{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Альбина Холгова Президент национальной ассоциации экспертов по деловой этике, этикету и протоколу НАДЭП 23 декабря 2019г.
Новогодний этикет
Как правильно упасть лицом в оливье и рассказать на корпоративе стишок про начальника. Существует ли протокол отмечания Нового года?

Наталья Урмацких:

Добрый вечер, дорогие люди понедельника, наши слушатели и зрители Mediametrics. С вами снова проект имени меня, «Пирамида Урмаслоу». Вот так нескромно начну этот последний в этом уходящем году эфир моей любимой программы о человеческих возможностях и нечеловеческих потребностях. Близится эра светлых веков, длинные каникулы, длинные праздники. Праздники мы начнём отмечать в рабочей среде, закончим в домашней или где-нибудь на Мальдивах, кому как повезёт. Поэтому надо не забывать, как себя вести в этом обществе, в обществе разнузданных, весёлых коллег, в первую очередь. Ну и, естественно, в семейном кругу тоже нужно держать себя в руках. Мало ли, тёща приедет, свекровь, надо выглядеть человеком даже после нескольких бокалов белого напитка. В связи с этим я пригласила в нашу студию замечательную Альбину Холгову, правильно я сказала?

Альбина Холгова:

Да.

Наталья Урмацких:

Альбина Холгова, президент национальной ассоциации экспертов по деловой этике, этикету и протоколу. Я себя чувствую, как маленький ребёнок, к которому Мэри Поппинс прилетела, потому что Альбина удивительно утончённая, приятная и ровно держащая спину девушка, которая нас сегодня будет учить манерам и меня в первую очередь. Здравствуйте, Альбина. 

Альбина Холгова:

Спасибо большое, добрый вечер. 

Наталья Урмацких:

Ещё маленькое обращение к моим дорогим зрителям и слушателям. У нас работает эфирный WhatsApp 89651083493, а также в моём аккаунте Facebook вы сможете задавать вопросы Альбине. Да, кстати про WhatsApp. Сегодня тот редкий день, один день в году, когда присланные и зачитанные в студии Mediametrics желания деду Морозу непременно сбываются. Поэтому пользуйтесь ситуацией. Тут в этой студии было столько эзотериков, волшебников, бизнес коучей, место намоленное, энергетика хорошая, поэтому всё, что мы зачитаем здесь, вслух непременно сбудется в следующем году. Ну, начнём. А то я очень много чирикаю. Альбина, скажите, пожалуйста, у нас сейчас приближается время корпоративов, у кого-то уже начались, машины, смотрю, оставляют во дворе. Что же такое корпоратив, как его правильно начинать, открывать, с чего начинать этот корпоратив. Сначала всех приглашают, потом объясняют правила, как, кому, в чём приходить и с чем. Что в сегодняшней деловой среде будет комильфо, а что не комильфо. 

Альбина Холгова:

Я очень мечтаю о временах, когда не нужно будет руководству объяснять сотрудникам в чём приходить. Когда будет само собой разумеющимся прийти в том-то, а не в этом. Надеюсь, что не за горами эти времена. Смотрите, целей у корпоратива несколько. Руководство устраивает корпаратив для того, чтобы сотрудников поблагодарить за хорошую работу, поздравить, наградить, если кто-то отличился, особенно это актуально для компаний, у которых много офисов, когда сотрудники, может быть, в течение года созваниваются, переписываются, но не видят друг друга. И вот тут они встречаются, обнимаются, знакомятся ближе. 

Наталья Урмацких:

А потом уходят в декрет к апрелю месяцу. 

Альбина Холгова:

Вообще в деловом этикете есть правило - табу на прикосновение коллег, в какой декрет, Наталья. 

Наталья Урмацких:

Мало ли, воздушно-капиллярным путём. 

Альбина Холгова:

Ну, если так, то да. 

Наталья Урмацких:

То есть на корпоративе нельзя танцевать, на брудершафт и вот это всё. 

Альбина Холгова:

Танцевать можно, на брудершафт не знаю. Этикет вообще вещь строгая. Вот видите, действительно, запрещают прикосновение коллег друг к другу. Это защита, в первую очередь, женщин от харассмента. Почему даже на работе, у нас всё-таки тема новогодняя, вы меня возвращайте, если вдруг я буду куда-то уходить. Например, на работе считается, что нет гендера, нет мужчин и женщин. Некоторые женщины обижаются, услышав это, говорят: Альбина, ну как так, личной жизни нет, ещё тут вы говорите о том, что на работе нет гендера. Да, этикет нас защищает от харассмента. 

Наталья Урмацких:

Зачем тогда девушки на корпоратив так красиво одеваются и красятся?

Альбина Холгова:

Подождите, а почему нет. 

Наталья Урмацких:

Смотри, но не трогай. 

Альбина Холгова:

В любом случае стоит помнить, нужно конечно разбирать частные случаи, в любом случае стоит помнить, что на корпоративе допускается одежда нарядная, и всё же диктует дресс-код. Если вы руководитель, устраиваете корпоратив, вы отправили всем приглашения, например, электронные, и вы подписали дресс-код такой-то. Все должны соблюсти. Если этот дресс-код подразумевает, может быть, что-то вечернее или коктейльные платья, все приходят в красивых коктейльных платьях, на работу мы в этом не ходим, но это не должно быть стилем соблазнения. Вот даже коктейльное платье на работе, оно должно быть элегантное. Я сейчас сказала на работе, я имела в виду на корпоративе. 

Наталья Урмацких:

Я поняла. 

Альбина Холгова:

Оно бы должно быть элегантным, оно не должно быть вульгарным, не должно быть вот этого туда... 

Наталья Урмацких:

В вечернюю историю, как у нас в одном из интервью было красиво написано. Это уже уходит в вечернюю историю. Иерархия поздравлений на корпоративе, корпоративных каких-то празднествах, она существует. Кого в первую очередь приглашают, поздравляют, кого в последнюю? 

