{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Ярослав Баджурак коммерческий директор финтех-сервиса Выберу.ру(vbr.ru) 29 сентября 2020г.
Цифровые витрины
Как работают интернет-площадки по выбору финансовых услуг

Тимур Аитов:

Добрый день, в эфире программа «Цифровое будущее» и я, ее ведущий, Тимур Аитов. Когда наступит это будущее, какие проблемы будут сопровождать переход страны к цифровым стандартам, какие значимые проекты уже реализованы и как все происходящее отразится и уже отражается на каждом из нас. А тема сегодняшней передачи звучит так: цифровые витрины, как работают интернет-площадки по выбору финансовых услуг. И наш гость студии коммерческий директор финтех-сервиса Выберу.ру Ярослав Баджурак. Общая идея цифровых витрин понятна – сидишь и выбираешь. Но как добиться того, чтобы клиенты приходили именно на ваш собственный портал, в чем тут тонкости, есть ли какие-то секреты? Ваш портал Выберу.ру, как вы себя позиционируете и на что делаете ставку?

Ярослав Баджурак:

Когда мы глобально прорабатывали эту идею и запускали данный проект, сначала исходили из некоего закрытия потребности пользователей, и после небольшого mvp мы поняли, что актуально людям находить финансовые продукты, а банки не совсем хорошо понимают поведение пользователей в сети. Мы отличаемся от каждого нашего ближайшего конкурента, например, от Банки.ру, Сравни.ру разными критериями. Если говорить про Банки.ру, то в отличие от них мы являемся более технологическим стартапом в силу того, что у нас собственная команда разработчиков, у нас свой достаточно большой пул разработчиков, аналитиков и так далее, чем они тоже могут похвастаться, но на текущий момент мы все свои потребности закрываем самостоятельно, и это благодаря тому, что мы выросли из IT-компании, то есть наша головная компания, наше digital-агентство DD Planet обладает необходимым набором ресурсов, для того чтобы развиваться.

Если же говорить про другого нашего ближайшего коллегу по цеху Сравни.ру, то в отличие от них мы развиваем не только привлечение заявок, привлечение клиентов, а полный цикл клиентского сервиса.

Тимур Аитов:

Сравни.ру дольше, чем вы работает, Альберт Попков еще запускал, это его проект.

Ярослав Баджурак:

И если копнуть немножко глубже в историю, то текущие наши акционеры и учредители, наш генеральный директор – это те люди, которые в свое время создавали Сравни.ру, то есть они как раз занимались совместно этим запуском. Чем же мы от них сейчас отличаемся? У нас есть возможность подбора новостроек, и это в том числе благодаря тому, что у нас есть еще дополнительные проекты, которые занимаются недвижимостью, «Мир квартир», и мы сейчас делаем уже более активный конгломерат между этими двумя проектами, которые позволяют закрыть больший цикл потребностей клиентов.

Тимур Аитов:

Вы их назвали коллегами по цеху, а самого главного коллегу не упомянули, я имею в виду Центробанк, он же тоже сейчас заявляет, что сделает маркетплейс. Как относитесь к его инициативам, наверняка он сделается монополистом на рынке, при этом он заявляет, что всем игрокам найдется место на его портале. Найдется ли и не появится ли огромная мегавитрина в будущем, которая затмит все остальные небольшие проекты и, может, даже разорит их? Не уместно ли уже сейчас подготовиться к этой ситуации и заняться созданием своих небольших собственных маркетплейсов, допустим, не таких больших, как центробанковские, но тоже полного цикла?

Ярослав Баджурак:

Я думаю, что это очень положительный виток развития нашей цифровой экономики, если ее так можно назвать, цифровизации сервисов в нашей стране, и мы можем уже не просто высказывать свое мнение, а говорить как один из участников данной платформы. Мы планируем стартовать совместно с проектом Московской биржи по вкладам в ближайшее время, уже намечен старт-релиз, и это развязывает руки нам как витринам во многих направлениях развития бизнеса, то есть благодаря подобным проектам мы сможем сконцентрироваться на том, в чем мы хороши в первую очередь. Мы умеем работать с пользователем, мы умеем работать с аудиторией, которая приходит, и плюс у нас есть компетенции в продуктах.

