{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Ирина Кононова Историк, автор проекта "Моя страна Россия" Российского исторического общества​ 14 января 2020г.
Родители Снегурочки
Изучаем русскую новогоднюю традицию и семейное древо Деда Мороза

Елена Семаева:

Здравствуйте, уважаемые слушатели, они же наши зрители. В эфире программа «Женская логика» в прямом эфире радио Mediametrics. Меня зовут Елена Семаева, и мы сегодня с вами впервые встречаемся в новом году. Однако мы встречаемся снова, практически как и тогда перед новым годом, а сейчас практически в новый год, только уже в старый новый год. Вот такая удивительная страна, Россия. Действительно удивительная, когда новый год может праздноваться две, три недели. Потому что мы теперь празднуем католическое Рождество, мы празднуем православное Рождество, и календарный новый год, и как обычно, старый новый год. Почему я об этом говорю так подробно? Потому что продолжаю я исследовать новогодние традиции в программе «Женская логика». Почему вдруг, подумала я, у деда Мороза жены нет, а внучка есть. Откуда, как так случилось? Поэтому сегодня мы попробуем исследовать семейное древо деда Мороза. Что это такое, дед Мороз и Снегурочка? Продукт патриархального мышления или чужая семья - потёмки. В эту семью, в семью деда Мороза мы сегодня и залезем с историком, с автором 19 книг по русским традициям, автором издательского проекта «Моя страна Россия» российского исторического общества Ириной Кононовой. Ирина, добрый день. 

Ирина Кононова:

Добрый день!

Елена Семаева:

Большое спасибо, что нашли время. Мы практически все с самолётов здесь сегодня. Почему, как так получилось, что у деда Мороза внучка есть, жены нет. Давайте, у нас есть 40 с копейками минут, давайте выяснять этот вопрос. Как он вообще вошёл в наш дом? Сначала в фольклор, а потом в наш дом. Откуда корни?

Ирина Кононова:

Обязательно сейчас вернёмся к этому. Я хотела заострить внимание на вашем вступлении. Вы действительно хорошо сказали что сколько мы можем праздновать этот Новый год. Сегодня как раз есть 14 января, это как раз и есть старый Новый год. В 19-м году, в прошлом году мы его праздновали сотый раз. То есть с 1919г. мы празднуем старый Новый год. До этого старого Нового года не было, он был один. А в 1919-м году мы первый раз в народных...

Елена Семаева:

Когда мы перешли уже на другой календарь. 

Ирина Кононова:

Да, перейдя на календарь в 18-м году, 19-й мы встретили старый Новый год. То есть в этом году мы встретили 101-й раз. 

Елена Семаева:

Встречаем 101-й раз, потому что мы встречаем, мы практически в эфире с вами его встречаем. 

Ирина Кононова:

Да, сегодня как раз и есть. К старому Новому году конечно уже дед Мороз куда-то, наверное, всё же исчезает, в свои владения, потому что он отработал свои все функции, считается, 31 декабря и 1 января. Кто же он такой? 

Елена Семаева:

Кстати, знаете, извините, перебью. Мне кажется, что в последние годы Рождество тоже имеет какой-то вес, я имею в виду, в светском обществе тоже имеет какой-то вес, ни в коем случае православных не хотим обидеть, там всегда Рождество - это великий праздник. В светском обществе тоже, и даже ёлки приурочивают каким-то образом к Рождеству тоже. И за посох там держатся, вот этот маркетинговый ход. 

Ирина Кононова:

Да, Ёлка в Рождество также сохраняется. Она продолжает стоять в наших русских домах точно до седьмого числа, дальше до старого Нового года, а потом уже до Крещения. И вот практически потом можно, наверное, убрать ёлку, если мы говорим про ёлку. 

Елена Семаева:

Мне кажется, русский народ будет и Китайский Новый год с ёлкой праздновать. 

Ирина Кононова:

Да, уже когда мы поставим, но там будет хрюшка или будет крыска и так далее. Удивительный праздник, в котором очень много можно себе придумать, как себе красиво устроить этот праздник, поводов очень много, в том числе, возвращаясь к деду Морозу, кто он такой. Это дед, в образе нашем это дед с бородой, добрый, сейчас он добрый и раздаёт подарки. То есть мы его всё равно любим все. Когда-то, как мы сейчас говорим, в ведические времена это был всё же более строгий, он всех ходил, наказывал, он морозил. 

