Елена Семаева:
Здравствуйте, уважаемые слушатели и зрители. В эфире программа «Интеллектуальный капитал», проект Лиги преподавателей Высшей школы и радио Mediametrics, при поддержке Фонда президентских грантов. Эта программа про экономику знаний. Мы говорим о том, как заработать собственным умом и как сделать свой интеллект источником дохода. В студии золотой интеллектуальный фонд страны, победители всероссийского конкурса «Золотые имена Высшей школы». Меня зовут Елена Семаева, а тема нашей сегодняшней программы «Интеллектуальный обмен», международный, межвузовский обмен. Почему наши лекторы, наши преподаватели читают лекции за рубежом, о чём эти лекции, какие знания востребованы, почему наши студенты ездят по программам международного обмена и какие программы сейчас существуют, в каком виде, в каком формате. И самый главный вопрос, который нас будет сегодня интересовать, это как же избежать утечки интеллектуального капитала за рубеж. И вот этот вопрос, самый главный, а также другие сопутствующие мы будем обсуждать с гостями в студии. Представители Лиги преподавателей Высшей школы, Юлия Михайловна Белозёрова, кандидат экономических наук, доцент, заместитель Председателя Лиги преподавателей Высшей школы. Самое главное, практически. И наш гость, эксперт, Алексей Данилович Чудновский, доктор экономических наук, профессор, директор Института управления персоналом социальных и бизнес коммуникаций Государственного университета управления. Добрый вечер, коллеги.
Юлия Белозерова:
Добрый вечер.
Алексей Чудновский:
Здравствуйте.
Елена Семаева:
Вот так я поставила тему, как избежать утечки интеллектуального капитала за рубеж.
Юлия Белозерова:
Жёстко поставила. Все точки над i, поставила жестко.
Елена Семаева:
С Лигой было согласовано. А как иначе.
Юлия Белозерова:
На самом деле, вопрос вообще международных обменов, международной деятельности в образовании, они всегда очень интересны для любой аудитории, хоть связанной с образованием, хоть нет. Потому что всегда интересно посмотреть, чему учат у них, что хорошего у нас и так далее. И надо сказать, что деятельность международная для Лиги, это одно из серьёзнейших направлений, на самом деле. Сейчас мы организуем международную конференцию, которая станет ежегодной. 23 июня пройдёт международная конференция «Глобальные цели в сфере образования и развития». Я надеюсь, нам никакие проблемы с гриппом не помешают провести это мероприятие. В любом случае, есть дистанционные технологии, в крайнем случае, в любом случае, мероприятие состоится, может быть, формат, не дай бог, что поменяется.
Елена Семаева:
Цель какая мероприятия, что вы хотите обсудить, международный обмен, международное образование?
Юлия Белозерова:
Не совсем. Тема заявлена «Глобальные цели образования и развития». Есть 17 глобальных целей ООН, среди которых образование, это одна из ключевых, сквозных областей, которая обеспечивает, по большому счёту, достижение любой другой цели. Потому что без кадров, без человеческого интеллектуального капитала невозможно развитие, в принципе, сегодня. Потому что любое развитие в плане экономики даже, всё равно зиждется на каких-то инновациях и инвестициях. Задача как раз обменяться мнениями, опытом в организации обучения, посмотреть лучшие практики и взять всё самое лучшее. Мы работаем на то, чтобы улучшать российскую высшую школу, а для этого и межвузовский, и межрегиональный обмен, в том числе, и международный обмен имеет место быть. Также сейчас мы активно работаем со странами СНГ, посещаем с презентацией в том числе нашего проекта «Золотые имена Высшей школы». У нас есть такая номинация «За заслуги в международной деятельности». Там есть подноминация касательно партнёрских организаций, то есть те вузы, которые имеют партнерские отношения с российскими вузами, коллективы эти партнёрские. Также могут подать заявку на конкурс и иметь возможность участвовать в таком национальном всероссийском конкурсе, но, в том числе, с иностранным участием. И конечно, наша стратегическая задача - это выстраивание национального института развития высшего образования, выход на международный уровень и презентация, в том числе, наших достижений, организация постоянно действующей площадки, в том числе, при Организации Объединенных Наций. То есть цели у нас глобальные, судя по, сейчас пять лет Лиге, мы многого всё-таки достигли и отдаём себе отчёт, что, наверное, всё-таки эта стратегия верная.
