Евгений Котов:
Здравствуйте, друзья, сегодняшний эфир посвящен теме создания целей, формирования целей, личных, семейных, бизнес, как это синхронизировать с командой, партнерами, детьми. И мы сегодня будем вместе с Ольгой Котовой, моим партнером и моей супругой по совместительству разбирать эту тему, и я гарантирую, вы точно получите полезные советы.
Ольга Котова:
Тема интересная, все о ней говорят, много чего о ней известно, но все-таки остается очень актуальным вопрос какие главные мифы витают вокруг темы цели.
Евгений Котов:
Главный миф, что цель должна нравиться всем. Первое, что важно знать, что к цели вообще не имеет никого отношения – когда вы формулируете цель, что эта цель наша, особенно в бизнес-тематике очень много таких вещей, что цель должна нравиться владельцам, сотрудникам, клиентам и желательно еще партнеров тоже зацепить, то есть попытка угодить всем в постановке создания цели это точно лажа и такого не будет никогда. Она может вызывать некоторую симпатию, отклик, но ставить задачу, чтобы создать цель, которая понравится всем, это изначально утопия. Если это личные цели, то вообще без обсуждения, если это бизнес-цель, то она должна зажигать владельца.
Ольга Котова:
Мы партнеры по бизнесу, ты ставишь цель, она тебя зажигает, а я не до конца ее понимаю, разделяю, что ты будешь делать, не директивно же спускать, люди должны хотеть ее достигать?
Евгений Котов:
С тобой эта схема не работает, в этот момент я провожу маркетинг личных целей, то есть маркетинг целей человека, его ожиданий, потому что когда мы в партнерство заходим, очень важно синхронизировать цели, потому что цели все равно у всех свои. И в случае с тобой я просто искал, что нравится тебе, что тебя зажигает, что вызывает у тебя отклик. Человек часто фокусируется в бизнесе даже не на том, чтобы создать какую-то вещь, а чем-то заниматься, ему нравится процесс, ему нравится производить что-то. Поэтому важно прояснить ожидания, что человеку нравится, что он хочет, я это делал с тобой, в итоге я цели все-таки создал так, что ты была согласна, и так же мы помогаем нашим клиентам.
Ольга Котова:
Несколько партнеров в бизнесе. Есть кто-то, кто отвечает за постановку цели, чтобы все понимали, как это происходит?
Евгений Котов:
Постановщик цели всегда один, это всегда требует ювелирного похода с нашей стороны, потому что у нас десятки клиентов, уже сотни, которым мы помогли создать цели бизнеса, которые действительно их зажигают. И здесь очень важно быть в тандеме. У нас был один кейс, очень хорошая компания из Башкортостана, там четыре владельца, в 2012 году этот проект мы делали, просто согласовали цели, определили кто главный постановщик, распределили роли – и все, у них все уладилось. Поэтому поставщик цели всегда один, это же еще определенная ответственность и синхронность с командой, в первую очередь учредительской.
Ольга Котова:
Когда мы с тобой обсуждали цель, долго к ней шли, формулировали совместно, ты задавал основную линию, и я очень долго ее отшлифовывала вместе с тобой, но основное, на что я смотрела, в конечном счете ты обеспечиваешь, чтобы эта цель была достигнута, поэтому я и отдавала право руля тебе, потому что ты отвечаешь за то, чтобы мы ее достигли. Меня устраивала такая позиция, хотя однозначно хотела, чтобы она мне нравилась, и поэтому я с тобой еще билась очень долго, и когда это появилось, я со всей своей силой и душой буду поддерживать и помогать.
Евгений Котов:
Есть наши совместные бизнес-проекты, где мы номер два или номер три, мы на правах младшего партнера, и я с огромным удовольствием в этих проектах отдаю роль главного поставщика цели тому, кто меня туда пригласил или с кем мы создали, это классно, потому что это безответственная тема в хорошем смысле слова. Кто-то создает цель, ты просто способствуешь, занимаешься тем, чем нравится. Поэтому важный момент – честно смотреть, чем нравится заниматься, что хочется. Нет смысла рубиться со своим партнером кто будет цель ставить, нужно посмотреть, решить однозначно, по-другому никак не вырулите. А почему цели не достигаются?
