Алексей Ходорыч:
Всем привет, снова программа «Классное детство» и я, ее ведущий, Алексей Ходорыч – директор по детским проектам издательства «Открытые Системы», журналы «ПониМашка», «Классный журнал», мультфильмы про ПониМашку. Сегодня у нас в гостях музыкант, автор, лауреат многочисленных конкурсов, преподаватель вокала, организатор мероприятий Макс Лидов. Если вы вдруг до сих пор не знаете песен Макса, вы можете легко найти в интернете все его главные песни. А тема у нас сегодня очень интригующая, все мы смотрим детские музыкальные вокальные конкурсы, в России их очень много, Макс принимал участие в конкурсе «Голос. Перезагрузка».
Макс Лидов:
Я был участником «Голос. Перезагрузка», и буквально недавно был уже в качестве наставника, члена жюри «Голос ОК» – это проект, который был реализован в Раменском районе Московской области, и несмотря на то, что это Подмосковье, проект был очень интересный.
Алексей Ходорыч:
Я надеюсь, что мы сегодня из первых уст узнаем, стоит ли принимать участие в этих конкурсах, какие там риски, что это дает для карьеры ребенка в будущем, надеюсь, Максим нам расскажет про всю подоплеку, потому что все мы, обычные зрители, считаем, что все куплено, все нечестно. Я надеюсь, это не так. Расскажите для начала про Вашу музыкальную карьеру, как Вы начинали, к чему пришли, к чему стремитесь.
Макс Лидов:
Первый выход на сцену состоялся в 2001 году, и будучи юношей я активно участвовал в различных музыкальных конкурсах, учился по своему направлению, то есть сначала это был Московский областной музыкально-педагогический колледж, потом музыкальный факультет МПГУ, закончил магистратуру, и в рамках обучения порядка 20 конкурсов я пошел как конкурсант. После окончания образовательных процессов, хотя я до сих пор не останавливаюсь в обучении, стал преподавать, и сегодня являюсь старшим преподавателем Московского педагогического государственного университета, параллельно развивается музыкальная карьера как автора, исполнителя. Я не считаю себя в полной мере музыкантом, я больше автор-песенник, организатор, менеджер, вокалист, но вокалист, надеюсь, это все-таки вторая или первая строчка. Вся история с конкурсами в моей личной музыкальной судьбе сыграла положительную роль, для детей это очень важно, полезно, но об этом мы более развернуто попозже поговорим.
Алексей Ходорыч:
Вы принимаете участие и в организации мероприятий.
Макс Лидов:
В 2011 году я организовал свое предприятие под маркой Promo Lidov Sound. Изначально оно планировалось как сопровождение собственных мероприятий, концертов, но по ходу возникали какие-то работы, День города, большие праздники, и я стал уже заниматься не только своими мероприятиями, но с точки зрения опыта это очень полезно, то есть ты понимаешь, как все это устроено, как организуется мероприятие, где тонкие моменты в техническом обеспечении или же сценарные тонкости, это для становления артиста хорошо. И студентам своим всегда говорю о том, что они должны максимально плотно изучать ту сферу, в которую они заходят, в любую, неважно, кем они будут, просто преподавателями или практикующими преподавателями, музыкантами, исполнителями, то есть они должны весь процесс знать от и до, и тогда им будет чуть проще в нашем современном мире, потому сейчас идет разговор о том, что музыкант просто как музыкант не сказать, что никому не интересен, но молодой человек или девушка должны обладать максимальным количеством компетенций в сегодняшнем современном, быстро меняющемся мире, потому что сейчас случилась пандемия, очень многие профессии просто остановились, и людям просто некуда податься. Тем, кто разновекторную направленность имеет, тем чуть попроще, какие-то сферы еще функционируют.
Алексей Ходорыч:
Вы сочиняете стихи. С детства этим занимаетесь?
Макс Лидов:
В детстве у меня отмечали наклонности к стихосложению, но потом был перерыв, и с 2007 года я начал уже более профессионально заниматься написанием текстов.
Алексей Ходорыч:
Перед тем, как мы перейдем к теме нашей программы, попробуем исполнить новую песню, которая называется «Где-то над нами», недавно был выпущен клип, текст Макс Лидов, музыка Александр Чукаленко.
