Елена Семаева:
Здравствуйте, уважаемые слушатели и зрители! В эфире программа «Интеллектуальный капитал», проект Лиги преподавателей Высшей школы и радио Mediametrics при поддержке Фонда президентских грантов. Меня зовут Елена Семаева, это программа об образовании и науке, об инвестициях, о том, как заработать собственным умом, об источниках дохода, как заработать собственным умом. У меня в студии сегодня Юлия Белозёрова, кандидат экономических наук, доцент, зампредседателя Лиги преподавателей Высшей школы. И Ирина Шарова, тоже кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник факультета маркетинга Российского экономического института имени Плеханова. Коллеги, добрый вечер.
Юлия Белозерова:
Добрый вечер.
Ирина Шарова:
Добрый вечер:
Елена Семаева:
Я так, очень коротко рассказала, о чём программа, но она у нас все-таки ещё новая, поэтому я каждого гостя всё равно спрашиваю. О чём наша программа? Вы как раз представители Лиги, преподаватели Высшей школы, Юля, я тебя не могу не спросить, что это за Лига такая?
Юлия Белозерова:
На самом деле, программа, по большому счёту, это часть жизни Лиги, наверное, часть жизни любого преподавателя Высшей школы. Потому что интеллектуальный капитал, мы вообще позиционируем наше профессиональное сообщество как некий базис, интеллектуальный базис развития страны, и мы везде об этом говорим. Это хорошо, что у нас представители Лиги есть практически в каждой работающей ячейке. В комитете по образованию и науке Государственной Думы, в «регуляторной гильотине». 19-го числа будет первое заседание экспертного совета по дебюрократизации образования, целых три представители Лиги, в том числе, члены Лиги входят в этот экспертный совет. Мы везде позиционируем свое преподавательское сообщество как сообщество экспертов. Сейчас огромная востребованность в экспертных мнениях, в спикерах, в людях, которые хоть что-то понимает в происходящем.
Елена Семаева:
Я правильно понимаю, сейчас я хочу уточнить, вы экспертное сообщество, если мне или, допустим, другому представителю СМИ понадобится какое-то экспертное мнение, смело можно обращаться к вам, то есть вы специалистов предоставите, скажем так.
Юлия Белозерова:
Да, Елена, причём мы уникальное сообщество, в котором есть всё, можно найти какого угодно специалиста. Потому что 70 регионов страны, огромное количество ведущих вузов, это 1285 преподавателей самых сильных, можно сказать, преподавателей России, в том числе и победителей конкурса «Золотые имена» Высшей школы. Это все направления наук, все регионы. То есть к нам очень много обращаются сейчас журналистов прямо с запросами - просим прокомментировать. Мы специально проводим эту работу, мы своих экспертов разделили на группы, по направлениям, по регионам, то есть сразу отправляем эти запросы в группу, и дальше мы видим очень радостно, когда публикации идут. И конечно, мы всегда за то, чтобы какое-то упоминание Лиги было, нам это очень приятно. И в первую очередь, конечно, упоминание самого эксперта, для нас это самая большая награда.
Елена Семаева:
Про экспертов. Мы, кстати, заявляли в программе, что у нас здесь будет золотой интеллектуальный фонд России. И вот один из представителей этого золотого интеллектуального фонда, Ирина Шарова здесь не случайно, потому что мы сегодня тему обозначили как «Я - бренд». Или даже, наверное, можно было бы сказать «Я - бренд?», потому что мы поговорим о том, построении личного бренда, это веяние моды или это жизненная необходимость, нужно ли это каждому специалисту или нет. И как построить личный бренд, если ты работник большой компании. Будут ли здесь какие-то трудности в построении личного бренда вместе с корпоративным. Об этом и не только мы сегодня будем говорить. Юля, ещё вопрос всё-таки к тебе, почему мы вообще сегодня эту тему поднимаем? Ирина, к вам тоже будет этот вопрос. Почему она актуальна, как вам кажется?
Юлия Белозерова:
На самом деле, мы живём в эпоху брендирования всего и вся. Мы носим бренды, мы работаем в корпорациях, которые являются мощнейшими брендами, неважно, где, в государственных корпорациях или коммерческих структурах. Мы едим бренды и, фактически, мы каждый день делаем всё для того, чтобы либо развивать чьи-то бренды, либо принижать их уровень, возможно, своими, например, отрицательными отзывами где-нибудь в социальных сетях. И одновременно, фактически, скроенные из многих брендов, мы сами составляем некий пазл. Некий пазл, который будет либо виден окружающим и ты будешь от этого получать бонусы, либо совершенно непонятен и размыт в серой массе. И у той, и у другой стратегии есть свои плюсы, кстати.
Елена Семаева:
То есть я услышала позицию: бренд, построение бренда - это жизненная необходимость, это требование времени. Не веяние, а требование времени. Ирина, у вас какое мнение?