Елена Семаева:

А кто это был, это был тоже Мороз, его звали Мороз? 

Ирина Кононова:

Вообще всё это Мороз. Разные, Трескунец, Морозец, но это все равно был Мороз, по тому что страна холодная, снег, морозы, холода, и должен был быть кто-то с символом этого холода. Символ холода это и есть вот этот Мороз. В разные по-разному названный. Но всегда это владелец холода, то есть владелец этой территории холодной. 

Елена Семаева:

То есть, по сути, самое главное языческое божество зимой. 

Ирина Кононова:

Конечно, зимнее божество. Так же, как и сама Зима, это тоже царица холода. То есть не королева, царица холода. Она царила на этих снежных просторах. Для меня вообще никаких параллелей других не может быть, альтернатив, для меня всегда есть Мороз - это мужское начало холода, и есть Зима - это женское начало холода. И они всегда вместе. Конечно, деду Морозу приписывали и Метелицу, Вьюгу, какие-то ещё другие по женскому роду синонимы, связанные с холодом. Но мне всё же кажется, приписанные романы всё же. 

Елена Семаева:

Подождите, давайте к его древу чуть попозже, давайте немножечко о нём самом. Дед Мороз, как вы сказали, сейчас в нашем сознании дед, он дарит подарки, он такой добрый. Всегда ли так было? Каким он был, давайте с внешности, наверное. Потому что я читала что в каких-то буквально пересказах встречала, что это такой маленький, сухонький, вредненький дед, который может наказывать, он стужу может наслать в наказание. 

Ирина Кононова:

Да, вы знаете, в фольклоре, особенно в раннем фольклоре много наказывающих элементов. Но это очень давняя история. Всё же в нашем понимании, если мы сейчас говорим про деда Мороза, всё же тот был Мороз, не дед Мороз, а был Мороз. Он наказывал за плохое поведение, он мог кого-то застудить, это уже по-разному. То есть как бы наказать. То есть больше функция наказания. Мне кажется, что с переходом в 1700-м году м указом Петра I о новом летосчислении к нам все же пришло веяние западное, и с западным веянием параллельно, постепенно приходил к нам ещё какой-то праобраз Санта Клауса, то есть святого Николая. 

Елена Семаева:

Он тоже повлиял на того деда, которого мы сейчас видим. 

Ирина Кононова:

Которого мы имеем, я считаю, он повлиял. Потому что очень много пришло атрибутики, связанной с празднованием именно Нового года, пришло с Запада. Очень много конечно германских корней, и ёлка пришла к нам, очень тяжело заходила в дома ёлка. 

Елена Семаева:

Как картошка, так и ёлка тяжело в дома заходит. 

Ирина Кононова:

Тяжело и, в принципе, на протяжении достаточно долгого периода, по большому счёту, она полноправной стала хозяйкой в доме, если даже говорить про конец 19-го, но вообще практически 20-й век. Где мы её, даже считайте после 35-го года мы её прямо полноправно можем вносить в дом, гордясь, наряжались и так далее. А до этого был период послереволюционный с 19-го по 35-й год, практически ёлку запрещали. Но это было всё равно веяние ёлка, как веяние было Рождества, то есть церковное запрещалось. 

Елена Семаева:

Если о деде Морозе, что именно пришло из Европы, одежда пришла из Европы?

Ирина Кононова:

Вы знаете, мне кажется, мы говорили как раз с вами про доброту. Святой Николай, он всё же принёс нам эту доброту нашему деду Морозу. 

Елена Семаева:

Тому маленькому, сухонькому, злому вредненькому деду, который морозил и жалил. 

Ирина Кононова:

Да, почему-то он маленький, вредный. Но оттуда пришло ещё, когда ты даришь подарок, ты делаешь добро. 

Елена Семаева:

А подарок пришёл оттуда в 18-м веке, до этого подарков и не было. 

Ирина Кононова:

Как бы и не было, появились они оттуда, те традиции, эти подарки под ёлку, на ёлку, подарки вывешивались на саму ёлку. Ёлка сначала было сладкая, это были конфеты, яблоки, и уже потом появились игрушки. Практически ёлку всю съедали, потому что всё сладкое было на ёлке. 

