{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Алексей Данилов Заместитель директора по экспертизе и защите прав застрахованных Московской дирекции АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" 09 декабря 2019г.
ОМС для мамы: позитивный опыт сотрудничества Совета Матерей и СОГАЗ-Мед
Как будущей маме правильно выбрать страховую компанию для оформления ОМС? В чем главная цель сотрудничества страховой компании СОГАЗ-Мед и Совета Матерей? Какие совместные проекты были осуществлены за год и что нас ожидает в новом году? Подводим итоги в эфире программы «Выбор Родителей»

Елена Шадрина:

Доброе утро, дорогие радиослушатели, сегодня в программе «Выбор родителей» ведущая Елена Шадрина и гостях у нас Алексей Данилов — заместитель директора по экспертизе и защите прав застрахованных Московской дирекции акционерного общества «Страховая компания «СОГАЗ мед». Очень важная тема, вопросов по этой теме накопилось огромное количество, прошел год, подводим итоги, и так же, как есть положительные новости, есть и отрицательные новости во всех сферах, а уж в сфере здоровья это одна из самых болевых точек. И наша аудитория — будущие и состоявшиеся мамы — огромное количество вопросов имеет к этой теме. Поделитесь, как нам в следующем году вести себя правильно, какие мы имеем права как клиенты медицинских учреждений. Практически у 90 процентов населения на руках есть уже карточка ОМС, кого-то устраивает, кого-то не устраивает. То есть если у тебя есть карта ОМС какой-нибудь страховой компании, это не значит, что ты в нее входишь и именно с ней работаешь и имеешь право поменять компанию. Как это делается, как быстро это делается, как правильно выбрать страховую компанию?

Алексей Данилов:

Эти вопросы, несмотря на то, что система ОМС продолжает развиваться и уже существует более двух десятков лет, требуют регулярного прояснения. Казалось бы, все из нас застрахованы по системе ОМС, имеют полис обязательного медицинского страхования, но когда нужда заставляет человека обратиться в свою страховую компанию? Как правило, только когда он реально сталкивается с какими-то проблемами при получении медицинской помощи. И вот тогда наконец достается этот полис ОМС, где на оборотной стороне указан телефон страховой компании, куда любой застрахованный может обратиться с вопросом даже консультативного характера, не говоря уже о каких-то проблемах, которые возникли при получении медицинской помощи.

Страховые компании выполняют незаметную на первый взгляд работу, но те люди, которые реально столкнулись с квалифицированной деятельностью страховщика, уже понимают осознанность этого выбора, и рассказывая людям о том, как выбрать правильно страховую компанию, мы начинаем с самых простых вещей, а именно то, что это делается, во-первых, просто, это делается бесплатно, это можно сделать оперативно, и страховые компании, особенно солидные крупные компании, реализовали несколько вариантов как можно перестраховаться, в том числе сохранив временные затраты, сократив разъезды по городу.

Наша страховая компания имеет большое количество официальных пунктов во всех районах города, если мы говорим о Москве, и на сайте нашей компании можно найти ближайший адрес или просто позвонить на «горячую линию», где консультант подскажет, где территориально ближе к вам находится офис и время его работы.

Если же мы говорим о масштабах страны, то у нас на сегодняшний день более 40 регионов, где мы присутствуем, из 85 субъектов. В следующем году мы существенно расширяем территорию своего присутствия, уже будет более 55 регионов, где люди вполне спокойно могут обратиться и выбрать нашу страховую компанию.

Елена Шадрина:

Но насколько я понимаю, все страховые компании работают со всеми государственными учреждениями, то есть если ты меняешь страховую компанию, это не означает, что ты должен будешь менять учреждение. Тогда смысл? Чем отличается одна компания от другой? У вас сейчас идет огромный рост, к вам присоединилась еще одна известная страховая компания.

Алексей Данилов:

Страховые медицинские организации, которые входят в систему ОМС, имеют договоры со всеми медицинскими организациями, которые также входят в реестр ОМС, и это не только государственные клиники, это и частные клиники.

Елена Шадрина:

А где список?

Алексей Данилов:

Большое количество частных организаций, порядка 30 процентов от всех медицинских организаций, входящих в реестр ОМС, это частные организации. Много частных стоматологий входят в системы ОМС, много частных лабораторий входят в систему ОМС, входят отдельные клиники, которые занимаются диагностикой, например, КГ, УЗИ, МРТ, это частные кабинеты, частные клиники, но они заявляются также в реестр работы по обязательному медицинскому страхованию, и все страховые компании имеют с ними договора.

