную, это оксюморон, потому что первая причина всего – это совет, одноранговые группы, где люди собираются и пытаются что-то производить,
творчество.
Алексей Ходорыч:
«Арт-районы», кроме всего прочего, помогают или помогут в будущем решить проблему с атомизацией общества, когда все сами по себе, и это делается таким образом, что внутри каждого человека есть некие творческие потребности, если это правильно все согласовать на уровне небольшой группы и показать перспективы, то это будет просто разрастаться, как живая ткань, и мне очень понравилось, как Вы однажды в частной беседе, когда я Вас спрашивал, а как же время, Вы сказали, что это вообще не вопрос, а время всегда можно найти. А как его можно найти?
Алексей Вайц:
Удивительная вещь, когда человек начинает заниматься творчеством, у него включаются такие внутренние ресурсы, которые позволяют ему концентрироваться на конкретном предмете. Эту тему очень живо исследовал Абрахам Маслоу, известный нам по пирамиде потребностей, но эта его работа была осуществлена в начале его жизни, а в конце жизни он написал книгу «Новые рубежи человеческой природы», где он приходит к тому, что главное для человека – это уподобиться творцу, и творческий потенциал, о котором говорит Константин Богомолов, гораздо сильнее, чем ядерный взрыв, он гораздо мощнее и огромнее. Единственное, он развивается на этапах самоорганизации. У нас все для этого есть. Создано огромное количество НКО, и призыв первых лиц государства, чтобы НКО участвовала в жизни общества. Есть огромное количество точек кипения, которые агентство стратегических инициатив посеяло по всей стране, это площадки, на которых можно генерить, включать эти процессы генерации. У нас проводится огромное количество стратегических сессий, сам Госсовет происходит в формате одноранговых групп, все процессы для самоорганизации уже запускаются, и мы это видим, отмечаем и очень тихо радуемся. И мы будем точно так же следовать этим процессам, перенимая эти технологии, впитывая, переосмысливая, применяя и развивая.
Алексей Ходорыч:
Если мы попросим всех наших зрителей посчитать, сколько времени они тратят на социальные сети, которые забирают у них не только время, но и энергию, и представить, что вместо этого они занимаются чем-то другим…
Алексей Вайц:
Будет серьезное высвобождение времени.
Алексей Ходорыч:
В какой стадии сейчас это все находится? По многим направлениям формируются первичные группы, происходит некая обкатка, а когда можно ждать старта по всей России и к чему это приведет через пять лет?
Алексей Вайц:
Мы не занимаемся прогностикой, мы всегда руководствуемся двумя вещами – существующими запросами и образом в будущем, который мы постоянно проектируем и уточняем. Мы провели несколько стратегических сессий, сформировали группы, эти группы развиваются, и мы нашли в Москве место, нас пригласил владелец большого участка земли, чтобы мы посадили «Арт-район», скоро мы этот участок запустим, он находится в Новой Москве и будет являться отправной точкой для всех «Арт-районов» по всей стране. Как они пойдут, это зависит от запроса. Думая, что это пойдет стихийно и сразу же лавиной, мы разработали регламенты, чтобы не выезжать на место и пытаться там проектировать, а у нас есть регламент, есть дорожная карта ровно на 12 месяцев, как его запустить, у нас есть направление, содержательная часть, как применяется технология, мы полностью разработали социальную технологию.
Технология – это понимание процесса и его алгоритмизация, то есть мы все процессы описали, сделали регламент, полтора года серьезной работы, причем работа ежедневная, каждый день мы собираемся с коллегами, удерживаем коммуникации с 200 людьми, которые занимаются вопросами философии, психологии, демографии, экономики, управления, градостроительства, экологии, достаточно широкого спектра. Нам помогло то, что мы воспользовались возможностью агентства стратегических инициатив, в точке кипения проводили стратегические сессии, и главная тема, что люди собрались, они полны ожиданиями, наполнены предвосхищением процесса, который запустится, и они готовы развиваться.
Алексей Ходорыч:
Образ будущего в том, что люди начинают массово заниматься разными видами творчества, и очень часто это будет иметь выход и на производство, и на изобретения, и стартапы, это все в итоге приведет к решению той проблемы, о которой я с самого начала спросил, как так получается, мы такие глобальные, мощные и мудрые, но в части реализации изобретений у нас пока не очень хорошо.
Алексей Вайц:
Мы претерпеваем серьезные изменения в самих себе. Это время было очень полезно для страны, последние 30 лет новейшей истории, мы узнали, что такое либерализм, вошли в плотные слои трения с этим явлением, на сегодняшний день обнаружили, что управление – это оказывается тоже технологии, и мы приняли проектный менеджмент, причем на уровне как бизнеса, так и государства, хотя государство – это живая система, и там проектный менеджмент неуместен, но тем не менее мы проходим этот этап. История имеет совершенно другие масштабы, нежели человеческая жизнь, поэтому хотим все быстрее.
Помните сказки, богатыря собрали, мертвой водичкой побрызгали, и он сросся. Проектный менеджмент так и называют – неживые системы. Живая система – это социальная динамика, которая развивается сообществами и самим обществом при четком конкретном образе будущего, при устремленности к нему, в его предвосхищении, и в контуре этих смыслов начинают формироваться цели, именно в контуре этих смыслов они становятся точными, и тогда это начинает работать.
