{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Вячеслав Левашов заместитель начальника ГКУ МО "Центр 112" 07 декабря 2020г.
Как Служба спасения 112 пропагандирует безопасность?
Служба спасения "Система-112" не только спасает в сложных ситуация, но и рассказывает, как в них не оказаться. Какая именно пропаганда ведется для детей и взрослых? Чем мобильное приложение Службы спасения Московской области "112 МО" отличается от приложений в других регионах России?

Алексей Ходорыч:

Здравствуйте, снова в эфире программа «Классное детство», ее ведущие Алексей Ходорыч – директор по детским проектам издательства «Открытые Системы» и Полина Коротун – руководитель отдела маркетинга издательства «Открытые Системы». И сегодня у нас в гостях Вячеслав Иванович Левашов – заместитель начальника службы спасения всей Московской области, Центр 112. Что это за служба, ведь 112 по всей России, и почему Московская область, а телефон общий?

Вячеслав Левашов:

Система 112 – это единый вызов всех экстренных служб, но в каждом муниципальном образовании, допустим, возьмем Московскую область, есть своя система 112, в соседних регионах своя система 112, но по интеграции мы все контактируем и взаимодействуем, то есть любой человек может вызвать врача или другую любую экстренную помощь, будь он в одной точке нашей необъятной России и вызвать в другую. Система 112 Московской области является самой масштабной на территории нашей страны, потому что в ее работе задействованы более 3600 специалистов, и наш слоган – помощь на расстоянии звонка. Служба образовалась в 2015 году, и в этом году мы отметили 6 лет.

Полина Коротун:

Это служба, которая принимает звонки и распределяет их уже кому нужно.

Вячеслав Левашов:

Да, это команда специалистов, операторов, которые принимают от заявителя звонок, от пострадавшего, определяют какая помощь человеку нужна и направляют экстренные службы, это и пожарная охрана, и МЧС, и полиция, и скорая медицинская помощь, и аварийные газовые сети, и служба антитеррора, в зависимости какая ситуация, оказывают психологическую помощь по телефонам, в команде специалистов есть штатные психологи, которые дежурят на телефоне.

Алексей Ходорыч:

С какими случаями чаще всего к вам обращаются?

Вячеслав Левашов:

На протяжении существования системы 112 уже более 45 миллионов вызовов пришло, в этом году только более 9 миллионов. Статистика показывает, что на сегодняшний день на первом месте вызов скорой медицинской помощи в связи с коронавирусом, более миллиона вызовов только скорой помощи. По системе 112 также вызывается ГИБДД на происшествия, полиция, пожарная охрана, здесь тоже большое количество вызовов, и если раньше были звонки 01, 02, 03, 04, мир продвинулся, мы все с телефонами, поэтому с мобильного телефона набрать 01, 02, 03, 04 практически невозможно, и неважно, есть средства на сим-карте или нет, человек по телефону 112 вызовет оперативную службу.

Алексей Ходорыч:

На втором месте после медицины что идет?

Вячеслав Левашов:

На втором месте полиция, пожарная охрана, газовая служба и антитеррор.

Алексей Ходорыч:

Я слышал, что в России очень много случаев выпадения детей из окон.

Вячеслав Левашов:

Такая ситуация была, и на контроле в нашей системе этот вопрос был, операторы по этому вопросу работали, вели статистику отслеживания. На данный момент был рост, и это даже взял лично губернатор под свой контроль, была проведена масштабная работа, работали с детьми, начиная с детских садов, в школах, с родителями. На сегодняшний день по статистике стало меньше таких случаев.

Полина Коротун:

Даже по «Классному журналу» мы видим, что 112 активно работает с аудиторией детей и родителей в плане просвещения. Это изначально так было, когда в 2015 году служба появилась, или потом пришли к тому, что помимо того, что нужно спасать, нужно еще и просвещать?

Вячеслав Левашов:

Это было заложено. Сотрудники центра 112 Московской области уделяют огромное внимание повышению узнаваемости единого номера 112, это номер спасения, и в том числе среди детей дошкольного и школьного возраста. Мы стараемся в простой и доступной манере рассказывать ребятам, в том числе и на страницах «Классного журнала», что такое номер 112, в каких ситуациях необходимо незамедлительно звонить 112, как правильно построить диалог с оператором, про наше мобильное приложение и многое другое. Ведь служба спасения – это большая команда специалистов, и вроде бы все разные организации, но при ликвидации какой-либо ситуации, при спасении жизни человека эта команда сплачивается, как единый организм. Поэтому во всей системе службы спасения работа с детьми стоит на первом месте, и когда создалась система 112, с первого дня была заложена работа с детьми. Это буклетики, встречи с детьми, работа с воспитателями в детских садах, кампании в осенний, весенний, летний период, на данный момент идет информация, где мы предупреждаем детей, что тонкий лед, на воду не выходить, ведь самое главное – предупредить ребенка, научить его, а если уж попал в эту ситуацию, то как действовать, куда звонить.