У людей иногда бытует мнение, что если я перейду из одной страховой компании в другую, то моя поликлиника не будет меня принимать, потому что у нее якобы нет договора. В обязательном медицинском страховании, в отличие от добровольного страхования, любая больница, входящая в систему ОМС, обязана принять пациента, а уже страховая компания с ней занимается потом финансовыми взаиморасчетами за это лечение, проверяет ее. Поэтому никаких не должно быть сомнений у людей, если они меняют страховую компанию, измениться ли как-то прием врача от этого или не ухудшится ли мое состояние — абсолютно нет. В данном случае мы всегда на стороне пациента и разъясняем право пациента обращаться в любую клинику, которая работает в ОМС, и если по незнанию даже на уровне регистратуры люди получают информацию о том, что мы с этой страховой компанией не работаем — это грубейшее нарушение, и еще раз призываем просто обратиться на «горячую линию» страховой компании, она работает круглосуточно, 7 дней в неделю, где все подробно разъяснят, и никаких не должно быть нарушений в ограничении медицинской помощи.

Елена Шадрина:

Дайте, пожалуйста, нам алгоритм, как правильно выбрать страховую компанию. На что нужно смотреть? Женщина беременная, ей нужно определиться с какой страховой компанией дальше работать, потому что начинается сложнейший этап ее жизни, очень ответственный, что она должна делать? У нее на руках полис какой-нибудь страховой компании, и она хочет посмотреть какие еще есть страховые компании. На что она смотрит?

Алексей Данилов:

Первое — обращать внимание на количество застрахованных в этой страховой компании, это косвенно говорит о том, что люди выбирают эту компанию, доверяют ей, а еще это говорит о том, что в этой компании достаточно штата, в том числе людей, которые занимаются защитой прав застрахованных, врачей-экспертов, которые разъяснят, встанут на защиту застрахованного, проведут экспертизу, в крупных компаниях это реализовано. Крупная компания

равно солидная компания. Второй момент — как долго эта компания работает в системе ОМС.

Елена Шадрина:

В СОГАЗ Вы с 1998 года.

Алексей Данилов:

Да, как только изменилось законодательство, 21 год в этом году нам исполнился, мы одни из лидеров. Мы проходили параллельно с медицинскими организациями системы здравоохранения все реформы, мы проходили все изменения, которые были за эти годы в стране, и мы накопили эти знания, накопили этот опыт, и имея такую преемственность, мы достаточно компетентно можем человеку разъяснить, на что он имеет право, на что нет.

И третий момент — так же, как при выборе врача, это отзывы коллег, отзывы друзей, родственников, и в этом плане любая солидная страховая компания следит за своей репутацией, за качеством своей работы, и если кто-то реально столкнулся с какими-то нарушениями в медицинской помощи, обратился в страховую компанию, она ему действительно помогла, то это в виде сарафанного радио разносится по родственникам, форумам, у беременных женщин много своих форумов и чатов. И это тоже очень хороший признак, если вы слышите, что мне помогли. При этом мы знаем, что гораздо чаще происходят негативные впечатления, но вот такие основные три момента при выборе страховой компании мы можем озвучить, и у нас все эти три момента учитываются в нашей компании, мы одни из пионеров, мы самая крупная в стране сейчас компания, со следующего года у нас число застрахованных по Российской Федерации будет более 44 миллионов человек, это крупнейшая страховая медицинская организация.

Елена Шадрина:

Но вы не только крупная компания, которая работает со всеми медучреждениями, вы большие молодцы, вы еще работаете с общественными организациями. Один из проектов, который был в этом году реализован, это ваша совместная деятельность с общероссийской общественной организацией «Совет матерей». Как была организована эта деятельность, с чего все начиналось, почему вы приняли решение работать с этой организацией, федеральным куратором которой в том числе являюсь и я. Пользуясь случаем, передаю всем огромный привет, нашей огромной России, там, где есть наши волонтеры, всем привет.

