Дмитрий Волков
- Итак, с вами программа «Интернет-экономика», и ее ведет Дмитрий Волков. У нас в гостях Ирина Базилева - эксперт Высшей школы экономики, руководитель проекта «Дистанционная программа обучения. Внутренний маркетинг и коммуникации». Мы говорим о проникновении интернета в классическую отрасль экономики. Сегодня, очевидно, мы говорим про проникновение интернета в консалтинг и образование.
Ирина Базилева
- Да, совершенно верно.
Дмитрий Волков
- И без долгих представлений, без долгих рассказов о том, что же такое проникновение интернета в классическую отрасль экономики, Ирина, я сразу спрошу о вашей истории. Что такое вы нам можете рассказать из этой области?
Ирина Базилева
- Моя история работы в бизнесе (я только два года работаю в бизнес-образовании, до этого работала в бизнесе, в консалтинге) была связана с новыми технологиями. Одним из моих недавних проектов, который можно считать историей успеха, было приглашение на работу в одну международную консалтинговую компанию, и пригласили меня туда после того, как прочитали мою статью, как сделать свой сайт. Это, можно сказать, начало очень интересного для меня, большого пути. Просто очень интересные для меня истории. И в этой компании помимо веб-сайта, запуск которого я координировала, я сделала несколько, на мой взгляд, гораздо более интересных проектов. Это «Интранет» сначала на базе традиционных технологий, затем на базе переходных технологий, когда распределенное наполнение. Люди, которые владеют разной информацией, получили возможность эту информацию сами размещать и делиться ею. И затем, когда появились технологии Web-2.0, интерактивные, мы стали их использовать для создания вот такого социального портала с использованием «Wiki», элементов социальных сетей и так далее. Более того, мы создали несколько проектов, которые были связаны с обменом знаниями, которые в совокупности условно можно назвать «Экстранет» - это уже с привлечением клиентов, когда сотрудники, консультанты работают с клиентами в рамках общего пространства, где они могут интерактивно обмениваться информацией, определенной проектной документацией и так далее.
Дмитрий Волков
- Что это нам дает?
Ирина Базилева
- Что это нам дает – это самое интересное, потому что этому я сейчас пытаюсь научить людей, которые приходят к нам учиться в бизнес-образование. Дело в том, что использование особенно технологий Web-2.0 и интерактивных социальных порталов внутри компании дает совершенно невиданные возможности для корпораций по раскрытию человеческого потенциала. А сейчас, при нашей нестабильной ситуации это путь к эффективности и путь к бизнес-успеху.
Дмитрий Волков
- Знаете, это путь к эффективности даже в стабильной ситуации.
Ирина Базилева
- В стабильной ситуации есть и другие пути: можно вложиться во что-то, построить новый завод и так далее. А сейчас можно только в людей вкладываться. Это моя основная идея. И вкладываться в них нужно таким образом, чтобы давать им возможность работать больше и интереснее.
Дмитрий Волков
- Но за те же деньги.
Ирина Базилева
- Мы это сейчас не будем обсуждать. Может быть, даже и не за те, потому что люди, которые показывают свою экспертность, гораздо больше демонстрируют лидерские качества, они гораздо лучше продвигаются, в том числе и по горизонтальной, вертикальной карьерной лестнице, поэтому для них это тоже шанс. Самое главное, если мы говорим с точки зрения компании, это очень эффективный путь по проектной работе, по выявлению экспертов в разных областях, и (то, что сегодня очень актуально) распределенное лидерство. Мы недавно проводили дискуссию…
Дмитрий Волков
- Расскажите, что это такое. Про какое только лидерство я не слышал, а про распределенное первый раз. Расскажите.
Ирина Базилева
- Это не первый раз.
