{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Антон Фатеев Основатель HR-tech платформы «Буду» 02 декабря 2019г.
Я буду работать!
Студентам и выпускникам больше не придется подрабатывать разносчиками еды. У них появился надежный помощник по поиску работы. Расскажем о новом сервисе по трудоустройству молодых специалистов вместе с его основателем

Наталья Урмацких:

Приветствую вас, дорогие люди понедельника! С вами «Пирамида Урмаслоу» – лучшая программа о человеческих потребностях, нечеловеческих возможностях и наоборот! Сегодня у нас замечательная молодежная программа, ориентированная на молодежь, на студентов и выпускников различных ВУЗов, которые вот-вот будут искать себе работу. И в гостях у меня Антон Фатеев.

Антон Фатеев:

Добрый день!

Наталья Урмацких:

Антон Фатеев – основатель HR-tech платформы «Буду». Что это за платформа, и что из себя представляет этот проект, и каким образом придумал его Антон Фатеев, мы сегодня будем выяснять. Но сейчас будет интересно, потому что я буду объявлять конкурс – конкурс программы, наш розыгрыш, который мы традиционно предпринимаем в нашем эфире. В розыгрыше участвует, не поверите, вот такая огромнейшая, толстенная и совершенно интересная книжка про нашего, так сказать, Березовского и его время. О чем эта книга, Антон тоже нам, может быть, расскажет, а, может, не расскажет – победитель прочтет, узнает о жизни олигархов и всех, кто с ними рядом хотя бы постоял. Для того, чтобы получить этот ценный приз из наших рук, от радио Mediametrics, программы «Пирамида Урмаслоу», вам нужно в WhatsApp 89651083493 (наши пользователи, которые смотрят нас в Youtube или трансляцию в моем Facebook, в личном аккаунте Натальи Урмацких, видят этот телефон в уголке экрана), так вот в этот WhatsApp нужно вот что сделать. Сначала надо открыть интернет и набрать в строке поиска budu.jobs – так называется платформа. И вот ровно на этой платформе нужно отыскать самую высокооплачиваемую вакансию и прислать цену, которую объявляет работодатель на эту вакансию, на наш эфирный WhatsApp. Все очень просто! WhatsApp 89651083493. Тому, кто найдет самую высокооплачиваемую вакансию на сайте budu.jobs, будет призом вот эта самая замечательная книга об одном из самых богатых людей планеты, но, к сожалению, уже не живом. Ну, ладно, а теперь, Антон, к Вам (на зрителей я уже достаточно обратила внимание), рассказывайте, что же это за платформа такая?

Антон Фатеев:

Да, конечно! «Буду» – это сервис, который, с одной стороны, помогает компаниям нанимать молодых специалистов, а, с другой стороны, помогает студентам 3-го, 4-го курса или свежим выпускникам с опытом работы до 3-х лет найти себе первую или вторую стажировку или начальную работу.

Наталья Урмацких:

То есть больше нам не надо будет разносить еду (ну, не нам, а молодым людям и девушкам) и подрабатывать курьерами связи с этой замечательной платформой. А как же вы собираетесь тягаться с такими титанами как HeadHunter и остальные? кто на этом рынке присутствует?

Антон Фатеев:

Да, конечно, самое главное наше отличие от HeadHunter, SuperJob или других платформ – это то, что мы сконцентрировались на нише молодых специалистов, то есть у нас выпускники 3-го, 4-го курса, молодые специалисты – это самое главное наше отличие. Когда приходите на другие платформы, вы видите там вакансии топ-менеджеров, слесарей, курьеров, а у нас только интеллектуальные вакансии и только для этой ниши – это основное отличие нас от других платформ.

Наталья Урмацких:

Ну, да, уникальное торговое предложение. А почему вы решили сделать ставку на молодежь и на интеллектуальный труд only?

Антон Фатеев:

Нам показалось, на самом деле, что эта ниша свободна, потому что есть, с одной стороны, боль у соискателей, потому что они ушли с этих площадок, о которых мы говорим, ушли в разные Telegram-каналы, Facebook-группы, им приходится искать, и этот путь очень долго для них. А, с другой стороны, мы видим боль у работодателей и у рекрутеров, что они не могут найти себе молодых специалистов в каком-то одном канале и им приходится постить вакансии в разных каналах, тратить на это деньги и получать много нерелевантных откликов. А так как мы проводим модерацию всех соискателей, рекрутер получает только качественные релевантные отклики.

Наталья Урмацких:

То есть вы несете ответственность, собственно говоря, за соискателя? Каким образом?

Антон Фатеев:

Мы не позиционируем, что мы несем ответственность, но у нас на платформе, когда соискатель регистрируется, он заполняет резюме прямо у нас на сайте. Соответственно, мы понимаем, какой человек что написал, и резюме попадает на модерацию.

Наталья Урмацких:

Ой-ой-ой! Я вам в резюме тоже могу написать, что я космические корабли бороздила – это же может не являться действительностью! Как вы, действительно, проверяете соискателей?

Антон Фатеев:

У нас есть тариф для работодателей, где мы просто продаем количество откликов, а есть тариф, когда работодатель просит нас сделать какую-то фильтрацию, прозвонить всем тем, кто откликнулся на эту вакансию и, вероятно, даже отсобеседовать кого-то.

Наталья Урмацких:

Слушайте, это интересная история, которая, в общем-то, экономит время, я так понимаю, эйчарам работодателей?

Антон Фатеев:

Да.

Наталья Урмацких:

И, если я правильно понимаю, тарифы не такие уж прямо дорогостоящие, чтобы компания не могла себе это позволить?

Антон Фатеев:

Да.

Наталья Урмацких:

А платит только работодатель, а соискатель нет?

Антон Фатеев:

Для соискателей сейчас все бесплатно, платит только работодатель.

