{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Элеонора Шумилова художественный руководитель камерного музыкального театра «Эль Арт» 07 декабря 2020г.
Театр + школа
Как стать Менделеевым, играя на сцене ржавый гвоздь, и другие тайны театральной педагогики

Наталья Урмацких:

Добрый вечер, самое время погрузиться в ваши возможности и нечеловеческие потребности, чему явно способствует новый выпуск программы «Пирамида Урмаслоу», и я, ведущая Наталья Урмацких, приветствую вас. Близятся новогодние каникулы, но сегодня мы не будем говорить о праздниках, сегодня мы поговорим о суровых буднях наших школьников, мучающихся на дистанционном образовании. Честно говоря, система образования у нас буквально уходит в крутое пике, но даже не сама система, а те ученики, которые сейчас вынужденно принимают дистанционное обучение и сидят дома и ничего не делают. Но выход есть всегда, потому что сегодня мы будем говорить об альтернативных методах обучения, которые уже многие десятилетия выдают потрясающие результаты, и свидетелем этого являются мои сегодняшние гости: Лора Владимировна Макмак – филолог, преподаватель литературы и театральный педагог, и еще одна наша замечательная гостья Элеонора Шумилова – руководитель камерного музыкального театра «Эль Арт», а также руководитель большого и очень правильного проекта «Театр + школа: точки роста». Эти замечательные женщины взяли правила в свои руки и школьную программу преподают несколько иным способом, а именно как театральную педагогику. Начнем с теории.

Лора Макмак:

То, чем я занимаюсь, это не столько театральная педагогика, сколько метафорический способ проживания урочного материала, то есть речь не идет о дополнительном образовании, когда ребенок, отучившись 5-7 уроков, приходит в актовый зал, расслабляется, получает какие-то новые эмоции, чувства и занимается постановкой, актерским мастерством, речью, пластикой, то есть всеми специфическими театральными предметами, обогащая себя профессионально и развиваясь внутри.

Наталья Урмацких:

То есть это не театральный кружок в стенах школы, это совсем другое.

Лора Макмак:

Я занимаюсь и этим тоже, но родилось это на самом деле из уроков. Когда появилась потребность не просто объяснить какой-то материал, не просто про приставки и суффиксы рассказывать или о Пушкине, а найти метафорические ходы, чтобы ребята могли вжиться в материал, взаимодействовать с текстами и друг с другом через метафору, минуя учителя. Учитель вбрасывает художественную задачу, а дети делятся на команды и проговаривают, решают сами на какой образ они выйдут в связи с тем или другим учебным материалом.

Недавно был совершенно потрясающий урок в смысле такого необычного погружения в тему. Мы делали урок с Андреем Андреевичем Лебедевым в НГШ у Василия Георгиевича Богина в школе, и героем метафорического преображения был гидравлический пресс, это был урок физики. Мы с Андреем Андреевичем сами прожили этот гидравлический кусок нашей жизни, потому что там нужно было каким- то образом структурировать материал, выдать его детям и ничего не объяснять. Дается два текста: про гидравлический пресс и китайская притча про мудреца, который учит ушу своих учеников, у него их 12, а другой мудрец взял одного ученика. И 12 учеников против одного, кто сильнее. Смысл в том, что побеждает, хотя его бьют очень сильно все 12, тот учитель, который взял одного ученика, потому что максимальные усилия были вложены в него, он не рассыпался, это принцип действия гидравлического пресса, когда бьешь в точку. Потом пошли перчатки в ход, нужно было показать взаимодействие учителей и учеников, тот, у которого было 12, прогнал всех своих, потому что понял, что они слабы, тот силен духом. И это нужно было показать через пластиковую перчатку. Ребята работали в командах, три руки, несмотря на то, что 4-5 человек в команде, и они пластической комбинацией через руки метафорически прожили принцип действия гидравлического пресса, а потом на доске в форме фотоэтюдов выложили эту формулу, не понимая еще, что это формула, и они должны были под свои картинки подставить формулы с тем, чтобы сложилось нужное физическое выражение.