Ирина Шарова:
Я хочу согласиться с Юлей. Безусловно, это не уйдёт, я думаю, со временем, может быть, наоборот, даже усилится, может быть, предпримет какие-то другие несколько формы. Знаете, мне кажется, что здесь очень важно это свойство бренда, то, что это некое эмоциональное восприятие тебя или компании. Сейчас в эпоху, когда очень серьёзная, очень большая информационная идёт на нас атака, когда очень много информации, очень много рекламы, очень много всего, человек не успевает анализировать предложения какие-то, каких-то людей, товары и так далее. И тут очень важно именно эмоционально зацепить свою целевую аудиторию.
Елена Семаева:
Можно ли тогда я, раз вы обе согласны друг с другом, задам, может быть, немного провокационный вопрос обеим или кому-то одному, кто захочет ответить. Если это требование, жизненная необходимость, то знаете, я в какой-то момент увидела, начинающий человек в творческом смысле написал имя, фамилия и official в Instagram. И в комментариях такое прозвучало: ну вот, скоро не останется нормальных людей, все будут official. То есть вопрос мой заключается в чём, во что мы все, вы сказали про формы, во что это может всё вылиться, если мы все брендированные будем?
Ирина Шарова:
Здесь, наверное, ещё вопрос, я думаю, к терминологии и к понятию бренда, что такое бренд, что каждый из нас, наверное, под ним понимает. Очень важен вопрос целевой аудитории, которую выбирает каждый для себя. Потому что это может быть весь мир, мы же знаем и мировые бренды. А может быть просто в рамках своей какой-то отдельной компании. Человек тоже может создавать бренды. Я, например, на своей странице, у меня тоже есть какое-то определённое количество подписчиков в Facebook, и один коллега, которого я практически никогда не замечала в коридорах...
Елена Семаева:
Там стал ярким, заметным.
Ирина Шарова:
Там стал мне таким ярким, заметным, он так прекрасно сочетает экспертизу по своей профессиональной области с какими-то личными элементами, с кошечками, у него такие кошечки чудесные. Вы знаете, он стал мне настолько ближе, что я с такой радостью теперь с ним здороваюсь, встречаясь в коридорах. И я уверена, что затевая какой-то проект или рассказывая о той же Лиге, он будет, наверное, одним из первых, к кому я подойду и предложу какое-то взаимодействие.
Юлия Белозерова:
Можно добавить. Я с Еленой согласна. А что же будет, когда все начнут звездить и создавать собственные личные бренды. Дело в том, что у меня даже был период, когда я в социальных сетях отписывалась от людей, которые бесконечно постят какие-то сообщения. Потому что я просто не могла их охватить, это невозможно, по 10 сообщений в день, что я ем, что я пью, куда иду, о чем я думаю, какой красивый лист. Это здорово, человек показывает своё внутреннее, очень раскрывается в этот момент, но он отнимает время, он жрёт моё время. Я даже отписывалась действительно от таких людей. Потом немножечко научилась наверное работать с этой информацией и уже не отписываюсь, но я понимаю, что так делать не надо.
Елена Семаева:
Наверное, здесь как раз очень много возникает вопросов, о бренде ли тогда идёт речь, если человек постит еду, свою частную жизнь. Перебила?
Юлия Белозерова:
Нет-нет.
Елена Семаева:
То есть, на самом деле, тогда у нас возникает вопрос, мы к нему прямо плавно так подошли, что такое бренд. Потому что получается, что у человека бренд, это, как сейчас выяснилось, могут быть очень разные вещи. Если человек постит еду и свою частную жизнь, это, наверное, не работает на его бренд.
Юлия Белозерова:
Смотря с какого ракурса.
Ирина Шарова:
Смотря какое уникальное предложение он готов транслировать миру. Тут очень важно, на самом деле, найти вот эту сердцевину. Если говорить о преподавателях, то понятно, это их какие-то профессиональные направления, исследования и так далее, здесь всё очевидно. Если это люди творческих каких-то профессий, то это тоже всё абсолютно ясно и так далее. То, о чем мы говорили, постят еду и так далее, это одно из направлений, которое сейчас в блоггинге развито, в Instagram, где это просто красивая картинка.
Елена Семаева:
Это просто красивая жизнь?
Юлия Белозерова:
Не совсем. Человек постит еду не простую, а красивую, листик не простой, а красивый, он показывает себя как высокодуховную личность. Он, в принципе, в этом ракурсе, в этой теме постоянно бьёт на одну ноту.
Елена Семаева:
Высокодуховную или гламурную?
Юлия Белозерова:
Гламурная, наверное, больше блеска и шика должно быть, а когда это просто листик в луже, наверное, это ближе к духовности.
