Дмитрий Волков
- Добрый вечер, уважаемые друзья. Еще раз добрый вечер для тех, кто был с нами предыдущие 30 минут. У нас в гостях Вячеслав Семенихин - директор по глобальному маркетингу компании «2can & ibox», в программе «Интернет-экономика». Ее ведет Дмитрий Волков.
Вячеслав Семенихин
- Добрый день.
Дмитрий Волков
- Добрый вечер. И мы по-прежнему говорим об интернет-экономике, о той ситуации, когда интернет, соединяясь с классическими отраслями экономики, рождает синергетический эффект, новую сущность и новую добавленную стоимость. Новая добавленная стоимость нас тоже очень интересует. Мы любим деньги. Вячеслав, может быть, начнем с вашей истории, с вашего «Яндекс.Такси».
Вячеслав Семенихин
- Моя история очень простая. Я работал сначала в MCG-компаниях, затем в банке, то есть сначала это был «Ситибанк», потом «Тройка Диалог». Потом в какой-то момент вместе с товарищами мы решили заняться интернет-бизнесом. Был «Groupon». Все помнят, такая горячая история. Мы тоже с моими коллегами, друзьями решили сделать такой стартап с надеждой его продать. Продать нам его не удалось, потому что мы поздно вошли, но это был для меня хороший опыт, и началось. То есть мы сделали интернет-магазин, рекламное агентство, социальную сеть для мобильных устройств и так далее.
Дмитрий Волков
- Интернет вас увлек.
Вячеслав Семенихин
- Интернет вообще увлек, потому что там все очень быстро, гибко, ты сразу получаешь либо не получаешь что-то на вложенный рубль. То есть каждые твои ежедневные усилия можно посмотреть в пользовательской динамике. Там много цифр, цифры позволяют принимать точные решения, то есть там ты можешь чувствовать человека. Ты можешь поменять какую-то иконку, поменять баннер и увидеть разную реакцию, разные продажи. Очень интересно, и он очень разный. В какой-то момент меня пригласили работать в банк. Последние три года я работал в банке, и там оказалось, что с точки зрения выгоды интернет – это очень интересный канал с точки зрения привлечения клиентов по недорогой цене. То есть традиционные каналы не могут обеспечить такого потока клиентов, которым может обеспечить интернет. В интернет бросил немножко денег, и пошло. Традиционный канал – надо что-то строить, офисы строить, что-то развивать. Традиционная реклама не дает гарантий в количестве, а в интернете ты можешь платить за сделанные результаты - это просто, понятно, предсказуемо. Сейчас в нашем направлении это мобильные терминалы. Знаете, такие терминалы, когда вставляешь, допустим, в телефон такую штучку, и можно принимать карточку в такси.
Дмитрий Волков
- Pos-терминал.
Вячеслав Семенихин
- Да, рos-терминал. И мы сейчас понимаем, что самый главный канал привлечения новых клиентов для этой индустрии – это, конечно, интернет. Где малый и средний предприниматель узнает о новом? В интернете уже сегодня. Где такой клиент стоит недорого? В интернете. Поэтому с точки зрения экономики интернет решает проблему быстрого получения недорогого клиента, если ты умеешь этим заниматься. Но, если не умеешь, то и не стоит, наверное, потому тогда получится плохо, дорого, и одно неудовольствие.
Дмитрий Волков
- А вот если к вашей истории, в чем суть? В чем идея «2can & ibox»?
Вячеслав Семенихин
- Я объясню, это очень просто.
Дмитрий Волков
- Незамысловатое название, я бы сказал.
Вячеслав Семенихин
- Да, очень просто. Не буду переводить название. Так сложилось, потому что компании существовали 3 года, слились, теперь это лидер на рынке мобильных терминалов в России. Что за рынок? Буквально, чтобы слушатель понял. Дело в том, что в России при 140-миллионном населении примерно 280 миллионов карт на руках, банковских карт. То есть карт очень много. При этом устройств, где можно эти карты принимать, их недостаточно. Мы говорим: «У нас в России примерно 5000 устройств на миллион человек населения». В европейских странах в среднем 25000 устройств на миллион человек населения.
