{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Тимур Шаов Российский автор-исполнитель, бард и сатирик, поэт и музыкант 05 февраля 2020г.
О тайном знании, о глобальном, и о воздействии музыки на здоровье
Будем спрашивать и слушать о тайном знании, о глобальном, и о воздействии музыки на здоровье

Андрей Кочанов:

Добрый вечер, уважаемые видеослушатели, радиозрители. На Mediametrics программа «Хобби+ты». Сегодня в студии я, любопытствующий хоббит, Анатолий Кочанов, а в гостях у нас Тимур Шаов, поэт, бард, автор, сатирик, исполнитель. В принципе, можно продолжать долго, здравствуйте, Тимур. 

Тимур Шаов:

Здравствуйте. Доктор забыли сказать, меня любят ещё врачом представлять. 

Андрей Кочанов:

Вы сами любите?

Тимур Шаов:

Это было так давно. 

Андрей Кочанов:

Но это правда. 

Тимур Шаов:

Правда. 

Андрей Кочанов:

Тут есть чем гордиться. 

Тимур Шаов:

Врачи бывшие не бывают. 

Андрей Кочанов:

Вы же, отсматривая эфиры, в эфире сказали, что вы, в принципе, среди знакомых, не нарушая лицензии и всего остального, можно сказать, практикуете в рамках советов. 

Тимур Шаов:

Да, это сильно сказано. 

Андрей Кочанов:

Вы можете сказать человеку, что ему нужно обратиться. 

Тимур Шаов:

К невропатологу, да. 

Андрей Кочанов:

К окулисту. 

Тимур Шаов:

Да. К кардиологу и так далее. 

Андрей Кочанов:

Первичная диагностика. 

Тимур Шаов:

Это парамедик, уже почти парамедик. 

Андрей Кочанов:

У меня к вам вопрос ритуальный для нашей передаче, вы на него отвечали, но в другой форме, в конкретной, а я попрошу вас в общей. На ваш взгляд, что такое хобби? Если бы вы составляли Большую Российскую Энциклопедию. 

Тимур Шаов:

Хобби это то, чем я хотел бы, чтобы для меня была песня. Я бы занимался своей медициной, а это для меня было хобби. Хобби это то, что обязано, то, что действительно доставляет тебе удовольствие. У некоторых, правда, это превращается в настойчивую манию, но то, что доставляет удовольствие. Я бы с удовольствием променял вот эту профессию на хобби. Хотя я счастливый человек. Моя профессия доставляет мне удовольствие. Я перестал, знаете, когда я был доктором, я ездил на фестивали авторской песни, я так их любил, я мог ехать черте за сколько километров в свои врачебные выходные куда-то в холод и в палатку. 

Андрей Кочанов:

Вы ехали не на работу. 

Тимур Шаов:

Это было хобби, а сейчас когда мне говорят: что же вы к нам не приезжаете, у нас такой фестиваль замечательный, посидим в палатке, у костра всю ночь, попоём. Я говорю: господи, я ещё не напелся что ли, 20 лет уже пою профессионально. 

Андрей Кочанов:

Есть издержки. 

Тимур Шаов:

Это не издержки, это такое, особенности нашей профессии. 

Андрей Кочанов:

То есть вы избегаете слова «побочный эффект». Медики любят говорить. 

Тимур Шаов:

Побочный эффект, да, это замечательно. Нет, всё как положено. Я завидую людям, у которых, у меня есть несколько хобби, я говорил. 

Андрей Кочанов:

Вы говорили шахматы, медицина перешла в разряд хобби. 

Тимур Шаов:

Тоже как хобби. Биллиард очень люблю и так далее. 

Андрей Кочанов:

Какой, кстати. 

Тимур Шаов:

Русский, а какой, нормальный, человеческий. Не вот этот с такими лузами. На самом деле, и в американском, и в пуле есть очарование. Я обожаю ещё снукер смотреть. 

Андрей Кочанов:

Он отличается от пула. Не удержусь, это неправильно делать, лучше гостя чтобы послушали. Я для себя в своё время сделал такое, чисто для себя сделал такое открытие, что мне не интересно смотреть мини-футбол. Но в него интереснее играть, чем в настоящий футбол, потому что свихнешься бегать на большом. Для себя. И оказалось, что со снукером та же самая история. Его очень интересно смотреть. 

Тимур Шаов:

И очень тяжело играть. 

Андрей Кочанов:

Потому что надо уметь играть. Это как раз не тот случай. 