Тимур Аитов:

То есть считается благом эти все инфраструктурные проекты? Он же много запускает, целая линейка: сервис быстрых платежей, карта «Мир», которую он уже 3 года продвигает, он выступает не как игрок, а как создатель инфраструктуры. И здесь Вы уверены, что никаких негативных последствий не будет для игроков рынка? Ведь когда карта «Мир» появилась, некоторые игроки платежного рынка потеряли часть своей аудитории.

Ярослав Баджурак:

В данном случае ЦБ выступает неким регулятором, то есть он не оставляет за собой право создавать данные площадки, не участвует в создании напрямую непосредственно самой площадки. Как мы знаем, участниками и создателями таких платформ стали в случае со вкладами Московская биржа, в случае с ипотекой это Дом РФ, на нем запускается пилотный проект ВТБ, в случае с ОСАГО тоже Московская биржа участвует. И я Елене Чайковской неоднократно задавал вопрос не нужно ли нам бояться той самой монополизации этого бизнеса и насколько эти сервисы будут удобны для пользователя, на что она неоднократно высказывала позицию, что мы выступаем как регулятор, пускай участники рынка договариваются между собой сами. В данной экосистеме для нас, агрегаторов, тоже находится место, и мы занимаем совсем не последнюю роль, мы занимаем не то что весомую, но важную позицию по поставке трафика для данных платформ.

Тимур Аитов:

Свои небольшие маркетплейсы разумно создавать? Может быть, он будет специфический, необязательно по финансовым сервисам, а по образовательным услугам, aviasales, отели рекламировать, для того чтобы подстраховаться. У нас сейчас все объявляют о создании крупных инфраструктурных проектов, экосистем, на прошлой неделе у нас были объявления, а ведь к чему это приведет, мы до конца не знаем, по крайней мере в Америке уже два месяца назад конгресс осудил работу больших экосистем, я имею в виду Google, Amazon, Facebook, Аpple, которые работают сегодня на рынке и нарушают антимонопольное законодательство. Я надеюсь, что в отношении ЦБ мы не будем так говорить, но новые крупные игроки могут появиться.

Ярослав Баджурак:

Возвращаясь к идее маркетплейса, это то, ради чего мы в свое время затеяли этот проект и ради чего мы развиваем, то есть мы как сервис хотим стать тем самым маркетплейсом в конечном счете.

Тимур Аитов:

Маркетплейсом или витриной?

Ярослав Баджурак:

Здесь нужно понимать разницу. Центробанк создает маркетплейс, который закрывает полный цикл сделки с тем или иным финансовым продуктом, мы же в силу ограничений о лицензировании этой деятельности не можем закрыть полный цикл в виде закрытия сделки самим банком, но при этом мы можем практически по всем этапам провести своего пользователя, начиная от выявления потребности, диагностирования, а иногда и подбора продукта, и до момента передачи данного клиента в банк.

Если говорить о монополизации, то мы видим, что представители ЦБ, проектная группа, которая занималась разработкой данной инициативы, сложила хороший подход в плане того, что может создаваться не просто один маркетплейс, допустим, ДОМ.РФ создал маркетплейс по ипотеке, и больше никто, кроме них не может это сделать. Нет, наоборот, они дали возможность каждому банку, каждому желающему…

Тимур Аитов:

Дадут, пока же нет этого маркетплейса. Когда он, кстати, появится? Мы от Елены Чайковский слышим разные даты, а все время какой-то сдвиг идет. Я слышал, что он должен был в прошлом году в июле начать работать, прошел целый год, до сих пор его нет.