Елена Семаева:
Давайте тогда тему нашей программы продолжим после того, как Юлия Михайловна такой спич в начале нам сказала. Но начнём в то же время с того, что порассуждаем, вообще международный обмен, это хорошо, это плюс или минус. Потому что у нас стоит вопрос, как избежать утечки интеллектуального капитала за рубеж, и в то же время это хорошо, когда мы обмениваемся студентами, к нам приезжают, преподаватели.
Алексей Чудновский:
Ну, изоляционистская позиция никому на пользу не шла. Хотя мы гордимся тем, что мы в тридцатые годы, в годы ближе к Великой Отечественной войне, я тогда ещё был маленький. Шутка, это было совсем давно.
Елена Семаева:
А тем чем гордимся?
Алексей Чудновский:
Что мы изолировались от всего остального мира, только выборочно очень контактировали, у нас было всё своё.
Елена Семаева:
Но вообще вспомните Капицу, который приехал с семьёй отдохнуть и остался вообще, как-то учёному не дали выехать.
Алексей Чудновский:
Это отдельная история, потому что это единичный совершенно случай, говорить о том, что это массовая ситуация совершенно не приходится. Потому что кто-то из людей искусства точно так же, если у него появляется возможность, он говорит, что это хорошо или плохо, наверное, это неправильно, что кто-то остаётся. С другой стороны, и Сикорский тот же со своими вертолётами, и изобретатель телевизора, который начинал с города Мурома, а потом он в Соединённых Штатах Америки образовался и оттуда всё телевидение пошло. Но их единицы, по пальцам одной руки. Сейчас если человеку удаётся получить приглашение откуда-то, то он всё равно, это очень редкий случай, потому что чтобы можно было считать, что ты переселился и работаешь там на том же уровне, как и прежде, практически этого не бывает, этого очень мало.
Елена Семаева:
Почему этого не бывает, почему единицы. Вроде бы все знают, что в России действительно золотой интеллектуальный фонд, должны переманивать, по идее, наших физиков, биологов. И есть такая байка о том, что переманивают. Почему мало тогда?
Алексей Чудновский:
А потому что надо подтверждать свой диплом, потому что путь вхождения, он очень долог.
Елена Семаева:
Он там не ценится до сих пор?
Алексей Чудновский:
Считают, что за нашими специалистами стоит очередь. Это определённое заблуждение. Давайте мы возьмём Государственный университет управления, прекрасный вуз, мы гордимся, я там давно работаю, Юлия Михайловна там свою головокружительную карьеру начинала.
Юлия Белозерова:
Со студенческой скамьи, можно сказать.
Алексей Чудновский:
Со студенческой скамьи. Вообще Юлия Михайловна молодец, она и язык выучила, она на охоту ходила, и всё такое прочее. Это серьёзный человек.
Юлия Белозерова:
Смеётся Алексей Данилович. Диплом был посвящён таким активным видам туризма, в том числе, охоте.
Алексей Чудновский:
И диплом, и диссертация была.
Елена Семаева:
В том числе, охота, как такого специалиста там не захотели, почему всё-таки. Вот вы начали говорить, что диплом надо доказывать, почему это долгая дорога, продолжите, пожалуйста.
Алексей Чудновский:
Долгая дорога, потому что человек, в среднем лет 15 занимает ассимиляция, когда человек может (15, а то и 20), когда человек может занять какое-то положение в другой стране, соответствующее его притязаниям. Если он медик, для этого он будет учиться, он будет работать медбратом, медсестрой и так далее. Он не имеет права даже прикоснуться к больному, если он не имеет соответствующих документов на это.
Елена Семаева:
То есть если даже он приехал туда уже в статусе доктора.
Алексей Чудновский:
Он должен всё подтвердить.
Елена Семаева:
А почему, у меня этот вопрос уже третий раз, мне кажется, возникает, за наше образование.
Юлия Белозерова:
Нет, проблема не в нашем образовании. Понятно, что любая система защищает себя максимально. Система развитых стран выстроена таким образом, что она защищает в десятикратном размере. Если говорить о медиках, в том числе, образовательной среде, это некая кастовость даже. Не зря очень сложно получить медицинское образование в развитых странах. Они сами от этого страдают, у них нехваткой медиков. Приезжают из стран третьего мира работать, в связи с этим, в том числе. Я думаю, что нам интереснее говорить о том, не когда люди уезжают жить за границу, работать, а когда есть такой статус Visiting Professor, например, едут читать лекции, едут обмениваться опытом. Вот это сфера, наверное.