Дмитрий Волков
- Это я первый раз…
Ирина Базилева
- Хорошо. Я расскажу вам и тем, кто еще не слышал. Распределенное лидерство возникло, когда возник проектный подход к определенным бизнес-задачам. Каждый человек может быть лидером в какой-то области внутри компании, но, если у нас есть такая иерархическая функциональная структура, то люди на своих местах выполняют свои функции, которые у них имеются, и стать лидером есть возможность у того, кто уже руководит людьми, хотя иерархическая лестница – это отнюдь не показатель лидерства, как вы знаете. Если мы вводим вот эту концепцию распределенного лидерства, мы даем людям возможность проявить себя в своих лучших качествах, в лучших каких-то своих компетенциях, и люди имеют возможность заявить о своих компетенциях, стать руководителями определенных проектов. Вы знаете, что сейчас развиваются «Предложи идею» и так далее, в том числе системы сбора различной информации для совершенствования сотрудником, обработки, потом реализации проектов. Вот в этом смысле социальные интранеты, социальные порталы очень много могут помочь.
Дмитрий Волков
- Причем здесь распределенное?..
Ирина Базилева
- Распределенное, потому что люди руководят различными проектами, отвечают за них, приносят какие-то новые идеи в разных аспектах. То есть нельзя сказать, что есть один человек, который отвечает за инновации в компании, и один человек, который отвечает за реализацию проектов в области внутреннего развития, кто-то за клиентские проекты - они за это отвечают, а всем остальным раздаются задания, они имеют какие-то внутри роли. Нет, каждый человек, в принципе, если у него есть компетенция, может стать руководителем своего проекта, подобрать себе проектную команду. Эти команды могут быть кросс функциональными, они могут меняться, люди могут учиться в рамках этих команд и потом становиться руководителями, приносить новые проекты. То есть, во-первых, это инновационный рост, дается возможность, потому что просто пробиться при иерархической структуре с какой-то идеей достаточно сложно. Я знаю, что до сих пор существуют компании, в которых для того, чтобы связаться с сотрудником, который стоит на первой-второй ступени иерархической лестницы (специалист, условно говоря), из соседнего отдела вы должны пройти восемь ступеней иерархии до самого высокого начальника своей функции, потом он свяжется с начальником, потом, в лучшем случае, дойдет до этого человека, который просто должен закупить ручки для моего отдела.
Дмитрий Волков
- А здесь мы выстраиваем множество горизонтальных связей на основании проектного подхода, когда надо решить конкретную задачу, добиться конкретной цели.
Ирина Базилева
- Да, абсолютно верно.
Дмитрий Волков
- У нас появляются лидеры, которые в противном случае долго-долго пилили бы ножку стула начальнику, прежде чем подняться на новую ступень, еще на ступень. А тут они проявляются не за счет того, что они пилят ножку, а за счет своих лучших профессиональных качеств и коммуникационных качеств.
Ирина Базилева
- Да. И плюс они могут делиться информацией – нарабатывается экспертность. Вот как действуют социальные порталы? Там, помимо горизонтальных связей и различной возможности комментировать и предлагать, есть еще так называемый справочник сотрудников, если мы по-старому говорим. В этом справочнике сотрудников видны все его экспертные компетенции, проекты, в которых он работал, то, о чем он может знать и рассказать другим…
Дмитрий Волков
- Мы еще его «бэкграунд» достоверно знаем.
Ирина Базилева
- Да. И мы, например, ищем, кто у нас специалист в этом, кто эксперт, кто может мне помочь, потому что у меня собирается проектная команда, у меня есть такая идея. Есть ли у нас эксперты или мне нужно идти куда-то вовне? Как раньше было: здесь сидят эксперты, а нанимают консультантов. Я, конечно, прошу прощения у коллег. Я сама долго работала и сейчас работаю в консалтинге. В принципе, у компаний сейчас есть очень много возможностей, чтобы своими силами сделать. Это тоже эффективность. Недавно у нас был круглый стол, и коллеги говорили, что в девять раз, если есть такие горизонтальные коммуникации, снижается дублирование. В девять раз! Кто-то проводил уже исследование.
Дмитрий Волков
- А причем тут интернет?
Ирина Базилева
- Интранет, да?
Дмитрий Волков
- Интранет. Экстранет. Все «неты».
Ирина Базилева
- Я говорю о том, что мы знаем все о сотрудниках, об их возможностях, и просто не делаем двойную работу.
Дмитрий Волков
- Технологически это можно сделать и без интернета.
