Алексей Ходорыч:
Добрый вечер, в эфире программа «Классное детство». В студии Полина Коротун, моя коллега по издательству «Открытые Системы», которое выпускает «Классный журнал», «ПониМашку», а также мультики про ПониМашку, и Александр Герасимов – создатель «Суздальфеста», это фестиваль анимации и глава компании «Мастер-фильм». Вы с радостью услышали слова Владимира Владимировича на пресс-конференции про анимацию. Что значат эти слова для отрасли, для Вас?
Александр Герасимов:
Это очень важные и радостные для нас слова, хороший знак. Дело в том, что вопрос был задан корреспондентом так, что некоторые уже на Западе рассматривают анимацию, как нашу мягкую силу, как влияние Кремля, назывались наши топовые сериалы «Маша и Медведь», «Смешарики», «Фиксики». Владимир Владимирович посмеялся на тему мягкой силы, хотя отчасти это так и есть в хорошем смысле, то есть это никакой не госзаказ, это на самом деле продукт творчества талантливейших людей, и мы очень рады, очень горды, что мы смогли прорваться в мир, что Маша практически покорила весь мир, и что все больше и больше наших мультфильмов выходят за пределы Российской Федерации, анимации на подъеме. И несмотря на то, что это подъем, все равно еще требуется увеличение господдержки, то есть не госзаказа, а именно господдержки, потому что глупо и бессмысленно что-то заказывать, диктовать в анимации, у нас и так все хорошо, и Россия всегда славилась талантами, недаром к нам приезжают эмиссары из-за рубежа в поиске идей, в поиске наших талантов, разработок, нашего креатива.
И сейчас набирает движение волна креативных индустрий в России, это очень хорошо, во многих западных странах уже давно есть такое понятие, как креативная индустрия, и у нас анимация идет в первых рядах этих креативных индустрий. Это очень важная история, потому что мы живем в постиндустриальном обществе, где особенно молодежи требуется все больше и больше пищи духовной, мы меньше производим станков, прокатных станов, потому что технологии развиваются, и креатив выступает уже впереди. Мы прекрасно понимаем, что если мы будем развивать именно креативную составляющую, то мы будем развивать будущее, мы будем хедлайнерами.
Алексей Ходорыч:
Президент сказал важные слова, что мультфильмы, которые создаются сейчас, дети будут смотреть много лет, и это действительно мягкая сила в том плане, что это передний край контакта с той или иной страной, культурой, потому что если таких мультфильмов, как «Маша и Медведь» или «Смешарики» будет еще больше, то больше стран полюбят Россию, проникнутся нашей культурой, и это в конечном счете будет влиять на все остальное.
Александр Герасимов:
На пресс-конференции поднимались вопросы, почему Россию не любят. Вы абсолютно правы, что чем больше будет наших мультфильмов выходить на Запад, то тем больше будут Россию узнавать по этим мультфильмам, понимать, что у нас медведи не ходят по улицам Москвы, а исключительно в мультфильмах. Самое главное, что мы будем воспитывать своих детей идентично нашей культуре, нашим традициям. Правильно сказал Президент Путин, что сейчас эти стрелялки, которые все заполонили, и я не буду перечислять названия зарубежных сериалов, которые действительно модные, популярны среди нашей молодежи, на них подсаживаются, но мы должны этому противостоять нашим добрым, вечным, то есть тем, что у нас есть из нашей замечательной советской мультипликации.
Алексей Ходорыч:
Расскажите, чем так замечателен «Суздальфест»? Это самый крутой российский фестиваль анимации, которого ждут каждый год аниматоры всей России. Как Вы его придумали и какое к этому имеет отношение Мастер-фильм?
Александр Герасимов:
Придумали мы его еще в 1995 году командой тогда еще молодых и амбициозных деятелей анимации. Придумали мы его втроем с братьями Наумовыми, моими друзьями и коллегами, потому что мы сделали первую 3D-заставку для фестиваля «Киношок», который тогда тоже только начинался, и сдавая заказчику, вдруг во дворе дома в районе метро Пушкинская ночью, примерно в декабре месяце, подумали – а почему мы сами-то фестиваль не делаем, давайте сделаем. Мы сделали, и как-то попало, легло хорошо, и форма, и содержание, и время, и место, хотя первые 6 фестивалей мы проводили под Тарусой, но потом уже пансионат просто не выдержал наплыва аниматоров, и мы переехали в Суздаль. Суздаль пока выдерживает, хотя на первом фестивале было 200 человек, сейчас в топовые дни уже приезжает около 2 тысяч человек, то есть Суздаль становится абсолютно фестивальным городом, как вся Владимирская область.