Дмитрий Волков
- Устройства – это банкоматы, терминалы?
Вячеслав Семенихин
- Это банкоматы, терминалы, там, где можно принимать карточку. Еще немного статистики. Дело в том, что в среднем российский человек полтора раза в месяц снимает деньги в банкомате, примерно 9000 рублей снимает в банкомате с карточки, и примерно три с половиной раза платит карточкой в разных местах, платит он 3000 рублей в месяц. Отсюда получается такая незамысловатая статистика, что пять с половиной раз в месяц человек пользуется вот этими двумя своими карточками, которые на руках. А карточная инфраструктура недоразвита при этом. Я, например, очень не люблю кэш, у меня в кармане нет кэша, у меня карточки банковские. Но я знаю, что, если вызову «Яндекс.Такси» и случайно забуду указать, что у меня привязана карточка, в 90% случаев он у меня карточку не примет и скажет: «Э, друг, давай кэш». Неудобно. И вот социальная миссия нашего проекта – это предоставить малому и среднему бизнесу возможность принимать карты, а обычному физическому пользователю дать инфраструктуру для платежа с помощью карты. Мы, конечно, понимаем, что есть много разных новых удивительных способов платить карточкой - можно оплатить через QR-код, через какой-нибудь «iBeacon», сейчас уже есть «apple pay», есть смартфоны, которые ты можешь приложить и заплатить, и так далее. Но проникновение вот этих технологий требует изменения поведения, это займет время. То есть сейчас доли процента таких людей встречается. А карточное поведение уже у всех. Слава Богу, за 50-70 лет нас приучили пользоваться карточкой.
Дмитрий Волков
- Почему 50, простите?
Вячеслав Семенихин
- Карточка появилась в США в 50-е годы прошлого века. Я имею в виду, она достаточно давно существует, и поведение сформировалось. И мы видим, что проникновение карточки, как платежного средства, продолжает в России расти. И мы, как компания, своего рода паразитируем на этом карточном поведении. Мы не предлагаем какого-то экзотического поведения вам, как клиенту, мы говорим: «Ты можешь расплачиваться карточкой в супермаркете и в любом другом месте». Потому что наше устройство, которое купит малый и средний предприниматель, оно стоит всего 3000 рублей, в отличие от 20-30 тысяч рублей.
Дмитрий Волков
- Вот этот pos-терминал?
Вячеслав Семенихин
- Да, представляете, целый pos-терминал. Целая штука для приема карточки обойдется вам всего в 3000 рублей, в течение часа вы ее подключите и можете начинать работать.
Дмитрий Волков
- Скажите, это соответствует всем нашим правилам, законам? То есть я могу работать, как малый предприниматель без всяких проблем?
Вячеслав Семенихин
- Да. Вообще, без проблем. У нас большая клиентская база, и люди пользуются этим. Есть небольшие ограничения, и они, мне кажется, становятся сложнее с каждым годом. Допустим, одно из ограничений – это то, что надо печатать кассовый чек при продаже. То есть кроме нашего устройства, которое позволяет принять карту, необходимо, чтобы продавец еще распечатал вам чек. Вы, как потребитель, давно пользовались чеком бумажным?
Дмитрий Волков
- Пользоваться в том смысле, что сминал его и бросал в урну? Регулярно.
Вячеслав Семенихин
- Я то же самое делаю регулярно. Я для себя посчитал, что у нас население, используя платежи с помощью карточек, каждый месяц печатает три с половиной миллиарда чеков.
Дмитрий Волков
- Три с половиной миллиарда чеков!
Вячеслав Семенихин
- Да, три с половиной миллиарда чеков! Это примерно 37 километров чеков в месяц. Если их вот так сложить друг с другом, то 37 километров в месяц или 440 километров чеков в год. Представляете, такая вот хрень, извините. Но, с другой стороны, зачем мы их печатаем? Мы же их печатаем не просто так, а для того, чтобы потом бухгалтер их сшил в папочку. Это строгая отчетность. Надо в налоговую при проверке их, кто-то будет проверять, их где-то надо хранить, вот эти километры бумаги. Что мешает государству принять соответствующий закон, который бы уравнивал в правах электронный чек, который я могу послать по электронной почте или SMS, или в любом виде после транзакции, к бумажному чеку. Вот зачем бумажный чек?