Ольга Котова:
Я только несколько отмечу, которые на практике часто сама встречала. Например, цель похудения, и самый простой ответ в этом вопросе – меньше ешьте и загружайте себя спортом, физической активностью. Но это же слишком просто, мы легких путей не ищем, поэтому начинаем искать чудодейственные решения. Если спорт, то какой-то особенный, если зал, то особенный, особая форма, необыкновенный тренер, чудо-программа. И поиск этих решений все время отодвигает саму цель, и кажется, что с тренером что-то не то, таблетки не те порекомендовали.
Касательно бизнеса принцип точно такой же. Когда мы решаем бизнес-проблему, есть цель увеличить продажи, и тут два момента: выстроить процесс и обучить продавцов. И есть люди, которые находят это решение, берут его, на всю катушку используют и получают результат. Но бывает и другое, когда покупают это решение, не используют, до конца не разобравшись, не вводят его в системный режим, и потом что-то не работает, пойду еще что-то посмотрю. И это перепрыгивание с одного метода на другой – конечно, сам поиск очень важен, но очень часто многие вещи решаются простыми базовыми вещами, тут не нужно ничего волшебного, просто использовать то, что есть. И мы часто говорим нашим партнерам, клиентам: у вас уже ракета есть, вы ее уже купили, почему же она простаивает и не используется?
Евгений Котов:
Я приведу пример. У нас есть хороший клиент, это «Министерство дверей» из Украины, наш очень хороший друг Сергей Панченко, и к вопросу увеличения продаж я буквально на днях дал ему простое решение. Мы сейчас для наших клиентов отправили по почте «Дайджест Практикум Групп». И я Сергею говорю, тебе сейчас отснимут как это делается, как собирать, покажут прошлогодний дайджест, сделай быстро, потому что ты слышал, что это делается в твоей группе? Нет. Он вчера вечером прислал готовый дайджест, они его уже отправили в печать, просто фантастическая скорость. И этот клиент отличается тем, что он просто берет и делает. И тогда вопрос – почему человек соскакивает с цели?
Ольга Котова:
Тот же самый пример с похудением: ты стараешься, меньше ешь, считаешь калории, но не получается, и ты уже думаешь, да ладно, просто у тебя кость широкая и конституция такая, и ты начинаешь просто бросать эту цель, наступает апатия, что не можешь достигнуть. Или как я учу английский язык, это примерно то же самое, что никак не выучить, потому что недостаточно самодисциплины, нужно усилия прилагать, а хочется же уснуть и по методу Илоны Давыдовой его изучить во сне, что тоже совершенно нереалистично, нужно просто этим заниматься. Но трудности на пути к достижению цели замыливают, и ты думаешь, что не так уж и хотела этого, есть Google переводчик, обойдусь и без знания английского.
Еще есть такой момент, когда цель тускнеет и появляется новая, чем-то загорелся, заново побежал. Есть такой контингент людей, в силу характера быстро зажигаются и быстро затухают. С целью не так, что завтра ты ее уже достиг, ее нужно холить и лелеять, смотреть на нее, почему ты хотел, реабилитировать, чтобы она светилась звездочкой, что если я все-таки буду хорошо знать язык, то я смогу общаться с такими-то людьми, я смогу больше иметь возможности что-то изучать, читать, то есть ее нужно освежать для себя и обновлять.
Мой вопрос такой – как разделять цели бизнесовые и личные? Мы с тобой люди в бизнесе, вместе работаем, поэтому бизнесовые цели у нас дома тоже полным ходом, круглосуточно с нами, и они могут вытеснять личные цели, или бывает, что мужчина в бизнесе, а женщина дома, и у него в голове только один бизнес, все-таки должны быть личные, семейные цели. Как эти вещи сочетать, разделять?