Ирина Шарова:
Тут целеполагание, тут всё зависит от целеполагания. Потому что всё-таки говорить о том, что бренд, это исключительно инструмент для монетизации и заработка, мне кажется, это не сад совсем правильно.
Елена Семаева:
А для чего тогда?
Ирина Шарова:
Всё-таки это позиционирование себя. Всё-таки это выстраивание какого-то некого эмоционального образа, который будет воспринят аудиторией, которую ты выберешь, потому что тоже очень важно её правильно выбрать. Потому что построение бренда идёт исключительно в зависимости от той целевой аудитории, на которую ты работаешь, которую ты хочешь захватить. Она разная. Если это красивые листики и цветочки, почему бы и нет. Я не очень смотрю Дом-2, но та же Бузова, это тоже созданный всё-таки бренд, хотели бы мы или нет.
Елена Семаева:
Я даже не смотрю Дом-2, но я знаю, кто такая Бузова, потому что это созданный бренд.
Ирина Шарова:
Вы знаете, кто такая Бузова, потому что это явно что-то эмоциональное, что у всех вызывает, кстати, совершенно разные эмоции, но вызывает.
Юлия Белозерова:
Можно вклиниться. Вообще в маркетинге принято, что для того, чтобы создать бренд, тебе нужно продумать идею, о чём, что за тема у тебя, что за идея, что ты несёшь в общество, зачем ты нужен этому обществу. Второе, ты должен выбрать свою целевую аудиторию. Если говорить о личности, она по тому же плану идёт, это единый, это универсальный подход.
Ирина Шарова:
Абсолютно. Абсолютно всё то же самое. То есть мы личность, как товар, как бы это ужасно ни звучало, но методология построения, в принципе, точно такая же.
Елена Семаева:
Тогда у меня вопрос, он истекает из того, о чем вы уже проговорили до Юлиного вопросов. Всё-таки для чего, вы говорите, не только для монетизации нужно строить бренд, но и для эмоций. А для чего для эмоций продвигать себя где-то среди других?
Юлия Белозерова:
Капитал, когда мы дойдем..
Ирина Шарова:
Это подсказка, это создание интеллектуального капитала. Когда вы взращиваете этот бренд, вы в том числе, вкладываете в свой интеллектуальный капитал. И вы говорите о том, что вы специалист, который имеет серьёзную экспертизу в той или иной области. И вы тот специалист, к которому могут обращаться коллеги или любые какие-то группы, которые в этой экспертизе нуждается. Это не всегда деньги. Это не всегда деньги, Юлия Михайловна, вы согласитесь со мной?
Елена Семаева:
Как вы только что проговорили, это интеллектуальный капитал.
Юлия Белозерова:
Вы знаете, у меня была очень мудрая учительница по английскому языку. Я этот английский язык так долго учила в разных местах, но почему-то мне он не давался до конца, вероятно, какая-то критическая масса наполнения знаний нужна была. И вот уже я работала, училась на дневном отделении, работала полдня в фирме, и после работы где-то в 8 часов я ездила в Беляево, и спасибо большое моему учителю, который научил меня говорить. Но при этом она каждый говорила: ну чё, устала? Устала, не могу, вы меня сегодня не спрашивайте. Вы знаете, как начинаешь вот так скулить. Она говорит: нет, дорогая моя, каждая вещь, которую ты выучила, когда-то тебя будет кормить. Неважно, научилась ты вязать, шить, макраме, супы варить или по-английски говорить, каждая вещь тебя когда-то будет кормить. Я думаю, что с личным брендом тоже, в какой-то момент ты придешь...
Елена Семаева:
Все-таки монетизация.
Ирина Шарова:
Знаете как, это с аналогией, я думаю, менеджмента, когда мы говорим, что всё-таки миссия организации, это являются либо какие-то высокие цели, либо получение прибыли. То есть так ли иначе, в каком-то смысле мы лукавим. И возможно, всё-таки какая-то первая мысль о построении бренда, которая завязана всё-таки на создании себя, как некого уникального продукта для целевой аудитории, когда-то она конечно монетизируется. Но даже в том смысле, что вы будете занимать определённую нишу в своей компании, это возможность противостоять.
Юлия Белозерова:
Или заведёте друзей, кто-то вас запомнит.
Ирина Шарова:
Да, войдёте в какое-то профессиональное сообщество, которое поможет вам, кстати, получить работу, например, в каком-то другом месте, более оплачиваемую, более интересную.
Елена Семаева:
Всем ли нужно строить свой личный бренд, всем ли специалистам? Или каким-то профессиональным областям, может быть, это не нужно? Понятно, что парикмахерам, скорее всего, тоже нужно, а служащему банка?