Наша жизнь - полночная дорога,
И в свете ярких фар, мелькают города.
Остановиться, хотя бы на немного,
Но жизнь наш вечный бег и серая река.
Сменяют день и ночь,
Восходов череда.
Ведем извечный бой,
Меняя времена.
А где-то над нами, где-то за ветрами
Светит солнце яркими лучами.
А где-то над нами, где-то за ветрами,
Небо сводит землю с облаками.
Наша жизнь - свободная дорога,
На перекрестках выбираем рай и ад.
Остановиться хотя бы на немного,
Но быстротечен век и нет пути назад.
Сменяют день и ночь,
Закатов череда.
Идет небесный бой,
Меняя времена.
А где-то над нами, где-то за ветрами
Светит солнце яркими лучами.
А где-то над нами, где-то за ветрами,
Небо сводит землю с облаками.
Алексей Ходорыч:
Расскажите про конкурс. Те родители и те дети, которые мечтают о музыкальной карьере, знают, что конкурсов много. Стоит ли в них принимать участие?
Макс Лидов:
Существует несколько точек зрения. Для детей, которые участвуют в этих музыкальных конкурсах, очень важен опыт, который они приобретают на сцене, то есть они учатся справляться со своим волнением, они учатся общению с публикой, набираются новых знакомств, потому что наша сфера такая, что несмотря на то, что кажется, нас всех много, но мы все друг друга знаем, и те люди, которых ты наблюдаешь, начиная с детской карьеры, начала творческой деятельности, зачастую спустя 10 лет с ними встречаешься на профессиональной сцене.
Но есть несколько нюансов, которые должны учитывать больше родители ребенка. Иногда родители слишком давят на своих детей, то есть они заряжают их на результат. Если мы говорим все-таки про детское творчество, то было бы более правильным заряжать ребенка на процесс. Во всех конкурсах, в которых я принимал участие, мы всегда говорили с детьми о том, что наша главная задача – это получать удовольствие от процесса, от нахождения на сцене, от самой песни, от соприкосновения со зрителем. Если подход именно такой, тогда у детей не возникнет травмы, потому что конкурс, конечно, это замечательно, но победитель всегда один или несколько человек. А что делать всем остальным детям, тем более, если мы говорим о детях младше 7 лет, они очень сложно воспринимают поражение, назовем это условно поражение, потому что там люди соревнуются сами с собой, как мне кажется, поэтому многое зависит от позиции родителей. Иногда родители хотят в ребенке воплотить какие-то свои нереализованные мечты, и из-за этого начинаются все проблемы. Поэтому у участия в детских конкурсах есть и свои плюсы, и свои минусы, но если грамотно к этому подходить и не ломать психику своему ребенку, то это больше пользы.
Алексей Ходорыч:
Мы тоже проводим много конкурсов, не вокальных, а литературных, я полностью Ваши слова разделяю, потому что главное – это опыт, который закаляет ребенка в дальнейшей карьере. Понятно, что мало кто побеждает, но опыт все равно остается. Насколько музыкальные продюсеры отслеживают эти конкурсы и обращают ли они внимание на талантливых детей или как во многих сферах, в кинобизнесе главное – это своих проталкивать, а остальных никто не ищет? Идет ли поиск?
Макс Лидов:
Все зависит конкретно от продюсерского центра, конкретного продюсера. В основном все смотрят на свой круг лиц, которых каждый человек знает. Наверное, это плохо, все-таки должен идти действительно поиск, если бы была такая установка на воспитание новых самостоятельных, самодостаточных звезд. Иногда складывается ощущение, что сегодня такой установки просто нет. Если смотреть в целом на картину, у нас отсутствуют социальные лифты, где простой ребенок из обычной семьи может подняться на вершину, он должен прилагать сверхусилия в течение всей своей жизни, ему должно повезти где-то, он должен понимать всю непростую схематику процесса, которая складывается не только в шоу-бизнесе, не только в киноиндустрии, а в целом. Но при этом заниматься творчеством надо, это помогает в развитии, это самооценка, нервная система, здесь комплексный подход, в любом случае это плюсы. Но как я говорю своим студентам, если можешь не петь, не пой, то есть вы должны заниматься этим творчеством или каким-то другим делом, если вы без этого не можете жить, если оно приносит моральное удовлетворение. Если заниматься и изначально ставить цель, что ребенок будет зарабатывать большие деньги, может постигнуть очень большое разочарование и как следствие психотравма будет гарантированно.