Елена Семаева:

А когда дед Мороз пришёл в 18-м веке и к нашему этому деду маленькому присовокупился Николай с его добротой, тогда он стал неким таким богатырём с широкими плечами, высоким?

Ирина Кононова:

Вы знаете, на счёт роста, наверное, это всё же какое-то наше воображение. Потому что всё равно мы как-то тоже все выросли за этот период. Мы все подрастаем из поколения в поколение, мы становимся выше. Но не сразу пришёл дед Мороз, а после указа Петра I сначала пришла всё же ёлка. И вот в 19-м веке начинаются первые вообще, какие-то появляются первые литературные образы деда Мороза в различных пьесах. Это и Николай Островский, «Снегурочка», например. Был «Дед Мороз красный нос», «Мороз Иванович». То есть там тот же Мороз Иванович в 40-м году Одоевского, он ещё говорит о Мороз Ивановиче, он уже появляется с бородой седой.

Елена Семаева:

Впервые по сути. 

Ирина Кононова:

Да, покрытой инеем. Но пока он к Новому году ещё никакого отношения не имеет, то есть он пока царит в лесу, живёт в лесу, и он не такой уже, именно в 40-м году...

Елена Семаева:

То есть зима дед Мороз отдельно, ёлка зима отдельно. 

Ирина Кононова:

Да, пока всё ещё разрозненно, ещё пока всё не соединилось. 

Елена Семаева:

Вот тогда я, простите, перебила вас. Тогда, насколько я понимаю, появляется у него новое в характере. Он уже не просто добрый, кто дарит подарки, он ещё и такой мудрый советчик, он наставник и воспитатель. 

Ирина Кононова:

Станет таким уже. 

Елена Семаева:

Это, по-моему, впервые в 40-м году как раз в этой пьесе. 

Ирина Кононова:

Да, возможно. Он уже стал добрым. Скажем, с этого периода мы можем считать, это достаточно тоже молодой герой, такой молодой герой? добрый дед Мороз. 

Елена Семаева:

С 40-го года, конечно, ему 100 лет нет, доброте его. 

Ирина Кононова:

Нет, 1840-й я имею в виду. И то это всё равно в рамках времени небольшой период. А дальше пошли уже пьесы, и вдруг в 1873-м появляется пьеса «Снегурочка». Она не поимела успех, потому что Снегурочка, она вдруг откуда-то появилось. И вот там, кстати, в этой пьесе Снегурочка, она дочка деда Мороза и Весны. Весна красна. 

Елена Семаева:

Она впервые появилась в этой пьесе, у Островского вообще Снегурочка впервые появилась. Он её придумал, по сути. 

Ирина Кононова:

Он её придумал. Вот этот образ этой Снегурочки, она появилась, появился литературный такой прототип, всё. То есть сформировался. Она такая была, светловолосая, именно русская девушка в светлой голубой одежде. Потом был Римский-Корсаков и балет, который практически прославил Снегурочку. Балет был красивый, сюжет тот же, Снегурочка, которая тает и исчезает под богом солнца, света, весны Ярило, которое как бы съедает её. Вот эта история мне не очень нравится, хотя она очень красивая. 

Елена Семаева:

Не нравится, что солнце съедает?

Ирина Кононова:

Да. 

Елена Семаева:

Конечно, а как же, девушка красавица, милая, добрая, и вдруг её доброе солнышко съедает. 

Ирина Кононова:

То есть конец 19-го века, у нас уже сформировалось, ёлка появилась, дед Мороз уже стал добрым.

Елена Семаева:

Снегурочка прекрасная появилась. 

Ирина Кононова:

Появилась снегурочка. 

Елена Семаева:

А если туда корнями, в корни заглянуть пораньше, то вообще никакого прообраза Снегурочки нет, маленькой девочки добренькой, которая злого Мороза компенсирует.

Ирина Кононова:

Нет, есть прообразы, и там Снегурочка, она появляется, но она не является лидирующим, всё же дед Мороз всегда остаётся Морозко. И вот в тех древне-славянских тех корнях, она дочь и всё же деда Мороза и Зимы. 

Елена Семаева:

А как её там зовут? Есть вообще у неё какое-то имя или это просто какое-то существо такое. 

Ирина Кононова:

Дочка их. 

Елена Семаева:

У Мороза и Весны есть дочка. 

Ирина Кононова:

Да. 

Елена Семаева:

Просто девочка. 

