Евгений Котов:
Здравствуйте, друзья, Евгений Котов в студии радио Мediametrics и программа «Реальная практика». Сегодня у меня в гостях очень необычный человек, это Ольга Котова, моя однофамилица, а также мой партнер и моя супруга по совместительству. Мы разберем очень классную тему – партнерство в семье, миф или реальность, как уживаться, как быть счастливыми, поделимся в том числе ошибками, что делать нельзя. Мы построим эфир таким образом, что мы сами будем гостями, потому что многие наши друзья, подписчики, клиенты и партнеры давно просили открыть правду, действительно ли мы любим друг друга или это просто Instagram. Начнем с козырей – как уживаться с мужем-руководителем?
Ольга Котова:
Это очень сложно. Но сначала поговорим об ошибках. Я слышала, что такое бывает, когда муж и жена партнеры, они могут соперничать друг с другом, особенно если оба сильные боевые единицы. Мужчины любят быть более главными, и если жена не глупа и довольно сильная личность, здесь есть такой момент, а кто круче, кто кого ведет, благодаря кому вообще все это существует. И некоторые иногда подходят и говорят: «Мы поняли, почему Евгений такой». В нашем с тобой случае я никогда не соперничаю, у меня нет такой задачи, и все, что у меня есть, мой опыт, знания и идеи направлены только на наше общее дело, и мне иногда совершенно без разницы, от кого прилетела крутая идея, нет задачи настаивать на том, что я это придумала. Соперничество может иногда вредить. Конкретно в нашем случае я приняла для себя такую позицию, что я за мужем, а не впереди него, а в партнерстве я точно не номер один в нашем бизнесе. И когда есть доли 50 на 50 в бизнесе, не поймешь, кто главный, у нас с тобой это 51 на 49, все-таки у тебя плюс один процент, поэтому ты более главный и в конечном счете ты будешь принимать решение и нести за это главную ответственность, я буду тебя поддерживать, и не то чтобы я не хотела, но мы так разделились, и я думаю, что ты делаешь это действительно гораздо лучше, особенно в сложных случаях.
Евгений Котов:
У многих есть ошибка, она зеркальная, когда мужчины пытаются приземлять жену, уменьшают количество взаимодействия, не берут супругу на мероприятия, я не имею в виду мальчишник, а встречи, открытия чего-то. Отсутствие соревнования, согласен, но еще смешнее, когда мужчина начинает соревноваться, если бы я с тобой соревновался, это был бы полный прикол и странный показатель.
Ольга Котова:
Я думаю, это связано все-таки с уверенностью друг в друге. Если это переговоры, встреча, отдых совместно с кем-то, знакомство с партнерами, даже передача, это зависит от взаимной уверенности.
Евгений Котов:
Следующая ошибка, которая может погубить партнерство в семье, это ответственность по умолчанию, когда никто не проговаривает кто за что отвечает. Мы на старте пробовали тоже это все по умолчанию пускать, потом в какой-то момент все выравнялось, я отвечаю за безопасность, цели, стратегии, реализацию, финансы, ты отвечаешь за творческую составляющую, украшение, инфраструктуру, удержание завоеванного и за вдохновение мужа. И большая ошибка, что многие не проговаривают. Например, муж говорит, я главный, и все. Я захотел – в эту область залез, захотел творчеством занялся, захотел безопасностью, мне можно все. И наша сильная сторона, что у нас не просто разделено, мы можем поддерживать, подхватывать друг друга, ты мне помогаешь в стратегии и в других областях, но если это не названо, это будет проблемой, потому что каждый будет пытаться заниматься чем ему комфортно в данный момент.
Ольга Котова:
Это еще зависит от культуры, в каких семьях мы росли, где было принято, что должен делать мужчина, что должна делать женщина, но мир достаточно сильно изменился, и сейчас очень большие споры по поводу того, что должна делать женщина, что должен делать мужчина. И бывают такие ситуации, например, ты в командировке, а ты часто бываешь в командировках без меня, дома могут возникать просто бытовые заботы, и я могу, конечно, очень сильно расстроиться, что тебя нет, а могу просто взять и сама сделать, что-то починить, организовать, нет в этом никакой проблемы. Так же как и ты можешь сделать что-то, когда мне некогда, я в каком-то проекте, и самое важное просто назвать вслух какую-то вещь, договориться, что давай так сделаем. Это не значит, что теперь ты всегда отвечаешь за мытье гриля, а я всегда за ремонт шкафов, но иногда мы можем это делать очень легко.
Евгений Котов:
Что делать, когда не согласна со стратегией мужа?