Ирина Базилева
- Без интернета это делать сложно, потому что очень сложно со всеми в компании общаться в реальности. Нужно либо звонить, либо электронной почтой, ящик которой просто забивается по 200 писем в день, как раньше у людей было. Мы же не знаем, к кому пойти, найти, есть ли такая экспертиза или делается ли такой проект еще где-то, или мы с кем-то пересекаемся.
Дмитрий Волков
- То есть технологически это достигается за счет использования, я так понимаю, информационных технологий в классическом определении этого слова.
Ирина Базилева
- Абсолютно.
Дмитрий Волков
- Вот эта коммуникационная площадка – и быстро, и доступ к элементам базы данных по ключевым запросам.
Ирина Базилева
- Да. И я могу сказать: «У нас открывается такой проект. Посмотрите, пожалуйста, может быть, это кто-то делает или, может быть, это кто-то умеет?». Если это кто-то делает, то мы сразу сокращаем то, что может делать кто-то другой, оставляем только то, что новое или то, что мы можем вместе объединить. А, если это никто не делает, но у кого-то есть умение, компетенции, экспертизы, то мы их тоже объединяем и вместе работаем эффективно, потому что это лучше.
Дмитрий Волков
- Я все понял про идею. Я не знаю, как вы, уважаемые радиослушатели, но я все понял про идею, о которой нам рассказала Ирина Базилева - эксперт Высшей школы экономики и руководитель проекта «Дистанционная программа обучения. Внутренний маркетинг и коммуникации» в программе «Интернет-экономика». Я понял, причем здесь интернет. Еще бы пример какой-то. Кому это уже помогло, может быть?
Ирина Базилева
- Я могу привести пример нескольких компаний, которые сейчас внедрили. Это компания «Leroy Merlin», в которой у сотрудников (в основном, это продавцы магазина) не было компьютеров даже. Так они внедрили специальные общие компьютеры, где можно зайти, и, если у тебя есть информация, ты хочешь ее посмотреть, плюс разработали мобильные приложения. Теперь у них все сотрудники в магазинах по всей стране могут общаться, могут рассказывать о своем опыте, делиться информацией, своими проектами.
Дмитрий Волков
- То есть вместо того, чтобы торговать, они торчат в смартфонах.
Ирина Базилева
- Нет. Я думаю, что торчат в смартфонах те, у кого нет социальной сети. Я думаю, гораздо больше и непонятно, чем там занимаются. А здесь у них есть своя собственная сеть, где можно делиться информацией обо всех своих успехах или проблемах, могут посоветоваться с людьми, поэтому они гораздо меньше торчат в «ВКонтакте»…
Дмитрий Волков
- Циферками какими-нибудь похвастайтесь. Вот компания «Leroy Merlin»: до этого не было, а после этого стало. Что-нибудь такое есть?
Ирина Базилева
- Вы знаете, мы обсуждали с коллегами по поводу измерений, и этот вопрос открыт. У нас даже были представители IВМ. Кстати, у этой компании самая крупная, я где-то недавно читала, корпоративная социальная сеть, глобальная - там 450 тысяч пользователей. Следующий Сбербанк, который, кстати, IВМ сделал недавно.
Дмитрий Волков
- У меня просто грудь колесом! Сбербанк на втором месте!
Ирина Базилева
- Да, на втором месте в мире. Это все может очень быстро измениться.
Дмитрий Волков
- Да, это точно. ВТБ обгонят.
Ирина Базилева
- Что касается метрик, очень сложно измерять, потому что даже нет еще показателей. Показатели, которые на слуху, - это сколько пользователей (это я вас сказала). В проценте от количества людей «Leroy Merlin» говорит, что у них 85% пользователей, в «Лето Банке» чуть ли не 100%. Еще есть «Mail.ru», где все пользуются. Но это такой показатель, который говорит о том, что это удачное внедрение.
Дмитрий Волков
- Но это не про деньги.
Ирина Базилева
- Но не говорит про деньги, не говорит про эффективность. То, что я вам сказала про цифры, в 9 раз, - это коллеги, консультанты подсчитали общую цифру – в 9 раз сокращается дублирование. Не знаю, за что купила, за то и продала, сама я это не считала. Но есть такая цифра. Это уже о многом говорит, то есть за счет этого. Коллеги пытаются считать увеличение экспертности, то есть наращивание, допустим, экспертных компетенций у своих сотрудников, как быстро они наращиваются и сколько их. Есть такой коэффициент. Конечно, это влияет, прежде всего, как я сказала, на эффективность различных проектов и это еще экономит деньги на обращении к другим внешним экспертам, консультантам, аутсорсингу и так далее. Такие показатели считают. Считают показатели уровня коммуникации: как выросли горизонтальные коммуникации, как выросли коммуникации сверху вниз.