Ирина Кононова:

Да. Вот эта версия мне нравится, что дед Мороз и Зима, версия, что она вот от этого брака, от этого союза, скажем так, мне кажется, что она такая логичная, красивая очень. Потому что здесь снег, снежно, мы в снежный стране, и появляется ещё девочка. 

Елена Семаева:

Я кстати сейчас про эту девочку спрошу . Одну секундочку, буквально. Программа «Женская логика» в прямом эфире радио Mediametrics. Программа «Женская логика», проект Союза женских сил, меня зовут Елена Семаева, и мы сегодня с Ириной Кононовой, ,историком издателем 19 книг о российских традициях и автором проекта «Моя страна Россия» российского исторического общества разговариваем о семейном древе деда Мороза. Откуда он сам пошёл пока ещё не дошли до этого, но откуда пошла Снегурочка и какой вообще дед Мороз, как складывался его образ, мы уже потихонечку копаем. Про Снегурочку заговорили. Если всё-таки смотреть, что она произошла от союза Зимы и Мороза, то откуда в ней такая доброта и теплота? 

Ирина Кононова:

Потому что она всё же нам подаётся всегда как ребёнок. У ребёнка не может быть такой взрослой какой-то позиции, которая может быть или доброй, или агрессивной, или какой-то ещё, всё равно всё же ещё ребёнок. И она всегда остаётся в нашем понимании Снегурочка, это ещё или девочка или девушка. То есть она всё же дочь или внучка, это уже 20-й век, когда как. 

Елена Семаева:

А вот когда как? Получается, конец 19-го века, Островский придумывает дочку, но от Весны. Вот это древо, вот это запутаешься, потёмки прямо. Римский-Корсаков её восхваляет, девушка красавица, ей можно восхищаться, героиня. В театрах все хотят ее играть, как Джульетту практически. Почему внучка? Где то дочка, где-то внучка, какая трансформация. 

Ирина Кононова:

Вы знаете, дальше проходит такой период, который связан с 20-м веком, с началом 20-го века. Он сложный в связи со сложностью. 

Елена Семаева:

20-го века. 

Ирина Кононова:

Со сложностью начала 20-го века и вообще потом всё поменялось. В 10-м году появился дед Мороз впервые, но как-то он появился и исчез на какое-то время. И по большому счёту все существующие отдельно персонажи, про которых мы говорим, они появляются в 37-м году вместе. Когда в 35-м году появился указ всё-таки вернём ёлку, ёлку вернули официально. 

Елена Семаева:

Это Кремлевская ёлка, знаменитая первая Кремлевская ёлка, где все они появились. 

Ирина Кононова:

Они появились все, это я имею в виду деда Мороза и Снегурочку. 

Елена Семаева:

И ёлка. 

Ирина Кононова:

Ёлка, да. 

Елена Семаева:

Она как-то к нам в эфир затесалась, как ещё один герой. 

Ирина Кононова:

И они появились вместе. И вот с этого момента появилось, там сначала были маленькие девочки. Мне кажется, что из практических соображений маленькой девочке быть помощницей на большом празднике было сложно. И постепенно, вы знаете, это из практических, мне кажется, соображений она стала чуть взрослее. Всё же это стали или какие-то актрисы. 

Елена Семаева:

Пионерки, комсомолки потом уже, девушки постарше. 

Ирина Кононова:

Если мы говорим про Кремлевские ёлки, там должны быть всё же опытные актёры и так далее. Если это ёлки где-то в детских садах, всё равно это надо вести это действие. 

Елена Семаева:

У нас, потому что когда мы смотрим на деда Мороза и Снегурочку, на те образы, которые у нас сегодня сложились, возникает вопрос, вообще дедушка умный, почему она всегда ему помогает, почему в случаях трудных он зовёт именно Снегурочку, и она такая смышлёная, смекалистая. Она, по сути, тянет на себе очень многое. 

Ирина Кононова:

Как раз в тему нашей темы, вашей передач,, как раз тема Снегурочки, вообще образ её мне нравится. Потому что она не совсем при дедушке Морозе, она не как некое такое приложение. Она правда умная, она быстрая, она такая шустренькая и она всегда вовремя и всегда с ним. То есть она такая надёжная помощница, но не стоящая, просто хлопающая глазками. Это девочка, которая играет такую же роль, но чуть-чуть смягчает деда Мороза. Если бы он пришёл один, с бородой, в основном он приходит к детям, то в общем-то, наверное, можно было бы даже дети могли испугаться. 