Наталья Урмацких:

Что это дало детям в итоге?

Лора Макмак:

Ребята сказали, что это то, что нужно, что они не заметили, как пролетело время, потом реакция была такой: «Ну уж гидравлический пресс мы запомним». Они экстраполировали все наши усилия в жизнь, они сказали, что это как в жизни. В жизни можно заниматься многим и не успеть ничего, а можно сконцентрироваться на одном и получится эффект достижения максимального результата.

Еще было домашнее задание, нужно было написать дневник от лица гидравлического пресса, переживание этой ситуации, когда столько говорили и так по-разному.

Наталья Урмацких:

Многие наверняка слышали словосочетания и театральная педагогика, и педагогика искусства, но все-таки мы заявили, что это некая альтернатива существующей системе обучения детей чему-либо, будь то физика или литература. Вы как человек искусства и человек театра, можете доступно объяснить людям, которые может быть далеки как от театра, так и от школьных предметов, которые сейчас существуют, как Вам удается это совместить и какой дает результат?

Элеонора Шумилова:

Как раз это не альтернатива, ни в коем случае методы театральной педагогики не альтернатива образованию, а помощь в донесении материала. Это вполне применимо, и наша беседа началась с того, что мы увидели, как физику можно преподавать методами театральной педагогики, и сразу стало понятно, что действительно любой общеобразовательный предмет в школе можно и нужно преподавать методами театральной педагогики, потому что другое восприятие материала. Не надо забывать, цивилизация изменилась, детям сейчас очень сложно на самом деле, казалось бы жизнь стала лучше, жизнь стала веселее, все кушают хорошо, больше доступно вещей и очень много доступной информации, и как разобраться в этой информации, никто не знает. Со всех сторон идут нарекания на школу от родителей прежде всего, потому что учителя ставятся в такое положение, что они должны вложить в голову массив знаний, неважно как впихнуть, а он не впихивается. А почему он не впихивается, потому что не интересен, потому что включил интернет, жизнь наладилась, и все такое интересненькое, а тут ничего не остается.

Во-первых, это очень быстро, программа очень сложная, очень интенсивная и наполненная, и педагоги, не все, но многие выдают строго по программе, и они даже перестали беспокоиться о том, как материал усвоен, а ведь все-таки есть большая разница между педагогом и преподавателем. Преподаватель дает материал, и кто усвоил, тот усвоил, не усвоил – ваши проблемы. Но простите, школа – это другое, педагог – это учитель с той самой большой буквы, и значит его задача все-таки посмотреть приняты ли эти знания, а не просто их выдать, ребенок же должен их усвоить.

И тут оказывается, что при лекционном методе преподавания, насколько допустим такой термин, наша общеобразовательная система стала этим страдать, что у нас больше презентационный, лекционный способ подачи материала детям, который идет мимо, он не усваивается, а методы театральной педагогики этого просто не допускают, то есть обязательно должны быть погружения. И проблема-то заключается в том, что больше всего при театральной педагогике волнует, что ты воспринял, и подача идет больше всего детям, они восприняли или нет, и вот это очень важно. Поэтому проект у нас родился, называется «Культурно-просветительская платформа «Театр + школа: точки роста». Оказалось, что действительно очень нужно и востребовано в обществе такое объединение, взяли слово платформа, потому что сообщество как педагогов, так и людей искусства, потому что все театры работают с юным зрителем и многие работают вместе со школами, для того чтобы привлечь к театральному искусству, а театральное искусство очень нужно детям. Очень многие проблемы театр детям помогает решить. Когда они в зале сидят и воспринимают спектакль, это восприятие помогает в безопасной обстановке прожить, увидеть жизненные проблемы и увидеть, как с ними можно справиться.