Ольга Котова:
Я проясняю, хочу понять шире точку зрения. Иногда бывает, что разъяснения мне помогают, и я понимаю, что резонно, потому что я точно знаю, что за твоей идея стоит миллион расчетов, опыта, ты смотришь далеко. Как я всегда говорю, я смотрю на вершину горы как на цель, а ты еще за гору смотришь, еще дальше. Я уже научилась доверять, в самом начале я, конечно, думала: ну-ну, посмотрим, как это будет, все-таки у тебя 51 процент, поэтому ладно, пусть будет так, ты главный, бери ответственность.
В большей степени ты бываешь прав, я научилась доверять, но слепо не доверяю никогда, я же должна умно поддерживать, я должна тебе к этой идее помогать двигаться, помогать реализовывать, поэтому я проясняю. Но когда я категорически не согласна, потому что я уверена, что моя идея чуть-чуть более глубже и вижу что-то такое, что ты не предусмотрел, я просто с тобой поделюсь идеями, скажу, посмотри на это, хочешь учти, потому что моя ответственность тоже, может быть какие-то риски, моменты, где я изучала опыт, и тебе сказать, и я могу быть спокойна, что хотя бы ты возьмешь это в расчет и мы об этом поговорим. Бывало такое, что это могло повлиять на твою идею, и ты делал маленькую корректировку.
Евгений Котов:
Ты помнишь пример, когда ты была не согласна, не верила?
Ольга Котова:
Много раз было. Например, когда ты решил купить участок земли в Наро-Фоминской области, у нашего знакомого уже был участок, он строил там дом, мы приехали, небольшой участок, повсюду пни торчат, это было ужасно. Я по натуре своей не строитель таких физических объектов, я люблю уже внутри, когда построено, что-то сделать. И я смотрела на это и думала: кошмар, что здесь может быть, и когда мы это будем делать, если вообще нет времени. А ты с таким вдохновением ходил по участку, и для меня это было настолько нереально до последнего, даже когда все появилось. Наверное, я примеряла к себе, что я бы это не сделала, а ты взял и построил этот дом. Он правда классный, я все время на него смотрю и думаю: какой-то он нереальный для меня.
Я хотела поговорить еще об ошибках, когда кто-то фокусируется только на чем-то одном, обычно на работе в нашем с тобой случае, так как мы вместе работаем, и бывает, что я залипаю только на работу, прихожу домой, продолжаю об этом говорить, и ты тоже иногда в полдвенадцатого начинаешь внеплановый разбор полетов какого-то действия.
Евгений Котов:
Яркий пример, когда мы лежим в постели, я смотрю в потолок, и ты мне говоришь: «Муж не вернулся с работы». – «Чей?» – «Мой». И я настолько был погружен в работу, что даже шутку не понял, в чем прикол. А потом я тебе припоминал, что у меня жена тоже с работы не вернулась. Это можно считать ошибкой, потому что если ты находишься рядом с любимым человеком, ты уже не на работе, но если ты думаешь о работе, то ты на работе. Мы уже сейчас умеем друг друга ловить за хвост, когда кто-то остался в должности.
Ольга Котова:
Когда одного заносит, другой должен быть способен вырулить, просто вовремя показать, что давай не сейчас или чуть попозже, потому что заносит нас всех по очереди, и задача второго человека вырулить. И так как мы это уже назвали вслух, что давай вечером отдыхать, но иногда бывает, что я говорю: пожалуйста, две минутки, я тебе напомню один вопрос, он меня страшно беспокоит, мы не будем обсуждать, пожалуйста, возьми это во внимание. Ты говоришь, хорошо, и мы на этом заканчиваем.
Евгений Котов:
Еще одна ошибка – перед сном грузить друг друга проблемами. Бывает агрегатор проблем, аккумулятор, надо же кому-то скидывать, сейчас у меня такой практики нет, я не гружу, никакие новости, особенно тревожные, нерешенные вопросы стараюсь перед сном не загружать, потому что просто можно не уснуть или не выспаться. Поэтому не грузить проблемами, перед сном все равно ничего не решишь, полная голова, страсть до свидания, любовь под вопросом.
Ольга Котова:
Мы перестали грузить не просто потому, что мы такие умные, а потому, что в какой-то момент просто ты перестаешь спать, после того как ты загрузил другого, не высыпаешься и наутро просто разбитый, а сон – важная часть восстановления, и когда он стал убегать в случае наличия проблем, беспокойных областей, это сильно влияет.
Как ты решился взять меня в бизнес партнером, ведь я могла быть просто у тебя нанятым руководителем, даже высокого уровня, ты мог просто в любой момент передумать, потому что я не очень сладкий партнер, со своим мнением и бываю в режиме «Баба Яга не согласна». Я была совладельцем в других бизнесах, но все-таки ты на это решился.