Ирина Шарова:
Вы знаете, только что была у меня парикмахер, я готовилась к сегодняшнему эфиру, я у неё спросила: а ты создаёшь свой собственный бренд, есть ли у тебя страничка в Instagram и так далее? Она сказала мне первое такое: нет, а зачем? А потом, буквально подумав 1 минуту, говорит: а вообще никогда не пробовала, вообще никогда об этом не задумывалась. Поэтому, знаете, мне кажется, здесь всё-таки очень важна личность, потому что есть мы, ест экстраверты, есть интроверты, есть люди, которые просто категорически не хотят выходить наружу. И кстати, я даже читала статью о таком парадоксе, что люди, обладающие наибольшими компетенциями, как правило, самые худшие в их демонстрации.
Елена Семаева:
Интроверты.
Ирина Шарова:
Да, они не демонстрируют.
Елена Семаева:
Вот кстати, за этим напрашивается вопрос, что же с преподавателями Высшей школы. Потому что, как мне кажется, может быть, я ошибаюсь, в большинстве своём это как раз люди интеллектуального труда, в большей степени не показывающие себя наружу. То есть, наверное, им сложнее как-то свыкнуться с мыслью, что личный бренд теперь в этом мире это жизненная необходимость.
Ирина Шарова:
Если говорить о преподавателях Высшей школы, я бы с вами не согласилась. Мне кажется, что любой преподаватель, это актёр. Мне кажется, выходя в аудиторию, он всё-таки сначала должен эту публику завоевать, он должен студента этого захватить, чтобы весь курс они были его, под его властью. Поэтому здесь нет, это есть в преподавателе. Есть научные сотрудники, которые занимаются исключительно наукой, может быть, какими-то точными вещами, те же информатики, мне кажется, те, кто работают с машинами, им тяжело выходить из своей реальности и коммуницировать. Я с этим должна согласиться. Но нет, преподавателям, я думаю, это несложно.
Елена Семаева:
Юля, у вас какое мнение?
Юлия Белозерова:
У меня, знаете, какое мнение, преподаватель немножечко прячется за вывеской вуза, у него есть уже бренд. И фактически, я преподаватель, например, ГИТРа. ГИТР - это один из старейших коммерческих вузов в сфере телевидения, и это бренд определённый в своей сфере. Я как преподаватель ГИТРа, я уже имею некий лейбл, я его несу по жизни, хочу я или нет, я пишу научную статью, я обязана указать, где я работаю. Сами понимаете.
Елена Семаева:
Не просто обязаны, тут еще. может быть, даже звучит уважительно, я работаю в ГИТРе.
Юлия Белозерова:
Это определённая вывеска. И в этой канве, так как ты всё равно принадлежишь определённой корпорации большой, может быть, у тебя нет большой необходимости ещё дополнительно выстраивать, ты не одинок, у тебя уже есть такая большая вывеска. Но с другой стороны, конечно, личный бренд никто не отменял. Вопрос.
Елена Семаева:
Да, вопрос, личный бренд. Давайте так, давайте, наверное, не с точки зрения психологии, потому что каждый человек, он индивидуален. А с точки зрения того, что вы видите среди ваших коллег. Насколько они быстро и открыто идут на это требование времени или нет, большинство из них сопротивляются, говорят: да ну...
Ирина Шарова:
Мне кажется, большинство сопротивляется. Вернее, давайте, мы если будем проводить с вами такое исследование, я бы разделила нашу группу на возраст, и здесь будут совершенно разные результаты среди молодых преподавателей, молодых учёных и наших мэтров, которые очень достойны, но безусловно, они на это не идут.
Елена Семаева:
Смотрите, буквально 15 секунд и мы об этих результатах поговорим, потому что у меня есть очень важное заявление для наших слушателей и зрителей. Программа «Интеллектуальный капитал», проект Лиги преподавателей Высшей школы, радио Mediametrics в прямом эфире, это проект при помощи Фонда президентских грантов. Мы говорим об интеллектуальном капитале, об экономике знаний. А сегодня мы обсуждаем тему «Я - бренд», важно ли сегодня построение личного бренда, это веяние моды или жизненная необходимость. И у меня в студии Ирина Шарова, кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник факультета маркетинга Российского экономического института имени Плеханова. И Юлия Белозёрова, тоже кандидат экономических наук, доцент, зампредседателя Лиги преподавателей Высшей школы. Мы с вами сейчас говорили про то, что многие преподаватели сопротивляются, но вы готовы разделить на группы, на возрастные группы и рассказать нам, что же в них происходит, в этих группах.
Ирина Шарова:
Да, я конечно же хочу сказать о том, что преподаватели в молодой, я не знаю, правильно ли, молодые наши преподаватели, молодые учёные до 30, может быть, до 35 лет наши коллеги, они, безусловно, легко этому веянию времени, его подхватывают и безусловно, идут на создание таких вещей, как создание личного блога или просто периодически ведут страницы в своих социальных сетях, демонстрируют. Кстати, в социальных сетях, где есть студенты. Потому что целевой аудиторией для преподавателей является как профессиональное сообщество, как вуз, где преподаватель работает, так и студенты, ради которых мы всё это делаем, они тоже наша целевая аудитория. Поэтому молодые преподаватели очень легко уходят в эти сети, очень легко коммуницируют, и там тоже есть, мне кажется, некая опасность этой близости. И вообще, это очень тонкая вещь, я думаю, что всем нам предстоит ещё большой путь, который мы должны пройти для того, чтобы это строительство бренда, построение бренда имело какие-то правильные границы.