Ярослав Баджурак:

Маркетплейс по вкладам должен появиться в октябре, первый маркетплейс, который по инициативе Центрального банка был запущен, и все это упиралось, в первую очередь, в законодательные акты. И после того, как Президент подписал указ, все это активно начало работать. Если раньше мы приходили к нашим коллегам и говорили давайте интегрироваться, то у них были руки связаны, они выполняли необходимый минимум работ, а сейчас начались активные работы.

Тимур Аитов:

И все витрины включатся в большой маркетплейс. Сколько в России таких активных витрин?

Ярослав Баджурак:

В России мы насчитываем порядка 4-5 крупных игроков на сегодняшний день, именно витрин, но сложно назвать нас витриной. Мы будем показывать, у нас также они будут участвовать в линейке продуктов, но что самое интересное, если пользователь придет к нам на витрину, он может выбрать как продукты маркетплейса, так и продукты, которые мы представляем напрямую из банков.

Тимур Аитов:

А свой маркетплейс, маленький свечной заводик запускать не будете?

Ярослав Баджурак:

Это вопрос привлечения крупного стратегического партнера, потому что лицензия Центробанка на маркетплейс стоит около 100 миллионов рублей, и для предприятия среднего бизнеса, которым мы являемся, это не такая простая задача. Мы бы хотели в какой-то момент переступить эту черту, когда мы сможем объявить себя полноценным маркетплейсом и объединять в себе участников. Хотел бы оговориться, что все хорошо вроде бы в этой инициативе, но мы получаем небольшой риск в том, что у нас через 3-4 года может появиться порядка 4-5 маркетплейсов по одному какому-то направлению, например, по ипотеке, и не совсем понятно, как в этой реалии жить пользователю, то есть он должен сходить на один, второй, третий, сравнить, есть риск образования конгломератов банков.

Тимур Аитов:

Давайте поговорим о клиентах, об их страхах. Они всегда, когда заходят на любой ресурс, боятся, что их персональные данные украдут, потому что человек зашел в поисковую систему, ищет чайник, и тут же через день и даже через 2 часа у него все каналы коммуникации забиты предложениями продавцов этих чайников, срабатывает контекстная реклама. Ничего похожего в этой части он не может ожидать от Выберу.ру? Как относитесь к конфиденциальности данных ваших клиентов?

Ярослав Баджурак:

Мы очень трепетно относимся к персональным данным наших пользователей, наших посетителей, мы не занимаемся ремаркетингом, то есть мы не догоняем своих клиентов на других площадках. У нас есть проблематика, когда вы что-то поискали, вас тут же такие агрегаторы, как Google либо Facebook начинают рекламой догонять. Проходила новость о том, что Google кэширование этих данных в какой-то момент должен отменить, куки буду отменены как технология, и это позволит сохранить большую конфиденциальность для пользователей.

Но это глобально, то, что творится в мире. Если мы работаем в полный цикл оформления заявки, все равно в какой-то момент мы передаем обработку персональных данных на сторону банка, и тем самым банк выступает большим гарантом за персональные данные, мы стараемся не хранить их на своей стороне.

Тимур Аитов:

Но банки тоже не всегда следят за персональными данными клиентов, сколько утечек было. До карантина были публикации СМИ «Горячие утечки осени».

Ярослав Баджурак:

Здесь проблематика существует в целом по рынку.

Тимур Аитов:

По крайней мере, клиенты предъявлять эти претензии не могут и не будут, если данные куда-то уплывут или вы займетесь их хранением и будете хранить не очень добросовестно, произойдет пресловутая корпоратизация персональных данных. У вас хранятся какие-то данные пользователей и в каком виде они хранятся?

Ярослав Баджурак:

У нас они хранятся в соответствии со 152-м ФЗ. ФИО, номер телефона мы храним, мы стараемся не хранить на своей стороне паспортные данные, то есть на время действия заявки, которую отправляет клиент, они сохраняются, после этого они свое хранение прекращают. У нас политика работы с данными выстроена таким образом, что мы не заставляем своих клиентов ни в коем случае сразу отдавать нам данные, то есть можно спокойно прийти на площадку, посмотреть нужный продукт, отправить заявку и идти напрямую в банк. В какой-то момент мы для себя приняли решение, что не будем заставлять пользователя каждый раз вводить свой номер телефона, чтобы не вгонять его в стресс.