Альбина Холгова:

Давайте с вашего позволения начнём вот так. Первым выходит на сцену, благодарит, поздравляет и награждает самый главный человек, присутствующий на корпоративе. И здесь стоит помнить, как бы ему ни хотелось остаться до утра, ему деловой этикет разрешает присутствовать на корпоративе 40 минут. 

Наталья Урмацких:

Это для начальника. 

Альбина Холгова:

Для начальника, для того, чтобы он не портил настроение подчинённым. Потому что при нём, понимаете, все будут ждать, когда он наконец уедет, чтобы уже. 

Наталья Урмацких:

Вы понимаете отношение к начальнику. 40 минут терпим, потом эгегей. 

Альбина Холгова:

40 минут. Руководители отделов 1 час 30 мин. и до утра гуляют только рядовые. 

Наталья Урмацких:

Это топ менеджмент. Руководители отделов, это топ менеджмент, а рядовые сотрудники до утра. 

Альбина Холгова:

Да, сотрудники могут гулять до утра, если они хотят. И золотое правило корпоратива, что бы ни произошло, главбух вышла, станцевала на столе, или вообще что-то ужасное произошло, на следующий день, когда мы встречаемся на работе, ни один воспитанный человек не должен подать виду, что что-то было. Никак, ни взглядам, никаких ухмылок, всё, что было на корпоративе, остаётся там, об этом забывается. Никаких сплетен дальше быть не должно.

Наталья Урмацких:

Корпаратив это та ситуация, когда, например, подчинённый более вышестоящему руководству может сказать что-то, что целый год копил или это не та ситуация. 

Альбина Холгова:

Копил?

Наталья Урмацких:

Он хочет сказать ему всё, что о не. думает. 

Альбина Холгова:

Вы имеете в виду подчинённый. 

Наталья Урмацких:

Подчинённый вышестоящему. 

Альбина Холгова:

Что-то хорошее, поблагодарить? 

Наталья Урмацких:

Ну, уж что накопил, не знаю. 

Альбина Холгова:

Этикет здесь знаете, как, надо оценивать свои риски. Этикет всегда про осознанность. То есть, например, когда мы про одежду говорим, должен быть костюм, сорочка, галстук. И обязательно кто-нибудь скажет: как же Стив Джобс? Вот как Стив Джобс, всё время джинсы, водолазка. Я говорю: да, Стив Джобс джинсы, водолазка, когда он уже имел имя. Когда он начинал карьеру погуглите, он был в костюмах, в галстуках и в сорочках. Поэтому всё дело в осознанности. Если вы можете себе позволить подойти и высказать всё, что накопилось, хорошее или плохое, кто же запретит.

Наталья Урмацких:

То есть если я правильно вас услышала, руководство, приходящие к коллективу кэжуал или в чем захочется, что уже может себе позволить, это не очень хорошая история, потому что коллектив скажет, если он так себе может позволить, то и мы можем. 

Альбина Холгова:

Да, совершенно верно. 

Наталья Урмацких:

То есть всё-таки руководителю нужно приходить в костюме. 

Альбина Холгова:

Совершенно верно, одежда, это не просто тряпки, это не просто одежда. Одежда, это субстанция, которая живёт отдельно от нас. Если бы я сейчас к вам пришла в каком-то растянутом спортивном костюме, у вас бы возник некий вопрос в голове. 

Наталья Урмацких:

Нет, у меня нет.

Альбина Холгова:

У вас, может быть, вы единственный человек, исключение. Вообще одежда нас сдерживает. Деловые костюмы нас настраивают на деловой лад, на какую-то более энергичную, углублённую работу. А если мы в какой-то майке растянутой и в каких-то джинсах, у нас немножко другой настрой в работе. Во всём так. Мы надели вечернее платье и мы совсем себя по-другому чувствуем. 

Наталья Урмацких:

И очень новые туфли. 

Альбина Холгова:

Одежда нас направляет. 

Наталья Урмацких:

Кстати, про туфли на корпоратив, стоит ли надевать новую обувь?

Альбина Холгова:

Новую? 

Наталья Урмацких:

Да. 

Альбина Холгова:

Нет такого правила, но главное, чтобы это были туфли. Не в сапогах. Ни в сапогах, ни в ботинках, ни в полуботинках, если мы в платье, чем-то нарядном. 

Наталья Урмацких:

Нет, просто я из практических соображений, это же всю ночь, зажигать, в новых туфельках, на каблуках. 

Альбина Холгова:

Вы к тому, что если там сломается каблук. 

Наталья Урмацких:

Да. 

Альбина Холгова:

Здесь нужно знать себя. 

Наталья Урмацких:

Можно сменку взять на после 2 часов ночи, скажем так. 

Альбина Холгова:

Потом балетки. 

Наталья Урмацких:

Вьетнамки, балетки, кому что ближе. Хорошо, я поняла. Такой вопрос, есть ли регламент обращения руководителя к коллективу. Когда он поздравляет, вы сказали, первое, что он за свои 40 минут присутствуя на корпоративе первое, что он делает, он благодарит. А дальше какие пункты идут? 

Альбина Холгова:

Здесь нет строго прописанных правил. По крайней мере, в деловом этикете. Здесь уже отталкиваются, у каждой компании есть своя внутренняя политика. Но в любом случае, хороший тон благодарить сотрудников, отмечать их. Я не могу сказать, это национальная культура или нет. Но часто люди жалуются на то, что от начальника не услышишь ничего хорошего. Так вот я всегда обращаюсь к вышестоящим и напоминаю, когда у меня есть такая возможность, что хвалите, делайте комплименты и на Новый год. Не забывайте, не просто про компанию, отметьте достижения своих сотрудников. 

Наталья Урмацких:

Это включает в себя и подарки какие-то, может быть, дипломы, грамоты. 

Альбина Холгова:

Может быть, но это не регулирует этикет. 