Елена Семаева:

Некоторые пугаются, когда артисты, одетая дедом Морозом. Сначала Снегурочку к маленьким детям даже запускают. 

Ирина Кононова:

Поэтому она несёт эту функцию ещё более доброты, потому что дед Мороз, он сильный, и он может принести подарки, он доедет на санях из леса или откуда, он это привезёт. А Снегурочка это отдаст и передаст. И она как посредник такой между этой силой деда Мороза и вот этим желанием открытых глаз детей, которые ждут чуда. 

Елена Семаева:

Я сейчас даже слышу в том, как вы говорите, может быть, это моя интерпретация, но так как я тоже готовилась, я читала о том, что он бывает строгим. Он тоже где-то играет, он говорит: а ты делал уроки, а ты был хорошим мальчиком или хорошей девочкой. То есть правильно ли я слышу, что сила, это немного строгость. А Снегурочка, она призвана для такой лёгкости, для того, чтобы праздник всё-таки состоялся. 

Ирина Кононова:

Вы знаете, это тоже, наверное, традиции западные. Потому что у некоторых стран на западе, к примеру, допустим, Франция, у них два деда Мороза. Один строгий и один добрый. Они так и ходят вдвоём. 

Елена Семаева:

Выкрутились. 

Ирина Кононова:

И дети стараются попасть все же к доброму деду Морозу, потому что строгий, к строгому мало кто попадает. И роль строгого конечно со временем уходит, тем не менее, там два деда Мороза. Строгость с добротой присутствуют. И у нашего появившаяся доброта должна быть строгостью, учил ли ты уроки, хорошо ли ты вёл себя, какие-то вопросы задать ребёнку надо прежде, чем получить подарок. 

Елена Семаева:

Вы заговорили сейчас прозападные. У меня этот вопрос вертелся. Всё-таки ещё тогда, когда мы говорили, что этот образ стал складываться с 18-го века, когда из Европы появился святой Николай. 

Ирина Кононова:

Он появился всё же информационно, постепенно. Тогда же не было таких форм контактов, такого информационного поля. Он постепенно как прообраз появлялся, святой Николай. 

Елена Семаева:

К 19-му веку до Островского дошло. Чем всё-таки отличается наш дед Мороз от вот этих аналогов? Они совершенно разные по характеру. 

Ирина Кононова:

Да, они разные по характеру, и вот эта как раз наша вторая книга «Новый год шагает по планете», это как раз Новый год в разных странах мира. И понятно, что мы говорим, коллеги нашего деда Мороза в разных странах. А во многих странах этого коллеги, в принципе, вообще и нет. Потому что не во всех странах есть дед Мороз. 

Елена Семаева:

Это какие, южные страны, африканские 

Ирина Кононова:

Конечно, южные страны, страны, где много воды. Там другие есть совершенно символы, это могут быть цветы, это могут быть связаны с лодками, с мореплаванием. Это это греческие, латиноамериканские страны. И если что-то берётся, как символ всё же от святого Николая, это колпачок. Вы можете видеть такие картинки, допустим, в Австралии, там чуть ли не на сёрфинге, но с шапочкой. Элементы деда Мороза европейского, с Северных стран, он всё же приходит с какими-то элементами. Но напрямую... 

Елена Семаева:

А там, где есть дед Мороз, вот характер. Я просто читала, что наш, он немножечко такой, на дистанции, то есть он неземной. А вот эти земные. Европейские, они земные, они простые такие, даже где-то, может быть, нелепые, смешные. 

Ирина Кононова:

Я не слышала про такую именно версию. Мне кажется, у них у всех роль одна, насколько я владею информацией, у них у всех роль одна - прийти в этот день, подарить подарки и обрадовать, принести радость. Долгожданную надежду, то есть подвести итоги года, поздравить всех, подвести итоги года и подарить те подарки, о которых мы все, и взрослые, и дети, в первую очередь, дети, но и взрослые тоже. То есть мы понимаем, что это уже подарки другие, но это всё равно традиция оттуда. Дед Мороз нам принёс, мы как бы иногда сами взрослые друг другу дарим и говорим: это от дедушки Мороза. 