Полина Коротун:

Спасибо большое за эту работу и что напоминаете родителям о том, что они тоже должны поговорить об этом с детьми. В наших изданиях были замечательные проекты, мы делали вместе тематические комиксы, летом было про лес, пожар, воду, и про приложение 112 мы писали, большая игра была, квест, совершенно разные материалы мы готовили вместе, чтобы детям в интересной игровой форме донести эту очень важную информацию.

Алексей Ходорыч:

Вышли у нас свежие журналы «ПониМашка» для дошкольников и «Классный желал» для детей от 7 до 14 лет.

Полина Коротун:

В зимнем номере «ПониМашки» пони, ослик и зебра пишут письмо Деду Морозу, пытаются его отправить, попадают сначала в магазин игрушек, потом на каток, потом в семью снеговиков, и в результате доносят свое письмо до Деда Мороза. Новогодний номер в продаже до конца года. «Классный журнал» тоже очень зимний, у нас будет большой плакат «50 зимних дел», будет понятно, чем заняться и дома, и на улице детям в это время, мы узнаем о снежинках, пройдем вместе квест по зимнему, немножко страшному лесу, а в конце журнала необычный кроссворд Снеговорд. Номер в продаже, смотрите в наших соцсетях, на сайте, покупайте, подписывайтесь.

Алексей Ходорыч:

Я смотрел, как в зарубежных фильмах вызывают службу спасения, и иногда люди, вызывающие эту службу, потом вынуждены платить большие деньги. У нас если ребенок ошибется, переоценит опасность, какие-то санкции к нему будут или это входит в риски этой службы?

Вячеслав Левашов:

У нас этого нет, ошибаются дети тоже часто, это бывает. Любой ребенок, любой взрослый может вызвать любую службу спасения по телефону 112. Есть очень грамотное и красивое мобильное приложение, которое разработано системой 112, где даже ребенок может вызвать любую версию службы. Набрав телефон 112, в любом случае он свяжется с оператором. И ребенок озвучит действительно ли он попал в эту ситуацию, оператор узнает у него эту ситуацию, и если даже ребенок ошибся, оператор выяснит, и никаких наказаний ему за это не будет. Мобильное приложение, запущенное еще в 2017 году, постоянно развивается, появляются новые полезные функции. Главное преимущество мобильного приложения 112 Московской области – вы можете оперативно сообщить о чрезвычайной ситуации, даже если вы не сможете разговаривать, то вызов пройдет, оператор вызов примет. Если разрядился аккумулятор, оператор в любом случае с вами будет пытаться связаться. При данном мобильном приложении оператор определит ваше местонахождение.

Полина Коротун:

В Москве это работает?

Вячеслав Левашов:

Конечно, по всей России работает, но на данный момент лучше всего развито в Московской области. Экстренную службу оператор направит в любом случае. Получить информацию о способах оказания первой медицинской помощи и действиях при различных происшествиях можно в этом мобильном приложении, ребенок или взрослый всегда может посмотреть новости, что происходит в Московской области, о всех чрезвычайных ситуациях, там же может почерпнуть как действовать в какой-либо ситуации. Взрослые, отпуская своего ребенка и установив данное приложение, могут отслеживать передвижение своего ребенка, когда ребенок пошел в школу, в школе ли он, пошел ли он на кружок. Если ребенок не попал в школу или на кружок, взрослому придет сообщение.

Полина Коротун:

Для людей старшего поколения это тоже актуально, можно узнать где бабушка или дедушка.

Вячеслав Левашов:

Мы сегодня говорим про детей, а это касаемо и взрослых, и мы очень много встречаемся в течение летнего периода, осеннего периода, когда взрослые идут за грибами в лес, теряются, и с учетом этого приложения мы всегда можем определить их местонахождение и направить туда службы на оказание помощи.

Алексей Ходорыч:

Даже если батарея садится, то местоположение все равно можно определить?