Наталья Урмацких:

О! Какая интересная история! Я просто тестила другие, скажем так, сервисы, и там нет какого различия между работодателем и соискателем, то есть у вас выгодно отличается, мне нравится это дело! Я хочу напомнить, прямо «не отходя от кассы», не отходя от экранов гаджетов, что у нас есть WhatsApp эфирный 89651083493, и если вы захотите получить замечательный ценный приз, вот такую тяжелую толстую книжку, прямо приедете в студию Mediametrics, и девчонки вам вручат книгу о жизни и творчестве, скажем так, Березовского нашего замечательного, вам нужно зайти на сайт budu.jobs (посмотрите, как пишется, в общем, все просто), отыскать самую высокооплачиваемую вакансию из представленных на сайте и прислать в эфирный WhatsApp 89651083493 эту цифру – ту цену, самую высокую цену, которую работодатель готов предложить на сегодняшний день соискателям. Ну, и, собственно, вы станете победителем и обладателем приза. Я возвращаюсь к вопросам нашему гостю, чтобы он не скачал. Как давно существует этот проект?

Антон Фатеев:

Первого сотрудника мы наняли в конце мая, но думаем об этом проекте уже, наверное, с начала года.

Наталья Урмацких:

Ну, а воплотить технически такую махину – это сложно?

Антон Фатеев:

На самом деле, нет. Сейчас у нас получилось собрать достаточно хорошую команду, мы, наверное, сделали первую версию за 4 месяца – это, учитывая, что мы все равно делали много ошибок, но, тем не менее, за 4 месяца мы уже сделали какой-то первый продукт, а с сентября уже прошли первые продажи. И с сентября по ноябрь (до конца ноября) у нас получилось привлечь таких клиентов как Х5 Retail Group, Райффайзенбанк и Unilever…

Наталья Урмацких:

…как работодателей?

Антон Фатеев:

…как работодателей, да. Они пока не ищут у нас работу, если бы они искали, было бы, конечно, интересно!

Наталья Урмацких:

Ну, все впереди!

Антон Фатеев:

Возможно… И также у нас достаточно быстро получилось найти аудиторию, потому что мы общаемся с вот этими молодыми ребятами на одном языке – это тоже одно из наших отличий, потому что все остальные сервисы, они как-то застряли в 2003-2005 году и, в принципе, не ведут никаких соцсетей. Мало того, мало просто вести соцсети, это нужно делать качественно. У нас внутри команды «Буду» своя In-House Production Studio, у нас дизайн, контент и video production делаем мы все сами. Соответственно, когда мы делаем для нашей аудитории качественный контент, им это нравится, и за счет этого у нас получается достаточно дешево и эффективно привлекать эту аудиторию к нам.

Наталья Урмацких:

Ну, а вакансии, они только по, скажем так, большим городам, по России, или международные?

Антон Фатеев:

Сейчас пока – это Москва и Петербург, и в большей своей части Москва. Хотя мы вот ездили на выставку в Екатеринбург пару-тройку недель назад, и несколько вакансий уже появляются в городах-миллионниках. В следующем году мы планируем еще более обширно захватить Москву и Петербург и уже привлекать города-миллионники.

Наталья Урмацких:

Ну, а если говорить о стажировке, иностранные не будут пока стажировки, или планируются?

Антон Фатеев:

Планируются, наверное, уже февраль, может быть, конец января. У нас сейчас ведутся переговоры с некоторыми американскими компаниями, которые готовы брать ребят на стажировку. В основном, это, конечно, айтишники или дизайнеры, но, тем не менее.

Наталья Урмацких:

А как же там санкции и всякие препоны?

Антон Фатеев:

Санкции, они, по-моему, только на сыр или на колбасу, вроде на умы пока нет таких жестких санкций. Но нас это не касается, в принципе…

Наталья Урмацких:

А вам потом скажут: «Что вы нам тут утечку мозгов организуете?!»

Антон Фатеев:

Ну, значит, придется делать сервис такой, чтобы возвращать эти мозги обратно. Мы обязательно придумаем что-нибудь по этому поводу!

Наталья Урмацких:

А это технически возможно?

Антон Фатеев:

Конечно, все возможно, особенно технически! Технически-то все возможно, а вот экономически – непонятно…

Наталья Урмацких:

Мне вот интересна какая тема. Понятно, что добросовестные как работодатели, так и соискатели, есть честные, молодые, хорошие специалисты, но всегда найдется какая-нибудь паршивая овца в этом замечательном стаде и, в общем, всю историю эту испортит (ну, так всегда бывает, опыт). Есть у вас какие-то белые списки, черные списки, как с одной, так и с другой стороны?

Антон Фатеев:

Да, у нас сейчас есть черные списки на некоторых работодателей – это в основном те, которые выкладывают вакансию и заявляют в ней одно, а, на самом деле, после общения с соискателем оказывается, что это совершенно другая компания и, возможно, даже ведет какую-то незаконную деятельность.

Наталья Урмацких:

Ничего себе! А как вы их наказываете?

Антон Фатеев:

Мы их совершенно баним с нашего сайта, они не могут больше ни зарегистрироваться, ни обновить вакансию.

Наталья Урмацких:

А вы потом эту информацию коллегам или таким же рекрутерским площадкам сливаете, отдаете? Ну, оповещаете, вообще: «Люди, alarm!»?

Антон Фатеев:

На самом деле, пока нет, но таких плохих работодателей, их очень много! Особенно на больших сайтах, их прямо очень много! Непонятно, как об этом сообщать, потому что они всегда могут зарегистрировать новый телефон, новый e-mail.

Наталья Урмацких:

Ну, да.

Антон Фатеев:

Мы также проводим модерацию всех вакансий, всех работодателей, которые к нам приходят. Перед тем, как вакансия реально появится на сайте, мы их образованием и удостоверяется, что это нормальная какая-то компания.