Дмитрий Волков
- Вячеслав, пользуясь форматом нашей программы, я тут же верну вам ваш вопрос. Так что же ему мешает с вашей точки зрения, как эксперта?
Вячеслав Семенихин
- Мне кажется, ничего не мешает, но у нас есть 54-й федеральный закон, который должен быть запущен в массы с 1 января следующего года, и там почему-то обошли эту проблему. Я не знаю мотивацию людей…
Дмитрий Волков
- Обошли, в смысле не заметили или…?
Вячеслав Семенихин
- Не заметили. Дело в том, что в конце прошлого года, начале этого действовала так называемая программа облачной фискализации – очень интересный эксперимент, в котором мы принимали участие. Мы, по-моему, порядка 2500 предприятий подключили прямо к налоговой инспекции без бумаги - это было всем очень удобно, отзывы от всех участников очень хорошие, технология работает безошибочно, прекрасно, но в финальной версии 54 Федерального закона, который посвящен этой теме, почему-то электронные средства платежей не приравнены к бумажным. Дело в том, что, когда человек проводит карточку, остаются следы во многих системах: у банка-эквайера, у банка-эмитента, в международной платежной системе или в национальной платежной системе (в какой хотите), у нас, как у оператора. То есть это абсолютно белый платеж, его невозможно скрыть. И в стремлении сделать оборот белым государство, мне кажется, не досмотрело возможность дополнительного стимула к этому обелению за счет того, чтобы просто уравнять электронную справочку с бумажной бумажечкой.
Дмитрий Волков
- Иначе говоря, наше государство, не сделав проект 54 закона (собственно, это не проект, это уже принятый закон), оно не захотело обеляться.
Вячеслав Семенихин
- Оно сделало серьезное препятствие к обелению. Вы знаете, это огромное препятствие. Дело в том, что в этом законе не только данная проблема есть, есть еще проблема того, что предприниматели, которые на вмененке, теперь тоже должны печатать чеки.
Дмитрий Волков
- Вмененка – это?
Вячеслав Семенихин
- Вмененный налог на доходы.
Дмитрий Волков
- Это та ситуация, при которой мы говорим, что это предприятие должно зарабатывать вот столько-то рублей, и мы облагаем этот предполагаемый доход налогом.
Вячеслав Семенихин
- А чек все равно печатайте. Раньше его не надо было печатать, сейчас надо будет.
Дмитрий Волков
- Хотя им это вообще ни для чего не нужно. Они платят налог, который им заранее определен.
Вячеслав Семенихин
- Они уже за работу заплатили. Владельцы патентов – то же самое, надо печатать зачем-то.
Дмитрий Волков
- И они покупают бумагу. А сколько ж это леса?
Вячеслав Семенихин
- Леса? Вот мы можем потом пересчитать. Представьте, 440 километров! Средний размер чека можно посчитать. Это очень много леса. Очень много хорошего, качественного леса. Еще хуже объем загрязнений.
Дмитрий Волков
- Которые делаются на специальной бумаге, фискальной, он такой хитрый, он весь из себя, не подделаешь ни с одной стороны.
Вячеслав Семенихин
- Еще много людей будут работать по обработке вот этой бумаги.
Дмитрий Волков
- Приклеиванием на листочек, подшиванием в папку.
Вячеслав Семенихин
- Много людей будут занято, а зачем это - непонятно. Это же не эффективность, это же никакой ценности не создает. Мы говорим о создании ценности, правильно? И вот Владимир Владимирович на прошлой неделе сделал очень правильную, грамотную поправку. Он сказал, что надо малому и среднему бизнесу компенсировать расходы на апгрейд контрольно-кассовой машины. Очень правильно сказал. Но, к сожалению, он забыл о самой главной проблеме - о проблеме приравнивания электронного чека к бумажному. Если бы вы приравняли электронные чеки к бумажному, то контрольно-кассовые машины для 40% операций были бы вообще не нужны. Их не надо покупать, их не надо апгрейдить. Достаточно нам, как оператору, дать какой-то софт, и мы его спокойно интегрируем с налоговыми органами, будем передавать все, что надо, тогда, когда надо.