Тимур Шаов:

Это правда. У нас нет столов. Но у нас снукиных столов, но у нас, слава богу, пока ещё, и их тоже стало очень мало, футбольных площадок. Я помню свой маленький город Черкесск, в котором в каждом дворе была футбольная площадка. У нас была очень сильная сборная России, то есть Советского Союза. У нас мальчишки играли в футбол, из них вырастали, потому что в каждом дворе была, по крайней мере, у нас, я не знаю, как. Сейчас на месте футбольных полей стоянки. А ещё хотим что-то от нашей сборной. 

Андрей Кочанов:

У меня во дворе, мне повезло, у меня есть такая смесь, она футбольно-баскетбольная. 

Тимур Шаов:

Слава богу. 

Андрей Кочанов:

Но в других дворах нет, я вижу. Вы знаете, это удивительно, очень давно, я учился в школе, выпустил книгу Валентин Иванов. Он там написал, что я не хотел отдавать своего сына в спортивную школу, именно по этой причине, потому что считал, что дворовый футбол, где есть просто какая-то свобода. 

Тимур Шаов:

Свобода и интерес, это всё равно, что занимаюсь я, езжу на фестивали. 

Андрей Кочанов:

Чтобы это было всё-таки хобби. 

Тимур Шаов:

Конечно, чтобы оно доставляло удовольствие, раз уж мы о хобби говорим. Правильно. 

Андрей Кочанов:

Я помню ещё прошлый раз, если мы зацепимся за футбол, то гитару придётся отставить в сторону. Но, слава богу, что футбольные страдания стали менее страдальными, оставаясь футбольными. Все-таки чемпионат мира как-то отодвинул вашу песню, к счастью, в сторону. 

Тимур Шаов:

Ну и слава богу. Но вы же не только, не футболом единым жив человек. У вас два последних диска «Причём тут Фрейд» и самый, я могу говорить последний? Сейчас у людей есть какие-то. 

Андрей Кочанов:

Пожалуйста, это те самые, крайний говорят. 

Тимур Шаов:

Да, я не очень это понимаю. 

Андрей Кочанов:

Последний по времени, скажем так. Я понимаю, когда это говорят лётчики или кто-то ещё, но когда в очереди людей обижает и они говорят, что он крайний. Причём у вас этот диск 13-й, уж совсем. 

Тимур Шаов:

Нет, он 13-й с половиной. Я очень хитро, когда-то у меня вышел диск. 

Андрей Кочанов:

Чтобы проскочить. 

Тимур Шаов:

Это не специально. Диск назывался «Итоги пятилетки», то есть это лучшие песни за пять лет, плюс туда я вставил несколько, по-моему, 5-6 новых песен. И он получился пол новых диска. Так что у меня 13 с половиной дисков. 

Андрей Кочанов:

Я же говорю, 13-го диска нет. 

Тимур Шаов:

Я проскочил. 

Андрей Кочанов:

Как все хитро, как гостиницы делают без 13-го этажа и номера. 

Тимур Шаов:

Называется «Тайное знание Гидрометцентра». 

Андрей Кочанов:

Будем расшифровывать название?

Тимур Шаов:

А зачем? Люди пусть придут на концерт, послушают или диск купят. 

Андрей Кочанов:

Давайте на всякий случай, вдруг я забуду, вдруг мы заговоримся, а вы запоетесь, какие у вас ближайшие концерты? 

Тимур Шаов:

Ближайший концерт у меня 28 февраля, будет концерт в Доме журналистов. 

Андрей Кочанов:

Это в Москве. 

Тимур Шаов:

Это в Москве, в Доме журналистов. В «Гнезде глухаря» я каждый месяц выступаю, но в феврале там уже билетов нет. Уже только на март «Гнездо глухаря», но каждый месяц я там есть. Это бард кафе. И конечно, у нас поездки, мы сейчас едем, завтра едем в Калугу, потом Дубна у нас 9 февраля, потом у нас ещё будет Курск и т.д. В апреле на полтора месяца в Америку на большие гастроли. 

Андрей Кочанов:

И всё это можно увидеть, для тех просто, кто не в Москве и для тех, кто интересуется этим. 

Тимур Шаов:

На сайте shaov.ru.

Андрей Кочанов:

Всё очень просто. 

Тимур Шаов:

Правильно. 

Андрей Кочанов:

Давайте представим альбом ваш. 

Тимур Шаов:

Давайте, со сложной песни начнём? 

Андрей Кочанов:

У меня, простите, ощущение такое, что ваши песни все красивые и простые. 

Тимур Шаов:

В этом смысле, спасибо, это большой мне комплимент. 

Андрей Кочанов:

Хотя вокруг играют такие профессионалы, такие замечательные ваши, давайте о них тоже скажем. 