Наталья Урмацких:

А вот такая история, ну, просто лично сталкивалась неоднократно. Когда резюме рассылаешь, как бы вакансия есть, запрос есть, и вроде как галочка стоит «просмотрено». Люди не утруждают себя, вообще, ни прислать автоответ или какой-то живой ответ: «Спасибо, мы будем посмотреть, что называется…» У вас на площадке предусмотрен какой-то, не знаю, бот или Siri какая-нибудь специальная, которая заменила бы работодателя (эйчара), который считает, что это ниже его достоинства, он пришлет этому несчастному студенту и скажет: «Извини, пацан (девчонка), не получилось, ищи еще…»?

Антон Фатеев:

На самом деле, когда мы начинали этот сервис, мы провели очень много Customer Development с соискателями и поняли, что одна из основных болей – это как раз отсутствие фидбэка от рекрутера, от эйчара.

Наталья Урмацких:

Вот это самое всегда обидное! Оценка падает ниже плинтуса!

Антон Фатеев:

И не всегда это, зачастую, это не вина самого соискателя. Просто, возможно, что компания уже нашла кого-то, вакансия не активна…

Наталья Урмацких:

А, возможно, в отделе HR сидит кто-нибудь, скажем так, недалекий и на свое усмотрение решает судьбы специалистов.

Антон Фатеев:

Да, такое возможно. Вот эту боль мы решаем на нашем сайте и, соответственно, сейчас технически как раз прорабатываем то, чтобы 80 % или больше откликов на вакансию были с ответами и был какой-то дан feedback, почему человека не взяли, почему поставили его на hold?

Наталья Урмацких:

Ну, а уже есть какая-то аналитика по взятым на работу, ответ (как Вы говорите, фидбэк, я просто несильна в англицизмах), ответ от работодателя, вот статистика?

Антон Фатеев:

Да, мы сейчас стараемся добить эту цифру до 3-х недель, то есть после отклика 80% всех вакансий, они будут отвечены: либо «да», либо «нет».

Наталья Урмацких:

А возрастной ценз есть именно для соискателей?

Антон Фатеев:

Официально нет, потому что иногда бывает, и у нас были случаи, когда человеку 30, 35, 40 лет, он всю жизнь работал разработчиком и сейчас хочет пойти в новую для него деятельность дизайнер – это все равно еще начальный специалист…

Наталья Урмацких:

Ну, да, внутри он всегда студент.

Антон Фатеев:

Да, он может, даже после 20-ти лет опыта на одной профессии, он может сменить ее и пойти на стажера или начального специалиста в дизайне, условно говоря, но это нечастый кейс, если честно.

Наталья Урмацких:

Обращайтесь к нашим зрителям и слушателям, у вас продолжается замечательная возможность получить приз – книгу о товарище Березовском. Очень интересная книга, большая и толстая! Я вам ее вот так покажу, чтобы было видно. Увесистый том, который победитель нашего розыгрыша сегодня получит прямо из рук сотрудников Mediametrics! Что для этого нужно? Нужно зайти на сайт budu.jobs и отыскать самую высокооплачиваемую вакансию, прислать цифру, которую вы найдете в графе «зарплата», на WhatsApp эфирный 89651083493. Тому, кто пришлет самую высокооплачиваемую вакансию, мы будем вручать этот самый бумажный, толстый, большой и очень интересный приз! Ну, а я возвращаюсь к Антону: не грусти! Я краем, что называется, языка задела тему иностранный стажировок, иностранных вакансий, и мы с Вами немножко познакомились за эфиром, поэтому мне очень интересно Ваше личное мнение о возможности (сегодняшней возможности) молодых специалистов стажироваться за границей. Как Вы на это смотрите, потому что, я так понимаю, Вы сами через это прошли?

Антон Фатеев:

Да, я еще в школе получил грант, в девятом классе я уехал в Америку учиться на год в школе, потом я вернулся, доучился в школе и поехал в Мадрид, там поучился, бросил университет и поехал в Дубай, там поучился, опять бросил университет…

Наталья Урмацких:

Такой у нас разгильдяй в эфире!

Антон Фатеев:

Да!

Наталья Урмацких:

Не будьте такими!

Антон Фатеев:

Мама была не рада, но, тем не менее…

Наталья Урмацких:

Однако все получилось!

Антон Фатеев:

Ну, да, получается. То есть получить стажировку или работу за границей – не проблема! Естественно, нужно знать английский язык. Наверное, даже для каких-то разработчиков не обязательно знать его хорошо. Ну, как известно, сейчас очень многих разработчиков у нас увозят за границу, ну, или дизайнеров – все, что связано с айтишностью, остальным профессиям, наверное, немного сложнее.

Наталья Урмацких:

Ну, вот Вы общаетесь с айтишниками, с этой средой, с молодыми ребятами, которые заканчивают наши (допустим, московские) ВУЗы. У Вас есть возможность сравнить с иностранными ровесниками, потому что Вы с ними там общались. Вот, какая весовая категория у нас, у них, у кого мозгов больше?

Антон Фатеев:

Ну, айтишных ребят, я бы точно сказал, что у нас намного больше. Все, что связано с математикой, с физикой, у нас сильнее. Возможно, даже экономика у нас в чем-то сильнее. Но я не учился в Стэнфорде или в Гарварде, я учился в хорошем университете в Мадриде и в таком, от плохого к среднему, в Дубае, поэтому сложно сказать. Но в целом, я считаю, что в России, особенно в топовых ВУЗах (в Москве и Петербурге, в Новосибирске и Екатеринбурге) ребята очень сильные, у них есть все возможности добиваться успеха.

Наталья Урмацких:

У них есть возможности, понятно, у них и там есть возможности. А здесь-то, у нас на Родине, есть у них возможности, как Вы считаете?