Мы сейчас занимаемся развитием парков, и обнаружили, чтобы парковая зона эффективно развивалась, сотни гектаров земли, там должна быть эффективность. Эффективность в данном случае – это экономика. Поскольку это парк, то это тесно связано с экологией, но самой экологии мало, и веревочные аттракционы, глэмпинги, кафе, дорожки, библиотеки – этого все равно мало, потому что должна быть еще и эстетическая часть, а это всегда биеннале, выставки, конференции, благотворительные аукционы. Пятый элемент, который дает парку логически завершенный принцип, некую цельность – это этика, и этической блоком являются как раз «Арт-районы». Если мы «Арт-район» сажаем в парк, то возникает уникальная атмосфера, потому что атмосферу создают люди. Человек приходит не на бренд, не на интерьер, а приходит на атмосферу.
«Арт-район» – безвозмездная территория, хотя парк экономически весь посчитан, но «Арт-район» находится в центре этого парка как некий бриллиант, все остальное оправа, и сама этическая часть начинает оживлять пространство, делает его динамичным, все эти люди с мольбертами, планшетами, музыкальными инструментами, заходящие в кафе, разговаривающие между собой, незримо своим состоянием, своим блеском глаз преображают всю атмосферу.
Возьмем пример – по Тверской улице идут скучающие люди, можно себе представить даже их лица, осенний промозглый вечер. Вдруг мы видим человека с горящим взором, берем этого человека, отводим в сторонку: «Чего ты такой веселый? – У меня свадьба через три дня». И если эти люди с горящими глазами наполнят Тверскую хотя бы больше, чем на четверть, то уже атмосфера начнет меняться. Творчество – это не только психофизическое самочувствие, а это еще изменение атмосферы в стране.
Алексей Ходорыч:
Я вспоминаю, когда можно кататься на самокате, я просто еду и пою, и люди улыбаются, хоть самокатчиков и не любят обычно, а когда меня видят, они расплываются в улыбке.
Есть ряд сообществ, которые тоже думают над консолидацией, над общими действиями, но пока синергии не происходит, потому что все заняты своей повесткой, но очень высока вероятность, что когда процесс «Арт-районов» пойдет, то все это просто прихлынет, и это будет синергия.
Алексей Вайц:
Не избежать нам опять возвращения к богомоловскому манифесту, он там говорит о том, что невозможно будет заниматься творчеством, если ты не соответствуешь определенным ценностям. Существенный факт, потому что ценностно связанная, распределенная элитарная среда, которая генерирует однородное решение, имеет особенность не пропускать определенных акторов других ценностей, то есть начинает блокировать. И если мы имеем эти коды, если они сильны, живы в нас, то произойдет соединение наших кодов, возникнет своя ценностно связанная, распределенная летальная среда, которая будет генерировать однородное решение, но на основе той ценностной иерархии, которая заложена в наших культурных мировоззренческих кодах, которая в дальнейшем будет являться еще национальным иммунитетом от проникновения чужеродных имплантов других культур.
Мануэль Саркисянц в 50-е годы пытался издать книгу «Русское мессианство» о природе русской революции, как состоятельные люди сделали сами революцию. И там говорилось о культурных кодах, и он не мог ее издать, потому что она была неоднозначно воспринимаема в отношении национальных интересов и ценностей американского истеблишмента, то есть он не мог ее издать. Наша задача сегодня – формирование этой ценностно связанной, распределенной элитарной среды, своих кодов. Кроме того, мы должны начать пестовать своих ценностных арбитров, это очень важная задача, потому что они все должны, как бриллианты кристаллизоваться в этой материнской питательной среде творческой самоорганизации.
Алексей Ходорыч:
Вышел новый номер «Классного журнала», он посвящен подземельям. Здесь в самых разных аспектах и легенды, и животные, живущие под землей, и земной шар, и, как всегда, много комиксов. И «ПониМашка», это журнал для дошкольников, он посвящен сладостям, про готовку, развивающий журнал. Сейчас на эти журналы лучше подписаться на Почте России, точно не останетесь разочарованными.
У нас программа посвящена в целом детству, дети в рамках «Арт-районов» будут расти более полноценными, у них будет много интересных дел.
Алексей Вайц:
Самое главное открытие, которые мы сделали, что армированием общества, несущими конструкциями, его балками, если сравнивать со строением, являются ценности, дети будут обретать свои культурно-исторические, духовно-нравственные ценности через творчество, возвращая нас к стране- первооткрывателю, где главным является все-таки польза, а не эффективность, и главным является смысл, совестливость и то самое служение, на котором мы собрали и приумножили эту страну.
Алексей Ходорыч:
Алексей – отец пятерых детей, он знает, о чем говорит. Как могут люди присоединиться и как-то помочь?
Алексей Вайц:
Сайт artraion.ru, арт-район.рф, там есть презентации, меня можно найти во всех социальных сетях, зовут меня Алексей Вайц, я готов к общению, всегда открыт и готов всячески помогать и развивать это направление. Это не проект «Арт-районы», это проект технологии, мы можем его как технологию экспортировать в уже существующие организмы, имеется в виду организации.
Алексей Ходорыч:
Последний вопрос связан с социальными сетями. «Арт-районы» – это социальная сеть будущего в широком смысле, а можно предположить, что когда «Арт-районы» будут успешно развиваться, они могут быть имплантированы в виртуальную социальную сеть, чтобы люди всегда были на связи, но на новом уровне?
Алексей Вайц:
Мы не избежим уже цифровизации, но для нас цифра – это средство, а не цель. Огромное количество программ, обмен информацией, обмен изделиями, аукционы, то есть торговые площадки, «Арт-районы» – это мощное развитие внутреннего туризма, помимо того, что каждый работает над уникальностью, над гением места и выражает его, еще развивают внутренний туризм, и здесь цифровизация нам в помощь, но это всегда наш помощник, это не является нашей целью.
Алексей Ходорыч:
Спасибо огромное, успехов.