Тимур Шаов:

Да, всегда со мной. Я очень не люблю один выступать, потому что у меня два таких музыканта, я себя как голенький чувствую, когда я один играю. Они создают, люди говорят, такое ощущение, что вас трое, а ощущение, что у вас симфонический мини оркестр. Михаил Махович на мандолине и Николай Григорьев на гитаре, оба музыканты высочайшего класса, признанные среди коллег. Так что приходите 28-го в Дом журналистов в Москве, мы там будем втроём петь. А пока что я хочу спеть песню, которая называется «Категорический императив». Здесь мы вспомним с вами Канта. Я взял эпиграфом этой песни такое выражение Канта, мне кажется, оно правильное, хотя можно и поспорить. Кант писал, что «основа всякого синтеза, это трансцендентальное единство апперцепции». Как вы думаете. 

Андрей Кочанов:

Я не буду сейчас спорить. Я не готов. Кто хочет поспорить, предлагаю прийти на концерт, купить диск. 

Тимур Шаов:

Я очень люблю его фразу, его известную фразу, что две вещи не перестают меня удивлять, это звёздное небо над головой и нравственный закон внутри нас. «Категорический императив». 

Трудно без Коли с Мишей. 

Андрей Кочанов:

Спасибо. Трудно, да?

Тимур Шаов:

Конечно трудно. 

Андрей Кочанов:

Как вы сказали, чувствуете себя голеньким без них. Спасибо за доверие, пришли к нам один. 

Тимур Шаов:

Пожалуйста, и сложную песню стал петь, ну ладно. 

Андрей Кочанов:

Я тогда, чтобы вы чуть передохнули, хотел вас спросить. Ваши песни, в принципе, наполнены и иронией, и самоиронией. В этом кайф ваших песен. Вы сталкивались с реакцией людей, которые не ловят?

Тимур Шаов:

Конечно, а как. Как говорил Бунин, не золотой червонец, чтобы всем нравиться. Здесь кто-то считывает какие-то вещи, кто-то не считывает. Я всегда радуюсь, когда человек понимает какие-то вторые планы, которые, может быть, есть. А они у меня могут быть связаны с литературой, которую мы когда-то вместе читали, с фильмами, которые мы вместе смотрели, ещё той поры, может быть, советской. Я же много цитирую, в принципе. Мне всегда приятно, когда человек считывает это дело, когда человек какую-нибудь музыкальную фразу из Led Zeppelin поймает или из Баха, тоже всегда приятно. Кому-то не нравится, кому-то слово «жопа» очень режет. Я понимаю, это всё должно быть в контексте, это не должно быть такое словом ради слова, ради эпатажа или чего-то такого. 

Андрей Кочанов:

Скажите, кстати, вы как любой наш человек нормально относитесь к мату, опять же, в контексте. Но мат, например, в ваших песнях недосказанность, она интереснее прямого мата. 

Тимур Шаов:

Конечно. Я честно скажу, я не люблю. Я знаю, могу виртуозно им пользоваться и пользуюсь в своей компании, но я противник этой всеобщей абсцинизации, я бы сейчас сказал, нашей среды, особенно медийной среды. Люди считают, что это интереснее что ли, если они в Фейсбуке, у себя в каких-то инстаграмах, если они пишут матом. Разговаривают матом, пишут матом. Я иду по улице, слышу, идут школьники, разговаривают матом, девочки разговаривают матом. Я помню, в своё время мы стеснялись при девочках что-то сказать. Не говоря уже. 

Андрей Кочанов:

Всё-таки мат, это усиление эмоций. 

Тимур Шаов:

Усиление эмоций, это замечательно, это часть русского языка, которая имеет право на существование и обязана быть. И такого мата, с гордостью скажу я, нет ни в одном языке, наверное. По крайней мере, люди, которые знают много языков, так и говорят. 

Андрей Кочанов:

Как врач как раз вы подтвердите, что усиленное использование снижает эффект от многоразового, от действия лекарства, например. 

Тимур Шаов:

Да, если проводить такие параллели, такие аналогии, то конечно, снижает. В каких-то моментах оно конечно усиливает действие, употребление мата, вам говорю, как пользователь, как знаток и пользователь этого замечательного инструмента. Но мне не нравится, когда он выходит в обществе. Всё-таки когда снимается табуированность какая-то, она снимается и во всём, не только в мате, а потом и в поступках. Мне кажется, давайте оставим это нашей замечательной, иначе это будет уже не интересно. И мат сам потеряет свою прелесть. Я уже молчу о том, что люди стали говорить по телевизору на жаргоне, на котором мы в своё время говорили во дворах своих. На жаргоне, на котором мы сейчас можем разговаривать, на каком-то полуворовском. Понятно, это давняя традиция, полстраны сидело, полстраны охраняло, все прекрасно феню знают. Но зачем по телевизор это. 