Антон Фатеев:

Конечно! Мне кажется, сейчас как раз ранок соискателей, то есть у компаний открыто очень много вакансий, прямо реально очень много! Компании сейчас бьются за соискателя, соответственно, появляются такие сервисы как мы, чтобы помогать компаниям находить этих соискателей.

Наталья Урмацких:

Ну, а что в среднем по рынку предлагает молодому специалисту, вчерашнему выпускнику работодатель?

Антон Фатеев:

Вот есть зарплаты и 100 тысяч рублей, то есть у тебя ноль опыта работы, а ты получаешь сразу 100 тысяч рублей!

Наталья Урмацких:

Всё, куда-то я не туда пошла работать! А можно еще раз, можно поподробнее с этого места?

Антон Фатеев:

Я могу даже, наверное, рассказать про компанию – это компания Unilever, они предлагают ребятам, которые только что закончил университет, программу на 2,5 года…

Наталья Урмацких:

А что там, секта какая-то, или что?

Антон Фатеев:

Нет, почему, не секта…

Наталья Урмацких:

Или сетевой маркетинг? Что может молодой специалист в Юнилевере на 100 тысяч наработать? Это кем надо работать?

Антон Фатеев:

Это их лидерская программа, где они переходят от одного отдела в другой за 2,5 года, а через 2,5 года у них зарплата в разы больше. Другие компании как банки разные, они платят примерно, даже стажерам платят примерно 50-70 тысяч, а после того, как ты закончил ВУЗ, 50-100 тысяч – это реальные деньги.

Наталья Урмацких:

То есть интеллектуальный труд у нас все-таки ценится, слава богу?

Антон Фатеев:

Да, конечно!

Наталья Урмацких:

А почему (ну, может быть, я уже немножко спрашивала в эту сторону), почему именно интеллектуальный труд, почему не слесарь, не фрезеровщик? Я поняла, что ниша не занята, и вы туда вошли, но, в принципе, вы расширяться планируете?

Антон Фатеев:

Туда нет, мы планируем остаться только на интеллектуальных вакансиях. Мы будем расширяться обязательно! Вот сейчас мы решаем, на самом деле, одну проблему – это количество релевантных откликов для работодателя, то есть просто увеличиваем количество. Следующая проблема, которую мы собираемся решать – это фильтрация, то есть у нас будет и видео-резюме на платформе, будут какие-то тесты, сопроводительные письма можно будет прикреплять. И мы вот так глубоко вертикально будем пока развиваться.

Наталья Урмацких:

И это тоже будет для соискателей все бесплатно?

Антон Фатеев:

Для соискателей да, пока все бесплатно. Мы думаем о сервисах, когда будут какие-то продукты платные для соискателя в виде пробного режиме, пробного собеседования, но это пока так, в идеях.

Наталья Урмацких:

Так что есть все шансы воспользоваться ситуацией, пока все бесплатно и попробовать себя на рынке труда, если вы молоды и занимаетесь интеллектуальным трудом. А я повторю наш эфирный WhatsApp 89651083493. Если вы зайдете на сайт budu.jobs и отыщете там самую высокооплачиваемую вакансию, пришлете на этот WhatsApp эту самую вакансию и цифру, которую там предлагает работодатель, вы получите замечательный приз – огромную интересную книжку Петра Авена, которая называется «Время Березовского», вот такая большая, историческая уже практически книга. Ну, а мы продолжаем наш диалог. Вы упомянули Йель, Стэнфорд, у них есть такие программы по выращиванию специалистов, то есть они набирают детей, корпорация делает заказ, и они ровно обучают этих детей (ну, уже подростков, юношей и девушек) под задачи этой корпорации – это выращивание специалистов. У нас в стране, ну, в городах (Москва, не знаю, Питер) наши корпорации идут по этому пути, или нет?

Антон Фатеев:

Да, конечно, идут! У Mail.ru, у Тинькофф, у Сбербанка, у Альфа-Банка, у АБИ – у всех открыты кафедры в таких университетах как МФТИ (Физтех), Вышка МИСиС и другие (ИТМО, СПбГУ в Питере), у всех этих компаний открыты какие-то кафедры, где они уже с первого курса начинают присматривать ребят к себе на работу.

Наталья Урмацких:

Практикуются?

Антон Фатеев:

Да.

Наталья Урмацких:

Хорошо! Вот интеллектуальный труд – что подразумевается? Я поняла: IT-технологии, какой-то дизайн. А что еще входит в этот перечень?

Антон Фатеев:

У нас достаточно много, большой спектр вот этого перечня. Под интеллектуальным трудом мы понимаем тот труд, который неручной и в котором есть рост, то есть у нас есть и продажники, есть и аналитики, есть и юристы, есть экономисты, гуманитарии, есть даже пищевые производственники на такие-то заводы.

Наталья Урмацких:

Ну, не знаю, человек, окончивший музыкальное или художественное училище – это к вам?

Антон Фатеев:

Да, это, конечно, тоже к нам.

Наталья Урмацких:

Медики к вам?

Антон Фатеев:

Медики сложнее, но тоже можем. Просто пока у нас не так много клиентов как больниц каких-то частных, но это все тоже мы планируем привлекать к нам в компанию.

Наталья Урмацких:

Хорошо, а есть какое-то различие по, скажем так, половому признаку: мальчики, девочки, кого больше, кого меньше? И, главное, у работодателя есть эта разница? Это вот мой любимый прямо вопрос гендерный: на, что сейчас люди больше и охотнее берут, кого берут?