Вячеслав Левашов:

Да, если вызов прошел, у оператора сразу высвечивается на карте геопозиционирование, местонахождение данного абонента. Поэтому мы рекомендуем детям, если они попали в такую ситуацию, не делать много звонков, чтобы как можно дольше работал аккумулятор. Поэтому позвонив оператору при наличии мобильного приложения, оператор увидел местонахождение, и спутник определяет в радиусе до 15 метров местонахождение человека.

Алексей Ходорыч:

Это приложение действительно очень масштабное и навороченное, полезное. Каким-то образом планируется к улучшению? Была бы полезная опция, чтобы отец или мать могли услышать, что происходит с ребенком, или это невозможно?

Вячеслав Левашов:

Эта система развивается, в дальнейшем может быть и дойдет до того, чтобы прослушать. С помощью мобильного приложения взрослый может отслеживать не только ребенка, но и пожилых родителей, но это идет по согласию, то есть установив мобильное приложение ребенку или родителям, вам придет код подтверждения согласны ли вы передавать свои данные о геопозиционировании. При наличии подтверждения вы будете отслеживать маршрут движения.

Алексей Ходорыч:

Можно же не только по приложению, но и по Skype.

Вячеслав Левашов:

В команде специалисты IT-технологий очень высокого профиля, и они постоянно над этим работают.

Полина Коротун:

Я хотела бы примеров. Когда про пожарных говорят, они обязательно спасают котят. Трогательные истории в практике 112 были?

Вячеслав Левашов:

Каждый оператор расскажет за сутки очень много историй, потому что каждый вызов – это спасение или оказание помощи человеку, ребенку, животному. За смену оператор каждым звонком оказывает помощь.

Полина Коротун:

Получается, что операторы такие же герои, как и пожарные, и скорая помощь, потому что это первый контакт.

Вячеслав Левашов:

С момента получения звонка основная задача оператора выяснить, в какую ситуацию попал человек. И взрослые должны понимать, пока оператор разговаривает с заявителем, к пострадавшему уже едет служба экстренного оперативного реагирования, а оператор выясняет в какой ситуации, сколько служб. Если требуется экстренная медицинская помощь, тогда только скорая помощь, если это дорожно-транспортное происшествие, значит оператор направляет туда и сотрудников ГИБДД, если требуется тушение пожара, значит туда едут и пожарная, и аварийная газовая служба, и другие службы, сразу несколько экипажей. Ситуации бывают разные, человек может просто не справиться со своим психологическим состоянием, поэтому оператор берет на себя функцию и пытается соединить с психологом, начинает работать психолог, чтобы успокоить, а согласно мобильному приложению заявитель не только вызывает экстренную оперативную службу, он может отследить маршрут движения автомобиля, который едет к нему на спасение, это на данный момент очень хорошо развито со скорой медицинской помощью.

Алексей Ходорыч:

Операторы проходят специальное обучение, это профессиональные психологи, ведь важно правильно опросить, понять в каком состоянии находится человек, привести его в норму, это тоже очень сложная работа.

Вячеслав Левашов:

Все проходят обучение однозначно. У нас проходит отбор операторов, он должен быть морально устойчив. Есть специальный центр Звенигород, который проводит обучение операторов, потом еще проходят стажировку на месте работы, прежде чем допустить к самостоятельной работе.

Алексей Ходорыч:

Есть специально разработанный протокол для отдыха, чтобы они были всегда в норме, не перетруждались?

Вячеслав Левашов:

В графике предусмотрено, что после каждых 3-4 часов час, чтобы человек разгрузился. Есть комната психологической разгрузки, если оператор почувствовал себя тяжело, устал психологически, физически, он может разгрузиться в психологической комнате, послушать музыку, посидеть в массажном кресле.

Алексей Ходорыч:

Мы проводили опрос в группе Вконтакте какие вопросы хотели бы задать службе спасения. Спрашивают: трудно ли быть пожарным, сколько машин на каждой станции. Вы же раньше работали в системе пожаротушения, насколько сложно быть пожарным?

Вячеслав Левашов:

Работа пожарного очень тяжелая и рискованная, поэтому идет профотбор, прежде чем туда попасть, по состоянию здоровья, по своим качествам, по обучению, это в обязательном порядке. С самого детского сада надо начинать делать зарядку, закаляться, учиться, а дальше поступать в профессиональное учебное заведение.

Что касаемо оснащения, на территории России в каждом муниципальном образовании, в каждой области есть пожарная часть, и муниципальное образование прикрыто не только одной пожарной частью, их много, есть и федеральные, и областные, и муниципальные, и частные. Поэтому у каждого муниципального образования по своей территории есть радиус прикрытия, если недостаточно тех сил, которые находятся на данной территории прикрытия, у каждой пожарной части есть свой диспетчер, который направляет дополнительные силы, и территория все равно будет закрыта.