Андрей Кочанов:

Но кроме фени есть ещё, всё-таки язык, он живой. Вы как не просто носитель, переносчик языка, такой, виртуозно владеющий не только матом, но просто русским языком. Вы же замечаете, как, самый простой пример, легализировано кофе среднего рода. 

Тимур Шаов:

Да. 

Андрей Кочанов:

То есть идёт такая тенденция. 

Тимур Шаов:

Штука в том, что вам любой филолог скажет, что это должно самим языком приняться. 

Андрей Кочанов:

Вы замечаете это?

Тимур Шаов:

Понимаете, Цветаевой не нравились, она просто смеялась, когда говорили «пляж», «плаж» правильно, пойду на пляж, это ей казалось. Язык сам выбирает и отбрасывает то, что не употребляется и наоборот, принимает то, что употребляется. Но то, что у нас сейчас делается, англицизмы, бог с ними, некоторые кайфовые, извините за мой русский язык, некоторые очень кайфовые, клёвые англицизмы, которые хорошо употреблять. Но я когда слышу, по радио кто-то говорит «байеры универмагов». Я думаю, кто, барьеры. Это покупатели, оказывается. Байеры универмагов - это покупатели. Скажи «покупатели», зачем тебе это надо. Юзать, ну ладно, ещё юзать куда ни шло. Мы говорили «надеть шузы и пойти на флэт», но нам казалось тогда, эти англицизмы, это был такой отсвет буржуазного интересного клёвого мира. А сейчас что, ребята, русский язык богат достаточно. 

Андрей Кочанов:

Я как раз хотел спросить про ложить, захлапывать, вот эту сторону. Которая неожиданно прямо проникает просто. И как раз в этом смысле телевизор и радио. 

Тимур Шаов:

К сожалению, я вчера читал, что на факультете журналистики люди схватились за голову, когда дали диктант первокурсникам, которые к ним поступили, на русском языке, и какой русский язык там. Это всё просто, конечно, некоторым образом виноват албанский так называемый интернет язык, и люди думают, что его можно, так и пишется. С другой стороны, всё-таки воспитание и то, что надо читать, надо детей приучать к чтению. Будет зрительная память, ты будешь. 

Андрей Кочанов:

У вас где-то был вопрос про интернет и детей, и вы сказали, что это жизнь, тут ничего. 

Тимур Шаов:

Никуда не денешься. Но при этом можно не читать. 

Андрей Кочанов:

Да, и дальше прямо заглядываю, чтобы процитировать, не дай бог, не переврать классика: «прогресс не остановишь, но пороть надо, чтобы читали». Тимур Шаов. 

Тимур Шаов:

Я могу преувеличивать, конечно, а то сейчас ювенальная юстиция заинтересуется и так далее. 

Андрей Кочанов:

Мы берём в кавычки ваше, и вы же взяли это в кавычки. 

Тимур Шаов:

Надо заставлять, как я говорю, классику надо приматывать наушники к голове и ставить Прокофьева. 

Андрей Кочанов:

Это воспитание вкуса. 

Тимур Шаов:

Воспитание вкуса, на самом деле, своим примером, ходить с детьми в оперу. Я пошёл на балет с дочерью как-то, и я понял. 

Андрей Кочанов:

Поздно. 

Тимур Шаов:

Надо ещё ходить. 

Андрей Кочанов:

То есть дочери в самый раз, а вы опоздали всё-таки на балет чуть-чуть. 

Тимур Шаов:

Нет, я больше оперу люблю. Я не стал её мучить оперой, я думаю, балет более визуально такое искусство. Потому что опера с её условностями, с её. 

Андрей Кочанов:

Да, всё-таки когда шестнадцатилетняя Джульетта, прямо скажем, не шестнадцатилетняя. 

Тимур Шаов:

Да, это вы неполиткорректно, совершенно неполиткорректно по отношению к оперным певицам. 

Андрей Кочанов:

Дети, всё равно до 18 дети, они всё равно эти условности, для них это не условности. Безусловности. 

Тимур Шаов:

Это всё понятно. В любом случае, мне кажется, надо начинать с каких-то более удобоваримых вещей. Литературу надо постепенно усложнять для ребёнка, подбирать что-то. Бог с ним, пусть он читает в цифровом виде. Хотя вчера мне рассказывал мой друг, как они закачали «Маленького принца» ребёнку, он начал читать в электронном виде. А потом мама нашла, обнаружила старое издание с хорошими картинками. И он пришёл на следующий день, пустив слезу, и сказал: мама, замечательная вещь, и ты мне, пожалуйста, теперь все в таком виде книжечки давай. 

Андрей Кочанов:

В бумажном. 

Тимур Шаов:

В бумажном, вот. 

Андрей Кочанов:

Наш человек. 