Юлия Белозерова:
Там очень много подводных камней.
Елена Семаева:
В чем опасность?
Юлия Белозерова:
Вы же помните скандал с учителем, которая сфотографировалась в купальнике, пусть он закрытый.
Елена Семаева:
У нас сейчас ходит фейк, министр культуры, скорее всего, это фейк, но вот в купальнике. В купальнике, ну что, все люди ходят в купальниках.
Ирина Шарова:
Да, только что я видела учителя, которая в стрип клубе выступала у шеста.
Юлия Белозерова:
Поэтому здесь очень тонкая грань разделения такого общественного бренда и личного пространства. И так как социальные сети, это очень личная вещь, люди иногда забывают, что их видят разное целевые аудитории. Здесь конечно, выстраивая собственный бренд, нужно работать над ним. И мы уже начали с Ириной говорить о том, что для этого нужно сделать. Мы говорили, что целевую аудиторию нужно определить, необходима идея, какой-то посыл. Ирина, что ещё, дальше как работать над своим брендом?
Ирина Шарова:
Безусловно, после того, как определено это уникальное предложение, которые есть в вас, конечно, прежде всего, нужно обратиться к себе и понять, что такое есть я, что такое я могу предложить миру, что не предлагает никто или что я сделаю лучше, или что я сделаю с большей страстью.
Ирина Шарова:
Извините, я вспомнила такой ролик сейчас по сети ходит, танцующий гинеколог, акушер, который принимает роды во время дискотеки. Он устраивает дискотеку, говорит, что это расслабляет женщину, и роды проходят... Но никто так не делает, уникальное торговок предложение.
Юлия Белозерова:
Вот, пожалуйста, человек нашёл уникальную нишу на рынке, можно быть преподаватья где-нибудь в бассейне, например, или где-то.
Елена Семаева:
Как интересно! Знаете, я прямо чуть не подскочила, преподаватель в бассейне. То есть если мы Министру культуры не позволяем в купальнике, причём когда-то, когда она ещё не была Министром культуры, в купальнике вдруг быть на фотографии, то как вуз среагирует. Вы уже смеётесь, если преподаватель из бассейна ведёт лекцию. И говорит, вы заодно здесь можете получить знания, подкачаться, стать красивыми.
Ирина Шарова:
Безусловно, это была шутка, которая просто указывала, что нащупывание этой уникальности, оно для формирования бренда должно всё-таки произойти.
Елена Семаева:
А маркетологи, наверное, сейчас бы аплодировали.
Ирина Шарова:
Наши маркетологи, я думаю, сейчас, если бы мы устроили мозговой штурм, нам такого бы тут напридумывали.
Юлия Белозерова:
Нам бы только выбирать осталось.
Ирина Шарова:
Мы бы только выбирали. Поэтому, конечно, ниша важна, вот эта ниша отраслевая и т.д. Но как показывает практика, на самом деле, места более чем хватает. На самом деле, даже если вы хороший, крепкий специалист в какой-то серьёзной области и вы её всё-таки ограничили в какой-то степени, то всем хватит. И аудитории целевой, и партнёров, и каких-то слушателей и так далее. Тут уже вступают в силу другие качества, другая процедура дальнейшего построения бренда. Это упаковка, это позиционирование, это продвижение бренда. Насколько вы это будете делать целенаправленно, систематически.
Елена Семаева:
Ваши молодые коллеги, про которых мы говорили, это та группа возрастная, которая легко создаёт то, что сейчас у нас прозвучало, как делать свой бренд, строить свой бренд, но у нас есть вопросы. Они всё-таки понимают, что они строят бренд или нет? Они продвигают специально или это у них автоматически просто при свою жизнь. И как на это вуз смотрит тоже?
Ирина Шарова:
Тут тоже есть разные варианты.
Елена Семаева:
Примеры, может быть.
Ирина Шарова:
И разные примеры. У меня есть молодая моя коллега, которая ушла в декрет. И сейчас я стала видеть, как она продвигает конкретно себя, свой бренд. Она создала некую онлайн школу, где ведёт онлайн обучение по написанию статей, в том числе, в журналы Scopus. Все мы прекрасно знаем, что это очень нужная, очень болезненная тема.
Юлия Белозерова:
Болевая точка всех преподавателей.