Чем он уникален? Мы там показываем всю анимацию, которая была сделана за год. Если все остальные фестивали из нескольких сотен, тысяч присланных фильмов показывают 50 или 15, как «Кинотавр», то мы показываем все: часть в конкурсной программе, часть во внеконкурсной, и у нас есть даже специально оборудованное помещение, называется медиатека, где собраны все фильмы, где каждый желающий бесплатно может прийти, надев наушники, включив компьютер, посмотреть что хочет.
У нас двойная система оценки. Есть классическое жюри, а есть общий рейтинг профессионалов, то есть все получают специальные рейтинговые карточки и заполняют 5 лучших фильмов, в конце мы подсчитываем, и этот гамбургский счет очень трогательный момент, потому что с одной стороны уважаемое жюри, которое свои призы выбрало, с другой стороны рейтинг профессионалов, когда оглашают уже после итогов жюри, в половине случаев фильмы не совпадают. Но все относятся к этому хорошо, конфликтов никогда не бывает.
Еще у нас очень мощная деловая программа, и мы каждый год стараемся ее делать свежую, актуальную, стараемся такие мероприятия организовывать, которые были бы не формально, не для отписки, а именно интересны. И мы в этой деловой программе стараемся охватить полностью весь процесс от создания сценария, даже от придумки идеи до полок магазинов. Поэтому есть секции, которые посвящены и сценарному мастерству, и производству, и технологиям, и продажам, лицензированию, мерчендайзингу.
Такая интенсивная наша деятельность – начинаются программы в 10 утра, заканчиваются в 2 часа ночи, и в параллели идут мероприятия – позволяет охватить все аспекты, и из-за этого очень многие стремятся в Суздаль, начиная от студентов, которые снимают дома у бабушек, по 20 человек, спят в спальниках, заканчивая топ-менеджерами нашей отрасли, не только нашей, но и соседних, для которых (я с гордостью могу сказать) посещение Суздаля – это мастхэв, потому что там в одном флаконе можно охватить все.
Но, казалось бы, это профессиональный фестиваль, крупнейший профессиональный форум, но мы не зацикливаемся только друг на друге. Вся анимация сейчас в Суздале, и как-то пошутил Саша Татарский, который был президентом фестиваля до 2007 года, если на Суздаль упадет бомба, то российской анимации конец. Мы еще очень много показываем для детей. Владимирская область просто купается в анимации в эти дни, потому что происходят выездные мастер-классы, показы, творческие встречи, концерты, показы в разных школах, библиотеках, и мы еще проводим акцию, которая называется «Открытая премьера». Эта акция уже всероссийская, даже в этом году мы захватили соседние страны – Белоруссию, Казахстан, Армению. Сформированы несколько программ фестивальных фильмов, в основном детские, 0+, 6+, 12+, и мы эти программы бесплатно предлагаем для показа в любых точках. И это репертуарные кинотеатры, дома культуры, библиотеки, школы, мы говорим, ребята, вот 6 программ, каждая по часу, крутите бесплатно. Единственное, что во время фестиваля и даже немножко после фестиваля, пожалуйста, пусть дети проголосуют и выберут лучший фильм из всех программ. И мы в день закрытия фестиваля собираем со всех этих площадок фидбэк, просчитываем какой фильм лучший и объявляем на церемонии лучший фильм, который выбрала Россия, потому что таких площадок в этом году было больше 700. Это тоже огромная работа, но мы ее проводим исключительно для того, чтобы как можно больше детей посмотрели нашу современную российскую анимацию.
И пользуясь случаем, хотел выразить огромную благодарность коллегам, руководителям студии и правообладателям, которые дают нам права, это абсолютно не коммерческое мероприятие, мы с этого ничего не имеем и показывает бесплатно. Спасибо еще раз коллегам, надеюсь, что и в этом году мы тоже получим максимальные права.