Алексей Чудновский:
Рассказываю, я проходил через это, в качестве Visiting professor. Это был очень интересный опыт, это был Корнельский университет, City and Regional Planning Department, всё отлично. Тебе полагается кабинет, у тебя есть кабинетик, это было очень необычно, потому что у нас это не принято, у нас, в лучшем случае, есть рабочий стол с компьютером. У тебя группы какие-то есть, с которыми ты работаешь. К тебе голосуют ногами. Если к тебе записываются люди, значит у тебя есть группа. Если к тебе не записываются группы, то все понимают, что ты мало популярен, к тебе не идут. У нас некий коллега сейчас в Нидерландах работает, периодически работает, доцент Жуков Вадим Анатольевич. У него записывается много народу, 25 человек периодически, когда он там бывает. Там есть некий проект, который раньше это было Tempus, теперь это Erasmus+. Кстати, тоже предмет обсуждения. Эти проекты, которые финансируются из неких международных источников. И кстати, это предмет того, чем Лига тоже может заняться, я могу даже подсказать, коль у нас идёт живая дискуссия, это в качестве бесплатного бонуса. Кстати, хорошо, что вспомнили.
Юлия Белозерова:
Российские вузы очень активно участвуют в этих программах. У нас практически все представители региональных отделений в той или иной степени задействованы в Erasmus, в подобных программах.
Алексей Чудновский:
А так более жизнь активная потому что. Потому что, условно говоря, мне некогда с этим заниматься. Может быть, когда ты до ползаешь до какого-то определённого уровня, дальше у тебя 25 позиций, это и наука, и доп. образование, и планы какие-то надо выполнять в качестве директора института. Это полторы тысячи студентов. То есть 100 позиций, которые ты должен как-то отслеживать. Поэтому, условно говоря, какой-то там Erasmus ещё, он уже не вписывается. Хорошо, если он образовался, а так он болтается, извините, не будем говорить между чем.
Юлия Белозерова:
Просто всё требует энергии, всё требует времени и, конечно, это серьёзная работа.
Алексей Чудновский:
Если он сидит в Кургане, для него это sweet dream, этот Erasmus, это для него показатель успеха. В московском варианте это одна из позиций.
Елена Семаева:
Давайте мы ещё вернёмся к тому, зачем, в принципе, преподавателям и студентам международный обмен. Если мы говорим про то, что вы выезжали читали лекции, ваш коллега, доцент Жуков сейчас в Нидерланды выезжает. Какие знания востребованы, с чем в основном ждут наших лекторов, с какими темами?
Юлия Белозерова:
Почему мы интересны им?
Алексей Чудновский:
А очень большой интерес к России, люди хотят работать с Россией, люди хотят торговать с Россией. Почему, допустим, финская программа, вообще должен сказать, что у нас очень популярны международные программы в вузе, и мы ими очень внимательно занимаемся. Вот этот самый Жуков, он мой зам по международной работе, у него хорошее образование, МГИМО, пятое, десятое, он у нас молодец. И вот мы эти программы, потому что это программы, тут мы столкнулись с финским образованием, которых очень интересуют и летние школы, и школы, которые ориентированы на дополнительное образование по российской налоговой системе, по российскому таможенному регулированию и так далее. То есть люди для того, чтобы работать с Россией, должны проходить какое-то.
Елена Семаева:
Должны понять её, узнать о ней.
Алексей Чудновский:
Конечно.
Елена Семаева:
То есть что это, получается, это налогообложение интересует наше, таможенное право, а ещё что-то, какие-то экономические дисциплины, наверное.
Алексей Чудновский:
Разумеется, вся экономика. Опять же, когда в Соединенных Штатах я, начали говорить, была оказия работать, читались им лекции по российской транспортной системе, поскольку я транспортник. По транспортной системе, по системе регионального планирования, допустим, и так далее. Никто не ждёт, что ты будешь рассказывать им то, что они знают и без тебя, лучше или хуже, они хотят услышать что-то новенькое, что без тебя они узнать не могут, или им трудно, или по книжкам, а ты носитель языка.
Елена Семаева:
Это наверное практика, как у нас это происходит.
Алексей Чудновский:
Да. Не всегда доброжелательная эта обстановка и все эти вопросы. Потому что люди знали, сейчас мы вышли на мировой уровень. А в конце эпохи Советского Союза были какие-то моменты, которые были своеобразны, которые, может быть, что-то мы не дотягивали до общего уровня. Спрашивали, а как у вас там происходит. Происходит. Выровнялись, все, работаем мы во многих позициях круче, чем.