Тимур Шаов:

Так они все наши люди, надо вовремя им подсовывать. 

Андрей Кочанов:

Всё, это главная вещь, вовремя подсунуть. Ещё вы сказали, что в воспитании главное, чтобы было чувство стыда и чувство собственного достоинства. 

Тимур Шаов:

Воспитывать в детях это дело обязательно, конечно. 

Андрей Кочанов:

С этой точки зрения, сейчас у нас такое... 

Тимур Шаов:

Чтобы было стыдно, что он сидит, а старый человек стоит. 

Андрей Кочанов:

Действительно, мы сталкиваемся с тем, что у людей нет чувства собственного достоинства в широком и высоком смысле слова. Это не обязательно, что некоторые чувством собственного достоинства считают нахамить, как ни странно. Как сочетается обострённое оскорбление чувств с при этом отсутствием собственного достоинства?

Тимур Шаов:

Оскорбление вы имеете в виду то, что сейчас модно на всё оскорбляться?

Андрей Кочанов:

Да, обижаться. 

Тимур Шаов:

Это, к сожалению, открыли такой ящик Пандоры. Это вам, наверное, точнее скажут психологи. Я тоже психологию когда-то в институте проходил, но это просто индуцирования идёт. Когда один, второй на что-то обиделся, и все берут подсознательно, сознательно берут пример, что надо обидеться на что-то. Раньше как это было, мне это не нравится. Не было, в голову не приходило в прокуратуру писать на то, что какой-то там спектакль оскорбляет мои чувства. Не ходи, не смотри, если там нет чего-то криминального. Если там нет действительно что-то, не ходи. А сейчас надо жаловаться. Не жалуйся. 

Андрей Кочанов:

Сейчас помните анекдот, а если залезть на шкаф, помните анекдот?

Тимур Шаов:

Нет, не помню. 

Андрей Кочанов:

Неважно, концовку сразу расскажу. Начало додумаете. Ему говорят: у вас из окна этого не видно. Он говорит: а если на шкаф залезть. 

Тимур Шаов:

Замечательно. Я понял, я же увижу, всё правильно. 

Андрей Кочанов:

И вот все стали залезать на шкафы. 

Тимур Шаов:

На шкафы стали, очень хорошая, замечательная метафора, это надо запомнить. 

Андрей Кочанов:

Это анекдот, такая метафора. Я вернусь к вашей бардовской истории, вы неформат. 

Тимур Шаов:

В смысле. Я не совсем бард, скажем. Не совсем бард, не совсем шансонье, не совсем рокер, не совсем то, не совсем се. 

Андрей Кочанов:

У нас многие говорят, Олег Митяев, неформат, Трофим, Сергей Трофимов, неформат. 

Тимур Шаов:

Неформат где, чего? 

Андрей Кочанов:

Вот встаёт вопрос, где. Роман «Ромарио» неформат. А может это хорошо, неформат, потому что с другой стороны смотришь, у меня такое ощущение, что кругом формат, просто по количеству что тогда формат. Тогда формат это то, что много. Тогда мне не нравится совсем. 

Тимур Шаов:

Всё правильно, абсолютно правильно. 

Андрей Кочанов:

Так неформат, это хорошо?

Тимур Шаов:

Мне не нравится само определение и вообще мне не нравятся люди, которые делят людей на формат и неформат. Для кого формат? Может быть, они правы, на каком-то панк фестивале, но Митяев, это неформат, всё правильно. Если мы говорим просто о жизни, для жизни всем формат, в жизни масса форматов существует. Людям хочется поставить на какую-то полку, прилепить бирку. Прилепил бирку, поставил на эту полку, он успокоился, что Митяев стоит на своём месте. А тут какие-то люди, которые и туда не поставишь, сюда не поставишь, куда их. Не надо никуда их ставить, вы их или слушаете или не слушаете. Другое дело, что под маской формата, неформата, здесь перестали показывать или транслировать по радио, по телевидению определённых артистов, потому что это якобы неформат, якобы публике надо попроще. Конечно, у нас же не предложение рождает спрос, а наоборот, спрос рождает предложение. Если ты какого-то показываешь круглые сутки, на него спрос появится, потому что мы его знаем, а этого мы не знаем, это кто. Дайте нам вот этого, он попроще, но мы его знаем. 

Андрей Кочанов:

На ваш взгляд, вы как прорвались сквозь это?

Тимур Шаов:

А я никуда не прорвался. Куда я прорвался, к вам на Mediametrics? Нет, я помню, что я на прекрасных, на замечательных каналах, радиостанциях, таких, как ваш, как Эхо Москвы, как Новая газета и т.д., средства массовой информации.

Андрей Кочанов:

На Культуре. 