Дмитрий Волков
- Это Вячеслав Семенихин - директор по глобальному маркетингу компании «2can & ibox», в программе «Интернет-экономика» с Дмитрием Волковым. Отлично. И вот в этом суть вашего бизнеса? Сейчас мы поговорим на эту тему чуть-чуть. Я задам конкретный вопрос, просто невозможно его не задать в этой ситуации. Скажите, если бы государство решило, додумало бы до конца этот вопрос и приравняло бы электронный чек к бумажному чеку, мы бы спасли кучу деревьев, мы бы еще при этом обелили часть бизнеса, дополнительно. На ваш бизнес как бы это повлияло?
Вячеслав Семенихин
- Для нас появился бы новый рынок. Что нам сейчас мешает? Нам мешает то, что предприниматель вообще задумывается о том, зачем ему вот эта штука, потому что он купит нашу штучку за 3000 рублей, но ему еще надо контрольно-кассовую машину покупать за 30, то есть это одни и те же расходы. И для нас появился бы рынок вот этих высвобожденных денег и возможности предпринимателя, которые мы бы с удовольствием заполнили, потому что у нас есть все устройства, все технологии для этого.
Дмитрий Волков
- У вас всё есть. Вячеслав, скажите, а как это происходит? Вот я предприниматель, я что-то такое продаю. Я отправляю курьера с вашим pos-терминалом к клиенту, с товаром, но я должен пробить чек для этого клиента на кассовой машине, дать курьеру вместе с pos-терминалом этот чек, он идет к клиенту.
Вячеслав Семенихин
- Нет. Как правило, у курьера есть мобильные контрольно-кассовые машины, такой фискальный регистратор, и он едет с маленьким нашим устройством, с маленьким фискальным регистратором, и на месте, когда он отдает заказ, он пробивает чек. Это очень портативное устройство.
Дмитрий Волков
- То же самое таксисты могут иметь. В вашем случае этому самому малому предпринимателю для того, чтобы легально, «по-белому», как говорят, вести бизнес, нужно заплатить 3000 рублей. Это почти ничего не стоит.
Вячеслав Семенихин
- Это ничего не стоит, все согласны.
Дмитрий Волков
- А вот в том случае, который предусмотрен Федеральным Законом номер 54, надо заплатить 50 тысяч. Для многих это просто барьер для вступления в бизнес вообще, а уж белый бизнес - тем более.
Вячеслав Семенихин
- Конечно барьер, потому что еще людей смущает, конечно, технологическая сложность. Потому что, когда покупаешь большую бандуру, контрольно-кассовую машину, ее надо интегрировать с чем-то и так далее. Наша система интегрирована со всеми RP-системами автоматически - это софтик, это приложение в телефоне.
Дмитрий Волков
- Например, с 1С.
Вячеслав Семенихин
- Да, с 1С, например. С большинством производителей. Это очень просто, потому что там есть стандартная PI, и все занимает десять минут.
Дмитрий Волков
- Теперь позвольте статистический вопрос. Вот мы говорим о торговле. Если мы смотрим на эту отрасль, как вы думаете, какой процент проникновения торговли в торговлю интернета сейчас в России? Всего процентов 100 бывает.
Вячеслав Семенихин
- Хороший вопрос. Вопрос, в какой области проникновение интернета. Можно продавать с помощью интернета.
Дмитрий Волков
- Берем торговлю целиком, она же очень разнородная, и способы торговли – есть универсам, есть другие методы, есть интернет-торговля. Если целиком на нее посмотреть, в России еще ко всему, как вы думаете, в процентах сколько интернета?
Вячеслав Семенихин
- 15-20%.
Дмитрий Волков
- 20, давайте напишем. Дадим авансом.
Вячеслав Семенихин
- 20 – это стандартное количество продаваемого через интернет продукта от оффлайн-ритейлера. Обычный оффлайн-ритейлер какой-нибудь большой, «Перекресток», например, может до 20% продукции продавать.