Наталья Урмацких:

Но для этого же мало просто посмотреть спектакль, для этого еще нужно его понять, чтобы кто-то рассказал, что там произошло.

Элеонора Шумилова:

Совершенно верно, хотелось бы его обсудить. Тут тоже есть некоторая проблема, этим и занимаются театры юного зрителя и наши российские академические молодежные театры целые методики для театров юных зрителей разрабатывают, потому что таким образом мы привлекаем к театру детей, но кроме всего прочего мы помогаем развитию их мышления и восприятию не только театрального, но и вообще искусства.

Наталья Урмацких:

Вы воспитываете зрителя с самого маленького возраста.

Элеонора Шумилова:

То, что делают театры юного зрителя по России, это, конечно, воспитание зрителя, но и помощь подрастающему поколению в развитии мышления. В нашем проекте мы собрали великолепных специалистов, просто ведущих специалистов, не побоюсь этого слова, по театральной педагогике, имеющих собственные авторские методики и постоянно работающие, готовые передавать эти методики. И в рамках нашего проекта стало понятно, насколько педагоги заинтересованы в этих методиках, очень много методик применимы не только в театральных студиях, а они применимы в преподавательской деятельности в обычной средней школе.

Наталья Урмацких:

Коль уж мы заговорили о проекте «Социокультурная платформа "Театр + школа: точки роста», предлагаю посмотреть видео, которое презентует этот проект.

ВИДЕО

В мае 2020 года в Екатеринбурге стартовал партнерский проект камерного музыкального театра «Эль Арт» и Союза женщин России «Культурно-просветительская платформа "Театр + школа: точки роста»», реализуемый на средства гранта Российского фонда культуры в рамках федерального проекта «Творческие люди», национального проекта «Культура».

Элеонора Шумилова:

Добрый день, дорогие друзья, я Шумилова Элеонора Валентиновна, художественный руководитель камерного музыкального театра «Эль Арт», автор и художественный руководитель социокультурной просветительской программы «Сказочный мир» и руководитель культурно-просветительской платформы «Театр + школа: точки роста». И сегодня я хотела бы презентовать вам этот интереснейший с моей точки зрения проект «Культурно-просветительская платформа «Театр + школа: точки роста»», который проходит при поддержке Российского фонда культуры.

Этот проект – новый этап развития социокультурной, просветительской программы «Сказочный мир», учрежденный камерным музыкальным театром «Эль Арт» в партнерстве с Союзом женщин как своего рода эксперимент объединения усилий социально ориентированной общественной организации и профессионального театра по обеспечению доступности искусства театра детям. Программа успешно реализована в 25 регионах России. В основу проекта легла идея возродить традиции театральной педагогики, со временем ушедшие из образовательных процессов.

Александра Никитина: Суть театральной педагогики заключается в том, что это педагогика проживания действия, импровизации и творческой игры на любом уроке, на любом занятии, на любой активности, где дети получают какой-то образовательный контент.

Татьяна Климова: Когда мы приходим в театр, мы присутствуем на каком-то событии, на наших глазах герой преображается, превращается, проходя через какие-то испытания, и главное, что вместе с ним мы, зрители, тоже превращаемся и преображаемся, мы обязательно меняемся и становимся немножко другими. Было бы здорово, если бы учитель владел этой же техникой, этими же приемами, нам же хочется, чтобы наши ученики превращались и преображались, чтобы они менялись во время нашего урока от незнания к знанию, от непонимания к пониманию, чтобы они становились мудрее, чтобы они росли человечески и нравственно. И именно эти инструменты как раз дает нам театр, потому что в истории культуры театр – это то пространство, где пробовалась и моделировалась ситуация возможного развития человека. И именно эти инструменты мы даем нашим педагогам, и тогда совершенно возможно и на уроке физики, и на уроке литературы, любых других предметных областях выстроить некоторую драматургию урока и уже внутри этой драматургии пытаться поддерживать учеников, позволяя им расти.