Тимур Шаов:

Когда-то я был везде. Я был на Первом канале, на Втором, на Третьем, на НТВ, когда только начинал. Правда, в очень не утренних, в очень ночных, потому что неформат, потому что песни длинные, слова не все понятные и так далее. Поэтому я был где-то утром, вечером, а потом вообще прошло наше время, наше время прошло. Вот это время, которое есть, в какой передаче мне участвовать, скажите. Вы можете мне назвать канал и конкретную передачу, куда не стыдно было бы пойти. Кроме Культуры, кроме некоторой образовательной, там масса образовательных каналов. 

Андрей Кочанов:

Я наверное не назову. Во-первых, то, что я смотрю. 

Тимур Шаов:

Давайте друг к другу ходить в свою культурную резервацию. 

Андрей Кочанов:

В этом смысле интернет нам в помощь?

Тимур Шаов:

Конечно, в этом смысле интернетов скоро побьёт телевидение. Но дело в том, что там тоже очень трудно разобраться в миллионах, в миллиардах этих Мбит информации, где, кто. 

Андрей Кочанов:

Здесь другая беда грядёт. 

Тимур Шаов:

Да, здесь другая беда грядёт. 

Андрей Кочанов:

Вы для себя как находите решение этой проблемы? 

Тимур Шаов:

Я не заморачиваюсь, в этом смысле мне очень нравится Конфуциий, который сказал замечательное изречение, можно им руководствоваться. «Пусть тебя не беспокоит то, что тебя не знают люди. Пусть тебя беспокоит то, что ты не знаешь людей». Красиво. Сиди дома, изучай людей, пиши песни. Если они хорошие, они найдут своего слушателя. Я, может быть, исключение, я широко известен в узких кругах, довольно широко известен. Причём эти узкие круги душу греют, потому что столько людей значимых для нашей культуры говорили мне своё спасибо, и слушают меня, и приглашают к себе. Если я сейчас начну перечислять эти великие фамилии, я этого не буду делать, потому что я не очень люблю хвастаться. 

Андрей Кочанов:

Но вы, правда, широко известны в узких кругах и узко известны, но известны в широких кругах. 

Тимур Шаов:

Может быть. 

Андрей Кочанов:

Но это лучше, чем наоборот. 

Тимур Шаов:

Концерты есть по России и за рубежом. Понятно, что там где-нибудь в Силиконовой долине очень много интеллектуальных ребят, которые понауехали когда-то, но они не теряют связей. Там больше людей приходят на концерты, чем в России. И многие приходит в Москве и говорят: а нам вашу пластинку прислали друзья из Германии или друзья из Далласа какого-нибудь и так далее. 

Андрей Кочанов:

В связи с этим вопрос, вы в Америке, не помню в каком штате, это и не важно, читали лекцию для американских студентов. 

Тимур Шаов:

Нет, я не читал лекцию, я был приглашен Visiting Professor так называемый на кафедре славистики. Я целый семестр там работал. 

Андрей Кочанов:

Читали лекции, так назовём, пусть будет красиво. 

Тимур Шаов:

Пусть будет красиво. Но я готовился, я писал их. 

Андрей Кочанов:

Это понятно, что лекции были для людей, которые изучают язык и культуру, им это в помощь. И фразеологизмы, и обороты, и те же контексты. 

Тимур Шаов:

Они, бедолаги, даже переводили мои песни, это был тяжёлый труд. 

Андрей Кочанов:

Это их учёба, почему бедолаги. Они же обогатились. У меня в связи с этим вопрос, не пришло время уже, может быть, время пришло, пока нет базы, читать здесь уже лекции. О бардах в нашей стране. Если пластинки приходят из Германии. 

Тимур Шаов:

Нет, почему, в нашей стране масса народа, которые делают это лучше меня. Мне надо своим делом заниматься. Там меня просто пригласил человек, профессор с кафедры славистики. 

Андрей Кочанов:

А есть у нас такие люди. 

Тимур Шаов:

У нас здесь зачем нам кафедра славистики, у нас просто филология. 

Андрей Кочанов:

Нет, не кафедра, которые занимаются продвижением. 

Тимур Шаов:

Авторской песни?

Андрей Кочанов:

Да. 

Тимур Шаов:

Нет, специально нет конечно, нет такой. Одна девочка, правда, защищала по моим песням диплом, и даже не одна, несколько человек. Не важно. Сейчас в нашей стране зачем? В нашей стране надо просто дать тем же бардам хоть какие-то минуты выступления на каком-нибудь канале Культура, иногда бывает вообще. 

Андрей Кочанов:

Вы знаете, я смотрел ваше интервью. Вас не смущает, что чаще вас спрашивают, что делать, как быть. 