Антон Фатеев:

Хороший вопрос, тоже думал как-то об этом. Я не знаю, если у них это есть, наверное, у каждого отдела в каждой компании есть какие-то предпочтения. Вот, например, я сейчас тоже задумался. Я хочу сказать, что у нас в компании нет таких предпочтений, но у нас работает 14 человек и всего лишь одна девушка, хотя вроде бы совершенно нам все равно, девушка или парень, но по факту по-другому. Я не вижу никаких таких предпочтений. В принципе, если человек хорошо выполняет работу, совершенно неважно, какого он пола, цвета, роста – это совершенно неважно.

Наталья Урмацких:

А Вы сказали, вас 15 человек в команде?

Антон Фатеев:

Ну, да, 14-15 человек нас.

Наталья Урмацких:

И одна девушка?

Антон Фатеев:

Одна девушка, да.

Наталья Урмацких:

Вот ей хорошо, наверное, на 8 марта и очень грустно на 23 февраля…

Антон Фатеев:

Да, да…

Наталья Урмацких:

Значит, вы не делали эту аналитику, но интересовались этим вопросом?

Антон Фатеев:

Нет, у нас аудитория, если посмотреть на нашу аудиторию, это примерно 50/50, по-моему, девушек процента на 2-4 всего лишь больше. Но, естественно, когда работодатель выкладывает вакансию, у него даже нет варианта написать, кого он хочет, девушку или парня на эту вакансию, мы не предоставляем такого, потому что мы считаем, что это совершенно неадекватно.

Наталья Урмацких:

Ну, да.

Антон Фатеев:

А по аудитории у нас примерно 50/50 – это девушки и парни.

Наталья Урмацких:

Из чего я делаю вывод, в интеллектуальной сфере деятельности, в общем, все краски хороши, все полы равны?

Антон Фатеев:

Да.

Наталья Урмацких:

Понятно. Теперь я хочу Ваше личное мнение спросить об уровне профессионализма и подготовки этих самых молодых специалистов. Вы все-таки уже человек взрослый и опытный, побывали и в мире, поездили и по стране. На Ваш взгляд, компетенции сегодняшних выпускников хватает на то, чтобы удовлетворить потребности работодателей?

Антон Фатеев:

Я считаю, что да. Особенно топовые ВУЗы в Москве, в Петербурге, там точно хватает компетенции. А в целом по рынку, я бы сказал, компании особенно ищут ребят без опыта работы, просто с качеством быстрообучаемости – это самое важное, что они хотят увидеть. То есть им ребята нужны: хотеть и быстро учиться, и уметь быстро учиться.

Наталья Урмацких:

Правильно ли я понимаю, что теперь опыт не так важен, по крайней мере, вашим клиентам и работодателям, которые у вас на платформе, им важна скорость, как Вы сказали, обучения?

Антон Фатеев:

Да, это правда. Естественно, какой-то опыт – это преимущество. Вот у нас, например, в резюме, мы понимаем, что у ребят, которые только что выпустились, у них может не быть какой-то опыта, поэтому мы делаем акцент на внеучебной деятельности и пытаемся раскрыть кандидата как-то всесторонне, увидеть, что он активный, что он что-то предпринимает, что-то делает и как-то учится в своей деятельности.

Наталья Урмацких:

А какое-то тестирование специальное есть у вас именно на ресурсе, кроме как заполнить резюме?

Антон Фатеев:

Пока у нас только можно заполнить резюме, но мы планируем разные тестирования. Вот сейчас как раз та девушка, которая нас работает, она и занимается исследованием тех тестов, которые мы можем сделать у себя на сайте.

Наталья Урмацких:

А как вы тогда, работодатель именно этих ребят тестирует уже сам по себе?

Антон Фатеев:

Да, он тестирует сам, то есть это модель такого именно работного сайта, где мы просто ответственны за количество релевантных откликов, а за фильтрацию вот этого мы пока не ответственны, соответственно, мы берем меньше денег. Но в дальнейшем мы планируем делать эту фильтрацию и вот эти тесты, мы хотим туда идти.

Наталья Урмацких:

Ваше личное отношение к службам HR офлайновским?

Антон Фатеев:

Ну, смотрите, мы такой словарь «Буду» придумали, и мы отделяем, мы делаем различие между эйчаром и рекрутером. Эйчар – это такой человек, который занимается внутренними процессами и немножко выше рекрутера. Рекрутеры – это ребята, которые ответственны именно за сорсинг, за привлечение кандидатов.

Наталья Урмацких:

Боже, там еще такая иерархия есть?

Антон Фатеев:

Да, это сейчас очень интересно. Мы даже недавно были в Вышке, и там есть специализация по HR-аналитике, то есть на них теперь можно учиться. Что интересно, на самом деле, рынок достаточно такой нездоровый, я бы сказал, потому что порог входа в рынок рекрутмента, он очень низок, он плюс-минус такой же, как рынок риэлторов – кто угодно может пойти и стать рекрутером. Соответственно, из-за этого возникает много проблем, большинство компаний недовольно рекрутами и большинство соискателей недовольны рекрутерами, потому что, в принципе, большинство рекрутеров (80 %) не понимает, что от них хочет бизнес и как оценить соискателя. Соответственно, наш долг и план, куда идет «Буду» – это в том, чтобы отцифровать этого рекрутера и убрать его из цепочки «компания-соискатель».

Наталья Урмацких:

Ну, а сертификация предполагается у этих самых рекрутеров? Ну, вот, смотрите, были попытки сертифицировать, допустим, труд нянечек, не знаю, таксистов тех же, то есть того, кого нужно по пальцам пересчитать и отцифровать. А попытка как-то сертифицировать этих самых рекрутеров, она реальна?

Антон Фатеев:

Я думаю, что нет такой задачи, в смысле, нет такой нужды, чтобы сертифицировать рекрутеров, потому что, я считаю, что они будут не расти в количестве (рекрутеры), а именно снижать, то есть рекрутеров с каждым годом будет становиться все меньше и меньше. Потому что компания будет не нанимать рекрутера, а уходить к таким компаниям как «Буду», например, и технологиям разным, давать им запрос в навыках и в опыте работы, кто им нужен и, соответственно, алгоритм на нашей стороне будет сразу предлагать компаниям тех или иных соискателей.