Ирина Шарова:
Она step by step рассказывает, у неё в течение месяца несколько занятий, то есть между занятиями каждый слушатель должен проделать какую-то операцию, и она потом даёт, прекрасно ведёт этот свой сайт, я восхищаюсь. Она потом даёт аналитику, сколько написано, она даёт отзывы, которые ей присылают, она охватывает всю Россию.
Елена Семаева:
В чем больная тема, поясните для наших слушателей, для меня тоже, потому что мы не совсем в теме. В чем здесь именно то, как вуз на это смотрит?
Юлия Белозерова:
Тяжёлая, это сложная просто задача. Сейчас в т.ч. оценивается успешность преподавателя по разным критериям. Один из критериев, это публикации в иностранных изданиях, входящих в системы научного цитирования, в Scopus, Web of Science, Google Scholar и так далее, разные системы. Но нас там не очень ждут, потому что там хорошо ждут медиков, историков, которые правильную историю пишут. Бывают, действительно, даже возмутительные предложения. Мне один коллега рассказывал, что к нему обратились, сказали: мы с удовольствием издадим, ещё и заплатим тебе деньги, если ты обоснуешь, что Курилы, они Японии принадлежали традиционно.
Елена Семаева:
А Вторую Мировую выиграла...
Юлия Белозерова:
Вот эти статьи отлично идут. Например, какие-то гуманитарные направления, российским правовикам нашим вообще очень сложно. Кто будет цитировать какие-то выдержки о российском законодательстве, они не очень интересны западной публике, по большому счёту. Поэтому я и сказала, что это болевая точка.
Елена Семаева:
Я правильно понимаю, что вот эти статьи, печатание в таких журналах, это тоже как инструмент для построения своего бренда?
Ирина Шарова:
Да, безусловно. Вообще, я думаю, что вузы, как-то регламентируя и управляя работы преподавателей, они так или иначе тоже занимаются нашим брендированием. Все рейтинги, в которых преподаватели участвуют внутри своего учебного заведения, направлены на рост его интеллектуального капитала. То есть вот эти обязательные условия по публикации статей в системах Scopus, в системах, рецензируемых ВАК, это наша система, но она не менее значима. Обязательно наличие и участие в научно-исследовательских работах. Сейчас ещё прибавилось, включая западные, любые какие-то международные партнёры. Преподавание на иностранном языке в вузах партнёров в зарубежных, это тоже является вот этими критериями по рейтингованию, которые так или иначе также наращивают наш бренд. И даже, мне кажется, рассказывая об этом, можно говорить о том, что мы его взращиваем.
Елена Семаева:
Смотрите, если возращаться к теме личного бренда, всё-таки мы уже об этом говорим, что существует личный бренд и существует корпоративный бренд, как здесь выстраивать отношения. Вот у этой девушки, у неё нет проблем с вузом? Я этот вопрос, я понимаю, что он провокационный, может быть, тоже болезненный. Но мне интересно, вузы наши очень консервативны, они позволяют человеку строить его личный бренд.
Ирина Шарова:
Она не нарушает, я думаю, никаких правовых запретов, потому что она не пользуется нашей символикой. Предлагая это, она ни наши эмблемы, она говорит о том, что она преподаватель, но и всё, это очень деликатно проходит, я за этим, кстати, тоже смотрела. Но мне кажется, противостоять вузу тоже, наверное, нет смысла, потому что здесь идёт такое взаимное обогащение. Знаете, мы очень много приглашаем на гостевые недели, на гостевые лекции таких ведущих практиков, ведущих бизнесменов, которые работают в наших зарубежных, в национальных компаниях. И тем самым говорим о том, что, ребята, в нашем университете читает, например, лекцию Герман Греф. То есть мы, используя его бренд, в том числе, укрепляем себя и т.д. И он говорит о том, что я, в том числе, являюсь экспертом и гостевым лектором в Российском экономическом университете имени Плеханова. Не помню, чтобы Греф у нас выступал, прошу прощения, это пример.
Елена Семаева:
Это партнёрские отношения. Если человек является наёмным работником, для вуза это плюс, и какие здесь могут быть подводные камни. Ведь брендированный сотрудник, это не только плюсы, абсолютно, здесь могут быть и минусы, это очевидно, мне кажется, он же сложный может быть, сложно управляемый.
Ирина Шарова:
В зависимости от того, что он продвигает, о чем как раз Юля и говорила. Если это цветочки, фитнес зал, например, её успехи какие-то преподавателя, наверное, это не очень этично.