Дмитрий Волков
- Вы назвали интересные цифры, что снимают по-прежнему в три раза больше, чем…
Вячеслав Семенихин
- Большинство людей просто зарплату снимает, обналичивает, потому что инфраструктура приема карт не дорабатывается, особенно в маленьких городах. То есть ты знаешь, что тебе негде платить карточкой. В Москве мы все нормально себя чувствуем, тут более-менее хорошо, и то, с таксистами проблемы, с курьерами проблемы.
Дмитрий Волков
- С ресторанами иногда проблемы.
Вячеслав Семенихин
- С ресторанами много проблем, мы знаем, но у них другие проблемы.
Дмитрий Волков
- Скажите, а если бы наше российское государство сколько-то лет назад стало таким новатором на словах и на деле (и то, и другое) и сказало: «Я сейчас приложу все силы для того, чтобы наша российская торговля стала самой инновационной с точки зрения проникновения интернета в мире». У нас был бы правильный 54 закон, где электронный чек был бы приравнен к бумажному, и много чего еще другого, о чем, может быть, мы частично сейчас поговорим. Сколько бы могло быть?
Вячеслав Семенихин
- Я думаю, могло бы быть процентов 60.
Дмитрий Волков
- А ведь этот процент проникновения интернета в торговлю - это же во многом, между прочим, и процент серенького, беленького и черненького. Чем больше интернета, тем больше прозрачности, потому что чек-то я (несмотря на то, что он фискальный и на специальной бумаге) все равно могу, наверное, подделать - нет ничего невозможного - а электронная, вы говорите, оставляет следы. Это означает, что происходят отмечаемые события, которые хранятся разными операторами. Это же невозможно
Вячеслав Семенихин
- Вы представляете, деньги списываются с банковской карточки банка-эмитента, они зачисляются на банковский счет в банке-эквайере, и они проходят через международную платежную систему.
Дмитрий Волков
- Которая сейчас, правда, отечественная.
Вячеслав Семенихин
- Там все то же самое. Механизмы технологические те же самые. Такую транзакцию невозможно скрыть в отличие от кэша. Куда наличные деньги пошли – непонятно; откуда они пришли - непонятно. А здесь все понятно. Здесь пришли с одной карточки на счет юридического лица - все четко, понятно, прозрачно.
Дмитрий Волков
- Давайте подумаем про наши шансы на будущее. Предположим, все идет, как идет: и чеки у нас бумажные, и так далее, но все равно прогресс есть, все равно потихонечку все движется. И вот через 10 лет, как вы думаете, сколько будет, если мы так потихонечку, не спеша, системно?
Вячеслав Семенихин
- Я думаю, 30% будет.
Дмитрий Волков
- А если мы не вчера, а прямо сегодня соберемся все и напишем дорожную карту внедрения интернета в торговлю, и скажем: «Товарищи, господа, друзья, соратники, ведь это же выгодно всем, потому что это удобно, это прозрачно, это по-честному или, другими словами, «по-белому». И налоги платятся больше, и бизнес внедряется, и дешевле, и, кстати говоря, еще и удобнее. И мы еще больше будем знать обо всем этом».
Вячеслав Семенихин
- Абсолютно, с точки зрения знаний поведения пользователей, знания аналитики для самого продавца. У нас же часто предприниматель не умеет считать, потому что нет инфраструктуры счета. Вы, наверное, знаете, что обычную отчетность с терминала надо отдельно бухгалтерии сводить с остальной отчетностью.
Дмитрий Волков
- Это уже целая история со специальным бухгалтером.
Вячеслав Семенихин
- А здесь такие решения дают все сразу, в пакете, у тебя все сведено.
Дмитрий Волков
- И ты в режиме реального времени можешь смотреть за своими продажами.
Вячеслав Семенихин
- Смотреть за своими доходами, расходами. В этом смысле, конечно, будет огромный рывок вперед и, самое главное, рывок вперед в качестве жизни и в создании ценности в стране малых и средних предприятий. У нас же очень маленькая доля малых и средних предприятий - скажем, 15% ВВП. Даже в Китае, говорят, что 75. Чем Китай лучше нас? Вот эти предприниматели, которых у нас так мало, они кормят себя сами, они кормят своих рабочих, они платят налоги.