Наталья Урмацких:

Но это допустимо?

Альбина Холгова:

Конечно. 

Наталья Урмацких:

То есть какие-то вещественные подарки вручать. 

Альбина Холгова:

Конечно, не просто допустимо, а приветствуется. 

Наталья Урмацких:

Хорошо, а суммы как-то оговариваются, регламентируются?

Альбина Холгова:

Нет. 

Наталья Урмацких:

Стоимость подарков. 

Альбина Холгова:

Смотрите, если мы говорим про госслужащих, там есть закон закон о коррупции, 3000 руб. Сейчас, буквально на днях я давала комментарий, не принят закон, но начали разговаривать о том, чтобы в банковской сфере ограничить стоимость подарков для того, чтобы, по крайней мере, на аналитиков не оказалось таким способом воздействие. Что подарили дорогой подарок к Новому году, он хочешь, не хочешь, а уже чувствует себя должным. Психология человеческая, правда, мы получаем дорогой подарок, как-то мы ощущаем, что мы тоже должны что-то сделать для человека. 

Наталья Урмацких:

А это правильно, чувствовать себя обязанным за какой-то подарок или приветственное слово от руководителя? 

Альбина Холгова:

Приветственное слово точно нет, это же происходит, потому что вы хорошо работали. 

Наталья Урмацких:

Тебе похвалили, ты работал 18 лет, и вдруг накануне 2020г. господин генеральный директор наконец-то тебя отметил, прилюдно пожал руку. И всё, ты расплылся, расстаял и понял, что завтра ты уже будешь личным помощником. Это правильно, чувствовать себя обязанным руководителю за то, что наконец-то тебя отметили. 

Альбина Холгова:

Нет, за такую мелочь конечно нет. Я бы сейчас грубо сказала, что это свинство, за 18 лет один раз похвалить сотрудника. Если он все 18 лет хорошо работал, хочется сказать, не сменить ли вам руководителя. 

Наталья Урмацких:

Ах, если бы было всё так просто. Хорошо, подарки руководству и сотрудникам. Конкретно, что можно и что нельзя. Мы про госсферу поговорили, вы сказали про банковскую сферу. В принципе, если коллектив собирает подарок руководителю, каким образом это стоит делать, каким образом это этично. Именно объявить сбор, как в «Служебном романе» было, по-моему, мы по 50 коп. на Новосельцева, пегаса вручать, по 50 коп. на каждый юбилей. Как объявляется сбор среди коллектива, кем объявляется, и насколько велики грани этого сбора?

Альбина Холгова:

Наталья, вы знаете, я ни в книжках, нигде не читала о каких-то рекомендациях, как это делать. Но мой опыт работы в этой профессии, который безусловно помогает формировать какой-то вкус и какое-то понимание хорошего и плохого, в идеале, когда компания выделяет на это деньги. Когда есть какой-то бюджет,.не когда собирают по 2000 руб. с каждого сотрудника, чтобы начальнику купить что-то. Но, предположим, нет бюджета, и какой-то активист решил собрать. Тогда это должно происходить в максимально деликатной форме. Анна Петровна, мы собираем Ивану Ивановичу по 1000 руб. Предположим, Анна Петровна вчера купила квартиру, и она сидит вообще без копейки денег. Анна Петровна может сказать: вы знаете, я могу сдать только 200 руб. К сожалению, у меня сейчас такая ситуация, я могу сдать только 200. И по правилам хорошего тона никто не имеет права косо на неё за это посмотреть. Это касается и всех остальных праздников, когда на работе начинаются вот эти сборы. 

Наталья Урмацких:

Я думаю, это касается, прежде всего, и школы, где родительские комитеты в попытке завладеть любовью учителя и коллектива школы, начинают вот эти инициативы с подарками. Был недавно скандал, когда девочку за какую-то печеньку не пустили за общий стол. Это была чудовищная конечно ситуация. То есть все эти сборы, они сугубо добровольные, и этикет, насколько я правильно вас услышала, подразумевает, что никто не в силах сделать замечание или осудить человека, если он вносит сумму меньшую. 

Альбина Холгова:

Совершенно верно. 

Наталья Урмацких:

И он не обязан потом её доносить. 

Альбина Холгова:

Нет такого правила. Вы знаете, подарок, это всегда вещь добровольная. Подарок, это хорошая вещь, но она всегда добровольная. И человек, делая подарок, отталкивается от собственных обстоятельств каких-то, от собственных возможностей на сегодняшний день. Здесь принципиально важный момент. Нижестоящие вышестоящему дарят всегда только коллективный подарок. Я не могу прийти, пока меня никто не видит, зайти через приёмную и поблагодарить руководителя за что-то, подарить ему какой-то презент. Нельзя по этикету. Только коллективный подарок. А вот сверху вниз может быть. Например, очень хорошо сотрудник работает, и начальник его благодарит. 

Наталья Урмацких:

Поняла. Вернёмся всё-таки к вечеринке. Корпоратив, вечеринка, насколько неформально можно быть на корпоративе в общении с руководством, и что делать, если на этой неформальности настаивает сам руководитель. Ну вот он не ушёл в положенные регламентом 40 минут, а решил продолжать банкет, быть ближе к народу и пошёл в народ. Что делать?

Альбина Холгова:

Ничего не делать, отдыхать. 

Наталья Урмацких:

Насколько границы отдыха можно раздвигать? 

Альбина Холгова:

Вы имеете в виду, когда начинаются какие-то прикосновения?

Наталья Урмацких:

Какое-то панибратство, выпьем с отделом айтишников, как-то так. 

Альбина Холгова:

Если выпьем с отделом айтишников, то почему бы не выпить, если люди пьющие. А если, предположим, это касается какого-то конкретного человека, особенно если это разный гендер, это принципиальный момент, например, женщине неприятно, она чувствует себя сразу неловко в этой ситуации. Ей что, уйти, сменить стол. Во-первых, все видят, что потом будут говорить?