Алексей Ходорыч:
Большинство конкурсов совершенно не предполагают какой-то платы, но существуют какие-то аферистские конкурсы, где детям предлагают заплатить, как в 90-х, в 2000-х была контора Vidi Vici, которая таким образом зарабатывала, и было очень много пострадавших. Сейчас такие остались?
Макс Лидов:
Можно условно провести некую линию – коммерческие конкурсы и государственные конкурсы. Государственных конкурсов очень немного. В мою бытность и участия в конкурсах для меня одним из самых важных был Всероссийский конкурс артистов эстрады. Абсолютно ничего на нем никому не платили, при том, что за первое, второе, третье место были достаточно серьезные призы, я тогда стал лауреатом второй степени, первую премию взял ансамбль, то есть из солистов я был первый.
Не знаю по какой причине, государственных конкурсов не так много, где ребенок приходит и ничего не платит. Сегодня очень много коммерческих мероприятий. Я бы всех под одну гребенку не ставил, потому что это неправильно. Коммерческая составляющая идет на организацию процесса, потому что свет, звук, аренда помещений, особенно если это конкурс, который растянут во времени, в любом случае затратная часть есть, и если это спонсирует государство или хотя бы представитель муниципалитетов, если это небольшой город, софинансирует частично или полностью, то тогда эти средства, которые оплачивают участники, идут на организацию праздника.
Что касается остапобендеровской составляющей, я думаю, что такие конкурсы есть, где предопределен какой-то результат. Но по своей практике родители, как правило, один раз заходят в подобный конкурс, и когда они сталкиваются с очевидной несправедливостью, второй раз такое мероприятие не собирает людей. К сожалению, это есть, как в любой сфере. Но здесь надо четко разделять и идти в те конкурсы, у которых есть авторитет.
Алексей Ходорыч:
Просто в интернете посмотреть, узнать, что конкретный конкурс несет за собой. Коммерческие конкурсы, которые вполне нормальные, но требуют определенной оплаты, сколько примерно приходится платить за участие?
Макс Лидов:
Я не организовывал конкурсы сам, скорее, помогал как технический партнер, но от родителей я слышал цены от 1000 рублей и до 5-10 тысяч. Родители получают возможность своему ребенку дать сцену, выйти, показать себя, реализоваться, потому что если артист работает и не имеет возможности себя показать и опробовать свои возможности, его КПД со временем снижается все больше и больше.
Алексей Ходорыч:
Я наблюдал за конкурсом чтецов, когда дети вслух читают отрывки наизусть. Я для себя так и не смог понять: ты видишь, кто-то читает, и это так берет за душу, хотя иногда он и запинается, то есть это не зависит критично от качества произносимого, это не зависит от экспрессии, это зависит от глубинного понимания, которое бьет прямо в сердце. Это какая-то энергетика?
Макс Лидов:
Песенный конкурс и песня вообще – это компиляция из нескольких составляющих: это музыкальная составляющая, текст, аранжировка, артист с неким жизненным опытом, бэкграундом, его возможностью, его индивидуальностью. И вкупе весь этот бутерброд, когда выносится на публику, здесь уже идет оценка комплексная, то есть зритель и визуально оценивает, и на слух, к нему приходят волны, в результате которых от некоторых исполнителей идут мурашки, от некоторых не идут. Вот эта химия, которая от некоторых исполнителей исходит, это такой секрет, над которым бьются все время существования культуры, для того чтобы поразить зрителя, очаровать, вызвать у него эмоцию. Нет формулы успеха, здесь много зависит от трудолюбия, удачи, везения. Мы не можем сказать, почему от одного человека идут те самые эмоциональные мурашки, а от другого нет.
Алексей Ходорыч:
Просто не чрезмерное ли внимание уделяется форме? Я тоже смотрю вокальные конкурсы, и часто оценщики говорят, он ноту не ту взял, хотя вроде здорово. Известный пример, что Фрэнка Синатру никто бы не оценил высоко, он был чем-то другим. Вы все-таки оцениваете что-то внешнее или в целом смотрите на эту самую энергетику?