Полина Коротун:
И мы будем рады, если наш мультфильм «ПониМашка» и серия, которую мы тоже подаем на фестиваль, будет участвовать в фестивале и в этих показах. Все серии мультфильма «ПониМашка» можно увидеть на нашем канале в Youtube, смотрите, пожалуйста.
Александр Герасимов:
Я сейчас уже говорю вам большое спасибо за то, что вы предоставляете нам свой мультфильм. Я хотел бы еще добавить по поводу фестиваля, который будет в марте 2021 года. Мы разговаривали с некоторыми нашими коллегами, и коллеги спрашивают: будет, не будет. И родился практически хэштег Суздалю быть.
Алексей Ходорыч:
Все-таки он в том или ином виде будет, и мы надеемся, что будет очно.
Александр Герасимов:
Не хочется мне думать, что это будет сплошной онлайн, я очень надеюсь, что он будет гибридный, и мы сейчас готовим гибридный формат фестиваля, вся эта история с пандемией – это вызов для всего мира и для нас в том числе, и мы сейчас усиленно прорабатываем его формат, чтобы при любом развитии ситуации мы его сделали максимально интересным, информативным, комфортным и для тех, кто будет там, и для тех, кто будет в онлайне.
Мы с гордостью говорим, что у нас уже пять лет существует мобильное приложение, когда оно у нас было, его еще не было ни у одного кинофестиваля, мы были первые, мы этим гордимся и постоянно его апгрейдим, совершенствуем. Сейчас мы разрабатываем интерфейс, такую экосистему, как теперь принято говорить, компьютерный интерфейс, который будет завязан с приложением, для того чтобы как можно больше людей посмотрели фильмы фестиваля, мероприятия в онлайне.
Алексей Ходорыч:
Отличная идея, потому что знакомая Вам сценарист Наталья Степанова иногда проживает в Крыму, иногда в Томске, она говорит, что своему ребенку показывает фестивальные мультфильмы, потому что в Крыму очень много фестивалей, и она выражала сожаление, что такие фестивали, как «Суздальфест» недоступны для населения всей России, потому что столько интересных новинок, которые потом нельзя увидеть ни по телевизору, ни в интернете, а приложение позволит смотреть онлайн этот фестиваль.
Александр Герасимов:
Технически прорабатываем такую модель, чтобы в режиме стрима, в режиме video on demand, разные формы. И если мы две проблемы решим, проблема первая – если нам Министерство культуры традиционно поможет с деньгами на фестиваль, потому что дело затратное все это разработать. И вторая проблема – надеюсь, что студии, правообладатели дадут нам право некоммерческого показа мультфильмов именно в формате онлайн на нашем защищенном сервере, например, один показ с двумя техническими повторами. Я не думаю, что это проблема, потому что сейчас многие фестивали уходят в онлайн, в гибрид, и поэтому это уже практика распространенная. Если все это состоится, мы постараемся, чтобы аккредитации или авторизации были максимально доступные, чтобы максимальное количество людей по всему миру увидело.
Полина Коротун:
Ведь там же еще авторская анимация, взрослая анимация, что увидеть потом очень сложно. С прошлого фестиваля мне особенно запомнился фильм Натальи Мирзоян «Привет, бабульник!», и потом где его увидеть? Если все детские продукты потом выходят в онлайн, то авторскую анимацию хочется показать большему количеству людей.
Александр Герасимов:
В том-то и дело, поэтому я очень надеюсь, что мы это сможем сделать. Есть фестивали, которые за эксклюзивность, которые только здесь, только сейчас, только для ограниченного круга людей. У нас немножко другая политика, начиная с того, что все мероприятия в Суздале бесплатные и доступные всем, то есть любой, кто приезжает на наш фестиваль, может зайти в тур-центр, посмотреть любую программу, поучаствовать в любом деловом мероприятии. У нас нет никаких vip-зон, нет никакого разделения на черных и белых, у нас все равны. И мы гордимся этим духом открытости и с большим удовольствием эту открытость перенесем в интернет, в онлайн, чтобы уже тысячи людей спокойно смогли посмотреть уникальные фильмы.