Дмитрий Волков
- Они платят налоги - это тоже важно.
Вячеслав Семенихин
- Они платят налоги. Москва живет, Москва получает налоги со своих предпринимателей и знает, какая доля этих налогов в бюджете Москвы хорошая. Конечно, если бы государство стимулировало малый и средний бизнес более активно, а это комплексные мероприятия должны быть, в том числе направленные на проникновение интернета в малый и средний бизнес, то мы бы все получили бенефито, а государство было бы богаче, а народ счастливее.
Дмитрий Волков
- Золотые ваши слова. И сколько же мы могли бы через 10 лет получить в торговле, если бы наше государство прислушалось к нам с вами, и это бы все сказало (оно, кстати, это и так сказало), но потом бы еще и сделало.
Вячеслав Семенихин
- Я бы это оценил в процентах 60-70. Вряд ли интернет будет создавать когда-нибудь 100%, потому что всегда должен быть оффлайн. Мы проводим время в торговых центрах и так далее. Но с точки зрения создания стоимости, с точки зрения создания ценности, с точки зрения доли в валовом внутреннем продукте (ВВП) доля интернет-бизнесов может составлять десятки процентов. А помощь малому и среднему бизнесу… Если бы эти технологии, которые дает интернет, вместе с усилиями государства, направленными на рост малого и среднего бизнеса, помогли ему развиться, то мы бы получили удвоение, утроение GDP. Это вполне реально, мне кажется, потому что на сегодняшний день, к сожалению, драйвером GDP являются какие-то государственные ресурсные программы.
Дмитрий Волков
- Да, очень любопытные цифры мы получили. Смотрите, если бы мы вчера вложились, то получили бы 60. Если мы вложимся сегодня, то через 10 лет получим 70.
Вячеслав Семенихин
- Это моя оценка.
Дмитрий Волков
- То есть технологическое движение за 10 лет уже не так велико, как за предыдущие 10 лет.
Вячеслав Семенихин
- Мне кажется, у нас были такие точные годы последние 10 лет. Если бы в начале 2000-х государство больше усилий приложило к происходящему с точки зрения развития интернета, вот этого электронного правительства и так далее, с точки зрения влияния на реальный сектор, мы бы уже сейчас наслаждались несоизмеримыми плодами, у нас было бы вообще все хорошо. У нас и так более-менее хорошо с развитием технологий, потому что мы перескочили какой-то ненужный шаг - мы сразу начали пользоваться смартфонами, простыми технологическими решениями, то есть мы сами умеем программировать, сами делать прекрасно. Дальше это будет сложнее. Мы же видим, что происходит. Дальше будет сложнее, поэтому надо начинать раньше.
Дмитрий Волков
- Это Вячеслав Семенихин - директор по глобальному маркетингу компании «2can & ibox», в программе «Интернет-экономика» с Дмитрием Волковым. Давайте просто для сравнения возьмем какую-нибудь отрасль, которая кажется вам с точки зрения проникновения совершенно убогой. Что вам кажется совершенно убогим с точки зрения проникновения интернета?
Вячеслав Семенихин
- С негативной точки зрения я не рассматривал эту проблему.
Дмитрий Волков
- Нет, с позитивной. Необязательно негативно. Не проникло.
Вячеслав Семенихин
- Знаете, интернет – это же не только сам интернет, правильно? Это еще и гибкий подход.
Дмитрий Волков
- Да, это сервисы, прежде всего.
Вячеслав Семенихин
- Это внимание к клиенту, это много цифр. И здесь, какую классическую индустрию мы ни возьмем, плохо интернет туда проникает. Даже банкинг, допустим.
Дмитрий Волков
- Давайте возьмем финансы, банкинг. Давайте эту же матрицу быстренько заполним для финансов. Вот сейчас сколько?
Вячеслав Семенихин
- Сейчас 10%, скажем.
Дмитрий Волков
- 10%. А если бы мы вчера вложились в это от всей души, сколько могло бы быть сейчас?