Дмитрий Волков
- А коммуникации в штуках считают?
Ирина Базилева
- Нет. Считают в количестве коммуникационного трафика, коммуникационных линий, взаимодействия. Плюс еще, что можно считать, и люди начинают считать, но пока маленький период, чтобы какие-то цифры можно было предложить, потому что и до этого были проекты, которые рассматривали идеи. Я уже говорила, что это хорошо работает в тех компаниях, у которых есть механизм отбора, оценки и реализации идей сотрудников, новых идей. Это инновационные такие проекты. Но они были раньше, и были другие механизмы того, как эти идеи собирались. А что сейчас делают люди, которые используют технологии Web-2.0, социальные порталы? Вначале эти идеи голосуются, оценивается сотрудник…
Дмитрий Волков
- Краудсорсинг.
Ирина Базилева
- Да, что-то типа краудсорсинга. Это тоже, конечно, экономит время на подсчет и оценку каким-то специальным экспертным советом потом, потому что идей много, и, естественно, что-то отсеивается в процессе обсуждения, и потом уже реализуются идеи, которые действительно под собой имеют некие основания. Обычно идеи, которые приносят какой-то экономический эффект, реализуются. Я хочу сказать, что это только началось, и тут нет никаких цифр, но я вижу очень хорошую перспективу, потому что все проекты, где внедряются… Это называется «производственные системы» в производственных компаниях, когда инновационные идеи или не только инновационные, идеи по совершенствованию таким образом рассматриваются, реализуются. Я знаю, что не только в России, но и в западных странах, несмотря на то, что очень широко и давно применяются эти производственные системы, все-таки с японским эффектом пока никто не сравнился по охвату тех людей, которые участвуют в предложениях этих. Даже в Штатах…
Дмитрий Волков
- Они нас берут оффлайном. Я вам могу сказать, что вы меня не удивили. Я, кроме Сбербанка и «Leroy Merlin», могу вам сказать про третий пример. Есть город Якутск, где существует городской портал, который называется, вы будете удивлены, «One click Yakutsk», и в нем примерно 300 тысяч человек. То есть уже близки к «Leroy Merlin» в Якутске и, наверное, даже Сбербанк обогнали. Там примерно то, что вы рассказываете, и есть - там куча городских функций решается за счет активности жителей. Там есть аутсорсинговая история в виде поиска идей и история, история, связанная с ЖКХ, и история, связанная с публичными слушаниями (это, вообще, формальная процедура). То есть на самом деле эта штука сейчас занимает, похоже, самые разные области деятельности, не только корпоративное управление, которое первым впитывает, потому что хоть эффективность мы толком считать не умеем, то есть точно, как это влияет на прибыль…
Ирина Базилева
- Это пока еще никто не умеет.
Дмитрий Волков
- Да, мы не понимаем, но чувствуем, что за этим опять стоит расширение возможностей. Это Ирина Базилева - эксперт Высшей школы экономики, руководитель проекта «Дистанционная программа обучения. Внутренний маркетинг и коммуникации» в программе «Интернет-экономика». Ведет ее Дмитрий Волков. И у меня к вам вопрос статистического характера, как к эксперту. Если мы возьмем вот эту отрасль, о которой мы заговорили, и поговорили про очень интересную штуку – интранет, экстранет, расширение коммуникационных возможностей и получение дополнительной эффективности. Если мы посмотрим на эту отрасль теперь в целом, как вы думаете, каково сейчас проникновение интернета в смысле нашего разговора, если оценивать в процентах?
Ирина Базилева
- Если брать консалтинговую сферу, то я думаю, что в России все не так плохо. Я бы оценила это, наверное, процентов… Именно Web-2.0, да?
Дмитрий Волков
- Да, Web-2.0 – это социальные сети.