Алексей Данилов:

В какой-то момент своего развития страховая компания поняла, общаясь в том числе на симпозиумах, форумах, конференциях, что голос пациентов и голос пациентских организаций, общественных организаций, направленных на сферу здравоохранения, очень важен, в том числе и для нас, потому что мы воздействуем на одно общее для нас звено, на то, чтобы все наши люди получали помощь своевременно и качественно. И когда мы слышим от общественных организаций какие проблемы сегодня существует, а мы компетентны в этих вопросах, то мы всегда с радостью общаемся и наводим контакты с такими активными советами, организациями, одна из которых «Совет матерей», ее возглавляет коллектив очень инициативных и позитивных людей, которые действуют во благо, делают большое дело, с удовольствием. Мы сначала присматривались, изучили вопрос, а когда начали встречаться и обсуждать наши конкретные шаги, потихоньку, поэтапно, мы увидели, что это серьезный проект, важный, и почему бы не использовать наш потенциал и получить даже нечто большее, чем мы могли сделать по отдельности.

Елена Шадрина:

Фактически как революция работа в проекте «Демографическая дорожная карта России», это достаточно серьезная задача, и «Совет матерей» занимается ее осуществлением, и прекрасно, когда рядом стоят такие монстры, не побоюсь этого слова, люди, которые уже за долгие годы наработали опыт. Давайте поделимся, что вы делали в этом году в рамках формата «Совета матерей», какую деятельность провела ваша страховая компания СОГАЗ?

Алексей Данилов:

Когда мы начинали встречаться с представителями, инициаторами, организаторами вашей организации, мы познакомились с вашей практикой, как в разных роддомах организуются беременные посиделки, где собираются беременные женщины и представители общественной организации, разъясняют им их права, отвечают на вопросы, а это то, что и делает страховая компания. И на этих встречах мы услышали от вас запрос о том, что много вопросов, которые требуется пояснить профессионалу, много вопросов, касающиеся бесплатности, сроков ожидания медицинской помощи, и когда мы договорились участвовать в этих беременных посиделках совместно, то увидели большой от этого результат. Пусть даже этот результат ограниченный во времени, потому что сегодня это беременная женщина, а через год уже ей все эти знания будут не очень нужны, но появляется новая волна, новые люди приходят на эти встречи, и за этот год не только мы распространили эту совместную практику участия страховой компании и «Совета матерей» в городе Москве, но мы уже большое количество регионов совместно охватили, и Вам большое спасибо, что Вы этим занимаетесь и выезжаете в регионы, в том числе отдаленные, и проводите такие встречи. Это находит отклик в том числе у организаторов здравоохранения, главных врачей роддомов, министров здравоохранения в субъекте, они понимают важность этой темы и всячески помогают.

В прошлом году «Совет матерей» провел такие беременные посиделки в 13 субъектах, это если учесть, что в году 12 календарных месяцев, 13 субъектов — это очень хорошо, и в большинстве из этих субъектов мы участвовали совместно, приходили наши специалисты, раздавали те памятки и те брошюрки, которые страховой компанией разработаны, короткие памятки, после встречи люди могут унести эту памятку с собой и потом обращаться к ней по мере необходимости. Там прописаны привычный календарь детей, время начала прикорма, докорма, что делать на этапе беременности, эти брошюры нами разработаны, и мы раздаем их беременным, информируем, повышаем их знания.

Елена Шадрина:

Идеология непосредственно с потребителями, с клиентами — это всегда достаточно полезная вещь. Есть какая-то статистика вопросов, которых большинство, самые болевые вопросы, которые не проходят, они просто повторяются из месяца в месяц, из года в год?

Алексей Данилов:

Эти вопросы есть, и они никуда не денутся. И в этом и заключается наша работа — регулярно разъяснять людям информацию по этим вопросам. Одни из самых частых вопросов — как долго я буду ждать обследования, доктор выписал направление на анализы или на УЗИ, и я не могу попасть на обследование, или мне предлагают сделать это платно по разным причинам, может быть, отсутствует специалист сейчас в поликлинике или сломан аппарат, или мне сказали за этот анализ заплатить, а у меня возникли сомнения. Мы всегда рекомендуем к нам обратиться, мы разъясним. Эти вопросы из региона в регион, из года в год повторяются, но и множество других, например, а для чего вообще нужен полис ОМС, или если я хочу выбрать врача, или я хочу выбрать роддом отдельно, тот, который мне нравится, а не тот, куда меня направляют, вот эти вопросы регулярно возникают, и мы на них даем ответ.