Наталья Урмацких:

А по этикету нельзя потом ничего говорить. 

Альбина Холгова:

По этикету да, совершенно верно, ничего нельзя говорить. Но здесь, наверное, можно сослаться на то, что вам нужно сделать звонок. Вообще этикет очень тонкая грань, он не то, чтобы рекомендует нам врать, но в ситуации, чтобы не обидеть человека, можно сослаться на какую-то личную причину. Болит голова, что-то ещё, нужно сделать личный звонок и удалиться, выждав, может быть, какой-то момент, когда кураж вот этот пропадёт или переключится начальник на какого-то другого сотрудника.

Наталья Урмацких:

Корпоративный этикет подразумевает потом развоз тел до пункта назначения?

Альбина Холгова:

Это зависит от возможностей компании. Конечно, было бы хорошо. 

Наталья Урмацких:

То есть комильфо будет сказать: ребята, я пошёл, вы там сами как-нибудь такси знаете как вызывать. Или всё-таки этикет обязывает позаботиться о своих подчинённых, заказать заранее какой-то транспорт или предупредить их, ребята, метро закрывается, поэтому будьте бдительны. 

Альбина Холгова:

Наталья, никогда не видела такой рекомендации, сложно сказать. В любом случае, если руководство на это идёт, это очень красивый жест. А знаете, что важно, если загородная история, если всем снимается дом отдыха, принципиально важно расселять сотрудников так, чтобы мужчины и женщины не были на одном этаже. Какое-то устаревшее правило, правда?

Наталья Урмацких:

Даже на одном этаже, не то, что в одном номере. 

Альбина Холгова:

Ну что вы. 

Наталья Урмацких:

Они всю ночь будут топать туда-сюда. 

Альбина Холгова:

Считается, что мужчин и женщин нужно селить на разных этажах. 

Наталья Урмацких:

Ещё такой вопрос и перейдём к следующей части нашего балета. Семья. На корпаратив принято ходить с семьёй или нет?

Альбина Холгова:

Это зависит от политики компании, от того, что было написано в приглашении. Если руководство решило, что можно приходить семьями, это обозначилось в приглашении, то почему нет, кто хочет. Если нет, значит конечно нет. 

Наталья Урмацких:

А если руководитель обозначил, все приходим с семьёй, с парой, со спутником, а ты такой интроверт, одиночка. Будет комильфо, какое хорошее слово я себе на язык посадила, прилично ли будет прийти одним или нужно искать эскорт?

Альбина Холгова:

Нет можно прийти одному. 

Наталья Урмацких:

Хорошо. Отгремели рабочие корпоративы, я напомню, мы двигаемся дальше, я напомню нашим зрителям и слушателям эфирный WhatsApp 8 9651083493. Вы можете задавать ваши вопросы нашей гостье сегодня и можете присылать ваши пожелания деду Морозу. Как я и объявила, сегодня вечер чудес, программа «Пирамида Урмаслоу» объявляет волшебные пожелания. Всё, что прозвучит сегодня в студии Mediametrics непременно сбудется, естественно, зачитанное в WhatsApp и конечно с добрыми намерениями, чтобы в следующем году всем нам было чуточку лучше, чем в этом. Переходим к следующей части. Мы двигаемся медленно домой. У нас длинные каникулы, а самое главное, это волшебная новогодняя ночь. 31 декабря, накрыт стол, созваны гости и родственники. Что нам говорит этикет о том, можно ли смешивать друзей и родственников за новогодним столом?

Альбина Холгова:

Не просто можно, а нужно. Вообще хороший тон собрать людей разных. Это делается для того, чтобы люди перезнакомились, чтобы, может быть, нашли каких-то новых приятелей, коллег, партнёров по бизнесу из каких-то новых сфер и прочее. И очень важно, когда мы приглашаем гостей, хозяйка должна позаботиться о рассадке так, чтобы если пришла пара, муж с женой, их нужно рассадить. Пришли две подруги, их нужно рассадить. Пришла мать с дочерью, их нужно рассадить. Обязательно между ними нужно посадить кого-то чужого, чтобы люди перезнакомились. Потому что, как правило, пришедшие вместе так и продолжают шушукаются всю новогоднюю ночь вместе. А задача этих вечеров, приёмов не для того, чтобы люди пришли и поели, а для того, чтобы люди знакомились и общались. 

Наталья Урмацких:

Но у нас принято традиционно, что Новый год семейный праздник. А вы говорите о какой-то коллаборации, когда нужно как в винегрет, как в оливье всех смешать за одним столом, да ещё и рассадить максимально неловко. Потому что если, я так понимаю, до третьего тоста за уходящий год люди незнакомые рядом всё-таки будут испытывать какую-то, если не напряжённость, то насторожённость. 

Альбина Холгова:

А знаете, как этого избежать? Когда гости собираются, например, пришла первая пара, они сидят в гостиной, в комнате, где все будут собираться. Потом пришёл ещё какой-то человек или два человека пришло. И хозяйка, встретив этого человека, провожает в гостиную и обязательно их знакомит. Не так, что они сами подходят, как правило, люди испытывают неловкость: извините, как вас зовут? Я Альбина. И пауза, люди не очень умеют у нас красиво общаться. Немногие, во всяком случае. Поэтому хозяйка что делает? Она подводит этого гостя и говорит: дорогие друзья (сейчас фантазирую) Анна, Иван, познакомьтесь, это Альбина. 

Наталья Урмацких:

Это именно хозяйка или хозяин, тут гендер присутствует какой-то?

Альбина Холгова:

Всё-таки хозяйка больше этим занимается. Но если вдруг хозяйки нет, если у нас хозяин только, в общем, главный человек. И обязательно добавить фамилию, и обязательно что-то сказать про эту Альбину сейчас. Для того, чтобы у них сразу же завязалась беседа. Если она просто скажет: познакомьтесь, это Альбина. Аня, Иван, Альбина. OK, они сели, Аня, Иван, Альбина прекрасно. Аня с Иваном продолжают общаться, Альбина залезла в соцсеть. Вот началось празднование. 