Тимур Шаов:

А почему не смущает. Если ты человек публичный, если ты занимаешься публично какими-то вещами, будь к этому готов. Люди видят тебя, или видят в газете с тобой интервью, или видят тебя где-то по телевизору, по радио слышат, конечно считают, что этот человек что-то должен знать об этом. Ничего в этом страшного нет. Если не знаешь, не говори. А то многие начинают вещать, а там. Нет, это нормально, но я сразу говорю, что, ребята, я не Солженицын, я не мыслитель, я не могу вам очень глубоко на этот вопрос ответить. Очень многое в песнях внутри, а в остальном философы наши замечательные. Читайте книги. 

Андрей Кочанов:

Мы можем сейчас ещё представить альбом, раз очень многое в песнях. 

Тимур Шаов:

Из альбома «Тайное знание Гидрометцентра». Песня называется «На важную тему». Я часто пишу на всякие прикольные, не прикольные, пардон, важные темы, это очень важная тема. 

Андрей Кочанов:

Важные темы иногда бывают прикольными. 

Тимур Шаов:

Да, я считаю, что это очень важная тема, и что пора бороться. Что надо сильно бороться. Хотя уже борются, но недостаточно борются. С другой стороны, я считаю, что мы так доборемся. Мы так будем бороться с этим, и так мы исчезнем, как вид. Для наших слушателей непонятно. Я не сказал о чём. Песня называется Sexual harassment. Это вот эти все скандалы с сексуальными домогательствами. За многими из которых, естественно, стоят реальные какие-то вещи, но за некоторыми просто ничего нет. И сейчас это тоже оскорблённые, как это. 

Андрей Кочанов:

Маятник пошёл в другую сторону. 

Тимур Шаов:

Маятник пошёл в другую сторону, понимаете. И когда я уже про Пласидо Доминго узнал, что 30 лет назад какая-то женщина, ей что-то он приглашал или что-то даже дотронулся. Что вы хотите от испанского мачо, ну что вы хотите? Ладно, Sexual harassment. 

Андрей Кочанов:

Спасибо. 

Тимур Шаов:

Да, доиграемся. 

Андрей Кочанов:

А кто первый слушатель ваших песен? 

Тимур Шаов:

Музыканты конечно. Мужиканты, мужики музыканты. 

Андрей Кочанов:

Жене не доверяете?

Тимур Шаов:

Нет, я далёк, зачем. У меня, слава богу, жена нормальная женщина, она не поклонница, не группис, она достаточно критически осмысливающая все мои песни. Ей нравится, но это не значит, что я её по ночам должен будет, говорить: родная, послушай. Она послушает, но боюсь, что. 

Андрей Кочанов:

Вот тогда насчёт по ночам. Вы жаворонок или сова? 

Тимур Шаов:

Я дичайшая сова, и это очень плохо, нарушен циркадный ритм. 

Андрей Кочанов:

Как врач. 

Тимур Шаов:

Как врач говорю. Нет, я сова, я по ночам пишу, что-то пою, сижу в интернете и так далее, встаю поздно, как Лев Толстой. 

Андрей Кочанов:

Хорошо, когда есть оправдание, спасибо и за это. 

Тимур Шаов:

А что, Лев Николаевич в 12 часов вставал. Я стараюсь не позже Льва Николаевича вставать. Кто я такой, чтобы вставать позже Льва Николаича Толстого. 

Андрей Кочанов:

У нас буквально 6 минут. 

Тимур Шаов:

Прекрасно. 

Андрей Кочанов:

Или поговорим, или мы сможем одн спеть? 

Тимур Шаов:

Сможем, всё будет обалденно быстро, в конце спеть. А что вы хотели, какую песню, они же у меня длинные.

Андрей Кочанов:

Да, я вообще предлагаю тем, кто хочет насладиться по-настоящему. 

Тимур Шаов:

Конечно, 28 февраля в Доме журналистов, и каждый месяц в «Гнезде глухаря», завтра в Калуге, 9 числа в Дубне и так далее. Всё это на сайте shaov.ru.

Андрей Кочанов:

Замечательно. 

Тимур Шаов:

Спасибо. 

Андрей Кочанов:

Тогда мы, наверное, этим закончим. А я спрошу ещё, где-то вы уточняли американскую поговорку такую, что нужно все менять каждые семь лет. Там, правда, в списке идёт жена, машина, работы и место жительства. Место работы. Вы уже отвечали где-то на этот вопрос, что жена не надо всё-таки. 

Тимур Шаов:

Жену исключаем из этого списка. 

Андрей Кочанов:

Во многих случаях машину исключаем и так далее. Что вы меняете? 