Елена Семаева:
В каких? Смотрите, я сейчас буквально на секунду прерву, расскажу нашим слушателям и зрителям, что это за программа, о чем мы говорим. Но вопрос этот, в каких позициях мы круче, он остаётся к вам обоим, коллеги.
Юлия Белозерова:
В сфере образования.
Елена Семаева:
Думайте. Программа «Интеллектуальный капитал» в прямом эфире радио Mediametrics, программа проект Лиги преподавателей Высшей школы при поддержке Фонда президентских грантов. Мы сегодня говорим об интеллектуальном обмене, о международном и межвузовском обмене, как преподавателей, так и студентов, тоже ещё про это немного поговорим. В студии сегодня Юлия Михайловна Белозёрова, кандидат экономических наук, доцент, практически постоянный представитель Лиги преподавателей Высшей школы, зампредседателя координационного совета. И Алексей Данилович Чудновский, доктор экономических наук, профессор и директор Института управления персоналом, социальных и бизнес коммуникаций Государственного университета управления. Это вообще как-то звучит.
Юлия Белозерова:
Махина.
Елена Семаева:
Да, махина, Юлия Михайловна, спасибо. Так вот, мы чем круче там, когда мы выровнялись, когда мы сейчас читаем эти лекции, ведем какие-то занятия, чем мы круче? Мне кажется, это прямо нужно проговаривать. У меня сразу гордость какая-то.
Алексей Чудновский:
Смотрите, международные образовательные программы, которые у нас идут, у нас порядочно народу ездит, у нас партнерские вузы очень хорошие. Это и Лондонская школа бизнеса и финансов, и Metropolitan University, ещё несколько вузов в Лондоне. Это если говорить о туризме, если говорить о гостиничном хозяйстве, то одним из законодателей мод является Кипр. Этот мифический остров любви, который располагает к приятному времяпровождению, он абсолютно отрегулирован, он зарегулированный. Там чтобы выпустить учебник какой-то, книжку, надо разрешение министерства и прочее. Там каждый чих, каждый шаг абсолютно отрегулирован. Поэтому всё образование, оно очень качественное, но в силу обстоятельств оно ориентировано на туризм, рекреацию. Ведь он остров, там ничего нет реально. Но то, что у них, оказывается, есть медь и есть у них теперь, они начали там разведочное бурение на нефть и газ, что опять же создаёт сложную им ситуацию с турками, поскольку они с ними всегда жили как кот с собакой, поэтому пытались воевать и прочее. Но основной источник - это туризм.
Елена Семаева:
И мы к ним едем с чем тогда, получается?
Юлия Белозерова:
Мы едем за знаниями, как организовывать.
Елена Семаева:
Подождите, у меня вопрос, в чем мы круче, мы что даём?
Алексей Чудновский:
Если говорить о Кипре, то мы скорее потребляем, чем даём. Это только на сегодня развиваются у них новые программы, которые через помощь кипрских вузов собирают желающих учиться из окрестных стран, это Ливан, это Израиль, это Египет и ещё ряд окрестных стран. Они проходят обучение первичное на Кипре, и потом они собираются учиться у нас в госуниверситете управления.
Елена Семаева:
В России.
Алексей Чудновский:
В России, да, фишка, в Москве конкретно. До этого основной интерес был, что дети учатся часть времени в России, потом они год проводят на Кипре, всё это взаимозачитывается, и после этого они получают два диплома. Вот такая программа двойного диплома. То же самое в Англии происходит, то же самое во Франции происходит, университет Анже, большой друг и приятель. И вот с ними, кстати, проект Tempus у нас шёл, полное хозяйство такое совместное у нас было.
Юлия Белозерова:
А иностранцы теперь приедут, часть программы эти ребята отучились на Кипре, в партнерском вузе, а часть программы в Москве. Что такого Москва им может дать, из-за чего они едут за столько вёрст? В чем интерес приехать в Москву в Университет управления и послушать лекции?
Алексей Чудновский:
У нас первоклассные знания мы даём по менеджменту. Мы даём первоклассные знания по экономике, знания по маркетингу мы на очень хорошем уровне даем. Половина гостиничной работы, это агрессивный маркетинг, это всё надо продать хозяйство. Отдельное направление в гостиницах, это всевозможные их залы, площади для конференций и так далее.