Юлия Белозерова:
Мне кажется, Елена немножко о другом говорит. Она говорит о том, что когда работодатель, не важно, вуз или любая корпорация, выращивает брендированного сотрудника, но не с корпоративным брендом, а личным брендом, его всегда могут переманить другие, во-первых. Для хедхантеров он становиться виден, с одной стороны. С другой стороны, у этого человека повышается самооценка, и он требует к себе какого-то дополнительного отношения. То есть он звездить начинает. Я вам расскажу небольшой пример, наши партнёры, компания Itron, которая делала для нас, большое спасибо, заставку для интеллектуального капитала. У них очень интересная такая, годами отработанная схема, в разных компаниях просто одна и та же. Сама компания молодая, но одна и та же схема работала в разных начинаниях, в разных ипостасях. Они приглашают молодёжь, большое количество собеседований проводят, отбирают тех перспективных ребят, которые, им кажется, что они могут, и дальше дают им, условно, инструменты в руки и какую-то задачу, причём задачи бывают очень сложные. Например, создание некого курса с виртуальной реальностью. Создается бригада, команда, которая это делает. Но со временем можно отследить, как ребята эти отсеиваются, потому что после нескольких удач работоспособность у некоторых возрастает, а другие звездят.
Елена Семаева:
Они же авторы становятся этого курса.
Ирина Шарова:
Конечно, естественно.
Елена Семаева:
Грубо говоря, равно учёный с мировым именем.
Ирина Шарова:
Условно, они разработчики, у них всё получается, они на конкурсах может быть, выигрывают, и уже все, они хотят руководить. Они хотят хорошую зарплату и т.д.
Елена Семаева:
Я про это и говорю, тоже был опыт управления, тут ты взращиваешь человека, ты взращиваешь его для себя, точно так же вуз или компания, взращиваешь при помощи своих инструментов. А потом ты можешь, чем лучше он становится, тем больше вероятность, что ты его можешь потерять.
Ирина Шарова:
Да, конечно, ты можешь потерять, но если ты хочешь работать с лидерами, если ты хочешь двигаться вместе с ними, ты можешь создать им условия, ты можешь предложить им другие проекты, другие перспективы в соответствии с их ростом. Мне кажется, этому не должна пугаться сильная компания. Я кстати хочу ещё раз вспомнить о той же Лиге преподавателей Высшей школы, которая, создавая свой бренд, привлекает самых лучших преподавателей. Здесь немножечко другое, тут они не конкурируют, а объединяются. Но, тем не менее, вот это объединение лучших создаёт такой сильнейший синергетический эффект. И мне кажется, даже какое-то торжество такое науки, продвижения.
Елена Семаева:
Мы, кстати, с вами говорили, давайте, наверное, в эфире это тоже это озвучим. Мы говорили, что Ирина является участником конкурса, всероссийского конкурса «Золотые имена».
Юлия Белозерова:
Победителем.
Елена Семаева:
Победителем конкурса «Золотые имена» Высшей школы, и этот конкурс, вы говорили, что вы пошли для чего? Это прямо к бренду.
Ирина Шарова:
Это, мне кажется, тоже очень будет кстати об этом рассказать. Потому что я узнала о конкурсе «Золотые имена» в университете, там появилась такая информация, что есть конкурс. Знаете, как все преподаватели к конкурсу относятся. Опять конкурс, документы, нужно кучу документов, каких-то справок, всё это надо приложить, отксерить все свои благодарности, написать репутационное или рекомендательное письмо, собрать подписи и так далее. Честно говоря, тяжело прямо как-то было. Но потом говорят, нет, ты знаешь, там хорошие люди. Тоже, кстати, это важно, тут сыграл личный бренд. Там очень интересные люди, это не профанация, это серьёзно, давай. У нас есть чем гордиться в нашем университете, на факультете, у нас очень серьёзное студенческое научное движение, я знаю, что это некая уникальность такая существует. И мне захотелось, чтобы всё-таки как-то действительно узнали.
Елена Семаева:
Чтобы вы там были представлены.
Ирина Шарова:
Чтобы был вуз представлен. Мы так много делаем. И это конечно, делаю не я одна, безусловно, один человек, один бренд, если он говорит, я один такой, нет, он всегда делает это в коллективе со своими единомышленниками и так далее. Все-таки пошла. И вы понимаете, когда я выиграла, это было тоже таким каким-то эмоциональным потрясением, я никак не думала, я не думала. Ну да, гордимся, но чтобы такой национальный конкурс. Это было такое счастье. Я это вывесила, вот эту штучку на своей страничке, диплом, фотографию диплома на странице в Фейсбуке. Боже мой, сколько людей мне написало.
Елена Семаева:
Ирина, я понимаю, что вы, скорее всего, не занимаетесь статистикой, но может быть, есть какая-то другая оценка, кроме эмоций и чувств, какая-то другая оценка, как это продвинуло ваш личный бренд и ваш корпоративный бренд.
Ирина Шарова:
Безусловно. Во-первых, был и Плехановский университет представлен в таком значимом конкурсе. Результаты конкурса в общественной палате, проводилось очень серьёзное мероприятие, и Плехановский университет звучал, я была горда. Я была горда тем, что я причастна была к этому, это важно.