Елена Семаева:

Хотим верить, что он всё-таки, мы знаем, что его вроде бы нет. Кстати, сейчас тоже об этом поговорим, есть или нет всё-таки. По поводу одежды. Когда стала формироваться та одежда, которую дед Мороз носит и правда ли, я тоже начиталась, как я всегда шучу, я такой продвинутый пользователь Google. Я своим экспертам говорю: а вы, эксперты, пожалуйста, расскажите. Правда ли, что если он в красной шубе, в красном колпачке, с красными варежками, это настоящий дед Мороз, а если он в синей шубке или голубой, вообще поддельный. 

Ирина Кононова:

Как раз голубая одежда, она была первая у деда Мороза, в последующем уже в советский период она стала более красная. 

Елена Семаева:

Понятно почему. 

Ирина Кононова:

И то, и то красиво, но первоначально всё же исконно придуманный в первое время, это был синий образ деда Мороза, голубой. Так же, как и Снегурочка была в голубой одежде . Вот здесь даже на обложке мы как раз это и подтверждаем. 

Елена Семаева:

В камеру, мы сейчас покажем книги. 

Ирина Кононова:

На сегодняшний день это может быть одежда и голубая, и красная, и в том числе, белая, то есть выпускается и белая. Это не означает уже совершенно ничего, это просто означает только желание людей, кто это делает. 

Елена Семаева:

А мы про сегодняшний день ещё поговорим. Но сначала давайте всё-таки вернёмся к этому самому семейному древу. Потому что вы уже заговорили про то, что дед Мороз и Зима, в славянской культуре вроде как у них была какая-то девочка Снегурочка. А сейчас на просторах того же интернета, на просторах всего, что мы можем иметь, потому что у нас есть и книги, и сказания, и мультики у нас уже есть, и фильмы у нас есть, просто море всего. Всё, что складывается, много-много выделяют разных жён деду Морозу. Это и Зима, это и Весна, это некая снежная царица, только что не Снежная Королева её называют. Всё-таки кто же его жена, по большому счёту, чаще всего бывает и кто Снегурочка. Потому что эти пары деда Мороза с кем-то наделяют разными детьми, либо тремя дочерьми, либо тремя сыновьями, и там дальше просто сиди, рисуй генеалогию, наслаждайся, как говорится.

Ирина Кононова:

Лена, вы знаете, самые хорошие вопросы - на которые нет однозначного ответа. Когда можно просто поговорить. Мы с вами реально можем просто поговорить. Потому что предположить, кто вот эти приписываемое романы с Вьюгой, с Метелицей и так далее. В моём понимании, наверное, всё же какой-то логики, это всё же дед Мороз и Зима. Это может быть как цельная пара такая, потому что это зимняя царица и он зимний царь. Царь холода зимы. И Снегурочка в моём понимании может быть их дочкой. Далее там уже где-то незапечатленные внучки и так далее, это уже другая история. 

Елена Семаева:

На самом деле, я такое удовольствие получила, когда вот эти все форумы обрыскивала. Потому что я думала, господи, народ у нас такой интересный. Три дочери есть у них: Метель, Вьюга, Стужа. Одна из дочерей потом встречается ещё с каким-то Декабрем и появляется Снегурочка. А бывает, наделяет народ тремя сыновьями, Декабрь, Январь, Февраль. И Вьюга встречается со всеми 3 и от всех трёх рождается Снегурочка. Вот как интересно вообще получается. 

Ирина Кононова:

Очень долгий период информации, которой мы располагаем в той или иной степени достоверности, информированности, очень большой период. Ведь Новый год также встречался и 1 марта, это было начало весны, начало новой жизни. Для меня тоже это было как-то логично. Всё возрождается и 1 марта, это как раз Новый год, новый цикл природы. Потом Новый год был и 22 марта, это день весеннего равноденствия. Ещё есть новолетие, это 14 сентября. Это новое лето церковное. И у каждого народа, мы говорим сейчас про светский Новый год. У каждого народа, и у нас с вами, например, тоже два Новых года. Есть 31-е официальный и ещё где-то подсознательно есть вот это 13-14 января, этот маленький Новый год. У каждых народов ещё, независимо от того, как правительство и как менялись летосчисления, менялись календари, всё равно старые. Ведь Новый год, он идёт круглый год всех стран мира. Если посмотреть по этой книге, то далеко не у всех в зимний период. Тот же Китай, февраль, например, март и пошло. В основном страны восточные, они уже празднуют туда, к весне ближе, всё же остаются на позиции, что Новый год, он с новой весной. Это просто, отвечая на эти все вопросы, мы просто обладаем большой информацией, но по крупинкам. Создать ее, наверное, очень сложно. 