Юлия Белозерова:
Я думаю, это как раз ответ на вопрос Елены, в чем мы круче. Есть какие-то области, которые позволяют на международном уровне давать мастер-классы.
Алексей Чудновский:
В компьютерных науках мы чудо как хороши. У нас образование, оно отличается. Западное очень узкое образование, у нас люди более широкого профиля учатся. Наши программы, разработанные в МГУ, как это называется, распознавания лиц, распознавания образа, они лучше, чем западные программы. В основном сейчас эта вся бездна камер телевизионных российских, установки эти, где большой брат наблюдает за тобой, следит за тобой, они ориентируются на отечественные разработки, по тому что тут масса своих проблем и то, что можно одеть кепочку и тебя не узнают и т.д., у нас как-то с этим разбираются, и у нас компьютерные разработки лучше. Такие монстры, как Яндекс, допустим, Касперский, это тоже российская разработка. Поэтому мы очень гордимся Россией. Не говоря уже о том, что, это моё персональное мнение, что западная система с бакалавриатом и магистратурой, она далека от оптимума. У нас было первоклассное образование, у нас была инженерная школа прекрасная, которую сейчас мы пытаемся возродить с помощью руководства страны и Лиги, которая является неким проводником идеи руководства страны.
Юлия Белозерова:
Да, так и есть. Алексей Данилович, можно в другую сторону немножко этот вопрос повернуть, если разрешите. А с позиции студента? Просто у нас мало времени достаточно осталось, интересно, с позиции студента эти международные обмены что дают? Если человек не планирует уехать работать на Западе, ему, в принципе, не важно, будет у него международный диплом или российский диплом, зачем он тратит свои нервы, деньги родителей, едет за рубеж учиться?
Алексей Чудновский:
Юля Михайловна, во-первых, у нас общество, как это говорится, постиндустриальное. Мы давно уже перестали гордиться количеством выплавленной стали, количеством сахара произведённого и прочего, теперь нужен хороший сахар, хороший металл и всевозможные цветные металлы и т.д. Это общество, где в основном ценятся услуги. Поэтому если человек уезжает за границу, во-первых, он язык получает от носителя.
Юлия Белозерова:
Он уезжает учиться имеется в виду.
Алексей Чудновский:
Он уезжает учиться. Во-вторых, образование, и надо отдать должное, у нас оно более зарегулированное. В зарубежном варианте у человека достаточно большой выбор, он сам себе, в рамках некой схемы сам себе комплектует учебный план. У него есть некий набор дисциплин, это не значит, что он может заниматься физкультурой четыре года и получить бакалавра математики. Там есть некий джентльменский набор, который должен быть. У нас сколько времени?
Елена Семаева:
У нас нормально времени, на самом деле.
Алексей Чудновский:
У нас всё хорошо.
Елена Семаева:
Я правда, тоже присоединяюсь сейчас к Юлии Михайловне. А зачем? Если он собирается оставаться здесь, в чем ему выгодно.
Юлия Белозерова:
Мы услышали, что язык он выучит.
Алексей Чудновский:
Он выучит язык, он возьмёт себе знания, которые, пусть они подобны тому, что он здесь изучает, но они другие, другая манера подачи, другие знания. Поэтому, опять же, нашу, не побоимся этого слова, в Госуниверситете управления, практически из лучших школ гостиничного и туристического бизнеса. Она откуда взялась? Она взялась оттуда, что покорный слуга, когда было поручено это хозяйство создать, он работал в Канаде, он работал в Соединенных Штатах Америки, он работал в Швейцарии. Он работал ещё, наверное, в паре мест и отовсюду было привезено лучшее, что позволило сформировать некую отечественную гостиничную школу, которой у нас реально не было. То есть у нас были гостиницы с ковровыми дорожками, всё отлично.
Юлия Белозерова:
Дежурные на этаже.
Алексей Чудновский:
Дежурные на этаже, с языка сняла. И всё это было на достаточно простеньком таком уровне. В то время, как Гонконг, Сингапур и так далее, в то время, как везде это был общемировой уровень гостиничного хозяйства. Мы взяли лучшее и подняли это дело на недосягаемую высоту. И теперь, если раньше у нас было, когда студенты на практику, до сих пор ещё когда кто-то новый приходит к нам из партнёров, говорит: давайте мы возьмём ваших детей на практику. Мы говорим: эта проблема решена 15 лет назад. Теперь наши дети проходят практику в лучших гостиничных цепях, которые плотно обосновались в Москве. Причём они везде, они не только в Москве, они на бывшем постсоветском пространстве, и в прибалтийских республиках, и в закавказских республиках, и так далее.