Лора Макмак:

Инстинкт театральности заложен в детях, а когда они попадают в школу, мы ломаем их, прессуем под свое взрослое мировосприятие, мы выстраиваем знаньевую систему образования ребенка, а воображение и фантазия уходят в подтекст либо вообще замирают, а дети же интересные. Если на природной, естественной театральности строить образование, это вполне вероятно, это вполне возможно, то эффект совершенно потрясающий.

Идея проекта, направленного на популяризацию театральной педагогики, родилась в 2019 году в Союзе женщин России в рамках долгосрочной программы «Духовность, культура, здоровый образ жизни», которая включает в себя большое количество образовательных и просветительских проектов, направленных на воспитание молодежи и поддержку культурных и духовных традиций.

Екатерина Лахова: В рамках этой программы у нас очень много разных проектов, мероприятий, театр «Сказочный мир», фестиваль «Романовские каникулы», который прошел в Ярославле, и те мероприятия, конференции и семинары образовательные, которые мы проводим. Мы поняли, что для того чтобы ребенок познал мир через театр, чтобы какое-то влияние в конце концов театр оказывал на развитие, на воспитание наших детей, возник вопрос, что оказывается у нас нет такой специальности театральный педагог, у нас театральные педагоги выполняют фактически такую функцию, а де-юре они никак не оформлены, и получается так, что многие директора школ, дополнительных образовательных учреждений просто принимают на работу замечательных людей, которые проводят колоссальную работу, но на какой-то непонятной ставке. Поэтому мы поставили для себя задачу, мы же за диалог с властью, мы попробуем добиться, что театральные педагоги должны быть, что они востребованы как в школах, так и в образовательных учреждениях. И поэтому маленькая победа, но она уже на сегодняшний есть, потому что Московский педагогический университет открыл магистратуру по театральным педагогам, не имея в перечне Министерства труда специальности театральный педагог, а магистратура по данному направлению ведется. Поэтому в качестве эксперимента, если у нас получится, в отдельных регионах провести театральных педагогов через законодательное собрание, потому что это затратный механизм, то в последующем наша задача, чтобы театральные педагоги появились де-юре и чтобы вели их подготовку, их же тоже надо готовить. Пока люди очень увлеченные, полностью отдают себя в той или иной работе, все на энтузиазме держится. Мы почувствовали, что действительно желание такое на сегодняшний день есть у многих субъектов, и мы будем заниматься.

Весной 2019 года на площадке Союза женщин России состоялся форум театров для детей и молодежи и социально ориентированных женских организаций.

Галина Федосеева: Союз женщин России провел у себя объединительный, как мы считаем, форум, который мы так и назвали «Социальная ответственность. Театр вне пределов сцены», пригласили к участию специалистов театральной педагогики, наши театры-лауреаты и представителей региональных отделений Союза женщин России. Этот объединительный форум разработал свою четкую программу взаимодействия, было решение о консолидации усилий. Консолидация усилий позволила нам в тот период, а это было всего два года назад, совершенно четко понять, есть запрос, есть уже та сила, которая отвечает на этот запрос, и начинать проводить просветительские мероприятия. И первой точкой роста стал Екатеринбург. В рамках нашей программы позволило собрать театральное сообщество Екатеринбурга, пригласив к участию еще пять субъектов Уральского федерального округа и познакомить с методиками, практиками театральной педагогики, это послужило основой нового проекта программы «Сказочный мир», который называется «Театр + школа: точки роста».

Сегодня проект «Культурно-просветительская платформа «Театр + школа: точки роста» включает в себя проведение дискуссионных площадок с участием педагогов образовательных организаций, театральных деятелей, экспертов в области театральной педагогики. Их цель – выявление и распространение эффективных практик театральной педагогики в образовательной среде, знакомство педагогов школ и дошкольных образовательных организаций с методами и приемами театральной педагогики с целью дальнейшего использования этих технологий в образовательной деятельности.