Наталья Урмацких:

Кстати, мобильное устройство за праздничным столом. 

Альбина Холгова:

Их вообще не должно быть. 

Наталья Урмацких:

По этикету за сколько метров до квартиры, до праздничного стола нужно отбирать все эти гаджеты?

Альбина Холгова:

Все эти гаджеты отбирать. Конечно, этого не должно быть, потому что люди должны общаться друг с другом, а не сидеть в соцсетях. Да, друзья?

Наталья Урмацких:

Да, друзья? Не сидите, задавайте ваши вопросы. Есть эфирной WhatsApp, есть, в конце-концов, мой аккаунт в Фейсбуке, где сейчас идёт трансляция. Наталья Урмацких, легко найти, трудно потерять, ещё труднее забыть. Хорошо. Вы сказали, она встречает. А когда правильно приходить гостям? Некоторые опаздывают, некоторые приходят чуть раньше. Вот по этикету когда правильно? 

Альбина Холгова:

Если нас пригласили, например, к 22, то можно прийти к 22 или обычно полчаса дают вот этого зазора, когда гости подтягиваются, кто-то встал в пробку, кто-то не успел, какие-то элементарные причины. Самое страшное - прийти в 21:57 (хотя бы).

Наталья Урмацких:

Почему?

Альбина Холгова:

Потому что, как правило, в это время хозяйка заканчивает последние приготовления. Вот она или снимает бигуди, простите, или она красит ногти. 

Наталья Урмацких:

Я тоже почему-то про подумала про бигуди. 

Альбина Холгова:

Или что-то ещё, или она расставляет последние салаты. Как правило, всё не успевается, поэтому ни в коем случае нельзя приходить раньше. Пришли раньше, стойте у подъезда и не смейте беспокоить. Вот такой строгий этикет в данном случае. 

Наталья Урмацких:

Интересно, а сменку с собой брать? 

Альбина Холгова:

Красиво, конечно. Представьте, вечернее платье или коктейльное и что, в тапках что ли?

Наталья Урмацких:

Не знаю, может босиком люди, всё-таки семейная обстановка. 

Альбина Холгова:

Вы знаете, если это заведено. Опять же, можно поинтересоваться всегда. Можно поинтересоваться, как будет, скажите, надо или не надо. Я всегда это приветствую. 

Наталья Урмацких:

Чем заполняется пауза, пока гости собираются по этикету, что это, напитки, кейтеринг какой-то. 

Альбина Холгова:

Да, это так называемый аперитив, когда у нас какие-то маленькие закусочки и напитки, в том числе, можно подать игристые вина или коктейли, и разговорами, разговорами они должны заниматься. Вот как раз она подводит, знакомит, говорить какую-то фразу. Альбина только что прилетела, не знаю, откуда-то, что-то увидела, была на выставке. И они начинают тут же расспрашивать. 

Наталья Урмацких:

Какая красивая жизнь. Я прямо уже себе всё нарисовала в нашей однушке. 

Альбина Холгова:

Пишут, что интересный эфир. 

Наталья Урмацких:

Хорошо, и вот мы притопали всей семьёй с детьми. Что нам делать с детьми? 

Альбина Холгова:

А какой возраст? Вообще хорошо, когда дети уже умеют пользоваться приборами, уже умеют сидеть за столом. Вообще детей к этому нужно приучать. 

Наталья Урмацких:

До какого возраста их сажают отдельно, если сажают, давайте так вопрос поставим, а когда их можно уже пригласить к общему столу взрослому? 

Альбина Холгова:

Ну, в 3 года, мне кажется, вполне может ребёнок. Вы знаете, я смотрела интервью, меня потрясло. Не вспомню сейчас фамилию. Наш ресторатор московский, у него есть ресторан в центре Москвы. И что-то тут проходило в новостях, что-то у них с детьми было связано. То ли они не разрешали приходить, то ли они просили следить за своими детьми, что-то такое обсуждалось. И он рассказывал о своём детстве, когда он был маленьким. Первый поход в ресторан. Ему отец сказал: сын, мы сегодня идём в очень хороший ресторан. Можно процитирую, там очень некрасивое слово. Он ему сказал «если ты хоть раз хрюкнешь, то больше ты с нами в ресторан не пойдёшь». И этот ресторатор говорит: я не хрюкнул. С тех пор я хожу в рестораны. 

Наталья Урмацких:

Я обещала не хрюкать, я не хрюкнул, но зато. 

Альбина Холгова:

В общем, всё прошло хорошо. Я к тому, что надо прививать эту культуру. У нас, правда, её нет. Это действительно так. 

Наталья Урмацких:

Просто я слышала какие-то версии, читала тоже гуру этикета, называли, что маленьким детям накрывается отдельный стол. Да и в больших семьях, наверное, тоже так. 

Альбина Холгова:

Такое может быть. Так договорились, нужно это всё просто согласовать тогда. Если мы понимаем, что у нас будет много детей, эти дети ещё не могут находиться за большим столом, это будет неудобно, тогда для них накрывается. Но довольно тяжело, слушайте, вот как хозяйке разорваться. Она должна и за этими гостями ухаживать, и за теми гостями. Этикет нам конечно говорит, что на вечер мы должны нанять помощников. Но где этикет, а где российская жизнь. 

Наталья Урмацких:

У помощников тоже Новый год, между прочим, они люди, им нужно отдыхать. Ещё такой вопрос щекотливый. Если в гости приходит кормящая мать. По этикету как вести себя хозяйке, чтобы обустроить ей, чтобы ей было комфортно, чтобы гости не смущались, сейчас же все руками машут. 