Макс Лидов:
Все зависит от задачи. Если вы член жюри телевизионного шоу, то вам конкретные продюсеры со стороны организаторов всегда ставят задачу кого именно мы сегодня ищем, кто зажжет, от кого будет эффект wow, может быть это будут фрики либо мы оцениваем исключительно вокальные данные. Все зависит от конкурса и его целей.
Я в большей степени отдаю предпочтение комплексному подходу. Он заключается в том, что есть определенный уровень, ниже которого вокалист не должен опуститься по технической составляющей, подаче, визуальной составляющей, есть некая линия. Дальше, если он в некоем стандарте по моему внутреннему убеждению находится, я уже смотрю на общее восприятие. Если вокалистов несколько в одной группе, то их сравниваешь между собой, то есть конечную оценку все равно ставишь по прошествии всех конкурсантов, потому что ты же оцениваешь их между собой, а не каждого относительно себя. Поэтому задача и конкретные обстоятельства, при которых ты смотришь на исполнителя.
Алексей Ходорыч:
Родителям детей, которые стремятся к музыкальной карьере, будет интересно от Вас лично узнать, на что им в будущем рассчитывать. Вы частично ответили на этот вопрос, что должна быть еще одна профессия, потому что мало ли что, но все равно судьба исполнителя в наше время какова? Это расчет на монетизацию Youtube, концерты, корпоративы? Откуда могут быть деньги и насколько целесообразно на них рассчитывать или лучше на них никогда не рассчитывать?
Макс Лидов:
В данном аспекте это совершенно точно как в любви: если любишь – делай, не рассчитывая на большую взаимность. При такой постановке вопроса ты минимизируешь хотя бы риски для своей психики. Что касается прикладного опыта, здесь есть несколько направлений, по которым у нас работают музыканты, это кавер-направление, когда музыканты любых стилей создают свои группы и начинают перепевать известные хиты, работают на корпоративах, свадьбах, это одна ветка. На мой взгляд, такой опыт должен быть у каждого музыканта, и я тоже в свое время 3,5 года в ресторанно-барно-клубной сфере отработал. Дальше уже человек смотрит, интересно ли ему двигаться в этом направлении или он хочет пойти в авторскую песню.
Что касается людей, которые занимаются именно авторским материалом, сегодня их положение самое сложное из всех музыкантов. Если кавер-бэнд, сольные исполнители, которые поют каверы, если человек кроссовер (между академом и эстрадой, он может работать и там, и там), он может пойти в оперу, оперетту, музыкальный театр, мюзиклы. Люди, которые идут в авторское исполнение, меньше всего застрахованы на завтрашний день, потому что есть такая замечательная поговорка: либо ты в топе, либо где-то в самом низу, потому что кавер-история стабильно приносит доход, если уж мы затронули тему монетизации, а вот авторская музыка сейчас при повсеместной цифровизации, когда цифровые права достаточно легко отслеживаются, если ваш Youtube-канал очень популярен и у вас очень много подписчиков, за счет этого человек может жить.
Но для того чтобы добраться до большого количества подписчиков, большого количества аудитории, здесь очень много факторов должно сходиться воедино. Есть целые схемы, алгоритмы, но они все не гарантируют вам попадание в некий топ. И еще парадоксальная вещь. Раньше, когда было, условно, две кнопки, все хотели на них попасть, но эти две кнопки были ограничены определенным кругом лиц, но если ты туда попадал, ты совершенно точно становился известным на следующее утро. Сегодня, казалось бы, каждый может самостоятельно с помощью своего гаджета выйти в эфир и появиться на экране, есть возможность донести свой материал, но это демократия с двойным дном, потому что материала настолько много сегодня производится ежеминутно, что увидеть в топах и в трендах мы можем только те продукты, которые подкрепляются рекламным бюджетом, потому что без рекламы сегодня в этой огромной поляне музыкантов, творческих людей пробиться практически невозможно.