В сентябре 2020 года на площадке Театра юного зрителя в Екатеринбурге открылись дискуссионные клубы по теме театральная педагогика, а региональный эксперт проекта Наталья Механикова провела несколько мастер-классов по обсуждению спектаклей с учителями. Занятия с педагогами Челябинска провела ведущий специалист по театральной педагогике и эксперт проекта Лора Владимировна Макмак.

Лора Макмак:

Я очень много мастерских провожу по разным городам и весям, и в Москве, и в Подмосковье, и очень многие учителя эти техники берут. Я не могу сказать, что от начала и до конца все уроки в метафорической структуре работают, но детали и половина урока или может быть даже один целый урок, и это очень хорошо работает. Но есть один нюанс – для того чтобы учителя это взяли, учителя учителей должны владеть этой системой.

 В ходе проекта в мае 2020 года был проведен в онлайн-формате семинар «Театральная педагогика как инструмент развития эмоционального интеллекта», организованный при поддержке экспертов, представляющий московский общественный центр школьной театральной педагогики и лабораторию социокультурных образовательных практик института системных проектов Московского городского педагогического университета.

Наталья Урмацких:

Вот такую большую, интересную историю воплотили в жизнь руководитель камерного музыкального театра «Эль Арт» Элеонора Шумилова в партнерстве с большим количеством профессионалов из сферы театральной педагогики, в число которых входит и наша гостья Лора Владимировна Макмак, а также при поддержке общественной организации Союз женщин России, которая с точки зрения общественной организации продвигала вперед эти идеи.

Элеонора Шумилова:

Поддержал нас Российский фонд культуры, спасибо ему большое.

Наталья Урмацких:

Как раз хотела задать вопрос – какими силами удалось все это реализовать, потому что настолько большая история, межрегиональная и так быстро поднялась, буквально за год.

Элеонора Шумилова:

В 2019-м году по инициативе Союза женщин России был проведен Всероссийский форум, где были приглашены руководители театров, лауреатов нашего фестиваля «Сказочный мир», который вот уже больше 10 лет идет, и были приглашены педагоги, ведущие специалисты по театральной педагогике, Лора Владимировна там была, Никитина Александра Борисовна, Климова Татьяна Анатольевна, Рыбакова Юлия Николаевна, мы все это обсудили, стало ясно, что это действительно очень востребовано. Там было еще много педагогов, представителей социальных учреждений, московских и даже не московских. И стало совершенно очевидно, что эта проблема волнует умы многих, это волнует педагогов, общественные организации и социальные учреждения.

Наталья Урмацких:

Для меня во всем этом главное, что вы взялись обучать учителей этой сфере.

Лора Макмак:

Это Московский педагогический университет.

Наталья Урмацких:

Насколько мне известно, среднестатистический педагог не владеет пока такими технологиями.

Элеонора Шумилова:

Почему это все стало ориентировано на педагогов? Оказалось, что де-юре нет профессии театральный педагог, ее просто не существует, и про методы театральной педагогики кто-то что-то слышал, но чаще всего просто думают, что это театральная студия, дополнительное образование. Это полезно, никто не спорит, а что это можно применять в преподавании, это было известно, в рамках форума Александра Борисовна очень хорошо рассказала, что все это было, но немножко ушло. И сейчас задача это вернуть. Педагогический университет только магистратуру сделал по театральной педагогике, а сейчас основная задача сделать так, чтобы это была действительно профессия, и чтобы на нее учили, и школы многие понимают, что нужны театральные педагоги, знают, насколько это полезно при преподавании.

Наталья Урмацких:

Насколько охотно идет администрация школы на такие эксперименты?