Ирина Базилева
- Да, и не только. Это просто интерактивные какие-то, потому что просто веб-сайты, наверное, уже есть у всех компаний.
Дмитрий Волков
- Это неинтересно. Мы не считаем это интернетом.
Ирина Базилева
- Новые современные технологии, я думаю, - процентов 30 компаний в области консалтинга.
Дмитрий Волков
- Это в консалтинге. А в образовании?
Ирина Базилева
- В образовании все гораздо хуже, если мы берем образование вообще, потому что, к сожалению, у нас в школьном образовании много говорят о том, что это все используется, а на самом деле пока только родители могут смотреть оценки и задания.
Дмитрий Волков
- Это, я вам могу сказать, как родитель, немаловажная история.
Ирина Базилева
- Это немаловажно, но все-таки это не образование. Да, я понимаю, что это решает много проблем.
Дмитрий Волков
- Как сказать, я бы с вами поспорил.
Ирина Базилева
- Мотивационных или стимулирующих… На самом деле хотелось бы, чтобы дети, которые сегодня уже, по-моему, рождаются с планшетами, могли это больше использовать в школах. Это еще не так сильно развито, а если развито, то в крупных городах.
Дмитрий Волков
- А если говорить о цифрах, с вашей точки зрения?
Ирина Базилева
- Я думаю, процентов около 10. В бизнес-образовании гораздо больше.
Дмитрий Волков
- Мы сейчас, конечно, можем начать дробить, но с учетом такой некорректности моего вопроса, если мы возьмем образование и консалтинг в целом, ваше безответственное мнение на этот счет. Это в том смысле, что вам отвечать не придется. Оно экспертное, но безответственное. Я беру ответственность на себя.
Ирина Базилева
- Вы знаете, по сравнению с образованием, консалтинг такую небольшую долю занимает. Если все объединить, то процентов 15 тогда получится.
Дмитрий Волков
- Отлично. Теперь смотрите, мы построим сейчас такую матрицу. Вопрос в следующем: если бы наше государство (я говорю, именно государство, хотя есть и другие факторы) сколько-то лет назад озаботилось этой проблемой и сказало: «Хотим, чтобы было больше», государство стало бы таким новатором - оно бы не только не мешало внедряться интернет-технологиям, но и активно помогало (оно, в сущности, немного и так помогает - есть компьютеры в сельских школах, есть много программ), но не нашими методами программ, а на самом деле изо всех сил, всеми своими ресурсами государство стало бы таким инновационнее новаторов. Тогда сколько могло бы быть сейчас при идеальном стечении обстоятельств в реальных условиях?
Ирина Базилева
- Я бы сказала, что государству, на мой взгляд, не место в новых технологиях, и не думаю, что оно могло бы там сделать, но в плане законодательном, наверное, были бы какие-то…
Дмитрий Волков
- Все-таки оно для чего-то нужно.
Ирина Базилева
- Либо просто не трогать эту отрасль, либо хотя бы не запрещать, не скрывать, давать возможность развиваться. В свое время были таможенные проблемы с программами, с компьютерами.
Дмитрий Волков
- Всякие разные.
Ирина Базилева
- Есть тут возможность. Я бы сказала, что, даже если все усилия, то это была бы только возможность людям спокойно работать. Тут дело, скорее, в сознании, может быть, а не в государстве. Если бы все было хорошо: если государство просили - оно помогало, если не просили - оно не трогало, может быть, тогда было бы… Вы говорите, в этих двух отраслях? Просто консалтинг оно особо не трогают, они сами развиваются, а вот в образовании было бы гораздо больше, было бы лучше. Может быть, процентов 30 сейчас было бы.
Дмитрий Волков
- 30? Отлично. В два раза больше. То есть вот эти 15%, эти два раза – это за счет того, что мы не использовали все шансы, которые дала нам жизнь.
Ирина Базилева
- Да, дала нам жизнь, а не государство, потому что есть еще всякие факторы…
Дмитрий Волков
- Хорошо. Я же не могу не задать вам теперь вопрос: какие факторы? Хотя бы 1, 2, 3, кратко.
Ирина Базилева
- Факторы заключаются в том, что… может быть, это с государством и связано.
Дмитрий Волков
- Может быть, тезисно. Факторы: 1, 2, 3… Что приходит на ум.