И парадоксальная вещь, что раньше нельзя было выйти, но все стремились попасть в эти два канала, а сегодня может каждый выйти в прямой эфир. И в итоге все равно мы возвращаемся к ограниченному числу лиц, у которых есть некий капитал, то есть создать материал вы можете, но для того чтобы продвинуть и быть заметным, это уже становится проблемой, особенно в условиях кризиса. Один из вариантов пути развития – это путь в долгую, потому что если это ваше призвание, вы можете и через 15 лет, и через 20, как многие устойчивые исполнители, которые на слуху, если брать нашу эстраду, Алла Борисовна Пугачева, которая около 15 лет шла к своей славе, Ирина Аллегрова еще дольше, то есть личности яркие, состоявшиеся и независимые. Я считаю, что этот путь самый верный для личности.
Алексей Ходорыч:
Вы не кроссовер, не выступаете?
Макс Лидов:
В моем репертуаре есть песни из мюзиклов, но я себя все-таки причисляю к эстрадным исполнителям, хотя изначально, когда я учился в колледже, у нас все-таки было преподавание классического вокала, сейчас это уже эстрада.
Алексей Ходорыч:
На минутку прервемся. По-прежнему в продаже «Классный журнал» №22, который посвящен играм, помимо информации про игры есть шарады, комиксы, кроссворды, детские новости. Мы ждем письма от детей, отвечаем на их вопросы. В продаже журнал «ПониМашка» для дошкольников, для родительского чтения, здесь есть и то, что можно почитать вместе с родителями. Сейчас во время ковида лучшего подписаться, будет вам приходить по почте. И напоминаю, что с недавних пор мы выпускаем мультфильм про ПониМашку в Youtube, не пожалеете, там есть и песни. Максим, Вы автор стихов, Вы пытались их пытаться продавать тем, кто в них нуждается?
Макс Лидов:
В моей практике была один раз ситуация написания текста под конкретного заказчика, точнее для моих друзей. В 2009 году была свадьба, и они просмотрели все материалы в интернете и обнаружили, что нет подходящей им песни для танца отца и дочери. В 2009 году выпускаем песню «Белый танец отца и дочери», и на сегодняшний день она играет на каждый второй свадьбе в России и странах СНГ. Это приятный бонус, мы не ожидали. Во всех остальных случаях пока я не практиковал написание песен под какого-либо артиста, потому что мое авторское творчество, авторские стихи очень личные, то есть кто как дышит, так и пишет. И в моем случае я пока пишу только под себя, под свои эмоциональные состояния.
Алексей Ходорыч:
Тогда расскажите про Ваши планы. Ваша песня «Где-то над нами» затрагивает общемировые вопросы. Вы человек религиозный?
Макс Лидов:
Я верующий, но не прямо религиозный, то есть у меня есть свои убеждения на этот счет, и я им следую.
Алексей Ходорыч:
Какие нас ждут в дальнейшем Ваши композиции?
Макс Лидов:
Мы выпустили песню «Где-то над нами» и клип, который вышел в соцсетях и на канале Youtube. Сейчас мы ждем выхода на нескольких музыкальных каналах, на радиостанциях, даже федеральных заиграла эта песня. Я надеюсь, что к весне ситуация немножечко будет поослабленнее, что касается пандемии, и в марте хотелось бы заняться концертной деятельностью, потому что ежегодно я провожу свои концерты в период с 3 по 8 марта, просто 3 марта у меня день рождения, 8 марта Международный женский день, и в этих числах обычно ежегодно я делаю несколько концертов. Так как в следующем году мне исполняется 35 лет, хотелось бы сделать это на достойном уровне, и могу только надеяться на то, что все это произойдет. В остальном мы пока смотрим за развитием нашего нового трека, занимаюсь работой со своими студентами, работой над собой и компилирую новый альбом, который к весне должен выйти.
Алексей Ходорыч:
Вы не пишете для других, но ведь это большая возможность, например, для корпорации Росатом или для кого-то еще что-то написать, потому что они будут вкладывать свои деньги, и Вы на этой волне получите какую-то известность.
Макс Лидов:
Идея, конечно, замечательная и неоднократно приходила в голову моих друзей, особенно музыкантов, но пока подходящего проекта не нашлось, хотя если брать работы под заказ, допустим, «Белый танец отца и дочери», мы выполняли похожую работу на съемках клипа «Заново», у нас была положена под съемки клипа реальная история о неких людей, мы ее реализовали на экране. Когда приходит подходящий проект, тогда совершенно открыт.
Алексей Ходорыч:
Спасибо огромное, что нас посетили, очень интересно, удачи.