Алексей Ходорыч:
Если говорить о мультиндустрии как индустрии, всех обычно очень интересует вопрос окупаемости малых форм, то, для чего есть целая инфраструктура в других странах, у нас есть ограниченное количество каналов, куда это можно размещать, и наверняка эти вопросы обсуждаются в вашей среде. Куда идти мультипликации, если доходы от нее всегда под большим вопросом и обычно все рассчитывают на поддержку государства или Фонда кино, Минкульта? О какой-то иной окупаемости сейчас речи быть не может, но ведь индустрия не может всегда жить только на таких ресурсах?
Александр Герасимов:
Если мы немножко разделим анимацию на авторскую и коммерческую, то в чем я вижу задачу государства? Сейчас на первых порах, в течение нескольких лет поддерживать встающую на ноги потихонечку коммерческую анимацию, и государство это делает, то есть полнометражные фильмы, сериалы – это и есть тот самый товар, который призван окупаться, который призван приносить деньги и развивать индустрию. Феномен корейской анимации – для того чтобы корейцы стали такими, какие они сейчас, государство их поддерживало лет 20 очень сильно, это вложение в производство, продвижение, подготовку кадров. Китайцы делали и делают то же самое. Единственная страна США, где государство впрямую не поддерживает анимацию, во всех остальных – Канада, Франция, везде идет мощная господдержка, Иран, который сейчас поднимается по анимации. Поэтому задача государства все-таки поддерживать производство, продвижение в мир нашей коммерческой анимации, и самое главное в любом случае поддерживать производство авторской анимации, короткометражной, дебюты обязательно, потому что это кузница кадров, это лаборатория и искусство в конце концов.
Один из фильмов «Мастер-фильма», чем мы гордимся, называется «Мой галактический двойник Галактион», фильм, который был представлен на Берлинском фестивале в этом году, после этого уже фестивалей 50 участия, и это тоже та самая мягкая сила, он по всему миру, сейчас мы подали документы на Оскар, потому что он получил гран-при фестиваля, у которого есть Оскар сертификат, и мы имеем право подавать на Оскар.
И поддерживать инфраструктуру – фестивали, другие формы показов, Неделя российского кино за рубежом. Для государства это смешные деньги, но эффект видят все. Недавно собирался к нам приехать босс студии Rovio, это итальянцы, Клуб Винкс и не только. Он ехал, чтобы искать проекты, чтобы найти здесь вторую «Машу и Медведь», хотя сами суперпрофессионалы, со своими проектами.
В Суздаль приезжают иностранцы, отборщики фестивалей, они тут смотрят всю программу и берут на заметку. Суздаль в каком-то смысле – это окно для всего мира анимации.
Алексей Ходорыч:
Мы как начинающий игрок на этом рынке подумали о том, что хорошо бы нам свои серии адаптировать под разные аудитории, китайская переозвучка, немецкая, испанская, японская. Многие идут этим путем?
Александр Герасимов:
Этим путем идут в первую очередь те, у кого сериал уже имеет некий спрос из-за рубежа, это «Маша и Медведь», «Смешарики», «Фиксики», «Барбоскины», потому что адаптация – это дело не дешевое. Заинтересовались, например, французы, и там два пути у продюсера: либо французы сами его переозвучивают на французский язык, но тогда права на этот перевод остаются у французов, либо договариваются, что продюсер сам вкладывает свои деньги, переводит на французский язык, но тогда права остаются у продюсера, и он может продавать на другие франкоязычные территории. Это каждый раз надо считать, решать, что выгоднее, что лучше, это дело очень непростое, тем более если сериал с мерчендайзинг-потенциалом, это завязано на возможную продажу лицензии на территории, массы схем, вариантов, и каждый раз уникальные вещи, уникальные знания и компетенции, каждый раз нужно думать, считать и прикидывать, как лучше.
Алексей Ходорыч:
Мы на нашем старте хотели просто стать еще более популярнее и заложить основы для реализации потенциалов в дальнейшем, то есть мы попытаемся его самостоятельно переозвучить в рекламных целях.