Альбина Холгова:

Какая-то должна быть комната отдельная. Точно это не при всех. Я не хочу обидеть никаких женщин, но это нельзя делать в присутствии других людей. 

Наталья Урмацких:

Всё понятно, сразу хозяйка показывает, вот здесь вы можете уединиться с ребёнком и всё, проблемы сняты. 

Альбина Холгова:

Конечно. 

Наталья Урмацких:

Поведение хозяев и гостей, особенности вручения подарков. В какой момент праздника гости, придя в гости, могут вручать подарки. Как это делается правильно, какая упаковка. Некоторые говорят, надо сразу раскрывать. Ты что, даже не посмотришь, что я тебе принёс. Обижаются. Правильно ли это с точки зрения протокола?

Альбина Холгова:

Наталья, подарок мы должны вручать при входе. Мы пришли и сразу поздравляем. У нас есть правило двух спасибо, когда мы берём подарок, мы берём эту коробочку, мы говорим: спасибо большое. Мы её действительно тут же открываем, мы должны посмотреть, что там. Мы видим там какую-нибудь ерунду, но делаем вид, что мы о ней мечтали, говорим: спасибо большое, какая прелесть. Мы это делаем, мы вручаем при входе на тот случай, что если кто-то пришёл без подарка, чтобы этот человек не видел. И действительно, человек может прийти без подарка. Может быть, у него не получилось, может быть, какие-то другие причины. Но тогда есть такая палочка-выручалочка в этикете. В течение одного календарного года ты обязан пригласить этих людей к себе в гости. 

Наталья Урмацких:

Если пришёл без подарка. 

Альбина Холгова:

Есть такое правило, в течение одного календарного года. Или всегда можно, у нас в списке безошибочных подарков, в том числе, цветы. Всегда можно прислать на следующий день цветы. 

Наталья Урмацких:

1 января. 

Альбина Холгова:

Ну, не знаю, как работают курьерские службы. 

Наталья Урмацких:

Это хорошая наказание, такая епитимья за то, что пришёл без подарка. Такой вопрос дальние родственники. Они, как правило, могут нагрянуть внезапно, наша российская традиция. На Новый год, с этикетом, как правило, они дружат меньше, чем столичные родственники. Что должна сделать хозяйка, как она должна себя повести в этой ситуации, если дальние родственники нагрянули?

Альбина Холгова:

А как она уже себя в этой ситуации поведёт, скажет: здравствуйте, дорогие гости, я очень рада вас видеть. Вежливый человек так и сделает. 

Наталья Урмацких:

Принимаем?

Альбина Холгова:

Да, а что сделать?

Наталья Урмацких:

Это принятие, как говорят психологи. 

Альбина Холгова:

Но с позиции этикета делать так никогда нельзя. На месте этих людей, которые приехали. Ни в коем случае. Шутки шутками, мне недавно в социальной сети девушка писала, это кавказский регион, она говорила, что в 6 утра могут прийти гости. Я не очень представляю, как такое возможно. 

Наталья Урмацких:

Традиции. Деликатность родственников, это прямо больной вопрос. У нас принято, когда мы долго не виделись, собираемся за одним столом и начинается: ты до сих пор не замужем, что не родила, ты работу не нашёл? Как правильно этично снять вот этот накал родственных страстей, увести разговор в сторону и больше не возвращаться к этой теме?

Альбина Холгова:

Смотрите, универсальный приём, элегантный приём - это перевести тему. Я только полагаю, что с некоторыми родственниками этот фокус не пройдёт. Они опять. Как перевести тему?

Наталья Урмацких:

Уйти от ответа. 

Альбина Холгова:

Тётя Маша говорит: когда ты будешь рожать детей? Вы смотрите на тётю Машу и говорите. 

Наталья Урмацких:

У меня молоко убежало. 

Альбина Холгова:

Тётя Маша, как вам идёт этот бордовый шарфик. И по правилам этикета тётя Маша должна понять что это ваш ответ завуалированный, который переводится очень просто. Тётя Маша, это вообще не ваше дело. Но я предполагаю, что тётя Маша не знает слово на букву «Э», этикет, и она скажет: да, спасибо, но всё-таки когда будут внуки? Здесь тогда можно, наверное, сказать: тётя Маша, я совсем не настроена говорить на эту тему. Этикет отвергает ложное джентльменство То есть мы не должны в ущерб себе что-то терпеть. И действительно, если человек не понимает красивого вашего ответа, то можно открыто поставить на место. 

Наталья Урмацких:

По-русски. 

Альбина Холгова:

Тётя Маша, говорит мы об этом сегодня не будем. И знаете, хорошо сразу начать какую-то другую тему, чтобы не возникало этой паузы, чтобы тётя Маша не сидела такая: как так, вот вырастили на свою шею. Сразу начать какую-то тему. 

Наталья Урмацких:

Если тётя Маша принесла с собой еду. В принципе, если гости приносят с собой какие-то вкусняшки, из добрых побуждений, даже если у вас аллергия и они об этом знают. Вот они принесли. Что делать с этой едой? Удобно ли поставить её на общий стол или её куда-то надо спрятать?

Альбина Холгова:

Вы знаете, это очень деликатный момент. С собой еду могут приносить, если это не согласовано с хозяйкой, шеф-повар, кто-то, кто настолько отменно готовит. Вот этот презент из разряда спеть песню, прочитать стихотворение, которое слушать никто не хочет. Но нет, вы меня послушайте, вам мне погибает звезда, что-то такое. Это нужно быть, относиться к себе трезво, насколько это вообще интересно окружающим, насколько это вкусно. Если это шедевр. Картина, написанная собственными руками, если это очень красиво, классно, да, этому будут рады. А если это пародия на Пикассо, но это откровенная пародия бездарная, то какая в этом ценность? Никакого удовольствия. 

Наталья Урмацких:

Хозяйке что делать? Поблагодарить, вежливо поставить куда-то в сторонку на подоконник. 