Юлия Белозерова:
Я добавлю немножко буквально. У нас Алексей Данилович, он победитель конкурса, один из победителей первого года «Золотые имена Высшей школы», в том числе, и на выбор экспертов, наверное, оказало влияние то, что одни из первых учебников в сфере гостеприимства были как раз изданы на кафедре Алексея Даниловича, под его авторством и редактурой. Опять-таки, человек был руководителем работы по созданию стратегии развития туризма в Российской Федерации до 20-го года.
Алексей Чудновский:
Надо отдать Юлии Михайловне должное, это при её таком очень серьёзном участии эта стратегия сделана, мы тут немножко, даже я бы сказал, ассистировали все эту стратегию, это её детище.
Елена Семаева:
Давайте всё-таки вернёмся к теме межвузовского обмена. Коль скоро мы перешли к студентам, смотрите, студенты, по большому счёту, могут как получать эти знания. Программы международного обмена, гранты какие-то международные, в которых они тоже имеют право участвовать, и просто едут за свои денежки, понятно, что за денежки родителей, получают там второе образование.
Алексей Чудновский:
Лена, простите, но это самое примитивное.
Елена Семаева:
Примитивное, но какое из этого лучше, эффективное какое?
Алексей Чудновский:
Конечно, если у тебя есть деньги, ты можешь хоть на Луне себе заказать жильё, обучение и всё, что хочешь. Истратить родительские деньги, это много ума не надо. Но это, я так полагаю, что это приятная возможность. Потому что не надо учиться сначала, не надо пытаться получить этот грант, что очень непросто. Это только миф, что взял и получил это тот самый Erasmus, Tempus. Мы когда Tempus этот выигрывали, мы пролетели два или три раза. Мы, наверное, с третьего захода его только выиграли, этот Tempus. У нас была первосортная компания, там Сочинский теперь Госуниверситет во главе с Романовой Галиной Максимовной, передайте ей от меня самый большой и тёплый привет. Она наверняка была или будет у вас тут, будет профессорское собрание собираться, она ведёт какую-то серьёзную секцию такую.
Юлия Белозерова:
Мы к Галине Максимовне практически в гости поедем в мае месяце, у нас семинар будет организован, межвузовский семинар 28 мая. С 28-го по 1 июня в содружестве с Сочинским Государственным университетом и образовательным центром Сириус пройдёт межвузовский семинар как раз по поводу методического обеспечения высшего образования. Так что, я думаю, и сами передадите ей привет.
Елена Семаева:
Я всё-таки тогда вклинюсь. Вот вы сказали, что Tempus вы очень долго выигрывали. Почему, в чём проблема тогда? Это конкуренция так большая?
Алексей Чудновский:
Ну, реально да, потому что Tempus проходит очень серьёзный отбор, у нас есть офис Tempus в Москве. И он весьма относительную роль играет, потому что сначала проходит первый отбор, масса западных экспертов. Это их деньги, поэтому деньги тратятся очень рачительно. Тебе гулять никто не даёт, очень жёстко зарегулировано, жёстко финансовая работа построена. Это к тому, что переместиться в западный вариант. Если ты тут ничего не можешь толком сделать, то рассчитывать, что ты отправишься в светлое будущее, в светлые страны и всё у тебя будет хорошо, это весьма.
Елена Семаева:
Мы пока про студентов говорим. Если возвращаться к студентам, какие программы сейчас для них можно предлагать, какие формы, виды, может быть, на стыке специальностей.
Алексей Чудновский:
Смотрите, наиболее популярные системы по зарубежному образованию студентов, на сегодняшний день это программы двойных дипломов. Программы грантов и прочего для поездки за рубеж, во-первых, их мало и, во-вторых, они очень трудно реализуемы, это надо быть действительно очень целеустремлённым человеком. И такие люди, они себе и работу находят какую-то прельстительную и прочее. Но это вчерашний шик, потому что здесь зарплаты лучше, чем в западном варианте.
Елена Семаева:
Здесь, в России вы имеете в виду?