В том числе мы знаем и региональные особенности, если мы выезжаем с «Советом матерей» в другой субъект, а мы в этом году участвовали и в Ростове несколько раз, и в Краснодаре, и в Уфе, и в разных других регионах, и везде существуют, несмотря на общий принцип, местные особенности, особенно если речь идет о проживающих вне областного центра, о людях, которые находятся немного в отдалении, где нет поблизости возможности провести пренатальный скрининг. Мы эти вопросы разъясняем и считаем, что это очень полезно.

Елена Шадрина:

Приоткройте нам немножечко завесу, потому что мы знаем, что страховая компания действительно защищает интересы потребителей, и если беременной женщине говорят: «По территориальному признаку ты пойдешь рожать туда». А она говорит: «Я хочу туда». — «Нет, нужны показания, чтобы ты пришла к нам». Конкретные шаги — что ей делать?

Алексей Данилов:

Тут действительно нужно разбираться, потому что если беременность протекает гладко и запланировано, то ей в женской консультации выписывают направление в определенный роддом по территориальному прикреплению или по какой-то схеме маршрутизации. Но если она хочет выбрать иное учреждение, где она хочет рожать, нужно, во-первых, чтобы она входила в систему ОМС, и тогда женская консультация может дать. А во-вторых, чтобы это было плановое и согласованное поступление на какой-то неделе туда рожать, так как если роды уже начнутся и будет вызов скорой помощи, то уже врачи скорой помощи должны сориентироваться, насколько тяжелое может быть состояние сейчас, и они будут вести в тот роддом, который ближе, или в тот, который ожидает эту пациентку.

И другой момент — женщина может рожать в роддоме уровнем выше, то есть не в простом роддоме, а крупном перинатальном центре, даже может быть федеральном перинатальном центре, здесь действительно нужны медицинские показания, потому что крупные федеральные центры заранее согласовывают с женскими консультациями госпитализацию женщины, у которой не типично протекает беременность, или у нее у нее самой свои собственные заболевания, которые могут в процессе родов повлиять на роды. Поэтому здесь вопрос очень тонкий, мы понимаем, что у человека есть право выбора мед. организации, но это также должно вписываться в процесс организации этой медицинской помощи, иначе мы просто получим хаос, а нет ничего хуже, чем хаос, гораздо лучше, чтобы все было планово, систематизировано.

Елена Шадрина:

Есть ли какой-то перечень того, что входит в ОМС во время беременности для женщины, чем она может воспользоваться официально и то, что ей просто обязаны предоставить, несмотря ни на какие сторонние комментарии от врачей? Где ей это посмотреть? Перечень того, что ей положено?

Алексей Данилов:

Если мы говорим в общем смысле, то территориальные программы гарантий бесплатного оказания медицинской помощи есть в каждом медицинском учреждении в доступном для ознакомления месте, в том числе лечащий врач обязан проинформировать по запросу женщины о всех услугах, которые оплачиваются из системы ОМС.

Елена Шадрина:

Они отличаются в зависимости от региона, есть такое различие?

Алексей Данилов:

Да. Ежегодно утверждается общая базовая программа государственных гарантий, и сделать условия хуже, чем прописано в базовой программе, не имеет права ни один субъект. А мы видим, что некоторые субъекты при наличии финансовых возможностей, организационных ресурсов даже улучшают эту программу, добавляя в нее свои местные возможности. Для примера скажу, что в базовой программе указан срок ожидания консультации узких специалистов 14 дней, не больше. За две недели при наличии направления пациент должен получить консультацию узкого специалиста. В Москве в территориальной программе этот срок обозначен не 14, а 10 дней, то есть за 10 дней москвич должен попасть к врачу, потому что Департамент здравоохранения определил такую возможность исходя из количества поликлиника, количества аппаратуры, специалистов.

То же самое касается тяжелых исследований — МРТ, КТ. Если в базовой программе прописан срок ожидания не более 30 дней, то в Москве 26 дней, это один из примеров, когда территориальная программа может отличаться от базовой. Но если они отличаются, то только в лучшую сторону. В каждом субъекте мы имеем своих представителей, мы конкретной женщине разъясняем ее права, чтобы они соблюдались. А территориальная программа обязательна к исполнению, ее обязаны исполнять как медицинские организации, так и страховая компания следить за тем, чтобы это соблюдалось. Если вдруг возникают нарушения этой территориальной программы, в том числе по лекарственному обеспечению, взиманию денег, направлению на платные услуги, у страховой компании есть ресурс финансового наказания.