Евгений Котов:
В 2006 году на одном из бизнес-форумов первый авторитетный человек для меня в бизнесе сказал одну вещь, что всегда должен быть один учредитель, потому что наличие партнера – это риск распила бизнеса, и я тогда еще с молодыми мозгами в этой парадигме рос. И как-то попал на один бизнес-форум и там встретил полностью противоположные идеи, причем если первую мне просто назвали со слабым обоснованием, с рисками, вторую мне назвали с большим аргументированием в сторону преимуществ. Патрик Валтен сказал, что одни из сильнейших предприятий, компаний в мире – это группа владельцев, это команды, и для меня это осталось в памяти, что командой можно сделать больше.
И так как я знал твои управленческие навыки, мне нужен был весь твой потенциал, то есть эта история просто про алчность. Как наш друг говорит, кто хотел бы быть алчной сволочью – никто, а целеустремленным человеком с конкретными четкими целями – я. То есть мне нужна была вся ты в бизнесе, чтобы не было варианта уволиться, но тем не менее ты пыталась, раза три-четыре точно увольнялась.
Ольга Котова:
Ты меня очень бесил как руководитель, были такие моменты.
Евгений Котов:
Руководители вообще бесят периодически всех. Мы с одним нашим коллегой и партнером разбирали этот вопрос, и у него была ситуация, что он супругу увольнял, у нас наоборот, ты увольнялась.
Ольга Котова:
Но у меня заявление не приняли.
Евгений Котов:
Даже не рассматривали. Всех интересует, как не потерять любовь и страсть, развивая совместный бизнес. Мы вместе, уволиться я тебе не даю, паспорт отобрал сразу, как только мы расписались. Но если без шуток, как совмещать?
Ольга Котова:
Мое наблюдение, что нужно позволять своему партнеру дышать, это означает иметь свое собственное время, свои собственные увлечения, занятия, то, что ему нравится делать. К сожалению, ты выбрал триатлон, и не просто ради занятия триатлоном, а ты решил делать серьезные старты, как Ironman, это огромная подготовка, много времени человек тратит ежедневно, он не должен вообще пропускать ни одного дня тренировок, может быть один день в неделю.
Евгений Котов:
Ironman – это 3,8 километра проплыть, потом сразу нужно проехать 180 на велосипеде и сразу пробежать марафон 42, это делается все подряд, и если ты выжил, ты железный человек.
Ольга Котова:
И когда ты об этом рассказал, моя знакомая прислала мне сразу ссылочку на статью, которую написала жена одна айронмена, что это такое, во всех красках. Но мы через все это прошли, и просто целый мир, столько нюансов, куча времени, которая тратится на это. Но ты так зажегся этой идеей, думаю, ладно. Потом я стала наблюдать, насколько тебе это помогает, как это приводит тебя в другое состояние и ума, и эмоциональное состояние, насколько много идей это приносит тебе, как это повлияло на нашу стратегию бизнеса, при том что ты совершенно другого характера человек был изначально, ты же боец, боксер, единоборства, это взрыв, спринт, динамично, и вдруг триатлон – долго, длинно, нудно. И я подумала, что это здорово тебя уравновесит, и это был вызов для тебя. Одним словом, это помогло со всех сторон, но самое смешное, что когда ты стал меня затягивать в это, ты же продашь что угодно, и стал мне продавать идею, чтобы мне неплохо было бы тоже заняться триатлоном – мало того, что сам занялся, он еще всерьез собирается меня в это втянуть. Я часто соглашалась с тобой, но здесь ни при каких обстоятельствах соглашаться не буду, все свои медали я уже получила, конечно, не олимпийская чемпионка, но я 8 лет занималась баскетболом, ночевала в спортзале.
Евгений Котов:
Ольга пятикратная чемпионка Кыргызстана по баскетболу, она оттуда родом, была сильнейшая команда страны и одна из сильнейших команд в СССР.
Ольга Котова:
Но баскетбол – это тоже очень динамичная игра, мои любимые дистанции были 60 метров, максимум 100, а тут триатлон. Я плаваю просто ужасно, велосипед мы все с детства любили, и длинный бег, 400 метров, я уже терпеть не могла, хотя мы много бегали, нас тренировали. Но триатлон чем хорош, что мы много стали путешествовать в связи с этими стартами, и на один такой старт ты меня позвал в качестве фотографа. И когда я увидела всю эту спортивную атмосферу, конечно, мой спортивный дух сразу откликнулся. Ironman делать не буду, и до сих пор я даже не собираюсь, но все, что касается коротких стартов типа суперспринта и спринта прикольно сделать, потому что я не
собираюсь идти на медаль или сдавать на уровень, я это сделала просто для себя. А так как мы в основном в офисе, у нас много офисной работы, спорта все-таки не хватает, я занялась, сделала спринт в Абу-Даби, это был такой адреналин. Когда я зашла в воду, у меня сразу был пульс 180, который не падал до самого конца, потому что это был большой вызов. Я получила огромное удовольствие от подготовки, я полюбила бег, и я стала тебя лучше понимать, вижу, насколько это для тебя важно, и когда не тренируешься, ты вредничаешь, становишься несносный. Есть не высыпался, не поспал, а есть не потренировался в нашем случае. А еще новые колеса на велосипед, шлем, и я даю эту возможность делать, даже готова пойти повыбирать с тобой что-нибудь, потому что ты от этого ловишь кайф.