Алексей Чудновский:
В России, да. Человек, который вышел на соответствующий уровень, стартовые зарплаты у нас хуже, а зарплаты, которые человек немножко оперевшись начинает зарабатывать, они здесь гораздо лучше, зарплаты. Таких зарплат не снилось в западном варианте.
Юлия Белозерова:
Опять-таки, Россия большая, регионов много, я думаю, что здесь есть и дифференциация большая.
Елена Семаева:
Лига точно знает.
Алексей Чудновский:
Лига точно знает. Лига следит за происходящим.
Юлия Белозерова:
Это точно.
Алексей Чудновский:
Поэтому я и начал с того, что проблема отъезда за границу, она такая, солоноватая проблема. Какие-то специалисты гениальные, какая-то публика. Мы же боремся с утечкой самых-самых мозгов, чтобы у нас специалист, который талантлив, который хорошо образован, чтобы он не уезжал, молодые гении чтобы оставались здесь. Основная масса, она считает, что там будет лучше, чем здесь, а оно так не бывает. Если ты здесь дорос до заведующего отделением какой-то больницы, ты получаешь неплохую зарплату. То, что ты там будешь на том же уровне, это очень утопическая штука.
Елена Семаева:
На самом деле, зарплатой всё не ограничивается, мы знаем, если уж вы заговорили о медицинской истории, мы знаем, как система работает, или в каких-то вещах она не работает. И здесь наши врачи тоже многие не имеют возможности реализовываться именно потому, что система не везде работает так, как надо, пробуксовывает. Но смотрите, возвращаясь к международному обмену.
Алексей Чудновский:
Вернёмся к международному обмену, готов.
Елена Семаева:
Я когда смотрела информацию, вы уже сказали, что очень мало сейчас этих программ, и всего 2000, я прочитала, студентов в год наших, это же мало, почему мало. Почему у нас мало программ, если это правда.
Алексей Чудновский:
Стоп, мне кажется, мы путаем немножко. Программы эти есть. Смотрите, у нас в вузе этих программ, только у меня на факультете этих программ штук восемь. У меня, наверное, пять бакалаврских программ и три-четыре программы магистерских, это уже чуть не 10 программ. Не все едут по ним.
Елена Семаева:
Не все хотят?
Алексей Чудновский:
Не все хотят. На этих программах, чем они хороши, много языка, даются ряд дисциплин на языке. Мы даже открыли сейчас магистерскую программу на английском языке, мы приглашаем из-за рубежа народ учиться, учить, читать, мы приглашаем лекторов, которые из отрасли, которое специалисты в каких-то отраслях. То есть эти программы, они прекрасно подготовлены. Поэтому люди позволяют себе, в итоге он говорит: я не поеду заграницу учиться. Там год обычно предусматривается учёбы либо либо в Англии, либо во Франции, либо в Германии. Можно и в Штаты, но далеко, не доедешь.
Юлия Белозерова:
Могут отказаться, они решают, поедут или нет.
Алексей Чудновский:
Визу надо получить, это сложновато. Но многие учатся просто здесь, они получают свои 10 – 14 часов иностранного языка в неделю, причём двух иностранных языков. Это прекрасная языковая подготовка, она рассчитана, чтобы студент имел возможность слушать лекции, получать образование на иностранном языке. Это происходит в течение первых двух лет, а потом им такой поддерживающий режим. Причём у меня работает специально нанятая публика, которая знает лексику, подготовлена, ориентирована на туризм, на управление персоналом, на социальные бизнес коммуникации. Два года отучились здесь дети, потом они на год отправляются, допустим, в Лондон. Он может и дальше там учиться, но помимо чисто технических и семейных удобств для того, чтобы студент числился за нашим вузом и через наш вуз осуществляется контроль за его пребыванием заграницей, он там учится, у него всё хорошо.
Елена Семаева:
Он там работает его ещё часто. Нет?
Алексей Чудновский:
Не всегда. Кто-то позволяет себе говорить: я не хочу, мне это не нужно.
Юлия Белозерова:
Но не везде разрешено студентам работать, есть ограничения.
Алексей Чудновский:
Не везде, Кипр 20 часов в неделю, это половина нормы времени недельной они имеют возможность работать. Англия меньше это приветствует. Франция и Германия можно.
Юлия Белозерова:
Но им там некогда работать, они там учатся очень плотно.
Алексей Чудновский:
Они учатся, да.
Юлия Белозерова:
Нельзя сказать, что мало программ. Они есть, они предлагаются, но студенты иногда выбирают всё лучшее из этой программы, не обязательно должны уезжать за рубеж. Есть выбор.