Альбина Холгова:

Если она сомневается, если это подарок не от шеф-повара, есть у неё сомнения, конечно, она не должна рисковать, не угощать этим гостей, мало ли что. 

Наталья Урмацких:

Про угощать это прямо такая благодатная тема. Что делать, если на столе незнакомое блюдо?

Альбина Холгова:

Сделать паузу и посмотреть, как это будет есть хозяйка. Раз она подала, она точно знает, поэтому мы замедляемся и смотрим. Здесь важный момент, я сама не всегда его соблюдаю, бывает, бизнес-ланч и так получилось, что ты очень голодна. Правило этикета нам говорит, что мы должны придерживаться общего ритма. Если все селёдку под шубой начали есть, мы примерно должны одинаково её закончить, плюс-минус. Не должно быть так, что ты уже съел селёдку под шубой, уже ты приблизился к десерту, а кто-то ещё сидит, закуски только ест. Есть в этикете такое правило, что мы должны синхронно двигаться, и мы должны 60 % времени за столом общаться и 40 % есть, не наоборот. 

Наталья Урмацких:

Если кто-то поперхнулся, не приведи господи. Я имею в виду рыбой, рыбной косточкой, что на это говорит этикет?

Альбина Холгова:

Мы делаем вид, что мы не заметили. 

Наталья Урмацких:

Не заметили окружающие?

Альбина Холгова:

Окружающие не заметили. Если мы чувствуем, что человеку совсем плохо, конечно, мы можем, понятное дело, здесь уже экстренная ситуация. Но про рыбную кость вы спросили, я много раз про это рассказывала, но это правило, его нужно знать всем. Если мы поняли, что у нас во рту рыбная кость, не когда мы подавились, а просто кость, как её изъять? В одной книжке по этикету я читала, что нужно аккуратно сплюнуть косточку на вилку и потом перенести на край тарелки. Но простите, что значит сплюнуть на вилку и на край. Помада на губах и прочее, это всё будет очень некрасиво. И потом, как будем переносить, обязательно эта вилка будет стучать по тарелке. Поэтому этикет не допускает вообще лишних телодвижений. Мы спокойно кончиками пальцев берём эту косточку у губ и переносим на край тарелки кончиками пальцев. Потом пальцы вытерли о салфетку и продолжили есть. 

Наталья Урмацких:

Салфетка всё-таки должна на коленях быть?

Альбина Холгова:

Тканевая, конечно, в идеале, если уж мы говорим про этикет, конечно, друзья мои, это должна быть тканевая салфетка, которую мы расстелим на коленях и будем ею пользоваться. 

Наталья Урмацких:

Как часто ею надо пользоваться?

Альбина Холгова:

Мы едим руками хлеб, мы едим руками спаржу, если вдруг падали отварную спаржу, печенье. Поэтому мы каждый раз промакиваем пальцы, если мы что-то такое едим. И мы каждый раз промакиваем губы прежде, чем попить воды, вина, неважно, любой напиток. Дело в том, что очень некрасивое впечатление производят люди, которые оставляют следы помады или жирные следы на бокале. Мы должны об этом заботиться. 

Наталья Урмацких:

Понятно. Я напомню ещё раз, немного времени осталось, эфирный WhatsApp 89651083493. Молчит WhatsApp, что-то вы такие робкие сегодня, или в пробках застряли, или не верите в чудеса. Надо верить. Надо верить и надеяться. Если не WhatsApp, то в Facebook в моём профиле, Наталья Урмацких, открыты комментарии, пожалуйста, ещё есть время позадавать вопросы. Уместно ли, я про подарки. Уместны ли хэндмэйд подарки? После того, как вы сказали, что блюдо от шеф-повара, картина только от Пикассо. Так что делать с хэндмэйд. 

Альбина Холгова:

Что-то талантливое. Талантливое может быть, например, дама испекла какое-то очень красивое печенье, это печенье можно упаковать в какую-то коробку, с бантом, и тогда это можно принести. А если это что-то тяп-ляп, то конечно нет. 

Наталья Урмацких:

С душой зато. Такая история, если семья собирается за столом (мы говорим про семью), и семья много поколенная, скажем так. То есть это и внуки, дети, отцы, деды и прадеды. Какая существует иерархия поведения за столом по отношению к старшим, по отношению к младшим? Вот так, наверное, прозвучит мой вопрос. 

Альбина Холгова:

Какой интересный вопрос. Какая иерархия. Здесь зависит от того, какой у нас способ подачи. Может быть так, что все блюда уже присутствуют на столе, а может быть так, что эти блюда подают. Если приносят каждый раз эти тарелки, то конечно, мы подаём самым старшим и двигаемся уже по степени убывания. Но здесь, знаете, какой ещё момент. Это могут быть самые старшие важными гостями, а могут быть действительно важные гости. Например, ваш руководитель. Может быть так случилось, что он празднует с вами Новый год. 

Наталья Урмацких:

Не приведи господь. 

Альбина Холгова:

Кстати, когда мы говорили про рассадку, что мы чередуем мужчин, женщин, рассаживаем родственников. Иностранцев обязательно рассаживаем, потому что после третьей стопки они перейдут на родной язык и для всей компании будут потеряны. Есть правило, что справа от хозяйки сидит самый важный гость. Смотрите, если мы уходим несколько столетий, когда этикет зарождался, правило было такое: справа самый важный гость, то есть самый главный какой-то, супер начальник. А слева самого старшего сажали. То есть самого старшего не сажали справа от хозяйки. Самое почётное место справа от хозяйки. Но сейчас все скрывают свой возраст, все хотят выглядеть моложе, делают всякие уколы, поэтому слева сажают второго по значимости гостя. Поэтому здесь всегда стоит каждый раз продумывать, кого мы выделяем самого старшего. 