Елена Семаева:

Я правильно ли понимаю, мы уже проговорили, что образ деда Мороза, Снегурочки, он формировался в течение практически конца 19-20-го веков, всё это очень молодо, по сути, формируется даже сейчас, доформировывается. Когда мы заглядываем в фольклор, в корни, мы можем всё только предполагать, и кому как нравится, так и придумать генеалогию деда Мороза. 

Ирина Кононова:

Наверное всё же так. Потому что если мы говорим о сформировавшемся понятном нам образе деда Мороза, да, он очень молодой герой. Он вообще герой очень молодой. И Новому году в том виде, в котором мы его празднуем, ему тоже со Снегурочкой очень мало времени. Это практически столетняя история. А все же Мороз как Мороз, не как дед Мороз, Новый год, а как Мороз, он существует на протяжении тысячелетий, понимаете. Потому что он Мороз. 

Елена Семаева:

Тот герой, который сложился у нас, про которого мы сегодня говорим, он всё-таки кто у нас, какой у него гендер? Он дед, старик, на посох опирается, ему нужна помощь Снегурочки, он такой мужчина в возрасте, с сединой на висках или, может быть, он в какой-то период даже мальчиком был? 

Ирина Кононова:

В нашем образе всё равно это всё же дед. 

Елена Семаева:

А в каком примерно возрасте?

Ирина Кононова:

Трудно сказать возраст. 

Елена Семаева:

Папа ближе к дедушке. 

Ирина Кононова:

Папа поближе к дедушке. 

Елена Семаева:

А Снегурочка, у неё есть вообще какой-то шанс выйти замуж или она? Вообще, как он к ней относится? По-отечески или он её использует, принеси-подай. 

Ирина Кононова:

Знаете, на самом деле, принеси-подай наверное нет, всё-таки он её любит, она с ним. Она делает это с добротой. Если мы перенесём эти отношения например в семью, к примеру, папа или дедушка и внучка, здесь отношение доброты всё же. То есть она при дедушке, и она его любит, и он ей доверяет сделать какие-то вещи. 

Елена Семаева:

При дедушке, уважает старших. 

Ирина Кононова:

Да. Это очень воспитательный хороший, мне кажется, момент, когда Снегурочка с почитанием относится к своему дедушке, будь она внучкой или дочкой. Она с почитанием к старшим относится, это как момент наглядности хорошей. 

Елена Семаева:

Последние годы формируется, неслучайно же у меня вопрос возник, какова генеалогия деда Мороза. Последние годы формируется очень много всего, не только желанием людей, фольклором, но есть ещё маркетинг. Поэтому у деда Мороза появилась резиденция, у него появился день рождения. Эта резиденция была выбрана, если говорить о российском деде Морозе, в Ввеликом Устюге. Почему там, и как он вообще там живёт?

Ирина Кононова:

На самом деле, я там, честно могу сказать, не было. Я тоже информирована по источникам по тем же, по каким и вы. Но у нас есть в другой книге малые города, мы писали о Ввеликом Устюге. Это город, конечно, это Вологодская область, конечно, там наступает зима раньше, чем в средней полосе. И как раз место выбрано хорошо. Оно не может быть в Краснодарском крае. Как место деда Мороза жить там, потому что он в зиме должен жить. Великий Устюг хороший, вообще очень красивый город, это город, где очень много церквей, где очень много сохранилось исторического наследия. Туристу там есть что посмотреть помимо вотчины деда Мороза. Это город, по-моему, что-то 29, если не ошибаюсь, сохранённых церквей, которые можно посетить. Там можно побыть несколько дней. Резиденция работает круглогодично и даже есть в летнее время какая-то ледяная комната, где -15, где стоят ледяные фигуры всех персонажей, связанных с Новым годом. 18-е..

Елена Семаева:

Меня особенно этот вопрос интересует, потому что он присоседился а к моему дню рождения. Я даже как-то однажды друзьям писала открытки, приглашала нас свой день рождения, писала: вы помните, что не только у деда Мороза сегодня день рождения. 

Ирина Кононова:

Да, день рождения у него, наверное, позже, чем у вас появился, несмотря на его возраст. 