Лора Макмак:

Мне очень повезло, я очень долго и много по городам и весям прыгала с этими тренингами, методикой, технологией, потому что она так и родилась, технология метафорического взаимодействия, технология не урока, и наконец вышел на меня Антон Григорьевич Алексеев, это директор школы 1241 на Красной Пресне, самая обычная школа с уклоном в английское образование, абсолютно рядовая школа, не элитная, не гимназия, и директор, который понимает значимость того, что происходит с детьми в актовом зале и что с ними происходит на уроке, если актовый зал перенести чуть-чуть с этими техниками в урочную систему и как они оживают. Дело в том, что мы забиваем их знаниями, то есть взрослый человек много чего знает, а с фантазией у него плоховато, а у детей с фантазией все прекрасно. И получается такая вилка, мы прем на них со знаниями, а они не берут, потому что им нужно жить, играть метафоры, топ-топ-топ на лошадке верхом, да, палочка не лошадка, но всадник настоящий, он же чувствует себя всадником. И если такого рода метафорические решения системно вводить в уроки, то материал оживает, появляется у ребят театральная возможность, красивая возможность проживания, сопереживания, и чувства, и фантазии, и эмоции, и вместе с тем интеллект получают равноценное, равноправное развитие, нет перекоса.

Наталья Урмацких:

Это не просто развлекалочка, она что-то формирует.

Лора Макмак:

Я очень не люблю слово формирует, потому что формирует – это сформировал, в какую-то формочку сложил, поставил. А она развивает.

Наталья Урмацких:

Развитие как может быть не структурным, все равно нужно что-то формировать, где добро, где зло.

Лора Макмак:

Просто развитие более глубоко и это в точку, потому что развитие предполагает многие моменты не конечные, форма все-таки упирается в конечное, нечто завершенное. Развитие – это импровизация, когда ребенку задаешь задачу чисто этюдного плана, но она в учебном материале от а до я, а внутри делай что хочешь, то есть задачу менять нельзя, а внутри можно импровизировать, и это есть развитие телесное, эмоциональное, интеллектуальное, любое другое. То есть когда ему дан текст, например, Хемницера и текст «Стрекоза и муравей» Крылова и даны ему перчатки, задача показать стрекозу Хемницера, которой муравей дает на пропитание под проценты, а крыловский ее гонит. И ребенок выходит, он не хочет говорить, он стесняется говорить, а руками работает, это ему близко, он играет и показывает. За рукой тянется голос, пластика тела, ребенок начинает говорить как один муравей, как другой муравей, ему проще.

Наталья Урмацких:

Как потом это помогает сдать ЕГЭ, ведь все это развитие упирается в 11 классе в ЕГЭ?

Лора Макмак:

Ребята очень талантливо пишут, талантливо думают и выплескиваются. И, к сожалению, получаются двойные стандарты, это нехорошо, потому что, с одной стороны, они понимают, что есть вот такой русский язык, такая русская литература, такая история, которую надо сдать, протестировать на положительные отметки, а есть другая, есть жизнь внутри предмета. И он понимает, что это комфортно, что здесь интерес, живое взаимодействии друг с другом, с материалом, это проживание, не просто усвоить, а присвоить, сделать его своим, потому что проживет, и он станет его собственностью. И получается раздвоение сознания.

Элеонора Шумилова:

Я помню такую школу в 90-е годы, куда пришли экспериментаторы, которые очень хорошо знали театральную педагогику, были по этому поводу образованы, и практически каждый учитель-предметник написал свою программу, отталкиваясь от театральной педагогики, не было ни одного предмета, на котором бы не шла игра. Игра – основное поле ребенка, он усваивает информацию через игру, ему только через игру комфортно ее усваивать. Поэтому на географии они были все в костюмах, они плавали по всему миру. Рисовали контурные карты, еще как, и в своих костюмах половина класса кричала: «Вы не туда плывете, там гора!» Они научились читать карты, не просто заполнять, они их читали прекрасно за счет того, что постоянно играли, постоянно путешествовали по всему миру. То же самое происходило на физике, где не просто проводилось очень много физических экспериментов, в принципе физика, химия – очень интересные науки за счет большого количества экспериментов. Почему сужают количество опытов в школах, я не понимаю. Сами по себе предметы, когда идут опыты, ложатся лучше в голову. Как только идет опыт, ребенок увлекается. Пример экспериментариумов, музеев, это интересно, но почему ребенок должен идти в экспериментариум, а нет этого в школе?