Евгений Котов:
Наш пример приведу, потому что мы это проделываем с командой. Вопрос личных целей – это вопрос всегда очень интимный, и люди забивают на это, потому что недавно ряд клиентов делали задания в разрезе нашего любимого интенсива по мотивации команды, это выясняет какие личные цели, и многие позастревали, просто тишина, кто-то наоборот на ура, а у кого-то глаза округлили: какие личные цели? Мы используем инструмент карта целей, мы просто взяли большой ватман, выделили 10 областей – семья, здоровье, благотворительность, родители, учеба, навыки, творчество, спорт, деньги, недвижимость, путешествие. И не нужно смотреть, что вы хотите лично для себя, эгоистично, потому что когда эгоистично достигаешь цели, в этом есть доля кайфа, потому что ты кормишь эту собаку эгоистичную, которая дает тебе энергию, когда ты сам в порядке, тебе хочется наружу. Когда ты сам сытый, тебе хочется делиться, это больше родительский момент, особенно к мамам относится, когда наши родители отдавали последний кусок, все лучшее нам. Поэтому это карта целей – личная и семейная. Здесь рекомендация очень простая для всех: возьмите просто карту целей и вместе с семьей сформулируйте, что вы хотите. И мы делали это с Ольгой следующим образом: мы брали младшую дочку и смотрели так – если два человека хотят какую-то цель, третий присоединяется на этом фоне, в итоге мы поставили во всех областях цели и ряд уже достигли. Недавно мы освежили это заново, какие-то вычеркнули, какие-то дописали, какие-то реформулировали, потому что этот год по путешествиям сильно выпал.
Ольга Котова:
Как у тебя рождаются личные цели? Если с компанией более понятно, стратегические сессии проводятся, то откуда у тебя возникла цель сделать Ironman, когда атлет делает просто сумасшедшую дистанцию – 4 километра плывет, 180 на велосипеде, потом 42 бежит марафон, и все это делается подряд? И почему у тебя пришла цель сделать это три раза в год?
Евгений Котов:
Мне понравилось то, что мне страшно, это странно выглядит. У нас спортивная семейка, я имею в виду не только себя и дочку, потому что младшая со мной в спорте, она то танцует, то бежит, и ты тоже к спорту имеешь непосредственное отношение. И когда я узнал, что нужно 4 километра проплыть, 180 проехать и 42 пробежать, первая мысль – нереально, так не бывает, невозможно. И я еще не успел сделать первый, как у меня возникла идея: а что если сделать три? Некоторые же делают и больше, я думаю, три за год – классно. Это как раз история про эгоизм, и это важно делать. Кого-то спорт не зажигает, но это вопрос личных целей, неэтично обсуждать в принципе, потому что каждому нравится свое, человеку нравится и точка. Это очень важный момент, друзья, если вам нравится, все лесом идут. Цель формулируется очень просто – что хочется достичь. Я решил это сделать с Ironman, меня это зажгло, и я это сделал.
Ольга Котова:
Ты нам не сказал, что у тебя такая цель, три раза сделать. Ведь часто, когда мы какие-то свои цели озвучиваем, то окружение нам говорит: да зачем тебе это, отговаривают. Но каждый примеряет на себя, и если бы я примеряла на себя, я бы сказала, что бред, давай что-то другого плана, по крайней мере половинку.
Евгений Котов:
Я скрывал это до последнего, у меня уже слот был куплен, даже тренер не знал. Это чистый эгоизм, я достигатор, мне это нравится, но еще больше нравится, когда другие достигают, потому что я уже больше 10 человек вовлек в это, а просто в спорт около 100 человек.
Теперь что надо знать о моей супруге – Ольга Котова пятикратная чемпионка Кыргызстана по баскетболу, и ты была в сборной страны. Что делал тренер с вами такого, что вы всех просто рвали?