Елена Семаева:

Гораздо позже, я была уже в очень сознательном возрасте, когда я вдруг поняла, что упс, отняли. 

Ирина Кононова:

18-е число, так считается, что в это время наступают уже достаточно хорошие холода. Почему не 17-20-е я точно не отвечу, наверное, это всё-таки какое-то административное, это решение какой-то группы людей других, которые это приняли, 18-го. Потому что связать 18-е число с какой-то датой из совсем давних времён не удастся. Да, к этому времени наступают морозы, его день рождения, он родился, справил день рождения и поехал по городам. Он действительно уезжает и проводит такое турне по многим городам России, что, в принципе, очень красивая традиция, хорошая, и возвращается снова к себе. На сам день рождения к нему приезжают его коллеги с других республик наших, приезжает Снегурочка из Костромы. 

Елена Семаева:

Снегурочка, она всё-таки вышла замуж, почему в Костроме? 

Ирина Кононова:

Официально она вроде не вышла замуж, так же, как и дед Мороз официально не женился пока ещё. Но она живёт в Костроме, это родина Островского, по всей вероятности поэтому. 

Елена Семаева:

Её поселили в Кострому. 

Ирина Кононова:

Её поселили в Кострому. Хотя мне кажется, что Снегурочка.. Хотя, родиться люди могут в разных местах, но наверное, она должна жить там, где её или дед или отец, ближе к Великому Устюгу, мне кажется, было бы логичнее. Где живёт дед Мороз, там же и дом Снегурочки. 

Елена Семаева:

Но маркетологам, я думаю, и товарищам от туризма показалось, что логичнее разные города. Я так думаю, что Зиму, как жену деда Мороза придумают, её поселят, может быть, в Мурманске, к примеру. 

Ирина Кононова:

Да, у нас не хватает персонажа, кстати, вот этой Зимы. Для нас, для России такой персонаж, женский образ такой уже более зрелый, чем Снегурочка, образ зимы был бы, мне кажется, таким хорошим. 

Елена Семаева:

Его стоит придумать. 

Ирина Кононова:

Маркетинговым ходом для кого-то. И если вы говорите про фильм, вы занимаетесь кинематографом, это вообще может быть тема древа, это может быть интересная тема для какого-то сериала, там может появиться и Зима. 

Елена Семаева:

И последний вопрос, потому что время ограничено очень, прямо заканчивается. Наш мир очень меняется, наш мир очень интересный, традиции формируются прямо практически на наших глазах. Может такое быть, что дед Мороз вообще изменит свою внешность, изменит свой гендер старика на какого-то мужчину, Джеймса Бонда, будет с трубкой ходить, сбреет бороду, наденет кожаную, это уже не Джеймс Бонд, наденет кожаную куртку, и вообще внучка Снегурочка у него будет афроамериканской. 

Ирина Кононова:

Я думаю, что такое возможно. Потому что если сейчас проходят такие большие, глобальные международные форумы по искусственному интеллекту, когда роботизация приходит в наш мир, и мы становимся более электронными. Наверное, появится что-то. Мне бы было даже интересно один или два раза где-то оказаться в такой ситуации, когда вместо деда Мороза придет робот дед Мороз. Это было бы интересно. Но всё равно, если он будет одет более модно, современно, то это будет тоже здорово. Но всё равно классический дед Мороз. 

Елена Семаева:

Нам пока ближе к сердцу. 

Ирина Кононова:

Ближе к сердцу. Наши ёлочные игрушки, сохранённые в семейных традициях нам всё равно ближе к сердцу, и никакой робот пока ещё не заменит. 

Елена Семаева:

Пока ещё точно нет. Я сама знаю, как я в этом году убирала ёлку, просто со слезами на глазах. Ирина, спасибо вам огромное за то, что нашли время, и мы как могли разобрались всё-таки хоть в чем-то, что там у деда Мороза со Снегурочкой происходит. Ирина Кононова, историк, автор 19 книг по российским традициям, автор проекта «Моя страна Россия» российского исторического общества была у мне сегодня в гостях. Спасибо огромное. Мы говорили о деде Морозе, Снегурочке, захотите пересмотрите. Программа «Женская логика» проект Союза женских сил была в прямом эфире радио Mediametrics. Меня зовут Елена Семаева. С Новым годом!