Ирина Базилева
- Что касается образования, просто очень сложный переход к тому, что эти программы (дистанционное обучение, различные новые технологии) могут быть использованы.
Дмитрий Волков
- Речь идет о привычках.
Ирина Базилева
- Речь идет не только о привычках, но и о каких-то законодательных вещах, о каких-то программах обучения, которые разрабатываются, об устоявшихся правилах, и в каком-то смысле даже и законодательно, потому что государственная школа.
Дмитрий Волков
- Это одна вещь – привычки, правила, практика. Что еще?
Ирина Базилева
- Дальше – люди, которые туда приходят. Если бы была больше связь с бизнесом, было бы практикоориентированное образование, которое могло бы быть, если бы это… Это есть сейчас, но это просто какие-то частные случаи. Вы знаете, и кафедры открываются компаниями в университетах, и в школу кто-то пытается приходить, что-то делать. Но, если бы это действительно было и так развивалось, то это, конечно, было бы очень важным фактором, потому что люди бы понимали, что…
Дмитрий Волков
- Речь идет о программах обучения, дуальном образовании - вот эти вещи?
Ирина Базилева
- Да, мы сейчас говорим только об образовании.
Дмитрий Волков
- Смотрите, я вас просто поймаю на слове - но это же все государство.
Ирина Базилева
- Во-первых, у нас есть не только государственное образование.
Дмитрий Волков
- Но регулятор все же Министерство образования, как ни крути.
Ирина Базилева
- То, что касается регулятора, то – да. В этом смысле – да, государство могло бы…
Дмитрий Волков
- То есть все-таки кое-что от государства зависит?
Ирина Базилева
- Зависит именно эта регуляция и законодательство.
Дмитрий Волков
- И регуляция среды, и мотивационные какие-то вещи. Мне было просто интересно, какие у нас есть возможности и точки роста. Я их понял. И теперь еще один вопрос. Давайте заглянем в будущее, помечтаем. А через 10 лет? Вот все идет, как идет, мы живет, как живем, консалтинг, образование. Я говорю сразу о совокупности их, хотя четко понял, что вы их разделяете, для вас это разное.
Ирина Базилева
- Немножко разными путями.
Дмитрий Волков
- Куда мы можем уйти через 10 лет? В процентах.
Ирина Базилева
- А вы знаете, что через 10 лет может произойти на самом деле?
Дмитрий Волков
- Всего процентов бывает 100.
Ирина Базилева
- Смотря что мы говорим о внедрении. Вы же понимаете, что сейчас все выходят благодаря этим технологиям…
Дмитрий Волков
- Ирина (вот люди из Высшей школы экономики…), я определился с терминами в самом начале.
Ирина Базилева
- Я же должна объяснить, откуда эти проценты возьмутся. Люди будут просто учиться на дистанционных программах, глобальных, которых очень много. Их будет все больше и больше. Наш университет уже тоже туда выкладывает свои программы, но они не будут ограничиваться здесь нашими программами. Они уже сейчас могут набирать себе какие угодно курсы и учиться где угодно. Я бы хотела, и я надеюсь (это мое видение будущего), что так именно образование и будет развиваться, но очень трудно сказать, какой процент здесь будет наш.
Дмитрий Волков
- Это просто невозможно сказать. Именно поэтому я вас и спрашиваю.
Ирина Базилева
- Я думаю, что университеты будут участвовать в таком процессе. Они начинают участвовать. Сколько я сказала в образовании? Десять? Может быть, если через 10 лет будет еще процентов 10 или 15 наших программ, то это будет хорошо.
Дмитрий Волков
- 30%.
Ирина Базилева
- 25%.
Дмитрий Волков
- 25%. Отлично. Записал. И теперь последняя циферка. А теперь государство (не тогда, вчера, а прямо сегодня) собралось и сказало: «Даешь!» (я все про государство, потому что это такая программа у нас, с этим связано), и оно создало идеальные условия, сделало все, что могло. Сколько тогда мы можем получить через 10 лет?
Ирина Базилева
- Я не уверена, что мы через 10 лет много получим, потому что здесь надо начинать сначала обучать тех, кто учит, менять все программы, внедрять другие подходы, а потом начинать со школы.