Ольга Котова:
Наш тренер был немножко сумасшедший, наверное, продолжает оставаться им, как все сильные тренеры, и великие спортсмены подтвердят, что их тренеры немножко необыкновенные и немножко сумасшедшие. Он поставил нам цель, чтобы мы победили американцев, как ты знаешь, американцы самые сильные в баскетболе в мире, это NBA, непобедимая лига, хотя наша сборная все-таки у них выиграла однажды. И это была невероятная цель, мы жили этой целью, с 6 утра были в спортзале, потом в школу, со школы мы приходили опять в спортзал, ночью делали уроки и в 6 утра у тебя снова тренировка, и так много лет. Конечно, мы не победили американцев, но мы стали очень сильной командой, хотя практически все наши девочки в команде это девочки из сел, без какой-то подготовки, очень низкорослая команда. Наш тренер был мастер спорта по тяжелой атлетике, просто он очень любил баскетбол, он так был зажжен, так нас мотивировал, и мы не достигли этой цели, но мы достигли достаточно высоких целей, попали в финал Советского Союза, в 6 самых сильных команд страны, и это для нас было большое достижение, хотя тогда мы очень страдали, что так и не стали чемпионами страны.
Евгений Котов:
Тренер сказал, что пока у американцев не выиграем, никто замуж не выйдет.
Ольга Котова:
И он дружить не разрешал, никто из девочек не дружил, то есть дисциплина 24/7. И именно этот подход нас привел к хорошим результатам. Практически каждая девочка из нашей команды – это очень успешный человек в своей жизни, успешнее многих в окружении в своем возрасте, потому что научены преодолевать, достигать, чем бы ни занимались, не ныть, не жаловаться, наоборот, всех спасают, помогают. И когда мы встречаемся, говорим, какое большое уважение нашему тренеру, за то что он нас так научил жить.
Евгений Котов:
У нас был вопрос как формулировать цель. Главный миф, что она должна нравиться всем, это важный момент, что цель не должна нравиться всем, цель должна нравиться вам. И еще один из главных мифов – цель формулируют в разрезе процесса, в мире бизнеса целями называют дарить всем людям добро, производить товары. Цель не может быть процессом, цель – это всегда что-то достичь, стать чемпионами, сделать что-то, построить дом, то есть цель – это всегда что-то в завершенном виде. Поэтому первое правило формулирования целей: цель – это что-то конкретное, сделать, прийти, создать, цель должна быть в завершенном виде, даже если такая большая цель, как победить американцев.
Шаг номер два – цель должна нравиться вам, она вас должна зажигать. Один из показателей правильной постановки цели – это то, что с утра хочется просыпаться, с одного будильника. Заметь, перед важным событием всегда просыпаешься за минуту до будильника, биочасы сработали, почему? Цель, сразу мотивация, энергия есть.
И третье правило постановки цели – не старайтесь подтянуть в одну цель хотелки с разных областей. Кстати, еще один миф, что есть цели личные, а есть бизнес-цели. Все ваши цели – это ваши личные цели, просто ваши личные цели по отношению к себе, по отношению к бизнесу. Поэтому правильно говорить не личные и бизнес-цели, а цели в разных областях, и правило одно – она должна иметь завершенный характер. Поэтому когда человек говорит про спорт «я хочу пробежать марафон», он не говорит «я хочу бегать марафон», он говорит «я хочу пробежать марафон», это конечная дистанция. Человек говорит «я хочу научиться играть на фортепиано», то есть сыграть что-то. Вы можете всегда конечность определить сами, которая вас зажигает: я хочу сыграть на концерте, это уже большая цель. Поэтому цель конечная, цель должна зажигать и цели в разных областях, не старайтесь все в одно соединить, чтобы она сжигала и вас, и партнера, и чтобы она была семейной, и чтобы рыбки радовались в аквариуме, так не бывает.