Наталья Урмацких:

Как современному учителю соединить всю его бюрократическую деятельность, которая на него навешена, еще и придумать экспериментальный урок?

Элеонора Шумилова:

Все равно должна быть увлеченность.

Наталья Урмацких:

Но Лора Владимировна же не пишет отчеты в электронный дневник.

Лора Макмак:

Я уже не веду, но вела. Как-то выкручивались, получалось, и может быть это вариант будущего. Когда ребята в таком игровом процессе, когда они в проживании находятся и когда очень интересно, они говорят: «А давайте без отметок». Они практически не нужны, потому что достигается та степень чистого проникновения в учебное, оно становится настолько не учебным, когда отметки сами собой уходят.

Наталья Урмацких:

Вот так послушаешь и кажется, что это доступно только какой-то маленькой элитной частной школе.

Элеонора Шумилова:

Совсем нет. В проекте сейчас сколько педагогов нашли время.

Лора Макмак:

Ученые говорят про надпредметное образование, надпредметный результат, как человеческую цивилизацию мы создали, а человечную? Именно человеческий фактор включает это в себя.

Наталья Урмацких:

Это то, что сейчас развивают большие корпорации, обучая в игровой форме, Майнкрафт, Школа гугла, когда развивается не столько профессиональный навык, сколько фантазия и креативность, сейчас всем нужны креативщики.

Лора Макмак:

Тут целостный подход должен быть, то есть у ребенка должны в равной степени сочетаться и знания, и фантазии, и информация, и чувства, и интеллект, и тело же очень грамотно, прекрасно реагирует на все.

Элеонора Шумилова:

Мы хотим гармоничных детей, чтобы они были счастливы.

Наталья Урмацких:

Мы начали с того, что сейчас образовательные процессы вообще претерпели большие изменения, включая дистанционное образование. Возможны ли элементы театральной педагогики при дистанционном обучении?

Лора Макмак:

Мы делали номер «Взыскание погибших» Андрея Платонова на иллюстрациях Красаускаса, был монтаж, мы работали голосами, ребята сделали номер, это было очень трудно, потому что живого контакта нет, голос искажает, видео теряется, но тем не менее эта попытка показалась интересной, зато когда закрываешь глаза, не видишь картинку и только слышишь и концентрируешься только на этом, здесь тоже есть свой плюс.

Наталья Урмацких:

Что они вынесли из этого?

Лора Макмак:

Как говорили ребята, как трудно, оказывается, слышать и слушать.

Элеонора Шумилова:

А это сейчас самое главное. Обратите внимание, как быстро стали дети говорить, если появляется возможность говорить, они тараторят, чтобы быстрее сказать, пока тебя слушают, потому что взрослые их не слушают, они друг друга тоже не слушают, они друг с другом переписываются, а если наконец где-то встретились и вдруг пошла беседа, они же просто торопятся, накипело, сказать хочется, и этому хочется, и тому – они не успевают.

Лора Макмак:

Театральная педагогика в этом смысле дает стопроцентный эффект общения, потому что они решают задачу в команде, они общаются друг с другом, они слышат, слушают, фантастика получается.

Наталья Урмацких:

Мне нравится такое резюме нашей сегодняшней передачи, потому что несмотря на всю метафоричность, мы выявили главное зерно, и что меня радует в этой ситуации, что проект в надежных руках, он действует и будет развиваться, ничто ему не помешает. В гостях у нас были Элеонора Шумилова – руководитель камерного музыкального театра «Эль Арт», руководитель проекта «Культурно-просветительская платформа «Театр + школа: точки роста» и Лора Макмак – замечательный педагог, филолог, кандидат педагогических наук. До свидания.