Наталья Урмацких:

Ну, вот, смотрите, онлайн-формат я понимаю, то есть на ваш сайт работодатель может зайти, в принципе, любой – от малого бизнеса до корпорации. Кому тогда доступна из компаний (масштаб компании, скажем так) офлайн-армия рекрутеров и эйчаров, и еще плюс, чтобы они с вами контактировали, какой это, скажем так, объем бизнеса? Это какие-то госкорпорации, частные большие, вот эти Юнилеверы, еще кто-то)?

Антон Фатеев:

Я бы сказал, что это любая компания вообще, у которой есть хотя бы рекрутер. То есть у нас сейчас есть клиент, например, один, они у нас 16 вакансий сейчас будут публиковать – это стартап, но тоже так стартап, ему 2 года, они очень быстро растут, их всего 20 человек и им сейчас нужно нанять еще 30 за несколько месяцев. То есть это могут быть и стартапы, это может быть какой-то средний бизнес. В принципе, как работает рекрутер сейчас? Он идет и на HeadHunter, он идет и на SuperJob, он идет и в Telegram-канал, он ищет везде, где только можно. А вот, когда он захочет найти молодого специалиста, у него есть нишевое решение в виде нас. Кстати, хотел еще добавить, что некоторым компаниям, у которых проблемы именно с бренд-менеджментом, мы помогаем увеличить количество качественных откликов с помощью спецпроектов, которые мы делаем. Такой проект мы сделали для Х5 Retail Group. Мы приходим в компанию, делаем контент, фото- и видеопродакшн, берем интервью со стажерами, рассказываем, как классно там работать, какие там интересные задачи, какой быстрый рост там можно получить и, соответственно, тем самым привлекаем аудиторию соискателей, потому что очень часто они даже не знают, что происходит в компании? Например, про «Перекресток» мы раньше думали, что это просто пойти и работать в магазин рядом, хотя, на самом деле, там очень много позиций по поводу аналитики, маркетологов, логистов, айтишников…

Наталья Урмацких:

А какой нижний порог возрастной у соискателей? Ну, не получится так, что там совсем уж прямо детей собирают?

Антон Фатеев:

Нет, на самом деле. Хотя многие компании уже готовы брать стажеров с первого курса…

Наталья Урмацких:

А это законно?

Антон Фатеев:

Ну, если больше 18 лет…

Наталья Урмацких:

А трудиться со скольки можно?

Антон Фатеев:

С 18-ти лет точно можно. Наверное, частично можно и с 16-ти. Но многие компании уже берут на стажировку с первого курса. В основном, это, конечно, третий-четвертый курс их интересует, ну, и когда только выпустились ребята.

Наталья Урмацких:

А какое-то взаимодействие с ВУЗами у работодателя предполагается? Потому что, я знаю, вот в мое время, в тех ВУЗах, где я училась, там были программы, особенно по регионам, они платили за обучение человека, потом он должен был отработать 3-5 лет (там разные были истории). А вот в вашем случае такие программы могут иметь место быть?

Антон Фатеев:

Вот мы сами очень хорошо дружим с университетами, мы сейчас состоим в Физтех Акселераторе (это МФТИ), дружим с Вышкой. Мы за 2 месяца посетили, наверное, 8 карьерных выставок: одна в Питере, несколько в Москве и одна в Екатеринбурге, то есть со всеми карьерными центрами мы пытаемся выстроить какую-то коммуникацию и дружить с ними, потому что это наш канал привлечения соискателей. А работодатели дружат с ВУЗами с помощью того, что открывают там кафедры, там обучают ребят с какой-то своей деятельностью и потом уже набирают к себе на работу.

Наталья Урмацких:

А службы занятости могут быть задействованы в вашем проекте?

Антон Фатеев:

Службы занятости могут, но не уверен, насколько это… Пока мы этот канал даже не рассматриваем, потому что ребята, которые соискатели, ищут интеллектуальные вакансии, они как-то обходят, они туда не приходят, там их нет.

Наталья Урмацких:

То есть репутация типа такая?

Антон Фатеев:

Ну, да, там их нет.

Наталья Урмацких:

Не про интеллектуалов… Но хотя спорно… Ладно хорошо! Напоминаю еще раз, что у нас осуществляется розыгрыш в прямом эфире – разыгрываем вот такую книгу Петра Авена, большую, шикарную книгу про нашего дорогого товарища Березовского, безвременно почившего, прожившего замечательную, насыщенную жизнь. Чтобы получить эту книгу и напитаться, собственно говоря, знаниями, как стать олигархом, вам нужно всего лишь зайти на сайт budu.jobs и отыскать там самую высокооплачиваемую вакансию, прислать свой ответ, прислать эту сумму, собственно, в качестве ответа на эфирный WhatsApp 89651083493, ждем! Ждем нашего любимого победителя! Пока следующий вопрос. Вам самому приходилось проходить собеседование?

Антон Фатеев:

Да, приходилось, но последний раз я, правда, это делал лет 5 назад – это был Дубай, там немного своя специфика, но да, проходил.

Наталья Урмацких:

Мне очень интересно про специфику! И все же, что Вас больше всего раздражало?

Антон Фатеев:

На самом деле, некомпетентность людей, которые тебя собеседуют, потому что первое собеседование – это, в основном, рекрутер, который реально мало… Ты его спрашиваешь какие-то вопросы, а он не понимает, чем именно занимается тот или иной отдел в компании, особенно, если это связано с айтишностью или с какими-то глубокими финансами – не поймает, что такое machine learning, data science – ну, большинство рекрутеров не способно это объяснить.