Тимур Аитов:

И его запрос вы тоже не храните, потому что это ипотека, вопрос деликатный, если сразу можно пробить человека с телефона, значит он человек обеспеченный. 

Ярослав Баджурак:

А если вклады, там ситуация еще лучше. Поэтому мы стараемся наших пользователей оберегать. И даже если говорить о каких-то мелочах, те же самые подписки на информационные рассылки, у нас пользователь совершает добровольно, нет скрытой галочки, что я даю согласие. Это в явном виде, это в первую очередь выключенная галочка, он проставляет сам.

Тимур Аитов:

Так работают все витрины?

Ярослав Баджурак:

Нет. У наших коллег по цеху более агрессивная стратегия, и можно считать это нашим конкурентным преимуществом.

Тимур Аитов:

Продолжая тему клиентов, кто победит в этой борьбе, можно ли создать такие доверительные, долгосрочные отношения с клиентом, чтобы он все время ходил на ваш ресурс, чтобы он не уходил к другим конкурентам? Что должно лежать в основе этих долгосрочных коммуникаций, может быть, какие-то сервисы, на которых он не просто сэкономит, а заработает деньги? Есть у вас ядро клиентской аудитории, реальна ли такая стратегия, что клиентов можно постоянно какими-то приемами удерживать и формировать эти три Д – длительные, доверительные, двусторонние отношения в отношении этих маркетплейсов?

Ярослав Баджурак:

Мы стараемся создать безопасную среду для выбора продуктов, удобную среду, плюс у банков есть возможность отвечать на отзывы о работе отделений напрямую пользователям, что позволяет не просто приходить и делиться негативным опытом или трудными ситуациями, которые сложились у потребителя продуктов банка, а именно получать на них реальные ответы. И такая площадка для диалога, когда это не на стороне банка, когда это третье лицо, позволяет пользователям после этого реально возвращаться и вырабатывать то самое доверие к нашему ресурсу.

Тимур Аитов:

Есть ядро постоянно возвращающихся к вам клиентов? Я считаю, что этой лояльности клиентов в отношении банковских и финансовых сервисов нет. CRM-концепции рекомендуют, допустим, поздравляйте своего клиента с днем рождения каждый год, и он сохранит к вам лояльность, будет приходить и всегда пользоваться этими услугами. Но нет, вы можете его пять или десять лет поздравлять с днем рождения, а брать ипотеку он придет к тому, кто даст ему более выгодные условия. Как вы добиваетесь того, что они приходят постоянно к вам?

Ярослав Баджурак:

У нас цикл сделки достаточно длинный, и если человек взял однажды кредит либо ипотеку, скорее всего, он ушел с площадки на 3-5 лет и не факт, что он потом вспомнит, есть такая проблематика. Но мы говорим о том, что мы становимся маркетплейсом. Это значит, что у нас помимо кредита, помимо ипотеки можно оформить дебетовую либо кредитную карту, можно застраховать свой автомобиль, получить ОСАГО либо Каско, можно получить микрозайм, если есть необходимость.

Тимур Аитов:

Вы потом работаете с этими клиентами?

Ярослав Баджурак:

Конечно. Мы делаем рассылку. Если клиент оформил у нас полис ОСАГО, мы ему предлагаем, во-первых, оформить полис ОСАГО, а во-вторых, говорим, что у нас есть хорошие кредитные предложения.

Тимур Аитов:

Кто это говорит?

Ярослав Баджурак:

Через email рассылку. Это, как правило, более точечно настроенные рассылки.

Тимур Аитов:

Есть ли возможность VIP-обслуживания, персонального менеджера прикрепить к какому-то клиенту, или значимого журналиста, который будет давать

советы на вашем портале? Можно ли сделать у вас такой сервис, когда не клиент будет искать какие-то предложения, а сам выставит на портале свой запрос и будет ждать, кто ему пришлет какие-то предложения из числа участников рынка, игроков вашей площадки?