Юлия Белозерова:
Я вставлю пять копеек буквально. Очень интересно, мы же общаемся, мы же не то, что провели конкурс и всё, повисли, эти люди ушли в небытиё. Они добавляются в нашу базу экспертную, мы постоянно с ними работаем, мы приглашаем их для чтения лекций, для оценки, рецензирования, на эфиры и так далее, постоянную работу ведём. И люди с благодарностью откликаются. И часто обратную связь слышишь и видишь, что люди продвигаются, уже завкафедрой стал, был доцентом, например, или перешёл в другой вуз уже на должность хорошую, декана или вуз помаститее. То есть видно какие-то подвижки. Не у всех, конечно, это индивидуально. Я хотела бы конечно сказать, что в этом году у нас, заявки мы принимаем на конкурс с 1 апреля по 10 июня на нашем сайте professorstoday.org. У нас третий год конкурса.
Ирина Шарова:
Потому что уже очень много моих коллег, которые говорят: слушай, там будет ещё конкурс, я бы хотел тоже поучаствовать.
Елена Семаева:
Смотрите, еще какой у меня вопрос, как раз прямо здорово, мы вышли на тему, а каково это соотношение личного бренда и корпоративного. Когда я э, вы, каждый из нас работаем в какой-то компании, вузе, но я продвигаю свой личный бренд, и есть корпоративный бренд. Где я вкладываю свои ресурсы, а где мне использовать часть корпоративного бренда, как это здесь строится, взаимодействует, есть, может быть, какой-то пример, какой-то опыт.
Ирина Шарова:
Здесь нужно сказать о том, что всё зависит от того, какова сила бренда организации, в которой вы работаете и вашего бренда, они тоже сопоставимы по своей потенции, по своему масштабу и так далее. То есть понятно, что Плехановский университет всегда влияет на меня, я всегда говорю с гордостью, и он влияет на мой бренд и позиционирует меня среди коллег и так далее. Наверное, я надеюсь, что сейчас и я тоже начинаю отдавать долги, будем так говорить. Поначалу, конечно, это он. Я в продолжение темы могу сказать о том, что меня так захватило движение Лиги, что я вошла даже в состав его. В это московское отделение, мне захотелось это продвигать дальше, потому что преподаватель, это очень ценная профессия.
Юлия Белозерова:
Ирина, можно вопрос такой, я думаю, всем интересно будет. Создание личного бренда, это дорого и долго, есть какие-нибудь рекомендации, чтобы сделать быстро и дёшево?
Ирина Шарова:
Быстро точно нет, но можно дёшево. Быстро точно нельзя, потому что это точно целенаправленная, долгая работа. Которая включает в себя очень много компонентов. Ещё раз хочу, коллеги, сказать о том, что помимо статей в Scopus, о котором мы с вами говорили, помимо участия в конкурсах, в каких-то научных исследованиях, это ещё и имидж, это ещё и внешний вид. Это тоже, кстати, важно, как мы говорим, как мы двигаемся, как мы общаемся. И это обязательно, знаете, кто-то сравнил бренд с матрёшкой. Это наслоение всего, и это самая верхняя матрёшка, это то, что видит наша целевая аудитория, то, что я сказала, как мы говорим, двигаемся. Очень хорошо чувствовать и понимать, что же там это маленькое, что там у тебя в душе, что ты всё-таки несёшь миру. Всё-таки от монетизации я иду. Это моё.
Елена Семаева:
Смотрите, у нас заканчивается эфир, очень коротко по поводу миссии раз мы заговорили. Как вы считаете, для преподавателя высшей школы, в первую очередь, какая цель, монетизация или миссия, как вам кажется из опыта?
Ирина Шарова:
Конечно миссия, и об этом скажут все мои коллеги.
Юлия Белозерова:
За деньгами идут не туда не в вуз.
Ирина Шарова:
Не в вуз, не в Высшую школу. Точно не в Высшую школу. Есть очень хорошая миссия у той же Лиги, через традиции к инновациям, я считаю, прекрасное сочетание.
Юлия Белозерова:
С традициями к инновациям.
Ирина Шарова:
Традиции, то есть это обязательно, традиции это обязательно академическая школа, она должна сохраниться в России.
Елена Семаева:
Я благодарю вас за то э, что вы нашли сегодня время, пришли к нам в эфир. Напомню слушателям и зрителям, сегодня в студии о бренде разговаривала Ирина Шарова, кандидат экономических наук, доцент и ведущий научный сотрудник факультета маркетинга Российского экономического института имени Плеханова. И Юлия Белозёрова, кандидат экономических наук, доцент и зампредседателя Лиги преподавателей Высшей школы. В эфире была программа «Интеллектуальный капитал», проект Лиги преподавателей Высшей школы, радио Mediametrics, при поддержке Фонда президентских грантов. Меня зовут Елена Семаева, увидимся в четверг.