Полина Коротун:

Давайте поговорим о конкурсе «Служба 112 глазами детей».

Вячеслав Левашов:

Два года назад был проведен первый большой конкурс для детей, проживающих на территории Московской области, «Службы спасения Московской области глазами детей». Конкурс состоялся по инициативе главного управления ГКУ Московской области Центр 112 при поддержке главного управления гражданской защиты Московской области, губернатора и Правительства Московской области в рамках реализации государственной программы Московской области «Безопасность Подмосковья». Основная цель конкурса – это разъяснение важности деятельности системы 112 Московской области и повышение узнаваемости единого номера спасения 112 среди детей и молодежи, чтобы каждый ребенок, каждый взрослый этот телефон знал. География проведения конкурса обширная, заявки на участие мы получали практически из каждого муниципального образования Московской области.

Алексей Ходорыч:

Какие работы принимались?

Вячеслав Левашов:

В 2019 году для участия в конкурсе поступило порядка 500 работ от детей и их родителей, учащихся образовательных учреждений, представителей детских организаций. А в 2020 году заявок уже было порядка 2000, ребята создавали творческие работы в формате рисунков, плакатов, интерактивных игр, снимали видеоролики, рассказывающие о работе системы 112 и экстренных оперативных служб, а победителей определяло компетентное жюри, в состав которого входили заслуженные художники России, заслуженные работники культуры, представители экстренных оперативных служб, а уже по итогам конкурса ставился большой праздничный концерт, где награждали победителей и лауреатов конкурса, это самая любимая часть детей, потому что всегда большое удивительное шоу, хорошие подарки, очень динамичная современная атмосфера.

Алексей Ходорыч:

А будет продолжаться в 2021 году?

Вячеслав Левашов:

Да, пандемия сыграла свою роль, потому что в 2019 году мы провели масштабный конкурс, очень красочное было лазерное шоу, но в этом году пандемия немножко испортила нам ситуацию, конкурс проходил в онлайн-режиме, но тем не менее все состоялось. Прямую трансляцию праздника смотрели более двух тысяч зрителей, мы получили очень много положительных отзывов как от детей, так и взрослых, нам написали многие родители, благодарили за отличный концерт, который даже в трансляции было интересно смотреть.

Алексей Ходорыч:

Взрослые имеют право участвовать?

Вячеслав Левашов:

Да, если у вас есть ребенок. Мы берем детей дошкольного и школьного возраста, до 16 лет.

Алексей Ходорыч:

Какие основные правила безопасности? Я понимаю, что этот вопрос очень обширный, но на примере детской аудитории наверняка вычленены основные риски, с которыми сталкиваются дома и на улице, чего нужно избегать?

Вячеслав Левашов:

Мы проводим работы с детьми, и мы говорили про мобильное приложение, там есть параграфы, где идет речь о безопасности и тех ситуациях, с которыми сталкиваются дети, как себя вести в данной ситуации. Опасности ждут каждого ребенка и взрослого, начиная с дома.

Мы уже озвучивали тему выпадения детей из окон. Не оставляйте окна открытыми, не допускайте возможности детей залазить на балкон, а тем более на подоконник. Убирайте спички, чтобы не было возможности у ребенка их взять. Зимой – это тонкий лед, чтобы дети не выходили на речку, чтобы не провалиться. Это и гололед, и падение сосулек, а в преддверии новогодних праздников каждый пытается устроить ребенку фейерверк, это очень опасно, и есть меры предосторожности, инструкции, на каком расстоянии, ни в коем случае не пренебрегать этими инструкциями. И мы должны это озвучивать детям и сами соблюдать, а в случае чего должны знать куда звонить.

Алексей Ходорыч:

Примета нашего времени, что стало много травм из-за самокатов, моноколес.

Вячеслав Левашов:

Это тоже опасность, ведь самокат – это тоже какой-никакой транспорт передвижения, поэтому сотрудники ГИБДД проводят работу с детьми, обучают правилам дорожного движения, в том числе проезд на самокатах, велосипедах.

Алексей Ходорыч:

Вы стали продвигать правила безопасности с помощью мультфильмов. Планируется ли это в дальнейшем, ведь дети их любят?

Вячеслав Левашов:

То, что связано с мультфильмами, с интернетом, дети в восторге, поэтому мы нашли выход как донести детям, где они больше найдут внимания, потому что посадить ребенка и рассказывать ему, читать инструкцию – это тяжело, а видя мультфильм, передачу в интернете, ребенок завлекается и познает. Они стараются подражать герою в этом мультфильме, поэтому это развивается.