Ярослав Баджурак:

Реально такой сервис создать. У нас есть примеры таких аукционов в автомобильной индустрии, когда создается площадка, на которой желающий купить автомобиль вывешивает объявление и говорит, что я хочу вот эту машину такого-то года выпуска в такой комплектации и готов за нее заплатить какие-то обусловленные деньги, и автодилеры начинают за эту заявку торговаться. Это очень хорошая идея, мы к ней неоднократно подходили, но пока на реализацию взять не готовы. Но с точки зрения концепции и идеи, возможно, в какой-то момент мы придем к реализации.

Тимур Аитов:

А персональный менеджер? Я пришел на портал и думаю: пусть Ярослав мне подсказывает, потому что разбираться не всем нравится.

Ярослав Баджурак:

Я немножко добавлю по поводу идеи с аукционами. На сегодняшний день у нас есть некая B2B ситуация, когда банк готов купить сразу портфель заемщиков, который подходит по тем или иным критериям, и он готов за них платить отдельные деньги. В таком виде это сейчас уже есть.

Возвращаясь к вопросу о персональном менеджере, мы понимаем, что это работа уже кредитного брокера, и пока за год работы и раздумий над этим направлением мы не пришли к пониманию зачем нам туда идти, то есть это уже немного другой бизнес, когда клиента возьмут за руку, пройдут все пути, начиная от решения проблем с доходами или кредитной историей, то есть это реально другой сегмент бизнеса.

Тимур Аитов:

Другие витрины что-нибудь альтернативное предлагают?

Ярослав Баджурак:

Я знаю, что есть альтернатива продажи заявок брокерам, то есть можно оставить свою заявку на подбор кредитного предложения и кому-то из брокеров это будет продано, и после этого брокер свяжется, то есть некий агрегатор брокеров.

Тимур Аитов:

У вас есть аналитический департамент в составе финтех-площадки, и он выпускает рекомендации, внизу странички был список из 10 системообразующих крупных банков, и были рекомендации работать с этими банками. А что касается малых банков, топ-50, топ-70, по ним даете какие-то рекомендации в отношении массового сегмента, потому что эти небольшие банки часто демпингуют, те же кредиты специально дают немножко подешевле, чтобы бороться с крупными системообразующими банками. А с другой стороны, некоторые излишне «пылесосят» рынок в преддверии, возможно, будущей потери лицензии. Вы предупреждаете клиентов, что этот банк слишком демпингует, как аналитическая работа с клиентами строится?

Ярослав Баджурак:

Для наших читателей есть рубрика «Эксперт плохого не посоветует». Там проходит обзор различных финансовых продуктов, небольшие обучающие статьи, все то, что может быть интересно и повышает финансовую грамотность нашего населения.

Если же говорить про рейтинги, то каждый месяц мы готовим порядка 10 рейтингов, это участники таких рейтингов, как банки топ-50, топ-100, то есть мы

сегментируем наши банки и рейтинги тоже стараемся давать по каждому такому сегменту. Мы делаем рейтинги и по вкладам, и по дебетовым картам, по разным продуктам в разрезе подобного рейтинга. Помимо этого, у нас есть опыт подготовки рейтинга для конкретного региона, мы сотрудничаем с Тюменью, есть такой ресурс Вслух.ру, и они готовят региональные обзоры финансовых продуктов. Плюс у нас есть целое аналитическое подразделение, которое занимается анализом данных, которые получаем от банков, сравнением ставок и так далее. Это у нас собирается, где-то мы сотрудничаем с пиар-службами, со службами банка, который нам эту информацию предоставляет, где-то мы получаем в автоматизированном режиме эти данные, после чего обрабатываем их с помощью нашего копирайтинга, с помощью наших редакторов, и вся эта актуальная информация появляется у нас на площадке. Поэтому в случае изменений процентных ставок по кредитам самое долгое 24 часа нам нужно для того, чтобы дать нашим посетителям актуальную информацию. Зачастую это происходит заранее, то есть как только объявляется новая процентная ставка, уже на следующий день пользователь видит ее.