Александр Герасимов:
Я бы рекомендовал это делать, но чтобы перевод был качественный, нужно найти правильный перевод от специалистов, есть студии, которые занимаются этим делом, сленги, чтобы люди знали, какие вещи можно говорить, какие нет. Наши коллеги сталкиваются с тем, что ты заходишь с одним и тем же сериалом вместе с текстом на американский рынок и там оk, а на китайский рынок или рынок Ближнего Востока, какие-то вещи нельзя. Самое лучшее – это бездиалоговые сериалы, как «Маша и Медведь», там же фраз практически нет, девочка в платочке. Но попробуй сделай такой сериал без диалогов, это надо постараться.
Полина Коротун:
Кинокомпания «Мастер-фильм» больше заточена под авторскую анимацию или под коммерческую? Какие у вас сейчас проекты?
Александр Герасимов:
Так получается, что все-таки под авторскую, хотя мы уже несколько лет пытаемся делать коммерческие продукты, это скорее стартапы. Более-менее популярный наш проект, который востребован в Youtube и идет на каналах, это сериал для самых маленьких «Три котенка», от 0 до 3, там котята с толстым черным контуром, это сериал песенный, маленькие серии по 2 минутки, и каждая серия – это песенка, а песенка не простая, а ОБЖ самых маленьких: не залезай в холодильник, не балуйся со спичками, теплее одевайся на улицу. И уже более 100 серий, несколько сотен миллионов просмотров, и на канале «Мульт» они крутятся, «Мультимузыка».
Мы запускаем много авторских фильмов, поддерживаем дебюты, мы рискуем, но риск – благородное дело, всегда хочется помочь молодежи, запускаем много дебютов, стартапы разрабатываем, сейчас у нас идет разработка стартапа под условным названием «Ферма». Здесь мы хотим залезть в ту аудиторию, на которую сейчас все облизываются, – 7+, 8+, потому что основная масса наших сериалов preschool, это та публика, которая наиболее хорошая с точки зрения монетизации, они еще дети и можно показывать малышовые сериальчики, с одной стороны, а с другой стороны, они уже дети, которые могут взять маму за руку, настоять, чтобы мама купила какую-то игрушку в детском магазине. Для мерчендайзинга это самая вкусная аудитория. Но аудитория чуть постарше уже не такая однородная, она очень разная и непонятная, очень подвижная, и поэтому очень мало сериалов наших, практически нет.
Тут две проблемы: во-первых, их очень непросто сделать, чтобы попасть в тренд, а попасть в тренд – это значит конкурировать с Nickelodeon, Cartoon network, теперь уже и с TikTok, для которого, как мне кто-то сказал из молодежи, 3 минуты – это очень большой контент. Конкуренция бешеная. Все хотят, но не понимают, как это сделать, есть какие-то догадки, и главное – как это монетизировать. У нас нет каналов сбыта, потому что непонятно что будет с мерчендайзингом, зайдет или не зайдет этот сериал, а на продаже контента тоже не заработаешь. У нас нет каналов сбыта, платформы не такие мощные, как Netflix или Аmazon, и платформы пока не могут полностью проплачивать такой контент. Тот же Nickelodeon каждый год падает порядка 1000 проектов, а мы знаем, сколько примерно идет разных сериалов, не более того, то есть попробуй туда проникни. Поэтому перспектива, если найдутся хорошие проекты, которые на уровне стартапа заинтересуют кого-то из инвесторов, кто-то рискнет, и уже выходить с каким-то готовым продуктом на довольно сложное продюсирование, когда ты начинаешь делать пресейлы, предпродажи, собирать деньги, гарантировать объем, сроки и по всему миру такую историю крутить.
Алексей Ходорыч:
Но вы уже рискнули, вы уже пытаетесь на работать.
Александр Герасимов:
Эту «Ферму» мы сейчас разрабатываем, никому не показываем, сейчас мы делаем первый эпизод и, наверное, с этим эпизодом уже будем выходить на фестивале в Анси, это июнь месяц, очень надеемся, что все-таки пройдет хотя бы в гибридном формате этот крупнейший в мире фестиваль и очень крупный профильный анимационный рынок, поэтому мы выйдем во внешний мир на этом фестивале. Мы позиционируем ядро целевой аудитории 7-9, 7-10 лет.
Алексей Ходорыч:
Можно ли он указать какой-то конкретный тренд, который сейчас характерен для мировой анимации или все идет по-разному?