Наталья Урмацких:

Интересно, у нас в семье была традиция во главу стола самого старшего сажать. Стол, как правило, был четырёхугольный, в торец стола с одной стороны сажали аксакала, старейшину, с другой хозяйку, которая была ближе к двери.

Альбина Холгова:

А муж где у хозяйки?

Наталья Урмацких:

Справа от неё. 

Альбина Холгова:

Нет, по этикету если мы говорим, они сидят друг напротив друга. Хозяйка, хозяин, хозяйка сидит ближе к двери кухни, чтобы можно было с этими тарелками и прочее. И дальше у нас следование такое: справа от неё самой важный, слева второй по значимости, надо нарисовать схему. 

Наталья Урмацких:

Нет, я поняла, не надо ничего рисовать. Что-то я ещё хотела спросить. Нашла информацию, это у меня было, про деловой этикет. Хорошо, всё равно, мобильные поздравления. Мобильная связь, как правило, минут за 15 грохается, рушится, и все стараются либо заранее, либо если не успели, то сильно позже, отсылает смс, WhatsApp сообщения. Ещё хуже, если это какие-то картекартиночки живые, ещё хуже, если это голосовое сообщение. 

Альбина Холгова:

Вы тоже не любите голосовые сообщения, позвольте мне пожать вам руку. 

Наталья Урмацких:

Только смерть может оправдать это или вождение за рулём, но тогда лучше вообще не звонить. Остальные случаи я считаю, что это очень неуважительно, отсылать голосовое сообщение. 

Альбина Холгова:

Конечно. 

Наталья Урмацких:

Тем более с поздравлениями. 

Альбина Холгова:

С чем бы то ни было. Это неуважение. 

Наталья Урмацких:

Вы разделяете. 

Альбина Холгова:

Это не я, это этикет, он абсолютно против. 

Наталья Урмацких:

Спам рассылка поздравлений в WhatsApp, в группах, в тех-же корпоративных чатах. 

Альбина Холгова:

Давайте начнём с того, что корпоративные чаты этикет не одобряет. В идеале вот мы жили без них лет 10 назад. У меня нет ни одного чата, я не состою ни в одном чате. 

Наталья Урмацких:

Но сейчас даже свой слэнг есть этих корпоративных чатов. 

Альбина Холгова:

Для меня это большое счастье. Я не встречала ни одного человека, скажем так, кто бы сказал: какое счастье, корпоративный чат, я люблю корпоративный чат. Ни одного. Всех людей раздражает, что в 23:00 что-то высвечивается, на следующий день ты заходишь, там 153 сообщения, которые к тебе не имеют отношения. И как бы руководитель и организатор этого чата не говорил, что, друзья, только по делу, всё равно начинается вот это словесное пустомелье. 

Наталья Урмацких:

Флуд. 

Альбина Холгова:

Да, ничего незначащие сообщения. Поэтому рабочие чаты, начнём с того, что это дурной тон. Все сообщения, которые без имени, не имеют адресата, это спам на языке этикета. Каждый раз мы должны писать: Наталья, поздравляю вас с Новым годом. Пусть вот это «С Новым годом», больше ничего не будет. Я копирую, дальше пишу «Надежда, поздравляю с Новым годом». Всегда в сообщении должно быть имя в начале, в конце, в середине, неважно. Сообщение без имени -,это спам. То же самое вот эти картинки без имени, это тоже спам, и на них можно не отвечать, друзья. 

Наталья Урмацких:

Ура. Мне разрешили. Так что извините все. Это я немножко ушла в сторону, к технологиям и гаджетам, но вернусь за стол. Крепкие напитки, немножко осталось времени. Крепкие напитки на новогоднем столе должны присутствовать или прямо не обязательно? Потому что у нас начинается провожание, потом встречание, потом в 3 часа ночи мы идём ещё хлопушки запускать. Всё это обычно печально кончается. Можно обойтись без крепкого? 

Альбина Холгова:

Можно, но это воля хозяйки. Знаете, очень важный момент. Если нас с вами пригласили на Новый год, вообще в гости, первое, что мы делаем, мы подтверждаем, будем мы или нет, если мы будем, мы говорим: Мария Ивановна, спасибо за приглашение, я буду. Я должна предупредить, что я не пью красное вино и не ем рыбу, предположим. И не нужно объяснять, почему. Это делается для того, чтобы хотя хозяйка не наготовила только рыбу и не поставила подруг почему-то красное только вино, чтобы ей было чем вас угощать. Обязательно предупреждаем. Может быть, у вас аллергия или что-то ещё. Присутствие крепких алкогольных напитков, безусловно, имеет место, если хозяйка так решила. Но здесь, вы знаете, у нас в России есть мнение, что если это то самое крепкое в маленьких стопках, значит только оно и не будет сухих вин. Я никогда не видела, не слышала от экспертов такой рекомендации. Мы этот самый крепкий напиток можем подать к супу, если мы подаём суп, то есть это идёт первым блюдом. Мы выпили по чуть-чуть, и дальше у нас пошли сухие вина. Но совершенно точно не может быть, когда вот этот напиток идёт к каждому блюду. Вот тогда люди напиваются до состояния. 

Наталья Урмацких:

Нажираются, проще говоря. Хорошо. Наше время эфирное подходит к концу. Я очень рада видеть вас гостьей этой студии. С вами, дорогие телезрители, ой, телезрители, я прямо такая гордая. Слушатели и зрители Mediametrics, конечно же, прощаемся до следующего года. Я желаю вам отличных каникул, отличных праздников, чтобы все отдохнули, набрались положительных эмоций и возвращайтесь где-нибудь в середине января. По понедельникам в 7 часов вечера как обычно программа «Пирамида Урмаслоу» будет с вами. У нас в гостях была Альбина Холгова, эксперт по этикету, деловому этикету и протоколу. Спасибо, Альбина, большое. С наступающим! 

Альбина Холгова:

Наталья, спасибо большое, вас с наступающим. 

Наталья Урмацких:

Всем пока.