Тимур Аитов:

Были такие случаи, когда приходилось выкалывать из этого рейтинга какой-то банк, который был лишен лицензии из-за того, что он «пылесосил»? Банки исчезают, сегодня был, завтра нету, и вы, может быть, должны бы предупреждать клиентов.

Ярослав Баджурак:

В структуре расчета нашими аналитиками учитывается один из критериев – это надежность банков, он является весьма значимым показателем, все-таки мы основываемся на данных, которые предоставляют банки в ЦБ, и я думаю, что это максимальное количество информации, которое можно найти только у них. Поэтому те банки, которые «пылесосят» рынок и активно собирают либо депозиты в избыточном количестве, либо кредитуют избыточно, мы не можем заранее предсказать какой-то дефолт банка, это целая макроэкономическая модель должна быть спрогнозирована.

Тимур Аитов:

Но хотя бы маленький значок, банк стоит в этом рейтинге, хорошие условия кредита, а у вас такой значок, что есть риск, что он «пылесос».

Ярослав Баджурак:

Благодаря нашей методике расчета на первое место он не попадет.

Тимур Аитов:

Индикатор учитывает надежность банка.

Ярослав Баджурак:

Надежность банка, процентная ставка – это все в сумме складывается нашими аналитиками. Есть огромная структура расчета подобного рейтинга, где мы говорим, что у этого банка стоит взять кредит, пускай там будет процентная ставка выше либо наоборот, сделать вклад, там будет ниже процентная ставка, но надежность его весьма хороша, при этом он по отчетности в Центробанк нигде не замечен в нарушениях либо предупреждениях, что очень важно, как для любой компании риск дефолта, который всегда отслеживается с помощью отчетности. Тут мы стараемся оберегать наших пользователей.

Тимур Аитов:

Достоверность информации о банковских вкладах, условиях, которые выставляют банки, как обеспечена? Вы сами подсасываете эту информацию с банковских сайтов или они вам с какой-то периодичностью присылают, или у вас есть интерфейс, автоматически с банком работаете, как технология построена?

Ярослав Баджурак:

На первых этапах развития нашей справочной системы, наполнение сайта, мы парсили это с сайтов банков, писали роботы, со временем мы стали достаточно узнаваемые в данной среде, и банки уже сами к нам обращаются: давайте мы будем на вашей площадке размещаться, вот информация о наших финансовых продуктах.

Тимур Аитов:

Вы берете с них деньги? Как вы зарабатываете? Есть у вас платный сервис?

Ярослав Баджурак:

У нас есть разделение. Если банк пришел и просто хочет поставить свои продукты, мы не ведем на посадочные страницы банка, на эти продукты, то мы с них денег не берем, потому что наш пользователь вправе знать все о том, что происходит на банковском рынке. Если же говорить о расширенных сервисах, например, карточка банка, личный кабинет банка, кстати, мы с нового года запустим очень хороший личный кабинет для банка, потому что мы понимаем, что в какой-то момент теряем эту коммуникацию. Если у нас в модели бизнеса участвует третьим лицом рекламное агентство, мы в какой-то момент начинаем терять связь, банк не всегда может оперативно посмотреть то, как его размещение проходит и какой дополнительный потенциал у них есть. И мы буквально на днях решили сделать систему, которая позволит в личном кабинете для банка отслеживать информацию о том, какие рекламные позиции на сегодняшний день используются для продуктов банка, насколько они эффективны.

Тимур Аитов:

За промо-акцию, наверное, он должен заплатить.