Наталья Урмацких:

Я тоже не способна, не быть мне рекрутером!

Антон Фатеев:

Но вот это основное, наверное. Еще очень часто рекрутеры, они говорят, что ты будешь заниматься тем-то, а по итогу, даже когда ты прошел уже и приходишь в компанию, ты занимаешься совершенно чем-то другим.

Наталья Урмацких:

А Вы сталкивались с этими странными опросниками: кем Вы себя видите через 5 лет?..

Антон Фатеев:

Да, было, конечно, такое дело! У всех свои какие-то… Кто-то спрашивает… Я помню, это не я, конечно, был, но мой товарищ собеседовался, его не взяли на работу, потому что он не занимался спортом – вообще никаким, хотя он был худым и не было никаких проблема, но работодателю хотелось, чтобы он точно занимался спортом, иначе он бы не смог быть в их стресс-компании.

Наталья Урмацких:

А его нельзя было привлечь за, не знаю, ущемление неспортивных прав?

Антон Фатеев:

Наверное, можно было, но просто человек хотел работу найти…

Наталья Урмацких:

Очень хотелось работать – не до защиты прав!

Антон Фатеев:

Да.

Наталья Урмацких:

Как Вам кажется, профессия будущего – вот за кем будущее, какой будет тренд в ближайшие годы, какое направление, сфера?

Антон Фатеев:

Я думаю, следующие лет 10-30 – это точно разработчики и все, что связано с айтишностью. А потом, когда мы приблизимся к какому-то более-менее живому искусственному интеллекту – это будут, конечно, люди, которые способны создавать что-то новое и давать… То есть мы сейчас даем, когда мы создаем продукт, мы техническое задание даем разработчику, мы пишем: «Вот я хочу, чтобы было так, сделай, пожалуйста, вот этот backend, сделай этот frontend». А в дальнейшем, в каком промежутке времени, мы вот это техническое задание будем отдавать искусственному интеллекту, и он сам будет писать код.

Наталья Урмацких:

Не страшно?

Антон Фатеев:

Нет, почему? Это же здорово! Это увеличит скорость прогресса, можно будет быстрее реализовывать идеи.

Наталья Урмацких:

Хорошо, вот эта самая сфера перспективная (IT), каким складом ума молодой человек, девушка должны обладать, чтобы стать разработчиком? Потому что, ну, не каждый же! Как не может каждый писать музыку, так не каждый может идти в IT.

Антон Фатеев:

Мне кажется, самое главное, это любознательность – это основное! Потому что можно быть обычным разработчиком, в принципе, не очень любознательным и делать код (писать код), который тебе говорят писать. Но если ты любознательной, ты точно будешь развиваться в новых технологиях и уже делать что-то интересное и качественное. Второе, наверное, это дисциплина. То есть вот эти два качества я считаю основными для того, чтобы стать разработчиком. Аналитический склад ума – это, конечно, важно, но этому можно научиться, а вот любознательности и дисциплине – это уже сложнее.

Наталья Урмацких:

Понятно! Ну, а вы наблюдаете изнутри, скажем так, человеческие качества (если их можно посмотреть, оценить через монитор) ваших соискателей? Кто приходит к вам, кто чаще к вам приходит, с какими запросами, и как они себя ведут, не знаю, составляя резюме? Потому что там же наверняка можно написать какие-то шуточки, когда составляешь резюме, что-то о себе написать. Кто эти ребята, которые к вам идут?

Антон Фатеев:

Вот сейчас, так как мы недавно запустились, у нас такая свежая молодая аудитория – ребята, которые реально хотят, то есть мы сейчас получили аудиторию больше 17000 ребят, которые реально хотят найти какую-то интеллектуальную работу в классной компании. Сейчас это ребята, которые «голодные», которые переделывают резюме разным цветом, чтобы попасть в ту или иную компанию – в Сбербанк они сделают зеленым, а в Альфа-Банк они сделают красным.

Наталья Урмацких:

Цвет, действительно, играет свою роль, что вот эти цвета бренда ты рисуешь в резюме, и тебя прямо?..

Антон Фатеев:

Я думаю, не играет, но, видимо, на каком-то там курсе им сказали, что…

Наталья Урмацких:

Вот, мне кажется, что да, они прочитали в Фейсбуке какую-нибудь инструкцию, лайфхак, как сочинить резюме?

Антон Фатеев:

Я думаю, что в этом нет минусов, чтобы покрасить резюме в зеленый цвет, но есть вероятность, что это будет плюсом, потому что хотя бы ты покажешь, что ты заинтересовался и проинвестировал время в то, чтобы поменять цвет в резюме – это уже тоже какой-то труд ты осуществил.

Наталья Урмацких:

Действительно ли надо проявлять всю свою креативность для того, чтобы эйчар тебя заметил где-то там в онлайне? Потому что, я понимаю, в офлайне ты приходишь и поражаешь его своей харизмой, а в онлайне так не получится. И кроме как раскрасить резюме, в общем-то, какие еще есть варианты?

Антон Фатеев:

Ну, самый беспроигрышный, мне кажется, вариант это идти стажироваться как можно раньше как можно раньше и нарабатывать опыт. Можно сажироваться в крупных компаниях, можно идти в стартап стажироваться, ввести какую-то деятельность и ее документировать, что именно ты сделал, чему именно ты научился, какой прогресс ты сделал в этой работе – это очень важно!

Наталья Урмацких:

Самые частые ошибки соискателей?

Антон Фатеев:

Просто откликаются наобум, не подготавливаются, не пишут никакие сопроводительные письма – просто ленятся заполнить хорошо резюме, например, не инвестируют время туда.