Ольга Котова:
Ты сделал свою эгоистичную большую цель в прошлом году, молодец. Какая следующая? Ты продолжаешь оставаться в этой области, просто ставишь какую-то другую цель? Ты же очень хотел, стремился, горел весь год, но ты достиг, можно себя поблагодарить, что ты смог, и поставить другую цель. Иногда люди отодвигают достижение цели, чтобы не было ощущения завершенности, как у спортсменов часто бывает, достиг той вершины, которой хотел, или создать семью, чтобы детки были, дом, как с этим работать?
Евгений Котов:
Что произошло после того, как я третий раз сделал Ironman? Ощущение пустоты, некоторых спад. Самый кайфовый момент, когда ты финишируешь, но когда финишируешь на прямых оловянных ногах, думаешь, хоть бы их не свело, чтобы на карачках не ползти к финишу, не позориться, на тебя надевают медали – я его сделал, все. И важный момент, чтобы не сгорать, ставить новую цель. Люди начинают болеть, люди сдуваются, уходят во всех смыслах этого слова из-за потери цели.
Есть такая фраза: бесцельная жизнь, жизнь без цели, без смысла. Что такое цель – смысл. И я после третьего Ironman сразу не поставил себе цель – тренироваться не хочется, даже заниматься спортом не хочется. Кто-то говорит, необязательно заниматься триатлоном или Ironman. Да необязательно, ставьте всегда свою цель. Важно ставить новые цели. Недавно моей бабушке исполнилось 80 лет, мы в этом году ее дважды вытащили из пневмонии. Как мы это сделали? Каждый раз я придумывал, что нам нужно делать, какие у нас цели, у бабушки это огород, сад, у родителей посадки, дед впервые в жизни вообще не заболел, всегда после нее болеет. Я сразу ставил с ним цели, мы рассмотрели, что построить, что создать, то есть цели дают нам смысл, дают нам жизнь. То же самое с бизнесом, когда компания разрастается, достигает новых целей, в этом году мы достигли некоторых целей, и я уже ставлю новые, и у нас некоторые цели настолько амбициозные, их даже не знает еще команда, мы будем объявлять их через несколько дней. Один из главных навыков лидера, которым мы учим наших клиентов, это создание цели и синхронизация с командой.
Ольга Котова:
Вокруг цели есть еще такой ореол, что это что-то великое. Мне кажется, это более простое. Сейчас у меня нет задачи сделать Ironman или стать чемпионкой.
Евгений Котов:
Может быть, ты компенсируешь за счет того, что я партнер и много целей ставлю?
Ольга Котова:
Есть цели, которые ты хочешь в отношении семьи и бизнеса, и я здесь понимаю твою роль, и мы это синхронизируем, а есть цели, которые я хочу. Я очень долго ломала голову о моем предназначении и пришла к выводу, что цель – это смысл, а также это игры, но игры же могут быть разные, они могут быть маленькие, большие, самостоятельные, с кем-то, это же могут быть не только цели на год, 10 лет, 100 лет, конечно, не без этого, но у меня появились просто маленькие цели. Выучить английский язык звучит своеобразно, но для меня очень большая цель, просто какой-то навык освоить.
Хороший способ по поводу цели, делюсь лайфхаком – это вытаскивать желание своих партнеров, детей, друзей на день рождения или Новый год. Мы просто просим друг друга писать список всего, что хочется. И что только не писали наши дети: кататься на ките, проехаться в поезде на верхней полке, крылья, кроссовки на колесиках. И когда мы смотрим в этот список, мы сразу как волшебники в этот момент думаем, что мы можем сделать. И взрослые люди так же. Мне очень хотелось поуправлять самолетом, не самостоятельно пилотом, а просто прикоснуться к этому, мой папа из этой сферы, с детства эта тема меня всегда вдохновляла. И мне сделали два разных подарка: один раз я покаталась в тренировочной кабине с настоящим пилотом, просто потрогала рычаги, кабина симуляции, это было круто. Но хочется же настоящего полета, и в этом году мы полетали на небольшом самолете, и это было как достигнутая цель, у меня отлегло в этой области. И когда мы касаемся разных областей, кажется, что сбылось, сюда сходил, тут пообщался, посмотрел, и это выглядит так, что цель – это что-то более легкое, необязательно грандиозное, на всю жизнь.