Ярослав Баджурак:

Да, это просто информационно-мониторинговый инструмент, плюс есть дополнительные сервисы в виде персонального менеджера, в виде предоставления доступа к управлению репутацией, то есть как раз то, о чем я говорил, этот диалог, который внутри площадки создается, когда мы даем аккаунт сотрудникам банка, и они от официального аккаунта начинают отвечать.

У нас очень много кейсов, когда к нам приходит пользователь, оставляет свой отзыв, и мы по нему понимаем, что пользователь не всегда различает разницу, где он находится – на сайте банка либо на агрегаторе, например, на Выберу.ру. Мы создали сервис, который вызывает доверие у наших пользователей, и они в какой-то момент начинают воспринимать это как окно работы с банком. И мы продолжаем таким образом развивать.

Тимур Аитов:

Обмен информацией с банком односторонний или двусторонний? Вы от него забрали условия, разместили, а ведь банку тоже интересно посмотреть, что клиенты ищут, вы делитесь с банками? Что делают клиенты на сайте, каковы их запросы, что они выбирают, могут ли банки по какому-то соглашению с вами ознакомиться с историей пребывания клиента на сайте?

Ярослав Баджурак:

Во главе всех наших проектов digital-агентство DD Planet, которое помимо того, что развивает проекты Выберу.ру, Мир квартир и занимается разработкой IT-систем, порталов, еще занимается СЕО-продвижением и маркетинговым продвижением банков, и в рамках такого сотрудничества можно получить не просто аналитику, но еще и полноценный комплекс работ. И с некоторыми банками на сегодняшний день сотрудничаем, потому что у нас есть тот самый необходимый набор компетенций и огромный опыт уже накоплен.

Тимур Аитов:

Сколько у вас таких партнеров из числа банков, иных организаций, предоставляющих финансовые услуги? Какое количество банков с вами сотрудничает и ведет двусторонний обмен информацией?

Ярослав Баджурак:

Порядка 30-40 банков точно, но мы же еще представлены в сегменте микрозаймов, где количество организаций сотнями исчисляется. Есть еще страховые компании, с которым мы работаем, поэтому пул наших партнеров около сотни. Есть еще интересный игрок на рынке агрегаторов и лидогенерации CPASETI, с ними мы тоже сотрудничаем активно, то есть приходится всех игроков рынка собирать в рамках одного пространства, где-то они нам помогают путем передачи офферов к нам, и где-то мы в обратную сторону им помогаем.

Тимур Аитов:

Завершая разговор о клиентах, что для них сегодня важнее – мобильный доступ к порталу или декстоп, обычная офисная версия, и если у вас две версии, то чем они должны различаться? Что является основной версией для Выберу.ру?

Ярослав Баджурак:

Мобильная версия однозначно, потому что за последние 5 лет у нас произошел переворот, все декстопы перешли в мобилу, и у нас целая команда разработчиков мобильных приложений, мобильной адаптивной версии сайта, и мы все время работаем над тем, чтобы наполнение декстопа и мобайла не отличались друг от друга.

Тимур Аитов:

Мобильная была основной?

Ярослав Баджурак:

Нет, изначально мы начинали с декстопа, и по функциональности они одинаковые.

Тимур Аитов:

У вас есть своя команда айтишников или вы сделали этот продукт по заказу, или каждый раз набираете, как построена работа по совершенствованию и развитию портала?

Ярослав Баджурак:

На сегодняшний день в нашей компании работают порядка 180 человек, у нас есть офис в Москве с разработчиками и управляющим персоналом, у нас есть собственный ресурсный центр в Туле, развивающийся ресурсный центр в Калуге, и это позволяет нам в какой-то момент брать идею, например, как с личным кабинетом, вчера придумали, и уже сегодня она ушла в работу. И благодаря этому такую динамику развития портала мы можем себе позволить, не привлекая внешних подрядчиков, не тратя время на объяснение идеи, то есть мы описываем задачу и отдаем ее в цех производства.

Тимур Аитов:

Не могу не задать вопрос про карантин – как Вы к нему относитесь и как он повлиял на бизнес витрин? Менялась ли в последнее время посещаемость, когда были ограничения по ипотеке, как повлиял карантин на Ваш бизнес, сейчас пошла вторая волна, как она будет влиять? Какой дадите прогноз?