Елена Шадрина:

Это тоже важный момент, как нас защитить.

Алексей Данилов:

Имея большой опыт разбора жалоб, обращений, мы всегда рекомендуем начинающийся конфликт или недопонимание все-таки постараться решить на уровне медицинской организации. То есть если у вас возникло какое-то недопонимание с лечащим врачом, над ним всегда есть уровень выше, например, зав. поликлиникой или зав. женской консультацией, еще уровнем выше главный врач. Почему это так? Потому что по практике это более быстрый способ решения вопроса. Если эти должностные лица недоступны или вы не удовлетворены их разъяснениями, шаг 2 — позвоните на «горячую линию» своей страховой компании. Если мы говорим о СОГАЗ, у нас круглосуточная семидневная работа контакт-центра по всей России, с любого телефона, мы его можем озвучить — 8 800 100 0702. Если вы застрахованы в другой компании, то по другому номеру. И на этом этапе наш консультант, тоже подготовленный и обученный специалист, ответит на тот вопрос, который у вас появился.

Если же вопрос сложный, носит исключительно медицинский характер, региональные особенности, то этот вопрос просто будет переадресован страховому представителю второго уровня или даже третьего уровня, у нас трехуровневая система приема обращений, где детально, точечно с вами отработают, в некоторых случаях мы просим людей обратиться к нам письменно, изложить всю ситуацию, потому что нам потребуется провести экспертизу, у медицинской организации запросить документацию по вашему случаю. И если мы действительно находим там дефекты в лечении, в соблюдении порядка стандартов, то на основании законодательства мы можем больницу наказать финансово, это один из самых действенных рычагов, не только дисциплинарное, а финансовое наказание, когда главный врач получает от нас акт экспертизы, где написано, что вы не выполнили то-то или то-то, или вы отказали в приеме пациенту, за это мы вам этот случай не оплачиваем и еще штраф накладываем . Размеры штрафа бывают разные в зависимости от стоимости самого случая. Но грамотный и уважающий себя главный врач соберет внутреннюю комиссию, разберут этот случай, чтобы впредь такого не повторялось.

Елена Шадрина:

Есть какая-то статистика по самым непослушным регионам?

Алексей Данилов:

Все стараются реагировать и все реагируют хорошо, врачи — это люди ответственные, они не заинтересованы в вале жалоб, они хотят все эти вопросы урегулировать. Другой вопрос, что есть некоторые медицинские организации, может быть, во главе с не очень ответственными руководителями, которые либо не обращают на эти акты внимания, либо считают, что 1 пожаловался, 10 не пожалуется, и не будем ничего менять. В таких случаях, если мы видим регулярное поступление жалоб на одного и того же доктора или на одну и ту же мед. организацию, мы информируем орган управления здравоохранения, то есть местный департамент или местное министерство здравоохранения и сообщаем о том, что, уважаемые коллеги, пожалуйста, примите меры организационного характера, нужно наладить в этом медицинском учреждении процесс записи пациента или направление пациентов на обследование.

Бывает так, что по техническим проблемам сломан аппарат, но это не снимает обязанности с медицинской организации настроить процесс, перенаправить этот поток пациентов в соседнюю медицинскую организацию, договорившись с ней, в другие медицинские организации, это все задача медицинской организации. Если это не сделано, мы информируем департамент и обращаем на это внимание.

Елена Шадрина:

Проживая в Москве, выезжаю в регионы, и если там какая-то проблема, используя данную страховую карточку, по ОМС ты можешь обратиться точно так же в региональном отделении, тебе точно так же будут помогать, то есть это все работает по всей России?

Алексей Данилов:

Это все работает по всей России, полис ОМС действителен на территории всей Российской Федерации с одним уточнением, что если гражданин или женщина оказалась вдруг не в своем субъекте, где она проживает, у нее роды, она обязательно получит как минимум всю помощь в экстренном порядке бесплатно по ОМС, лечение и обследование она получит, но только в рамках базовой программы, которая утверждена для всей России, потому что местные территориальные льготы, расширения территориальной программы на нее не распространяются. Но в рамках базовой она все получит, а базовая программа покрывает практически все потребности пациента в получении медицинской помощи.

Елена Шадрина:

СОГАЗ работает с каким количеством регионов?

Алексей Данилов:

В данный момент более 40, в 2020 году более 55 регионов.