Александр Герасимов:
Та поговорка: знал бы прикуп, жил бы в Сочи. Все хотят знать тренды, все анализируют тренды, пытаются угадать. Сейчас чтобы запустить проект и правильно его придумать, мы должны примерно угадать, что будет нравиться целевой аудитории через два года. Вот попробуй угадать сейчас в изменяющемся мире. Многие начинает заигрывать с гаджетами, делать мультфильмы, в которые пихают гаджеты, современные словечки, термины. Я неоднозначно к этому отношусь, потому что через два-три года могут быть совершенно другие, это может быть вовсю виртуальная реальность, они скажут, что это отстой, oldschool. Какие-то человеческие вещи, человеческие отношения, проблемы семейных отношений, что ребенка волнует в социальном плане, дружба, отношения между мальчиком и девочкой, познание мира. Ваш сериал с элементами обучения, это же не чисто развлекуха. Гораздо более сложная задача сделать обучалку в широком смысле слова и чтобы она была интересна детям, хотя попытки сейчас у наших коллег довольно удачные. «Фиксики», пожалуй, самый яркий пример, когда сериал с четкой познавательной направленностью имеет миллионы подписчиков, миллионы фанатов и среди взрослых, и среди детей, и не только у нас, но и во всем мире. Может быть, это тренд.
Алексей Ходорыч:
Мне кажется, раньше было побольше мультфильмов с псевдообъемом, а сейчас уже особо не используется.
Александр Герасимов:
Сейчас чуть-чуть спал этот бум 3D.
Полина Коротун:
«Лунтик» сейчас вышел в 3D, и мне не так нравится.
Александр Герасимов:
«Смешарики» выходят снова в 2D, новый сезон. Тут вопрос технологический. С одной стороны, если есть простой в построении мультфильм, если он заряжен на много серий, если он preschool, это 3D, я не беру «Лунтика» и «Смешариков», которые изначально были сделаны в 2D, всем полюбились, а потом перевелись в 3D, это другая история, а когда он изначально уже делается в 3D, когда не с чем сравнивать. И если все правильно сделать, то технологически и по деньгам это гораздо интереснее, когда уже модели сделаны, локации сделаны, героев мало, например, «Малышарики», «Тима Тома», «Ми-ми-Мишки». Локации простые, героев немного, они простенькие, и давай серию за серией выдавать. Если мы говорим о более взрослой аудитории, там 2D, те же самые японские анимэ, европейские сериалы, потому что там можно сделать более острых персонажей, которые уже подросткам нравятся, пожестче, приближенное к компьютерным играм, фэнтезийным, культовым фильмам, на основе комиксов. У нас же комиксы мало развиты, а в Европе, Америке, Азии очень сильно. Поэтому здесь 2D-технология нормально идет.
Алексей Ходорыч:
Может быть стоит уже всех пригласить на «Суздальфест»?
Александр Герасимов:
Я бы пригласил всех с единственной оговоркой – мы будем все равно организовывать и проводить фестиваль в рамках тех ограничений, которые будут на тот момент в регионе, поэтому если скажут больше 50 не собираться в одном помещении, к сожалению, мы не сможем это нарушить. Если скажут, что ближе полутора метров не стоять, мы постараемся не стоять. Мы готовы принять всех и будем молиться, чтобы все полностью было снято. Приезжайте, но следите за новостями на сайте suzdalfest.ru и вообще какая ситуация во Владимирской области.
Полина Коротун:
Вышли свежие номера «ПониМашки» и «Классного журнала», это новогодние выпуски, здесь и Дед Мороз, и снеговики. В свежем «Классном журнале» дети смогут подвести итоги 2020 года, заполнить календарь и заполнить планы на следующий год. Журналы в продаже либо в подписке, на наших сайтах, в наших соцсетях смотрите, ищите, вам обязательно понравится. Александр, спасибо большое, у фестиваля уникальная атмосфера и хочется, чтобы он состоялся, чтобы мы все там встретились.
Алексей Ходорыч:
И чтобы российская мультипликация становилась все больше и больше популярной за границами нашей родины.
Александр Герасимов:
Спасибо большое, давайте мы все будем к этому стремиться, потому что это дело благородное, это то, за что не стыдно и что делать приятно, интересно и правильно.