Наталья Урмацких:

Ну, я не знаю, очень высокий запрос по зарплате, например – это является ошибкой? Вот как себя вести молодому специалисту? Потому что есть вариант «проси больше – дадут, сколько надо», есть вариант «поскромничай, не жадничай»…

Антон Фатеев:

Ну, на самом деле, можно просто посмотреть и поизучать рыночные цены, они все понятны. На начальные зарплаты там весь спектр зарплат понятен. То есть с ценами можно торговаться, когда ты уже становишься каким-нибудь топовым менеджером или просто менеджером – тогда, наверное, уже есть «я попрошу больше, мне дадут меньше» или как-то так. Но вот сейчас зарплаты, особенно в айтишности, они все понятны, то есть понятно, сколько получает рынок.

Наталья Урмацких:

А что означает на сайте такая строчка у работодателя в главе (в закладке) зарплата «по собеседованию»? Вот, когда ты видишь эту строчку – это примерно какой порядок цифр, можно предсказать?

Антон Фатеев:

Вот сейчас мы тестим новую фичу, мы будем находить разработчиков, делать техническое собеседование с ними и уже давать их компаниям. Вот компания будет нам платить за такого разработчика один оклад, то есть это рекрутинговой компании схема.

Наталья Урмацких:

Ясно! Но Вы так и не ответили, какой порядок цен, если соискатель видит вот эту графу? Как я зашла к вам на сайт и смотрю: ну, вот здесь понятно – от 10000 до 20000 стажеру; здесь понятно – 40000-60000; а вот здесь «по собеседованию». Вот что это значит?

Антон Фатеев:

Я понял! Это значит, что компания не хочет разглашать наружу зарплаты, которые они платят, но их все равно можно узнать. Можно пойти в интернет и просто погуглить «сколько получает junior-разработчик в этой компании», и на первой странице Google или Яндекса вы найдете ответ.

Наталья Урмацких:

А не будет потом претензий к вам от этого соискателя, который туда шел, а его там обманули? Вы какую-то предусматриваете буферную зону для претензий недовольных?

Антон Фатеев:

Обманули – сказали, что зарплата будет 100 тысяч, а на самом деле она 20?

Наталья Урмацких:

Да.

Антон Фатеев:

Мы, конечно, купим кофе этому соискателю и скажем: «Огромное спасибо!..»

Наталья Урмацких:

«…на тебе пирожок и не плачь!»

Антон Фатеев:

Да, и заблокируем этого работодателя на нашем сайте.

Наталья Урмацких:

Даже из-за маленького-маленького студента?

Антон Фатеев:

Но это самое главное!

Наталья Урмацких:

Сколько по совокупности должно быть ябеды-корябеды, чтобы работодателю сказать: «Ну, послушайте, имейте совесть, что вы молодежь мучаете?»

Антон Фатеев:

На самом деле, этот рынок обманов – обманы, они, естественно, всегда будут…

Наталья Урмацких:

Это не обман, это бизнес, детка!..

Антон Фатеев:

На самом деле, их меньше 5 % таких случаев, они очень мало сказываются на реальном развитии нашего продукта. Там меньше 5 %, да, с этим надо как-то жить, с этим нужно бороться, но на 95 % нашей жизни они вообще никак не сказываются.

Наталья Урмацких:

И тогда напоследок, скажем так, Ваше напутственное слово молодым выпускникам, стажерам, будущим специалистам, что бы Вы лично им пожелали на их длинном жизненном карьерном пути?

Антон Фатеев:

Ну, я бы пожелал ошибаться, быстрее ошибаться, скорее учиться на своих ошибках, учиться на ошибках ваших товарищей, ваших друзей, не бояться! В принципе, просто подумайте, как вы в 60 лет оглянетесь на свою жизнь, и там вы точно не хотите понимать, что вы в какой-то момент побоялись или струсили подействовать как-то! Просто действуйте, ошибайтесь, идите дальше!

Наталья Урмацких:

Лучше жалеть о том, что сделал, чем жалеть о том, чего не сделал!

Антон Фатеев:

Да!

Наталья Урмацких:

Хорошо, а себя Вы видите в будущем и кем Вы себя видите?

Антон Фатеев:

Да, вижу. Мне очень нравится, чем я занимаюсь сейчас – это создаю какие-то новые продукты. Я думаю, всю мою последующую жизнь буду заниматься примерно тем же – буду решать какие-то проблемы, создавая те или иные продукты.

Наталья Урмацких:

Но это не первые Ваши продукты, я так понимаю?

Антон Фатеев:

Да.

Наталья Урмацких:

Что у Вас уже есть в кассе?

Антон Фатеев:

Очень много ошибок есть уже в кассе очень тяжелых! Есть, конечно, несколько хороших. Наверное, за всю жизнь около 10-ти проектов я запускал. Ну, где-то 2 были плюс-минус успешные, а остальные 8 в багаж знаний я сложил.

Наталья Урмацких:

Окей, у нас приходит время искать победителя сегодняшнего розыгрыша, и им стал товарищ, чей номер заканчивается (сейчас я посмотрю), им стал абонент, чей номер заканчивается цифрами 7813, Вы назвали вакансию в 130 тысяч – да, есть там такая на сайте «Буду», сегодня днем видела. Не скажу, от кого, скажу, что от банка – вот этот толстый томик, как стать миллиардером, будет Ваш, если Вы заедете в течение недели в студию Mediametrics. Но после эфира я Вам напишу в WhatsApp, как все это получить. А у нас сегодня был замечательный основатель HR-tech проекта, который называется «Буду» (это платформа по поиску работы и поиску соискателей вакансий для молодежи интеллектуальной направленности и умственного труда), Антон Фатеев. Спасибо Вам большое за эту программу! Увидимся, наверное, еще не раз!

Антон Фатеев:

Спасибо большое!

Наталья Урмацких:

И с вами увидимся в следующий понедельник! Чао-какао!