Елена Шадрина:

«Совет матерей» работает в 85 регионах. Мы вас будет ждать везде. За этот год какие были у вас еще интересные программы в сфере материнства и детства? Ведь вы же работаете не только с беременными, но и со всем населением. Что было такое интересное, что отличается от других страховых компаний, чего вы достигли в этом году?

Алексей Данилов:

В плане работы с беременными женщинами в ракурсе материнства и детства нам очень нравится взаимодействие с «Советом матерей». Новинкой для нас было участие в прямых эфирах в Инстаграме, такая современная фишка, много людей сейчас пользуются соцсетями, и мы с Татьяной Буцкой организовали прямой эфир «Ответы на вопросы», выходили в эфир и читали чат. Татьяна озвучивала самые актуальные вопросы, самые злободневные, и в прямом эфире разъясняли людям в онлайн, потом этот эфир можно было сохранить, пересмотреть, это нам понравилось, я думаю, что это нужно развивать и дальше.

Еще состоялась осенью этого года прямая линия министра здравоохранения, где она тоже отвечала на вопросы, а мы точно так же в Инстаграме «Совета матерей» эту линию смотрели параллельно, комментировали, задавали вопросы, и количество просмотров и количество участников в онлайне тоже нас приятно удивило. Мы видим в этом консолидацию наших интересов, в 2019 году для нас было новинкой такое активное участие в прямых эфирах, в том числе в соцсетях.

Елена Шадрина:

Достаточно активная позиция вашей страховой компании, я сама наблюдала, как в Санкт-Петербурге ваши представители рассказывали про услуги, как у женщин просто раскрывались глаза, они смотрели и говорили: «Неужели все это может быть». Это очень приятно. Но давайте пойдем немножко дальше. Женщине пришло время рожать, где ей узнать о том, что ей положена эпидуральная анестезия, что положено по ОМС?

Алексей Данилов:

Мы всегда начинаем с того, что лечащий врач обязан разъяснить, и мы говорим о том, что практически все, что положено женщине для сопровождения беременности, родов, ребенка, покрывается системой ОМС. Страховая компания все это оплатит. Способ родов или способ обезболивания

определяет лечащий врач. Если есть показания или противопоказания к общему наркозу, предлагают наркоз эпидуральный, это также все оплачивается из системы ОМС. Мы всегда рекомендуем нашим застрахованным не торопиться подписывать какие-то договора на платные услуги, а предварительно нам позвонить. Устный телефонный звонок уже может много разъяснить.

Елена Шадрина:

В общем, едешь в роддом, берешь с собой телефон, то есть номер должен быть забит, давайте еще раз повторим.

Алексей Данилов:

Наш федеральный номер 8 800 100 0702.

Елена Шадрина:

Запоминайте этот номер, чтобы он всегда был под рукой.

Алексей Данилов:

Есть же поговорка, что полис ОМС второй по значимости документ после паспорта. При выезде в другой субъект, при заболевании.

Елена Шадрина:

А за границей?

Алексей Данилов:

За границей полис ОМС не действует.

Елена Шадрина:

Можно ли сделать ЭКО по ОМС?

Алексей Данилов:

У нас уже несколько лет по ОМС осуществляется, то есть это все входит в программу ОМС, бесплатно для женщины. Другой вопрос, как на эту процедуру заявиться, как на нее попасть. Это определяет врач женской консультации, проведя подробное, тщательное обследование женщины, подтвердив необходимость такой процедуры, когда женщина проходит обследование вместе с мужем, собирается пакет документов, выносятся эти документы на комиссию, комиссия в медицинской организации подтверждает обоснованность и необходимость проведения, за женщиной резервируется определенная квота, это все в рамках системы ОМС, и потом осуществляется сама процедура тоже в рамках системы ОМС. Никто не отвергает возможность человека, и это прописано в законодательстве, выполнить любые медицинские услуги и в частном порядке, и в платном порядке, даже за то, что входит в систему ОМС. Например, он хочет сохранить анонимность, или он не хочет ожидать сроки, он торопится, может быть, он хочет получить более качественную по сервису услугу, он имеет право за это заплатить, насколько я помню, стоимость процедуры ЭКО, если переводить ее в рубли, около 250 тысяч рублей в зависимости от объемов обследований. Такие суммы оплачиваются системой ОМС.