Вячеслав Семенихин
- 80%.
Дмитрий Волков
- А если все будет развиваться консервативно, через 10 лет, ваша оценка, сколько может быть?
Вячеслав Семенихин
- Должно быть 80%.
Дмитрий Волков
- Тоже 80%. И если мы сейчас приложим все наши усилия, регулирование направим, мотивацию, образование, государство тут скажет и сделает (слово и дело), то сколько может быть через 10 лет?
Вячеслав Семенихин
- 100%. Мы любим ходить в точки продаж, в отделения? Я очень не люблю, мне не надо, у меня большая часть вопросов решается в телефоне. Зачем банк? Нужна финансовая услуга, сам банк не нужен. Может быть, нужен бренд банка, как элемент доверия. Все, мне не нужен банк, как пользователю, сделайте все для меня в интернете.
Дмитрий Волков
- То есть сервиса достаточно?
Вячеслав Семенихин
- Все можно сделать в интернете. Риск оценить можно дистанционно, про IT-вопросы банков я вообще не говорю - их можно сделать прозрачнее, проще, навести там порядок. С точки зрения регуляции банк находится в очень жесткой системе контроля Центрального банка, и это хорошо, это обеспечивает стабильность, но в этом есть и свой минус - это мешает банку развиваться, потому что очень много ограничений.
Дмитрий Волков
- И как показывает практика, не гарантирует от потрясений.
Вячеслав Семенихин
- Я думаю, что Центральный банк делает хорошую работу со своей стороны, без него было бы ужасно. Он наводит порядок, делает чистку - это хорошая работа, но все равно надо посмотреть, как позволить банкам развиваться. Сейчас их просто контролируют, а еще надо же дать возможность подышать, надо дать возможность заработать банку. Сейчас это не получается.
Дмитрий Волков
- Понятно, а если бы мы применили инновационные методы, нам, может быть, было бы проще это сделать, кстати говоря, появился бы дополнительный рынок для банков, я так понимаю.
Вячеслав Семенихин
- Абсолютно. Рынок для банков, у них были бы меньше издержки, если мы говорим о процессах, допустим, идентификации пользователя, аутентификации пользователя. 115 ФЗ, который грозит отозвать лицензию при малейшем поползновении банка в область работы с клиентом, он просто запрещает быть инновативным в этой области. Я приведу пример. Допустим, есть проблема идентификации клиента при продаже банковской услуги. Я знаю, что у вас есть карточка «Сбербанка», например. Я – другой банк, «Альфа-банк», к примеру. Если вы клиент «Сбербанка», значит, вы были когда-то идентифицированы, у вас есть карточка, и вроде бы я могу продать вам услугу, потому что вы идентифицированный человек. Но нет, я должен вас идентифицировать самостоятельно, то есть вы должны мне показать документы, прийти физически лично, подписать какую-то ненужную бумажку. Простая проблема, но она связывает банки в поиске новых клиентов, создает ему дополнительную затратную базу, делает его жизнь тяжелее и менее радостной. Вы знаете, какие грустные люди иногда в банке работают? Потому что там очень грустно.
Дмитрий Волков
- Для меня, понимаете, неважно, грустные они или веселые, но я понимаю, что когда мы боремся за безопасность, исходя из оценки рисков, которая была где-то в прошлом, то мы боремся с какими-то прошлогодними проблемами.
Вячеслав Семенихин
- Это еще одна неэффективность.
Дмитрий Волков
- Мы просто рождаем неэффективность, не рождая за этим ничего более.
Вячеслав Семенихин
- Интернет позволяет скорить онлайн, он позволяет скорить на основании дополнительных данных, он позволяет более точно оценивать риски заемщика, например, если мы говорим о заемщике. Эти банки не пользуются, потому что они такие, знаешь, существа со связанными руками и ногами.
Дмитрий Волков
- Но эти существа имеют больший потенциал с вашей точки зрения для развития «от сейчас к завтра», чем, например, торговля. Это связано с тем, что торговля имеет оффлайновые составляющие.
Вячеслав Семенихин
- Мы хотим трогать продукт, мы его где-то все равно будем трогать. А финансовая услуга – нам не надо ничего трогать.