Алексей Чудновский:
Я думаю, что вот эта цифра, 2000 человек, это те, кто уехал и остался там работать после вот этих программ. Надо сказать, что они возвращаются, защищаю диплом в Москве, у них получается уже два диплома. Но особняком стоит швейцарское гостиничное образование, это, я бы сказал, топовый уровень такой. Плюс они очень продвинуты в части трудоустройства выпускников и устройства на практику. Очень часто обращаются, допустим, образовалась наша выпускница, девочка, которая работает в Сингапуре, в гостинице St.Regis. Она поработала, поучилась год в Швейцарии, ей предложили на выбор трудоустройство или практику в части каких-то стран, гостиниц, она выбрала Сингапур. Это сложно, потому что она относится очень придирчиво к трудоустройству иностранцев. И вот обжилась, работает. Так что эти программы международные, они хорошие программы, народу ездит много.
Елена Семаева:
Они хорошие, я уверена абсолютно точно, есть в очень престижных московских вузах. С регионами, возможно, другая ситуация. Но у меня, знаете, какой вопрос под занавес эфира. Мы с вами ставили в начале такую проблему, как нам избежать утечки интеллектуального капитала за рубеж. А по ходу разговора выходит, что нам нечего бояться, остаются у нас, у нас всё хорошо, образование хорошее, если ты чего-то достиг, зарплаты хорошие. Получается, что нечего бояться.
Юлия Белозерова:
Правильно, наш президент сказал, что избежать утечки мозгов можно только создавая благоприятные условия в России. И мы так и делаем. Мы берём всё самое лучшее у зарубежных вузов, стараемся внедрять в России. Что-то получается, что-то нет, но работа всё-таки ведётся, это конечно отрадно. Я бы хотела пригласить всех слушателей и вас, Алексей Данилович, 17 марта у нас будет мероприятие в общественной палате в 13 часов. Это будет круглый стол со студенчеством, будем искать точки, площадки, проекты, пересечение наших интересов. И 20 марта в Санкт-Петербурге, город Павловск, это Ленинградский государственный университет нас приглашает радушно, спасибо большое коллегам, нашему региональному отделению. Круглый стол посвящен непрерывному образованию, интерактивным методам обучения, мастер-класс пройдёт, будет очень интересно. Подробности на сайте professorstoday.org. Я все успела сказать.
Елена Семаева:
У меня буквально короткий последний вопрос. Наши в основном что выбирают, какие страны? Если всё-таки международный обмен выбирают.
Юлия Белозерова:
Запад, восток, Алексей Данилович. Китай ведь тоже популярен.
Алексей Чудновский:
Если оставить в покое сейчас этот коронавирус, который во многом надуманный коронавирус, если разобраться.
Юлия Белозерова:
Мы надеемся на это.
Алексей Чудновский:
Тут очень серьёзный просматривается экономический такой аспект с ценами на акции.
Елена Семаева:
Давайте оставим его.
Алексей Чудновский:
Это уже отдельная история. То всё-таки вектор, как принято говорить, он в азиатском направлении смещается, это Китай, это Гонконг, это Сингапур, это азиатские страны, это Южная Корея, эти очень развивающиеся страны. Та же самая история, с чего мы начали. Западные страны с удовольствием проходят всевозможный дренаж, связанный со знакомством с российской экономикой. Нашим студентам очень интересна азиатская экономика, как система налогообложения, язык. У нас очень добрые отношения с шанхайским университетом, с коллегами, там популярны английские программы, англоязычные, где студенты учат китайский язык в языковой среде, где преподавание ведётся на английском языке, и вот этот микс, он чудо как хорош. А вообще, приходите к нам на международные программы. Мы проводим дни открытых дверей, ближайший день открытых дверей у нас будет 5 апреля, мы расскажем все в деталях.
Елена Семаева:
Я тогда представляю, куда приходить. Алексей Данилович Чудновский, доктор экономических наук, профессор, директор института управления персоналом социальных и бизнес коммуникаций государственного университета управления. Вот туда надо приходить 5 апреля на день открытых дверей. И Юлия Михайловна Белозёрова, кандидат экономических наук, доцент и зампредседателя Лиги преподавателей Высшей школы. И мы сегодня говорили об интеллектуальном обмене, международном и межвузовском обмене. Слушайте нас снова с начала эфира. Всего вам доброго.