Елена Шадрина:

Есть какая-то статистика по тем, кто воспользовался этой услугой, и растет ли она из года в год?

Алексей Данилов:

Количество процедур ЭКО растет из года в год. Совершенствуются технологии, выделяются дополнительные ресурсы и резервы для выполнения этих процедур в перинатальных центрах, в центрах репродуктологии, объем ЭКО постоянно увеличивается. Мы не видим количество платных услуг, они проходят мимо нашего внимания, не знаем, сокращается количество платных или нет, возможно, общий объем этих процедур одинаков, просто люди стали понимать, что по ОМС это можно получилось, и мы видим рост услуг, которые страховая компания оплачивает.

Елена Шадрина:

Просто бытует мнение, что если бесплатно, значит хуже, если платно, значит лучше. Все-таки нет, то есть те же самые врачи, те же самые инструменты, те же самые препараты.

Алексей Данилов:

Совершенно верно, при этом сейчас мы не обсуждаем частные центры, где только по платным услугам они принимают, там больше уровень сервисности, наверняка у них там отдельные люксовые палаты, но то, что входит в систему ОМС и оказывается в перинатальных центрах, там качество совершенно современное, и уровень поддержки материнства и детства у нас в стране очень высокий, это один из приоритетов системе здравоохранения — демография, увеличение количества населения в стране. Деньги выделяются приличные, и за последние годы мы видим насколько развилась эта система и сколько перинатальных центров по стране ремонтируется и строится.

Елена Шадрина:

Не могу не задать вопрос по поводу квот по ОМС, есть еще и другие квоты. Где смотреть эти квоты, как сориентироваться в этом? Ты же не будешь лазить по коммерческим клиникам и спрашивать: а какие у вас квоты? Как правило, они особо это не афишируют.

Алексей Данилов:

Все, что касается квот в системе ОМС, информация, сложная для понимания обывателю, и мы в таких случаях советуем как поступить. Если вдруг у женщины есть обоснованность проведения процедуры ЭКО, а ей поясняют в женской консультации, что квоты закончились, тогда нужно как минимум на уровне женской консультации спросить, куда можно меня направить, где эти квоты сохранились, потому что объем этих процедур распределяется между медицинскими организациями. Если закончились квоты в этой медицинской организации, не значит, что они исчерпались в другой.

Елена Шадрина:

А если врач не знает?

Алексей Данилов:

Я допускаю, что может не знать лечащий врач, который сидит в женской консультации и принимает ежедневно поток пациентов. Но это обязан знать заведующий женской консультацией или главный врач. Даже если он вам не скажет сразу, где еще сохранились квоты, но он, по крайней мере, обязан уточнить, в том числе в Департаменте здравоохранения, в Территориальном фонде ОМС или в Московском городском фонде и организовать поток пациентов туда, где эти квоты еще есть. Точно так же пациент может обратиться и к нам в страховую компанию, мы можем сделать аналогичный запрос. Нам потребуется некоторое время, потому что мы владеем информацией только по своей страховой компании, но мы можем запросить у фонда ОМС в каких медицинских организациях эти квоты сохранились и в том числе гарантировать оплату этой мед. организации за эту процедуру.

Елена Шадрина:

Впереди 2020 год, какие наметили планы, что ждать от СОГАЗа будущим и настоящим родители, мамам, папам, детям?

Алексей Данилов:

Нам очень понравилось взаимодействие с «Советом матерей», наше плотное и продуктивное взаимодействие, и с учетом того, что количество регионов у нас увеличится, мы планируем расширять географию наших совместных мероприятий, чтобы все больше и роддомов, и министерств здравоохранения, которые участвуют в этих беременных посиделках, понимали важность и внимание в том числе страховой компании к этой теме, будем расширять географию, будем активнее участвовать в прямых эфирах, в том числе пользуясь соцсетями, нам тоже это показалось интересным мероприятием, и реагируя на какие-то изменения в законодательстве, будем обновлять литературу, памятки, брошюры и информировать людей о том, что происходит, на что они имеют право. Возможно, что-то произойдет такое, что потребует целой информационной кампании для разъяснения.

Елена Шадрина:

Было очень приятно с Вами пообщаться, потому что Вы являетесь не только специалистом своего дела, Вы также и детский врач-хирург, два в одном, врач и человек, который защищает права пациентов, поэтому огромное спасибо. До новых встреч, рады будем видеть Вас в «Совете матерей».