Дмитрий Волков
- У меня есть еще один вопрос. У нас не очень много времени, но это важный вопрос. Наши глобальные амбиции. Вы создали классную штучку, которая есть pos-терминал, но этот pos-терминал рассчитан ведь на Россию. Вы не экспортируете?
Вячеслав Семенихин
- Нет, вы знаете, мы начали уже продавать наши pos-терминалы в Юго-Восточной Азии, во Вьетнаме, также мы открыли представительство и сделали интеграцию с банковскими системами в Индонезии, в Таиланде, Филиппинах.
Дмитрий Волков
- Тогда вам будет легче ответить на этот вопрос. Скажите, пожалуйста, что сейчас надо инновационной, хорошей, качественной российской компании для того, чтобы приобрести и реализовать свои глобальные амбиции, стать мировым игроком?
Вячеслав Семенихин
- Знаете, хороший вопрос. Мы думали об этом: что было бы хорошо получить из того, что реалистично. Не просто какие-то хотелки, а реалистично. В каждой стране есть представительство России – посольство, консульство, но, к сожалению, мы никакой поддержки от этих товарищей не получаем. А было бы хорошо. Посмотрите, как работает американское представительство, посмотрите, как работает шведское представительство - они систематически работают со своими деловыми представителями Швеции в России, помогают им, устраивают круглые столы, знакомят их, кураторы есть и так далее. У нас нет этого института. Нам было трудно создавать офисы в Юго-Восточной Азии, потому что трудно найти людей. Порекомендовать людей иногда нужно, порекомендовать контакты в каких-то банках – все приходилось делать самим. Вот это первое.
Дмитрий Волков
- Государство должно помогать продвигать.
Вячеслав Семенихин
- Обязательно. Должны быть какие-то программы. Вот мы – резидент Сколково, но это внутри (налоги, удобно), но с точки зрения внешнего продвижения должны быть какие-то программы, которые помогают таким, как мы. У нас нет лишних денег, а мы при этом тратим и время, и силы, и ресурсы значительные.
Дмитрий Волков
- На то, чтобы нащупывать рынок.
Вячеслав Семенихин
- Там уже люди сидят по сто лет, они всех знают, помогли бы чуть-чуть. И второй вопрос – это долгосрочное дешевое финансирование. Сейчас мы финансируемся за счет денег акционеров. Это хорошо, но мне кажется, что в сегодняшней ситуации, когда мы представляем фактически российскую технологию, мы - технологическая российская разработка, которая идет за рубеж, мы, конечно, хотели бы иметь возможность дешевого долгосрочного кредитного финансирования. Если мы такие полезные для России, почему нам не дать какую-нибудь госгарантию, например?
Дмитрий Волков
- Действительно.
Вячеслав Семенихин
- Я не понимаю.
Дмитрий Волков
- Это Вячеслав Семенихин - директор по глобальному маркетингу компании «2can & ibox». И в заключение нашей передачи ваш короткий месседж, обращение к кому бы то ни было по любому поводу. То, что у вас на душе по поводу нашего разговора.
Вячеслав Семенихин
- Знаете, в свое время я открывал ассоциацию молодых биологов (там латынь и прочее), я придумал такой слоган и стараюсь им пользоваться в жизни: познаём то, что любим. И в этом смысле я рекомендую всем, кто меня слушает, заниматься только любимым делом. Не занимайтесь ерундой, не тратьте свою короткую жизнь на всякую хрень, которая вам не нравится. Занимайтесь любимым делом, и вы станете хорошим профессионалом, богатым человеком, уважаемым членом общества. Не разменивайте себя на то, что вам не нравится.
Дмитрий Волков
- Если в экономику перевести, можно сказать так: «зарабатываем на том, что любим»?
Вячеслав Семенихин
- Да, можно.
Дмитрий Волков
- Зарабатываем на том, что любим. Вячеслав Семенихин - директор по глобальному маркетингу компании «2can & ibox», в программе «Интернет-экономика» с Дмитрием Волковым. Всего доброго. Хорошего настроения.
Вячеслав Семенихин
- Всего доброго.