Ярослав Баджурак:

Я целый доклад в свое время посвятил на тему жизни агрегаторов, маркетплейсов во время карантина, во время коронавирусной эпидемии. Если обобщить все данные, которые мы представили, мы увидели наплыв пользователей, наплыв спроса, когда люди хотели оформить ипотеку, но мы увидели неготовность банков обеспечить такой уровень спроса, и как результат повышение спроса и падение конверсии в выдачу. NFC не работали,

отделения банков были ограничены по выдаче, застройщики не работали, не могли проводить сделки либо показывать объекты, которые интересовали клиентов. Как результат, мы все-таки уверенно остались в плюсе, но, к сожалению, замедлились в темпах роста, которые были запланированы нами на год. После выхода из карантина порядка двух месяцев потребовалось для того, чтобы рынок вернулся хотя бы немного к своим прежним показателям .

Тимур Аитов:

Сейчас вы достигли докарантинных показателей?

Ярослав Баджурак:

Нет, мы так и не достигли докарантинных показателей, в два раза они снизились у нас. По рынку мы видим тревожную ситуацию, не знаю, насколько сильно захлестнет вторая волна банковский сегмент, потому что мы в первую очередь привязаны к нему. Сегодня разговаривал с руководителем направления ипотеки одного из московских банков и услышал, что мы до сих пор после коронавируса не смогли восстановить работу сервисов для клиента, и поэтому они не могут позволить себе закупать больший объем клиентов, потенциальных лидов. Но есть обратный кейс, когда банк из четвертого десятка рейтинга пришел к нам во время коронавирусной эпидемии, мы предложили ему комплекс мер по улучшению позиций, и после того как мы их выполнили, провели совместную работу, рост числа заявок к ним в 10 раз увеличился, в 10 раз больше бизнес начал получать потенциальных клиентов. Он выровнялся по количеству привлекаемых потенциальных клиентов с такими гигантами, как ВТБ, Газпром, Сбербанк. Это говорит о том, что время коронавируса, время ограничений и пандемии – это то, когда можно делать смелые шаги и получать из этого выгоду.

Тимур Аитов:

О будущем – планируете ли добавлять новые услуги, сервисы, может быть, выйти за рамки финансовых сервисов? Например, Google и некоторые родственные платформы предлагают уже выбор образовательных программ в сфере цифровой экономики, они очень востребованы сегодня, кроме финансовых сервисов. Есть у Вас взгляд на будущее, куда будете дальше развиваться?

Ярослав Баджурак:

В образовательную сферу мы в рамках Выберу.ру не готовы выходить, только в рамках спецпроекта с банками, но в рамках Выберу.ру мы сейчас думаем над расширением сервиса, все-таки есть некое ограничение для агрегаторов по поводу роста, по органическому трафику. Определенный сегмент рынка есть, который уже сформировался, и мы его только делим между крупными агрегаторами, и мы задумаемся всерьез об арбитраже трафика. У нас есть компетенции, у нас есть интеграции и договоры с банками, и мы можем выступать как провайдер для небольших веб-мастеров либо больших веб-мастеров, которым интересно, но у них нет такого набора контактов. Мы подключаем со своей стороны кредитное бюро, для того чтобы делать скоринг на своей стороне, чтобы облегчить жизнь банков, и вектор развития в рамках финансово сегмента достаточно высокий и широкий.

Тимур Аитов:

Направление останется все-таки финансы?

Ярослав Баджурак:

Да, мы хотим на нем сконцентрироваться, сделать хороший сервис, хороший маркетплейс и, возможно, в какой-то момент прийти в ЦБ совместно с партнером за лицензией.

Тимур Аитов:

От души пожелаю, чтобы все планы сбылись. У нас выступал Ярослав Баджурак, коммерческий директор финех-сервиса Выберу.ру.