Евгений Котов:
Для меня это нереально ценно, потому что в один момент сложно было представить, как супруга мне разрешит поставить в гостиной станок с велосипедом, и он там стоит, но он стоит там нон-стопом, только когда гости приезжают, родители, мы можем убирать, а так он там постоянно.
История с триатлоном – это момент, как совмещать бизнес и семью. Как можно больше совместных мероприятий, которые интересны, для нас спорт – это просто отдельный мир, и спорт у нас часть корпоративной культуры в компании, мы огромное количество людей в спорт вовлекли. В спорт мы уже больше тысячи людей вовлекли, около сотни человек в триатлон, 10 сделали Ironman.
Спорт – это часть корпоративной культуры компаний, причем очень крупных компаний, самая крупная строительная компания в Казахстане является владельцами франшизы Ironman СНГ. Несколько семей, они управляют бизнесом, не знаю какое количество они людей вовлекли, но это очень хорошо сказывается на бизнесе, в нашем случае на семье, потому что это совместные путешествия, это возможность позволять мне дышать, чтобы я купил новые колеса на велосипед и сделал очередной старт Ironman, я сделал его три раза.
Ольга Котова:
Младшая дочка у нас занимается триатлоном, и спринт она уже сделала. Она у нас бальный танцор, но сейчас тоже крутит велосипед, плавает и бегает.
Евгений Котов:
Как уживаться с мужем-руководителем? У нас сейчас кто-то увлекает своих жен в бизнес, расскажи парочку лайфхаков, как ты уживаешься со мной.
Ольга Котова:
Нужно постоянно развиваться, потому что это позволяет не фиксироваться на проблемах работы, и одна из женских задач – это вдохновение. Чем жена должна вдохновлять? Внешним видом, поддержкой, а как должна выражаться эта поддержка? Говорить молодец, я в тебя верю – ну два раза так скажешь, а в течение дня чем вдохновлять? Саморазвитие для меня очень важно, с детства мне очень нравилась философия, разные книги философские, из которых я очень много интересных вещей черпаю просто для жизни и для нашего бизнеса, и когда я с тобой ими делюсь, получается, что мы можем шире смотреть на свое существование как бизнес-партнеров. С другой стороны, не циклиться на какой-то оперативке, потому что вся суть оперативных проблем – это ты просто грязнешь в микроменеджменте, и это не разжигает никакой страсти, не сподвигает к вдохновляющему состоянию. И благодаря этому я шире смотрю на вопрос, оцениваю то, что ты делаешь, и в самые тяжелые моменты всегда про себя думаю: хотела бы я сейчас оказаться на его месте, готова ли я взять эту ответственность? Нет, не хотела бы, и я чувствую, что твое преимущество в этом настолько очевидно для меня, но хотела бы я помочь – однозначно хотела бы, поэтому под это я тяну информацию, нахожу решение. Моя задача – по-настоящему помогать, может быть отчасти мое образование повлияло на это, оно связано с религиями, и библейские ценности мне были достаточно близки, что жена – помощница мужа, и мне эта идея очень нравится.
Евгений Котов:
Я могу сказать, что это правда, у нас много совместных мероприятий, не только спортивных, мы вместе учимся, вместе работаем, вместе воспитываем деток. Для того чтобы это партнерство строить, мы еще используем постоянное образование друг друга, чтобы мы были в синхроне. Часто бывает, что кто-то из бизнес-супругов обучается сам, но не обучает второго, или какую-то информацию намеренно немножечко сдерживает, не делится, чтобы быть постоянно на коне, быть умнее. И наши успешные действия – это то, что мы друг с другом мгновенно делимся. Это стимулирует постоянно двигаться дальше, потому что понимаешь, что тебе нельзя останавливаться, этим ты уже удивил и нужно дальше.
Это первый наш совместный эфир, мы сделаем еще пост к этому эфиру и назовем дюжину основных вещей, которые мы используем для того, чтобы продолжать обожать друг друга, продолжать вместе строить бизнес. И это не история для Instagram, это история по-настоящему, и это наша сильная сторона.
Ольга Котова:
На самом деле, это не так легко, это большой труд, и мы его прилагаем ежедневно, намерения с двух сторон, что мы хотим это делать лучше, и прорываемся через собственные тараканы.
Евгений Котов:
Программа «Реальная практика», с вами был Евгений Котов, Ольга Котова, и мы хотим взять за традицию раз в месяц совместно вести эфир, приглашая кого-то из бизнес-семей. До встречи.