Дмитрий Волков
- В образовании цикл связан с взрослением поколений, понимаю. И, тем не менее, через 10 лет?
Ирина Базилева
- Я думаю, что образование через 10 лет, может быть, (если мы говорим глобально, начиная со школы) еще процентов 10 прибавится, но это в любом случае.
Дмитрий Волков
- 35%.
Ирина Базилева
- Да.
Дмитрий Волков
- И это максимум, который мы можем получить через 10 лет. А теперь, знаете, какой у меня вопрос? Совершенно точно, вы знаете на него ответ, и, наверное, нам скажете. Мы часто мыслим местечково. Мы, я имею в виду, русские, российские люди. Мы все время говорим про внутренний рынок. Мы все время говорим про наши университеты, про наши школы, а я сейчас говорю про глобальную экспансию нашего образования. Это, кстати, было в истории в той или иной форме. Что нам нужно сделать, чтобы наше образование не только стало лучшим в мире, но оно стало глобальным в том смысле, что оно бы имело возможность экспорта, экспансии, наши университеты были бы глобальны, сильнее, чем они были в советские времена? Они были глобальны в советские времена, но в рамках, правда, системы социалистической. Что надо, чтобы стали глобальны в мире? Где у нас тут точки роста? Где у нас точки приложения сил, возможностей?
Ирина Базилева
- Как я уже сказала, нужно встраиваться вот в эту систему дистанционного образования, когда люди могут набирать: то, что сильное у нас, они возьмут в наших университетах, то, что сильное в Китае, возьмут в Китае и так далее. Просто нужно в это встраиваться. Не бояться, не пытаться создать свою обособленную систему такого образования, нужно встраиваться в мировые системы. У нас очень сильное могло бы быть образование в сфере точных наук. Оно всегда было сильным, и сейчас есть масса возможностей это продолжать. Я думаю, что и в других сферах тоже, но нужно все-таки научить сначала тех, кто будет туда встраиваться, потому что сегодня это не просто как наше дистанционное образование – лекцию записали, потом показали. То, что сегодня мы имеем в плане этого виртуального дистанционного образования… Я просто хожу на некоторые курсы, смотрю, как они организованы, потому что, я считаю, это очень важно. Интерактивное образование - это возможность людям, которые там учатся из разных стран, между собой взаимодействовать и делать совместные проекты.
Дмитрий Волков
- Не бояться коммуницировать.
Ирина Базилева
- Не бояться коммуницировать. Коммуникация – это ключевой момент. И наших, в том числе высшую школу, и учителей начальных школ нужно просто, может быть, немного развивать с точки зрения коммуникации.
Дмитрий Волков
- И это даст нам возможность развивать наше, российское образование, как глобальный проект.
Ирина Базилева
-Да, безусловно.
Дмитрий Волков
- И это даст нам возможность для экспорта нашего образования.
Ирина Базилева
- Конечно, да.
Дмитрий Волков
- Отлично. Наша программа подходит к концу. И у меня последний вопрос в этой программе. Краткий месседж, какая-то идея, которая вам сейчас кажется очень важной для того, чтобы высказать. Может быть, вопрос, может быть, восклицание – все что угодно важное, короткое, что вы бы хотели сказать слушателям и мне, обращаясь к кому угодно – к Господу Богу, к Президенту, к кому скажете.
Ирина Базилева
- Я обращусь лучше к слушателям. Хочу им просто пожелать – не бояться новых технологий, использовать их во благо, потому что это дает возможность и учиться, и коммуницировать, и познать мир, и познакомиться с разными людьми, и создать свое экспертное видение себя и мира. Поэтому не нужно бояться, нужно это принимать, потому что назад уже просто нет пути, и принимать с удовольствием, использовать всячески для себя в своих личных целях, в бизнес-целях.
Дмитрий Волков
- Не бояться с удовольствием. Это была Ирина Базилева - эксперт Высшей школы экономики, руководитель проекта «Дистанционная программа обучения. Внутренний маркетинг и коммуникации» в программе «Интернет-экономика». Ее вел Дмитрий Волков. Всего доброго, хорошего вам настроения.
Ирина Базилева
- Всего доброго.