Евгений Котов:
Если вы все еще ищете себя, вспомните, когда последний раз вы себя видели, скорее всего, вы все еще там сидите. Цели – это игры, они создаются просто, но главное создавать и не гнаться в попытке, чтобы они нравились всем, как говорит наш друг, есть цели классные, а есть свои.
Но еще важный момент – это цели детей. У нас две дочки, у каждой из них свои цели, они совершенно разные. Перед эфиром нас спрашивали, что делать, ребенок сформулировал цель, а вы видите, что фуфло, но опять же, по чьему мнению фуфло – по мнению родителей. Что с этим делать?
Ольга Котова:
Мы как взрослые ставим цели и нам кажется, что они должны быть великими, и я только что говорила, что они могут быть маленькие, даже трехдневные, а с детьми, особенно когда они чем-то занимаются, маленькое препятствие, и они бросают, поприкасался ко всему, понял, что не мое. Конкретно мне тренер не давал спуску, держал нас в ежовых рукавицах, поэтому родители как тренеры своего рода. Мы смотрим: ребенок начал чем-то заниматься, наша дочка, например, начала заниматься бально-спортивными танцами, и вдруг уже не хочет – то партнера нет, трудности, и мечта всей моей жизни, сказала дочь, заниматься легкой атлетикой. Она продавала эту идею всем в своем окружении, нас учителя уже просили, что вы ребенка мучаете. Потом выяснилось, что на самом деле цель-то была вообще не в легкой атлетике, а в том, что туда пошли подружки, ей хотелось быть с подружками. Поэтому тут важно понять, у ребенка реально какая цель, это ложное возражение или реальное.
Другой момент, родитель, конечно, видит таланты своего ребенка и хочет, чтобы они развивались, были достижения. Тут нужно много усилий, много дисциплины, времени. И здесь такой лайфхак, который мы применяли, когда дочка сходила на легкую атлетику, потом на скакалку, показала чудеса своей спортивной подготовки, и мы смотрим, болтается ребенок бесхозно, нет ни целей, ни направленности, ни преодоления, а она танцор, и не простые танцы, которые легко даются, а именно бально-спортивные. И я придумала, как вернуть ее интерес к этому занятию. Просто показала ей кино, где Дженнифер Лопес занималась бально-спортивными танцами, и еще один фильм тоже с бально-спортивным танцами. Я ни слова не сказала за фильм, но в конце она сказала: «Было бы неплохо сходить на тренировку», – и на следующий день мы нашли, где вводный урок, сходили, и так вернулось ее желание. Где-то мудрость, где-то хитрость помочь ребенку вернуться обратно на свою цель, дать ей эту красочную картинку, и ребенок уже на цели.
Евгений Котов:
В преддверии Нового года или в первые дни после посмотрите, что с вашими целями происходит, личными, семейными, бизнесовыми, социальными, по какой теме вы соскучились, чем вы хотите заняться, какой следующий шаг вы хотите сделать в развитии своих творческих или спортивных навыков, неважно, в чем вы можете, если вы лидер бизнеса, помочь достигнуть цели своей команде, потому что у нас есть потрясающие решения, как команду вовлекать в достижение целей владельца, и мы этому обучаем, тренируем владельцев, добро пожаловать в Практикум Групп Business school, обращайтесь. Цель должна быть конкретной, она должна зажигать вас, она должна вас вдохновлять, и тогда это будет большая энергия, для того чтобы зажигать свою семью, команду в достижении.
Ольга Котова:
Пожелаем всем мечтать, играть, достигать.
Евгений Котов:
В эфире на Мediametrics встретимся уже в следующем году, программа «Реальная практика», до встречи.