Тимур Шаов:

Действительно, а что я поменял за последние 7 лет? Я не знаю. Я стараюсь менять впечатления, стараюсь ездить туда, где я ещё не был. Причём не просто поглазеть, а стараюсь это делать с пользой, с концертом, пусть и даже соберётся каких-нибудь 50-100 человек, ничего страшного. В Тель-Авиве на первом концерте у меня было 6 человек, сейчас полторы тысячи. Надо менять своё ощущение жизни. 

Андрей Кочанов:

Обновлять. 

Тимур Шаов:

Обновлять, скажем тогда. 

Андрей Кочанов:

А вы на концертах много кроме песен ещё общаетесь с залом. 

Тимур Шаов:

Да, конечно. 

Андрей Кочанов:

Я чувствую, что вам это нравится. 

Тимур Шаов:

Что-то рассказываю, отвечаю на записки и так далее. У меня концерт всегда такой интерактивный. Как мне сказали, даже сложно придумать название жанра. 

Андрей Кочанов:

Опять неформат. 

Тимур Шаов:

Да, опять неформат. Какой-то жанр Тимур Шаов, как-то мне одна женщина: это жанр Тимур Шаов. 

Андрей Кочанов:

Но это же замечательно. Знаете, как машина джип, это же марка автомобиля, она дала название классу. В нашей стране ксерокс, до которого была Эра, эрить, и так совпало, ксерить, дал тоже название целому виду приборов, которыми мы пользуемся. 

Тимур Шаов:

Тимур Шаов даст название виду концерта. 

Андрей Кочанов:

Всему. 

Тимур Шаов:

Спасибо. 

Андрей Кочанов:

Почему нет. У меня такой, я сбиваюсь немножко, не получается у меня одну единую линию вести. У меня к вам такой вопрос. У вас очень много песен. Некоторые песни начинают жить второй жизнью. Второй, всё-таки третьей нет. У вас нет ощущения, сейчас процитирую опять, у вас нет ощущения ситуации, как сказал Жванецкий «или жизнь станет лучше, или мои произведения станут бессмертными». 

Тимур Шаов:

Да, совершенно верно, правильно, я часто цитирую это. 

Андрей Кочанов:

Я прямо цитирую. 

Тимур Шаов:

Я бы хотел перейти от политических каких-то, у меня очень много политики. Даже это не политика, наша жизнь стала такой политизированной, что пишешь о жизни, попадаешь просто в политику. 

Андрей Кочанов:

Но мы рядом живём. 

Тимур Шаов:

Да, у меня сатиры много. Мне бы хотелось перейти на чистый юмор от тёщи, условно говоря, какие-нибудь такие. 

Андрей Кочанов:

До семейных, дети растут. 

Тимур Шаов:

О пьянстве и так далее, о чем-то таком. Если у нас жизнь наладится, я с удовольствием перейду на это. Но пока что сатира, сатире есть чем заниматься, мне кажется. 

Андрей Кочанов:

Да, потому что у нас ещё есть такое свойство, как пример. у нас любят цитировать замечательные слова из «Белое солнце пустыни» и все цитируют «за державу обидно» такой как лозунг. Но все забывают начало этой фразы, она же длиннее. 

Тимур Шаов:

«Я мзды не беру, мне за державу обидно».

Андрей Кочанов:

Да, и только потом. И почему-то. 

Тимур Шаов:

Точно, мздоимство, мне кажется, первой и главной бедой нашей страны, это самое главное, коррупция и мздоимство. Давайте бороться. 

Андрей Кочанов:

Чем мне ещё очень прельщает, я черпаю просто силы, меня радует, я убедительно прошу зрителей, которые не могут прийти на концерт Тимура Шаова, найти, купить, послушать диск. 

Тимур Шаов:

На сайте есть песни. 

Андрей Кочанов:

Слушайте песни Тимура Шарова. 

Тимур Шаов:

На сайте у меня песни в свободном доступе. 

Андрей Кочанов:

Потому что поёте вы когда о том, что касается политики, если так прямо сильно задуматься, если защищать диссертацию, то может встать грустно. На этот случай есть у вас песня, с которой вы начали, в принципе, свой путь замечательный. 

Тимур Шаов:

«Всё будет обалденно»? 

Андрей Кочанов:

Да. 

Тимур Шаов:

Мы успеваем? 

Андрей Кочанов:

У нас совсем мало времени, я думаю, что мы рискнём, в крайнем случае, кто слушает в прямом эфире. 

Тимур Шаов:

Выйдем из эфира. 

 Я перешёл от куплета сразу к припеву, но время закончилось. 

Андрей Кочанов:

У нас закончилось время, я прошу прощения у слушателей, обязательно послушайте эту песню. Большое спасибо, Тимур Султанович, вам. Большое спасибо нашим слушателям, до новых встреч на Mediametrics.