Алексей Ходорыч:

Дети действительно, как показал наш опрос, знают службу спасения 112. Какие перспективы по дальнейшему наращиванию этой работы, она ведь необходима постоянно?

Вячеслав Левашов:

У нас существует план, мы ставим перед собой цели и задачи, проводим работу с детьми в детских садах, главное управление гражданской защиты делает брошюрки, которые раздаются, памятки, по сезонам мы доводим информацию детям в школах, в мобильном приложении. Приглашаем в музей в аварийно-спасательных подразделениях, организовываем конкурсы. Мы сейчас говорим про систему 112, но не будем забывать про все службы оперативного реагирования, они все работают с детьми и напоминают, начиная с детского сада.

Алексей Ходорыч:

Центр 112 как координатор всех этих служб может быть будет организовывать экскурсии к пожарным, в полицию, или они сами будут организовывать?

Вячеслав Левашов:

У них свое, мы работаем по своему направлению, чтобы меньше было звонков и чтобы меньше люди попадали в неприятные ситуации по незнанию. Ведь основная задача предупредить, чтобы этого не случилось, а потом уже научить, как из этого выйти.

Алексей Ходорыч:

Если звонит какой-нибудь мальчик или девочка, скучно ему дома, способен оператор определить, что человек подвирает, ведь очень много хулиганов?

Вячеслав Левашов:

Да, способен. Нашими IT-специалистами была придумана очень хорошая программка, когда человек позвонил, похулиганил, и оператор, забив этот номер, узнал, что действительно хулиган, и система включает автодозвон и начинает дозваниваться на этот номер до тех пор, пока оператор не уточнит, что человек исправился.

Алексей Ходорыч:

Как выясняется, что человек осознал свою вину?

Вячеслав Левашов:

После того, когда система звонит на протяжении 3-4 часов, особенно ночью, он вынужден позвонить, извиниться и попросить, чтобы отключили эту систему.

Полина Коротун:

А если звонит кто-то, кто не очень хорошо владеет русским языком? У нас много разных национальностей, гостей столицы.

Вячеслав Левашов:

У нас есть лингвисты, переводчики со знанием английского, немецкого, других языков. В Подольске находится резервный центр, в Красногорске находится центральный отдел, и один из специалистов в каждой смене где-то находится, поэтому оператор переведет сразу же звонок на специалиста.

Алексей Ходорыч:

К вам в гости из других стран из таких же служб приезжают обмениваться опытом?

Вячеслав Левашов:

Конечно, рассказываем и показываем, общаемся.

Алексей Ходорыч:

Они вами восхищаются или говорят: да нет, у нас лучше?

Вячеслав Левашов:

Сегодня мы чем-то можем их удивить, и приложением в том числе, работой с экстренными службами, работой слаженной команды, поэтому у нас есть свои плюсы, которые мы можем показать.

Алексей Ходорыч:

Вам, наверное, запрещено отвечать на такие вопросы, но если кто-то позвонит и скажет, что инопланетяне, есть спецподразделение по инопланетянам?

Вячеслав Левашов:

Операторы тоже имеют чувство юмора и спокойненько ответят, что если нужна команда инопланетян, они готовы ее направить.

Алексей Ходорыч:

Ваше обращение к зрителям с воззванием, которое Вы считаете важным.

Вячеслав Левашов:

Телефон единой системы 112 должен знать каждый, он должен быть размещен дома, и всем нужно знать, что это звонок именно вызова оперативных служб и что просто так звонить туда не надо, не отвлекать специалиста, потому что люди заняты, они занимаются оказанием помощи тем, кто действительно попал в какую-то ситуацию, не мешать, и самое главное, чтобы мы работу проводили не только с детьми, но и родители тоже должны объяснять детям как избежать данных ситуации и выйти из них. В преддверии новогодних праздников хочу пожелать доброго здоровья и хорошего проведения праздничных дней.

Полина Коротун:

Спасибо большое за вашу работу и за просветительскую работу, это очень важно.

Алексей Ходорыч:

И хотим попросить уважать других людей и не взрывать взрывпакеты в неположенных местах.

Вячеслав Левашов:

За предыдущие годы было много проблем от взрывпакетов, салютов, сколько людей пострадало, и животные тоже травмируются. Поэтому очень много хлопот доставляет секундное наслаждение этим фейерверком.

Алексей Ходорыч:

Спасибо огромное, до новых встреч.